Манифест коммунистической партии 1848 читать. Манифест коммунистической партии карл читать, манифест коммунистической партии карл читать бесплатно, манифест коммунистической партии карл читать онлайн

1. Формально документ, ставший «священным писанием» коммунистов всего мира, был создан Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом не по их собственной инициативе, а по поручению леворадикального «Союза справедливых», членами которого оба политика стали в 1847 году. Интересно, что после вступления Маркса и Энгельса «Союз справедливых» был переименован в «Союз коммунистов».

2. Конгресс «Союза справедливых» поручил своему новому члену Фридриху Энгельсу создать текст программного документа, получившего название «Проект Коммунистического символа веры». Но, видимо, атеистические убеждения Маркса и Энгельса заставили поменять название окончательного документа на «Манифест Коммунистической партии».

Картина «Карл Маркс и Фридрих Энгельс». Художник Г. Гордон. Холст, масло. Репродукция. Фото: РИА Новости

3. Официально авторство «Манифеста Коммунистической партии» принадлежит Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу, однако на деле он был написан в Брюсселе, в январе 1848 года, только Марксом. Энгельс высказал лишь несколько замечаний, однако Маркс настоял на том, чтобы на издании были указаны две фамилии авторов.

4. Исследователи отмечают, что, в отличие от многих других программных политических документов, «Манифест Коммунистической партии» читается так же легко, как художественное произведение. Карл Маркс обладал недюжинным журналистским талантом, что проявилось и при написании данного документа - «Манифест», определивший историю развития человечества на целое столетие, уместился всего в 12000 слов.

5. Впервые «Манифест Коммунистической партии» был издан на немецком языке в Лондоне в 1848 году. С датой его выхода в свет существуют разночтения - в разных источниках указывается 15 февраля, 21 февраля, 26 февраля, а также 4 июля. Не исключено, что путаница связана с тем, что «Манифест» издавался на разных языках - кроме немецкого, на шведском, а несколько позднее и на английском.

6. «Манифест Коммунистической партии» был написан в 1848 году, когда в странах Европы произошел целый ряд революций. Однако на идеи Маркса и Энгельса практически никто не обратил внимания - число их сторонников не превышало нескольких десятков человек. Подлинную популярность идеи, изложенные в «Манифесте», обретут лишь несколько десятилетий спустя.

7. Первое издание «Манифеста Коммунистической партии» на русском языке было выпущено в 1869 году в Женеве. Авторство перевода приписывается видному анархисту Михаилу Бакунину . Второе издание появилось в 1882 году в переводе Георгия Плеханова . Любопытно, что политические взгляды и Бакунина, и Плеханова резко критиковал главный продолжатель идей «Манифеста» в России - Владимир Ильич Ленин .

8. Нет точных сведений о количестве изданий «Манифеста Коммунистической партии». Только в СССР, по данным на 1 января 1973 года, было выпущено 447 изданий «Манифеста» общим тиражом 24341000 экземпляров на 74 языках. Общее же количество изданий в мире превышает 1000 на более чем 100 языках мира.

Титульный лист русского издания «Манифеста коммунистической партии», 1885 год. Репродукция. Оригинал хранится в музее Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Фото: РИА Новости

9. Спустя 100 лет, в 1948 году в СССР вышел еще один «Манифест Коммунистической партии» - так называлось стихотворение известного советского поэта Сергей Наровчатова. В нем, в частности, были такие строки:

Сто лет подряд твердите вы о нем,

И, давний, он опять встает как новость

Повсюду, где не сыщешь днем с огнем

В потемках затерявшуюся совесть…

И перед ним бессилен Белый дом,

Тот Белый дом, что перестал быть белым

С тех самых пор, как квартиранты в нем

Наш белый свет марают черным делом.

Страх сотен перед гневной мощью масс

Ввело в закон двадцатое столетье,

Хотел бы я, чтоб видел старый Маркс,

Как мы сейчас бушуем на планете!

10. Создатель «Манифеста Коммунистической партии» Карл Маркс, как уже отмечалось, был талантливым журналистом, умевшим привлечь внимание читателей яркими и сочными фразами в начале и в конце произведения. Именно поэтому даже те, кто никогда не читал «Манифест», хоть раз в жизни слышали их - «Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

Price Realized: $127 115

MARX, Karl (1818-1893) & ENGELS, Friedrich (1820-1895). Manifest der kommunistischen Partei. Veröffentlicht im Februar 1848. Londres: imprimé par la "Bildungs=Gesellschaft für Arbeiter" de J.E. Burghard, 1848. PMM 326.

Уход: €97,000. Аукцион Christie"s. Collection Jean Lignel Dessins et manuscrits, Livres anciens et livres d"artistes. 11 декабря 2008 года. Париж. Лот № 12.

Французское описание лота: Plaquette in-8 (214x137 мм.). 23 pages (titre inclus dans la pagination). Couverture originale, imprimée sur papier vert, titre dans un encadrement typographique formé de 26 (sens vertical) et 13 (sens horizontal) éléments (demi-cercles avec une couronne radiale), aux angles trois demi-cercles composés de 3 pièces typographiques avec une couronne radiale (agrafes enlevées et remplacées par une couture, insérés dans une couverture protectrice de papier japon et papier peigne), étui moderne en cartonnage vert.

Provenance : Экземпляр уже 2 раза продавался на аукционах - bibliothèque Schocken - Hauswedell & Nolte (vendu en 1976) - Vente à Paris en 1979.


