Исторические особенности советского туризма. Дипломная работа: Молодежный туризм Достижения и проблемы советской системы организации туризма

Подобные документы

    Молодежный отдых как разновидность социального туризма. Современное состояние молодежного туризма в России. Особенности выбора средств размещения при организации туризма. Международное Студенческое Удостоверение ISIC. Ассоциации и объединения хостелов.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2011

    Рассмотрение молодежного туризма как вида туризма. Изучение истории возникновения и развития, нормативно-правового регулирования молодежного туризма Российской Федерации. Исследование особенностей активного и пассивного отдыха, основных маршрутов.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2015

    История туризма в России. Возникновение советского туристского движения в начале 20-х годов XX века. Переход от административного регулирования к экономическому стимулированию. Доля молодежного туризма в системе мирового туризма, проблемы его развития.

    реферат , добавлен 01.11.2011

    Определение и виды молодежного туризма. Туроператоры, работающие по направлению детского и молодежного туризма. Сравнительный анализ предложений туроператоров по направлению детского и молодежного отдыха в Болгарии, Греции и Турции, их особенности.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2015

    Характеристика и отличительные черты российских детских центров отдыха. Особенности организации детских туров по программе детского и молодежного туризма. Черное море как основной морской курорт России. Анализ видов туризма на Черноморском побережье.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2012

    История и современное состояние молодежного туризма в регионах России и его отличительные особенности, статистика поездок, современные тенденции и перспективы. Нормативно-правовое регулирование данной отрасли, рекомендации по ее развитию агентстве.

    дипломная работа , добавлен 19.09.2016

    Принципы активности участия молодежи в туризме. Предоставление льгот при совершении путешествий, приобретение международных студенческих и молодежных карт ISIC и Go25. Развитие федеральной целевой программы "Молодежь России" и проблемы туризма.

    доклад , добавлен 21.06.2011

    Классификация видов туризма. Молодежный туризм как элемент туристического сектора. Природно-географические особенности Таджикистана, его туристический потенциал. Характеристика туристического предприятия ООО "Нури Хаёт". Разработка программы путешествия.

    дипломная работа , добавлен 27.04.2015

    Становление и развитие спортивно-оздоровительного туризма в России. Сущность и специфика спортивно-оздоровительного туризма в структуре молодежного досуга. Путешествия на велосипеде. Наборы походного снаряжения. Снаряжение и приспособление для ночлега.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2014

    Значение и роль туризма для развития экономики государств. Развитие индустрии туризма. Влияние туризма на социально-психологическое состояние человека, улучшение его здоровья. История путешествий и туризма в России, основные этапы его развития.

Советская власть уделяла совё пристальное внимание туристско- экскурсионной деятельности, понимая, что это- одна из возможностей влияния на массы. Уже в 1918 года создавались курсы для учителей, в целях повышения квалификации, используя при этом вид обучения, как экскурсии.

Главным различием «буржуазного» и советского туризма являлось то, что заграничные буржуа стремились не за яркими впечатлениями, а за экзотикой и авантюрой, в условиях богатейшего комфорта совершают путешествия по разным концам света. В то время, как советский туризм, составлял часть культурной работы, и являлся глубоко политическим явлением.

В 1919 году создаются экскурсионные секции для организации экскурсионного дела в школах. Первые шесть секций были расположены в окрестностях Петрограда, были разработаны специальные маршруты. Для детей, пребывающих на экскурсии, предлагалось бесплатное питание (и это в условиях Гражданской войны и иностранной военной интервенции!). Школьников, которые прибывали для многодневных походов, устраивали на ночлег. Им для проезда по железной дороге выдавались специальные льготные проездные билеты. Постепенно началась дифференциация в направлениях работы со школьниками. Кроме Центральной станции 1920го года, возникло ещё 3 опорных центра:в Петергофе, Павловске и Царском селе. Гуманитарные станции проводили экскурсии в музеях и усадьбах, это позволяло ознакомить школьников с лестным ландшафтом и т.д.

В 1920 году создаётся Экскурсионное бюро при Наркомате просвещения РСФСР, где разрабатывают планы предстоящих походов и экскурсий.

С 1921 года начинают проводиться конференции по проблемам экскурсоводческого дела, и носили они общероссийский характер. И теперь, экскурсии должны были носить не только общеобразовательный характер, но и идеологический, так что стала разрабатываться историко-революционная тематика, а также уточнялись списки предприятий народного хозяйства.



С середины 20х годов на страницах «Комсомольской правды» стали появляться статьи, призывающие молодежь заняться туризмом. В декабре 1926 года была организована первая массовая экскурсия, в ней приняло участие 300 человек, и целью было ознакомление молодежи со строительством Волховской гидроэлектростанции.

Таким образом, все вышеперечисленные мероприятия привели к созданию Бюро туризма в 1927 году, главной задачей которого являлось развитие массового туризма среди молодежи.

В 1930-е годы стало очевидно, что мир стоит на пороге новой войны. СССР угрожала война на 2 фронта: против фашистской германии на западе и Японии на востоке. Красной нитью через многие публикации, касающиеся вопросов туризма, начинает проходить мысль о том, что «успешно воевать можно лишь тогда, когда помимо прочих условий бойцам достаточно хорошо известен район операции». Туристская подготовка многих держав позволяла успешно бороться с противниками в горах и других местностях, так как была хорошая подготовка. И туризм, « являясь по преимуществу массовым движением рабоче-крестьянской молодежи, т.е, как раз основной массы будущих защитников советского союза, в самой свободной и интересной форме даёт широчайшие возможности для изучения границ». Конечно, «массовый» туризм в приграничных районах осуществлялся, опираясь на довольно жесткие правила во избежание разведывательной деятельности под видом туризма.

