Тенденции развития современного мира. Основные глобальные проблемы мировой экономики

Читайте также:
  1. A) это основные или ведущие начала процесса формирования развития и функционирования права
  2. I I этап развития Медицинской этики - становление монотеистических религий
  3. I. Основные характеристики и проблемы философской методологии.
  4. II. Основные принципы и правила поведения студентов ВСФ РАП.
  5. To creat the Future или видение инновационного развития компании из будущего.
  6. WWW и Интернет. Основные сведения об интернете. Сервисы интернета.
  7. Актуальность и методология обеспечения безопасности жизнедеятельности. Характерные особенности современного производства, зоны формирования опасных и вредных факторов.

Россия и вызовы современного мира

Москва, 2011 год
СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Тема. 1. Основные тренды развития современного мира и Россия

Тема 2. Мировая политическая система

Тема 3. Мировая экономическая система

Тема 4. Мировые социально-демографические тенденции

Тема 5. Мировая культура


Введение

Современный мир меняется на глазах. К этому можно относиться по-разному. Можно подобно страусу делать вид, что ничего не происходит. Можно бороться против изменений, стремиться отгородиться от них. Можно, «оседлав волну» изменений попытаться вырваться вперед.

Этот курс предназначен для тех, кто выбирает последнюю стратегию.

Каждый молодой человек в нашей стране постоянно делает выбор, определяя свой жизненный курс.

Цель курса - создание целостной системы представлений о роли и месте России в системе международных отношений

Курс формирует представления об

Основных тенденциях мирового развития,

Конкурентной борьбе между ведущими мировыми державами в геополитическом, геоэкономическом, социально-демографическом и культурно-цивилизационном пространстве,

Сильных и слабых сторонах России в миросистеме,

Внешних угрозах и вызовах,

Конкурентных преимуществах России,

Возможных сценариях и перспективах её развития.

Разработчики этого курса будут искренне рады, если его слушатель в конечном итоге задаст себе простой вопрос: а как я вижу свое будущее в России с учетом всего того, что я узнал из этого курса?
Тема 1.

Основные тренды развития современного мира и Россия

В результате изучения этой темы Вы познакомитесь с:

Основными политическими, экономическими, социально-демографическими культурно-цивилизационными и тенденциями, которые характеризуют мировое развитие;

- основными противоречиями и конфликтами мирового развития;

- основными пространствами глобальной конкуренции;

Позицией России в глобальной экономической, политической, социально-демографической и культурной конкуренции, уровнем её конкурентоспособности;

- базовыми принципами функционирования политической системы России;

- ролью Президента, парламента, Правительства и судебных органов в политической системе России;

- основами развития политической системы России как суверенной демократии.

Основные тенденции развития современного мира

Современный мир представляет собой мир глобальной конкуренции, протекающей в разных формах. Необходимо выделить четыре основных пространства конкурентной борьбы: геополитическое, геоэкономическое, социально-демографическое и геокультурное. Каждая страна, претендующая на роль великой державы, должна быть конкурентоспособной в каждой сфере. Ведущей тенденцией развития международных отношений является усиление в условиях глобализации экономической составляющей конкуренции, выражающегося, прежде всего, в соперничестве национальных экономик.

Современная мировая экономика является закономерным результатом развития производства и международного разделения труда, вовлечения в мировой процесс воспроизводства все большего числа стран. В течение всего XX в. шло расширение и углубление международного разделения труда на всех уровнях - от регионального, межрегионального до мирового. Международное разделение труда представляет собой специализацию стран на производстве определенных товаров, которыми государства торгуют друг с другом. Возрастает специализация и укрепляется кооперация. Эти процессы перерастают национальные границы. Международная специализация и кооперация производства превращают производительные силы в общемировые - страны становятся не просто торговыми партнерами, но взаимосвязанными участниками мирового воспроизводственного процесса. В ходе углубления процессов международной специализации и кооперации производства возрастает взаимозависимость, переплетение национальных экономик, которые образуют целостную систему.

Примерно с середины 1980-х гг. ускоряются процессы интернационализации экономической жизни, процессы обновления техники и технологии производства, получают бурное развитие новейшие отрасли производства, растет доля наукоемкой продукции в общем объеме производства, получают развитие информатика и коммуникации. Происходит ускоренное развитие транспортных технологий. Сейчас доля транспорта в создаваемом мировом валовом продукте составляет около 6%, а в мировых основных фондах - около 20%. Новые транспортные технологам позволили снизить транспортные тарифы более чем в 10 раз. Развитие транспорта обеспечивает перевозку грузов весом около 10 т на каждого жителя Земли.

Информатизация развивается на основе развития средств связи. Связь стала одной из стремительно развивающихся отраслей экономики, составляя около 20% мирового валового продукта. Темпы роста этой отрасли одни из самых высоких но сравнению с другими отраслями. Новые технологии, применяемые в связи, позволили поднять на недоступный прежде уровень скорость передачи информации и се объемы. Например, оптоволоконные кабели имеют производительность, превосходящую медные кабели примерно в 200 раз; развитые страны мира уже связаны между собой данными видами связи. Широкое распространение получила во многих странах мира мобильная связь. В России также высоки темпы роста систем мобильной связи, хотя охват регионов страны мобильной связью очень неравномерный. Однако постепенно происходит снижение тарифов этих систем, и они становятся даже конкурентами проводной телефонной связи. Ведется работа по созданию единой мировой мобильной связи на основе около 60 стационарно действующих спутников. Уже сложилась мировая спутниковая система связи, в которую входят около сотни спутников связи и сеть наземных ретрансляторов. Мировая спутниковая система дополнена национальными системами связи. Идет работа над созданием мировой спутниковой компьютерной сети, которая бы соединила персональных пользователей компьютерами через Интернет в глобальную систему.

Достижения в разработке и практическом применении новейших технологий наряду с углубляющейся специализацией и укреплением кооперационных связей привели к невиданным прежде темпам роста международной торговли - более 6% в год с середины 1980-х до середины 1990-х гг. Объем международной торговли составляет в настоящее время 6 трлн долл. Еще быстрее возрастал обмен услугами. За тот же период их объем увеличился в 2,Л раза и оценивается к настоящему времени в 1,5 трлн долл. Международный валютный фонд (МВФ) отмечает динамику международной торговли: ежегодные темпы роста оборотов составляют около 8%, что более чем двукратно превышает среднегодовой рост объемов промышленного производства.

