Гавриил Николаевич Троепольский: биография писателя. Научно-исследовательская работа по литературе" Литературное творчество писателя-земляка Г

Бывает так, что какое-то произведение удается писателю настолько, что затмевает все прочие его достижения. И тогда даже начитанные люди полагают вполне результативного автора «человеком одного творения». Жертвой ошеломительного успеха «Белого Бима» стал и Гавриил Троепольский. Биография его весьма насыщенна, но воспринимается он большинством читателей исключительно как автор истории белого сеттера.

Гавриил Троепольский (29.11.1905- 30.06.1995) за работой

Неудачное происхождение

Ну, неудачным оно было с точки зрения советской власти, а вся активная жизнь писателя пришлась на советский период. Гавриил Николаевич был сыном священника. Родился он 16 (29) ноября 1905 года в селе Новоспасское на Елани Тамбовской губернии (ныне территория Воронежской области). В семье было еще 5 детей.

Краткая биография Троепольского выглядит довольно бедной событиями. Но за этой скромностью скрывается активная творческая деятельность – на разных направлениях. Вероятно, по причине своего происхождения писатель никогда не демонстрировал «образцовой советской сознательности» и не вступал в партию. Но и особых негативных последствий для его карьеры происхождение не имело. Гавриил закончил среднюю школу (для этого потребовались 4 учебных заведения, но исключительно по административным и семейным обстоятельствам), а затем – Алешковский сельскохозяйственный техникум. Некоторое время (с 1924 по 1931 год) он даже работал учителем – несмотря на то, что отец его и не думал отказываться от сана. Троепольский занимал руководящие должности, получал государственные награды, публиковался в различных изданиях – и не имел проблем с происхождением.

Портрет Г.Н. Троепольского, художник Б.А. Катков

Однако черная сторона истории 30-х годов его не минула. Летом 1931 года отец будущего писателя, Н.С. Троепольский, был осужден трибуналом ОГПУ и расстрелян. При этом явно сфабрикованное дело погубило еще одного человека – ведший следствие сотрудник НКВД покончил с собой после вынесения приговора, так как в ходе работы убедился в том, что священник Троепольский (пусть и не ярый поклонник Советов) никаким врагом народа не является. Порядочный человек, следователь счел бесчестьем явно заказное игнорирование результатов его работы. Гавриил Троепольский до конца дней своих вспоминал его добром.

Смерть отца стала для Гавриила личным несчастьем, но никак не отразилась на его собственной семье и карьере.

Заслуженный агроном

В 1931 году в жизни Троепольского произошли не только несчастливые события. Он начал наконец работать по специальности – стал младшим научным сотрудником в Алешковском опорном пункте (от Воронежской опытной станции). Вскоре он стал ее заведующим, а в 1936 году был переведен в город Острогожск.

С этим регионом у Троепольского были связаны более 20 лет результативной работы в сельском хозяйстве. Станция специализировалась на зерновых культурах, он сам – на просе. В активе Гавриила Николаевича – 8 сортов этого растения. Посевной материал был им сохранен даже во время оккупации – селекционер спрятал зерно от гитлеровцев, чтобы не тратить после войны время на восстановление результатов долгих лет работы. Сам Троепольский неоднократно отмечал, что своим просом он гордится не меньше. чем своими книгами.

Агроном и писатель Гавриил Троепольский

В качестве агронома Гавриил Николаевич оставался на рабочем месте и в военные годы. Из-за этого в период «разоблачения советских мифов» появились даже утверждения, что он сотрудничал с оккупантами. На деле Троепольский был коллаборантом наоборот – в тылу врага выполнял задания советской фронтовой разведки. В этом ему помогал авторитет у местных жителей, а также умение входить в доверие, договариваться с людьми. По имеющимся сведениям, благодаря этому свойству Троепольский спас советского солдата от расстрела – просто «уболтал» гитлеровцев. Он никогда не шел на явный конфликт, но на оккупантов не работал. Кроме того, с помощью своих коллег по сельхозстанции он спас двух беглых военнопленных – спрятал, помог с лекарствами и одеждой.

Горожанином Троепольский стал уже после того, как профессионально занялся литературой. Он переехал в Воронеж в 1959 году.

Деревенский летописец

Но это не значит, что только тогда он начал писать. Интерес к литературе у Гавриила Николаевича проявился еще в школе под влиянием учителя Г.Р. Ширмы. Тот умел заинтересовать учеников своим предметом.

Книги Гавриила Николаевича Троепольского

Впоследствии у него установилась своеобразная связь с книгами – некоторое время после окончания в 1924 году техникума Троепольский работал в избе-читальне «избачом», то есть был библиотекарем. Работая учителем, он попробовал писать сам и как-то показал свои работы заезжему авторитету – писателю Н.Никандрову. Тот высоко оценил потенциал начинающего литератора, но посоветовал еще поработать над стилем.

Первая публикация Троепольского состоялась в 1937 году – это был небольшой рассказ «Дедушка». Но далее автор увлекся выведением проса, и литература отошла на второй план. Второй раз он пришел в литературу уже в начале 50-х годов.


Воронежский писатель Г.Н. Троепольский

Как писатель Гавриил Троепольский представляет группу советских публицистов, пишущих на сельские темы. Жизнь и проблемы села он знал по личному опыту и описывал реалистично, без прикрас. Хотя творческое наследие писателя не слишком велико (несколько повестей, сборник рассказов, 1 роман, 2 пьесы, сценарий фильма), но в публицистической среде он был достаточно известен. В 1967 году он вошел в состав руководства Союза писателей СССР, в 1975-м – Союза писателей РСФСР, в 1976-1987 гг. был членом редакции популярного литературного журнала «Наш современник». В 1985 году Троепольскому было присвоено звание заслуженного работника советской культуры. По его сценарию сняли фильм «Земля и люди», хорошо принятый зрителями.