Наряду с внутренним туризмом в СССР очень рано начинает развиваться и иностранный туризм. Так же как и при развитии внутреннего туризма, здесь приоритетными были пропагандистские вопросы, пытавшиеся раскрыть перед западным обывателем облик новой Росси. Так же считали, что знакомство с Советской Россией « неизбежно ускорит крах капитализма во всём мире». В самом начале, обязанности по обслуживанию иностранных туристов были возложены на «Совторгфлот», но эта организация больше занималась иностранной валютой, должной организации так и не было.

В 1929 году возрос поток иностранных туристов, и создаётся Всесоюзное акционерное общество «Интурист», которое со временем становится монополистом в области организации иностранного туризма в СССР. «Интурист» создаёт свои представительства как заграницей, так и в ряде российских городов, заключает договоры с зарубежными железнодорожными и пароходными компаниями. Туристам предлагались экскурсии не только по Москве, но и другим крупным городам России. Естественный спад начинается с 1938 года, как следствие мирового кризиса, и ощущался дух предстоящей войны. В иностранном туризме в связи со Второй мировой войной, а потом и Холодной войной, наступает длительный перерыв, и заканчивается только в 50ых годах.

Но выезжали ли совграждане заграницу в довоенный период? Основной формой выезда за рубеж были, конечно же, заграничные командировки. За рубежом побывали такие люди как, Цветаева, Маяковский, Есенин, Горький и т.д.

Организованный, или, как его стали называть, плановый зарубежный туризм, возник в СССР в 1930 году, когда первая группа из 257 передовиков производства из разных городов Союза отправилась в морской круиз с заходом в Гамбург, Неаполь и Стамбул. Туристам читали лекции о международном положении, проводились политинформации, но также давался страноведческий журнал по всем странам и берегам, вдоль которых происходило путешествие.

Внутренний туризм стал возрождаться лишь в конце 40ых годов, и в послевоенный период получили широкое распространение такие виды туризма как, плановый, самостоятельный, детский, семейный и спортивный.

С 1957 года начинается история советского морского туризма. Интурист арендовал 2 судна- «Победу»и «Грузию», на которых осуществлялись морские путешествия вокруг Европы из Одессы в Ленинград. В 1960ом году теплоход «Адмирал Нахимов» стал курсировать вдоль Крымско-Кавказского побережья. Позже, морской туризм стал развиваться и на Балтике.

В 1964 году создаётся Управление по иностранному туризму и Совет по иностранному туризму, которые должны были координировать работу различных организаций для дальнейшего развития иностранного туризма в нашей стране. В середине 1960х годов создаётся специальная система подготовки кадров для гостиниц и ресторанов, гидов и переводчиков. Основными туристическими центрами были: Ленинград, Сочи, Ялта, Иркутск и др.

С 1964 года «Интурист» стал принимать туристов с целью оздоровительного отдыха в таких местах как Пятигорск, Кисловодск, Сочи, Ессентуки.

Неизменно большой интерес вызывала поездка на «Транссибирском экспрессе» из Москвы до Владивостока через весь СССР. Быстро завоевал всеобщий интерес и экзотический круиз по Каракумскому каналу. Также многим туристам предлагали поход по прибалтийской тайге.

Главными туристскими регионами были Центральный, куда кроме Московской входили Тульская, Рязанская, Калужская, Калининская, Смоленская, Ярославская и Владимирская области. Т северо-западный, включающий в себя Ленинград, Новгород и Псков. Более половины всех маршрутов были проложены в таких курортных местах, как Черноморское побережье Кавказа, Крым, Северный Кавказ, Закавказье.

С 1970х годов наступает этап нормативно-планового развития туризма. Основными задачами являлись: массовое развитие туризма среди трудящихся масс и молодежи, способствующего повышению культурного уровня и укреплению здоровья, высокопроизводительному труду, воспитанию у советских людей любви к социалистической родине и т.д. В то же время планирование в туризме стало приобретать тотальный характер, разрабатывались и утверждались планы на 5, а иногда и 10 лет вперёд. Всё также активно продолжалась пропаганда туризма среди молодёжи, в 70х.годах была разработана программа всесоюзных походов и экскурсий школьников и студентов.

В связи с деформацией рыночных отношений в СССР увеличился спрос на оздоровительные услуги, и в связи с этим появляются новые форма обслуживания, например курсовое лечение в санаториях. По этим путёвкам отдыхающие получали лечебные и оздоровительные услуги в санаториях, с питанием и проживанием в частном секторе.

В 1970-1980г.г. наблюдается расширение географии туризма. Наряду с морскими и речными круизами, когда совершались путешествия по Северному морскому пути, начиная от Мурманска и заканчивая Петропавловском-Камчатским, по морям Северного Ледовитого и Тихого океанов, наблюдается разработка самостоятельных маршрутов от Хибин до Камчатки. Туристские путешествия становятся одной из самых популярных форм отдыха среди советских граждан.

Также стал развиваться социальный туризм, когда рабочие покупали путёвки через свои профсоюзы всего за 30% от их стоимости, иногда и больше.

Уже с 1960ого года появляется первый организованный автомобильный туризм, но реальное развитие он получает только в 80х годах. В 1985 году существовало 5 всесоюзных маршрутов для автотуристов: по Военно-Грузинской дороге, от Москвы до Алушты, от Ростова-на-Дону до Дербента, Новгород-Пярну, от Смоленска до Кара- Бугаза.

СССР приняло участие во всемирной конференции по туризму, состоявшейся в Филиппинах в 1980 году. Руководство советского союза от лица Л.И.Брежнева отметило, что туризм должен способствовать удовлетворению возросших потребностей людей в познании мира, во взаимном ознакомлении с культурой, традициями и образом жизни народов. Также туризм становился важным фактором укрепления взаимного доверия и тем самым вносил значительный вклад в поддержание мира во всём мире.