Ускорению международных торговых связей способствовали распространение и унификация правил бытового поведения, определенная "стандартизация" представлений людей об условиях жизни. Эти стандарты жизни и поведения распространяются как посредством мировой массовой культуры (кинофильмы, рекламные ролики), так и посредством потребления стандартной, производимой мировыми гигантскими корпорациями продукции: пищевых товаров, одежды, обуви, бытовой техники, автомобилей и т.д. Новые товары обязательно широко рекламируются, завоевывая практически весь мир. Расходы на рекламу занимают в цене товаров все больший удельный вес, но затраты на нее позволяют завоевывать новые рынки сбыта, принося огромные доходы производителям. Практически весь мир пользуется едиными маркетинговыми технологиями, едиными приемами обслуживания, сбытовыми технологиями. В структуре международной торговли наблюдается прогрессирующее увеличение сектора услуг (транспорт, туризм и т.д.). В конце 1990-х гг., поданным МВФ, в мировом экспорте услуги составляли около трети. Росту международной торговли товарами и услугами способствует распространение информации о них через Интернет. По оценкам специалистов, сейчас более половины предприятий в мире находят выгодных партнеров, предлагая свои продукты в Интернете. Распространение сведений о товарах и услугах через Интернет повышает рентабельность бизнеса, так как это самый экономичный способ информирования потенциальных покупателей. Причем Интернет позволяет получить обратную связь, передавать самую сложнейшую и детальную информацию. Интернет дополняет и совершенствует традиционные торговые и транспортные технологии и позволяет формировать на биржах и в электронных торговых системах мировые цены на основные товары и услуги. Мировые цены очень чутко реагируют па различные события в экономике и политике ведущих стран мира.

Высокие темпы роста международного обмена товарами, услугами, информацией, капиталами свидетельствует о том, что значительно возросла взаимозависимость национальных экономик, причем темпы роста международного обмена намного опережают экономический рост даже самых динамично развивающихся стран. Это значит, что мировая экономика приобретает не просто торговую, но в большей мере производственную целостность. Процессы нарастания уровня взаимодействия, взаимозависимости национальных экономик, небывалое увеличение и ускорение торговли товарами и услугами, обмена капиталами и укрепление транснационального капитала, образование единого финансового рынка, появление принципиально новых сетевых компьютерных технологий, образование и укрепление транснациональных банков и корпораций получили названия глобализации мировой экономики.

Глобализация касается, пожалуй, всех процессов, протекающих в экономике, идеологии, праве, научной деятельности, экологии. Процессы сближения и взаимопроникновения национальных хозяйств (конвергенции) поддерживаются и подкрепляются процессом сближения законодательств, нормативов, а возможно, и неформальных социальных институтов (правил поведения, традиций и т.д.). Большое влияние па процесс глобализации оказывают ООН, международные экономические и финансовые организации: Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация, Всемирный банк и др.). Телевидение и Интернет также оказывают мощное воздействие на жизнь и сознание людей, создавая, порой незаметно, единые стереотипы мышления, поведения. Средства массовой информации делают известной практически мгновенно любую информацию, подавая ее тем или иным образом, формируют определенное отношение к событиям, известным людям, политическим деятелям. Таким образом, формальные и неформальные социальные институты, "вооруженные" современными новейшими технологиями, превратились в глобальный управляющий, формирующий сознание элемент.

Глобализация охватывает важнейшие процессы в мировой экономике. Одной из сторон процесса глобализации в экономике является глобализация финансов, ставшая возможной также благодаря новейшим технологиям в области коммуникаций и связи. Наша планета покрыта электронной сетью, позволяющей в режиме реального времени проводить финансовые операции, перемещать мировые финансовые потоки. Так, ежедневные межбанковские операции в настоящее время достигли 2 трлн долл., что примерно в 3 раза превышает уровень 1987 г. В мире недельный финансовый оборот примерно равен годовому внутреннему продукту США, оборот менее чем за месяц сравним с мировым продуктом за год. Можно также отметить, что финансовые операции, осуществляемые в различных формах (займы, кредиты, валютные операции, операции с ценными бумагами и др.), по объемам превосходят мировой товарооборот в 50 раз. Значительное место на рынке финансов заняли международные электронные валютные рынки, на которых заключают сделки объемом около 1,5 трлн долл. в день.

Финансовый рынок благодаря сетевым компьютерно-информационным технологиям стал мощнейшим элементом глобализации, осуществляющим влияние на мировую экономику. В процессе глобализации происходит также глобализация накопления капитала. Начало этому процессу положили сбережения, осуществляемые домашними хозяйствами, фирмами и государством. Эти финансовые ресурсы аккумулируются в банковской системе, страховых компаниях, пенсионных и инвестиционных фондах, которые и осуществляют их инвестирование. Укрупнение собственности и ее мировой передел дополняются инвестициями, мобилизуемыми с рынков евродолларов, возникших в 1960-х гг.

Главным фактором глобализации воспроизводственных процессов стали транснациональные корпорации (ТНК) и транснациональные банки (ТНБ). Большинство современных международных корпораций имеют форму ТНК, представляющих собой компании, в которых головная часть принадлежит одной стране, а филиалы и прямые портфельные инвестиции осуществляются во многих странах мира. В настоящее время в мировой экономике насчитывается около 82 000 ТНК и 810 000 их зарубежных филиалов. ТНК контролируют примерно половину мировой торговли и 67% внешней торговли. Они контролируют 80% всех мировых патентов и лицензий на новейшую технику и технологию. ТНК практически полностью контролируют мировой рынок большей части (от 75 до 90%) сельскохозяйственных товаров (кофе, пшеница, кукуруза, табак, чай, бананы и др.). В экономически развитых государствах ТНК осуществляют основную долю экспортных поставок страны. В ТНК 70% международных платежей по кредитам и лицензиям проходят между головной организацией корпорации и ее зарубежными филиалами. В числе 100 крупнейших ТНК ведущая роль принадлежит американским: доля американских ТНК в общих активах 100 ТНК составляет 18%, английских и французских по 15, германских - 13, японских - 9%.

В условиях глобализации конкуренция между ТНК усиливается. ТНК развивающихся и переходных экономик теснят ТНК экономически развитых стран. На рынке электрического и электронного оборудования их доля составляет 14%, в металлургии - 12, телекоммуникациях - 11, добыче и переработке нефти - 9%. Но доминируют все же североамериканские. Общий объем их зарубежных активов в два раза больше японских. Конкуренция между крупнейшими корпорациями ведет не только к слиянию и взаимному приобретению ранее самостоятельных компаний. В последнее время складываются совершенно новые транснациональные структуры. Слияния и поглощения охватывают новейшие отрасли экономики: связь и телекоммуникации (например, слияние крупнейшей "интернетовской" компании "Америка Онлайн" и телекоммуникационной компании "Тайм Уорнер"). Значительные изменения происходят и в традиционных отраслях, где также идет глобальный передел собственности.

Зародившись в послевоенной период, углубляется процесс региональной экономической интеграции, которая представляет собой одну из современных форм интернационализации международной экономической жизни. В экономической интеграции участвуют от двух и более государств. Страны, участвующие в экономической интеграции, осуществляют согласованную политику по взаимодействию и взаимопроникновению национальных воспроизводственных процессов. Участники интеграционного процесса формируют взаимные устойчивые связи не только в форме торговли, но и прочное техническое, технологическое и финансовое взаимодействие. Высшей стадией интеграционного процесса станет создание единого экономического организма, проводящего единую политику. В настоящее время процесс интеграции проходит на всех континентах. Сложились различные по прочности и степени зрелости торгово-экономические блоки. Сейчас функционируют с различной эффективностью около 90 региональных торговых и экономических соглашений и договоренностей. Участники интеграции объединяют свои усилия в производственной и финансовой кооперации, что дает им возможность снижать издержки производства и проводить единую экономическую политику на мировом рынке.

