Международные отношения в каких правоохранительных органов. Сотрудничество правоохранительных органов различных государств при расследовании
шшяяш^ш
ШЯШЁЁЯШшттвштв
Волеводз А.Г.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ
В последние годы в законодательстве, научной и учебной литературе, посвященной международному сотрудничеству в сфере борьбы с преступностью, все чаще используются такие понятия, как «международная правоохранительная деятельность» и «международные правоохранительные организации». При этом отсутствует единство подходов в их понимании и описании. В формировании системы научного знания о праве значительное место занимает субъективный фактор, обусловленный потребностями правовой доктрины и практики, состоянием научных исследований и обучения. Именно в силу этого положение названных понятий в системе юридической науки не является однозначным. Возникнув на стыке нескольких правовых систем - международного и внутригосударственного права, а также нескольких наук - международного, уголовного, уголовно-процессуального права, эти понятия до сих пор сохраняют свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает их отдельные элементы в себя в качестве составной части, не признавая вместе с тем за ними самостоятельности, не рассматривая и не исследуя эти правовые явления системно и в полном объеме. Чтобы исследовать и изучать данные понятия системно, представляется необходимым описать их признаки, содержание и сущность.
Ключевые слова: правоохранительная деятельность, борьба с преступностью, международный правопорядок, международное сотрудничество в борьбе с преступностью, международная правоохранительная деятельность, международные правоохранительные организации, международные организации по сотрудничеству между правоохранительными органами, органы международного уголовного правосудия (международной уголовной юстиции).
INTERNATIONAL LAW ENFORCEMENT ACTIVITY
AND INSTITUTIONS OF INTERNATIONAL LAW ENFORCEMENT: NOTIONS
Волеводз А.Г.
Notions "international law enforcement activity" and "international law enforcement institutions" are often mentioned in recent law, scientific and educational literature covering international cooperation on combating crime. Nevertheless no unity of views on these notions and their characteristics exists. Subjective factor plays an important role in forming of the system of science of law. This subjective factor is conditioned by the necessities of doctrine and practice, level of education and scientific research. That is why these notions in the system of jurisprudence are not unique. /As far as they appeared at the joint of several legal systems such as international and internal law and at the joint of several sciences such as international law, criminal law, law of criminal procedure, these notions still keep their particular status. This is the reason why each of such parental science tries to include as its own part their different elements without recognizing their independence and without any attempts to explore and analyze these law phenomena in full. To explore these notions in full it is considered to be necessary to describe their characters, content and essence and such attempt was made in the presented article.
Keywords: law enforcement activity, combating crime, international law and order, international cooperation on combating crime, international law enforcement activity, international law enforcement institutions, international law enforcement cooperation bodies, institutions of international criminal justice.
Постановка проблемы
Борьба с преступностью внутри государства как отраслевое направление правоохранительной деятельности имеет своей целью, прежде всего, охрану и защиту от преступлений личности, общества и государства. Она осуществляется в рамках властной деятельности государства, его правоохранительных органов и их должностных лиц.
В теории права и отраслевой правовой науке правоохранительную деятельность рассматривают:
В широком смысле - как деятельность всех государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти), обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок;
В узком смысле - как деятельность специально уполномоченных (компетентных, правоохранительных) органов
обеспечения законности и правопорядка, которые существуют только и главным образом для выполнения таких задач, как выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение различных санкций к правонарушителям и реализация мер воздействия (наказания).
Правоохранительная деятельность (в широком смысле), с одной стороны, направлена на установление и укрепление правопорядка, предупреждение, выявление и устранение нарушений законов различных отраслей права (конституционного, административного, трудового, уголовного и др.), а с другой - реализуется в единых формах правотворчества, правоприменения и правосудия.
При классификации по отраслевому признаку правоохранительная деятельность, направленная на предупреждение, выявление и устранение преступлений как наиболее
общественно-опасных правонарушений, именуется борьбой с преступностью.
Среди субъектов правоохранительной деятельности (в узком смысле этого понятия) выделяются специализированные государственные органы, осуществляющие борьбу с преступностью и наделенные законом определенными полномочиями, включая применение государственного принуждения, - правоохранительные органы.
В соответствии с принципами и нормами международного права на международном уровне в борьбе с преступностью осуществляют сотрудничество:
Государства как основные субъекты международных отношений и права;
Международные организации, являющиеся производными, специальными субъектами международного права.
Они являются носителями международной правосубъектности, а их отношения регулируются принципами и нормами международного права.
Для большинства международных организаций сотрудничество в борьбе с преступностью не является целью создания и деятельности. Они участвуют в нем лишь в связи с осуществлением своей основной деятельности.
Так, к примеру, Организация Объединенных Наций, согласно п. 3 и 4 ст. 1 ее Устава, уполномочена «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии; быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей». Понятно, что разрешение таких проблем зачастую невозможно без международного сотрудничества в борьбе с преступлениями, посягающими на права и основные свободы человека. Это обстоятельство предопределило разработку и заключение под эгидой ООН широкого круга международных договоров, которые сформировали правовую основу международного сотрудничества в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера.
Не только ООН, но и другие международные организации в связи с осуществлением своей деятельности при-частны к формированию правовых основ и к отдельным практическим аспектам международного сотрудничества в борьбе с преступностью, которое не является для них основной деятельностью.
Из широкого круга международных организаций можно выделить те, для которых международное сотрудничество в борьбе с преступностью или отдельные его направления являются целью создания и основным видом деятельности. В ряде отечественных нормативных правовых актов они обобщенно обозначаются термином «международные правоохранительные организации» (МПО).
Согласно ст. 14 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»1 при решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств. Статьей 7 этого же закона к основаниям для проведения оперативно-розыскных мероприятий отнесены запросы международных правоохранительных
организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами. Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 09.09.2000,2 предусмотрено, что одним из основных направлений международного сотрудничества в области обеспечения информационной безопасности является предотвращение несанкционированного доступа к информации международных правоохранительных организаций, ведущих борьбу с транснациональной организованной преступностью, международным терроризмом, распространением наркотиков и психотропных веществ, незаконной торговлей оружием и расщепляющимися материалами, а также торговлей людьми.