Железнодорожные путешествия планового характера появились впервые в 1960х, постепенно маршруты с использованием железнодорожного транспорта стали неотъемлемой частью многих маршрутов того времени.

Относительная дешевизна авиабилетов была одной из составляющих того бума, который переживал в 80х годах авиатуризм. Причём услугами авиации пользовались не только для доставки туристов к местам отдыха и обратно, но разрабатывались и самостоятельные авиапутешествия.

В 1960-1980 годы туризм уже не носил того принудительного идеологического характера, как это было в довоенные годы. Различными туристическими организациями были разработаны тысячи всевозможных маршрутов разных видов, продолжительности по времени, сложности и комфортности. Но, в силу того что туризм носил ярко выраженный социальный характер, спрос на туристские услуги превышал предложение. И многие туристско-экскурсионные бюро не могли обеспечить путёвки всем желающим.

Начавшаяся во второй половине 1980х перестройка и последующий распад СССР привели к распаду единой туристско-экскурсионной системы Советского Союза.

ГЛАВА 1. ТУРИЗМ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ПРЕОБРАЗОВАНИЙ.

§1.1. Социально-экономические факторы, способствующие развитию туризма.

§ 1.2. Государственно-партийная концепция развития туризма.

§ 1.3. Создание структуры управления туристско-экскурсионным движением.

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТУРИЗМА.

§ 2.1. Состояние материально-технической базы.

§ 2.2. Процесс подготовки кадров туристской сферы.

§ 2.3. Организационный опыт туристской деятельности среди населения.

Заключение научной работыдиссертация на тему "Система организации туризма в СССР"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Победа советской власти в результате революции 1917 года вызвала принципиальные изменения в содержании деятельности государства. Государство становится инструментом реализации идеологических установок РКП(б)-ВКП(б)-КПСС, главной из которых являлось воспитание нового человека - «хомо советикус».

Среди многочисленных средств воздействия на общество в духе идеологических установок того времени туризм занимал значительное место, поскольку содействовал формированию таких приоритетных для советской системы качеств как коллективизм, выносливость, целеустремленность и др. Определяющую роль в постановке целей и задач туристско-экскурсионного движения, выборе средств, их реализации играли партийные и государственные органы. Существовавший до 1917 года как частное дело, туризм после прихода к власти большевиков был введен в ранг государственной политики, степень влияния которой с годами становилась все выше и выше.

В первое десятилетие своего существования советское государство с помощью профсоюзов* и комсомола проводило последовательную политику внедрения в общественное сознание туризма как неотъемлемой части советского образа жизни, приобщения к занятиям туризмом всех категорий населения, особенно школьников и молодежи. Партийные органы добивались массового охвата трудящихся и учащейся молодежи всеми доступными формами туризма, широкое распространение получили организация и проведение туристских походов выходного дня, экскурсии, сдача нормативов ГТО по туризму.

В середине 1930-х гг. появились новые организационные формы государственного управления массовым туризмом в центре и в регионах. В результате повысилось внимание к дальнейшему развитию туристско-экскурсионного движения в стране. Нормативно-правовые документы регламентировали создание структуры управления такими видами туризма как самодеятельный, спортивный, экскурсионный, альпинизм.

В послевоенные годы произошло изменение задач туризма, его сущности и назначения. Туризм стал не только средством физического воспитания, но одним из способов влияния на население, показателем благосостояния народа. Выход СССР"из1 международной изоляции, расширение международных связей-повлекло1 за собой- формирование и развитие иностранного туризма, что значительно изменило первоначальное понятие туризма-иг его-места в жизни советского человека.

В этот период значительного" роста достигла материально-техническая» база, обострилась проблема кадровой- подготовки специалистов, которая в 1960-1985-е гг. нашла свое решение на следующем этапе развития: происходило" совершенствование организации и структуры управления» туристско-экскурсионной системы. В"начале 1970-х годов-началась-плановая-подготовка кадров- с высшим образованием для" обеспечения туристско-экскурсионных. объектов. Значимым моментом стало формирование* пяти л направлений туризма: молодежного, иностранного, самодеятельного, военного и детского. Периодически обновляемая! структура управления." в туристской сфере способствовала интенсивному развитию каждого из них.

В годы перестройки происходил интенсивный, рост туристского движения, что вызвало необходимость разработки новых положений, регламентирующих его новые формы и составления- программ его перспективного развития.

Анализ динамики туристско-экскурсионного движения свидетельствует, что его наибольший, размах и массовость приходились на период 1970-80-х годов. Туризм становился" более массовым, народным и превращался в динамично развивающуюся отрасль народного хозяйства. В связи с этим изменялись методы и формы работы туристических организаций.

Определяющую роль в постановке целей и задач туристско-экскурсионного движения, определении средств, их реализации, играли партийные и государственные органы. Правительственные акты заложили основу нормативно-правовой базы, определили основные этапы и направления развития советского туризма. Разработанные документы способствовали планомерному, поэтапному развитию туристского дела.

Нормативные документы обозначили основные задач» туризма, для достижения которых применялись доступные и эффективные методы и формы работы с населением. € целью массового охвата населения- повсеместно организовывались клубы, секции, ячейки на предприятиях, в учреждениях.

По.- мере развития и распространения туристского движения" в. России остро" стала проблема- кадрового обеспечения, решение которой было возложено правительством на комсомольские организации. Областные комитеты. ВЛКСМ" проводили семинары, курсы, сборы по- подготовке инструкторов-общественников. Однако-по мере развития; новых видов-туризма, таких как международный, рекреационный, постоянно- существовал дефицит специалистов туристской отрасли.