Однако по-настоящему знаменитым Гавриила Троепольского сделала вышедшая в 1971 году повесть «Белый Бим Черное Ухо». И дело не в том, что за нее автору была присуждена Государственная премия (в 1975 году). Просто это произведение стало по-настоящему народным и общеизвестным.

Друзья человека

В искусстве есть и другие знаменитые собаки, но нестандартный шотландский сеттер Бим является одним из самых известных в мире. Повесть перевели на 20 с лишним языков. Известности произведения немало способствовал вышедший в 1977 году фильм, где главную «человеческую» роль сыграл обожаемый миллионами зрителей Штирлиц – Вячеслав Тихонов. Сам Троепольский не стал писать к этой кинокартине сценарий. Но появлению фильма обрадовался.


Кадр из фильма «Белый Бим Черное Ухо» с В.Тихоновым в главной роли

Рассказанная Гавриилом Николаевичем история была на деле не столько о собаке, сколько о людях, одинаково способных быть добрыми и жестокими, участливыми и равнодушными. Известно, что изначально писатель задумывал повесть как историю человека – собака появилась потом. И поняли повесть читатели правильно – как призыв к людям быть людьми.


Афиша к художественному фильму С.Ростоцкого

Но и на судьбе четвероногих «друзей человека» книга Троепольского отразилась самым позитивным образом. Ее появление спасло от участи Муму огромное количество «бракованных» щенков разных пород – хозяевам становилось стыдно топить потенциальных Бимов! Резко возросла популярность сеттеров, причем не только шотландских, но и английских (они играли Бима в фильме). Наконец, кличка собаки Троепольского (а Бимами действительно звали двух его собственных псов) стала одной из самых популярных у владельцев собак в СССР. Даже вездесущая Википедия не приводит статистики на сей счет, но похоже, «Бим» – самая популярная русская собачья кличка до сих пор, безнадежно потеснившая былых Трезоров, Полканов и Шариков.


Поскольку повесть писалась в Воронеже, город решил увековечить легендарного литературного персонажа. Уже несколько лет возле стоит бронзовый . Он не имеет постамента – пес словно ждет хозяина, что должен выйти из здания после спектакля. Правда, ухо у него не черное, а блестящее – его трут на удачу, загадывая желание. Трудно сомневаться в том, что Бим реализует только добрые, благородные мечты.

Почетный гражданин

А писатель остался жить в Воронеже и после своего успеха. Его частная жизнь не стала объектом сплетен и «журналистских расследований». Троепольский жил тихо, размеренно, в скандалах замешан не был, провокативных интервью не давал. Его семейная жизнь сохранилась в старых фото, но не в «желтой» прессе. Не удалось и записать его в диссиденты – хотя у него случались небольшие накладки с публикациями, ни в какие серьезные конфликты с властью он никогда не вступал. Его лучшим другом, наставником и помощником был знаменитый «Теркин» – Александр Твардовский. А вот Солженицына Троепольский не любил и не уважал, причем не как литератора, а как человека. Гавриил Николаевич не воспринимал его снобизм и желание очернить коллег по писательскому цеху.

Г.Н. Троепольский — почетный гражданин Воронежа

Кавалер ордена Трудового Красного знамени, лауреат Государственной и нескольких международных премий, почетный воронежский гражданин Троепольский Гавриил Николаевич умер 30 июня 1995 года, немного не дожив до 90 лет. Похоронили его на Аллее славы, на Коминтерновском кладбище, а в качестве эпитафии на памятнике выгравировали цитату из повести про Бима. Особенным экскурсионным объектом могила не является – писатель при жизни не любил фанфар славы.


Мемориальная доска на доме №8 по ул. Чайковского, где жил писатель

Куда популярней у гостей Воронежа бронзовый пес возле кукольного театра. Белый Бим – один из самых известных воронежских памятников, несмотря на свою молодость. И его создатель обязательно одобрил бы это – ведь своим творчеством он пытался прославить не себя, а лучшие качества человечества.

Гавриил Николаевич Троепольский был членом правления Союза Писателей Советского Союза (с 1975 года. - С П РСФСР).

Среди его произведений – публицистика, очерки, пьесы, повести и рассказы. За свою повесть о сеттере Биме он в середине 70-х стал лауреатом государственной премии.

Гавриил Троепольский стал символом духовного укрепления и духовного обогащения для всех, кто ценит его как писателя.

Из биографии Г. Н. Троепольского:

Гавриил Николаевич Троепольский родился 29 ноября 1905 года в селе Новоспасское на Елани, Козловская волость, Борисоглебский уезд, Тамбовская губерния, ныне Воронежская область в семье сельского священника Николая Семёновича Троепольского.

В семье родителей Троепольского было шестеро детей. В доме Троепольских любили сельский труд, высоко ценили знания, книги.

В 1924 г. будущий писатель Гавриил Троепольский закончил в Алёшках Терновского района лучший в России сельхозтехникум, построенный архитектором Иосифом Суховым (его дочь Валентина стала женой будущего агронома и писателя).

Сначала Троепольский работал в избе-читальне «избачом» - так называли его односельчане, потом молодой человек был сельским учителем в этом селе, затем в Путилине и Махровке.

Отец Г. Троепольского, Николай Семёнович, был очень грамотным, умным человеком. В своём приходе и доме для прихожан он устраивал коллективное чтение Евангелия, обучал грамоте, музыке. И это в Борисоглебском ОГПУ ему было поставлено в вину! Но чем же ещё мог заниматься благочинный?! 31 июля 1931 года дело под № 111 было рассмотрено на заседании ОГПУ. Девять человек, в их числе и оговоривший отца Николая, были приговорены к высшей мере наказания.

