Партийная система и политические партии сша. Партии сша Партийное собрание у американцев название

Институт политических партий в Соединенных Штатах Америки не предусмотрен письменными документами, однако при этом он является одним из главных элементов американской политической структуры.

Как и в большинстве стран мира, политические партии в США представляют собой группы граждан, организованные по признакам конкретных воззрений на то, как нужно управлять страной. Усилия партийных структур направлены на то, чтобы добиться избрания своих кандидатов на руководящие государственные посты.

В настоящее время в Соединенных Штатах Америки существуют две основные политические партии. Демократическая партия ведет свою родословную от партийной организации, основанной в 1828 году Томасом Джефферсоном и его единомышленниками. Республиканская партия появилась в 1854 году, главным образом, в западных и северных штатах, жители которых выступали с активными призывами к правительству об ограничении проникновения рабовладения во все новые штаты, вступающие в союз.

Современные американцы считают позиции Демократической партии США более либеральными. Демократы активно требуют от федерального правительства и органов власти в каждом отдельном штате большей нацеленности на социальную политику, помощь студентам, безработным и беднякам. Это не означает, что члены Республиканской партии выступают противниками проведения подобных программ. Однако при этом среди республиканцев распространены мнения о том, что многие социальные программы являются слишком затратными для налогоплательщиков, а повышение налогов для их реализации негативно сказывается на интересах всех граждан страны. Члены Республиканской партии США делают ставку на частное предпринимательство и часто обвиняют своих оппонентов-демократов в слишком больших расходах на содержание госаппарата и принятии чрезмерного количества законов, налагающих ограничения на частную инициативу. По этим причинам американцы считают Республиканскую партию имеющей более консервативные взгляды.

У двух основных политических партий США есть своя узнаваемая, хотя и неофициальная, символика. У Демократической партии неофициальным символом является ослик, который показывает упрямство в преодолении препятствий. Неофициальным цветом демократов является синий цвет. Члены Республиканской партии в качестве своего неофициального символа признали слона, показывающего мощь. В качестве неофициального цвета используется красный цвет.

Избираться на руководящий пост гражданин Соединенных Штатов может без принадлежности к какой-либо политической партии. Однако вести избирательную кампанию без ресурсов партийных организаций практически невозможно, поэтому беспартийных среди представителей властных органов в США почти нет.

Помимо двух основных, существуют и другие политические партии США , хотя ни одна из них не пользуется достаточно широкой поддержкой для того, чтобы смочь одержать победу на выборах президента. При этом на уровне городов и даже отдельных штатов своих кандидатов на выборные должности эти партии провести могут. Также они могут манипулировать своим ресурсом для оказания помощи одной из двух основных партий, определяя таким образом победителя или проигравшего в их борьбе.

На партийных форумах официально оформ ится выдвижение кандидатов в президенты и вице-президенты, а также будут одобрены политические платформы. У республиканцев конвент открылся 18 июля в Кливленде (шт. Огайо) и продлится четыре дня, у демократов съезд пройдет 25–28 июля в Филадельфии (шт. Пенсильвания).

Большая часть американской партийно-политической истории представляет собой чередование периодов доминирования одной из ведущих партий, которой удавалось наилучшим образом встраиваться в политическую повестку того или иного периода, найти подходы к решению социально-экономических, внешнеполитических проблем и привлечь на свою сторону большинство избирателей. На этой основе складывались не только устойчивые электоральные блоки на массовом уровне, но и специфический консенсус на уровне элит, которые в совокупности образовывали правящие коалиции большинства.

Политическая гегемония республиканцев как главной партии курса на индустриальное развитие страны сохранялась до «Великой депрессии», поставившей в повестку дня ограничение свободно-предпринимательской рыночной стихии и создание системы социальной защиты для трудящейся Америки. С этой задачей смогли справиться демократы под руководством Ф.Рузвельта. Исторические реформы «нового курса» создали основу «социального государства» и, вытащив страну из кризиса, надолго обеспечили демократам статус партии большинства. Этот курс получил дальнейшее развитие в 1960-х годах в реформах «новых рубежей» Дж.Кеннеди и «великого общества» Л.Джонсона. На этой основе между двумя главными партиями в тот период сложилось своеобразное разделение труда. Демократы, как представители партии с левоцентристской и более широкой массовой базой, более чувствительной к демократическому протесту, выступают в качестве главных носителей либерального реформизма и сторонников расширения регулирующей роли и социальных функций государства. Республиканцы, в большей мере непосредственно отражающие интересы бизнеса и состоятельных слоев, в основном играют роль консервативного противовеса демократам, не давая их реформистским усилиям заходить слишком далеко. Тем самым гибкое приспособление американского капитализма к меняющимся реалиям сочетается с сохранением его традиционалистских устоев. В условиях американской демократии этот механизм «партийных перегруппировок» работает во многом стихийно, через конкуренцию двух ведущих партий в борьбе за голоса избирателей и политическую власть. Однако в последние годы в работе этого механизма наметились серьезные сбои.

