Идеология политики как социального института. Связи индивида в обществе

Э. Дюркгейм и за ним Р. Мертон утверждали, что о функциях социальных институтов надо судить не по намерениям и целям людей, вступающих во взаимодействие, а по гем общественным последствиям (полезным или вредным), которые возникают в результате институциальных взаимодействий. Роберт Мертон предложил разделить последствия деятельности социального института на функции и дисфункции.

Кризис российского института семьи, о котором активно заговорили с конца 1980-х гг., связан как раз с возрастанием дисфункций этого института: значительное увеличении числа разводов, серьезные проблемы с воспитанием детей, неэффективное распределение внутрисемейных ролей и т.п. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов расшатывает общественный порядок и может породить дезорганизацию всей социальной системы. Если социальный институт работает нормально, так, как положено, то плюсов (функций) у него намного больше, чем минусов (дисфункций).

Деятельность социальных институтов порождает множество различных функций (и дисфункций) или, иначе говоря, институты являются полифункциональными. В социологической литературе принято выделять универсальные и специфические функции.

Универсальные функции являются общими для всех социальных институтов. К ним относятся:

  • 1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Она осуществляется через систему норм, предписаний, правил поведения, характерных для конкретного социального института, что позволяет стандартизировать и формализовать поведение людей, задавая рамки их деятельности. В результате поведение людей делается предсказуемым, а общественные отношения становятся стабильными и упорядоченными.
  • 2. Регулятивная функция. Общая задача совместной деятельности большого числа людей имеет не один, а множество вариантов решений, и это обстоятельство вызывает необходимость в регулировании человеческой деятельности в том направлении, которое наиболее полезно обществу. Регулятивная функция состоит в согласовании взаимоотношений между членами общества с помощью норм, образцов, эталонов поведения и контроля за их соблюдением.
  • 3. Интегративная функция. В сложноустроенной социальной системе неизбежно возникает потребность в объединениях членов общества, которые обеспечивали бы ее стабильность и целостность. Нормами, ролевыми комплексами, правилами и санкциями социальные институты сплачивают членов социальных групп, организаций, связывают их отношениями взаимозависимости и взаимоответственности. Интегративные процессы в рамках социальных институтов упорядочивают систему взаимодействий, координируют деятельность людей, позволяют создавать сложные организации.
  • 4. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не обладало механизмом передачи социального опыта. Социальные институты транслируют и общественные отношения, и различные виды деятельности. Трансляция осуществляется как во времени (т.е. от поколения к поколению), так и в пространстве, когда к определенной деятельности подключаются новые группы людей.
  • 5. Коммуникативная функция. Через социальные институты передается определенная информация и создаются условия для общения отдельных индивидов. Общение в социальных институтах имеет свою специфику: это формальное, ролевое общение. Институты во многом предопределяют характер общения, задают повод и основные его способы. Социальные институты различаются по своим коммуникативным возможностям.

Например, есть институты, созданные для передачи информации (газеты, радио, телевидение). В ряде институтов возможность распространения информации затруднена (производство конвейерного типа). В одних институтах возможен активный способ получения информации (наука, образование), в других – пассивный (радио, телевидение).

Специфические функции существуют наряду с универсальными. Это функции, которые характерны не для всех, а лишь для некоторых социальных институтов. Например, установлением порядка в обществе занимается государство, обучением и подготовкой к профессиональной деятельности – институт образования; открытия в различных сферах познания связаны с наукой, а за здоровьем граждан следит институт здравоохранения.

Помимо универсальных и специфических в социологи выделяют явные и латентные функции социальных институтов.

Явные функции – это те последствия деятельности, ради которых и был создан определенный социальный институт как система самовозобновляемых взаимодействий. Это необходимые, осознанные, ожидаемые, преднамеренные и очевидные функции. Явные функции официально декларируются, они записаны в кодексах и уставах, закреплены в системе статусов и ролей, приняты сообществом причастных людей и контролируются обществом. Поскольку явные функции всегда провозглашены и связаны с довольно строгими традициями или процедурами (президентская клятва, наказы избирателей, принятие специальных законов о социальном обеспечении, образовании, прокуратуре и т.п.), они являются более формализованными и подконтрольными обществу. Члены общества, например, могут спросить у депутатов о причинах невыполнения предвыборных обещаний, а у властей о расходовании собранных налогов.

Латентные функции – это такие результаты действий социальных институтов, которые не были запланированы заранее, поскольку они являются неосознаваемыми некоторое время или не осознаются вообще. Это как бы "не свои" функции, которые выполняются институтом скрытно или непреднамеренно (например, институт образования может выполнять функцию политической социализации, не являющуюся "родной" для него).

Например, явными функциями высшей школы являются подготовка специалистов высшей квалификации по различным профессиям, усвоение господствующих в обществе стандартов – ценностных, моральных, идеологических, подготовка молодежи к различным социальным ролям. Неявными, латентными последствиями выступает воспроизводство социальной стратификации или закрепление социального неравенства, которое прямо связано с получением высшего образования.

Еще один пример: закон о запрещении игорного бизнеса в качестве явной функции предполагает прекращение широкого распространения азартных игр, а в качестве латентной функции может привести к созданию подпольных игорных заведений.

Таким образом, латентные функции можно рассматривать как побочный продукт деятельности социального института, они могут быть как позитивными (функциями), так и негативными (дисфункциями). Значение латентных функций в жизни общества велико. Только с помощью изучения скрытых последствий деятельности социальных институтов можно получить полную и истинную картину общественной жизни. Без анализа латентных функций представление о роли конкретного института в социальных процессах будет ограниченным и прямолинейным, а значит, неточным.

Каждый социальный институт выполняет не одну-единственную функцию, а целый комплекс, в который могут входить функции (позитивные последствия) и дисфункции (негативные последствия); универсальные и специфические; явные и латентные функции. Кроме того, одну и ту же функцию могут выполнять сразу несколько институтов. Например, воспитанием кроме семьи занимаются институты образования, религии, армии, СМИ, государства. Полифункциональность институтов приводит к тому, что функции различных социальных институтов пересекаются или же реализуются параллельно. Производство, правительство, образование, религия, семья, потребление, торговля – все эти институты находятся во взаимодействии и взаимовлиянии.

Например, потребности экономики привели в индустриальных странах к широкому росту грамотности, а затем к увеличению квалифицированных специалистов; эффективное производство через налоги формирует бюджет, из которого государство направляет средства на бесплатное общее образование и поддержание высшей школы. И наоборот, чем выше качество образования, тем выше будет квалификация специалистов, работников, тем более сложные технологии они смогут освоить, что скажется на эффективности экономики.

Функции, которые выполняют социальные институты, не являются неизменными. Со временем могут исчезать одни функции и появляться новые, часть функций может перемещаться к другим институтам, может меняться (увеличиваться или уменьшаться) объем функций. Так, государство при возникновении выполняло довольно узкий круг функций, связанный с безопасностью. Современное государство решает значительный объем задач. Кроме проблем безопасности оно занимается социальным обеспечением различных категорий граждан, сбором налогов, регулированием различных сфер общества: экономики, здравоохранения, образования и т.д.

Состояние социальных институтов является значимым показателем (индикатором) социальной стабильности общества. В стабильном обществе социальные институты обладают четкими, понятными, неизменными функциями. В нестабильном обществе, напротив, функции социальных институтов многозначны, нечетки, изменчивы.