К тому времени Гавриил Троепольский весной 1931 года, имея диплом агронома-селекционера, получил должность младшего научного сотрудника, а затем – заведующего Алёшковским опорным пунктом областной Воронежской о опытной станции.

В 1936 году молодого агронома-селекционера переводят в Острогожск. Здесь он заведует опорным пунктом той же станции, а с 1937 года до января 1954 года – заведующий Острогожским государственным сортоиспытательным участком по зерновым культурам в селе Гнилое. Здесь же он вёл и селекцию проса, сорта: «Острогожское – 1» и «Острогожское – 9» были районированы в центрально-чернозёмной зоне. «Я своим сортом проса «Острогожское – 1» горжусь никак ни меньше, чем «Белым Бимом», - говорил Гавриил Николаевич.

Современники Гавриила Николаевича отмечают, что он был требовательным к себе, своим рабочим, бездельников не жаловал, приветствовал трудолюбивых, ответственных людей, скидок на возраст не делал. Вместе с колхозниками, их детьми заведующий ГСУ сажает две лесополосы: кленовую и параллельно ей – дубовую. Эти лесополосы радуют наш глаз и сегодня, защищают поля от суховеев. Клён ясеневидный до тех времён в нашей местности не рос – был диковинкой. Всем хотелось посадить такой саженец у своего дома, но Гавриил Николаевич не давал растения никому. Люди ухитрялись уносить молодой клён домой, и сейчас вспоминают об этом с неловкостью – стыдно ведь – и с радостью – добрая память о своём замечательном земляке.

Все люди, знавшие нашего Троепольского, отмечают, что на первом месте для него были духовные ценности: чистота души, порядочность, добросовестное отношение ко всему, с чем ты имеешь дело, и абсолютное безразличие к ценностям материальным. Гавриил Николаевич отказался от авторства в фильме Ростоцкого по своей книге «Белый Бим Черное Ухо». Он не согласился с некоторыми изменениями в тексте сценария. А отказ от авторства и появление в титрах «по мотивам» означало отказ от Ленинской премии. Но это для Троепольского было не главным.

Скончался Г. Н. Троепольский в 1995 году, 30 июня, прожив почти 90 лет. Похоронен писатель в Воронеже.

Творчество писателя Г. Троепольского:

«Это не я сочинил, это жизнь сочинила…» - эта фраза можно считать эпиграфом к творчеству Гавриила Троепольского.

Первый рассказ Троепольского, написанный под творческим псевдонимом Лирваг, появился в средине 1937 года.

Гавриил Троепольский обладал знаниями о том, что происходит в деревне, которые получил из собственного практического опыта. Кроме того, он стремился к абсолютной искренности, изображая отрицательные явления действительности. Среди его произведений – публицистика, очерки, пьесы, повести и рассказы.

Книги его были столь востребованы, что ко второй половине пятидесятых годов он получает признание в качестве одного из достойнейших авторов очерково-публицистической прозы, посвященной сельскохозяйственным темам. В своем труде писатель следовал по стопам Овечкина.

В 1953 году в журнале «Новый мир» выходит произведение « «Прохор XVII и другие» из цикла «Записки агронома». Оно состоит из сатирических рассказов. На первый взгляд – это весёлые, забавные рассказы, а если вдуматься – сатира, но какая-то особенная, мягкая, чем-то похожая на сатиру Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Писатель показал читателям реальных людей деревни «в живой пестроте характеров, нравов, причуд», выставив напоказ тех, кто мешал народному делу. Сатира Троепольского – прямая или скрытая насмешка над бездельем, над невежеством, напускной серьёзностью. На их основе С. Ростоцкий снял фильм под названием «Земля и люди». С того момента Троепольский посвятил себя литературной деятельности и переехал в Воронеж.

Повесть «В камышах» появляется в 1963 году. «В камышах» происходит олицетворение природы, писатель ее «очеловечил». А речка Тихая Ольха – это же река Тихая Сосна с «нежной свадьбой серых цапель», с жучками-вертячками с их поразительными глазами и самостоятельными цыплятами болотной курочки. «Здесь ничего не стараешься запомнить, но ничего и никогда не забываешь», - говорит главный герой Перегудов, который 40 лет охотится на этой речке, а по-прежнему чувствует себя учеником, новичком.

Троепольский выступал и как публицист. Публицистический очерк «О реках, почвах и прочем», написанный в 1965 году, и поныне сохраняет свою актуальность. Здесь он утверждает, что народ – хозяин земли, рек и лесов, во всех делах человека действует «закон многообразия», «однообразие методов, приёмов и рецептов» губительно для умных и благодатно для «сильно неумных». Эта статья не потеряет своей актуальности ещё не один век.

Пьеса «Постояльцы» появляется в 1971 г. Вслед за ней издается повесть «Белый Бим Чёрное ухо». «Здравый смысл» появляется в 1975 году.

С 1976 по 1987 год Гавриил Троепольский входил в редакционную коллегию журнала под названием «Наш современник».

Истинную огромную популярность Г. Н. Троепольскому принесла повесть «Белый Бим Чёрное Ухо» (1971 год) – прототипами Бима стали его любимые собаки, подобранные на улице, Бим-1 и Бим-2. Книга открыла миру писателя, знающего, как любить и беречь друзей, «как не продавать свободу за чечевичную похлёбку», как прямо смотреть друг другу в глаза. Эта повесть о скитании собаки, попавшей в беду, о короткой счастливой жизни с Другом и горестной разлуке с ним потрясла меня, моих одноклассников и, как выяснилось, так же реагировали и люди старшего поколения. Сам автор об этом произведении сказал так: «… хотел, чтобы ужаснулся читатель, что есть люди без души. Моя повесть, в сущности, не о собаке, а о нас с вами, о людях. Насколько мы человечны». Данное произведение вышло более чем на двадцати языках мира.