Анализ электоральной статистики и голосований в Конгрессе показывает, что в стране уже с 1990-х годов сложились две примерно равновеликие партийно-электоральные коалиции, которые существенно отличаются как по социально-демографическому составу (расово-этнической, половозрастной, конфессиональной принадлежности, степени религиозности, урбанизации, сексуальной ориентации и др.), так и по идейно-политическим взглядам. Современным демократам присущи социально-культурный и экономический либерализм, ориентация на помощь государства в решении социальных проблем, а республиканцам – моральный консерватизм и стремление ограничить роль федерального центра в сфере регулирования экономики. Эти различия в последние годы все больше стали распространяться на сферу внешней политики и национальной безопасности. Если сравнить нынешнее правление демократа Б. Обамы (2009 – 2016 гг.) и его предшественника республиканца Дж. Буша мл. (2001- 2008 гг.), то демократы отдают предпочтение «мягкой силе» и коллективным международным усилиям, в рамках, так называемых гуманитарных интервенций, подчеркивают приоритетность глобальных проблем (вроде изменения климата), тогда как республиканцы придерживаются гораздо более националистических позиций и больше ориентируются на военно-силовые односторонние действия.

По данным исследовательской службы «American National Election Studies», корреляция между партийной идентификацией и идеологическими предпочтениями американцев за последние тридцать лет заметно выросла. Иными словами, происходит все большая идеологизация партий: Демократическая становится все более либеральной, а Республиканская – все более консервативной. Если говорить об идеологических предпочтениях в целом населения США (см. рис. 1), то в 2015 г., по данным опросов социологической службы Gallup, к консерваторам (conservative) относили себя 37 % опрошенных, умеренным (moderate) – 35 %, либералам (liberals) – 24 %. В 1992 г. это соотношение было соответственно в следующей пропорции 43, 36 и 17 %. , что свидетельствует об увеличении доли либералов и снижении доли консерваторов в структуре населения этой страны.

Обе партии в своих стратегических расчетах в президентской кампании 2016 г. исходили из того, что, как и в предыдущие годы, начиная с 2000 г., разрыв между сторонниками демократов и республиканцев может быть небольшим, и в этой связи особенно важным становилось убедить прийти на выборы свой базовый электорат и побороться за голоса так называемых независимых или колеблющихся избирателей, на долю которых приходиться порядка 25-30 %. Демократы в последние годы также делали упор на увеличение регистрации избирателей из представителей малоимущих слоев и цветного населения, республиканцы особенно в южных штатах старались им в этом помешать, принимая на законодательном уровне штатов ограничительные меры.

Рис 1. Изменения в идейно-политической самоидентификации населения США за период с 1992 по 2015 гг., по данным опросов службы Gallup

По оценкам американских демографов, к ноябрю 2016 г., число граждан США, имеющих право голоса, составит 225,8 млн. (+ 5% по сравнению с 2012 г.). На долю представителей белого населения придется 156,1 млн. человек (+2%), черных – 27,4 млн. (+6%), испаноязычных – 27,3 млн. (+17%), выходцев из Азии – 9,3 млн. (+16%).

Уровень явки американских избирателей в предыдущих президентских кампаниях составлял: 2000 г. – 50,3%, 2004 г. – 55,7%, 2008 г. – 57,1%. , т.е. имел тенденцию к повышению. С ослаблением эффекта новизны «фактора Обамы» в 2012 г. он сократился до 54,9%. Но при этом явка чернокожих избирателей составила порядка 66% и впервые в американской истории превысила указанный показатель для белого населения.

В США в электоральной базе каждой партии есть традиционные географические различия. На электоральной карте страны можно выделить так называемые «красные штаты», которые отдают предпочтения республиканцам и «синие штаты», голосующие на президентских выборах за демократов. В определенной степени данное деление уходит своими корнями в историю США и достаточно сильно коррелируется со структурой деления страны более 150 лет назад на «рабовладельческие» и «свободные» штаты.

В современных условиях «синие штаты» сосредоточены на северо-востоке страны (Мэриленд, Массачусетс, Нью-Джерси, Нью-Йорк) и Западном побережье США (Вашингтон, Калифорния). Такие штаты Среднего Запада как Мичиган, Огайо, Пенсильвания в 2008 и 2012 гг. также голосовали за кандидата демократов Б.Обаму.