190. Интрагенерационная мобильность – это…
1.Переход от одной позиции к другой в различные моменты трудовой жизни индивида
2.Перемещение от позиции к позиции по отношению к позициям родителей
3.Горизонтальная мобильность
4.Нисходящая мобильность

191. Особенностью неформальных групп является то, что они возникают…

1. Как результат управления 2. Стихийно

3. Как результат приказов 4. Целенаправленно

192. Одной из функций первичной группы является…

1. Аксиологическая функция 2. Гуманистическая функция

3. Социализация личности 4. Экономическая функция

193. Отношения между основными классами в буржуазном обществе К.Маркс охарактеризовал как классовую (-ый,-ое)...

3. Антагонизм 4. Конкуренцию

194. Класс, современного общества, выступающий за политическую, экономическую и культурную стабильность – это _____________ класс.

1. Низший 2. Андеграунд

3. Средний 4. Высший

195. Переход к всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования это – характерная черта ______ общества.
1. Традиционного 2. Индустриального

196. Переход к всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования – это характерная черта _______ общества.

1. Традиционного 2. Индустриального
3. Постиндустриального 4. Классового

197. Экономическая зависимость женщины от супруга и признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства характерны для ______ семьи.

1. Номинальной 2. Нуклеарной
3. Эгалитарной 4. Патриархальной

198. Понятие «референтная группа» ввел в социологию …

1. М. Вебер 2. Ч. Кули
3. Э. Дюркгейм 4. Г. Хаймен

199. Наличие взаимодействия между членами группы является признаком социальной …

1. Общности 2. Роли
3. Группы 4. Связи

200. Работники концерна «Газпром» представляют собой …

201. Совокупность не политических и не государственных организаций, объединений, движений – это …

1. Общественность 2. Партия
3. Государство 4. Гражданское общество

202. Представители _____________ определяют общество как стабильную и упорядоченную систему, устойчивость которой достигается благодаря общим ценностям, убеждениям, а также социальным ожиданиям.

1. Интеракционизма 2. Социальных групп
3. Функционализма 4. Теории конфликта

203. Экономическую основу традиционного общества составляет …

1. Сельское хозяйство 2. Наука

3. Торговля 4. Промышленность

204. Процесс упорядочивания статусов и ролей в систему для удовлетворения общественных потребностей называется …

1. Институционализацией 2. Стратификацией
3. Социализацией 4. Урбанизацией

205. Совокупность формальных предписаний, определяющих права и обязанности мужа и жены, а их двоих – по отношению к своим детям и родственникам, называется …

1. Семьей 2. Браком
3. Девиацией 4. Санкцией

206. Группа людей, объединенная решением определенных общественных задач, характеризующаяся общими интересами и целями, чувством солидарности и самоопределением, называется …

1. Толпой 2. Общностью
3. Коллективом 4.Организацией

207. Общество имеет такие признаки, как территориальная определенность и наличие …

1. Полного равенства 2. Политических интересов
3. Общей культуры 4. Географической среды

208. Переход к всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования – это характерная черта _____ общества.

1. Постиндустриального 2. Индустриального
3. Классового 4. Традиционного

209. Брак одной женщины одновременно с несколькими супругами называется …

1. Полигинией 2. Эндогамией
3. Полиандрией 4. Экзогамией

210. Наличие формальной организации – является признаком __________ группы.

1. Большой 2. Реальной
3. Малой 4. Вторичной

211. Два человека, ожидающие автобус на остановке называются …

1. Ин-группой 2. Аут-группой
3. Референтной группой 4. Квазигруппой

212. Юридическое закрепление за каждой группой прав и обязанностей характерны для _____ системы стратификации.

1. Рабовладельческой 2. Классовой
3. Кастовой 4. Сословной

213. Успешная адаптация к новой социально-экономической ситуации характеризует ____ слой.

1. Базовый 2. Андеркласса
3. Нижний 4. Средний

214. Рассеянное в пространстве множество людей, которые обладают сходными интересами в отношении некоторого объекта, – это …
1. Класс 2. Страта
3. Толпа 4. Общественность

215. Переход к всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования – это характерная черта _____ общества.

1. Традиционного 2. Постиндустриального
3. Классового 4. Индустриального

216. Если последствия деятельности социального института препятствуют функционированию другого института, то это явление называется …

1. Дисфункцией 2. Девиацией
3. Явной функцией 4. Латентной функцией

217. Совокупность формальных предписаний, определяющих права и обязанности мужа и жены, а их двоих – по отношению к своим детям и родственникам, называется …

1. Санкцией 2. Браком
3. Семьей 4. Девиацией

218. Группа, с которой индивид идентифицирует себя и к которой он принадлежит, называется …

1. Номинальной 2. Первичной
3. Внутренней 4. Малой

219. Группа людей, объединенная решением определенных общественных задач, характеризующаяся общими интересами и целями, чувством солидарности и самоопределением, называется …

1. Коллективом 2. Общностью
3. Толпой 4. Организацией

220. Объединение, которое заявляет об общем для всех ее членов происхождении, общей истории, а также характеризуется чувством солидарности, – это ____ общность.

1. Массовая 2. Номинальная
3. Территориальная 4. Этническая

221.Главная особенность ____ – изолированность от институтов большого общества.

1. Нижнего слоя 2. Среднего слоя
3. Базового слоя 4. Андеркласса

222. Социальная группа из трех человек, в которой обычно складываются сложные отношения, называется…

1. Диадой 2. Ресоциализацией
3. Триадой 4. Валидностью

223. Совокупность не политических и не государственных организаций, объединений, движений – это

1. Гражданское общество 2. Партия
3. Государство 4. Общественность

224. Экономическую основу индустриального общества составляет …

1. Наука 2. Сельское хозяйство
3. Промышленность 4. Торговля

225. Социальный институт, осуществляющий воспроизводство населения, называется …

1. Организацией 2. Сословием
3. Общиной 4. Семьей

226. Группа, в которой связь поддерживается непосредственными личными контактами и высокоэмоциональным вовлечением членов в дела группы, называется _______ группой.

1. Референтной 2. Вторичной
3. Социальной 4. Первичной

227. Покупатели в магазине, пассажиры на вокзале представляют пример …


3. Социального агрегата 4. Территориальной общности

228. Юридическое закрепление за каждой группой прав и обязанностей характерны для _____ системы стратификации

1. Классовой 2. Сословной
3. Рабовладельческой 4. Кастовой

229. Наиболее многочисленную часть в системе стратификации российского общества составляет _____ слой.

1. Нижний 2. Средний
3. Базовый 4. Субэлитный

230. Широкая социальная группа, характеризующаяся определенным географическим положением, политическим суверенитетом и самобытной культурой, называется …

1. Обществом 2. Культурой
3. Субкультурой 4. Цивилизацией

231. Объединение людей, основанное на их участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами, называется _________ группой.

1. Социальной 2. Первичной
3. Референтной 4. Номинальной

232. Наличие взаимодействия между членами группы является признаком социальной …

1. Общности 2. Роли
3. Группы 4. Связи

233. Покупатели в магазине, пассажиры на вокзале представляют пример …

1. Этнической общности 2. Социальной категории
3. Территориальной общности 4. Социального агрегата

234. С позиций _______ основой социального неравенства является частная собственность на средства производства.

