Мозаика император юстиниан со свитой. Галопом по европе

Равенна. Италия.

Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия.

тинопольской черни, в то время как мудрые государственные установ­ления Юстиниана и незаурядный ум Феодоры стали предметом внима­ния историков. Однако ни намёка на личные качества изображённых нельзя усмотреть в отрешённом вы­ражении большеглазых лиц, в засты­лых позах венценосцев. Мантии скрывают очертания фигур, пре­вращая их в плоские, наложенные на стену силуэты. Всё плотское, сиюми­нутное, недостаточно пристойное для храма словно осталось за его пределами: Юстиниан и Феодора яв­ляются зрителям как идеальные об­разы идеальных правителей, осиян­ные отблеском Божественной славы. Юстиниан предоставил визан­тийской церкви новые экономиче­ские и юридические льготы, даровал ей земли и имущество. По его сло­вам, «источником всех богатств церк­вей является щедрость императора».

Поэтому в равеннской мозаике им­ператорская чета представлена как дарители (донаторы) - оба супру­га держат в руках золотые чаши.

Помимо центрических зданий в Равенне построили две базилики. Этот второй тип ранневизантийских храмов также берёт своё начало в ан­тичности. Базилики служили общест­венными постройками и представля­ли собой прямоугольные в плане здания. Большие базилики внутри делились столбами или колоннами на три продольных прохода-нефа (от греч. «неус» - «корабль»). Иногда таких нефов-кораблей было пять, реже - семь или девять. Центральная часть в многонефных базиликах обычно делалась высокой и перекры­валась двускатной кровлей; к ней примыкали более низкие боковые, образуя ступенчатый силуэт. Окна в верхней, возвышающейся части сред­него нефа обеспечивали хорошую и

С точки зрения первого впечатления Равенна другим городам Италии, к сожалению, проигрывает по умолчанию. Если по приезду в Рим, Венецию или Верону среднестатистический турист неизменно переживает ощущение всепоглощающего восторга от архитектурных красот города, то внешний облик Равенны произвести WOW-эффект просто не способен.

Маленькие улицы с серыми домиками, несколько башен, да симпатичная площадь Piazza del Popolo.

И то приятное впечатление Piazza del Popolo производит лишь благодаря узнаваемым венецианским аркам Palazzo Veneziano, плюс в центре площади высятся колонны с не менее узнаваемым крылатым венецианским львом и скульптурами Пап — Венеция владела Равенной с 1441-го по 1509 год, вот и разнообразила архитектурный облик города привычными «элементами декора».

Впрочем, резные венецианские арки на городской площади — это скорее символ заката Равенны, города, который согласно Дионисию Галикарнасскому был основан за семь поколений до Троянской войны. В шестом веке до нашей эры здесь жили этруски, о чем свидетельствуют обнаруженные в окрестностях города бронзовые статуэтки с характерными надписями, а при императоре Августе в Равенне стоял морской флот, насчитывающий 250 кораблей — число и по современным меркам внушительное.

На фото: древние саркофаги у Сан-Витале, Равенна

Но если от этрусков и римлян в Равенне мало что сохранилось, то остготское и византийское наследие города огромно. Истинные богатства Равенны сокрыты в местных церквях и баптистериях — это раннехритианские византийские и арианские мозаики и саркофаги, причем, если визайнтийские мозаики можно увидеть, к примеру, в храме Санта-Мария Ассунта на острове Торчелло () или в Святой Софии в Стамбуле, то образцов арианского искусства в мире наперечет.

Дело в том, что на Никейском соборе 325-го года христианское учение александрийского священника Ария, согласно которому Христос был сотворен Богом и, соответственно, не был равен Всевышнему, было признано ересью, и, хотя таким жестоким гонениям , последователи арианства не подвергались, это направление христианства бесследно исчезло уже в Раннем Средневековье.

В Равенне католики и арианцы сосуществовали вполне мирно до 525 года, ведь остготы, а точнее их король Теодорих, занявший город в 493 году, поддерживал учение арианцев и после Никейского собора. Несмотря на то, что в мае 540 года Равенна перешла в руки византийцев, здесь сохранился Баптистерий Арианцев, построенный королем готов Теодорихом, да и в знаменитая базилика Sant’Apollinare Nuovo изначально была арианской церковью.