«Красные» (республиканские) штаты расположены на юге и в сельскохозяйственных регионах США (Алабама, Луизиана, Оклахома, Южная Каролина, Западная Виргиния, Техас) отчасти на Среднем Западе. (См. рис. 2)

В то же время исход выборов 2016 года, также как и предыдущих четырех президентских кампаний во многом будет определяться в так называемых колеблющихся штатах, где традиционно идет наиболее напряженная политическая борьба с относительно равными шансами для кандидатов обеих партий. В 2016 г. как и 2012 г. американские политтехнологи к такой категории (sving or battleground states) относили от 9 до16 штатов. (на рисунке 2 они выделены бежевым цветом).

Выборы президента и вице-президента в США являются косвенными: в день выборов (8 ноября 2016 года) американские избиратели формально будут голосовать не за претендентов на пост президента и вице-президента, а за членов коллегии выборщиков. Кандидаты в члены коллегии выдвигаются единым списком комитетами политических партий каждого из 50 штатов и округа Колумбия до даты проведения президентских выборов.

Поскольку в 48 из 50 штатов США действует правило, согласно которому кандидат от партии, победивший в том или ином штате, автоматически получает голоса выборщиков всего штата, очень важным становится тот факт, как ведется избирательная кампания того или иного кандидата не только на национальном уровне, но и в отдельных штатах, прежде всего крупных, «делегирующих» значительное число выборщиков. Общее число выборщиков составляет 538 человек (сенаторы – 100, члены Палаты представителей – 435, и 3 выборщика от федерального округа Колумбия). С учетом динамики демографической ситуации после каждой переписи населения, которая проводится раз в 10 лет, число конгрессменов от каждого штата в Палате представителей Конгресса США может пересматриваться, соответственно несколько меняется и число выборщиков от каждого штата. Например, если штат Флорида в период с 1991 по 2000 г. имел 25 выборщика, то в период с 2001 по 2010 г. их количество увеличилось до 27. После очередной переписи (в 2010 г.) у этого региона число выборщиков возросло до 29. С другой стороны, представительство штата Мичиган уменьшилось за тот же период с 20 до 14 выборщиков.

По данным опросов общественного мнения в июне 2016 года, кандидат демократов Х.Клинтон могла рассчитывать на успех в штатах, дающих в сумме голоса 337 выборщиков, в том числе 190 голосов в гарантированных штатах (Safe) и 37 голосов в штатах, с большей степенью вероятности годовых поддержать демократов (Likely) и 120 голосов в штатах, склоняющихся ее подержать с минимальным перевесом на момент опроса (Leans). За республиканца Д.Трампа готовы были голосовать штаты, делегирующие в сумме 191 выборщика (136+ 27+ 28). (См. рис. 3).

Шаткая ситуация оставалась в девяти «колеблющихся» штатах, дающих в сумме 115 голосов. В их числе Аризона (11 голосов), Айова (6), Огайо (18), Виргиния (13), Северная Каролина (15), Флорида (29), Нью-Гэмпшир (4), Миссури (10), Колорадо (9). Напряженная обстановка сохранялась также в Джорджии (16) Пенсильвании (20), Южной Каролине (9), Неваде (6). Собственно именно в этих штатах и будет решаться исход президентских выборов 8 ноября 2016 года Д.Трампу придется приложить неимоверные усилия по преодолению отставания в популярности от Х.Клинтон в 15 «колеблющихся» штатах. В приложении 1 дан перечень штатов США с указанием численности членов коллегии выборщиков и показан характер электоральных предпочтений по итогам выборов 2012 года в сравнении по данным опросов на середину 2016 года.

Как отмечалось выше, в США существенные различия в социальной базе каждой партии можно найти по таким показателям как этническое происхождение, цвет кожи, отношение к религии, уровень доходов, семейное положение, профессия и социальный статус. Среди «цветного» населения США больше всего поддерживают демократов афроамериканцы. Как правило, они голосуют за демократов в соотношении 9 к 1. В 2012 году Обаму подержали 93% чернокожих избирателей. Тяготеют к демократам и выходцы из Латинской Америки (соотношение 2к1). В 2008 году Обаму поддержали 67% испаноязычных граждан США, а Маккейна – 31%. В 2012 году по этой группе соотношение составило 71 и 27% в пользу демократов. Большинство членов ведущих профсоюзов США также голосуют за демократов.