Дальнейшее развитие туризма в России обозначило еще и другую проблему - материально-техническое обеспечение сферы. Формирование материально-технической базы туризма началось« в 20-е годы, в результате передачи туристско-экскурсионного дела в ведомство" профсоюзов* когда при-предприятиях, учреждениях создавались базы, отдыха, санатории, пионерские лагеря, осуществлялось комплектование снаряжением-групп туристов.

По, мере совершенствования* задач и возникновения; новых направлений туризма изменялась и структура управления туристско-экскурсионным движением. Так, общественным организациям, таким как ОПТЭ, пришли на смену ТЭУ при ВЦСПС. Такая реорганизация была вызвана прежде всего проблемой формирования" материально-технической базы и системы подготовки кадров. Позднее каждый из видов туризма, таких как спортивный, иностранный, детский, молодежный стали самостоятельными направлениями и имели свои структуры управления, что эффективно сказывалось на результатах деятельности туристских организаций.

В регионах страны, согласно правительственным документам, местные власти осуществляли активную деятельность в проведении туристских мероприятий с учетом географических, природных особенностей. Так, на Урале развивались практически все виды туризма. Особенно популярными среди населения были самодеятельные походы, семейный отдых, экскурсии, походы выходного дня. Строительство таких туристских объектов, как санатории, профилактории, базы* и дома отдыха, способствовало развитию" социального (рекреационного) туризма". С целью массового охвата детей и молодежи Урала были найдены новые эффективные формы организации работы с детьми. Особую популярность получил геологический туризм, который способствовал изучению родного края, поиску полезных ископаемых. Не менее популярными среди уральского населения* стали экспедиции и походы по1 местам боевой славы, памятным местам революций. Благодаря поездам «Юность» и «Дружба» уральцы получили возможность познакомиться с достопримечательностями* других регионов и городов страны. К концу 1980-х гг. наблюдался. интенсивный рост туристско-экскурсионного движения на Урале.

Проведенное исследование позволило выявить ряд особенностей и закономерностей, влияющих на развитие туризма в советской России. Во-первых, государственная политика и ее стратегическое направление способствовали зарождению туризма как эффективного средства-воспитания, организации отдыха населения; а не как экономической отрасли. Вг основе правительственных программ и документов, регламентировавших развитие туризма, лежала идеология государства.

Во-вторых, в стране существовал регулярный контроль за выполнением документов, принимаемых партией, что значительно активизировало деятельность местных органов власти. Так же существовала система отчетности по исполняемости правительственных актов.

В-третьих, государство, внедряя новые формы работы с населением и молодежью, учитывало реально существующие в стране ресурсы, экономические, материально-технические возможности регионов. Поэтапность принятия решений способствовала планомерному и последовательному развитию туризма, превращению его в мощную индустрию в конце 1980-х гг.

Однако, это было отягощено рядом проблем. Прежде всего несоответствие материально-технической базы росту потребностей населения. А также недостаток высококвалифицированных специалистов и низкий уровень предоставляемых сервисных услуг.

Дефицит кадров туристской сферы обусловлен рядом причин субъективного и объективного характера. Объективным является то, что туризм стал для России новой сферой жизнедеятельности человека, в которой " существующие возможности государства были незначительными. Субъективным фактором недостатка квалифицированных специалистов послужило недопонимание правительства серьезности решения этой проблемы. Особенно в^ послевоенное время, когда население стало более образованным, грамотным, наблюдался" рост материально-технической базы туризма и появлялись новые ресурсы, решение проблемы подготовки кадров не получило должного внимания со стороны руководства страны. Открывались учебные заведения в больших городах, а в областях по-прежнему организовывались курсы, семинары и сборы. Высококвалифицированная^ подготовка специалистов туристской сферы была слабая. Явно обозначилось несоответствие между ростом потребностей населения, материально-технической базой и сервисом предоставляемых услуг. Особенно ярко это было выражено с развитием международного туризма. Международный туризм, в свою очередь, в Советском Союзе имел несколько деформированный характер, т.к. служил средством поощрения за успехи в учебе и труде, поездкой награждались люди, прошедшие своеобразный «отбор» в комиссиях по выезду.

Однако туризм в России развивался и оказывал позитивное влияние на формирование советского общества. Прежде всего средствами туРизма реализовывалась познавательная функция: изучение родного края, патриотическое и экологическое воспитание. Рост материально-технической базы способствовал удовлетворению потребностей человека в активном и пассивном отдыхе, реализации рекреационных возможностей каждой области страны. Формирование туристской инфраструктуры предоставило новые рабочие места, заложило основу кадрового обеспечения сферы. Развивающиеся виды туризма, такие как спортивный, спелео, горнолыжный, международный позволили реализовать возможности молодежи. Международный* туризм, в свою очередь, носил идеологический характер, но показал контрасты и различия советского4общества и зарубежья.

Проблемы развития туристской отрасли и сегодня постоянно находятся в поле зрения как федеральных, областных министерств, так и научной общественности. Одной из современных тенденций- развития российского туризма" является перенесение основной области туристского освоения в центральные регионы России, к которым относится Уральская рекреационная зона. Челябинская и Свердловская области - важнейшие промышленные регионы России, обладающие благоприятными туристскими ресурсами.

В-последние годы разрабатываются и принимаются законы, программы; концепции о туристской деятельности в областях, где основное внимание сконцентрировано на развитии въездного туризма, а не внутреннего. Хотя внутренний, в частности экологический, туризм дает возможность ощутить новое качество общения как с окружающим- миром вне привычной урбанизированной среды обитания, так и новое качество человеческого общения, освобожденного ют регламентирующей функции социума. Такой вид туризма во всех его разновидностях: от фермерского (деревенского) до самодеятельного - является альтернативой культурному туризму как по объекту туристского интереса, так и по способу организации.