В таком же контексте данное словосочетание используется и в других нормативных правовых актах и официальных документах, а также на международном уровне. Например, в ряде Резолюций Совета Безопасности и других документах ООН используются понятия: международные организации по сотрудничеству между правоохранительными органами (international law enforcement cooperation bodies),3 международные правоохранительные организации (international law enforcement community),4 международные правоохранительные органы (international law enforcement authorities),5 межправительственные организации по вопросам сотрудничества в правоохранительной области (intergovernmental organizations in the area of law enforcement cooperation).6
международный розыск уголовный преследование
Во многих ситуациях успех расследования без тесного взаимодействия следственных органов двух или более стран весьма сомнителен. Оно особенно необходимо: при выезде иностранного гражданина с территории РФ до окончания предварительного расследования; при совершении преступных действий в двух или более странах (например, контрабанды, хищений грузов на железнодорожном или морском транспорте, наркотрафика).
Розыск скрывшегося преступника, его выдача, пересылка похищенных вещей, решение ряда процессуальных вопросов, связанных с допросом иностранного гражданина, находящегося в стране своего постоянного жительства, - все это предполагает согласованные усилия, сотрудничество правоохранительных органов двух или более государств, что неосуществимо без взаимопомощи последних на основе норм международного права, предполагающих суверенное равенство сторон.
В соответствии с договорами о правовой помощи, заключенными между государствами, стороны - участники договоров оказывают правовую помощь при расследовании преступлений через свои центральные органы. В России таким центральным органом по вопросам расследования преступлений является Генеральная прокуратура РФ в лице ее Следственного комитета.
Органы прокуратуры, юстиции и МВД ряда стран (особенно членов СНГ) нередко выполняют по поручениям из России не отдельные следственные действия, а их комплексы. При этом весьма полезна специализация следователей. Такие следователи должны: быть сведущими не только в криминалистике, но и в уголовном процессе стран, с которыми имеются договоры о правовой помощи; знать основы дипломатического и консульского права; уметь хорошо ориентироваться в сложных ситуациях, учитывая, что многие вопросы, важные для расследования, не регламентированы либо отдельные нормы, регулирующие сходные отношения, в УПК разных стран не совпадают. Волохова О.В., Егоров Н.Н., Жижина М.В. и др. Криминалистика: учебник / Под. ред. Е.П. Ищенко. - "Проспект", 2011. - С.174.
После вступления Российской Федерации в Международную организацию уголовной полиции проведена большая работа по укреплению организационно-правовой базы взаимодействия с другими государствами в рамках Интерпола. Тенденция к расширению транснациональной преступности, значительная активизация связей преступников с представителями уголовного мира за рубежом побуждает к этому как Россию, так и другие страны. Использование опыта и возможностей международного сообщества, активное взаимодействие с правоохранительными органами зарубежных государств являются важными предпосылками эффективного расследования преступлений, совершенных в России иностранными гражданами.
Активное взаимодействие Национального центрального бюро (НЦБ) Интерпола в России налажено с Генеральным секретариатом Интерпола, а также с соответствующими службами многих государств - членов этой международной организации. Согласно Положению о НЦБ Интерпола в России оно, наряду с другими функциями, решает задачи, важные для расследования преступлений иностранных граждан:
Направляет в Генеральный секретариат и НЦБ государств - членов Интерпола просьбы правоохранительных органов РФ о предоставлении данных о преступлениях и преступниках, о розыске лиц, предметов и документов, осуществлении наблюдения за лицами, подозреваемыми в преступной деятельности, а также другой информации в целях раскрытия и предупреждения преступлений;
Принимает к исполнению аналогичные просьбы и извещения Генерального секретариата и НЦБ государств - членов Интерпола, обеспечивает перевод, организует мероприятия по обнаружению лиц, предметов и документов, разыскиваемых по их просьбам, информирует об этом правоохранительные органы РФ;
При необходимости направляет в Генеральный секретариат и НЦБ заинтересованных государств сведения о преступлениях, совершенных в России иностранными гражданами, а также об иностранных гражданах, задержанных в РФ по подозрению в совершении преступлений, привлеченных к уголовной ответственности и осужденных.
Кроме того, НЦБ Интерпола в России ведет и использует учеты: событий преступлений; лиц, проходящих по запросам и сообщениям; предметов преступного посягательства; похищенных произведений искусства и антиквариата; похищенных и обнаруженных автомобилей и др. Поэтому без тесного взаимодействия с отечественным НЦБ Интерпола раскрытие и расследование преступлений, связанных с иностранными гражданами, очень трудноосуществимо.
Поводами к возбуждению дел о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или против них, чаще всего бывают заявления граждан России либо самих иностранцев (обычно потерпевших от преступления), а также сообщения государственных учреждений и частных фирм: органов МИДа, внешнеторговых и туристических фирм, медицинских, учебных учреждений, совместных предприятий. Поводом к возбуждению уголовного дела нередко становится и непосредственное обнаружение преступления органом дознания (ДТП с участием транспортного средства под управлением иностранного гражданина; хулиганства; контрабанды).
Заявление или сообщение о преступлении может быть, как письменным, так и устным. Если заявление сделано на иностранном языке в письменном виде, должен быть срочно обеспечен перевод заявления на русский язык. Если иностранец обратился с устным заявлением, необходимо пригласить переводчика, чтобы получить более подробную информацию о случившемся и составить протокол. Безотлагательно надо выяснить, не пользуется ли заявитель дипломатическим иммунитетом, исключающим ответственность за ложный донос. При отсутствии такового его следует предупредить об уголовной ответственности за заведомо ложный донос.
Наличие дипломатического иммунитета можно установить, выяснив должностное положение иностранного гражданина, изучив предъявленные им документы, побеседовав с представителями МИДа и его органов на местах, другого ведомства, куда прибыл иностранный гражданин, или иной принимающей его организации. Выяснение вопроса об иммунитете необходимо для принятия решения о возбуждении уголовного дела, а также и на всех последующих стадиях следственного производства.
В ряде российских органов внутренних дел протоколирование устных заявлений иностранцев осуществляются на бланках заявлений, выполненных на наиболее распространенных иностранных языках. Их заполнение заявителем на языке, которым он хорошо владеет, обеспечивает точность и полноту ответов на поставленные в бланке вопросы, даже если в момент обращения с заявлением о случившемся нет переводчика.