Традиционно до 80 % представителей влиятельной еврейской общины США также симпатизируют демократам. В то же время следует подчеркнуть, что под влиянием произраильского консервативного лобби в кампании 2012 года наметилась тенденция к снижению поддержки Обамы со стороны еврейской общины (62% на май 2012 года), что вызывало беспокойство его предвыборного штаба. В Тель-Авиве в тот период, как и в 2016 году, выражали нескрываемое недовольство по поводу ближневосточной политики Белого дома, подходов к решению палестинской проблемы, развитии ситуации вокруг ядерной программы Ирана. На наш взгляд, поддержка Х.Клинтон со стороны еврейской общины, составит порядка 75 %. Представители ирландской и итальянской общин, а также большинство католиков больше симпатизируют демократам. Среди других социальных слоев, которые в большей степени ориентируются на демократов, выделяются образованные эмансипированные женщины и светские, не верующие в бога американцы, а также семьи с одним родителем (фактор социальных пособий). Жители космополитических штатов (Нью-Йорк, Нью-Джерси, Калифорния) на президентских выборах также отдают предпочтение демократам. В целом по стране демократы в последние годы набирают силу в регионах, развивающихся на базе высокотехнологичных отраслей промышленности, где трудится много молодежи с высшим образованием. Сторонниками демократов являются сексуальные меньшинства, социальные либералы, жители больших городов с низкими доходами.

Республиканскую партию можно рассматривать как партию религиозных и социально-культурных консерваторов, белых мужчин из числа среднего класса и богатых бизнесменов, сделавших состояние в традиционных (старых) отраслях экономики, жителей глубокого Юга, горных штатов и отчасти Среднего Запада, отдаленных пригородов и сельских районов.

Современные тенденции в расширении социальной базы демократов наиболее ярко проявились в ноябре 2013 года на выборах мэра Нью-Йорка, в ходе которых после 20 лет правления республиканцев убедительно (получил более 60% голосов избирателей) победил демократ Билл де Блазио (Bill de Blasio).

Этот американский политический деятель, который представляет современное новое либеральное поколение лидеров Демократической партии США, родился 8 мая 1961 года, до избрания мэром занимал пост общественного адвоката города Нью-Йорка. В 1995 году работал в региональном штабе избирательной кампании Б.Клинтона, который баллотировался на второй срок в качестве президента США. В награду за усилия получил пост политического назначенца в ранге главы регионального управления Министерства жилищного строительства и городского развития США. Затем избирался депутатом горсовета Нью-Йорка. В 2000 году был менеджером успешной избирательной кампании Х.Клинтон на выборах в Сенат США от штата Нью-Йорк. Поэтому неслучайно, что его кандидатуру на пост мэра поддержали Б.Обама и чета Клинтонов. Свой немалый вклад в его популярность внесла семья: жена Чирлейн Маккрэй, чернокожая поэтесса, в прошлом лесбиянка, и их двое детей. Это образец современной семьи с точки зрения многих жителей этого мегаполиса, прислушавшихся к основному призыву кандидата Демократической партии: «Я думаю, жители этого города знают, что многие нью-йоркцы с трудом сводят концы с концами. И мы должны быстро провести серьезные изменения, отказавшись от политики, проводившейся в эпоху республиканца Блумберга. Я готов сделать это, но мне нужна поддержка жителей Нью-Йорка».

За 12 лет правления Блумберга в Нью-Йорке произошли положительные изменения и в экономике, и в жизни города, снизилась преступность, развивался туризм, но также усилилось расслоение среди его жителей. В современном Нью-Йорке проживают 8,3 миллиона человек, в том числе 400 тысяч миллионеров и 1,7 миллиона тех, кто живет за чертой бедности. В этом многонациональном городе белые американцы составляют всего 33% населения, а остальные 67% – преимущественно латиноамериканцы, чернокожие и выходцы из Азии. Де Блазио в своей предвыборной программе обещал финансирование всеобщего начального школьного образования для детей с 4 лет и увеличение налогов на лиц с доходами, превышающими 500 тыс.дол. в год. Также он высказался в пользу развития программ специального вечернего обучения, обещал помочь районным больницам, построить 200 тысяч дешевых квартир для наименее обеспеченных и назначить нового шефа нью-йоркской полиции, из-за практикуемых ей обысков на улицах города преимущественно лиц из числа афроамериканцев и латиноамериканцев.

Уже после выборов дочь избранного мэра Нью-Йорка Билла де Блазио призналась в том, что она употребляла наркотики. Соответствующее заявление 19-летняя Кьяра де Блазио (Chiara de Blasio) сделала в видео обращении, выложенном в YouTube. По словам дочери политика, в подростковом возрасте она долгое время лечилась от клинической депрессии. Страдая от плохого настроения, Кьяра де Блазио курила марихуану и регулярно напивалась. Справиться с депрессией ей помогло профессиональное лечение. Окончательно почувствовать себя счастливой, по ее словам, она смогла в ходе избирательной кампании отца. Рассказать о своих подростковых трудностях девушка решила, чтобы помочь другим молодым людям.