На осмотр одних только арианских и византийских мозаик у гостей Равенны уходит не менее двух дней и, даже если искусством Раннего Христианства вы никогда не интересовались, поизвучать мозаики и саркофаги этого итальянского города все же стоит, ведь где еще увидишь Христа в образе пухленького подростка или грозного война? Только в Равенне и больше нигде!

БАПТИСТЕРИЙ АРИАНЦЕВ ИЛИ ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ДУХА В РАВЕННЕ

Хотя рассказ о мозаиках Равенны все всегда начинают со знаменитого Сан-Витале, на мой взгляд, самая любопытная мозаика города украшает купол маленькой и скромной Церкви Святого Духа.

На фото: мозаика в Церкви Святого духа

Дело в том, что до второй половины шестого века церковь была баптистерием арианцев, построил ее король остготов Теодорих, стремившийся создать в Равенне независимый от католиков церковный институт.

На фото: Христос-подросток, принимающий крещение, Баптистерий арианцев

Под куполом баптистерия изображена сцена крещения Христа, и эта мозаика абсолютно уникальна в своем роде. Согласно католической, православной традиции и Евангелию от Луки Иисус принял Крещение в водах Иордана возрасте 30 лет, арианцы же полагали, что Христос был крещен подростком.

Собственно, мозаика и иллюстрирует крещение Иисуса-подростка. У многих может возникнуть вопрос: а что это за рогатая фигура по правую руку Христа? Объясняем, это дух реки Иордан. Хотя арианцы и относили себя к христианам, они вполне могли изображать в церквях и баптистериях духи рек.

САН-ВИТАЛЕ (S VITALE) — ГЛАВНАЯ БАЗИЛИКА РАВЕННЫ

Сегодня внешний облик Сан-Витале — главного храма Равенны — вряд ли вызовет у вас приступ бесконтрольного эстетического восторга, а ведь Андреа Ангелло, посетивший Равенну в девятом веке нашей эры, писал, что собора, равного по красоте и величественности этому сооружению, нельзя найти на территории Европы.

На фото: базилика Сан-Витале в Равенне

Конечно, с девятого века много воды утекло, и, безусловно, Сан-Витале не идет ни в какое сравнение с красавицей или тем более с Собором Святого Петра в Риме. Однако, когда задумываешься о том, что строительство храма было начато в 525 году нашей эры, а освятили базилику, посвященному Святому Виталию — христианскому мученику, солдату, заживо похороненному под камнями в Равенне — в 548 году, тебя охватывает чувство почти мистического трепета.

Главное сокровище Сан-Витале — византийские мозаики, которыми украшены своды собора. Стоит сказать, что в отличие от фресок мозаики практически не разрушаются со временем, то есть они и сегодня выглядят в точности также, как и почти 1500 лет назад, когда строительство собора было завершено.

На фото: мозаики Сан-Витале (S Vitale), Равенна

На центральной мозаике в конхе базилики изображен Спаситель в окружении ангелов, Святого Виталия и епископа Экклезиея — одного из основателей базилики. Сюрприз, на мозаике, которую принято датировать 500 годом нашей эры, Иисус изображен безбородым юношей, что разнится с привычным нам образом Христа.

Мозаика изображающая Христа, Святого Виталия, ангелов и епископа Экклезиея в Сан-Витале

Еще одна интересная деталь — восседает Христос на голубом шаре, что вполне может символизировать земной шар. Казалось бы, мы все знаем, что в дремучей древности люди были уверены, что земля плоская, но на самом деле это не так.

Мозаика, изображающая Христа, Сан-Витале

Подобное заблуждение бытовало в умах простых обывателей, а древнегреческие и древнеримские мореходы уже в пятом веке до нашей эры знали, что земля имеет форму шара, да и греческий ученый Эратосфен еще в 250 году до нашей эры смог довольно точно измерить радиус земли, так что предположение о том, что синий шар может символизировать землю вполне имеет место быть.

Мозаики на боковых стенах аспиды Сан-Витале изображают императора Юстиниана и его супругу Феодору.

На фото: император Юстиниан со свитой, мозаика в Сан-Витале

Тут следует оговориться, что строительство Сан-Витале было начато во время правления в Равенне Амаласунты — дочери остготского короля Теодориха, то есть изначально базилика должна была стать арианской церковью. Однако в 540 году Равенна перешла к византийцам, которые, к их чести, разрушать храм не стали, наоборот, достроили его и украсили мозаиками, конечно, в том числе изображающими византийского императора и его супругу.