Допрос иностранного гражданина должен проводиться в отдельном кабинете, оборудованном аппаратурой для видеозаписи хода и результатов допроса, с участием квалифицированного переводчика. Следователю необходимо точно определить предмет допроса, проанализировать обстоятельства, относящиеся к личности допрашиваемого, при необходимости перевести отдельные документы на понятный ему язык.
Сведения, характеризующие личность допрашиваемого, можно почерпнуть из его личных документов, материалов уголовного дела, из допросов переводчиков, гидов туристических групп (если проходящее по делу лицо - иностранный турист), преподавателей и соседей по общежитию (в отношении иностранных студентов). Иногда подготовка к допросу должна включать ознакомление следователя с правовыми принципами страны, историей, географическим положением, гражданином (подданным) которой является допрашиваемый. Незнание вещей, близких и понятных допрашиваемому, может затруднить установление психологического контакта, что и без того бывает не просто сделать.
Время и место допроса выбираются с учетом срока пребывания иностранного гражданина в РФ, его маршрута и других обстоятельств. Здесь часто возникает необходимость выезда следователя в командировку, направления срочных отдельных поручений о допросе, если подлежащий допросу иностранец уже находится в другом городе.
Согласие лица, пользующегося дипломатическим иммунитетом, на производство его допроса должно быть получено через МИД или его представителей на местах. Вызывать на допрос иностранного гражданина, не обладающего дипломатическим иммунитетом, лучше не повесткой, а через администраторов фирм, руководителей делегаций, капитанов иностранных судов (в отношении моряков и пассажиров). Учащихся и студентов целесообразно вызывать через администрацию учебных заведений или через руководство землячеств иностранных студентов. На практике нередко просят переводчика или представителя администрации проводить вызываемого в здание следственного органа, где будет проходить допрос. Волохова О.В., Егоров Н.Н., Жижина М.В. и др. Криминалистика: учебник / Под. ред. Е.П. Ищенко. - "Проспект", 2011. - С.184.
Особенно сложно бывает установить психологический контакт и получить правдивые показания при допросе в качестве подозреваемого иностранного гражданина, выражающего подчеркнуто недоброжелательное отношение к российскому правопорядку. В таких случаях следователю нужно вести себя сугубо официально, проводить беседу с позиции: "Я расследую преступление, за которое по российским законам предусмотрена уголовная ответственность, поэтому вам следует отвечать на все вопросы".
Следственный осмотр чаще всего проводится по уголовным делам об автотранспортных происшествиях и кражах чужого имущества, а также по некоторым иным составам. Присутствуя при осмотре, иностранный гражданин может убедиться в объективности действий следователя, в его непредвзятости, что в дальнейшем облегчает установление с ним психологического контакта. На месте он лично воспринимает последствия происшествия, уличающие его обстоятельства, а также факты, опровергающие или подтверждающие его доводы.
Для правильного определения размера причиненного материального ущерба и обеспечения его возмещения целесообразно выяснить, сколько денег (и в какой валюте), других ценностей имел при въезде в Россию иностранный гражданин, какие средства есть на его банковских счетах в стране пребывания. В этих целях может быть произведен осмотр документов, в частности таможенных деклараций. Копии документов могут быть приобщены к уголовному делу. Стоимость иностранных товаров, вещей, ставших предметом преступного посягательства, нужно выяснить (путем допросов и назначения товароведческих экспертиз) как в иностранной валюте, так и в ценах, действующих в РФ на момент расследования.
В законодательстве, научной и учебной литературе последних лет, посвященных международному сотрудничеству в сфере борьбы с преступностью, все чаще используются такие понятия, как «международная правоохранительная деятельность» и «международные правоохранительные организации». При этом отсутствует понятийный аппарат и единство подходов и мнений на этот счёт. . Для современности характерно расширение международного сотрудничества в различных сферах, так называемый процесс глобализации. Особенно быстро в последнее время развивается сотрудничество в сфере борьбы с преступностью, так как это одна из самых масштабных проблем на международной арене. Преступность далеко уже не ограничивается национальными границами и является международной проблемой. Учитывая все вышесказанное, обратимся к международной правоохранительной деятельности, как средству обеспечения законности и правопорядка в мировом масштабе.
Международная правоохранительная деятельность - практическая деятельность по защите и обеспечению верховенства права и международного права в международных отношениях, в широком значении этого понятия, которое носит не правовой характер, а является производным от функций, присущих международным отношениям и международному праву . Из данного понятия можно сделать вывод о том, что международная правоохранительная деятельность не носит характер действий по установлению правопорядка, а обеспечивает исполнение, в первую очередь, норм международного права и является неким плацдармом для построения системы правоохранительных органов в каждом конкретном государстве.
Международная правоохранительная деятельность в своей основе похожа на правоохранительную деятельность как общее понятие. Она имеет своей целью охрану правопорядка, защиту прав и свобод человека и гражданина и охрану конституционного строя государства. Тем не менее, международная правоохранительная деятельность обладает рядом отличий. Во первых, она обладает меньшей организованностью. Нет чёткой структурированной системы надгосударственных органов обеспечивающих правосудие, правопорядок . Во вторых, работа данных органов распространяется исключительно на государства-члены определенной организации, что мешает полному обеспечению законности и правопорядка. В третьих, передавая свои функции по охране правопорядка и соблюдению законности государство в какой-то степени теряет свой суверенитет. В четвертых, международная правоохранительная деятельность функционирует на началах международного права, что ограничивает сферу влиянии международных правоохранительных организаций.
На международном уровне борьба с преступностью представляет собой одно их направлений международного сотрудничества.
В таком сотрудничестве участвуют: государства, как основные субъекты международных отношений и права; международные организации, являющиеся производными, специальными субъектами международного права.
Для большинства международных организаций сотрудничество в борьбе с преступностью не является целью создания и деятельности. Они участвуют в нем лишь в связи с осуществлением своей основной деятельности.
Так, например, Организация Объединенных Наций, согласно п. 3 и 4 ст. 1 Устава ООН, уполномочена «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии; быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей».
Наряду с этим, среди широкого круга международных организаций можно выделить те, для которых международное сотрудничество в борьбе с преступностью или отдельные его направления являются целью создания и основным видом деятельности.
Кроме того, известны случаи, когда компетенцией по международному сотрудничеству в борьбе с преступностью наделяются органы международных организаций, которые являются их составной частью или структурным звеном.