Билл де Блазио одно время носил фамилию своего отца Уорена Вильхема, который страдал алкоголизмом, но затем после развода родителей сменил ее на итальянскую фамилию матери, которая вырастила его одна. Благодаря этническим корням матери он получил поддержку и представителей итальянской общины города. Он является выпускником Нью-йоркского университета и получил и степень магистра по международным отношениям в Колумбийском университете. Де Блазио владеет испанским и итальянскими языками и на дату выборов 22 года проживал в Бруклине.

Литература

  1. Травкина Н. М. Президентская кампания 2016 года как отражение эволюционных особенностей политической системы США // Электронный журнал «Россия и Америка в XXI веке» .- №1.- 2016 г.
  2. Krogstad J. M. 2016 electorate will be the most diverse in U.S. history . February 3, 2016.
  3. Pew Research Center, Partisanship and Political Animosity in 2016 . – June, 2016 . – 105 р.
  4. Updated Electoral Map Based on Polls , July 15, 2016.
  5. Battleground bloodbath: Clinton leads Trump in 7 swing states , By Louis Nelson.
  6. James E. Campbell The Political Science Election Forecasts of the 2016 Presidential and Congressional Elections , June 30th, 2016

Приложение

Распределение членов коллегии выборщиков по штатам США (всего выборщиков: 538; количество голосов, необходимых для победы на президентских выборах: 270)

Штат Электоральные циклы

Численность выборщиков

Электоральные предпочтения по отдельным штатам
(по данным опросов общественного мнения):
(+) твердая поддержка, (/) небольшое преимущество, (=) примерное равенство
Р- республиканцы, Д – демократы
1981-1990 1991-2000 2001-2010 2011-2020 Партия – победитель в избирательной кампании 2012 г. Предпочтения избирателей на середину 2016 г.
Алабама 9 9 9 9 Р Р+
Аляска 3 3 3 3 Р Р+
Аризона 7 8 10 11 Р =
Арканзас 6 6 6 6 Р Р+
Калифорния 47 54 55 55 Д Д+
Колорадо 8 8 9 9 Д =
Коннектикут 8 8 7 7 Д Д+
Дэлавер 3 3 3 3 Д Д+
Округ Колумбия 3 3 3 3 Д Д+
Флорида 21 25 27 29 Д =
Джорджия 12 13 15 16 Р Р/
Гавайи 4 4 4 4 Д Д+
Айдахо 4 4 4 4 Р Р+
Иллинойс 24 22 21 20 Д Д+
Индиана 12 12 11 11 Р Р/
Айова 8 7 7 6 Д =
Канзас 7 6 6 6 Р Р+
Kентуки 9 8 8 8 Р Р+
Луизиана 10 9 9 8 Р Р+
Mэн 4 4 4 4 Д Р/
Mериленд 10 10 10 10 Д Д+
Maссачуссетс 13 12 12 11 Д Д+
Mичиган 20 18 17 16 Д Д/
Mиннесота 10 10 10 10 Д Д/
Mиссисипи 7 7 6 6 Р Р+
Mиссури 11 11 11 10 Р =
Монтана 4 3 3 3 Р Р/
Небраска 5 5 5 5 Р Р+
Невада 4 4 5 6 Д Д/
Нью-Гемпшир 4 4 4 4 Д =
Нью-Джерси 16 15 15 14 Д Д/
Нью-Mexико 5 5 5 5 Д Д/
Нью-Йорк 36 33 31 29 Д Д+
Северная Каролина 13 14 15 15 Р =
Северная Дакота 3 3 3 3 Р Р+
Огайо 23 21 20 18 Д =
Оклахома 8 8 7 7 Р Р+
Oрегон 7 7 7 7 Д Д/
Пенсильвания 25 23 21 20 Д Д/
Род-Айленд 4 4 4 4 Д Д+
Южная Каролина 8 8 8 9 Р Р/
Южная Дакота 3 3 3 3 Р Р+
Teннесси 11 11 11 11 Р Р+
Texaс 29 32 34 38 Р Р+
Юта 5 5 5 6 Р Р+
Вермонт 3 3 3 3 Д Д+
Виргиния 12 13 13 13 Д =
Вашингтон 10 11 11 12 Д Д+
Западная Виргиния 6 5 5 5 Р Р+
Висконсин 11 11 10 10 Д =
Вайоминг 3 3 3 3 Р Р+

В США существует двухпартийная система. Она сложилась вскоре после провозглашения независимости. На формирование партийной системы повлияло два основных фактора:

  • 1) в Конституции непосредственно о политических партиях речи не идет, но ее институциональная структура обусловливает наличие именно двухпартийной системы. Более всего этому способствует существование в США президентской республики (должность Президента одна, поэтому нет смысла в коалиции);
  • 2) в Конституции предусмотрено, что Конгресс состоит из двух палат, которые являются относительно независимыми институтами. Пропорциональная система при их выборах не используется, что также способствует возникновению двухпартийной системы.