После ликвидации в 1928 году Российского общества туристов на его основе в 1929 году создается общество пролетарского туризма, которое в 1930 году преобразовалось во Всероссийское общество пролетарского туризма и экскурсий.

11 апреля 1929 года было принято Постановление Совета Труда и Обороны “Об организации Государственного акционерного общества по иностранному туризму в СССР”. Фактически с этого момента произошло разделение туризма на внешний и внутренний. Руководство внешним туризмом передается Госкоминтуристу.

В 1936 году руководство внутренним туризмом поручается профсоюзам в лице ВЦСПС, в котором было образовано Центральное туристско-экскурсионное управление с отделениями в республиках и городах страны. В 1969 году это управление преобразовано в Центральный Совет по туризму и экскурсиям.

Организация молодежного туризма была поручена ЦК ВЛКСМ, которое в 1959 году создает свою туристскую структуру - Бюро международного молодежного туризма “Спутник”. Кроме того, туризмом занимались Министерство обороны, Министерство образования и ряд других ведомств, организующих отдых работников своей отрасли. Дворниченко В.В. Развитие туризма в СССР (1917-1983) М., 1985. С.14.

Единого нормативного акта, регулирующего туристскую деятельность, не существовало. Правовое регулирование туризма осуществлялось на основе ведомственных инструкций.

Переход от командно-административного управления экономикой к рыночному хозяйству коснулся и сферы туризма. Бывшие монополисты туризма “Спутник”, “Интурист”, Центральный Совет по туризму и экскурсиям преобразовались в акционерные общества и холдинги.

После ликвидации Госкоминтуриста СССР в нашей стране в течение трех лет не существовало ведомства, отвечающего за развитие сферы туризма в целом и молодежного туризма в частности.

С 1989 по 1992 гг. практически не было принято ни одного нормативного акта, закрепляющего и регулирующего новые рыночные отношения в сфере туризма. Ильина Е.И. Основы туристской деятельности. - М.: Проспект, 2000. - 452 с.

Основными достижениями советской системы молодежного туризма являлось привлечение молодежи к познавательной и оздоровительной ценности, идейно-патриотической направленности туристских походов, содержательности и разносторонности туризма как активной формы отдыха и спорта.

Советский массовый туризм - являлся одним из эффективных средств коммунистического воспитания. Воспитательное значение туризма увязывалось с принципами морального кодекса строителя коммунизма, на конкретных примерах показывалось, как походная жизнь, проходящая в коллективе и сопряженная с преодолением различных трудностей, помогает формировать высокие морально-волевые качества, в том числе мужество, товарищескую солидарность, высокую дисциплинированность, трудолюбие и др.

Воспитательное значение советского массового туризма и в том, что туристские походы, слеты и соревнования являются важными средствами привития практических навыков, полезных как в профессиональной деятельности, так и на службе в рядах Советской Армии. К числу таких профессионально- и военно-прикладных навыков мoжно oтнecти знание топографии, оказание доврачебной медицинской помощи, организацию поисково-спасательных работ, технику транспортировки пострадавшего с подручными средствами, технику движения и преодоления естественных препятствий в различных условиях местности и с разными средствами передвижения, организацию бивака и т. п.

Решением задач по развитию туристско-экскурсионного дела в стране в советское время занимались профсоюзные организации, а также отделы туризма Министерства обороны и военных округов.

Молодежный туризм в советское время рассматривался как одно из средств массовой физической культуры наряду с гимнастикой, бегом, лыжами, плаванием, спортивными играми. Те или иные виды туризма (пеший, лыжный, водный, велосипедный, а на уровне спортивных туристских походов также горный, авто-, мото-, и спелеотуризм) требуют привлечения различных элементов из области физической культуры и спорта: техники лыжного, велосипедного, гребного, авто- и мотоспорта, альпинизма и всегда, для всех видов туризма - способности ориентирования на местности. Это неизбежно пробуждало интерес к спорту, вовлекало в занятия кроссовым бегом, плаванием, лыжными гонками, греблей и водным слаломом, спортивными играми, альпинизмом, спортивным ориентированием и др. Нормативные требования комплекса ГТО по легкоатлетическим видам, плаванию, стрельбе, гимнастическим упражнениям, лыжным гонкам становились для туриста нормами, а занятия этими видами физических упражнений включались в круглогодичный цикл тренировок.

После Октябрьской революции туризм стал достоянием миллионов трудящихся.

Победа Великой Октябрьской социалистической революции открыла трудящимся нашей страны доступ к богатствам материальной и духовной культуры, способствовала развитию интереса к изучению отечественной истории, родной природы, памятников многонациональной культуры.

В. И. Ленин считал природу не только кладовой материальных ценностей, но и источником здоровья, отдыха и эстетического наслаждения, средством воспитания советских людей. После Октябрьской революции для широкого развития туризма была открыта вся территория нашей страны.

Одним из первых шагов деятельности Наркомпроса была организация массовой работы с детьми в летний период. В циркулярном распоряжении Наркомпроса подчеркивалось, что летняя работа прямо вытекает из «Положения о единой трудовой школе», указывалось, что в летнее время должны быть организованы занятия с детьми под открытым небом, летние трудовые колонии, летние площадки, экскурсии.

В 1919 г. в Москве было создано Центральное бюро школьных экскурсий для помощи учащимся, приезжающим в столицу, которое в 30-х годах было преобразовано в Центральную детскую экскурсионно-туристскую станцию РСФСР. Стремление ребят посетить Петроград и Москву в этот период было исключительно велико. Преодолевая голод, множество препятствий, разруху на транспорте, учащиеся ехали в столицу революции. В Наркомпросе им выдавали необходимые продукты, обеспечивали места на экскурсионной базе. Сельские ребята со своими учителями с утра до вечера ходили по московским улицам, посещали музеи, осматривали памятники культуры, ездили на заводы. Знакомили школьников с достопримечательностями Москвы профессора И. М. Корф, И. А. Гейнике и другие специалисты экскурсионного дела.