1. Функционализма 2. Марксизма
3. Конфликтной теории 4. Теории обмена

235. Отличительная черта представителей _____ слоя – невысокий деятельностный потенциал.

1. Субэлитного 2. Среднего
3. Базового 4. Нижнего

236.Согласно концепции Э. Шилза существенными признаками общества являются собственные…

237. Отношения между основными классами в буржуазном обществе К.Маркс охарактеризовал как классовую (-ый,-ое)...

1. Кооперацию 2. Соперничество

3. Антагонизм 4. Конкуренцию

238. Класс, современного общества, выступающий за политическую, экономическую и культурную стабильность – это _____________ класс.

1. Низший 2. Андеграунд

3. Средний 4. Высший

239. Согласно Т. Парсонсу поддержание мотивации деятелей при исполнении ролей, устранение скрытых напряжений обеспечивает подсистема …

1.Политическая 2. Культуры

3. Социального контроля 4.Экономики

240. Широкая социальная группа, характеризующаяся определенным географическим положение, политическим суверенитетом и самобытной культурой, называется …

1. Цивилизацией 2. Культурой

3. Субкультурой 3. Обществом

241. Экономическая зависимость женщины от супруга и признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства характерны длясемьи.

1. Эгалитарной 2. Нуклеарной

3. Номинальной 4. Патриархальной

242. Группа, с которой индивид идентифицирует себя и к которой он принадлежит, называется…

1. Первичной 2. Внутренней

3. Номинальной 4. Малой

243. Социальная группа, состоящая из двух членов, отношения между которыми основаны на чувствах, эквивалентности обмена и взаимности, называется …

1. Урбанизацией 2. Аномией

3. Диадой 4.Триадой

244. Крупные предприниматели и ответственные чиновники входят в слой.

1. Субэлитный 2. Базовый

3. Нижний 4. Средний

245. В основе эволюционной типологии обществ лежат социальные ______, типовые для всех стран и народов.

1. Функции 2. Санкции

3. Нравы 4. Изменения

246. Если последствия деятельности социального института препятствуют функционированию другого института, то это явление называется….

1. Девиацией 2. Явной функцией

3. Латентной функцией 4. Дисфункцией

247. Брак одной женщины одновременно с несколькими супругами называется…,.

1. Экзогамией 2. Эндогамией

3. Полигинией 4. Полиандрией

248. Группа, в которой связь поддерживается непосредственными личными контактами и высокоэмоциональным вовлечением членов в дела группы, называется….

1. Вторичной 2. Референтной

3. Первичной 4. Социальной

249. Совокупность людей, которые обладают единством отношений к той или иной освоенной местности, - это ____ общность.

1. Территориальная 2. Массовая

3. Номинальная 4. Этническая

250. Юридическое закрепление за каждой группой прав и обязанностей характерны для _______ системы стратификации.

1. Классовой 2. Сословной

3. Кастовой 4. Рабовладельческой

251. Социальный институт, осуществляющий воспроизводство населения, называется …

1. Организацией 2. Общиной

3. Семьей 4. Сословием

252. Группа людей, объединенная решением определенных общественных задач, характеризующаяся общими интересами и целями, чувством солидарности и самоопределением, называется …

1. Организацией 2. Толпой

3. Коллективом 4. Общностью

253. Общество имеет такие признаки, как территориальная определенность и наличие …

1. Общей культуры 2. Полного равенства

3. Политических интересов 4. Географической среды

254. Рассеянное в пространстве множество людей, которые обладают сходными интересами в отношении некоторого объекта, - это

1. Класс 2. Общественность

3. Толпа 4. Страта

255. Понятие «референтная группа» ввел в социологию …

1. М. Вебер 2. Э. Дюркгейм

3. Г. Хаймен 4. Ч. Кули

256. Наличие взаимодействия между членами группы является признаком социальной …

1. Общности 2. Группы

3. Связи 4. Роли

257. Общество как систему отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру, определял …

1. Т. Парсонс 2. М. Вебер

3. К. Маркс 4. Э. Дюркгейм

258. Переход к всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования – это характерная черта _____ общества.

1. Индустриального 2. Классового

3. Постиндустриального 4. Традиционного

259. Наличие формальной организации – является признаком ______ группы.

1. Малой 2. Вторичной

3. Большой 4. Реальной

260. Отличительная черта представителей ______ слоя – невысокой деятельностный потенциал.

1. Нижнего 2. Субэлитного

3. Базового 4. Среднего

261. Совокупность формальных предписаний, определяющих правами и особеннсти мужа и жены. А их двоих – по отношению

1. Санкцией 2. Семьей

3. Браком 4. Девиацией

262. Совокупность людей, которые обладают единством отношений к той или иной освоенной местности, - это ___ общность

1. Этническая 2. Номинальная

3. Массовая 4. Территориальная

263. Права гражданства – основной критерий стратификации в ______ системе неравенства.

1. Рабовладельческой 2. Кастовой

3. Сословной 4. Классовой

264. Успешная адаптация к новой социально – экономической ситуации характеризует ___ слой.

1. Андеркласса 2. Базовой

3. Нижний 4. Средний

265. Совокупность не политических и не государственных организаций, объединений, движений это….

1. Гражданское общество 2. Государство

3. Партия 4. Общественность

266. Семья состоящая из представителей нескольких поколений, нахывается….

1. Патриархальной 2. Номинальной

3. Расширенной 4. Нуклеарной

Тема 5. Общество и личность: проблемы взаимодействия.

1. Принятый культурой соответствующего общества тип личности, в наибольшей степени отражающий особенности данной культуры:

1. Нормативная личность 2. Типичная личность

3. Традиционная личность 4. Культурная личность

2. Поведенческая реакция (Мертон), которая выражается в полном отрицании провозглашаемых обществом целей и средств и замене их на новые цели и средства.

1. Ритуализм 2. Мятеж

3. Конформизм 4. Ретритизм

3.Совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом, это:

1.Главные статусы 2. Социальные статусы

3. Статусное положение 4. Статусный набор

4. Обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические параметры человека, это:

1.Социальный статус 2. Личный статус

3. Ролевой набор 4. Социальное положение

5. Модель поведения, ориентированная на конкретный статус – это:

1. Социальная роль 2. Статусная роль

3. Образец социальных действий 4. Социальная норма

6. К разновидности статусов не относится:

1. Социальный статус 2. Личный статус

3. Межпоколенный статус 4. Предписанный статус

7. Процесс превращения внешних реальных действий, социальных форм общения в устойчивые внутренние качества личности путем усвоения ею групповых ценностей и установок:

1. Конформизм 2. Интериоризация

3. Девиация 4. Обучение

8. Социальные нормы, которые поддерживаются моральным сознанием верующих, верой в наказание за грехи при отступлении от норм:

1. Религиозные нормы 2. Моральные нормы

3. Правовые нормы 4. Законные нормы

9. К методам социального контроля не относится :

1.Манипулирование 2. Убеждение

3. Принуждение 4. Внушение

10. Синонимом понятия «социальный статус» не является термин:

1.Социальный ранг 2.Социальное положение

3.Социальная позиция 4.Социальная роль

11. Положение индивида или группы в социальной системе, обусловленное выполняемыми ими социальными функциями с вытекающими из них правами и обязанностями, это:

1.Социальная позиция 2. Обязанности

3. Субъективизм 4. Мобильность

12. Вид социального контроля, характерный для небольших групп:

1. Неформальный контроль 2. Формальный контроль

3. Изоляция 4. Обособление

13. Принцип поведения, основанный на мировоззрении, ценностях и нормах, готовность к действию:

1. Ценностные ориентации 2. Жизненная позиция

3. Социальные нормы 4. Ценности

14.Устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества:

1. Дружба2. Социальные отношения

3. Кооперация 4. Интеграция

15. Тип личности, наиболее распространенный на данной территории:

1. Социальная личность 2. Нормативная личность

3. Модальная личность 4. Типичная личность

16. Общее понятие, представляющее собой биосоциальную категорию, это:

1. Личность 2. Человек

3. Субъект 4. Объект

17. Неповторимое сочетание природных и социальных свойств индивида, это:

1. Неповторимость 2. Индивидуальность

3. Уникальность 4. Неподражаемость

18. Социально одобряемые большинством людей представления о том, что такое добро, долг, справедливость, дружба и т.д., это:

1. Добродетели 2. Правила

3. Нормы 4. Ценности

19. Разновидностью _________ статуса является социально-классовый статус.

1. Главного 2. Предписанного

3. Достигаемого 4. Личного

20. Фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию (социальный статус):

1. Нормативное поведение 2. Социальное поведение

3. Ролевое исполнение 4. Конформизм

21. Разработал теорию иерархии потребностей:

1. А. Маслоу 2. К. Маркс

3. Ч. Кули 4. Ф. Энгельс

22. Целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития:

1. Личность 2. Человек

3. Субъект 4. Объект

23. Проявление общественных отношений на межличностном уровне, зависимость поведения одного индивида от другого:

1. Социальное 2. Общественное

3. Психологическое 4. Гуманистическое

24. А. Маслоу разработал иерархию потребностей: базовые (витальные), безопасности, __________, признания, самореализации.

1. Материальные 2. Общения

3. Экономические 4. Любви

25. Дж.Мид в формировании личности выделил три стадии: стадия принятия роли другого, ________, стадия принятия роли «обобщенного другого».

1. Стадия принятия роли других 2. Стадия принятия себя

3. Стадия осознания себя 4. Стадия осознания других

27. Каждый, живущий в обществе и прошедший социализацию, это:

1. Личность 2. Человек

3. Субъект 4. Объект

28. Человек, разделяющий те же культурные образцы, что и большинство членов данного общества, адаптированный к социальным условиям:

1. Конформист 2. Модальная личность

3. Культурный человек 4. Правильный человек

29. В теории _____человек предстает в качестве продукта или объекта общественных отношений – он таков, какова окружающая его социальная среда.

1. Позитивизма 2. Фрейдизма

3. Марксизма 4. Рационализма

30. Совокупность социальных факторов, влияющих на формирование и поведение личности:

1. Общество 2. Социум

3. Социальная среда 4. Макросреда

31. Статус, характеризующий общественное положение человека, определяющий его образ жизни:

1. Важный 2. Главный

3. Первый 4. Аскриптивный

32. Процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе – это:

1. Социализация 2. Социальная реформа

3. Социальная эволюция 4. Социальная стабильность

33. Социальная позиция, которая занимается индивидом и закрепляется через его индивидуальный выбор, собственные усилия, это статус:

1. Личный 2. Предписанный

3. Социальный 4. Достигнутый (дескриптивный )

34. Образец поведения, укрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную социальную позицию (статус) в системе общественных отношений – это:

1.Ролевое ожидание 2.Социальная роль

3. Социальная позиция 4. Социальная норма

35. Статус, который проявляется на уровне малой группы и определяется личными качествами и чертами характера, это статус:

1. Ожидаемый 2. Личный

3. Заслуженный 4. Групповой

36. Ожидаемая модель поведения для людей данного статуса в данной социальной системе:

1. Роль 2. Ролевое ожидание

3. Ролевое исполнение 4. Нормативное действие

37. Осознание своего «Я» формируется с осознанием других «Я», считал:

1. З. Фрейд 2. К. Маркс

3. В. Парето 4. Ч. Кули

38. Опытный процесс, в ходе которого роли идентифицируются и наполняются содержанием, изменяются по мере изменения системы координат, это:

1. Построение роли 2. Анализ роли

3. Проигрывание роли 4. Взаимодействие ролей

39. В агенты первичной социализации не входят:

1.Родители 2. Близкие родственники

3. Сверстники 4.Администрация школы

40. Поведенческая реакция (Мертон), выражающаяся в приятии целей, но неприятии средств их достижения:

1. Инновация 2. Депривация

3. Социализация 4. Конфликт

41. Столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей:

1. Конценсус 2. Противоречие

3. Ролевой конфликт 4. Конформизм

42. Исследователь _______организовал и провел “тюремный” эксперимент:

1. Э. Мэйо 2. К. Маркс

3. Г. Тард 4. Ф. Зимбардо

43. Процесс формирования социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социальных связей, институтов, общностей:

1. Социализация 2. Воспитание

3. Обучение 4. Научение

44. Это ожидаемое поведение, обусловленное социальным статусом индивида, это:

1. Социальная роль 2. Ролевое действие

3. Нормальное поведение 4. Запланированное поведение

45. Статус, который характеризует индивида как члена большой социальной группы, как представителя класса, нации, профессии, это статус:

1. Ожидаемый 2. Личный

3. Заслуженный 4. Групповой

46. Агенты социализации: родители, родственники, друзья, учителя и другие референтные (значимые) люди, они важны на ранних этапах жизни, это агенты:

1. Главные 2. Важные

3. Референтные 4. Первичные

47. Совокупность социальных предписаний и церемоний, посредством которых отмечается вступление индивида в члены группы, изменение его статуса, приобретение новой социальной роли:

1. Инициация 2. Коронование

3. Церемониал 4. Принятие

48. Процесс усвоения новых социальных норм взамен утраченных или их восстановление:

1. Социализация 2. Девиация

3. Ресоциализация 4. Депривация

49. Приспособление индивида к ролевым функциям, социальным нормам, социально- экономическим условиям, институтам:

1. Привыкание 2. Принятие

3. Социальная адаптация 4. Обучение

50. Конфликт, когда индивиду приходится выбирать между необходимостью выполнять служебные обязанности и прийти на помощь другу, оказавшемся в беде:

1. Межролевой конфликт 2. Субъективный конфликт

3. Статусный конфликт 4. Межличностный конфликт

51. Средства поощрения и наказания, заставляющие людей соблюдать социальные нормы:

1. Санкции 2. Приказы

3. Указания 4. Пожелания

52. Представители администрации школы, института (куратор группы), предприятия, армия, церквь, государство, сотрудники СМИ – их роль важна на более поздних этапах жизни, это агенты социализации:

1. Вторичные 2. Групповые

3. Нереферентные 4. Общественные

53. Механизм социализации, выражающийся в более или менее точном копировании индивидом поведения других людей:

1. Подражание 2. Имитация

3. Повторение 4. Копирование

54. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется:

1. Ролевым набором 2. Ролевым подбором

3. Проигрывание ролей 4. Спектаклем

55. Процесс включения социальных норм, ценностей во внутренний мир человека, т.е. придание социальным нормам личностного характера, это:

1. Конформизм 2. Интериоризация

3. Девиация 4. Обучение

56. Процесс отучения от старых норм, ценностей, ролей, правил поведения:

1. Десоциализация 2. Социализация

3. Девиация 4. Депривация

57. Состояние разрыва между биологическим и социокультурным взрослением молодежи, проявляющееся в непринятии социальных обязанностей и обязательств:

1. Девиация 2. Социализация

3. Отчуждение 4. Инфантилизм

58. Противоправные поступки, нарушающее закон, не являющиеся в собственном смысле преступлениями, наказуемые в административном порядке:

1. Делинквентное поведение 2. Девиация

3. Криминал 4. Конформизм

59. Поведенческая реакция (Мертон), которая выражается в неприятии целей, но приятии средств достижения этих целей:

1. Ритуализм 2. Согласие

3. Конформизм 4. Договоренность

60. Механизм, обеспечивающий поддержание социально приемлемых образцов поведения и функционирования социальной системы в целом:

1. Нормы 2. Социальный контроль

3. Армия 4. Полиция

61. Поведенческая реакция (Мертон), заключающаяся в приятие целей и средств данной социальной общности, даже путем отказа от собственных убеждений:

1. Принятие 2. Согласие

3. Конформизм 4. Договоренность

62. Разновидностью _______статуса может быть профессионально-должностной статус.

1. Аскриптивного 2. Достигаемого

3. Личного 4. Группового

63. Понятие, отражающее социальный атрибут, дискредитирующий индивида или группу с целью исключения их из социального взаимодействия, это «ярлык», навешиваемый на человека:

1. Стигма 2. Исключение

3. Депривация 4. Конформизм

64. Функциональность девиантного поведения для общества, по-мнению _________проявляется в том, что оно ведет к совершенствованию социальных норм в обществе.

1. Э. Дюркгейма 2. К. Маркса

3. М. Вебера 4. М.М. Ковалевского

65. Подчинение индивида принятым в обществе нормам, установки и поведение индивида, соответствующие ожиданиям и нормам социальной группы:

1. Принятие 2. Конформность

3. Девиация 4. Социализация

66. _______представляют собой предписания того, как надо правильно себя вести в обществе.

1. Нормы 2. Правила

3. Законы 4. Наказания

67. По мнению социологов, основным видом «социальных лифтов» в современном обществе является

1.Личные способности индивида 2.Социальный институт образования
3.Конкуренция между индивидами 4.Межличностные отношения

68. Социальные нормы, которые фиксируют установившийся порядок поведения людей, основанный на привычках и поддерживающийся силой общественного мнения:

1. Ритуал 2. Нормы обычая

3. Церемония 4. Правила

69. Социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом или группой независимо от его способностей или усилий, это:

1. Предписанный (аскриптивный) статус 2. Главный статус

3. Достигаемый статус 4. Характерный статус

70. Конкретное действие человека, и система поступков, и относительно устойчивое массовое социальное явление, которые не соответствуют нормам группы, общества:

1. Нарушения 2. Преступления

3. Аномалии 4. Девиантное поведение

71. Социальные нормы, имеющие преимущественно оценочный характер и обеспечивающиеся силой общественного мнения:

1. Моральные нормы 2. Правовые нормы

3. Нормы этикета 4. Нормы закона

72. Факторы, детерминирующие девиантное поведение: биологические, ________, социальные.

1. Экономические 2. Психологические

3. Политические 4. Личностные

73. Нормы, которые регулируют отношения между личностью и властью, между отдельными государствами и находят свое отражение, как в законах, так и в международных договорах:

1. Политические нормы 2. Моральные нормы

3. Религиозные нормы 4. Правовые нормы

74. Меры воздействия социальной группы на поведение индивидов, отклоняющееся от социальных ожиданий и норм:

1. Приказы 2. Санкции

3. Наказания 4. Поощрения

75. Тип социализации, которой индивид подвергается в детском возрасте, становясь членом общества, она осуществляется в сфере межличностных отношений:

1. Личная 2. Первичная

3. Главная 4. Социальная

76. Физические лица и организации, которые реализуют действия социальных норм и применяют социальные санкции:

1. Агенты социального контроля 2. Контролеры

3. Полиция 4. Армия

77. Виды социального контроля: формальный контроль и __________.

1. Неформальный контроль 2. Обязательный контроль

3. Административный контроль 4. Армейский контроль

78. Делинкветность – это…
1.То же, что и девиация 2.Нарушение моральных табу
3.Равнозначна аномии 4.Нарушение правовых и социальных норм

79. Для обозначения слоя сверхбогатых предпринимателей в России, имеющих влияние на власть, подходит термин …

1. «Нувориши» 2. «Олигархи»

3. «Бизнес-элита» 4. «Новые дворяне»

80. Принятие решений методом всеобщего согласия как разновидность социального взаимодействия называется _____.

1. Кооперацией 2. Консенсусом

3. Компромиссом 4. Конкуренцией

81. В _______ обществе школьное образование приобретает массовый характер и становится одним из ведущих факторов социальной стратификации.

1. Индустриальном 2. Феодальном

3. Традиционном 4. Рабовладельческом

82. Верны ли следующие суждения:
А) Для современных обществ Западной Европы характерна классовая система социальной стратификации;
Б) Для современных обществ Западной Европы характерна сословная система социальной стратификации.

1. Верно только Б 2. Оба суждения неверны

3. Верно только А 4. Оба суждения верны

83. Верны ли следующие суждения:
А) К «среднему классу» в современной России относятся менеджеры среднего звена управления, работники интеллектуального труда высокой и средней квалификации;
Б) К «среднему классу» в современной России относятся интеллигенция, рабочие, служащие и крестьяне.

1. Оба суждения неверны 2. Верно только Б

3. Верно только А 4. Оба суждения верны

84. С точки зрения теоретиков либерализма, конкуренция между продавцами в условиях рыночной экономики приводит к _____.

1. Повышению цен

2. Ухудшению качества обслуживания потребителей

3. Росту экономической эффективности

4. Дефициту товаров и услуг

85. Полное использование своих талантов, способностей, возможностей А. Маслоу определил как ______ человека.

1. Самопрезентацию 2. Самопознание

3. Самоактуализацию 4. Самомнение

86. Исходные побудители деятельности, отражающие объективные условия существования человека, называются…

1. Потребностями 2. Ролями

3. Целями 4. Инстинктами

87. Желание отдохнуть после длительного путешествия может являться примером действия потребностей…

1. Идеальных 2. Биологических

3. Социальных 4. Духовных

88. Мотив – внутренняя побудительная причина действия, в то время как ___ - внешняя.

1. Фактор 2. Условие

3. Стимул 4. Обстоятельство

89. Способность к саморефлексии характеризует ________ личность

1. Современную 2. Первобытную

3. Патриархальную 4. Традиционную

90. В социологии термином «личность» обозначается …

1. Поведение людей, обладающих такими чертами, как неорганизованность, некоординированность:

1) коллективное поведение;

2) паническое поведение;

3) массовое поведение.

2. Организации, членство в которых обеспечивает работников средствами к существованию, называются:

1) деловые;

2) общественные;

3) ассоциативные.

3. Передачу знаний от поколения к поколению и распространение культуры выполняет:

1) институт религии;

2) институт семьи;

3) институт образования.

4. Стремление максимально ограничить свободу подчиненных свидетельствует о:

1) попустительском стиле лидера;

3) демократическом стиле лидера.