На фото: императрица Феодора со свитой, мозаика в Сан-Витале

«Мозаики в то время были аналогом фотографии, — объяснял мне Джакомо, гид Равенны. — Авторы мозаик придавали большое значение деталям, они пытались воссоздать до мельчайших подробностей нюансы костюма, индивидуальные особенности лиц. К примеру, по мозаичному портрету Юстиниана видно, что император не очень любил бриться, у него на лице легкая трехдневная щетина. Портрет же его супруги Феодоры дает нам точное представление о том, какие украшения носили женщины в то время».

На фото: на голове императрицы Феодоры — диадема, на шее — тяжелое ожерелье, в руках императрица держит потир — сосуд для христианского богослужения.

Еще любопытный момент. При оформлении базилики Сан-Витале трудились художники сразу двух школ: римско-эллинистической и византийской. Для первой характерна детальная проработка не только переднего плана мозаики, но и фона, вторые же часто фоном пренебрегали и изображали на мозаиках персонажей исключительно в анфас.

На фото: мозаика, изображающая императора Юстиниана, византийская школа мозаики

Таким образом, Христос и портреты императора Юстиниана и его супруги выполнены мастерами византийской школы, ведь фигуры на мозаиках расположены в анфас и на простом золотом фоне. А вот мозаики пресвитерия храма (пространство между нефом и алтарем), иллюстрирующие библейские сцены, созданы художниками римско-эллинистической школы.

На фото: мозаика жертвоприношение Исаака и гостеприимство Авраама, мозаика выполнена мастерами римско-эллинистической школы

Как видно на фото выше, на них святые изображены не только в анфас, но и в профиль, а на заднем фоне можно увидеть изображения гор, облаков, лесов и другие элементы пейзажа.

МАВЗОЛЕЙ ГАЛЛЫ ПЛАЦИДИИ

Хотя маленький мавзолей, к слову, одно из старейший сооружений Равенны, его постройку датируют второй четвертью пятого века нашей эры, носит имя Галлы Плацидии, на самом деле он не является местом захоронения дочери римского императора Феодосия Великого.

Галла Плацидия умерла в Риме 27 ноября 450 года и обрела вечный покой в вечном городе. Убедительных доказательств того, что именно она решила в свое время возвести в Равенне мавзолей, тоже нет никаких. Тем не менее, историки предполагают, что это место в древности было часовней, а значит, ничто не мешало дочери Феодосия Великого здесь молиться.

На фото: мозаика в мавзолее Галлы Плацидии

Если внешне мавзолей смотрится более чем скромно, то его внутреннее убранство роскошно. Купол часовни украшен мозаикой работы мастеров римско-эллинистической школы, изображающей звездное небо с золотым крестом в центре композиции.

На фото: мозаика, изображающая звездное небо, купол мавзолея Галлы Плацидии

На фоне темного неба цвета индиго распускается хоровод золотых звезд, а по углам мозаики золотом выложены символы апостолов-евангелистов: лев (Марк), телец (Лука), орел (Иоанн) и ангел (Матфей). На южном и северном люнетах мавзолея — две мозаичные картины в обрамлении узоров, символизирующих райский сад.

На фото: мозаика с орнаментом, символизирующим райский сад, мавзолей Галлы Плацидии

На северном лютене изображен Добрый Пастер, то есть Христос, на южном — Сан-Лоренцо перед казнью, считается, что Святой Лаврентий был заживо сожжен римлянами на металлической решетке.

Добрый пастырь — мозаика в мавзолее Галлы Плацидии, овцы символизируют паству, поза Христа как бы говорит: «Я смотрю за вами, я забочусь о вас».

Кстати, из-за того, что на мозаике на южном лютене изображен Сан-Лоренцо, многие историки предполагают, что в древности мавзолей был часовней, посвященной именно Святому Лаврентию.

Мозаика, изображающая Святого Лаврентия (Сан-Лоренцо) перед казнью. Обратите внимание, на мозаике Святой, идущий на смерть, не выглядит печальным, таким образом художник подчеркивал не только бесстрашие Сан-Лоренцо, но и правильность выбранного им пути.