Кратко охарактеризуем современные тенденции развития образования :

    Гуманизация образования – рассмотрение личности учащегося как высшей ценности общества, акцент на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами. И хотя принцип гуманизации является одним их традиционных общедидактических принципов, на современном этапе развития образования его реализация обеспечивается другими условиями, в первую очередь, комплексностью традиционных и новых тенденций функционирования образовательной системы.

    Индивидуализация как усилие еще одного традиционного дидактического принципа необходимости индивидуального подхода.

Реализация этого принципа проявляется, в первую очередь, в организации личностно-деятельностного подхода в образовании. Появление такого комплексного, системного подхода к воспитанию и обучению детей обусловлено не только естественным развитием педагогической науки, которой, как любой области человеческой деятельности, присуще постоянное стремление к прогрессу, но и назревшим кризисом существующей системы образования. Особенностью такого подхода является рассмотрение процесса обучения как специфической формы субъектно-субъектных отношений между педагогом и учеником. В самом названии данного подхода подчеркивается взаимосвязь двух его основных компонентов: личностного и деятельностного.

Личностный (или личностно ориентированный) подход предполагает, что в центре обучения находится обучающийся с его индивидуально-психологическими, возрастными, половыми и национальными особенностями. В рамках этого подхода обучение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей и «зоны ближайшего развития» ученика. Этот учет проявляется в содержании учебных программ, формах организации учебного процесса и характере общения.

Суть деятельностного компонента в том, что образование способствует развитию личности только в том случае, если оно побуждает ее к деятельности. Значимость деятельности и ее результата влияет на эффективность овладения человеком общечеловеческой культурой. При планировании учебной деятельности необходимо учитывать не только общие характеристики деятельности (предметность, субъектность, мотивированность, целенаправленность, осознанность), но и ее структуру (действия, операции) и компоненты (предмет, средства, способы, продукт, результат).

Выделение каждого из рассмотренных компонентов личностно-деятельностного подхода (личностного и деятельностного) условно, так как они неразрывно связаны между собой в силу того, что личность всегда выступает субъектом деятельности, а деятельность определяет развитие ее как субъекта.

    Демократизация – создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества участников образовательного процесса (учащихся и педагогов), широкое привлечение общественности к управлению образованием.

Одна из отличительных особенностей современной системы образования – переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием, основная идея которого состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, различных типов образовательных учреждений. Выбор прав и свобод делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.

Для современного состояния системы управления образованием наиболее характерен процесс децентрализации, т.е. передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим, при которой федеральные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные органы сосредоточивают усилия на решении конкретных финансовых, кадровых, материальных, организаторских проблем.

    Вариативность, или диверсификация (в переводе с лат. – разнообразие, разностороннее развитие), образовательных учреждений предполагает одновременное развитие различных типов учебных заведений: гимназий, лицеев, колледжей, школ с углубленным изучением отдельных предметов, как государственных, так и негосударственных.

Она проявляется в структурных изменениях образовательной системы. Осознание того, что качественное обучение и воспитание возможно лишь в условиях реальной преемственности всех звеньев образовательной системы, приводит к возникновению комплексных образовательных учреждений (детский сад – школа, школа – вуз и др.). Тенденция к интеграции заметна и сегодня в содержании образования: происходит усиление межпредметных связей, создаются и внедряются интегративные курсы в разных типах учебных заведений и т.д.

    Интегративность проявляется в структурных изменениях образовательной системы. Осознание того, что качественное обучение и воспитание возможно лишь в условиях реальной преемственности всех звеньев образовательной системы, приводит к возникновению комплексных образовательных учреждений (детский сад-школа, школа-вуз и др.) Тенденция к интеграции заметна и сегодня в содержании образования: происходит усиление межпредметных связей, создаются и внедряются интегративные курсы в разных типах учебных заведений и т.д.

    Психологизация современного образовательного процесса интеграции, тем не менее правомерно выделить ее в самостоятельное направление. Это не только отражает повышенный социальный интерес к психологии (что характерно в периоды социальных кризисов и, как следствие, фрустрации и невротизации общества), но и говорит о том, что сегодня меняется сама формулировка педагогических задач.

Кроме задачи формирования у учащихся знаний, умений и навыков (ЗУН), перед педагогом стоит задача развития мыслительных способностей, которые позволят ребенку получать их. Если формирование поля ЗУН- это педагогическая задача, то формирование мыслительных свойств -это психолого-педагогическая задача. Однако уровень психологической подготовки наших педагогов не позволяет сегодня успешно решать эту задачу.

Для решения этой задачи необходимо проведение специальных исследований, результаты которых помогли бы более качественно реализовать существующую сегодня тенденцию к практической интеграции педагогики и психологии.

    Переход от информативных к активным методам обучения включает элементы проблемности, научного поиска, широкое использование резервов самостоятельной работы учащихся, он подразумевает отказ от жестко регламентированных контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебно-воспитательного процесса в пользу развивающих, стимулирующих творчество личности.

Сегодня достаточно четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким потенциалом, умением системно ставить и решать различные задачи, Творчество как важнейший механизм приспособления в более широком плане можно рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимо личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле. Формирование такого качества требует системного подхода и может успешно реализовываться на всех ступенях образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности.

    Стандартизация содержания образования характерна для современной международной практики образования и вызвана необходимостью создания единого уровня общего образования независимо от типа образовательного учреждения. Она понимается как система основных параметров, принятых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности личности достижения этого идеала.

    Индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет создавать и использовать новые модели обучения и проверки результативности усвоения его содержания (например, программированное обучение). Кроме того, компьютеризация образовательного процесса во многом расширяет возможности заочного обучения, особенно для лиц, которые по состоянию здоровья не способны посещать образовательные учреждения.

Функциональное назначение компьютера в обучении различно по отношению к учащимся и преподавателям. Для преподавателя компьютерная техника является орудием его труда, для учащихся и студентов - средством их развития. С одной стороны, компьютеры облегчают процесс обучения в смысле повышения оперативности передачи учебной информации, контроля ее усвоения, коррекции разного рода отклонений в обучении. С другой- чрезмерное увлечение компьютерами, неумелое их применение может стать источником потери познавательных интересов, лености мышления и других нежелательных последствий у обучающихся.

В последние десятилетия особенно отчетливо проявили себя некоторые качественно новые тенденции и возникающие на этой основе проблемы социального, экономического, политического и культурного развития общемирового характера. Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Эпоха постмодерна? В зарубежной (а отчасти и отечественной) социально-гуманитарной литературе ныне все больше обсуждается проблема так называемого постмодерна. В чем она заключается? Сам термин, как утверждают многие авторы, образовался первоначально в рамках новейших культурологических исследований (особенно в области теории и практики архитектуры). Считалось, что постмодернизм - это особый стиль создания и изучения произведений искусства, особенно архитектуры. Он противопоставлялся прежним модернистским стилям, существовавшим в этих сферах культуры в XIX и большей части XX в., таким, например, как футуризм, кубизм, конструктивизм и др. Характерным примером модернизма в архитектуре считалось возведение безликих, эстетически убогих зданий-гигантов из стекла и бетонных блоков, распространившееся во многих странах. Не случайно один из теоретиков постмодерна Ч. Дженкс утверждал, что архитектура модернизма умерла в Сент-Луисе, штат Миссури, 15 июля 1972 г., когда «постыдное здание Прюитт-Игоу или точнее несколько плоских блоков» прекратили свое существование после взрыва с помощью динамита.