5. Социальный институт представляет собой:

1) совокупность статусов и ролей;

2) устойчивые формы общественных отношений;

3) формы управления.

6. Обязательным признаком социальной организации является:

1) собрание людей в одном месте;

2) взаимодействие людей на основе иерархии социальных статусов;

3) системная общность.

7. Группа людей, выполняющих общественно-полезную и личностно-значимую деятельность – это:

1) компания;

2) организация;

3) коллектив.

Какой тип регламентации характерен для социальных институтов?

1) аморфный;

2) гибкий;

3) нерегулярный;

4) жесткий.

9. Функции образования – это:

1) формирование у подрастающего поколения установок, ценностей, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе;

2) воспитание людей в духе беспрекословного подчинения власти;

3) трансляция и распространение культуры в обществе (научных знаний, моральных ценностей и норм, опыта и навыков, присущих различным профессиям);

4) социальная селекция.

Какой из предложенных подходов к определению семьи является специфически социологическим?

1) семья – это малая социальная группа, члены которой объединяются в единое целое на основе общих интересов, чувств и стремлений;

2) семья – это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей;

3) семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства.

11. Социальный институт, осуществляющий воспроизводство населения называется …

1) организацией;

2) семьей;

3) общиной;

4) сословием.

12. Правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействие между людьми, называются …

1) нормами;

2) ресоциализацией;

3) субкультурой;

4) обычаями.

13. Брак одного мужчины одновременно с двумя и более женами называется …

1) полигинией;

2) полиандрией;

3) моногамией;

4) конкубинатом,

14. Если последствия деятельности социального института препятствуют функционированию другого института, то это явление называется …

1) явной функцией;

2) латентной функцией;

3) дисфункцией;

4) девиацией.

15. Исключите из указанных вариантов определение социального института, которое, по вашему мнению, является неверным:

1) социальный институт это – организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества;

Б) реальная социальная общность, с которой индивид соотносит себя и на нормы, мнения, ценности, оценки которой он ориентируется в своем поведении;

В) исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленные на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

16. Предпосылкой возникновения любого социального института является…

1) возникновение общественной потребности;

2) наличия общественного договора;

3) возникновение социальных стереотипов;

4) государственное регулирование.

17. Правительственные учреждения, университеты – это…

1) тоталитарные организации;

2) принудительные организации;

3) утилитарные организации;

4) ассоциации.

18. Элементом социального института не является….

3) ценности;

4) знания.

19. Рождаемость ниже там, где:

1) высокий уровень и качество жизни;

2) низкая культура и образованность;

3) существует соответствующая культурная установка.

20. Какой тип семьи является преобладающим в современном обще­стве:

1) домовая община;

2) моногамная патриархальная семья;

3) нуклеарная моногамная семья.

Тема 7. Личность, общество, культура

1. Социализация личности– это:

1) освоение культуры (норм, ценностей, правил поведения и стереотипов понимания) общества;
2) перемещение индивида или социальной группы в социальном пространстве, переход из одной страты в другую;
3) совокупность больших социальных групп, расположенных иерархически по критериям социального неравенства (по доходам, уровню образования, престижу должности или профессии, обладанию властью);
4) процесс формирования устойчивых ценностно-нормативных образцов действий, посредством которых интегрируется и координируется деятельность социальной группы.

2. Диспозиционная теория личности разработана:

1) европейскими социологами;

2) американскими социологами;

3) российскими социологами.

3.Личность – это:

1) устойчивая совокупность социально значимых черт, присущих человеку как социальному существу. Среди них социологи выделяют в первую очередь социальные роли, усваиваемые индивидов в процессе социализации, а также ценностные ориентации, на основе которых выстраивается жизненная линия поведения личности;

2) социально приобретаемый элемент структуры личности, выступающий как фиксированное, устойчивое представление о желаемом;

3) процесс формирования устойчивых ценностно-нормативных образцов действий, посредством которых интегрируется и координируется деятельность социальной группы;

4) совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

4. Необходимость социализации определяется:

1) социальными причинами;

2) географическим положением;

3) биологией человека.

5. Социальный статус личности – это:

1) социальное поведение человека;

2) трудовой стаж человека;

3) достоинство человека.

Какой уровень существования человека характеризуется его биосоциальностью?

1) человек как личность;

2) человек как индивид;

3) человек как социальный субъект;

4) человек как индивидуальность.

Сторонником какой теории личности был Дж. Г. Мид?

1) ролевая теория;

2) психоанализ;

3) необихевиоризм;

4) теория «зеркального Я».

С чем связано приобретение предписанного статуса?

1) место работы;

2) место рождения;

3) профессия;

4) престиж.

Кто из социологов провел «тюремный эксперимент»?

1) Ф. Зимбардо;

2) Дж. Хоманс;

3) Т. Парсонс;

4) Дж. Г. Мид.

Кто ввел понятие «ролевого набора»?

1) Ф. Зимбардо;

2) Р. Мертон;

3) Дж. Г. Мид;

4) Дж. Хоманс.

11. Отклоняющееся от групповых норм поведение, которое влечет за собой тюремное заключение – это:

1) индивидуализм;

2) делинквенция;

3) патология;

4) девиация.

12. Динамический характер статуса определяется понятием:

1) девиация;

2) социальный контроль;

3) социальная роль.

13. Подготовка девианта к возвращению в нормальную жизнь называется:

1) реабилитация;

2) вторичная социализация;

3) перевоспитание.

14. Социокультурный слой в структуре личности включает …

1) стимулы активности

2) подсознание

3) самосознание

4) влечения

15. Личность может снизить ролевое напряжение или конфликт путем _____ ролей.

1) забывания

2) игнорирования

3) регулирования

4) объединения

16. Статус, определяющий общественное положение и значение человека с его правами и обязанностями, называется …

1) эпизодическим

3) главным

4) смешанным

17. Необходимым условием успешной аккультурации является …

1) конфликтность

2) терпимость

3) избегание

18. Податливость установок и поведения личности групповому давлению называется …

1) конформизмом

2) социализацией

3) ролевым конфликтом

4) лидерством

19. Субкультура, находящаяся в конфликте с господствующими ценностями доминирующей культуры, называется …

1) народной культурой

2) высокой культурой

3) контркультурой

4) массовой культурой

20. Наиболее распространенный в обществе тип личности со средними общепринятыми чертами называется ______ личностью.

1) модальной

2) нормативной

3) идеальной

Социальные последствия – это ожидаемые, планируемые или неожиданные, стихийно возникающие, непредвиденные результаты преобразований в обществе, каких-либо нововведений в ограниченной территориальной социальной системе (регион, город) или социальной организации (предприятие, фирма, учреждение), которые сказываются на социальных отношениях групп, общностей, индивидов. Социальные последствия могут быть положительными и отрицательными, непосредственными и отдаленными (по времени возникновения), прямыми или косвенными (по связи с основным направлением преобразований) и т.д. Социальные последствия, как правило, соотносятся с социальными целями и проблемами и являются важным понятием социального управления.

Ответственность – это возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные последствия. С психологической точки зрения ответственность –- понятие более сложное, выступающее в различных психологических явлениях. Ответственность это прежде всего осознание личностью тех требований и норм организации трудовой деятельности, последствий их выполнения и невыполнения, которые существуют в коллективе, трудовой организации, обществе. Но одного осознания недостаточно, необходимо активное действенное стремление реализовать эти требования в условиях совместной работы, воплотить эти нормы в конкретных действиях и поступках. Таким образом, когда мы говорим об ответственности, то речь идет не о простом исполнении того, что должно, а об активной жизненной позиции, стремлении добиться того, что должно. При этом важно, что человек отвечает за свои действия прежде всего перед самим собой, перед своей совестью.