В центре мавзолея установлен саркофаг, но кто именно был в нем похоронен, похоже, так навсегда и останется загадкой. В свое время исследователи вскрыли саркофаг, проделав в тыльной стороне каменного основания небольшое отверстие, но, когда к отверстию поднесли свечу, прах, находившийся в саркофаге, воспламенился и в считанные секунды сгорел дотла, так что выяснить, кто же был похоронен в мавзолее, теперь не представляется возможным.

SANT’APOLLINARE NUOVO

Изначально Sant’Apollinare Nuovo была арианской церковью, ведь построили ее в период с 493-го по 526 год, когда в Равенне владычествовали остготы. Затем в 556 — 565 годах власть перешла в руки византийцев, и император Юстиниан передал церковь католикам.

На фото: Sant’Apollinare Nuovo, Равенна

Вначале ее посвятили Святому Мартину, но в девятом веке сюда по инициативе равенского епископа перенесли мощи Святого Аполлинария, и церковь самопроизвольно переименовалась в Sant’Apollinare Nuovo (приставка Nuovo, то есть «новая» появилась дабы не путать храм с арианской базиликой Sant’Apollinare в Классе, тоже расположенной неподалеку).

Внутреннее помещение церкви разделено двумя рядами колон, над которыми красуются мозаики, созданные в конце пятого-начале шестого веков. На нижних рядах мы видим изображения христианских мучеников и святых женщин.

На фото: мозаики Sant’Apollinare Nuovo

Процессии дев и мучеников, изображенные на нижних рядах мозаики, любопытны тем, что при общей схожести ни одна фигура не повторяет другую, разница заметна не только в деталях одежды, но даже в выражении лиц святых.

Святые девы, мозаика в Sant’Apollinare Nuovo

Мозаики на верхнем ряду — между окнами — иллюстрируют сцены Евангелия. Хотя точно сказать, какие мозаики Sant’Apollinare Nuovo были созданы арианцами, а какие позже католиками — невозможно, однако легко заметить, что иллюстрации сцен жизни Христа на верхнем ряду мозаик очень разнятся по стилю. На некоторых мозаиках Христос выглядит таким, каким его изображают в католической традиции, на других же Спаситель юный и безбородый.

На фото: Христос на арианской мозаике в Sant’Apollinare Nuovo

Самое популярное объяснение этой стилистической разницы следующее. Считается, что большинство мозаик было создано арианцами, но после того, как Sant’Apollinare Nuovo перешла к католикам некоторые изображения Христа были отредактированы с учетом католических канонов.

На фото: переложенная католиками мозаика в Sant’Apollinare Nuovo, образ Христа более соответствует каноническому.

Кстати, по одной из гипотез, католики отретушировали не только часть изображений Христа на арианских мозаиках, но и придали мозаичному портрету короля остготов Теодориху сходство с императором Юстинианом, так что теперь понять, какой именно государственный лидер изображен на мозаике в Sant’Apollinare Nuovo, весьма проблематично.

СОБОРНЫЙ ИЛИ НЕОНОВЫЙ БАПТИСТЕРИЙ

Соборный баптистерий был построен в первой четверти пятого века, то есть тоже во времена арианцев. Но мозаикам неонового баптистерия не очень повезло, их, как и в Sant’Apollinare Nuovo, отретушировали католики, то есть на украшающей купол мозаике Крещение Господне, Иисуса-подростка превратили в Иисуса тридцатилетнего, сделали это очень простым способом — переложили мозаику, изображающую лик Спасителя.

На фото: крещение Христа — мозаика в Неоновом баптистерии, Равенна

В результате сцена Крещения Христа смотрится, как нечто среднее между арианской и католической версиями: Христос выглядит тридцатилетним, но по левую руку от Спасителя мы видим дух реки Иордан, что, конечно, к католичеству не имеет никакого отношения.

Кстати, помимо лица Христа, католики переложили мозаичное изображение и Иоанна Крестителя, а заодно добавили на мозаику голубя — символ Святого духа.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Еще одну любопытную мозаику арианцев можно увидеть в Архиепископском музее, что расположен в двух шагах от Неонового баптистерия. Имеется в виду мозаика Христос-войн в капелле архиепископа.