Карл Маркс и Фридрих Энгельс. «Манифест коммунистической партии» (нем. Das Manifest der Kommunistischen Partei) - легендарная работа, в которой они декларируют и обосновывают цели, задачи и методы борьбы зарождавшихся коммунистических организаций и партий. Авторы провозглашают неотвратимость гибели капитализма от рук пролетариата. Манифест начинается словами: «Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма» , а заканчивается знаменитым историческим лозунгом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Впервые издан 21 февраля 1848 года в Лондоне. Кстати, в Советском Союзе находилось приличное количество экземпляров первого "Манифеста". Складывалось впечатление, что это была целенаправленная политика партийного руководства страны по скупке их на международных аукционах. Возможно, привозили работники Коминтерна, или поступления в качестве подарка при визите официальных лиц. Короче, осталось за кадром.

I. Буржуа и пролетарии

II. Пролетарии и коммунисты

III. Социалистическая и коммунистическая литература

1. Реакционный социализм

a. Феодальный социализм

b. Мелкобуржуазный социализм

c. Немецкий, или «истинный», социализм

2. Консервативный, или буржуазный, социализм

3. Критически-утопический социализм и коммунизм

IV. Отношение коммунистов к различным оппозиционным партиям


Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские. Где та оппозиционная партия, которую ее противники, стоящие у власти, не ославили бы коммунистической? Где та оппозиционная партия, которая в свою очередь не бросала бы клеймящего обвинения в коммунизме как более передовым представителям оппозиции, так и своим реакционным противникам? Два вывода вытекают из этого факта. Коммунизм признается уже силой всеми европейскими силами. Пора уже коммунистам перед всем миром открыто изложить свои взгляды, свои цели, свои стремления и сказкам о призраке коммунизма противопоставить манифест самой партии. С этой целью в Лондоне собрались коммунисты самых различных национальностей и составили следующий "Манифест", который публикуется на английском, французском, немецком, итальянском, фламандском и датском языках. История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов.

Второй конгресс "Союза коммунистов" проходил с 29 ноября по 8 декабря 1847 г. в Лондоне. К. Марксу и Ф. Энгельсу было поручено написать программный документ Союза. Основой послужили наработки, сделанные раньше Ф. Энгельсом (Проект коммунистического символа веры и Принципы коммунизма). В середине декабря Ф. Энгельс был вынужден уехать из Лондона в Париж и работу продолжал К. Маркс. А Ф. Шаппер подгонял. Текст Манифеста коммунистической партии был выслан руководителям "Союза коммунистов" в начале февраля из Брюсселя (т.е. К. Марксом), Ассоциации немецких рабочих пришлось занять 25 фунтов стерлингов, купить готический шрифт и тиражом 1 000 экземпляров "Манифест коммунистической партии" был отпечатан 21 февраля 1848 года. Печатник (член "Союза коммунистов") Дж. Бурхардт отпечатал брошюру зеленого цвета (с типографскими ошибками) объемом 23 страницы и размерами размеры 21,5 на 13,4 см в собственном книжном магазине. После начала в феврале 1848 года революции во Франции "Манифест..." стали тайно рассылать в другие страны и община "Союза коммунистов" в Амстердаме получила 100 экземпляров - а во время разгона одной из рабочих демонстраций были произведены аресты и экземпляр "Манифеста..." 24 марта 1848 года попал в руки полиции. В том же году были переиздания "Манифеста..." во Франции, Италии, Дании с предисловиями на соответствующих языках и в декабре 1848 года был сделан первый перевод самого "Манифеста..." на шведский язык. Первый перевод "Манифеста... " на русский язык был сделан М. Бакуниным. С тех пор количество переводов и изданий этого документа не поддается исчислению. В Германии было сделано издание шрифтом Брайля - для слепых.


Workers of the world, unite!!! Эта роковая парадигма захватила всецело многие умы в России почти на 100 лет! «Эта небольшая книжечка стоит целых томов: духом ее живет и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат цивилизованного мира»,- писал В.И. Ленин о «Манифесте». Это первый программный документ научного коммунизма, в котором изложены основные идеи марксизма; написан К. Марксом и Ф. Энгельсом по поручению 2-го конгресса (1847) Союза коммунистов в качестве программы этого союза. «В этом произведении с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества». В «М. К. п.» Маркс и Энгельс впервые в общественной науке определили место капиталистической формации в истории человечества, показали её прогрессивность по сравнению с предшествовавшими формациями и неизбежность её гибели. Основоположники научного коммунизма показали, что вся история общества, за исключением первобытнообщинного строя (как добавлял Энгельс в предисловии к нему, изданию «Манифеста», 1883), была историей борьбы классов. В буржуазном обществе непримиримую борьбу между собой ведут два враждебных друг другу основных класса - буржуазия и пролетариат. Став экономически господствующим классом, буржуазия захватила в свои руки государственную власть и использует её как орудие защиты своих корыстных классовых интересов, для подавления трудящихся. Маркс и Энгельс раскрыли в «М. К. п.» непримиримые внутренние противоречия буржуазного общества. При капиталистическом способе производства отношения, содействовавшие огромному росту производительных сил, на определенном этапе превращаются в препятствие дальнейшему развитию производства.

Противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения - основное противоречие капитализма - порождает экономические кризисы, во время которых постоянно уничтожается часть готовых продуктов и производительных сил. В «М. К. п.» открыта и всесторонне обоснована всемирно-историческая роль пролетариата как могильщика капиталистического общества и строителя коммунизма, единственного до конца последовательного революционного класса, выступающего в интересах всех трудящихся. Именно рабочий класс и его профсоюзы принесут обществу избавление от гнёта капитализма, уничтожив капиталистическую форму собственности и заменив её собственностью общественной. Но выполнить эту задачу,- указывают авторы «М. К. п.»,- рабочий класс может только путём применения революционного насилия против буржуазии, путём пролетарской социалистической революции. Маркс и Энгельс обосновали необходимость создания политической партии пролетариата, раскрыли её историческую роль, определили её задачи, разъяснили отношения между партией и рабочим классом. На практике коммунисты,- писали авторы «М. К. п.»,- «...являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью рабочих партий всех стран, а в теоретическом отношении у них перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения».

Хотя Маркс и Энгельс в «М. К. п.» ещё не пользовались термином «диктатура пролетариата», однако идея пролетарской диктатуры в этом произведении ими уже была высказана и обоснована. «...Первым шагом в рабочей революции,- писали Маркс и Энгельс,- является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии. Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил». В «М. К. п.» подчёркивается, что уничтожение капиталистического строя, ликвидация эксплуатации человека человеком положат конец национальному угнетению и межнациональной вражде. Одним из основных принципов революционной деятельности коммунистов различных стран,- отмечали Маркс и Энгельс,- является их взаимная помощь и поддержка в борьбе против социального гнёта и эксплуатации, обусловленные общностью целей. Обоснованием этого принципа - принципа пролетарского интернационализма - проникнуто всё содержание «М. К. п.». Разъясняя великие и гуманные цели коммунистов, Маркс и Энгельс показали в «М. К. п.» полную несостоятельность нападок на коммунистов со стороны буржуазных идеологов, выявили классовую ограниченность и своекорыстный характер представлений буржуазии о браке, морали, собственности, отечестве и т. д. В «М. К. п.» Маркс и Энгельс подвергли научной критике социалистическую и коммунистическую литературу тех лет; они выявили классовую сущность концепций, положенных в основу феодального социализма, мелкобуржуазного социализма, т. н. немецкого, или «истинного», социализма, а также консервативного, или буржуазного, социализма. Основоположники научного коммунизма выразили своё отношение и к системам критическо-утопического социализма, показали нереальность этих систем и в то же время вскрыли рациональные элементы во взглядах социалистов-утопистов - А. К. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Важные положения Маркс и Энгельс выдвинули в «М. К. п.» по вопросам тактики пролетарской партии. Коммунисты, разъяснялось в «Манифесте», являются членами последовательно революционной партии. Они «...борются во имя ближайших целей и интересов рабочего класса, но в то же время в движении сегодняшнего дня они отстаивают и будущность движения». «М. К. п.» открыл пути к новой эпохе в истории человечества, положил начало великому революционному движению за социалистическое преобразование мира. В 1869 в Женеве вышло 1-е русское издание «М. К. п.» в переводе М.А. Бакунина, в котором были искажены важнейшие положения этого произведения. Отпечатано оно было в бывшей типографии А.И. Герцена (в 1866 году она перешла к польскому революционеру-эмигранту, сотруднику Герцена Л. Чернецкому) без указания имен авторов и переводчика. Перевод приписывается М.А. Бакунину, однако в последние годы эта версия поставлена под сомнение: многие считают переводчиком Н.Н. Любавина. Из письма Л. Чернецкого к Н.П. Огареву от 27 сентября 1869 года известно, что рукопись перевода передал в типографию Огарев и просил напечатать 1000 экземпляров. Уже 8 ноября 1869 года экземпляры «Манифеста» были обнаружены русской почтовой цензурой. В 1882 в Женеве было отпечатано новое русское, так называемое марксистское издание «М. К. п.» в переводе Г.В. Плеханова, со специальным предисловием Маркса и Энгельса. В своем предисловии Г.В. Плеханов, в частности, говорит, что сделанный М.А. Бакуниным первый русский перевод «Манифеста» содержит ряд искажений, которые он исправляет.

В этом произведении с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества.

  1. Буржуа и пролетарии
  2. Пролетарии и коммунисты
  3. Социалистическая и коммунистическая литература
    1. Реакционный социализм
      1. Феодальный социализм
      2. Мелкобуржуазный социализм
      3. Немецкий, или «истинный», социализм
    2. Консервативный, или буржуазный, социализм
    3. Критически-утопический социализм и коммунизм
  4. Отношение коммунистов к различным оппозиционным партиям

Значение

В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс впервые в общественной науке определили место в истории человечества, показали её прогрессивность по сравнению с предшествовавшими формациями и неизбежность её гибели. Основоположники научного коммунизма показали, что вся история общества, за исключением первобытнообщинного строя (как добавлял Энгельс в предисловии к немецкому изданию «Манифеста», 1883), была историей борьбы классов. В буржуазном обществе непримиримую борьбу между собой ведут два враждебных друг другу основных класса - и . Став экономически господствующим классом, буржуазия захватила в свои руки государственную власть и использует её как орудие защиты своих корыстных классовых интересов, для подавления трудящихся. Маркс и Энгельс раскрыли в «Манифесте» непримиримые внутренние противоречия буржуазного общества. Капиталистические производственные отношения, содействовавшие огромному росту производительных сил, на определённом этапе превращаются в препятствие дальнейшему развитию производства. Противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения - основное противоречие капитализма - порождает экономические кризисы, во время которых постоянно уничтожается значительная часть готовых продуктов и производительных сил.