Совокупность международных организаций и их органов, наделенных специальной компетенцией в сфере международного сотрудничества в борьбе с преступностью, может быть определена понятием «международные правоохранительные организации».
В отечественном законодательстве и международном праве отсутствуют нормы, содержащие определение данного понятия. Однако само это словосочетание ныне используется как на внутригосударственном, так и на международном уровне .
Это является одной из проблем юридической науки. Данный пробел в праве является актуальным и по сей день. По моему мнению, необходимо внести понятие «международная правоохранительная организация» в национальное законодательство каждого государства. И его содержание должно быть следующим: Международная правоохранительная организация – объединение государств-членов, состоящая из определенной иерархии органов, наделенных специальной компетенцией и созданных для обеспечения прав человека, общества и государств, в целях борьбы с терроризмом, экстремизмом и преступностью на международном уровне. Международная правоохранительная организация должна своей главной целью ставить, прежде всего, борьбу с преступностью на международном уровне, а не создавать конгломерат органов, уполномоченных решать иные проблемы международного характера.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что данная сфера правовых отношений не является полностью урегулированной. Отсутствует точное определение понятию «международные правоохранительные организации». Также, нет системы законодательных актов, договоров между государствами, которые должны регулировать отношения в сфере международной борьбы с преступностью. В то же время следует рассмотреть вопрос об актуальности создания таких органов, ведь их деятельность невозможно осуществлять отдельно от внутригосударственных органов защиты правопорядка. Международные правоохранительные организации обладают разной правосубъектностью, которая провозглашается договором о создании определенной международной организации и определяется лишь «субъективным» мнением государств-участников, ограничивается им, что также является проблемой на пути создания единой системы международных правоохранительных органов .
Тем не менее, обеспечение участия государства в обеспечении международной правоохранительной деятельности является гарантом защиты прав человека и гражданина, так называемым «звеном» между отдельным государством и мировым сообществом. Создание международных организаций призванных осуществлять борьбу с преступностью одно из главных направлений процессов глобализации, обеспечение сотрудничества и взаимопонимания между государствами – членами организации.
Главная цель создания единой системы международных правоохранительных организаций – образование единой четкой иерархии органов на территории всего земного шара, с участием всех государств.
На данный момент общественные отношения далеки от осуществления данной цели, и фактического объединения всего мира против широкой проблемы развития преступности.
Список литературы:
- Волеводз А.Г. Международная правоохранительная деятельность и международные правоохранительные организации: определение понятий / А.Г. Волеводз // Евразийский юридический журнал. - 2010. - № 11. – С. 128-134.
- Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы / К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев. - 2000. - С. 12–14.
- Даниленко Г.М. Международная защита прав человека. - 2000. - С. 121–125;
- Нигматуллин Р.В. Борьба с международной преступностью в глобализирующемся мире/Р.В. Нигматуллин //Российская юстиция.-2009.-N 11.
- Эгамбердиев А. Международные правоохранительные организации/ А. Эгамбердиев, Ш. Мирзаев, З.Борсиева, У.Закирова//Общество и право.– 2011. №2.- С.124-126.
15.2. Международное сотрудничество правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью
В настоящее время уже действуют многочисленные двусторонние и многосторонние международные конвенции, иные договоры о борьбе с общеуголовной преступностью и преступлениями международного характера. Еще в 1889 году Международный союз уголовного права впервые констатировал возникновение международной преступности и призвал полицейские службы разных стран предпринять совместные международные акции по предупреждению и пресечению преступности. С 1946 года Интерпол осуществляет деятельность по предупреждению и пресечению общеуголовной преступности на основе принципа суверенного равенства государств-участников, невмешательства в их внутренние дела, уважения прав и свобод человека при неукоснительном соблюдении общих принципов международного права 70 ".
Уполномоченным органом по выполнению международных соглашений об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, обеспечению законности в этой сфере является Прокуратура.
Генеральная прокуратура Республики Казахстан является центральным компетентным учреждением по исполнению обращений иностранных государств по вопросам оказания взаимной правовой помощи и обеспечения прав и законных интересов иностранных граждан и юридических лиц на территории республики.
В соответствии с пп. 8 п. 5 ст. 12 Закона «О Прокуратуре» Генеральная прокуратура Республики Казахстан представляет органы прокуратуры в сфере международного сотрудничества, что позволяет ей в пределах своей компетенции осуществлять прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничать с ними, заключать соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвовать в разработке международных договоров. Прокуратура принимает решение о выдаче запрашиваемого лица, обращается в органы МВД РК с запросом о задержании и этапировании, сообщает запрашиваемой стороне необходимую информацию.
Данное направление деятельности органов прокуратуры приобрело особую актуальность и практическую значимость с момента приобретения республикой суверенитета.
Содействие в реализации этой практики и инкорпорация таких актов в национальное законодательство относится также к одной из основных задач Координационного совета Генеральных прокуроров. Необходимость усиления борьбы с преступностью потребовала дальнейшего совершенствования координационной деятельности органов прокуратур СНГ. В этой связи в г. Москве 25 января 2000 г. было принято Положение о Координационном совете Генеральных прокуроров Содружества Независимых Государств, утвержденное решением Совета глав государств СНГ.
Основными задачами Координационного совета являются: согласование и объединение усилий, координация действий, расширение сотрудничества прокуратур государств-участников СНГ в защите прав и свобод граждан, укреплении законности и правопорядка, борьбе с преступностью; разработка предложений по сближению национального законодательства; участие в развитии договорно-правовой базы СНГ. Решением Координационного совета Генеральных прокуроров государств-участников СНГ от 22 мая 2003 г. приняты Регламент работы, Положение о Секретариате и Положение о Научно-методическом центре Координационного совета Генеральных прокуроров.
В соответствии с нормами международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан, и главы 55 УПК РК органы прокуратуры наделены исключительными полномочиями по вопросам экстрадиции, уголовного преследования, исполнения следственных поручений, затрагивающих права граждан и требующих санкции прокурора. Из года в год расширяется международное сотрудничество со странами дальнего зарубежья. Расширяя сферу своего сотрудничества, прокуратура Казахстана в 1998 г. вступила полноправным членом в Международную ассоциацию прокуроров (МАП) и приняла участие в ее конференциях (Пекин и Кейптаун). Международная ассоциация прокуроров основана 6 июня 1995 г. и в ее состав входят 54 государства. Ассоциация содействует созданию и реализации проектов правовых реформ, борьбе с транснациональной преступностью, а также направляет свои усилия на достижение эффективного и справедливого отправления правосудия, на оказание консультативной помощи и защите прав человека.