Не многим героям художественных произведений поставлены памятники, а Биму возле Театра кукол в Воронеже памятник установили. Значит, живут Бим и его автор в душах людей. Трогательная скульптура преданной собаки мало кого может оставить равнодушным, и дети и взрослые считают доброй приметой погладить преданного четвероногого друга. От прикосновений тысяч рук, голова и бронзовое ухо отполированы до блеска и заметны издалека.

Троепольский был и поэтом. Свои стихи он не публиковал и сборник «С болью и надеждой» решился составить только в конце жизни. В своих ранних стихах Троепольский выражает минутное отчаяние из-за того, что его отцом заинтересовалось ОГПУ, он теперь …каким-то сыном наречён, Как будто с рожденья отметину вынес И в чём-то позорном теперь уличён. («Юность морозная», 1928 год) В поэзии Гавриила Николаевича мы чувствуем любовь к природе: «Как я… родного селенья молчанье люблю» (« Юность морозная», 1928 год); любовь к матери: «Мне не забыть далёкого селенья, … Где ты меня держала на коленях…» («На могиле матери»,19 ноября 1943 года); почтение к творчеству своих земляков – Кольцова и Никитина, здесь же – боль за свой народ: …Боль и у сокола – «крылья-то связаны»… Сколько же горя ещё не досказано! («У могил И. Никитина и А. Кольцова», 1969 год) Но внутренняя сила писателя, поэта, гражданина своей родины спасала его, давала надежду, он выстоит и в 1987 году напишет: Я деревом жизнь-то хотел бы дожить, Без страха пред тучей и градом. («Дожить бы», 1987 год)

Слова Г.Н. Троепольского о себе: «Каждый человек должен пахать свою борозду… Я лемех в многокорпусном плуге». Жизнь великого человека не кончилась, она продолжается. Он живёт среди нас в своих героях, сюжетах. Жизнь Г. Н. Троепольского «длится дольше века» и продлится ещё много веков, ибо вопросы человеческой души, чести и совести вечны. Пусть «нет его, но дух добра остался».

Мифы и слухи о Г. Н. Троепольском:

Домыслов и мифов, связанных с именем Троепольского много. Достоверные же факты, достойные внимания, долгое время не были всеобщим достоянием.

1. Были слухи о том, что во время Великой Отечественной войны Гавриил Николаевич сотрудничал с оккупантами. В годы войны писатель жил на оккупированной территории в Острогожске, но и только. Зато этот слух привлёк внимание сотрудников КГБ. Однако, проведя большую работу, те не нашли в биографии Троепольского ничего порочащего. Если бы он записался в коллаборационисты, то вряд ли бы по окончании войны остался в России. Такие люди после капитуляции нацистов предпочитали скрыться за границу. Автор же «Бима» был патриотом родного края.

2. Отца Троепольского расстреляли в 1930 году. Он был священник, а потому легко получил ярлык «враг народа». Гавриил Николаевич всегда бережно хранил смешанную с болью память об отце и завещал своим детям, внукам и правнукам помнить деда, как человека, погибшего за веру. Но чувство справедливости никогда его не покидало. Интересный случай рассказывал писатель Эдуард Ефремов. Довелось ему быть свидетелем «суда над КГБ», который вначале «перестройки» проходил в областной библиотеке имени Никитина. И когда кандидат исторических наук докладывал о жертвах репрессий, о гибели священников, среди которых был отец Гавриила Николаевича, Троепольский как-то настороженно и напряженно слушал докладчика, а потом вдруг резко встал и потребовал: «Прекратите! Нельзя по документам писать историю, тем более – давать характеристики человеку… Я своим детям и внукам завещал, чтобы они молились о следователе НКВД Степанове. Одно время он жил на квартире у моих родителей. Он сам вызвался вести «дело» моего отца. И он предпринял всё возможное, чтобы представить священника Троепольского ни в чем не виновным… Когда отца расстреляли, следователь Степанов покончил с собой, оставив записку, что он не может пережить позора»… Умным людям известно, что мир сложно разделить на «чёрное» и «белое». К этим людям относился и Троепольский.

3.Говорили, что из-за повести «Белый Бим Чёрное ухо» у автора были проблемы с властями. Но не уточнили, что с властями литературными и никак не по политическим причинам. У кого из писателей тогда этих проблем не бывало?! Обыкновенный рабочий момент. Более того – книгу не издали в Воронеже, но издали в Москве, и через короткое время вчерашнего агронома настиг ошеломительный успех, который действительно балует далеко не каждого из писательской братии. Тут и появились завистники, и зачесались недобрые языки.

4.Поговаривали, что у Гавриила Николаевича были натянутые отношения с Солженицыным. Троепольский принимал как данность величие и значимость автора «Архипелага ГУЛАГ». Но считал, что тот, обретя известность, стал чрезмерно заносчив. Это, по мнению Троепольского, выражалось в том, что он ни разу не упомянул о людях, которые когда-либо ему помогли. О Твардовском, который первым в своём журнале «Новый мир», на свой страх и риск, опубликовал «Матрёнин двор». Или о Ростроповиче, на даче у которого Солженицын скрывался в своё время. А ведь за это музыканту не поздоровилось, да так, что он вынужден был уехать в эмиграцию. И ещё одно не мог простить Троепольский Солженицыну. Сначала в парижском издательстве «Имка-пресс» вышла книга «Стремя «Тихого Дона» с предисловием Александра Исаевича. А потом появилась его другая статья – «По донскому разбору», посвящённая «Поднятой целине». Солженицын напрямую не утверждал, что автором «Тихого Дона» является некий другой писатель, но под сомнение авторство Шолохова поставил. Троепольский считал это грязной возней, брехнёй, сварой и свалкой. И не мог этого Солженицыну простить.