В «Манифесте Коммунистической партии» открыта и всесторонне обоснована всемирно-историческая роль пролетариата как могильщика капиталистического общества и строителя коммунизма, единственного до конца последовательного революционного класса, выступающего в интересах всех трудящихся. Именно рабочий класс принесёт обществу избавление от гнёта капитализма, уничтожив капиталистическую форму собственности и заменив её собственностью общественной. Но выполнить эту задачу, - указывают авторы «Манифеста», - рабочий класс может только путём применения революционного насилия против буржуазии, путём пролетарской социалистической революции. Маркс и Энгельс обосновали необходимость создания политической партии пролетариата, раскрыли её историческую роль, определили её задачи, разъяснили отношения между партией и рабочим классом. На практике коммунисты, - писали авторы «Манифеста», -

«...являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью рабочих партий всех стран, а в теоретическом отношении у них перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения»

Хотя Маркс и Энгельс в «Манифесте» ещё не пользовались термином « », однако идея пролетарской диктатуры в этом произведении ими уже была высказана и обоснована.

«...Первым шагом в рабочей революции, - писали Маркс и Энгельс, - является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии. Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил»

В «Манифесте Коммунистической партии» подчёркивается, что уничтожение капиталистического строя, ликвидация эксплуатации человека человеком положат конец национальному угнетению и межнациональной вражде. Одним из основных принципов революционной деятельности коммунистов различных стран, - отмечали Маркс и Энгельс, - является их взаимная помощь и поддержка в борьбе против социального гнёта и эксплуатации, обусловленные общностью целей. Обоснованием этого принципа - принципа пролетарского интернационализма - проникнуто всё содержание «Манифеста». Разъясняя великие и гуманные цели коммунистов, Маркс и Энгельс показали полную несостоятельность нападок на коммунистов со стороны буржуазных идеологов, выявили классовую ограниченность и своекорыстный характер представлений буржуазии о браке, морали, собственности, отечестве и т. д.

В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс подвергли научной критике социалистическую и коммунистическую литературу тех лет; они выявили классовую сущность концепций, положенных в основу феодального социализма, мелкобуржуазного социализма, так называемого немецкого, или «истинного», социализма, а также консервативного, или буржуазного, социализма. Основоположники научного коммунизма выразили своё отношение и к системам критическо-утопического социализма, показали нереальность этих систем и в то же время вскрыли рациональные элементы во взглядах социалистов-утопистов - , . Важные положения Маркс и Энгельс выдвинули по вопросам тактики пролетарской партии. Коммунисты, разъяснялось в «Манифесте», являются членами последовательно революционной партии. Они

«...борются во имя ближайших целей и интересов рабочего класса, но в то же время в движении сегодняшнего дня они отстаивают и будущность движения»

«Манифест Коммунистической партии» открыл пути к новой эпохе в истории человечества, положил начало великому революционному движению за социалистическое преобразование мира. Эта небольшая книжечка , - писал о „Манифесте” В. И. Ленин, - стоит целых томов: духом ее живет и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат цивилизованного мира .

Специфика преобразований

При изложении содержания мер, осуществляемых пролетариатом, оговаривается, что в различных странах их набор может быть разным. Так, в наиболее передовых странах могут быть применены следующие меры:

  1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.
  2. Высокий прогрессивный налог.
  3. Отмена права наследования.
  4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.
  5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.
  6. Централизация всего транспорта в руках государства.
  7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.
  8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.
  9. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней.
  10. Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д.

Признавая, что «деспотическое вмешательство в право собственности и в буржуазные производственные отношения» представляет собой мероприятия, «которые экономически кажутся недостаточными и несостоятельными», авторы Манифеста подчёркивали, что в ходе движения (этих процессов) эти меры «перерастают самих себя», и что они неизбежны как «средство для переворота во всем способе производства», а не как самоцель. Показательно, что Маркс при этом жёстко критиковал утопичный «грубый и непродуманный коммунизм» тех, кто просто распространял принцип частной собственности на каждого («общая частная собственность»). Грубый коммунизм, по утверждению Маркса, является порождением «всемирной зависти».

Издания

«Манифест» - одно из самых распространенных произведений научной и политической мысли. По числу изданий он может сравниться, пожалуй, только с . Впервые «Манифест Коммунистической партии» был издан в 1848 году в Лондоне на немецком языке. Он издавался, по меньшей мере, в 70 странах, более чем на 100 языках мира, свыше 1000 раз, общим тиражом более 30 миллионов экземпляров. Почти 120 лет назад Энгельс имел уже все основания констатировать, что «история “Манифеста” в значительной степени отражает историю современного рабочего движения; в настоящее время он, несомненно, является самым распространенным, наиболее международным произведением всей социалистической литературы, общей программой, признанной миллионами рабочих от Сибири до Калифорнии» .

По неполным данным, за период 1848-71 вышло около 770 изданий на 50 языках. В СССР, по данным на 1 января 1973 года, было выпущено 447 изданий «Манифеста Коммунистической партии» общим тиражом 24341 тысяча экземпляров на 74 языках.