Формированию двухпартийной системы также способствовал федерализм, а именно тот факт, что в США фактически нет общенациональных выборов. Регламентация процесса выборов относится к компетенции штатов – ведь Конституция США лишь предусматривает дату их проведения и очерчивает круг лиц, наделяющихся пассивным избирательным правом, а также содержит основные положения об активном избирательном праве. Остальные вопросы, такие как дизайн избирательного бюллетеня, проведение праймериз, использование машин для голосования и т. д., закрепляются на уровне штатов.

Таким образом, пересмотр партийной системы фактически требует внесения изменений в Конституцию США.

Основными политическими партиями, которые постоянно сменяют друг друга как правящие, являются республиканская и демократическая.

С избранием Президентом США Б. Обамы большее влияние имеет демократическая партия, а республиканцы находятся в оппозиции.

Демократическая партия США основана в 1828 г. и является одной из старейших политических партий в мире. Ее партийная программа неоднократно подвергалась пересмотру и существенным изменениям. Это позволяет некоторым исследователям утверждать, что к концу XX в. демократы и республиканцы практически поменялись электоратом. В настоящее время демократическая партия относится к центристским партиям левого толка. Приоритетными направлениями деятельности демократов являются: регулирование государственного вмешательства в экономику, увеличение ставок налогообложения с целью повышения социальных стандартов, государственная поддержка высокотехнологичных отраслей промышленности и борьба с экологическими проблемами. Особое внимание демократы уделяют развитию и поддержке "третьего сектора", создавая специальные программы для членов территориальных общин (например, социальное "включение" в общество представителей различных меньшинств, мигрантов и т. д.). Интересно, что по ряду актуальных и обсуждаемых вопросов демократическая партия не имеет общей политики, позволяя своим членам принимать ту или иную сторону по своему усмотрению. Президентами США – представителями демократической партии были Ф. Рузвельт, Г. Трумэн, Дж. Кеннеди, Б. Клинтон и др.

Республиканская партия США была основана в 1854 г. как альтернатива демократической партии, сначала поддерживающей рабовладельческий строй в южных штатах страны. Республиканская партия отдавала преимущества защите интересов промышленников индустриального севера страны.

Республиканская партия США относится к центристским партиям правого толка. В настоящее время ее представители выступают за снижение ставок и уменьшение количества налогов, либерализацию экономики, снижение социальных выплат, расходов на экологические программы и, наоборот, увеличение расходов на содержание армии и специальных служб, осуществляющих борьбу с терроризмом.

Президентами США – представителями республиканской партии были А. Линкольн, Т. Рузвельт, Р. Никсон, Р. Рейган, Дж. Буш и др. Несмотря на то, что Президентом США сейчас является представитель демократической партии Б. Обама, на последних выборах в Конгресс республиканцы получили большинство в Палате представителей, а соотношение сил между партиями в Сенате практически равное (53 члена демократической партии, 45 представителей республиканской партии, 2 независимых сенатора).

Наиболее важными вопросами, по которым республиканцы и демократы расходятся в своих позициях, являются:

  • – проблемы налогообложения: демократы настаивают на "справедливом налогообложении", в то время как республиканцы возражают против установления новых налогов и повышения ставок существующих налогов;
  • – аборты: республиканцы выступают за их запрет, а демократы имеют более лояльную точку зрения;
  • смертная казнь: демократы предлагают запретить ее, а республиканцы отмечают нецелесообразность принятия такого решения;
  • – эвтаназия: демократы не возражают против эвтаназии, а республиканцы – наоборот;
  • – иммиграционная политика: демократы выступают за более лояльные условия иммиграции и за смягчение санкций за нарушение законодательства в этой сфере, в то время как республиканцы лоббируют ограничения иммиграции и настаивают на ужесточении ответственности нелегальных иммигрантов;
  • огнестрельное оружие: демократы выступают против относительно легкого получения разрешения на его приобретение в собственность и соответственно – против его широкого распространения, а республиканцы – нет;
  • однополые браки поддерживаются демократами и отрицаются республиканцами.

Как видим, консерваторам-республиканцам присущи уважение к традиционным взаимоотношениям, религии, семье, а демократы имеют более широкие взгляды на проблемные вопросы общественной жизни. Как правило, консерваторами являются либо их поддерживают бизнесмены и состоятельные слои населения. Соответственно и вопросы, которые их интересуют, – это уменьшение налогообложения, дерегуляция бизнеса, приватизация (парки, полиция на местном уровне, школы и т. д.).