У писателя в планах было написать такую книгу, которая бы раз и навсегда разбила в пух и прах все домыслы, витающие вокруг его имени. Но эта книга так и осталась недописанной. Книга «Колокол» должна была поведать о детстве и юности писателя. Троепольский считал, что она могла бы стать книгой номер один в его наследии, потеснив с этого пьедестала самого «Бима».

Великая Отечественная война в жизни Г. Н. Троепольского:

«Когда в 1942 году фашисты бомбили Острогожск, - вспоминает Копылова Ольга Павловна (1933 г. р.), - огонь и дым были видны даже в селе Гнилом. От свиста и взрывов бомб дрожала земля, закладывало уши. В это время семья начинающего писателя живёт в Острогожске. Оставаться там смертельно опасно. Гавриил Николаевич ехать за женой и детьми (их уже двое) не может: надо спрятать семенной фонд, результаты опытов. Помочь ему вызвался мой дедушка, Землянский Тимофей Васильевич (1860 – 1948 гг.) – он работал сторожем на ГСУ. С дедушкой поехала Мусатова Мария Даниловна (1925 - …). Через реку Тихая Сосна, слободу Пески под пулями, снарядами и перекрёстным огнём они приехали к дому агронома. Дедушка дал команду Троепольским срочно собираться, сам распряг лошадь. Раздался взрыв, от дома ничего не осталось. Лошадь откинуло на несколько метров от телеги, ранило. Ранило и деда, но спасатели сумели перевезти семью в село. До окончания войны Троепольские живут в здании сортоучастка. Уже весной 1943 года все поля и опытные делянки были засеяны зерновыми культурами – сумел-таки он сохранить государственный семенной фонд».

Был спасен Г.Н. Троепольским Мусатов Григорий Мефодьевич: «Отец строил переправу через реку Тихая Сосна в районе Ольшана. В тот момент, когда Коротояк заняли фашисты, эта переправа потеряла смысл, и строительство прекратили. Отец пошёл домой, а о том, что родное село занято оккупантами, он не знал. Тут его и схватили фашисты. Человека в военной форме приговорили к расстрелу, около церкви заставили копать себе могилу. Односельчане предали моей матери страшную весть. Мой дед, Мусатов Мефодий Поликарпович, побежал просить помощи у Троепольского, и он помог: о чём-то долго беседовал с фашистами, те приказали отцу снять военную форму и отпустили домой». Вообще жители села Гнилое относят отсутствие кровопролитий в их местности за счет дипломатических способностей агронома-селекционера.

Помогал Гавриил Николаевич и бежавшим военнопленным, строившим железную дорогу на Россошь. Ольге Павловне и Анне Никифоровне известно о троих солдатах, бежавших из концлагеря на хуторе Сибирский. Их Гавриил Николаевич прятал в поле, носил еду, одежду, своей не хватало – брал у друга Землянского Тимофея Васильевича. Когда мужчины окрепли, сумел переправить их через линию фронта в сторону Евдаково.

Как стало впоследствии известно, Троепольский Гавриил Николаевич в период оккупации области с 1942 по 1943 год выполнял задания от фронтовой советской разведки.

Интересные факты о Г. Троепольском:

* Творчество Троепольского не осталось не замеченным народом, а также было отмечено Государственной премией СССР (1975 год). Также писатель был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

* Книги писателя переведены на 52 языка.

*В 1994 году его произведения изданы в США в серии «Классики».

* Он стал лауреатом многочисленных премий, являлся Почетным доктором наук ВГУ и Почетным гражданином города Острогожск и города Воронеж.

* Уже после смерти Троепольского в Воронеже, где он жил долгие годы, около театра кукол, установлен памятник Биму.

*По книге «Белый Бим Черное Ухо» и по сценарию «Земля и люди» сняты фильмы.

*Имея диплом агронома-селекционера, Троепольский занимался селекцией проса. Он вывел 8 сортов этой культуры.

военное время люди готовили еду, используя сорт проса, выведенный Троепольским.

* Одна из улиц г.Воронежа (в пос.Подгорное) названа в честь писателя.

* Его имя носит и одна из библиотек города Воронежа.

«Жизнь идет, жизнь идет, потому что есть труд и есть надежда.

Жизнь идет и потому, что есть книги, питающие надежду».

Г.Н. Троепольский

29 ноября 2015 г - 110 лет Гавриилу Троепольскому, автору всемирно знаменитого романа «Белый Бим Чёрное ухо».

Известный русский писатель Гавриил Николаевич Троепольский прожил долгую жизнь, оставаясь неравнодушным, смелым и честным человеком, человеком деятельного добра. Г. Троепольский представил читателю реальных людей разных характеров, нравов, причуд. Гавриил Николаевич в своих произведениях часто использовал истории из собственной жизни, удачно сочетая реальные события и вымысел. «Я за то, чтобы писать обо всём... Если писать только о добре, то для зла - это находка, блеск; если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных, не будут замечать», - говорил писатель.


Г. Н. Троепольский написал несколько книг: «Чернозем», «Кандидат наук», «Прохор X VII и другие», «Рассказы».


Но главная его книга - пронзительная повесть «Белый Бим Черное ухо». Трагическая книга о собаке и ее жизни среди людей, полная приключений, радостей и горестей. Автор с большой верой в победу добра над злом и неправдой поднимает сложные нравственные проблемы. Это книга, начав читать которую, уже невозможно оторваться. «Белый Бим Черное ухо» - это «слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми» , - писал Гавриил Николаевич Троепольский.

Повесть «Белый Бим Черное ухо» принесла писателю в 1975 г. Государственную Премию СССР. Г. Н. Троепольскому присвоена итальянская премия в области детской и юношеской литературы - «Банкареллино». Книга издавалась во многих странах, была переведена на множество языков. В американских колледжах «Белый Бим Черное ухо» входит в обязательную программу по литературе.