На фото: мозаика Христос-воин, Равенна

На мозаике, созданной во времена арианцев, Христос изображен безбородым молодым человеком, в одной руке он держит крест, правда, крест скорее напоминает меч, в другой — книгу, раскрытую на странице со словами: «Я есть дорога, истина и жизнь», ногами Христос попирает гидру и льва — символы зла в традиции арианцев.

Рассматривая мозаику с изображением воинственного Христа, начинаешь особенно явственно понимать, что многие символы исчезнувших направлений Раннего Христианства — прямые наследники античной традиции, к примеру, гидра и лев — классическое заимствование из мифов о Геракле.

И в финале фотография барельефа саркофага, увиденного мной в Равенне возле Sant’Apollinare Nuovo. Центральная фигура барельефа изображает не Диониса, как можно было бы подумать, а опять же Христа в окружении апостолов Петра и Павла.

Словом, отличный пример того, о чем говорил немецкий историк искусства Аби Варбург, посвятивший жизнь изучению трансформации традиций в классическом искусстве, а Равенна — город-сокровищница, где подобные уникальные примеры миграции образов из одной культурной традиции в другую можно встретить на каждом шагу.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

  • ЮСТИНИАН JUSTINIANOS I ВЕЛИКИЙТауресий, Верхняя Македония, 482 - Константинополь, 565. Византийский император. Родился в иллирийской семье, получил хорошее образование, служил при дворе своего дяди, императора Юстина I, в 527 стал его преемником, возглавив Византию Восточную Римскую империю. Человек необычайной культуры, Юстиниан I направил все свои усилия на восстановление былого величия Империи, для чего окружил себя даровитыми политиками, среди которых особо выделялись его супруга и главная советчица Феодора - умная, привлекательная и настойчивая женщина, а также известный военачальник Велизарий и юрист Трибониан. Чтобы вернуть себе территории, ранее бывшие западными провинциями Рима, он реорганизовал армию и построил мощный флот, способный быстро достичь даже отдаленных берегов Испании, дабы обеспечить себе господство в Средиземном море. Благодаря безраздельному владычеству на морских путях Византия смогла навязать германским государствам войну, основанную на длительных осадах. Таким образом, после долгих и трудных военных походов полководцы Юстиниана Нарсес, Мундо, Иоанн Троглита, Бесс, Либерии и, прежде всего, Велизарий захватили север Африки, отобрали у вандалов Нумидию, отвоевали у вестготов юго-восток Пиренейского полуострова и Балеарские острова. После победы над остготами и взятия их столицы Равенны они покорили всю Италию, включая Корсику, Сардинию и Сицилию. Однако необходимость держать в западных провинциях крупные воинские соединения привела к тому, что на восточных границах участились набеги персов и варваров. Славянские племена перешли через Балканы, опустошили Грецию вплоть до Пелопоннеса и с берегов Эпира угрожали Фессалоникам и Константинополю. Азиатское кочевое племя гуннов разграбило порты Крыма и Фракии. После взятия персидским царем Хосровом I Антиохии и предпринятого им наступления на восточное побережье Средиземного моря, Византия была вынуждена заключить унизительный для себя мир с Персией 562. Во внутренней политике Юстиниан I провел ряд реформ, направленных на централизацию государственной власти. В руках правителей укрупненных административных округов сосредотачивалось и военное, и гражданское управление. Усиливался налоговый гнет, под контроль были взяты ремесленники и частные торговцы. В религиозных делах Юстиниан I пытался примирить ортодоксальное христианство с моно-физитским учением, согласно которому Христос исключительно Бог, а не Богочеловек. Этого учения придерживалась императрица Феодора, несмотря на то, что монофизитство было осуждено на Халкидонском Соборе как ересь. В 529 по повелению императора была закрыта Афинская академия, последний оплот античной философии. И все же самым важным свершением Юстиниана I стало то, что он собрал и унифицировал все римские законы в один кодекс - Cpus Iuris Civilis, состоявший из нескольких различных текстов: «Институций», излагавших основы римского права; «Дигест», содержавших отрывки из сочинений крупнейших юристов; «Кодекса Юстиниана», составленного из законодательных распоряжений; и «Нобеля Юстиниана», дополнявших и изменявших те положения, которые вошли в «Кодекс». Последний свод был выработан комиссией из 10 видных юристов того времени под руководством Трибониана и оказал решающее влияние на развитие европейской юстиции
  • (527-565) женился на Феодоре, дочери укротителя медведей, Акакия, уроженца Кипра. Отец Феодоры умер, когда она была еще ребенком; мать, женщина дурной жизни, оставляла без внимания дочь. Феодора вместе со своей старшей сестрою поступила на сцену. Актрисы того времени держали себя очень легкомысленно; исполнительница соблазнительных ролей в пантомимах, красивая девушка с огненными глазами, Феодора была окружена льстецами и обольстителями и не устояла против них. Она, и по своему темпераменту расположенная к чувственным удовольствиям, упала в нравственном отношении очень низко и сделалась продажной женщиной. Несколько времени Феодора вела эту жизнь в разных восточных городах, больше всего в Александрии , потом приехала в Константинополь ; она была честолюбива и рассчитывала подняться до высокого общественного положения.