Также Генеральный Прокурор Республики Казахстан является членом Совета Генеральных Прокуроров стран-участниц Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС). Рабочие экспертные группы Генеральной прокуратуры во взаимодействии с коллегами из зарубежных стран принимают активное участие в выработке решений по проблемам регионального взаимодействия правоохранительных органов. В рамках ШОС Республика Казахстан является участником Шанхайской Конвенции по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, активно работает над созданием регионального антитеррористического центра в г. Бишкеке.
Таким образом, основными направлениями прокурорского надзора в сфере международного сотрудничества являются:
оказание правовой помощи по уголовным делам, экстрадиция и транзит.
передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является;
разработка международных соглашений в уголовно-правовой сфере;
надзор за законностью заключения, исполнения и денонсации международных договоров государственными органами;
координация работы органов прокуратуры с зарубежными и международными организациями;
иные вопросы международного характера, входящие в компетенцию органов прокуратуры.
Рассмотрение запросов, поступающих из других государств и международных организаций, аккредитованных на территории Республики Казахстан, координируется и осуществляется Департаментом международного сотрудничества Генеральной прокуратуры Республики Казахстан.
Надзор в сфере международно-правового сотрудничества должен обеспечивать:
соблюдение прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства в процессе заключения, исполнения и денонсации государственными органами международных договоров;
обеспечение прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Казахстан;
законность заключения, исполнения и денонсации международных договоров государственными органами и должностными лицами Республики Казахстан;
исполнение международных обязательств Республики Казахстан по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам, экстрадиции лиц, совершивших преступления, осуществления уголовного преследования, передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, транзит, а также рассмотрение иных документов международно-правового характера;
осуществление международного сотрудничества органов прокуратуры Республики Казахстан с компетентными органами стран ближнего и дальнего зарубежья, международными организациями и сообществами.
Сотрудничество других правоохранительных органов со специальными службами и органами иностранных государств, международными правоохранительными организациями осуществляется на основе международных договоров Республики Казахстан.
Органы иных государств, которым предоставлено право осуществления оперативно-розыскной деятельности, взаимодействуют и проводят оперативно-розыскные мероприятия на территории Республики Казахстан в порядке и пределах, установленных законом и соответствующими договорами и соглашениями. Органы Республики Казахстан, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, взаимодействуют и проводят оперативно-розыскные мероприятия на территориях иных государств в порядке и пределах, устанавливаемых законом, а также законодательством этих государств на основе соответствующих договоров и соглашений.
Основные положения о порядке взаимодействия органов, ведущих уголовный процесс, с компетентными учреждениями и должностными лицами иностранных государств по уголовным делам регламентированы главой 55 УПК РК. Образование суверенных государств на территории бывшего СССР, демократизация жизни общества значительно расширили международные контакты Республики Казахстан, упростили въезд и выезд граждан за рубеж. К сожалению, отдельные лица, совершившие преступления, умело пользуются различиями в правовых системах стран, скрываясь от правосудия за пределами своих государств, и нередко получают возможность избежать ответственности. В сложившейся ситуации требуется объединение усилий правоохранительных органов многих государств для изобличения преступников.
Преступность не знает границ, поэтому расширение международного сотрудничества в этой области стало неизбежным и органам прокуратур стран СНГ приходится совместно решать проблемы, связанные с организацией борьбы с преступностью и нарушениями установленного правопорядка. За годы становления суверенитета Казахстан уделял особое внимание вопросам взаимодействия с другими государствами в борьбе с преступностью, особенно в рамках СНГ.
Первым крупным шагом на пути объединения усилий государств участников СНГ в борьбе с криминалом стала Программа совместных мер по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений (1993 г.), правовой базой для которой послужила подписанная главами государств Содружества в Минске Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. В условиях прозрачности границ, сложной социально-экономической ситуации во многих государствах СНГ шел поиск новых форм сотрудничества, направленных на улучшение информационного обеспечения, гармонизации правовой базы, проведения конкретных согласованных мероприятий силовыми структурами в ходе расследования дел, на эффективное осуществление прокурорского надзора.
В этой связи в мае 1996 г., решением Совета глав государств была утверждена новая Межгосударственная программа совместных мер по борьбе с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств - участников СНГ. Она сыграла заметную позитивную роль в налаживании и расширении взаимодействия правоохранительных органов Содружества. Во многом благодаря ей совместная работа в правоохранительной сфере стала более динамичной, охватывающей широкий круг вопросов в отношениях между государствами.
25 января 2000 г. Совет глав государств Содружества утвердил Межгосударственную программу совместных мер борьбы с преступностью, в соответствии с которой Правительство Республики Казахстан разработало национальный план действий по ее реализации. В организационном плане, в отличие от прошлой практики, за выполнение программы и многих намеченных конкретных мероприятий, наряду с государствами Содружества ответственны отраслевые межгосударственные органы, в т. ч. и Координационный совет Генеральных прокуроров.
Важно отметить, что присоединившись к международным Конвенциям, Казахстан принял на себя ряд важных обязательств. В частности, в соответствии с Венской Конвенцией о консульских отношениях (1963 г.), республика гарантировала своевременно извещать иностранные дипломатические представительства о задержании иностранных граждан, совершивших правонарушения на территории Казахстана. В соответствии с Конституцией РК иностранцы и лица без гражданства в республике пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан РК, если иное не предусмотрено Конституцией, законами, международными договорами. Иностранными гражданами в Республике Казахстан признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства.
По общему правилу иностранные граждане несут ответственность за все правонарушения (преступления) наравне с гражданами страны пребывания и по законам этого государства. Некоторые категории иностранцев в силу своего должностного положения, международного статуса, пользуются иммунитетом (неприкосновенностью). Перечень таких лиц предусмотрен Венской Конвенцией о дипломатических отношениях, закреплен в УПК РК. Однако на практике могут возникнуть сложности, связанные с толкованием отдельных положений законов применительно к конкретному иностранцу, задержанному по подозрению в совершении правонарушения. В этом случае сведения о наличии иммунитета могут быть получены через МИД РК.