С другой стороны, ответственность может рассматриваться как психологическая черта личности, устойчиво проявляющаяся в ее отношении к трудовой деятельности, к коллективу, самому себе. Наряду с этим понятие ответственности включает и эмоционально-чувственный компонент, выражающийся в переживаемом человеком чувстве ответственности, долга и совести.

Таким образом, ответственность как психологическое явление есть результат многих психических функций личности: познавательной, эмоциональной и поведенческой. Существенные признаки ответственности, проявляющиеся в поведении, – точность, пунктуальность, обязательность в исполнении своих обязанностей, готовность отвечать за последствия своих действий. Ответственное поведение предполагает профессионализм, знание своего дела, стремление разобраться в сложных вопросах. Оно не может реализовываться успешно, если у человека не развиты эмоциональные качества: способность к сопереживанию, чуткость к состоянию другого человека. Осуществление ответственного поведения требует волевых качеств: настойчивости, терпеливости, выдержки, стойкости.

Ответственность имеет непосредственное отношение к выполнению обязательств, под которыми понимают «обещание или договор, требующие от принявшего их безусловного выполнения.

Ответственность всегда относилась к определенному субъекту и отражала объем задач и обязанностей личности, т.е. пределы долга.

Долг есть обязанность человека перед кем-то или перед своей совестью.

Совесть же представляет собой осознание и переживание ответственности, основанные на самооценках исполнения обязанностей.

В качестве субъекта ответственности могут выступать:

· отдельная личность;

· группа как определенная общность людей;

· государство как некая макроструктура.

Наличие инстанции, перед которой субъект может и должен держать ответ за свои действия, является важным регулятором общественной жизни. Такими инстанциями могут быть:

1) общественно значимое лицо (например, президент, руководитель компании и т.д.);

2) социальная группа (политическая партия, организация, общество и т.д.);

3) исторически сложившиеся этические, нравственные, религиозные и другие требования.

Виды ответственности: юридическая, моральная, профессиональная, социальная и другие. В качестве одного из критериев социальной ответственности берутся ролевые обязанности и социальные отношения, обуславливающие их. Возможен также выбор и более частных критериев классификации ответственности, на основе которых определяются такие ее виды, как уголовная, административная, материальная, моральная.

Психологической предпосылкой ответственности является возможность выбора, т.е. сознательного предпочтения определенной линии поведения. Выбор может осуществляться в усложненных условиях, например, в конфликтных, где сталкиваются интересы отдельно взятой личности, группы людей или общества.

Ответственность считается важнейшим свойством личности. Если речь идет о принятии социальных норм поведения, то обычно говорится о социальной ответственности личности. Особенность ее состоит в том, что ее объектом являются социальные нормы и ролевые функции. Субъектом контроля может выступать как сам человек, так и его социальное окружение.

Осознание ответственности – прежде всего отражение в субъекте бытия социальной необходимости, т.е. понимание смысла совершаемых действий и последствий. В итоге атрибуция ответственности порождается жизненной необходимостью оценивать результаты деятельности, а также определять уровень успеха или неудачи, налагать взыскания и т.п.

Понятие ответственности непосредственно взаимодействует с понятием «самостоятельность». Когда решение принимается лично субъектом действия, то на него ложится вся ответственность. Ответственность девальвируется в группе.

На предприятии сам характер деятельности рождает производственные конфликты. Приведем конфликтный пример такой управленческой ситуации. Один сотрудник работает на импортной дорогостоящей машине, которая требует бережного отношения и тонкой наладки в процессе эксплуатации. Но работник не несет ответственности за ее сохранность. Поэтому в случае аварии человек обвиняет техника или инженера, отвечающего за ее техническое состояние. Возникает конфликт – кто виноват? Такая ситуация могла бы не возникнуть, если бы за эксплуатацию и уход за машиной несло ответственность одно и тоже подразделение, в котором осуществлялось бы необходимое обучение персонала по использованию техники.

Одной из форм правового и морального обеспечения социальной активности личности является ответственность за бездействие. Человек должен чувствовать себя ответственным не только за сделанное им, но и за то, чего он не сделал, хотя обязан был это сделать.

Профессиональная ответственность требует постоянной психологической готовности к выполнению конкретных действий. На некоторых должностях, в том числе и руководящих, ответственность бывает главным источником психического напряжения в течение времени.

Выполняя основные функции управления, руководитель решает сложные задачи, которые по содержанию и структуре не являются однопорядковыми. Их составными элементами являются экономические, правовые, технологические, социально-психологические, воспитательные и другие задачи. Руководитель обязан соблюдать государственные законы, правовые нормы и одновременно быть ответственным за свою работу и работу подчиненных.

Различают юридическую и социальную ответственность.

Юридическая ответственность означает следование конкретным законам и нормам государственного регулирования, определяющим, что может и чего не может делать организация, группа как отдельный элемент организации, отдельная личность как объект управления.

В отличие от юридической, социальная ответственность -это определенная степень добровольного отклика на социальные проблемы в соответствии с социальными нормами, ценностями, особенностями субкультуры и моральными обязанностями.

Социальная ответственность лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований. Пример: пожертвования в целях помощи больным детям, инвалидам и др. Такое поведение не регулируется юридическими законами и является добровольным. Другой пример: донорская деятельность для оказания экстренной помощи больному. Это пример альтруистического поступка, связанного с осознанием долга.

Социальная ответственность связана с выполнением общих правил, норм, которые усваиваются человеком. Социальные нормы поведения формируются постепенно в процессе взросления, начиная с детского возраста. Постепенно из внешних требований они становятся внутренними, психологическими образованиями.

Социальная ответственность служит средством внутреннего контроля личности (его называют самоконтролем), т.е. деятельности, которая осуществляется сознательно и добровольно.

Осознание человеком необходимости социальной ответственности связано с действием различных факторов: познавательных, мотивационных, ситуационных, характерологических, личностных и других.

Социальная ответственность имеет непосредственное отношение к выполнению групповых норм поведения. Когда говорят, что работник нарушает нормы группы, членом которой он является, это значит, что такие нормы существуют и что человек должен им следовать.

Под групповыми нормами понимается совокупность требований и правил, вырабатываемых внутри группы как определенного сообщества и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы.

Практика формирования и функционирования групп (в социальной психологии их называют «малыми» или «рабочими» группами) свидетельствует, что нормы эти никем извне не задаются, а складываются в процессе совместной деятельности людей. Можно сказать, что групповые нормы создаются спонтанно и становятся стандартами поведения всех членов группы.

В сплоченной группе складываются также нормы отношений к другим людям. Ценностно-ориентационное единство группы является одним из сложных социально-психологических явлений, поскольку носит системный характер. До настоящего времени оно недостаточно изучено. Групповые нормы способствуют выполнению определенных действий людьми, выполняющими общую работу. Существование групповых норм дает возможность прогнозировать поведение не только отдельных членов группы, но и всей группы в целом. При наличии групповых норм сама группа становится коллективным организатором и координатором деятельности исполнителей. Система групповых норм контролируется самой группой. Поэтому не только руководитель, но и сама группа становятся субъектами управления всеми ее участниками.