    Император Юстиниан со свитой. Византийская мозаика

    Путем к возвышению Феодора избрала скромность. Она стала жить бедно, говорила, что приобретает пропитание себе рукоделием, пряла. Константинополь дивился этой красавице, покинувшей все соблазны порока, сделавшейся добродетельной девушкой. Своим кокетством и уменьем хорошо говорить, Феодора завлекла Юстиниана в то время еще молодого человека. Опытная обольстительница она держала себя с ним так, что он проникся безграничной любовью к ней. Племянник императора Юстина I , наследник престола клал сокровища востока к ногам её; ни законы Рима, ни противоречие жены Юстина и матери Юстиниана не могли отклонить его от намерения жениться на Феодоре. Закон воспрещал браки свободных людей с девушками, обесчестившими себя игрою на сцене или безнравственным образом жизни. Юстиниан убедил дядю устранить это препятствие изданием эдикта, постановлявшего, что девушка, бывшая бесчестной, может восстановить свою честь «похвальным раскаянием». Феодора стала женою Юстиниана, и когда он получил императорский престол, то при коронации нового императора диадема была возложена и на её голову. Юстиниан так любил и уважал ее, что в официальных документах называл ее своею «высокочтимой, данной Богом супругой» и дал ей сан своей соправительницы. Правители провинций должны были присягать на верность не одному Юстиниану, а Юстиниану и Феодоре. Той женщине, которая играла на театре соблазнительные роли перед глазами всего Константинополя, должны были теперь поклоняться почетные судьи, епископы, победоносные полководцы, пленные цари.

    Императрица Феодора, жена Юстиниана I

    Порочный человек редко становится в самом деле добродетельным. Феодора, сделавшись императрицей, не могла подавить в себе дурных страстей. Она усердно выказывала себя женщиной благочестивой и скромной, стараясь набожностью загладить в людях воспоминание о её прежней позорной жизни; но одежда добродетели была только прикрытием злых склонностей её души, только заученной ролью хитрой актрисы. В сердце Феодоры жили демоны гордости, алчности и жестокости. За презрение, от которого страдала прежде, она теперь вознаграждала себя беспредельным высокомерием. Феодора гордо удалялась от поклонений толпы, и в заботах о сохранении своей красоты проводила большую часть года в своих дворцах и садах на прекрасном берегу Пропонтиды (Мраморного моря), окруженная придворными дамами и евнухами, чью льстивую преданность щедро награждала, часто в явный ущерб справедливости. Жена Юстиниана допускала к себе только сенаторов и первых сановников государства; когда после долгого ожидания в душной передней зале, их вводили в её великолепную приемную комнату, то должны были падать на колена пред её престолом и прикасаться к ногам надменной августы. Омерзительно было раболепство, с каким первые лица государства целовали прах ног этой высокомерной женщины.