Межгосударственные отношения по вопросам уголовного преследования граждан базируются на договорах о правовой помощи по уголовным делам. Преобладающее большинство договоров, заключенных и ратифицированных республикой, являются двухсторонними. Уголовное преследование, как правило, осуществляется по инициативе прокурора, следователя, дознавателя и является правом государства, которое осуществляется посредством решения Генерального Прокурора Республики Казахстан. Международные договоры не содержат определение понятия «уголовное преследование». Оно дается в национальных законодательствах государств. В Республике Казахстан оно определено п. 13 ст. 7 УПК РК.
В зависимости от места совершения преступления и гражданства лица, подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления, уголовное преследование осуществляется по поручению компетентного учреждения иностранного государства или по поручению Генерального Прокурора Республики Казахстан, или уполномоченного им прокурора в централизованном порядке путем сношения через компетентные учреждения юстиции. В случае отсутствия Договора о правовой помощи Стороны могут ссылаться на принцип взаимности, когда одна из Сторон берет на себя обязательство осуществить уголовное преследование по поручению другой Стороны. Данный принцип отражен в п. 1 ст. 521 УПК РК.
Таким образом, под уголовным преследованием в сфере международного сотрудничества следует понимать акт правовой помощи между государствами, основанный на положениях международных договоров либо на принципе взаимности и нормах национального законодательства, при наличии поручения об осуществлении уголовного преследования в отношении определенного лица, привлекаемого в качестве подозреваемого или обвиняемого для обеспечения неотвратимости наказания за совершенное преступление.
Уголовное преследование гражданина Республики Казахстан, совершившего преступление на территории иностранного государства и находящегося на территории Казахстана, осуществляется путем обращения компетентного учреждения иностранного государства об осуществлении уголовного преследования гражданина Республики Казахстан.
Уголовное преследование иностранного гражданина, совершившего преступление на территории Республики Казахстан и выехавшего за ее пределы, осуществляется органом, ведущим уголовный процесс, в производстве которого находится дело. В частности, выносится мотивированное постановление о приостановлении производства по делу, а также постановление о передаче уголовного дела по подследственности или подсудности; заверяется и скрепляется гербовой печатью каждый из находящихся в деле документов; прилагается перевод документов и уголовного дела (материала), составленных на казахском либо русском языках, на государственный язык запрашиваемой Стороны либо на язык, установленный международным договором.
Одним из важных инструментов при осуществлении уголовного преследования является экстрадиция лиц, совершивших преступления. Заметим, что широко применяемые в юридической литературе термины «экстрадиция» и «выдача» являются словами - синонимами. Суть института экстрадиции (выдачи) выражает общепризнанный принцип - «aut dedre aut judi саге» - лицо, совершившее преступление, должно понести суровое наказание в отране совершения преступления, либо в стране, где оно было задержано, либо в стране, в наибольшей степени пострадавшей от преступления.
Экстрадиция (выдача) - это акт международной правовой помощи, заключающийся во взаимоотношениях между суверенными государствами в целях привлечения лица, совершившего преступление, к уголовной ответственности либо для приведения приговора суда в исполнение. Субъектом экстрадиции может быть физическое лицо, обвиняемое в совершении преступления (обвиняемый) или же осужденное за совершение преступления (осужденный). Лицо подлежит экстрадиции при условии его наказуемости по уголовному законодательству договаривающихся сторон. Во всех случаях, согласно международным договорам, подлежат экстрадиции независимо от меры наказания лица, совершившие преступления, связанные с наркотиками, терроризмом и угоном самолетов.
Таким образом, под экстрадицией (выдачей) следует понимать акт правовой помощи между государствами, основанный на положениях международных договоров и нормах национального законодательства, при наличии требования о выдаче, заключающийся в процессе передачи обвиняемого или осужденного в целях привлечения его к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора суда, вступившего в силу.
Важную норму об экстрадиции содержит ст. 8 УК РК о том, что граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, совершившие преступление за пределами Республики Казахстан, могут быть выданы только в соответствии с международным договором Республики Казахстан. Международная договорная практика Казахстана идет по пути невыдачи собственных граждан, за совершенные ими ранее преступления вне пределов Казахстана. Более того, в Конституции (ст. 11), в Законе «О гражданстве» (ст. 8), в Уголовном кодексе (ч. 1 ст. 8) предусмотрено положение о том, что Республика Казахстан придерживается принципа невыдачи собственных граждан. Причина невыдачи заключается в общепризнанном принципе уважения государственного суверенитета и во взаимной ответственности личности и государства.
Вместе с тем отказ в выдаче лиц, совершивших преступление, не всегда означает, что лицо, совершившее преступление на территории другого государства, остается безнаказанным. В отношении него возможно осуществление уголовного преследования путем направления уголовного дела в компетентное учреждение запрашиваемой Договаривающейся Стороны. Подобная практика характерна для тех случаев, когда отказы в выдаче следуют по причине принадлежности к гражданству того или иного государства.
Основополагающим документом для осуществления экстрадиции является требование об экстрадиции. Требование об экстрадиции является официальным межгосударственным документом, исходящим от Генерального Прокурора или уполномоченного им прокурора, адресованное компетентному должностному лицу иностранного государства.
В течение семидесяти двух часов с момента задержания должен быть решен вопрос о применении экстрадиционного ареста путем направления в суд соответствующего ходатайства прокуроpa. При решении вопроса о применении экстрадиционного ареста надлежит тщательно ознакомиться со "всеми материалами, содержащими основания для применения ареста, выяснить, в том числе путем опроса задержанного, цель его приезда в Республику Казахстан, место, время проживания и регистрации, гражданство, обстоятельства его уголовного преследования.
При обращении в прокуратуру области осужденного к лишению свободы лица, не являющегося гражданином Республики Казахстан, с заявлением о передаче его для дальнейшего отбывания наказания в иностранное государство прокуратура области представляет в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан все необходимые материалы в отношении осужденного, предусмотренные национальным законодательством и международными договорами.
В последние десятилетия отчетливо проявилась тенденция расширения и углубления международного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь в борьбе с преступностью. Это обусловлено быстрым развитием интеграционных процессов в мире, расширением политических, экономических, культурных и гуманитарных связей, совершенствованием средств транспорта и связи, упрощением порядка въезда и выезда из стран, пограничных и таможенных формальностей, утверждением в международных отношениях приоритета общечеловеческих ценностей, идей справедливости и солидарности.