В 20-е годы в СССР начинает развиваться иностранный туризм. В нашу страну едут рабочие делегации из разных стран мира, прогрессивные писатели и деятели культуры, представители промышленности и торговли. Это помогает рассеять распространяемую за рубежом ложь о нашей стране.

Московский комсомол начинает борьбу за массовое развитие туризма. В 1928 г. «Комсомольская правда» и МГК ВЛКСМ организовали первый массовый выезд на Волховстрой и первый поход по местам боевой славы.

В эти годы происходят изменения и в детском туризме. 23 сентября 1927 г. Наркомпрос издает постановление «Об усилении экскурсионной работы среди детей и подростков», содержащее глубокую оценку положительного значения экскурсионной работы. В 1930 г. состоялась Всесоюзная конференция по вопросам туристско-экскурсионной работы со школьниками.

В целях развития и укрепления туристского движения в 1930 г. было создано Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ).

3 апреля 1932 г. в Москве, в Колонном зале Дома союзов, открылся первый Всесоюзный съезд ОПТЭ. На съезд прибыло 290 делегатов. Съезд работал четыре дня. Он определил задачи своей организации, задачи советского туризма - его связь с социалистическим строительством. Туризм рос и развивался на основе повышения культурного, политического уровня трудящихся, улучшения материально-бытовых условий. Туризм в СССР наглядно знакомил широкие трудящиеся массы с ходом социалистического строительства, природой, историей и культурой нашей страны, содействовал формированию военно-прикладных навыков, организации здорового, разумного отдыха в сочетании с массовой общественно-политической работой.

Одной из задач, выдвинутых всесоюзной туристской организацией, был поиск сырья для нужд пятилетки. Тысячи молодых энтузиастов пошли по стране. Туристы искали апатиты в ледяных просторах Севера, серу в пустыне Каракумы, медь в Казахстане, перламутр в Карелии и Архангельской области, нефть на Сахалине.

Туристская экспедиция под руководством молодого ученого Вадима Бахиевича открыла в Средней Азии ценное сырье для каучуковой промышленности - коксагыз. Туристы Боткинского завода открыли на Каме залежи медной руды.

Много внимания уделялось подготовке воинов Красной Армии. На Втором всеармейском агитпропсовещании в июле 1930 г. говорилось, что туризм является мощным орудием повышения боевой общеполитической и культурной подготовки красноармейцев и начсостава РККА. В походах туристы-воины получали физическую закалку, осваивали навыки ориентирования на местности, походного быта. В программе походов были военно-полевые игры и состязания. В этот период организуются и походы по местам боевой славы гражданской войны: по местам разгрома Юденича и героического перехода Таманской дивизии.

В 30-е годы много внимания уделяется альпинизму. Советские альпинисты поднимаются на Памир - штурмуют Хан-Тенгри и пик Коммунизма. В марте 1933 г. семь человек впервые перешли зимой через перевалы Местийский и Бечо. Участником этого перехода был известный турист и альпинист Александр Малеинов. С 1936 г. непосредственное руководство работой в области массового туризма и альпинизма осуществлял ВЦСПС, который организовал туристско-экскурсионные управления со своими туристско-экскурсионными базами, имуществом и строительством.

В ноябре 1938 г. Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при СНК СССР отметил неудовлетворительное развитие самодеятельного туризма и предложил создать секции туризма при комитетах и ДСО. Была создана Всесоюзная секция туризма. Секция разработала нормативы значка «Турист СССР».

Осенью 1939 г. на Боровской курган, у места впадения Пахры в Москву-реку, пешком, на байдарках, велосипедах, мотоциклах собралось на слет, посвященный десятилетию советского туризма, более тысячи человек. Наиболее заслуженные туристы здесь получили свою первую почетную награду - значок путешественника «Турист СССР». Среди них были известные сегодня в туристском мире: А. Н. Киселева, Н. Н. Аделунг, О. А. Архангельская, Н. М. Губанов и др., всего тридцать человек, До войны значок «Турист СССР» был номерным и вручался вместе с грамотой Всесоюзного комитета физкультуры и спорта. Получить такой значок было не просто. Надо было совершить два сложных путешествия, активно участвовать в общественной работе и сдать экзамены по технике туризма (основы знаний по топографии, ботанике, геологии и географии). В 1940 г. в туризме были введены инструкторские звания.

В 1940 г. был объявлен массовый поход, а в начале 1941 г. Всероссийская экспедиция пионеров и школьников по маршрутам боевой славы гражданской войны.

Проведенные организационные и агитационные мероприятия по совершенствованию управлением плановым и самодеятельным туризмом способствовали массовому развитию всех форм туристско-экскурсионной работы.

Война прервала мирный труд советских людей, мирную жизнь советского народа. Сотни тысяч туристов встали на защиту Родины. Полученные навыки и умения, физическая и волевая закалка помогали в боевой обстановке.

Шахтерский городок Тырныауз, расположенный в Баксанском ущелье на Кавказе, оказался отрезанным гитлеровцами от страны. В городе остались неэвакуированными 1,5 тыс. женщин, стариков и детей. На помощь населению пришли опытные туристы и альпинисты. Через единственный свободный путь - перевал Бечо, расположенный на высоте 3375 м, через ледник Юсеньги, мимо ледовых трещин, по «бараньим лбам» провели они советских людей, пользуясь порой вместо альпинистских веревок электрическими проводами, а вместо ледорубов и крючьев - шахтерскими инструментами. Весь переход был совершен без единого несчастного случая.