    Упрек в алчности Феодора старалась загладить щедрыми подарками церквам, монастырям, благотворительным учреждениям и постройкою огромной богадельни, предназначенной быть приютом для павших женщин и девушек, желавших покаяться. Но упрек в жестокости оставался не смягчен ничем. Она держала толпу шпионов и доносчиков, подсматривавших и подслушивавших все и передававших своей повелительнице все узнанное с прибавкою злобной клеветы. И горе было тому, кто навлек на себя гнев жены Юстиниана. Если она не могла погубить этого человека ложными обвинениями перед послушными судьями, она губила его тайным убийством. Феодоре доставляло наслаждение мучить и казнить людей, в особенности людей знатного происхождения. Говорят, что часто она сама присутствовала при бичеваниях и пытках жертв её мщения. Много было примеров тому, что человек, навлекший на себя её гнев, или неприятный для неё, как соучастник её прежнего разврата, внезапно исчезал из общества; потом узнавали, что он брошен в подземные темницы дворца и томительно умирает в этих могилах для живых. Много людей страдало в подземельях дворца без надежды когда-нибудь снова увидеть дневной свет, а в нескольких футах над их головами, злодейка, мучившая их, одетая в порфиру и золото, наслаждалась почестями, почти божескими. Те, кого императрица выпускала наконец из темницы, бедствовали. Лишенные имущества и ослепленные, изувеченные, они были живыми памятниками её мщения.

    Но вместе с дурными страстями, Феодора обладала качествами, дававшими ей непоколебимое владычество над императором и двором; она была очень умна, отважна и тверда; а супружеской верности она, кажется, не нарушала. Благодаря силе ума и воли, она сохранила господство над Юстинианом до самой своей смерти (в 548 году). Важнейшие военные, политические, юридические и церковные дела решались Юстинианом под её влиянием. Когда однажды, для поправления своего ослабевшего здоровья, Феодора уехала на минеральные воды в Вифанию, с нею переселились туда преторианский префект, государственный казначей и несколько патрициев, и при ней находилась блестящая свита, состоявшая из 4.000 человек. Для её переезда были исправлены дороги, для неё был приготовлен дворец. Юстиниан оплакивал смерть Феодоры как великую потерю.

    Базилика Сан-Витале (San-Vitale) — жемчужина византийского искусства, чудесным образом сохранившаяся вдали от Константинополя, в итальянском городе Равенна.

    Снаружи храм выглядит весьма скромно, даже можно сказать неказист, и кажется совсем небольшим. Но внутри храма интерьер Базилики Сан-Витале поражает яркими красками древних мозаик и ощущением пространства.

    Базилика построена в 527-548 годах по личному указанию Епископа города Равенны Эклексия. В 13 веке с южной стороны собора была пристроена колокольня.

    Собор имеет форму восьмиугольного мартирия. Диаметр купола 16 метров.

    В числе прочих 7 раннехристианских памятников Равенны базилика Сан-Витале с 1996 года находится под охраной ЮНЕСКО.

    Храм посвящен раннехристианскому мученику Святому Виталию Миланскому.

    Зайдя в базилику, не ожидаешь увидеть такое великолепие!

    Стройные колонны с кружевными капителями поддерживают многочисленные арки, создавая необычные пространственные деления, игру света и теней.

    Но самое главное сокровище храма Сан-Витале — его совершенно необыкновенные мозаичные картины-иконы.

    Роскошные яркие мозаики храма были созданы в последние годы строительства при участии множества мастеров, поэтому специалисты находят в них многообразие стилей.

    Лучшие мозаичисты из Константинополя создали на территории Италии шедевры, которым судьба уготовила гораздо лучшую участь, чем несохранившимся мозаикам в самой Византии.

    В конце 18 века купол ротонды и подкупольные ниши, ранее не имевшие украшений, были расписаны фресками.

    Росписи выполнили болонские и венецианские художники.

    Конха украшена мозаикой, изображающей Иисуса Христа в образе юноши, сидящего на лазоревой небесной сфере, в окружении двух ангелов.

    Христос в одной руке держит свиток, опечатанный семью печатями, а другой протягивает венец славы Святому Виталию. Второй ангел представляет Иисусу епископа Эклексия, подносящего в дар макет основанной им базилики.

    Описывать мозаики Сан-Витале можно бесконечно, но описать эту красоту совершенно невозможно. Это надо видеть!

    Последние материалы раздела:

    Мозаика император юстиниан со свитой
    Мозаика император юстиниан со свитой

    Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

    Конкурсы для детей по биологии
    Конкурсы для детей по биологии

    Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....

    Что ли Что ли знаки препинания
    Что ли Что ли знаки препинания

    В пунктуации русского языка существует немало правил, с которыми непросто разобраться. Ведь знаки препинания не только определяют границы фраз и...