Для того чтобы привлечь в качестве сторонников представителей других слоев населения, консерваторы (не только они, но чаще именно они) используют так называемые "кодовые слова". Например, в редких случаях консервативные лидеры прямо заявляют о том, что не поддерживают однополые браки. Однако они говорят о приверженности к "традиционным семьям". Представители этой партии также являются консервативными в части религии, которая занимает важное место в партийной программе современных консерваторов. Религия обуславливает их позицию в таких вопросах, как аборты и гомосексуальность, исследования стволовых клеток.

Однако отдельные представители каждой из партий могут высказывать и иное мнение по приведенным выше вопросам. Ведь консерваторы, как и демократы, неоднородны в своей среде. Например, они могут тяготеть как к центристским взглядам, так и быть так называемыми "агрессивными консерваторами", или "либеральными демократами".

Американцы стали замечать, что двухпартийная система весьма сильно ограничивает их в выборе политической партии, которая отражала бы их точку зрения и защищала интересы. Так, республиканцы консервативны экономически и консервативны социально, а демократы либеральны экономически и либеральны социально. Но на национальном уровне нет партий, которые были бы, например, либеральны экономически и консервативны социально. Так называемые "третьи" партии существуют, но они не имеют большого влияния на президентских и парламентских выборах.

В настоящее время приобретает популярность Движение чаепития (Tea Party ), название которого происходит от известного исторического события – Бостонского чаепития. Оно как раз и является либерально-консервативным. Кроме того, в США существуют политические партии зеленых, конституционная, центристская, коммунистическая, социалистическая рабочая, свободная социалистическая, независимая, лейбористская партии, партия популистов, реформистская партия "радикальные женщины" и др.

Характерной чертой политических партий США является отсутствие их организационной оформленности: не существует официально легализованных местных партийных органов, формального членства, постоянных партийных программ – их заменяют программы, которые создаются в начале предвыборных кампаний.

Республиканская и демократическая партии для проведения предвыборных кампаний образуют Национальный партийный комитет (выборы Президента), с которым координируют свои действия Партийный комитет для избрания членов Палаты представителей и Партийный комитет для избрания сенаторов.

Система органов государственной власти США строится на основе принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. США стало первым государством, применившим на практике идеи Дж. Локка о необходимости организационного разделения государственной власти на ветви для предотвращения ее узурпации.

Авторы текста Конституции США "отцы-основатели" (А. Гамильтон, Дж. Джей, Дж. Мэдисон) последовательно закрепили в ее тексте "классический" вариант теории разделения властей. Тремя высшими федеральными органами государственной власти в США являются Конгресс (законодательный орган), Президент (возглавляет исполнительную ветвь власти) и Верховный суд (возглавляет судебную ветвь власти).

Эффективность применения теории разделения властей в США повышается благодаря тому, что "отцы-основатели" скомбинировали ее с:

  • – системой сдержек и противовесов (наличие у законодательной, исполнительной и судебной власти контрольных полномочий по отношению друг к другу);
  • – разделением властей "по вертикали" – т. е. между федерацией и ее субъектами-штатами.

Сформировавшаяся в ходе исторического развития страны. При этой системе к власти попеременно приходят только две наиболее влиятельные политические партии - Республиканская (Republican Party) и Демократическая (Democratic Party). При этом роль множества мелких национальных партий мало заметна. На президентских выборах 2008 года они сумели (вместе с независимыми кандидатами) набрать только 1,38% голосов избирателей.

Другой особенностью партийной системы США является децентрализованная структура большей части партий. Объясняется это не только федеративной формой государственного устройства, но и тем, что все они фактически подчинены одной цели - участию в выборах.

Взаимоотношения двух главных партий характеризуются тем, что между ними сохраняется консенсус в отношении фундаментальных первооснов США - частной собственности, личной и политической свободы, республиканского федеративного государства и т.п. Расходятся партии, и порой существенно, в способах поддержания и развития этих принципов. Демократическая партия на современном этапе зарекомендовала себя сторонницей курса, важной составной частью которого являются политика перераспределения доходов населения в пользу малоимущих, стремление сгладить социальные различия, обеспечить развитие систем социального страхования и вспомоществования, разумное государственное регулирование экономики, защита гражданских прав цветного населения, усиление роли федеральной власти, расширение помощи развивающимся странам. Республиканцы, также воспринявшие идею государственного регулирования рыночной экономики, главной целью считают обеспечение максимальной конкурентоспособности национальной экономики и экономического роста путем активизации конкуренции и частной инициативы, а в социально-распределительной функции государства видят скорее зло, чем благо.

Республиканцы, в основном, ориентируются на богатых, образованных и консервативных избирателей. Электоральную базу демократов составляют неквалифицированные рабочие, представители меньшинств, менее образованные и более либеральные американцы.