Режиссер Станислав Ростоцкий снял замечательный двухсерийный фильм с Вячеславом Тихоновым в главной роли. Трогательная лирическая киноповесть о судьбе собаки, теряющей любимого хозяина, об отношении людей к «братьям меньшим», заставила множество людей плакать над судьбой Бима.


В 1998 году в Воронеже был открыт памятник собаке Белому Биму Чёрное ухо. Одна из улиц г. Воронежа названа в честь писателя. Его имя носит и одна из библиотек города.

Более подробно о судьбе писателя можно прочитать в книге воронежского писателя М. Федорова «Человек Чернозёма». Это документальный роман, в основу которого легли воспоминания родственников, друзей и знакомых писателя, архивные материалы и публикации. В книге также рассказывается о судьбе священника из глубинки - отца Николая Троепольского, расстрелянного в 1931 году за сопротивление коллективизации. Вошел туда и рассказ о деле Николая Троепольского «Отец писателя. Дело №…» Писатель М. И. Федоров был лично знаком с Г. Троепольским и считает его одним из тех людей, которые направляли его по жизни и помогли не отступить от своей цели - стать писателем.

Зотов, С. Человек добра // Наш современник. - 2013. - № 12. - С. 275-277.

Перова, Е. Жизнеописание Гавриила Троепольского // Москва. - 2013. - № 1. - С. 213-215.

Высказывания Г. Н. Троепольского

«Жить надо так, чтобы не бояться продать своего попугая самой большой сплетнице города»

«Можно говорить глупости, но не торжественным тоном»

«Так теплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа, соль дружбы»

«Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души - само собой разумеющееся состояние»

16 (29) ноября - 110 лет со дня рождения русского писателя Гавриила Николаевича Троепольского (1905 - 1995).

«Только правда, только честь, только чистая совесть,

и обо всем этом - слово».

Г.Н. Троепольский

Троепольский Гавриил Николаевич (16(29).11.1905-30.06.1995) - прозаик, публицист, драматург, член Союза писателей (1954), лауреат Государственной премии СССР (1975). Награжден орденами Трудового Красного знамени (1971, 1984), Дружбы народов (1981).

Родился в селе Новоспасское Козловской волости Борисоглебского уезда Тамбовской губернии (ныне Грибановский район Воронежской области) в семье священника. У сельского священника Николая Семеновича Троепольского и его жены Елены Гавриловны было шестеро детей. В доме Троепольских любили сельский труд - работали с малых лет, высоко ценили знания, книгу.

На всю жизнь осталась в Троепольском добрая память о молодом учителе Новогольской школы Григории Романовиче Ширме. Он впоследствии вспоминал: «Я вряд ли стал бы писателем, если бы не встретил в жизни Григория Романовича. Он научил нас думать над прочитанным. Под его руководством мы основательно познакомились с сочинениями русских классиков. Помогло и то, что в школе имелась превосходная библиотека».

После окончания сельскохозяйственного училища (1924) Троепольский работал учителем недалеко от родных мест - в селах Питим и Махровка. Начало учительства по времени совпало с первыми литературными опытами. Он постоянно вел записи - тут и охотничьи заметки, и отдельные зарисовки повседневного крестьянского быта. Однажды он показал свои записи случившемуся в Махровке писателю Н.Никандрову.
Гавриил Николаевич говорил: «Это был первый в моей жизни литератор-профессионал, с которым мне довелось познакомиться и поговорить. Ему-то и показал я свои первые рассказы. Н. Никандров сказал: «Для столичной печати это вряд ли годится, но - пишите обязательно». В 1938 году в альманахе «Литературный Воронеж» появился рассказ «Дедушка» за подписью Т.Лирваг (если читать наоборот: Гаврил Т.). Это была первая публикация Троепольского - писателя.

Почти четверть века было отдано агрономии, четверть века прожито в небольшом городе Острогожске. Лишь в 1959 году, уже будучи профессиональным писателем, Троепольский переехал в Воронеж.

В 1953-1954 гг. в журнале «Новый мир» опубликован цикл сатирических рассказов «Из записок агронома». А.Т. Твардовский поддержал автора, и с тех пор едва ли не все произведения Троепольского 1950 - 60-х (повести, рассказы, очерки, статьи) впервые увидели свет на страницах «Нового мира». Писателей соединяла настоящая дружба, окрепшая с годами. Всю свою жизнь Троепольский был благодарен А. Т. Твардовскому за активное участие в его творческой судьбе. Он часто ездил к Твардовскому в гости, обсуждал с ним свои новые замыслы и получал от него дополнительную творческую энергию. После смерти поэта Троепольский нередко навещал его семью.

«Записки агронома» принесли автору известность. На их основе был написан киносценаpий «Земля и люди», по котоpому режиссёром Ростоцким был снят одноимённый фильм, вышедший в свет в 1956 г. Гавриил Николаевич исколесил на своём стареньком «москвиче» все области Центрального Черноземья, собрал огромный материал в защиту окружающей природы. Широкий отклик общественности вызвали публицистические очерки «О реках, почвах и прочем», с трудом продвинутые Твардовским в печать.

Агроном по образованию, писатель видел основную цель своего творчества в воспитании доброты, доверия, дружбы, преданности, верности долгу, умению чувствовать и беречь природу, понимать и сопереживать другому человеку.

На 66-м году жизни Г.Н. Троепольский опубликовал произведение, принесшее ему мировую славу, - повесть «Белый Бим Чёрное ухо» (1971), которую посвятил А. Т. Твардовскому.