Постмодерн в его социологическом понимании определить очень сложно вследствие значительной неопределенности самого термина. При этом следует обратить внимание и на то, что расхождения в понимании процессов отражаются на вариантах термина: постмодерн, постмодернизм, постмодернизация. Не вдаваясь в тонкости словоупотребления, отметим лишь то, что представляется наиболее важным. Общий смысл, коротко говоря, сводится к тому, что этими терминами пытаются обозначить некоторые особенности социальной реальности, «социальных условий» (Ж. Ф. Лиотар), сложившихся во второй половине XX столетия, а также особенности понимания этой реальности и социальной деятельности людей в новых условиях. Подчеркивают также, что постмодерн - это смена самого направления развития современных обществ.

Одним из первых термин «постмодерн» использовал еще в 50-х гг. XX в. английский историк А. Тойнби в знаменитом «Исследовании истории». С его точки зрения, период времени от Ренессанса до конца XIX столетия был периодом классического модерна - индустриализации, бесконечного, как казалось, научно-технического прогресса, веры в силу человеческого разума, науку, возможности рационального обустройства общества. Однако с последней четверти XIX в. преобладающими становятся настроения пессимизма, тенденции иррациональности, индетерминизма и анархии, которые Тойнби связывает с приходом «массового общества» и «массовой культуры». Этот период, продолжающийся и поныне, он и именует периодом постмодерна - периодом «тревожного времени» для западной цивилизации, ее социальной дезинтеграции, разрушения вековых ценностей. (Вспомним, что примерно этот же период Сорокин характеризует как период начала кризиса чувственной культуры.)

В той или иной мере исследователями и сторонниками постмодерна можно считать Р. Инглегарта, Ж. Ф. Лиотара, Ж. Бодрийара, Ч. Дженкса, М. Фуко и ряд других мыслителей.

Американский социолог Инглегарт процесс постмодернизации противопоставляет процессу модернизации. С его точки зрения, за последнюю четверть XX столетия «произошла смена главного направления развития». В самом термине «постмодернизация» заложен важный концептуальный смысл, в соответствии с которым модернизация «уже не является самым последним событием в современной истории человечества и социальные преобразования развиваются сегодня совершенно в ином направлении». На стадии постмодернизма происходит переход к более гуманному обществу, в котором больший простор предоставляется самостоятельности, многообразию и самовыражению личности, общество отходит от стандартного бюрократического функционализма, от увлечения наукой и экономическим ростом, делает больший акцент на эстетических и человеческих моментах .

Одну из наиболее развернутых концепций выдвигает французский автор Лиотар. С его точки зрения, жители развитых западных обществ уже с начала 60-х гг. XX в. живут в мире постмодерна, который следует понимать как фундаментальное «социальное условие» этих обществ, а не только как новый творческий стиль в искусстве, в том числе и в архитектуре. Социальное условие, в частности, заключается в крушении двух важнейших устоев предшествующих эпох, которые в действительности оказались мифами. К ним он относит «миф освобождения» и «миф истины». «Миф освобождения» означает крушение надежд на создание с помощью науки общества, в котором человек чувствовал бы себя свободным, раскрепощенным индивидом, творческой личностью. В действительности идея свободного человека была разрушена растущей репрессивностью западного общества, мировыми войнами, наличием концлагерей и гулагов, изобретением оружия массового уничтожения людей. Вера в возможность познания одной великой Истины, которая могла бы увлечь и воодушевить массы людей, также оказалась утраченной - и под воздействием несбывшихся социальных надежд, и под растущим влиянием релятивистских теорий социального познания (в частности теорий Т. Куна, П. Фейерабен- да). Общим результатом массовой утраты доверия к основным устоям периода модерна стало то, что население развитых западных обществ живет в мире, в котором не существует гарантий ни в отношении долговременных результатов их деятельности, ни в отношении надежности и истинности их знаний. Интеллектуальная деятельность в значительной степени превращается в «языковые игры».

В несколько ином ключе характеризует постмодерн Дженкс. Это эпоха, утверждает он, когда никакая ортодоксия не может быть принята без саморефлексии и иронии, и никакие традиции не могут обладать валидностью в глазах масс людей. Такое положение обусловлено отчасти тем, что называется информационным взрывом , новой социальной организацией знания, становлением мировой коммуникационной сети. Почти каждый городской житель с помощью компьютера и Интернета может получить информацию фактически из любой точки планеты. «Плюрализм, этот «-изм» нашего времени, - это великая проблема, но и великая возможность: где Каждый Мужчина становится Космополитом, а Каждая Женщина - Свободным Индивидом, неразбериха и беспокойство становятся ведущими состояниями духа, а эрзац - общей формой масс-культуры». Такова цена, которую мы платим за эпоху постмодерна, подобно тому, как монотонность, догматизм и бедность были платой за эпоху модерна. Но уже «невозможно вернуться к прежней культуре и индустриальной форме общества, навязывать фундаменталистскую религию или даже модернистскую ортодоксию» .

Таким образом, если попытаться подытожить основные положения теоретиков и аналитиков постмодерна, то можно сказать следующее:

постмодерн характеризуется как особый период, «эпоха» в новейшей истории общества, прежде всего западного, некоторые (Лиотар и др.) уточняют: западного капиталистического общества;

с точки зрения «социальных условий», т. е. социального содержания этот период следует за периодом модерна - классического капитализма и индустриализации и охватывает последние десятилетия XIX и значительную часть XX столетия;

«социальные условия» постмодерна обычно характеризуются сочетанием противоречивых тенденций, доминированием социального и культурного плюрализма, многообразием стилей, изменчивостью, скоротечностью порядков, отсутствием долговременных и твердоустановленных ориентиров;

постмодерн - это и особый взгляд на общество, в соответствии с которым неправомерно выделять и обособлять в качестве относительно самостоятельных сферы экономики, политики, идеологии, культуры и т. д. Общество представляет собой интегрированную целостность, в которой все элементы органически взаимосвязаны;

в критическое положение попадают социальные науки, поскольку в результате доминирования настроений культурного плюрализма и гносеологического релятивизма размывается легитимность открываемых науками истин. Утрачивается доверие к валидности науки, действительности ее содержания, по крайней мере в части формулирования более или менее долгосрочных тенденций и трендов.