Переводы на русский язык

  • 1869 - первое издание «Манифеста» на русском языке в Женеве. Авторство перевода приписывается , хотя на самой книге переводчик указан не был. В переводе были искажены важнейшие положения этого документа
  • 1882 - издание «Манифеста» в переводе . Cо специальным предисловием Маркса и Энгельса.
  • 1948 - юбилейное издание «Манифеста» ИМЭЛ (уточнен перевод 1939 года)
  • 1955 - выходит 4 том «Сочинений» Карла Маркса и Фридриха Энгельса (2-е издание), подготовленный Институтом Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина при ЦК КПСС. В том включена последняя версия перевода «Манифеста коммунистической партии».

Примечания

Страница заблокирована. Ваш IP-адрес передан в Федеральную службу безопасности в связи с посещением экстремистских сайтов.

В сочинении констатируется, что вся предшествующая история человечества есть история борьбы классов. Авторы провозглашают неотвратимость гибели капитализма от рук пролетариата, которому предстоит построить бесклассовое коммунистическое общество с общественной собственностью на средства производства.

В «Манифесте коммунистической партии» Маркс и Энгельс излагают своё видение законов общественного развития и неизбежности смены способов производства. Важное место в «Манифесте» занимает критический обзор различных немарксистских теорий социализма и псевдосоциалистических учений. Так, критикуется утопичный «грубый и непродуманный коммунизм» тех, кто просто распространял принцип частной собственности на каждого («общая частная собственность»). Кроме того, в «Манифесте» говорится, что коммунисты как самая решительная часть пролетариата «не являются особой партией, противостоящей другим рабочим партиям», а также «повсюду поддерживают всякое революционное движение, направленное против существующего общественного и политического строя» и «добиваются объединения и соглашения между демократическими партиями всех стран».

Манифест начинается словами: «Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские». Заканчивается он следующими предложениями: «Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир», - за которыми следует лозунг : «Пролетарии всех стран, соединяйтесь! ».

Первым переводчиком «Манифеста коммунистической партии» на русском языке, напечатанного в типографии «Колокола» и выпущенного в 1869 году в Женеве, был соратник и оппонент Маркса с Энгельсом по I Интернационалу, видный теоретик анархизма Михаил Бакунин . Второе издание появилось там же в 1882 году в переводе Георгия Плеханова со специальным предисловием Маркса и Энгельса, в котором они задаются вопросом, может ли русская община стать инструментом перехода к коммунистической форме общего владения, минуя капиталистическую стадию, которую проходят западноевропейские общества. Первый украинский перевод «Манифеста» подготовила писательница Леся Украинка .

Точных сведений об общем количестве изданий «Манифеста коммунистической партии» нет. Но только в СССР к 1 января 1973 года было выпущено 447 изданий «Манифеста» общим тиражом 24 341 000 экземпляров на 74 языках.

Новый всплеск интереса к труду Маркса и Энгельса наблюдается в XXI веке. В 2012 году было подготовлено новое английское издание «Манифеста» с предисловием историка-марксиста Эрика Хобсбаума. С 2010 года канадское академическое издательство Red Quill Books, специализирующееся на изложении классических радикальных текстов в форме комиксов или манги, издавало «Иллюстрированный Манифест коммунистической партии» (Communist Manifesto Illustrated ) в четырёх частях комикса.

Советская почтовая марка к 100-летию «Манифеста», 1948 год

  1. Буржуа и пролетарии
  2. Пролетарии и коммунисты
  3. Социалистическая и коммунистическая литература
    1. Реакционный социализм
      1. Феодальный социализм
      2. Мелкобуржуазный социализм
      3. Немецкий, или «истинный», социализм
    2. Консервативный, или буржуазный, социализм
    3. Критически-утопический социализм и коммунизм
  4. Отношение коммунистов к различным оппозиционным партиям

анализ содержания

Оформление марксистской идеи по существу завершилось к моменту появления ее на мировой арене в виде «Манифеста Коммунистической партии» (январь 1848). Что касается идей истории, революции и коммунизма Манифест не содержит ничего нового. И все-таки нам необходимо остановиться вкратце на его формулировках.

Манифест - это шедевр политической риторики. И спустя столетие его формулы не утратили ничего из своего революционного пафоса и своей политической действенности. В преамбуле авторы определяют уровень исторической значимости своей прокламации: коммунизм признан в качестве силы всеми европейскими странами; его призрак преследует Европу. Папа и Царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские объединились в «священный союз», чтобы изгнать этот призрак. Подобное признание со стороны старых властей требует от коммунистов разъяснить свои взгляды и представить их публике. Новая мировая сила выступает против властей старого мира .

Первая глава Манифеста указывает место коммунизма в историческом процессе. «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов». Всегда существовали классы, угнетающие и угнетенные. Однако современное общество отличается от всех предыдущих периодов простотой картины. «Общество все более и более раскалывается на два большие враждебные лагеря, на два большие, стоящие друг против друга, класса - буржуазию и пролетариат». Соблазнительная своей простотой манихейская модель установлена: есть только две силы, добра и зла, и все, кто не на стороне добра, неизбежно оказываются на стороне зла. Манифест следует этой модели и сначала рассматривает подъем буржуазии, а затем пролетариата.