Окончилась Великая Отечественная война. Советский народ приступил к восстановлению народного хозяйства. Уже в апреле 1945 г. Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов принял решение о восстановлении деятельности туристско-экскурсионных управлений. В течение 1945 г. были созданы ТЭУ в Москве, Ленинграде, Крыму, на Северном Кавказе, в Краснодарском крае, в Грузии. Начало восстанавливаться туристское хозяйство, возобновила свою работу Всесоюзная секция туризма, которая начала разработку спортивных нормативов по туризму. В 1949 г. эти нормативы были утверждены Всесоюзным комитетом по делам физической культуры и спорта и включены в Единую всесоюзную спортивную классификацию. Этим решением самодеятельный туризм был признан как вид спорта.

Появились первые туристы - мастера спорта: велосипедист А. Власов, байдарочник Е. Ромашов, М. Немыцкий, А. Кост, Г. Ильичева. Для выполнения нормативов на звание мастера спорта по туризму согласно Единой всесоюзной спортивной классификации в то время необходимо было совершить двенадцать дальних путешествий общей протяженностью около 3000 км через четыре географических района; при этом турист должен был владеть не менее чем тремя видами туризма.

В первые послевоенные годы бурно развивается международный туризм. В 1947 г. в Париже был основан Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО), объединивший правительственные или признанные правительствами туристские организации большинства стран мира. В настоящее время в состав союза входят туристские организации более чем 100 стран мира. СССР - член МСОТО с 1956 г.

Широкое развитие в послевоенные годы получает детский туризм. Учитель, еще не снявший военную шинель, ведет своих учеников по местам сражений Великой Отечественной войны, приобщает воспитанников к славе и подвигу народа. Помогая колхозам и совхозам в уборке урожая, школьники в свободное время совершают экскурсии и походы по родному краю. В первые послевоенные годы возникали туристские школьные лагеря.

В середине 50-х годов становятся традиционными Всесоюзные туристско-краеведческие экспедиции пионеров и школьников. В 1955 г. в Москве проходила Всесоюзная конференция по детскому туризму.

В 1957 г. в связи с VI Международным молодежным фестивалем на озере Селигер состоялся I Международный слет туристов. На нем были посланцы 24 стран мира.

В июне 1958 г. было создано бюро международного туризма СССР «Спутник». Оно организует обмен молодежными, студенческими и школьными туристскими \группами с зарубежными молодежными туристскими организациями на льготных взаимных условиях. 20 июля 1962 г. Президиум ВЦСПС своим постановлением «О дальнейшем развитии туризма» преобразовал ТЭУ в советы по туризму.

Выдающимся событием в туристском движении 60-х годов было начало Всесоюзного похода дорогой славы отцов, организованного Центральным Комитетом комсомола.

Первый Всесоюзный слет участников похода, комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа открылся 19 сентября 1965 г. в крепости-герое Бресте. На слет собрались юноши и девушки, многие из которых не слышали выстрелов войны. У священных руин Брестской цитадели из уст ее защитников они узнали об обороне крепости и сердцем прикоснулись к подвигам народа.

Около трех миллионов человек приняли участие во Всесоюзном походе. Молодые патриоты сооружали памятники павшим героям, приводили в порядок места захоронений, устанавливали имена тех, кто захоронен в братских могилах, воссоздавали летопись боевых дел воинских соединений, биографии героев войны, помогали в поиске пропавших без вести.

Туристские отряды доставили на слет богатый материал о ратных подвигах советского народа. Школьники Липецка на заработанные деньги установили памятник на братской могиле советских солдат. Комсомольцы Челябинска совершили 1700-километровую экспедицию по боевому пути Челябинской танковой бригады.

Второй Всесоюзный слет участников похода по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа проходил в 1966 г. Его финал состоялся в городе-герое Москве. В дальнейшем стало традицией посвящать Всесоюзные походы по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа историческим событиям, большим юбилейным датам.

В 1967 г. Всесоюзный слет был посвящен 50-летию Великого Октября. Торжественный финал этого похода проходил в Ленинграде.

Финал IV этапа Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи дорогой отцов состоялся в Киеве в 1968 г. Этот этап был посвящен 50-летию комсомола.

V этап Всесоюзного похода (1969-1970 гг.) проходил в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина) Его финал состоялся в Ульяновске.

50-летие образования СССР ознаменовал VI 3Tari Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи; финал его проводился в Москве в 1973 г. Вот несколько итоговых цифр VI этапа, ярко иллюстрирующих размах этого патриотического движения: за три года при активном участии комсомольцев и молодежи, пионеров и школьников создано более шестидесяти тысяч музеев и уголков революционной, боевой и трудовой славы советского народа; установлено около семнадцати тысяч памятников, обелисков и других мемориальных знаков; благодаря настойчивым поискам красных следопытов восстановлены имена сорока четырех тысяч погибших воинов.

Генеральный секретарь Центрального Комитета КПСС Л. И. Брежнев, отмечая огромное воспитательное значение этого патриотического движения советской молодежи, говорил: «Очень хорошо, что советская молодежь наших дней по инициативе комсомола создала такие новые традиции, как походы по местам революционной, боевой и трудовой славы... Мы, люди старшего возраста, имеем возможность по собственному опыту сравнить прошлое и настоящее. Молодежь лишена такой возможности. О контрастах между прошлым и настоящим она знает только из книг и кинокартин, с трудом представляет себе ту нищету и бедность, свидетелями которых были мы. Поэтому важно воспитывать нашу молодежь так, чтобы она глубоко поняла и прочувствовала все, что довелось видеть и пережить нам, старшим,- тяжкую жизнь трудящихся при царизме, нелегкие, но полные энтузиазма годы первых пятилеток, бедствия и беззаветный героизм военных лет. Обо всем этом молодежь должна знать от ветеранов, от героев труда и героев войны» *.