Нужно подчеркнуть, что теории постмодерна встретили далеко не однозначную реакцию в социологическом сообществе в разных странах. Значительная часть социологов подвергает их достаточно резкой критике. Разумеется, нельзя не признать, что в концепциях постмодерна, так сказать, схвачены некоторые важные особенности процессов информационного, технологического, социального и культурного развития, касающиеся прежде всего развитых западных обществ. Видимо, есть резон говорить о существенных различиях в самом характере, причинах, движущих силах и социальных последствиях на этапе индустриализации (модернизации) общества и на последующем этапе, который многие авторы и называют постмодернизацией. Естественно, что эти различия требуют специального и детального изучения.

Информационная революция. Действительно, во второй половине XX в. и особенно в последние десятилетия в мире произошли такие существенные изменения, которые меняют не только социальный облик мира, но саму направленность социально-исторического развития в наиболее развитых странах и выстраивают новую иерархию факторов этого развития. Одно из них связано с информатизацией и компьютеризацией современного общества и вытекающими из них глубокими социальными переменами. Эти сдвиги ряд авторов называют информационной (информационно-технологической) революцией, более того - революцией, которая кладет начало новому типу общества - информационному обществу. В чем суть этой революции?

В чисто техническом плане обычно выделяют следующие элементы информационной революции:

изобретение и широкое распространение телевидения;

распространение не только проводной, но и радиотелефонной связи;

изобретение и широкое использование оптического кабеля;

изобретение компьютера, персонального компьютера и широкая компьютеризация современного общества;

использование в целях радио- и телесвязи искусственных спутников Земли;

распространение всемирной системы Интернет.

Каждый из этих элементов в отдельности, конечно, является великим достижением современной цивилизации, научно-технической мысли. Но эти элементы, соединенные в единую систему, которая «опутывает» всю планету едиными, унифицированными информационными сетями, создают качественно новую ситуацию, имеющую самые значительные социальные последствия. Некоторые исследователи считают возможным говорить о формировании особой инфосферы (информационной сферы) наряду с биосферой. Инфосфера представляется как некоторое продолжение и конкретизация идей В. И. Вернадского о ноосфере.

В чем же заключаются социальные последствия информационной революции ? Нужно прямо сказать, что эти последствия пока изучены недостаточно. Вместе с тем некоторые выводы (пусть в самом общем виде) можно сделать уже сейчас.

Первое: формирование глобальной унифицированной информационной системы, соединяющей между собой практически все цивилизованные точки нашей планеты. Информация, добываемая в одной точке, к примеру в Европе, практически мгновенно может быть доставлена и воспринята в любой другой точке - не только в самой Европе, но и в Америке, Африке, Австралии, даже на отдаленных островах Тихого океана. В этих условиях принципиально иной характер приобретает вопрос о доступности информации. Получателю или пользователю нет необходимости передвигаться, чтобы получить ее. Информация может быть доставлена домой или в местный офис по запросу в любой момент. В итоге социальное взаимодействие людей, социальная коммуникация приобретают новые черты, которых не было раньше. В частности, взаимодействие отдельных индивидов, а также целых групп людей, социальных организаций может осуществляться напрямую через границы, без обязательного, как это было прежде, участия в этом процессе государства. Можно сказать, что информационная революция как бы «сжимает» пространство и время в новую социальную реальность.

Второе: возникают информационные технологии. Информационно-технологические линии создания и распространения информации функционируют не только в глобальном, национальном или региональном масштабах. Отныне они пронизывают буквально все сферы человеческой жизнедеятельности - экономику, политику, культуру, министерства, корпорации, фирмы, банки и т. д. Самое главное заключается в том, что именно информационные технологии приобретают приоритетное, даже первостепенное значение с точки зрения эффективности, конкурентоспособности различных хозяйственных и управленческих единиц. При наличии определенных условий именно информация, знания, изобретательность людей, воображение и добрая воля становятся главным ресурсом развития. И это относится как к целым государствам, так и к отдельным организационным структурам. Конференции Нобелевских лауреатов (Париж, 1988 г.) в своей Декларации заявили: «Научные знания - одна из форм власти, поэтому как отдельные люди, так и народы должны иметь к ним равный доступ».

Третье: информационная революция служит существенным фактором глобализации всех сфер жизнедеятельности современного общества - экономической, политической, культурной. (Об этом подробнее см. ниже.)

Четвертое: информация и знания становятся важнейшим стратегическим ресурсом и фактором развития современных обществ. Общества, обладающие более развитым информационным ресурсом, имеют большие возможности для быстрого развития наукоемких и ресурсосберегающих технологий в экономике и тем самым быстрее развивают свою экономику, производят конкурентоспособную продукцию и на этой основе увеличивают национальное и индивидуальное богатство. В связи с этим в новом свете представляется проблема социальной значимости образования, особенно высшего образования, подготовки высококвалифицированных кадров. Наиболее социально востребованы профессии, связанные с деятельностью в инфосфере, ее обслуживанием, развитием и т. д.

Пятое: информационная революция оказывает существенное влияние на социальную стратификацию общества. Резко возрастает занятость в информационной сфере - в сфере производства, передачи, хранения знаний и информации. Обладание знаниями, информацией, компетентность, высокая квалификация становятся важнейшими факторами вертикальной мобильности, повышения социального статуса кадров. Работники, занятые в инфосфере, стали формировать самую многочисленную группу работников. Так, если в США еще в 1970-х гг. они составляли 47% от общей численности гражданской рабочей силы, тогда как индустриальные рабочие составляли около 28, рабочие в сфере услуг - 22, сельскохозяйственные рабочие - 3%, то к настоящему времени численность работников информационной сферы в США (и ряде других стран) уже превысила численность работников всех остальных сфер, вместе взятых.

Глобализация. Этим понятием обозначают процессы становления более или менее единых общемировых систем в экономике, технологии, информации, политике и т. д. В результате таких процессов страны и народы становятся не только взаимосвязанными между собой, но и взаимозависимыми. Глобализм - это новое осознание всего мира как единого, общего «места жительства». Именно этим качеством глобализация коренным образом отличается от существовавшей многие столетия системы международных связей и отношений.

Еще в Докладе о развитии человека за 1999 г., подготовленном экспертами ООН, глобализация на современном этапе характеризовалась следующими аспектами:

появлением на глобальном уровне рынков валюты и капиталов;

возникновением новых инструментов (средств) глобализации, таких как Интернет, сотовые телефоны, информационные сети, в том числе спутниковое телевидение;

появлением новых действующих лиц (организаций), таких как Всемирная торговая организация (ВТО), многонациональные корпорации, всемирные сети неправительственных организаций (НПО);

формированием новых правил и норм. Это международные соглашения по вопросам торговли, услуг, интеллектуальной собственности и др., которые имеют обязательную силу для национальных правительств.

В самом деле, происходит формирование взаимозависимой по всему миру глобальной экономики, и ярким показателем ее становятся многочисленные транснациональные корпорации и крупные компании (например, известный «Макдональдс»), которые имеют отделения во многих странах, а продажу своей продукции или услуг стремятся осуществлять по всему миру. Иначе говоря, глобализация означает, как выразился Нобелевский лауреат экономист М. Фридман, возможность производить продукт где угодно, используя ресурсы откуда угодно, компаниями, расположенными в любой точке земного шара, для продажи повсюду.