Сотрудничество государств в области борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности имеет объективную основу - их тесную взаимосвязь и взаимозависимость, которые влекут качественное изменение самой преступности, в том числе ее интернационализацию, т.е. возрастание в ней удельного веса международных элементов (например, совершение преступления на территории двух и более государств, укрывательство и сбыт похищенного или отмывание доходов от преступной деятельности за границей, попытки преступников скрыться от правосудия за рубежом и т.п.).
Проблема преступности во все большей степени приобретает глобальный характер.
Во-первых, преступность в более или менее острой форме проявляется во всех странах мира, являясь серьезным реальным или потенциальным препятствием на пути их социально-экономического, политического и культурного развития. Это предопределяет заинтересованность всех членов мирового сообщества в совместном поиске наиболее действенных путей и средств решения данной проблемы. Ведь, как справедливо говорится, современная преступность, особенно в ее наиболее опасных - организованных формах и в виде международного терроризма, поистине не знает границ.
Во-вторых, постоянно расширяется перечень преступных деяний, представляющих международную опасность (например, незаконный трансграничный оборот наркотиков, культурных ценностей, оружия, торговля людьми, детская порнография и т.п.). Борьба с такого рода преступлениями может быть по-настоящему эффективна только при согласованности действий большинства государств и рациональном сочетании внутригосударственных и международных усилий.
Можно выделить следующие основные направления межгосударственного сотрудничества в борьбе с преступностью:
1. Обмен информацией, в том числе оперативной, криминалистической, правовой.
2. Исполнение запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
3. Оказание правовой помощи по уголовным делам.
4. Экстрадиция лиц для привлечения их к уголовной ответственности или для исполнения приговора.
5. Заключение и реализация международных договоров в борьбе с преступлениями, представляющими международную опасность.
6. Разработка международных норм обязательного или рекомендательного характера в сфере охраны правопорядка и уголовного правосудия.
7. Признание и исполнение решений компетентных органов иностранных государств по уголовным и административным делам.
8. Проведение совместных научных исследований по проблемам борьбы с преступностью, обмен опытом их решения.
9. Оказание материальной, технической и экспертной помощи (подготовка и повышение квалификации кадров, предоставление экспертных услуг, поставка специальных средств и техники и т.п.).
Сотрудничество в любой области, и тем более в такой специфической, как правоохранительная, должно осуществляться в режиме международной законности, то есть при точном и неуклонном соблюдении международно-правовых норм. И в первую очередь - общепризнанных норм международного права.
Осуществляя взаимодействие в правоохранительной сфере, государства используют две основные правовые формы:
1. Договорно-правовая или конвенционная - заключение и реализация двусторонних или многосторонних договоров, в которых регулируются отношения в данной сфере, с правоохранительными органами иностранных государств;
2. Институционная - сотрудничество в рамках международных организаций, как всеобщего, так и регионального характера - ООН, Интерпол, СНГ, «Группа восьми», ПСП Россия-ЕС, Совет Европы, Совет Россия-НАТО, ОБСЕ, Совет государств Балтийского моря, Организация Черноморского экономического сотрудничества, Шанхайская организация сотрудничества и др.
Органы внутренних дел Российской Федерации участвуют в выполнении обязательств России по всем основным направлениям межгосударственного сотрудничества в борьбе с преступностью и обеспечении общественной безопасности, и их деятельность на этом направлении осуществляется в тесном взаимодействии с другими правоохранительными органами (ФСБ, Прокуратурой, Минюстом, ФТС, ФСКН), заинтересованными министерствами и ведомствами, прежде всего с МИД России - головным российским ведомством, отвечающим за координацию внешнеполитической линии страны.
Международно-правовой компонент регламентации участия России в межгосударственном сотрудничестве государств в борьбе с преступностью и обеспечении общественной безопасности включает в себя более 700 международных конвенций, двусторонних и многосторонних договоров различного уровня (межгосударственного, межправительственного и межведомственного характера, в которых регулируются те или иные вопросы этого сотрудничества).
При этом межведомственные соглашения, заключаемые в пределах компетенции МВД России, а их на сегодняшний день уже несколько десятков, не должны противоречить действующему законодательству и международным договорам Российской Федерации и, как правило, содержат положения, регламентирующие традиционные формы полицейского сотрудничества. Речь идет, прежде всего, о таких форматах, как обмен информацией и опытом работы, исполнение запросов о производстве оперативно-розыскных мероприятий, оказание содействия в подготовке и повышении квалификации кадров, обмен нормативными правовыми актами и т.д..
Руководство МВД России уделяет большое внимание вопросам совершенствования участия органов внутренних дел в международном сотрудничестве. С целью придания развитию этой деятельности более целенаправленного и системного характера, определения приоритетов на ближайшую и отдаленную перспективы и принятия комплекса мер по повышению эффективности участия органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России в международном сотрудничестве была принята Концепция развития международных связей МВД России. Согласно данной Концепции, в числе наиболее приоритетных направлений определено развитие отношений с партнерами из государств-участников СНГ, а также из других сопредельных государств, не входящих в Содружество.
Постоянно совершенствуются организационные механизмы по повышению международного сотрудничества в правоохранительной сфере. В этой связи следует отметить создание и успешное функционирование двух координационных органов в рамках СНГ - Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ (БКБОП) и Совета министров внутренних дел государств-участников СНГ (СМВД). Также создана Объединенная коллегия министерств внутренних дел государств-участников Союза Беларуси и России.
Как показывает практика, одной из наиболее эффективных организационных форм обеспечения практического взаимодействия российских правоохранительных органов с зарубежными партнерами в борьбе с преступностью, особенно с ее организованными формами, незаконным оборотом наркотиков, оружия и культурных ценностей, торговлей людьми, экономическими преступлениями, является получивший большое развитие в мире институт представителей правоохранительных органов , работающих на постоянной основе при Посольствах или консульских учреждениях своих стран, так называемые «полицейские атташе» или «офицеры связи».
В настоящее время в Российской Федерации (в Москве, Санкт-Петербурге, Хабаровске и Мурманске) работают свыше 60 полицейских атташе из более чем 30 иностранных государств, которые осуществляют ежедневное оперативное взаимодействие с подразделениями органов внутренних дел.