Буржуазия возникла из средневековых крепостных и стала оператором современной промышленности и торговли, распространившихся по земному шару. В качестве своего политического инструмента буржуазия создала современное представительное государство. «Буржуазия сыграла в истории чрезвычайно революционную роль». Описание этой роли начинается с таких замечаний: буржуазия «разрушила все феодальные, патриархальные, идиллические отношения». Но это осуждение скоро переходит в такое восхваление достижений буржуазии, на какое не способен даже самый просвещенный прогрессист. Буржуазия «создала чудеса искусства, но совсем иного рода, чем египетские пирамиды, римские водопроводы и готические соборы». Она «сделала производство и потребление всех стран космополитическим», «она вырвала из-под ног промышленности национальную почву». «На смену старой местной и национальной замкнутости и существованию за счет продуктов собственного производства приходит всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга». В области интеллектуальной буржуазия произвела ту же самую революцию. «Национальная односторонность и ограниченность становятся все более и более невозможными, и из множества национальных и местных литератур образуется одна всемирная литература». Благодаря развитию коммуникаций «даже самые варварские нации» вовлекаются в цивилизацию. Все нации вынуждены перенимать буржуазный способ производства, иначе их ожидает уничтожение. «Словом, буржуазия создает себе мир по своему образу и подобию». Она создала огромные города и «вырвала таким образом значительную часть населения из идиотизма деревенской жизни». «Деревню она сделала зависимой от города, варварские и полуварварские страны она поставила в зависимость от стран цивилизованных, крестьянские народы - от буржуазных народов, Восток - от Запада». «Буржуазия менее чем за сто лет своего классового господства создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения, вместе взятые». Короче говоря, мы слышим здесь голос Кондорсе, с его необычайным восторгом от ожидаемого полного разрушения всех исторических цивилизаций и преображения человечества во всемирное буржуазное общество.

Однако, величие буржуазии преходяще, как всё в мире, за исключением коммунизма. Буржуазия должна уйти и ее достижения достанутся наследнику, выросшему под ее властью - пролетариату, то есть «классу современных рабочих, которые только тогда и могут существовать, когда находят работу». Характеристика существования пролетариата не содержит ничего нового. Интересно, впрочем, описание стадий борьбы пролетариата. «Его борьба против буржуазии начинается вместе с его существованием». Вначале наблюдаются лишь индивидуальные и местные протесты против притеснения на местном и индивидуальном уровне. С развитием промышленности пролетариев становится всё больше и они начинают осознавать свою ситуацию в целом. Организуются собрания и ассоциации, и начинаются местные бунты. Сиюминутные победы сопровождаются поражениями, в результате возникают общенациональные коалиции и пролетарская борьба централизуется. Пролетариат встает на путь самоорганизации как класс и партия. Прогрессирующая пролетариализация все больших слоев общества приводит в стан пролетариата образованных людей. Распад старого общества побуждает небольшие группы из среды правящего класса изменять своему классу и присоединяться к революционному классу, чье будущее принадлежит только ему самому. «Как прежде часть дворянства переходила к буржуазии, так теперь часть буржуазии переходит к пролетариату, именно - часть буржуа-идеологов, которые возвысились до теоретического понимания всего хода исторического движения». Так мы добрались до самих Маркса и Энгельса, буржуазных идеологов, которые способны объяснить пролетариату, как обстоит дело с историческим процессом, и обеспечить интеллектуальное руководство в качестве организаторов Коммунистической партии.

Вторая часть Манифеста рассматривает отношения между пролетариями и коммунистами. Здесь мы обнаруживаем новый набор идей относительно роли коммунистического руководства в пролетарской борьбе с буржуазией. Первые фразы особенно важны, поскольку в них излагаются принципы, которые впоследствии разовьются в представление о коммунизме как «вселенской церкви» пролетариата. Глава начинается скромно: «Коммунисты не являются особой партией, противостоящей другим рабочим партиям». Но уже в следующей фразе это отрицание соперничества оборачивается претензией на универсализм: «У них нет никаких интересов, отдельных от интересов всего пролетариата в целом». Выводы из этого делаются самые далеко идущие, потому что это заявление не утверждает какой-то факт, который можно проверить на истинность или ложность. Оно не является и программой,- это фундаментальная догма, которая объявляет, что дух пролетариата в целом почил на Коммунистической партии. Любые программные устремления открыто отвергаются следующей фразой: «У них нет никаких интересов, отдельных от интересов всего пролетариата в целом». Коммунисты отличаются от других пролетарских групп не своими принципами и программой, но универсальным уровнем их деятельности. «В борьбе пролетариев различных наций они выделяют и отстаивают общие, не зависящие от национальности интересы всего пролетариата»; и «на различных ступенях развития, через которые проходит борьба пролетариата с буржуазией, они всегда являются представителями интересов движения в целом». Поверх местных и временных особенностей борьбы пролетариев проявляется центральная руководящая роль коммунистов. И действительно, следующий абзац формулирует принцип «авангарда»: «Коммунисты, следовательно, на практике являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью рабочих партий всех стран, а в теоретическом отношении у них перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения». В ближайших же целях коммунисты, в остальном, не отличаются от прочих пролетарских партий. Их целью является «формирование пролетариата в класс, ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти».

Вторая глава предлагает развернутое изложение и оправдание конечных целей коммунизма.