Очевидно, что глобализация как одна из ведущих тенденций современного мира стимулирует рост и прогресс в сфере экономики, технологии, информационных системах, несет огромный потенциал социальных (и культурных) изменений. Она формирует в разных странах новое, в значительной степени унифицированное восприятие действительности, новый стиль жизни людей, новые ценности и таким образом может способствовать подтягиванию развивающихся стран до уровня современной цивилизации. Именно в этом смысле российские власти (как и раньше советская власть) выступают за подключение страны к мировым глобализационным процессам.

Но вместе с тем неуправляемая, неконтролируемая глобализация несет и массу отрицательных последствий, особенно для развивающихся стран. Многие исследователи обращают внимание прежде всего на то, что глобализация не ведет к выравниванию уровней экономического, технологического, информационного развития разных стран. Более того, неравенство в этих отношениях между странами не только сохраняется, но во многих отношениях и усиливается. В упоминавшемся Докладе о развитии человека за 1999 г. приводятся такие данные: разрыв в доходах между пятой частью мирового народонаселения, проживающего в богатейших странах, и пятой частью, живущего в беднейших странах, выражался в 1997 г. соотношением 74: 1, тогда как в 1990 г. это соотношение было 60: 1, а в 1960 г. 30: 1. Это означает, что разрыв в доходах между богатейшими и беднейшими странами за неполные 40 лет увеличился почти в два с половиной раза. Особенно велик (и все увеличивается) разрыв в наукоемких производствах и расходах на научные исследования и опытно-конструкторские разработки.

Но, пожалуй, наибольшие опасения вызывает глобализация непосредственно в сфере социальных отношений и в сфере культуры. Экспансия унифицированных образцов поведения, чужеземных культурных обычаев, ценностей, норм угрожает самому существованию множества самобытных национальных и региональных культур, а потому вызывает зачастую активную негативную реакцию, неприятие, открытые и многочисленные демонстрации протеста так называемых антиглобалистов.

Главный вопрос, который возникает при рассмотрении процессов глобализации, это вопрос о том, не приведут ли эти процессы к унификации мирового сообщества людей и глобальной унификации культуры? Видимо, нельзя отрицать, что такая опасность существует. Но вместе с тем существуют и объективные границы, пределы такой унифицированной глобализации. Они заключаются в устойчивости социальных структур разных народов, их исторической культуре, национальных традициях, языке. Практическая задача заключается не в том, чтобы остановить, запретить процессы глобализации. Это сделать невозможно, да и не нужно. Она заключается в умелом соединении преимуществ глобализации с местными и региональными социально-культурными нормами и институтами, чтобы обеспечить более эффективное управление научно-техническим прогрессом на местном, региональном, национальном и глобальном уровнях.

Императивы устойчивого развития. В последние 15-20 лет в среде ученых разных специальностей, а также в политических кругах многих стран мира все более активно обсуждается вопрос о необходимости выработки международной и национальных стратегий устойчивого развития. Дело в том, что масштабы современной производственной, общественно-политической и даже бытовой деятельности людей в рамках мирового сообщества оказываются столь внушительными, что порождают все больше глобальных противоречий и новых кризисных ситуаций, которые ставят перед правительствами, учеными, всем населением Земли кардинальные проблемы о возможностях дальнейшего существования человеческой цивилизации. Из них две группы проблем, тесно связанных между собой, имеют особо важный характер. Первая - это воздействие на природу техногенных и антропогенных факторов, что ведет к глобальному экологическому кризису. Человечество, прежде всего промышленно развитые страны, поглощают такое количество минеральных природных ресурсов, особенно невозобновляемых (нефти, газа, угля, др.), что продолжение в дальнейшем производственной деятельности в прежних объемах и сложившимися индустриальными методами ведет не просто к истощению этих ресурсов, но ставит под угрозу существование самой природы, в первую очередь существование биосферы.

Вторая - это растущее неравенство в экономической, научно-технической, политической, интеллектуальной сферах между промышленно развитыми странами, так называемым «золотым миллиардом», и остальными странами, а также растущее социально-экономическое неравенство внутри отдельных стран.

Такого рода опасности для всего человечества стали осознаваться в последние десятилетия уже на уровне правительств, политических деятелей разных стран, международных политических и экономических организаций. Это проявилось в созыве ряда международных конференций, форумов, встреч руководителей некоторых стран, на которых обсуждалась складывающаяся ситуация. Так, в 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию на уровне глав государств и правительств, которая указала на возникающие перед мировым сообществом проблемы и на необходимость глобального устойчивого развития (sustainable development ; следует сразу отметить, что, с нашей точки зрения, русский перевод этого выражения как «устойчивое развитие» неудачен. Смысл оригинального английского понятия - само- поддерживаемое развитие, т. е. развитие общества, как бы согласованное с состоянием и развитием окружающей среды, природы, в результате чего общество и природа должны рассматриваться как единая целостная система). Председатель Конференции Президент Бразилии Фернандо Коллор де Мел- ло так определил цели ее проведения: «Мы собрались, чтобы обеспечить прогресс в решении общей задачи, основанной на двух фундаментальных положениях - развитие и окружающая среда. Мы принимаем историческую необходимость и нравственную обязанность сформировать новую модель (развития), в которой благополучие всех и сохранение окружающей среды были бы обязательно синонимами... Мы не можем обеспечить экологическую безопасность планеты в социально несправедливом мире» .

Императив устойчивого развития, его осознание в науке складывались в течение ряда десятилетий. В этой связи в научной литературе называют концепцию ноосферы выдающегося отечественного ученого академика В. И. Вернадского, известные доклады представителей Римского клуба и некоторые другие течения философской и социально-экономической мысли. Концепция Вернадского имеет философский и общенаучный характер, и суть ее, кратко говоря, заключается в следующем: человеческий разум ныне достигает такого могущества, что познавая законы природы, развивая технику и технологию, становится не только социальной, но и геологической силой. Возникают новые формы обмена веществом и энергией между обществом и природой, расширяется и углубляется биогеохимическое и иное воздействие человека на природу. В результате биосфера превращается в ноосферу, т. е. переходит в новую, высшую стадию. Общество и природа могут и должны рассматриваться как некоторая целостность.

Римский клуб - это неформальная организация, объединение некоторых ученых, политиков, общественных деятелей. Его представители в ряде своих докладов в 1970-1980-х гг. доказывали, что продолжение прежней политики неконтролируемого экономического роста ведет к истощению природных ресурсов планеты, губит природу. Эта идея особенно отчетливо была выражена в известном докладе Д. Медоуза «Пределы роста». Вместе с тем авторы доклада доказывали, что в силу сложившейся в мировой экономике ситуации необходимо установить пределы экономического роста и развития, прежде всего не допустить превращения стран «третьего мира» в индустриально развитые страны североамериканского или западно-европейского уровня. В противном случае, по мысли докладчиков, возможна глобальная катастрофа из-за исчерпанности природных - материальных, минеральных, энергетических, продовольственных и иных ресурсов и необратимого поражения природной среды обитания человека .