США на общенациональном, региональном, местном уровнях власти господствует две партии:

    Демократы

    Республиканцы

Эти партии относятся к децентрализованным организациям, так как отсутствует большой партийный аппарат и нет прямой привязки их членов к работе в конкретной партийной организации. их целью и смыслом существования явл борьба за завоевание власти в конгрессе

В США нет специальных законов о партиях, хотя и урегулированы некоторые внешние аспекты деятельности полит организаций, участвующих в выборах. Поэтому они не имеют четких партийных программ. Их роль частично выполняют предвыборные манифесты и лозунги

Несмотря на то что партии пользуются доверием избирателей и широкой общественной поддержкой, можно провести и некоторые различия между ними.

1. По отношению к пределам государственного вмешательства в регулирование социально-экономических процессов. Традиционно демократы выступают за более активную роль гос в этой сфере, нежели их конкуренты.

2. Отличаются они и по представительству социально-экономических интересов. В глазах общественности партией "большого бизнеса" выступают республиканцы, хотя и Демократическая партия пользуется поддержкой богатых людей, в том числе и крупных предпринимателей. У демократов давние и обширные связи с профсоюзами, экологическими организациями, католической церковью.

В соответствии с Конституцией США все полномочия законодательной власти принадлежат органу народного представительства - конгрессу США, состоящему из двух палат:

  1. палаты представителей.

Считается, что палата представителей предст интересы всего американского народа, а верхняя палата конгресса - сенат - интересы штатов.

Обе палаты избираются на основе всеобщих, прямых, равных выборов при тайном голосовании. Срок полномочий сенаторов шесть лет, членов палаты представителей - два года. Конгресс работает сессионно - одна сессия ежегодно с перерывами на каникулы.

Палата представителей состоит из 435 депутатов, избираемых на основе мажоритарной системы относительного большинства без требования кворума.В качестве основных избирательных цензов следует назвать возрастной (кандидаты, достигшие 25 лет), ценз гражданства (состояние в американском гражданстве не менее семи лет), ценз оседлости (проживание в штате, на территории которого находится избирательный округ).

Палату возглавляет спикер, избираемый самой палатой (се партийным большинством). Он ведет заседания, направляет законопроекты в комитеты, имеет право голоса и т.д.

В состав сената входят 100 членов, избираемых независимо от численности населения по два от каждого штага на основе той же избирательной системы. Каждые два года проходят выборы 1/3 сенаторов. Сенатором может быть избран любой гражданин США, проживающий в пределах соответствующего штата, при условии состояния его в гражданстве не менее девяти лет и достижения 30-летнего возраста. В сенат входит вице-президент США, который явл его председателем, обладающим правом подписания принятых палатой законопроектов. Однако права голоса в ординарной ситуации он не имеет.

Члены каждой партии в палатах образуют фракцию, избирающую лидеров, которые практически руководят своими палатами, в то время как партийное меньшинство организует оппозицию.

Компетенция подразделяется на общую, осуществляемую обеими палатами по принятию законов и резолюций в соответствии с установленными Основным Законом предметами ведения, и специальную, принадлежащую каждой палате в отдельности.

К его общим полномочиям относятся: принятие законов и резолюций в финансово-бюджетной сфере (право введения и взимания налогов, пошлин, акцизов, чеканка монеты, займы, регулирование банкротств, принятие федерального бюджета); в сфере обороны и внешних сношений - исключительное право объявлять войну, решать вопросы формирования вооруженных сил, объявлять призыв милиции для отражения вторжения в страну; в сфере организации внутренней политики - учреждение федеральных судов, регулирование порядка приобретения гражданства, патентное и авторское право, регламентация торговли с иностранными госми, установление единых мер и весов и т.д.

К специальным полномочиям относятся полномочия каждой из палат по организации процедуры импичмента, избрание президента и вице-президента, если выборщики не смогут их выбрать.

Последние материалы раздела:

Проект по биологии иллюстрации рисунки фотографии
Проект по биологии иллюстрации рисунки фотографии

Науки о жизни идут по пути от крупного к мелкому. Совсем недавно биология описывала исключительно внешние черты животных, растений, бактерий....

Как приготовить стейк из индейки на сковороде
Как приготовить стейк из индейки на сковороде

Стейк из индейки – это большой кусок мяса, которому обрадуется любой рот. Птичку можно приготовить очень вкусно, если натереть подходящими...

Калорийность слоёной самсы Кулинарная азбука от А до Я
Калорийность слоёной самсы Кулинарная азбука от А до Я

Самса – это традиционная узбекская выпечка. Ее обязательно готовят из слоеного теста и мясной начинки. В среднеазиатских странах в качестве начинки...