Авторы подчеркивают непрограммный характер этих целей. «Теоретические положения коммунистов ни в какой мере не основываются на идеях, принципах, выдуманных или открытых тем или другим обновителем мира». «Они являются лишь общим выражением действительных отношений происходящей классовой борьбы, выражением совершающегося на наших глазах исторического движения». Поэтому было бы ошибкой считать утверждения коммунистов - требованиями того или иного изменения настоящего положения вещей. Напротив, они раскрывают действительное положение вещей и предлагают развить до их полного осуществления те тенденции, которые уже присущи историческому процессу. Поэтому обвинения, выдвигаемые против коммунистов, не обоснованы. Противники обвиняют коммунистов в намерении отменить частную собственность. Манифест признает, что это является сутью коммунистической теории. Но что значит эта отмена, когда вся общественно значимая собственность - это капиталистическая собственность, а огромная часть народа и так не имеет никакой собственности? И если мы отберем собственность у тех, кто ею владеет, будет ли это экспроприацией? Нет, поскольку «капитал - это коллективный продукт и может быть приведен в движение лишь совместной деятельностью многих членов общества, а в конечном счете - только совместной деятельностью всех членов общества. Итак, капитал - не личная, а общественная сила», и быть капиталистом «значит занимать в производстве не чисто личное, но общественное положение». «Следовательно, если капитал будет превращен в коллективную, всем членам общества принадлежащую, собственность, то это не будет превращением личной собственности в общественную. Изменится лишь общественный характер собственности. Она потеряет свой классовый характер». Так называемая «экспроприация», следовательно, лишь претворяет наличную ситуацию в принцип общественного устройства. Тот же тип доказательства применяется затем к обвинениям в отмене буржуазного брака, национальности, религии и «вечных истин, таких, как свобода, справедливость» и т. д.

Вместе с коммунистическими тезисами в сознание человека вторгается история. Эти коммунистические утверждения не являются программой вмешательства в существующий порядок, они являются прозрением зарождающегося порядка, растущего внутри распадающегося старого общественного строя . Коммунисты и их последователи ощущать себя поэтому исполнителями закона истории. И опять мы должны указать на мотивы из Кондорсе в этой концепции коммунистов - руководителей человечества в его марше в царство свободы. (Еще раз необходимо напомнить, что нет никакого противоречия между просвещенным прогрессизмом и коммунизмом). И все-таки история не может маршировать все время сама по себе, руководители должны ей помогать. Уже существует орудие для достижения цели: пролетарии как класс, не принадлежащий обществу, без собственности и без национальности («Рабочие не имеют отечества»). Этому материалу нужно придать форму, пробудив его классовое сознание, и тогда можно будет совершить революцию.

Завоевание власти будет продолжительным процессом. Между буржуазным государством и свободным обществом будет переходный период диктатуры пролетариата. На первом этапе пролетариат станет правящим классом в демократическом обществе. Эта политическая власть будет затем использована, «чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, то есть пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил». Этого можно достигнуть «лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения». Эти меры могут выглядеть не оправданными с экономической точки зрения, но они неизбежны на пути революционного преобразования всего способа производства. В процессе этого развития исчезнут классовые различия, производство будет сконцентрировано в руках ассоциации индивидов и публичная власть потеряет свой политический характер, поскольку более не будет инструментом класса. И, наконец, на смену старому обществу придет «ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». Манифест заканчивается знаменитым призывом к объединению революционеров: «Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» .

Программа перехода от капитализма к коммунизму

В главе «II. Пролетарии и коммунисты» приводится краткая программа перехода от капиталистической общественной формации к коммунистической, совершаемая насильственным путём государством диктатуры пролетариата.

Пролетариат использует своё политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, то есть пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил. Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения, то есть при помощи мероприятий, которые экономически кажутся недостаточными и несостоятельными, но которые в ходе движения перерастают самих себя и неизбежны как средство для переворота во всем способе производства.

Сама программа содержит 10 пунктов:

Эти мероприятия будут, конечно, различны в различных странах.

Однако в наиболее передовых странах могут быть почти повсеместно применены следующие меры:

  1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.
  2. Высокий прогрессивный налог.
  3. Отмена права наследования.
  4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.
  5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.
  6. Централизация всего транспорта в руках государства.
  7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.
  8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.
  9. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней.
  10. Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д.

После ликвидации капиталистических отношений диктатура пролетариата исчерпает себя, и должна будет уступить место «ассоциации индивидов». Сущность этой ассоциации, принципы её организации и функционирования в Манифесте не определяются.

Когда в ходе развития исчезнут классовые различия и все производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов, тогда публичная власть потеряет свой политический характер. Политическая власть в собственном смысле слова - это организованное насилие одного класса для подавления другого. Если пролетариат в борьбе против буржуазии непременно объединяется в класс, если путём революции он превращает себя в господствующий класс и в качестве господствующего класса силой упраздняет старые производственные отношения, то вместе с этими производственными отношениями он уничтожает условия существования классовой противоположности, уничтожает классы вообще, а тем самым и своё собственное господство как класса.
На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.

оценки

Манифест коммунистической партии оказал огромное влияние на умы мыслителей конца XIX - начала XX века , он является базовым документом для программ коммунистических партий всех стран.

«Манифест коммунистической партии» и «Капитал» являются двумя из наиболее важных публикаций 19-го века, весьма влиятельные и по сей день.

переводы на русский язык

источники

  • Багатурия Г. А. «Манифест Коммунистической партии» // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - С. 337-339. - 840 с. - 150 000 экз.
  • Voegelin, Eric. From Enlightenment to Revolution / Ed. John H. Hallowell. - Durham, N.C: Duke University Press, 1975. - 307 p. - ISBN 0-8223-0326-4.