В свою очередь, МВД России на основании соответствующих Указа Президента Российской Федерации и распоряжения Правительства Российской Федерации направило на работу за рубеж 8 своих представителей, которые работают в следующих странах: Армения, Азербайджан, Израиль, Китай, Палестина, США, Франция, Швейцария. Ранее представители МВД России работали и в ряде других стран - в Германии, Польше, Болгарии, Испании, Финляндии. Не исключено, что по завершению реформирования органов внутренних дел эти «точки» будут вновь открыты. Прорабатывается также вопрос о направлении офицеров связи в Беларусь, Катар и Никарагуа.
Кроме того, 24 сотрудника МВД России в настоящее время принимают участие в 5 миротворческих миссиях ООН и ОБСЕ: Конго - 1, Гаити - 5, Восточный Тимор - 4, Либерия - 11, Киргизия - 3. Ранее наши полицейские миротворцы также проходили службу в Хорватии, Македонии, Боснии, Косово, Сьерра-Леоне, Судане.
В МВД России в той или иной степени очень многие подразделения осуществляют либо оперативное взаимодействие с зарубежными партнерами, либо проводят работу по линии международного сотрудничества в области подготовки кадров, обмена опытом. Буквально в каждом подразделении центрального аппарата Министерства, в Главных управлениях МВД России и Управлениях МВД России крупных или приграничных субъектов Федерации имеются соответствующие отделы или группы.
Однако среди них следует выделить два основных подразделения.
Первое - НЦБ Интерпола при МВД России, главный координатор взаимодействия с компетентными органами зарубежных стран, в числе задач которого обеспечение обмена информацией по вопросам борьбы с международной преступностью; направление в Генеральный секретариат Интерпола и НЦБ государств-членов Интерпола запросов и оповещения соответствующих правоохранительных органов о предоставлении данных о преступлениях и преступниках, о розыске лиц, предметов и документов, об осуществлении наблюдения за лицами, подозреваемыми в преступной деятельности; прием аналогичных запросов Генерального секретариата и НЦБ государств-членов Интерпола и организация через соответствующие подразделения органов внутренних дел их исполнения. Кроме того, НЦБ Интерпола при МВД России, как и любое другое НЦБ, формирует банк данных о лицах, фактах, предметах и документах на основании информации, полученной в процессе международного сотрудничества.
Взаимодействия по каналам Интерпола имеет высокую эффективность, поскольку контакты именно через НЦБ позволяют оперативно решать возникающие между странами в ходе сотрудничества проблемы, связанные с особенностью национальных законодательств и спецификой структурного построения правоохранительных и правоприменительных органов. К слову сказать, Интерполу удалось успешно решить проблему языкового барьера. Его рабочими языками являются: английский, арабский, испанский и французский языки. Именно на них ведется вся переписка и осуществляется взаимодействие.
Вторым же основным подразделением МВД России, отвечающим непосредственно за линию обеспечения международного сотрудничества Министерства в целом, организацию визитов руководства и делегаций сотрудников органов внутренних дел за рубеж, прием иностранных делегаций, проработку вопросов международно-договорного характера является Управление международного полицейского сотрудничества Договорно-правового департамента МВД России. В структуру Управления входят четыре отдела, отвечающие за двустороннее сотрудничество со странами дальнего и ближнего зарубежья, сотрудничество с международными организациями и международное договорно-правовое обеспечение.
В тесном взаимодействии с Управлением международного полицейского сотрудничества работает и Управление международного протокола Договорно-правового департамента. Это подразделение отвечает за организацию всех протокольных мероприятий.
Какие же задачи поставлены перед Управлением международного полицейского сотрудничества? Это организация и обеспечение участия МВД России в международном сотрудничестве, обеспечение интересов Министерства при его осуществлении, совершенствование международно-правовой базы МВД России, организационно-методическое руководство работой органов, подразделений и учреждений системы МВД России по осуществлению международного сотрудничества.
Если же конкретизировать эта задачи, то Управление международного полицейского сотрудничества в рамках своей компетенции:
1. Определяет приоритетные направления международного сотрудничества с учетом особенностей развития международных отношений, ведет перспективное и текущее планирование в данной сфере, осуществляет контроль за международной деятельностью Министерства.
2. Анализирует состояние сотрудничества Министерства с зарубежными партнерами и разрабатывает предложения по его совершенствованию.
3. Организует и обеспечивает в пределах своих полномочий взаимодействие подразделений центрального аппарата МВД Росси и непосредственно починенных ему подразделений и организаций с правоохранительными органами зарубежных государств и международными организациями по вопросам, входящим в компетенцию Министерства.
4. Координирует международные связи территориальных органов внутренних дел, а также научно-исследовательских учреждений Министерства с соответствующими подразделениями правоохранительных органов иностранных государств.
5. Содействует при необходимости осуществлению в установленном порядке прямых контактов подразделений Министерства с зарубежными партнерами по вопросам оперативно-служебной деятельности.
6. Обеспечивает взаимодействие Министерства с международными организациями и их рабочими органами.
7. Готовит материалы к переговорам руководства Министерства с зарубежными партнерами, а также для участия в международных форумах.
8. Организует и обеспечивает в пределах своих полномочий визиты руководства МВД России за границу и приемы иностранных делегаций в Министерстве.
Как видно из перечисленного, спектр задач, стоящих перед Управлением международного полицейского сотрудничества ДПД МВД России, весьма широк, и стоит на грани двух сфер - правоохранительной и дипломатической. По сути, данное подразделение является своего рода «мини-министерством иностранных дел» внутри МВД России. Соответственно, и требования, предъявляемые к сотрудникам Управления, являются повышенными. Кандидат для прохождения службы в Управлении международного полицейского сотрудничества ДПД МВД России должен обладать широким кругозором, аналитическим складом ума, организаторскими способностями, разбираться в политике, понимать национальные интересы, уметь работать с людьми, а также владеть иностранными языками.
Соответствующие итоги совместной работы поступают на доклад к руководству Министерства и учитываются при разработке стратегии взаимодействия правоохранительных органов зарубежных государств.
Михаил ВАСЬКОВ
заместитель начальника управления
международного протокола
Договорно-правового департамента МВД России,
кандидат юридических наук