В любой организации, имеющей развитую структуру, существуют формальные и неформальные группы.

Руководитель является ответственным не только за настоящее, но и за будущее, за выполнение своих обязанностей и предвидение последствий собственных действий. В качестве примера можно взять любое управленческое решение, без которого не может быть решена организационная задача. Так, не решая задачи кадрового менеджмента, не отбирая нужный персонал и кадры управления, нельзя решить ни одной управленческой задачи.

За любое принятое решение руководитель несет ответственность. Но возможны ситуации, когда руководитель не принимает конкретных решений. Непринятие решений может являться нарушением социальной ответственности руководителя. Например, не принято решение о проверке техники безопасности менеджерами, имеющими к этому прямое отношение. Результат – гибель людей из-за возникшего пожара.

Руководитель должен предвидеть последствия своей бездеятельности и быть готовым нести за это ответственность. Социальная ответственность руководителей может вступать в противоречие с юридической ответственностью. Например, вопреки законам, руководитель изыскивает средства, сдавая в аренду помещение, находящееся на территории предприятия, для погашения задолженности работникам по зарплате. Такое поведение руководителя с чисто человеческих позиций можно расценить как социально ответственное.

Социальную ответственность следует рассматривать как стойкое личностное свойство. Составляя жизненные планы, человек обычно взвешивает, посильна ли ему эта цель или нужно надеяться на внешние силы, на других людей. По мнению исследователей, один человек может выступать хозяином своей судьбы, а другой « плывет по воле волн», т.е. одна личность принимает на себя ответственность, а другая – уходит от нее.

В связи с этим следует отметить две разные стратегии поведения человека:

1) видеть источник управления своей жизнью во внешней среде;

2) в самом себе.

В соответствии со взглядами Дж. Роттера, если человек принимает на себя ответственность за события своей жизни, то это означает наличие у личности «интернального» контроля. Интернальность личности положительно коррелирует с социальной ответственностью, с осознанием смысла и целей жизни. Лица с интернальным локусом контроля (локус контроля – свойство личности определять меру ответственности за свои поступки самому себе или внешним обстоятельствам) берут на себя ответственность за ход жизненных событий, руководствуясь чувством долга, морали и четко осознавая смысла.

Социально ответственным личностям свойственно наличие позитивных качеств, начиная от пунктуальности, точности, послушности и заканчивая нравственными, гражданскими чертами, такими как честность, справедливость, принципиальность и т.д.

Если ответственность приписывается обстоятельствами другим людям или случаю, то это характеризует наличие внешнего, т.е. «экстерналъного» контроля. Интернальность и экстернальность локуса контроля являются устойчивыми свойствами личности, сформированными в процессе социализации (по Дж. Роттеру). Социализация – это результат включения человека в социальные отношения, благодаря которым усваивается социальный опыт, а затем воспроизводится в деятельности. В противоположность интервальным, экстернальным личностям свойственны подозрительность, тревожность, депрессивность, агрессивность, конформизм, догматизм, авторитарность и т.д.

Вопросы для повторения и обсуждения

1. Чем вызвана необходимость управления?

2. В чем сущность управленческого взаимодействия?

3. Что понимается под системой социального управления?

4. Что является ресурсами управления?

5. Что входит в понятие социальная система?

6. Из каких элементов состоит система управления?

7. Что такое ответственность?

8. Чем характеризуется социальная ответственность?

9. Какова связь личности и ответственности?

1. Под социальным институтом понимают:

а) объединение людей, создаваемое ими для удовлетворения определенной совокупности личных и общественных потребностей;

б) организационную форму той или иной социальной системы, упорядочивающую совокупность отношений между людьми, образующими ее;

в) учебно-воспитательную организацию, в которой члены общества проходят процесс вторичной социализации и приобщаются к предстоящей в будущем деятельности в рамках формальных организаций;

г) устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере общественной жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов.

2. Понятие «социальный институт» ввел в научный оборот …

а) О. Конт;

б) Г. Спенсер;

в) Э. Дюркгейм;

г) К. Маркс.

3. Процесс упорядочивания статусов и ролей в систему для удовлетворения общественных потребностей называется …

а) урбанизацией;

б) стратификацией;

в) институционализацией;

г) ресоциализацией.

4. Если последствия деятельности социального института препятствуют функционированию другого института, то это явление называется …

а) явной функцией;

б) латентной функцией;

в) девиацией;

г) дисфункцией.

5. Передача социального опыта приходящим в социальный институт новым людям происходит с помощью ________ функции.

а) транслирующей;

б) интегративной;

в) регулятивной;

г) коммуникативной.

6. Социальный институт, в котором объем функций, средства и методы действия регулируются предписаниями законов или иных правовых актов, называется …

а) политическим;

б) формальным;

в) религиозным;

г) неформальным.

7. Репродуктивные функции в обществе осуществляют:

а) политические институты;

б) экономические институты;

в) правовые институты;

г) брачно-семейные институты.

8. В основе выделения нуклеарной семьи лежит критерий …

а) формы брачных отношений;

б) состава семьи;

в) благополучия в семье;

г) функций семьи.



Какая из форм брака преобладает в современных обществах?

а) полиандрия;

б) полигиния;

в) моногамия;

г) групповой брак.

10. Тип семьи, при котором власть распределяется неравномерно в пользу старшего мужчины, называется …

а) эгалитарный;

б) матриархальный;

в) патрилинеальный;

г) патриархальный.

Тема 8. Социология организации и управления

1. Деятельность бюрократии как механизма управления и особого социального слоя служит выражением:

а) целерационального типа социального действия;

б) ценностно-рационального типа социального действия;

в) традиционного типа социального действия;

г) аффективного типа социального действия.

2. По стилю управления выделяют общественные движения

а) тоталитарные;

б) демократические;

в) консервативные;

г) либеральные.

3. Наиболее выраженное негативное последствие бюрократии в организации и обществе проявляется в том, что …

а) рационально используются ресурсы;

б) повышается производительность управленческого труда;

в) цели общества или организации игнорируются;

г) улучшается культура обслуживания.

4. Компонент организации, который считают самым главным и от которого зависят все составляющие организации, - это …

а) социальные льготы;

б) социальные технологии;

в) цели организации;

г) персонал.

5. Отсутствие вознаграждения за участие и работу в организации характерно для …

а) принудительных организаций;

б) утилитарных организаций;

в) ассоциаций;

г) тотальных институтов.

а) позиция лидера вне группы;

б) члены группы не информируются о перспективных целях;

в) личные инициативы членов группы игнорируются;

г) решение принимается лидером единолично.

7. Если руководитель не вмешивается в действия подчиненных, позволяя им принимать решения и действовать самостоятельно, то он использует ___________ стиль управления.

а) демократический;

г) попустительский.

8. Демократический стиль управления в группе наиболее эффективен при …

а) низкой квалификации работников;

б) большом числе участников группы;

в) выполнении срочной работы;

г) решении творческих задач.

9. В кооперативных организациях преобладают отношения …

а) борьбы;

б) соперничества;

в) вражды;

г) сотрудничества.

В таблице приведены определения некоторых экономических статусов. Укажите в правой графе номера тех родов занятий, которые, по вашему мнению, имеют отношение к ним.

Последние материалы раздела:

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....