Манифест начинается словами: «Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма», а заканчивается знаменитым историческим лозунгом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

Программа перехода от капитализма к коммунизму

В главе «II. Пролетарии и коммунисты» приводится краткая программа перехода от капиталистической общественной формации к коммунистической, совершаемая насильственным путём государством диктатуры пролетариата .

Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил.

Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения, т. е. при помощи мероприятий, которые экономически кажутся недостаточными и несостоятельными, но которые в ходе движения перерастают самих себя и неизбежны как средство для переворота во всем способе производства.

Сама программа содержит 10 пунктов:

Эти мероприятия будут, конечно, различны в различных странах.

Однако в наиболее передовых странах могут быть почти повсеместно применены следующие меры:

  1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.
  2. Высокий прогрессивный налог.
  3. Отмена права наследования.
  4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.
  5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.
  6. Централизация всего транспорта в руках государства.
  7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.
  8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.
  9. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней.
  10. Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д.

После ликвидации капиталистических отношений диктатура пролетариата исчерпает себя, и должна будет уступить место «ассоциации индивидов». Сущность этой ассоциации, принципы её организации и функционирования в Манифесте не определяются.

Когда в ходе развития исчезнут классовые различия и все производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов, тогда публичная власть потеряет свой политический характер. Политическая власть в собственном смысле слова - это организованное насилие одного класса для подавления другого. Если пролетариат в борьбе против буржуазии непременно объединяется в класс, если путём революции он превращает себя в господствующий класс и в качестве господствующего класса силой упраздняет старые производственные отношения, то вместе с этими производственными отношениями он уничтожает условия существования классовой противоположности, уничтожает классы вообще, а тем самым и своё собственное господство как класса.

На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.

Наследие

Некоторые цели, намеченные в Манифесте, уже реализованы в ряде стран, например:

  • бесплатное публичное образование и запрещение детского труда;

Другие цели не достигнуты. Например:

  • преодоление отчуждения труда и человеческих отношений;
  • преодоление «диктатуры меньшинства (правящих классов) над большинством (пролетариатом)»;
  • уничтожение государства как инструмента насилия в руках правящего класса;
  • свободное развитие каждого через свободное развитие всех.

В целом «Манифест» является базовым программным документом коммунистических партий всех стран.

Оценки

Переводы на русский язык

  • 1869 - первое издание «Манифеста» на русском языке в Женеве. Авторство перевода приписывается Михаилу Бакунину , хотя на самой книге переводчик указан не был.
  • 1882 - издание «Манифеста» в переводе Георгия Плеханова .
  • 1903 - перевод «Манифеста», сделанный Владимиром Поссе .
  • 1906 - выходит «Манифест» в переводе Вацлава Воровского .
  • 1932 - перевод «Манифеста» Владимира Адоратского
  • 1939 - коллективный перевод «Манифеста» Института Маркса-Энгельса-Ленина
  • 1948 - юбилейное издание «Манифеста» ИМЭЛ (уточнен перевод 1939 года)
  • 1955 - выходит 4 том «Сочинений» Карла Маркса и Фридриха Энгельса (2-е издание), подготовленный Институтом Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина при ЦК КПСС. В том включена последняя версия перевода «Манифеста коммунистической партии».

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Манифест коммунистической партии" в других словарях:

    - «Манифест коммунистической партии» Оригинал «Манифест коммунистической партии» (нем. Das Manifest der Kommunistischen Partei) работа, впервые изданная 21 февраля 1848 года. Он начинается словами: «Призрак бродит по Европе призрак коммунизма», а… … Википедия

    Произведение Маркса и Энгельса, первый программный документ марксизма. Завершает историч. процесс формирования марксизма и дает сжатое изложение осн. положений науч. коммунизма, стратегии и тактики коммунистов и их мировоззрения диалектич. и… … Философская энциклопедия

    Первый программный документ науч. коммунизма, в котором изложены осн. идеи марксизма; написан К. Марксом и Ф. Энгельсом в дек. 1847 янв. 1848 по поручению 2 го конгресса Союза коммунистов в качестве программы этой первой междунар.… … Философская энциклопедия

    Произведение К. Маркса и Ф. Энгельса, написанное по просьбе 2 го Конгресса Союза коммунистов и ставшее первым программным документом международного коммунистического движения. Вышел в свет в Лондоне в нач. 1848. В нем получили свою классическую… … Философская энциклопедия

    Программный документ, написанный К. Марксом и Ф. Энгельсом по поручению 2 го конгресса (1847) «Союза коммунистов» в качестве программы этого союза, в котром изложены основные идеи коммунизма. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол … Политология. Словарь.

    Манифест Коммунистической партии - (Communist Manifesto), программа междунар. орг ции Союз коммунистов, написанная в 1848 г. Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Она стала основополагающим документом междунар. раб. движения. В нем утверждалось, что вся предшествующая история… … Всемирная история

    - («Манифест Коммунистической партии») первый программный документ научного коммунизма, в котором изложены основные идеи марксизма; написан К. Марксом и Ф. Энгельсом по поручению 2 го конгресса (1847) Союза коммунистов (См. Союз… … Большая советская энциклопедия

    Первый программный документ науч. коммунизма, в к ром изложены осн. идеи марксизма; написан К. Марксом и Ф. Энгельсом по поручению 2 го конгресса (1847) Союза коммунистов в качестве программы этого Союза. В М. К. п. Маркс и Энгельс впервые в… … Советская историческая энциклопедия

Последние материалы раздела:

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....