Императив устойчивого развития имеет и глобальные, и национальные и региональные аспекты. Он непосредственно касается перспектив дальнейшего развития Российской Федерации в указанных аспектах. Еще в 1996 г. был издан Указ Президента РФ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», в котором было предложено разработать и внести на рассмотрение Президента проект Государственной стратегии устойчивого развития РФ. Разработка Государственной стратегии устойчивого развития России сталкивается прежде всего с двумя группами проблем, которые являются и научно-исследовательскими, и практически-поли- тическими. Первая группа связана с состоянием современного экологического кризиса и перспективами его разрешения. Дело в том, что кризис является одновременно как внутрироссий- ским, так и глобальным. Иными словами, правильное, научное определение сущности кризиса и путей его разрешения возможно лишь при учете и сбалансированности интересов и потребностей мирового сообщества и интересов и потребностей российского общества, российского многоэтнического народа. В этой связи небезынтересно привести мнение президента Римского клуба Р. Диес-Хохлайтнера : «Концепция устойчивого развития будет иметь право на существование только тогда, когда будут полностью учтены особенности каждой страны, оценены ее ресурсы и перспективы промышленного и сельскохозяйственного развития, проанализированы тенденции мировой торговли, исследована экологическая жизнеспособность глобальной экономики. Пока мы не установим предельно допустимый уровень загрязнения и не договоримся о компенсации ущерба, используя имеющиеся в распоряжении мировой общественности механизмы влияния, мы не добьемся гармоничного и устойчивого развития мира» .

Другая группа проблем не менее, а, возможно, более сложна. Речь идет о кризисе глобального распространения на протяжении нескольких веков такой модели социально-экономического развития, которая основывается на представлениях о безусловных преимуществах и эффективности капиталистических рыночных отношений, возможности и необходимости бесконечного эксплуатирования природных богатств, природных ресурсов, неизбежности разделения мирового сообщества на развитые, благополучные страны («золотой миллиард»), в которых господствует обрабатывающая промышленность, наукоемкое, экологически чистое производство, и слаборазвитые страны, где доминирует добывающая промышленность, экологически «грязные» технологии.

Не секрет, что такую модель социально-экономического развития в явной или неявной форме поддерживают ряд видных западных политических деятелей, ученых, представителей транснациональных компаний. И не только поддерживают, но через государственные органы некоторых западных стран и через некоторые международные организации стремятся навязать всему миру представления, что подобная модель - единственно возможная, единственно приемлемая модель устойчивого развития в современных условиях.

Однако такие взгляды подвергаются критике со стороны не только государственных и общественных деятелей и ученых развивающихся стран, но и дальновидных, проницательных интеллектуалов развитых западных стран. Они подчеркивают исчерпанность неконтролируемого капиталистического рыночного развития, несправедливость разделения мирового сообщества на «страны благополучные» и «страны-изгои». Так, на упоминавшейся Конференции 1992 г. в Рио-де-Жанейро Генеральный секретарь Конференции М. Стронг заявил: «Эта модель роста и связанная с ней структура производства и потребления не являются устойчивыми для богатых и не могут быть взяты на вооружение бедными. Следование по этому пути может привести к концу нашей цивилизации... Расточительный и разрушительный образ жизни богатых не может сохраняться за счет жизни и условий существования бедных и природы» .

Ряд крупных ученых (например, академик РАН В. Коптюг и др.) подчеркивают, что ключевой вопрос - это вопрос совместимости устойчивого развития и рыночных отношений, поскольку первое предполагает доминирование сознательного и планомерного контроля, а второе - элементов стихийности, неконтролируемости, неуправляемости.

Другие крупные ученые (академик РАН Н. Н. Моисеев и др.) считают, что речь должна идти не просто о бережном отношении к природе, ее сохранении для будущих поколений, а о полном осознании необходимости перехода общества к новому типу эволюции, так называемой коэволюции, т. е. совместному гармоничному развитию природы и общества. Моисеев считает совершенно иллюзорными и недостаточными представления о том, что если мы научимся не загрязнять окружающую среду промышленными отходами и не разрушать живой мир, то и будущее наше гарантировано. Конечно, «сохранение живой природы - условие совершенно необходимое, но недостаточное». Ситуация гораздо серьезнее. Проблема устойчивого развития - «это проблема формирования новой цивилизации». Мы не знаем, какой будет эта цивилизация, но мы твердо убеждены, что путь развития посредством покорения природы, посредством покорения одних стран другими, одних народов другими, одних людей другими, этот путь фактически исчерпал свои возможности. Он привел к современному экологическому кризису, кризису социально-экономического развития мирового сообщества. На повестке дня - выработка «стратегии переходного периода к такому состоянию природы и общества, которое мы можем характеризовать терминами “коэволюция” или “эпоха ноосферы”» См.: Римский клуб. История создания, избранные доклады и выступления, официальные материалы / Под ред. Д. М. Гвишиани. М., 1997.

  • Римский клуб. История создания, избранные доклады и выступления, официальные материалы. С. 285.
  • Независимая газета. 2000. 2 июня.
  • Моисеев Н. Н. С мыслями о будущем России. М., 1998. С. 139.
  • Современные тенденции развития можно охарактеризовать двумя словами – глобализация и ускорение. Технологии, производство и вся наша жизнь ускоряются с каждым днем. Экономики различных государств с каждым годом всё теснее переплетаются между собой, интернет объединяет миллионы людей по всему миру, транспорт позволяет не задумываться о расстояниях, события в одном регионе мира, так или иначе, влияют на все страны.

    Современные тенденции развития основываются на взаимодействии отдельных личностей, организаций и целых государств. В наши дни лишь немногим странам удается сохранить изолированность от внешнего мира, но полной изоляции они уже никогда не смогут достичь. Например, даже в Северную Корею можно попасть на туристическую экскурсию, что говорит уже о частичной открытости этой страны. Глобализация настолько сильно связала различные регионы планеты, что события в одном из них непременно отражаются на другом. Человечество осознало, что необходимо объединять свои знания, умения и технологии для достижения ещё больших успехов, а потому мы можем наблюдать бесчисленное множество международных соглашений, договоров, организаций и объединений.
    В каждой сфере жизни людей направления изменений различны, но в то же время имеют много общего. Как уже было упомянуто, всё в нашей жизни ускоряется и становится более взаимосвязанным.
    Современные тенденции развития технологий настолько кардинально меняют нашу повседневную жизнь, что уже сложно представить себе существование без многих технологических устройств. Вряд ли кто-то уже сможет обойтись без мобильного телефона, компьютера, цифрового фотоаппарата. Развитие коммуникационных технологий привело к ощутимым изменениям в манере ведения бизнеса. Всё большее развитие получает так называемый электронный бизнес или бизнес в сети интернет. Это стало возможным благодаря широкому распространению интернета, теперь мы можем подключиться к глобальной сети не только со своего домашнего компьютера, но также с ноутбука, мобильного телефона и других портативных компьютерных устройств. Современные тенденции развития беспроводной связи позволяют предполагать, что вскоре мы сможем подключиться к сети в любой точке планеты, что, несомненно, очень удобно. Вместе с расширением зоны подключения улучшается качество самого соединения и увеличивается количество предоставляемых услуг. Кроме того современные тенденции развития экономики делают упор на предоставление услуг, нежели на сам процесс производства, потому и получила такое распространение интернет-коммерция.