Писатель вспоминал: «Честно говоря, я не ожидал такого оглушительного успеха. Его поняли и приняли миллионы людей. «Бим» написан совсем в другом тоне и иной манере, чем все мои предыдущие книги. Каждый замысел приходит не вдруг, иногда это результат целой жизни, результат раздумий... Хотелось, чтобы читатель, побыв некоторое время с моим Бимом, заглянул бы внутрь себя и стал добрее и чище. Эта повесть потребовала шести лет работы. Сначала я задумал «Идеального человека» - героя абсолютно искреннего и чистого. Он должен был пройти по жизни, встретиться с разными типами и персонажами. Но из этого ничего не выходило… Потом явилась мысль - завязать сюжет вокруг истории Бима. И повесть выстроилась». Повесть переведена на десятки языков мира. В 1975 г. она была удостоена Государственной премии СССР, итальянских премий: Монца, присуждаемой лучшим книгам для слепых детей, и Бонкареллино, награждена дипломом и золотой медалью флорентийского Фонда Леонардо да Винчи.

По повести был снят кинофильм (1977, pежиссёp С. Ростоцкий). Фильм был удостоен Ленинской премии, Главной премии на ф ест ивале в Карловых Варах и номинирован на премию «Оскар» (1978). Во время первого проката фильм посмотрели более 20 миллионов зрителей. В 1976-1987 гг. Г. Н. Троепольский входил в редколлегию журнала «Наш современник», был членом правления Союза писателей СССР с 1967 г. и Союза писателей РСФСР с 1975 г.

Гавриил Николаевич Троепольский умер 30 июня 1995 г. в Воронеже. Похоронен на Аллее Славы мемориального Коминтерновс к о го кладбища. В его честь названы улицы в Острогожске и в Воронеже.

В Воронеже около театра кукол установлен памятник Биму (авторы памятника Эльза Пак и Иван Дикунов, лауреаты Государс твенной премии России).

«Жизнь идет, - говорил писатель, - жизнь идет, потому что есть труд и есть надежда. Жизнь идет и потому, что есть книги, питающие надежду».

Гавриил Николаевич Троепольский - русский советский писатель, один из лучших авторов очерково-публицистической прозы на сельскохозяйственные темы и защиты
природы. Лауреат Государственной премии СССР (1975) за повесть «Белый Бим Черное Ухо». Среди произведений писателя - рассказы, повести, пьесы, публицистика. В произведениях Г. Н. Тpоепольского, зачастую построенных на документальной основе и лично пережитом опыте, органично соединяются очеpковость и лиризм, здравый смысл и гражданский пафос. Почетный гражданин Воронежа (1993), Почетный доктор Воронежского государственного университета (1993). Награжден орденами Трудового Красного знамени (1971, 1984), Дружбы народов (1981).

Читать в библиотеке ЛитРес*

Краткая биография

Гавриил Николаевич Троепольский родился 16 (29) ноября 1905 г. в селе Новоспасовка Тамбовской губернии в семье священника Николая Семеновича Троепольского. Гавриила назвали в честь деда по матери Елены Гавриловны. Кроме него в семье было еще 5 детей, любовь к большим семьям писатель пронес сквозь всю свою жизнь: женился, стал отцом, а впоследствии и дважды дедушкой. Гавриил получил отличное для сельской местности образование и, прежде всего, основательное домашнее образование. По обстоятельствам времени Г. Троепольскому пришлось учиться в четырех средних учебных заведениях, в том числе в школе второй ступени села Новогольское Новохопёрского уезда Воронежской губернии у знаменитого учителя Григория Романовича Ширмы. Г. Н. Троепольский впоследствии вспоминал: «Я вряд ли стал бы писателем, если бы не встретил в жизни Григория Романовича. Он научил нас думать над прочитанным. Под его руководством мы основательно познакомились с сочинениями русских классиков. Помогло и то, что в школе имелась превосходная библиотека». В дальнейшем учился в сельскохозяйственном училище, которое окончил в 1924 г. Работал сельским учителем, затем с 1931 г. - агрономом.

С 1938 г. начал печататься в газетах и журналах. В 1953 г. Гавриил Николаевич послал в столичный журнал «Новый мир» цикл сатирических рассказов «Из записок агронома» (впоследствии составивших сборник «Прохор семнадцатый и другие».). Несмотря на то, что Воронежский обком партии признал записки «очернительскими» и «злопыхательскими», А. Т. Твардовский поддержал автора. С тех пор едва ли не все произведения Троепольского 1950-60-х гг. впервые увидели свет на страницах «Нового мира». Троепольский был благодарен А. Т. Твардовскому за активное участие в его творческой судьбе. Писателей соединяла настоящая дружба, окрепшая с годами. Троепольский часто ездил к Твардовскому в гости, обсуждал с ним свои новые замыслы и получал от него дополнительную творческую энергию. После смерти поэта Троепольский нередко навещал его семью. «Записки агронома» принесли автору всесоюзную известность. На их основе был написан киносценаpий «Земля и люди», по котоpому режиссер С. Ростоцкий снял в 1956 г. одноименный фильм.

В 1963 г. вышла в свет повесть «В камышах», положительно отмеченная критикой. Широкий отклик общественности вызвали публицистические очерки писателя «О реках, почвах и прочем», с трудом продвинутые А. Твардовским в печать и опубликованные в журнале «Новый мир» (1965, № 1). Для написания этих очерков Гавриил Николаевич исколесил на своем стареньком «москвиче» все области Центрального Черноземья и собрал обширный материал в защиту окружающей природы. Заметным явлением общественной жизни стали и его выступления в защиту природы в газете «Правда» (1966). В 1976 г. Троепольский работал в редколлегии журнала «Наш современник», был одним из лучших авторов очерково-публицистической прозы.