Решающее значение в деле развития туризма и экскурсий в нашей стране в последние годы сыграло постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 30 мая 1969 г. «О мерах по дальнейшему Развитию туризма и экскурсий в стране». В постановлении говорится: «ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС отмечают, что за последние годы широкое развитие в стране получили туризм и экскурсии. Они становятся не только формой отдыха, но и важным средством повышения культурного уровня и идейно-политического воспитания населения». В июне 1970 г. создается Центральная детская экскурсионно-туристская станция Министерства просвещения СССР, играющая большую роль в деле развития школьного туризма.

11 января 1971 г. было опубликовано Положение о Всесоюзном походе комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа, принятое как совместное постановление Секретариата ВЦСПС, Бюро ЦК ВЛКСМ, коллегии Министерства культуры СССР, президиума ЦК ДОСААФ СССР, президиума Советского комитета ветеранов войны. В положении говорится, что Всесоюзный поход комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа - это массовое патриотическое движение, направленное на воспитание у юношей и девушек идейной убежденности, преданности Коммунистической партии Советского Союза, повышения их общественной и трудовой активности, готовности к защите Родины и завоеваний социализма.

Формами проведения Всесоюзного похода могут быть не только походы и путешествия, но и краеведческая работа, не связанная с активными формами туризма, а также патриотическая общественно полезная деятельность (шефство над инвалидами войны, ветеранами революции и труда, семьями погибших воинов; сооружение памятников и мемориальных знаков и шефство над местами захоронения воинов; природоохранительная деятельность и т. д.).

В 70-х годах продолжается традиция проведения всесоюзных туристско-краеведческих экспедиций пионеров и школьников. В 1972 г. газета «Пионерская правда» и Центральная детская экскурсионно-туристская станция Министерства просвещения СССР объявили положение о Всесоюзной туристско-краеведческой экспедиции пионеров и школьников «Моя Родина - СССР», посвященной 50-летию образования СССР и 50-летию присвоения комсомолу и пионерии имени В. И. Ленина.

Экспедиция являлась составной частью Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи дорогой славы отцов. В экспедиции участвовали пионеры и школьники с IV по X (XI) класс. Финиш первого этапа экспедиции состоялся в декабре 1974 г. Важнейшие мероприятия этой экспедиции - Всесоюзные туристские соревнования пионеров и школьников, слет геологов, смотр школьный музеев, ежегодный заочный конкурс на лучшее туристское путешествие и др.

Первый Всесоюзный слет-соревнование пионеров и школьников, посвященный 50-летию образования СССР, проводился с 1972 по 1973 г. в пять этапов от походов- и слетов общеобразовательных школ, районных, городских, областных, краевых и республиканских слетов-соревнований до финала - Всесоюзного слета, проведенного в районе города Сколе Львовской области Украинской ССР. В финале слета-соревнования приняли участие 36 команд союзных республик, городов Москвы и Ленинграда, команды МПС - всего более 500 учащихся. Победителем этих соревнований стал коллектив Украинской ССР.

В августе 1976 г. в Белоруссии, в районе города Полоцка, проходил финал Всесоюзных туристских соревнований пионеров и школьников. Победителем этих соревнований стал коллектив Белорусской ССР.

Бурное развитие самодеятельного туризма в нашей стране, количественный рост технически сложных путешествий обязывают повысить организационный уровень, обобщить передовой туристский опыт и изложить его в ряде документов, регламентирующих порядок оформления маршрутной документации, проверку туристских групп перед выходом на маршрут и т. д.

С 1 марта 1972 г. Комитетом по делам физкультуры и спорта при Совете Министров СССР введен новый Всесоюзный комплекс «Готов к труду и обороне СССР». Новый комплекс ГТО, включающий среди других нормативов туризм и ориентирование на местности, является программной основой физического воспитания. Он призван сыграть важную роль в подготовке всесторонне развитых, физически крепких, активных строителей коммунистического общества, стойких защитников Родины. Введение во Всесоюзный комплекс ГТО нормативов по туризму и ориентированию на местности - это признание за ними больших возможностей в оздоровлении и физическом развитии человека.

Неотъемлемой частью любых туристских мероприятий советских туристов стала общественно полезная деятельность. Даже чисто спортивные туристские путешествия включают в себя краеведческие задачи, задачи составления технического отчета о данном маршруте для последующих туристских групп. Большую общественно полезную работу ведут все туристские отряды, идущие по местам революционной, боевой и трудовой, славы советского народа. В последние годы значительно усилилось участие туристов в охране природы, причем приняло самую активную форму - воспроизводства природных ресурсов. По традиции многие туристские клубы и секции успешно развивают и такие формы общественно полезной деятельности, как организация научных исследований по заданиям государственных и общественных организаций.

В целях дальнейшего развития самодеятельного туризма, повышения мастерства и выявления сильнейших: туристских групп, коллективов физкультуры и клубов. 29 июня 1971 г. президиум ЦС по туризму и экскурсиям утвердил Положение о всесоюзных соревнованиях на лучшее туристское путешествие. Журнал «Турист» в. соответствии с Положением учредил переходящий приз «Первопроходцам года». В январе 1977 г. приказом министра просвещения СССР утверждено положение о республиканских, краевых, областных и окружных станциях юных туристов. Весной 1977 г. создана Федерация туризма СССР.

Таким образом, в последние десятилетия туризм в; нашей стране стал подлинно народным.

* Брежнев Л. И. В едином строю - к новым победам. - Брежнев Л. И. О коммунистическом воспитании трудящихся. Речи и статьи. М., 1974, с. 502-503.

Последние материалы раздела:

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....

Что ли Что ли знаки препинания
Что ли Что ли знаки препинания

В пунктуации русского языка существует немало правил, с которыми непросто разобраться. Ведь знаки препинания не только определяют границы фраз и...