    В нашем мире современные тенденции развития можно охарактеризовать также как череду перемен, которые кардинально изменяют нашу действительность. Если раньше нам нужно было идти на почту или в банк, чтобы оплатить какие-либо счета, то теперь мы можем всё это сделать, не выходя из своей комнаты – интернет избавляет нас от лишней беготни и очередей. Совершенствование сферы услуг влияет на современные тенденции развития всей мировой экономики. Теперь основное внимание уделяется продвижению товара и его совершенствованию, огромное внимание уделяется совершенствованию технологий, как производства, так и продаж. Автоматизация производства позволила уменьшить затраты труда на само изготовление продукции, теперь от сотрудников требуется не просто изготовление, а совершенствование и продвижение товаров на рынке. Теперь важным становится не что продавать, а как именно это делать.
    Современные тенденции развития мировой экономики невозможно представить себе без процесса глобализации. Одной из влиятельнейших организаций, которая устанавливает принципы и правила мировой торговли, является ВТО – Всемирная торговая организация. Крупнейшие страны мира входят в это объединение, однако развивающиеся страны стремительно набирают обороты и многие из них уже практически готовы к вступлению в это глобальное сообщество. По данным ВТО в последние годы в мире увеличилась доля рынка, занимаемая услугами средств связи и информационными технологиями, а сократилась доля торговли сельскохозяйственной продукцией и сырьевыми ресурсами.
    Не обошло развитие технологий и систему здравоохранения. Современные тенденции развития медицины и охраны здоровья также основываются на достижениях коммуникационных систем. Помимо прорыва в фармакологической сфере, стоит упомянуть и диагностическую составляющую здравоохранения. Теперь стало возможным диагностировать пациентов на расстоянии, что повышает точность диагноза, так как лечащий врач получает возможность незамедлительно проконсультироваться с более опытным специалистом в конкретной сфере. С помощью новейших технологий был запущен международный проект GLOB, который предполагает изучение механизмов связи между качеством первичной медицинской помощи, которая предоставляется населению, и уровнем подготовки кадров, оказывающих эту медико-санитарную помощь. Говоря о применение новейших технологий в лечении различных недугов необходимо отметить, что современные тенденции развития в этой сфере сводятся к тому, что нынешние возможности медицины позволяют свести к минимуму хирургические операции, при которых необходимы глубокие разрезы или вскрытия. Технологии лазерного лечения позволяют обойтись без послеоперационных шрамов и рубцов, потому как глубоких разрезов не производится.

    Говоря о медицине, следует упомянуть и современные тенденции развития косметологии. Среди наиболее развивающихся аппаратных методик можно выделить лазерные, RF, фотометодики. Одновременно совершенствуются давно используемые технологии: электромиостимуляция, ультразвук, микротоковая терапия и др. К примеру, RF-технологии способствуют устранению избыточных жировых отложений на лице, дают отличный результат подтяжки кожи и устраняют внешние проявления целлюлита. Множество косметических процедур проводятся с использованием ультразвука, например, в коррекции локальных жировых отложений.
    Современные тенденции развития образования говорят о том, что вскоре машина может во многом заменить человека. Для примера стоит вспомнить о системе дистанционного образования, которая позволила получить новые знания, не выходя из своего дома. Современные тенденции развития образования основываются на самообучении, потому как усвоение материала зависит исключительно от учащегося. Теперь уже нет необходимости заставлять учить что-то, если человеку действительно нужно образование, знания и диплом, то он приложит достаточно усилий. Разумеется, что подобное образование доступно не всем. Дело не в материальном или технологическом обеспечении данного вида учебного процесса, а в способности самостоятельно работать. Современные тенденции развития образования фокусируются не столько на обучении делать что-либо, сколько на обучении самостоятельно находить и применять необходимую информацию. Нынешний уровень развития информационно коммуникационных технологий позволяют каждому найти массу информации по тому или иному предмету, и теперь важно не просто найти информацию, а выбрать нужную и правильно её использовать. Многие учителя и преподаватели замечают, что традиционные системы образования в школах и университетах всё меньше соответствуют необходимому уровню подготовки. Каждый год учебные программы корректируются, но в итоге получается всё равно что-то не то. Современные тенденции развития общества вынуждают искать кардинально новые методы преподавания, использовать не просто учебники, а учебники в сочетании с конкретными реальными жизненными примерами и задачами. Во многих странах уже практикуют методику, при которой ученик сам выбирает необходимые предметы для изучения, а преподаватель может лишь подсказать необходимый набор дисциплин. Это можно считать разумным, ведь, согласитесь, строителю не всегда важно знать античные или современные концепции происхождения вселенной. Данному специалисту куда важней знать свойства стройматериалов, математику, физику и другие естественные науки. Необходимо преобразовать систему обучения так, чтобы, придя на работу, человек мог практически сразу же приступить к выполнению своих обязанностей, а сейчас мы часто можем наблюдать картину:

    Забудьте всё, что вы учили в школе/университете и учитесь заново.

    Очевидно, что подобную фразу молодой специалист может услышать в наше время достаточно часто, потому-то и необходима реструктуризация всей системы образования.
    Вышеперечисленные современные тенденции развития технологий, экономики, образования, медицины не являются полным перечнем изменений и новшеств, которые мы можем встретить в нашей жизни. Однако какую бы сферу мы ни взяли для рассмотрения, то ключевыми всё же будут достижения в технологиях, потому как они наиболее сильно меняют привычные устои и алгоритмы действий. На рубеже 20-21 веков мы столкнулись с так называемой эпохой глобальных перемен, которые были вызваны прорывом в микроэлектронике. Новейшие разработки сделали многие мечты и самые смелые предположения реальностью: беспроводной интернет, мобильная связь и т.д. Старшему поколению довелось заново переучиваться и приспосабливаться к кардинально изменившимся условиям труда и жизни в целом. Молодежь же стремительно вырывается вперед, быстро усваивая огромные потоки информации. Современные тенденции развития общества говорят о том, что в нынешнем мире успешный человек – это человек, который умеет быстро находить необходимую информацию и эффективно применять её. Таким образом, мы вплотную подошли к такому понятию, как информационное общество, в котором основную ценность представляют не традиционные труд, земля, капитал, а информация. Как никогда убедительно звучит фраза: «Кто владеет информацией – владеет всем».
    Елизавета Lz

    Последние материалы раздела:

    Мозаика император юстиниан со свитой
    Мозаика император юстиниан со свитой

    Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

    Конкурсы для детей по биологии
    Конкурсы для детей по биологии

    Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....

    Что ли Что ли знаки препинания
    Что ли Что ли знаки препинания

    В пунктуации русского языка существует немало правил, с которыми непросто разобраться. Ведь знаки препинания не только определяют границы фраз и...