Самым известным произведением писателя является лирическая повесть «Белый Бим Черное ухо». Нечасто случается, чтобы главную свою книгу литератор создал на склоне лет, после шестидесяти. Но творческая биография Гавриила Троепольского сложилась именно так: его повесть «Белый Бим Черное ухо» вышла в свет в 1971 г. Все предыдущие работы, никак не соприкасающиеся с детской литературой, были «сочинениями честного автора, погруженного в проблемы советской деревни, не лишенного чувства юмора и не обделенного сдержанным вниманием читателя».

Но «Белый Бим…» грянул как гром среди ясного неба. Не осталось, кажется, ни одной литературной премии, которой бы не наградили эту книгу. Повесть была отмечена на родине, за границей и даже названа одной из лучших книг для слепых детей, пользующихся шрифтом Брайля. О создании «Белого Бима» писатель рассказывал публицисту Анатолию Свиридову: «Первым читателем повести «Белый Бим Черное ухо» был Александр Трифонович Твардовский, которому еще при его жизни и с его согласия она была посвящена. И она была бы напечатана в его журнале, но в 1970 г. его освободили от должности главного редактора. И я тогда отдал печатать повесть в журнал «Наш современник». Честно говоря, я не ожидал такого оглушительного успеха... Эта повесть потребовала шести лет работы. Сначала я задумал «идеального человека» - героя абсолютно искреннего и чистого. Он должен был пройти по жизни, встретиться с разными типами и персонажами. Но из этого ничего не выходило, получалось надуманная фигура, какой-то ангел во плоти. Потом явилась мысль - завязать сюжет вокруг истории Бима. И повесть выстроилась».

Огромным успехом в стране пользовался и одноименный фильм режиссера Станислава Ростоцкого (1976). Во время первого проката фильм посмотрели более 20 миллионов зрителей. Фильм был удостоен Ленинской премии, Главной премии на фестивале в Карловых Варах и в 1978 г. номинирован на премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.

Гавриил Николаевич Троепольский умер в Воронеже 30 июня 1995 г. Похоронен на Аллее Славы мемориального Коминтерновского кладбища.


Что говорят о Троепольском сегодня на улицах Воронежа

(из материалов материалы сайта www.peoples.ru )

Владимир Калитвин, адвокат:

Я считаю, что это писатель высокого профессионального уровня - Лескова, Паустовского. Мне посчастливилось лично познакомиться с Гавриилом Николаевичем. Причем при достаточно курьезных обстоятельствах. Как-то еще юношей я на машине ехал к своему знакомому. Когда припарковался, ко мне подошел Троепольский. Он гулял в детском парке с собакой, конечно, я его узнал. А он мне так добродушно говорит, мол, что же вы, молодой человек, дважды так грубо нарушили правила дорожного движения. Я пообещал больше не допускать нарушений. Слово держу до сих пор.

Владимир Мухин, учащийся выпускного класса:

Мы в школе проходили по программе его произведения. Про Белого Бима - хорошая книжка. Я еще и фильм видел.

Мария Журавлева, бухгалтер:

Троепольский жил в Воронеже. И не только книги писал. Еще, кажется, и шахматистом знатным был.

Светлана Дубова, заместитель главного редактора радиоканала:

Хотела бы не знать Троепольского, не читать его книгу про Бима и не видеть фильма. Зная все это, очень тяжело жить. Когда наблюдаю, как детвора играет у памятника Биму у Воронежского театра кукол, одолевают противоречивые чувства. Прочтут ли они книгу о страданиях этой собаки, поймут ли ее судьбу?

Сергей Попов, член Союза российских писателей:

Имел честь знать Гавриила Николаевича. И могу сказать, что все мы, пишущее сообщество, с нетерпением ждали от Троепольского многократно им обещанного романа «Колокол». К сожалению, ни при жизни, ни после смерти писателя это произведение не увидело свет. Лелею надежду, что рукопись все-таки будет обнародована. Думаю, это даст вторую жизнь Троепольскому-писателю.


Произведения Г. Н. Троепольского

* «Из записок агронома» (1953 - журнал «Новый мир»; в 1954 году вошли в сборник «Прохор семнадцатый и другие»)
* «Земля и люди» (1955; сценарий фильма)
* «Кандидат наук» (1958; повесть)
* «Чернозем» (1958-1961; роман)
* «В камышах» (1963; повесть)
* «О реках, почвах и прочем» (1963; публицистический очерк)
* статьи в газете «Правда» в защиту природы (1966)
* «Постояльцы» (1971; пьеса)
* «Белый Бим Чёрное Ухо» (1971; повесть)

Читайте в Публичке!

Троепольский, Г. Н . Белый Бим Черное Ухо: рассказы и повести / Г. Н. Троепольский. - Ленинград: Лениздат, 1979. - 592 с., 1 л. портр. : ил.
Место хр. ОЧЗ; Шифр 84Р6; Авт. знак Т 703; Инв. К-239461

В книгу вошли повести «Белый Бим Черное Ухо» и «В камышах», а также рассказы, вышедшие впервые под названием «Записки агронома», и другие произведения.


Из высказываний Г. Н. Троепольского

Дружба и доверие не покупаются и не продаются.

Доброта, безграничное доверие и ласка - чувства всегда неотразимые, если между ними не втерлось подхалимство, каковое может потом, постепенно, превратить все в ложное - и доброту, и доверие, и ласку. Жуткое это качество - подхалимаж.

Жить надо так, чтобы не бояться продать своего попугая самой большой сплетнице города.

Можно говорить глупости, но не торжественным тоном.

Читать в библиотеке ЛитРес*

*Для чтения книги онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Материал подготовлен В. Ильиной, библиографом ИБО

Последние материалы раздела:

Как сохранить очищенные зубчики чеснока?
Как сохранить очищенные зубчики чеснока?

Содержимое Многие овощеводы сталкиваются с проблемой - урожай вырастили, а как сохранить его не знают. Чесночные головки не исключение. Из большого...

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...