Институты экономической дипломатии национальные и международные. Экономическая дипломатия — причина или следствие? Структура экономической дипломатии

Защищая интересы страны.

РУСЛАН ШАФИЕВ

Даже во втором десятилетии XXI века отечественные и зарубежные специалисты так и не пришли к согласию по вопросам экономической дипломатии. Нет единого подхода к понятийному аппарату, периоду зарождения и этапам эволюции экономической дипломатии, современному представлению о ее видах и механизмах. Исследователей даже с единичными публикациями на эту тему не так много.

Среди отечественных ученых и дипломатов это основоположник теории экономической дипломатии в постсоветский период В. Д. Щетинин, а также И. А. Орнатский, Л. Д. Градобитова, академик И. Д. Иванов, Т. В. Зонова, М. А. Конаровский, Д. А. Дегтерев и некоторые другие. Среди зарубежных исследователей и дипломатов в этом плане следует отметить Г. Каррон де ла Каррьера, Н. Бейна и С. Вулкока, А. Касымова и Б. Гиясова.

Впервые слово «дипломатия» было употреблено в Англии в 1645 году1. Классическая форма дипломатии соответствует итальянской модели развития и формировалась на основе межгосударственной торговли после подписания Вестфальского мирного договора в Германской империи в 1648 году. Этот документ положил конец Тридцатилетней войне общеевропейского масштаба, подвел итог столетнего конфессионального противостояния в Европе, внес правовую основу в систему европейских международных отношений и определил их характер на несколько веков вперед. Потребовалось еще целое столетие, чтобы слово «дипломатия» прочно вошло в научный и культурно-политический обиход в Западной Европе2.

В 1737 году другой французский дипломат, Антуан Пеке, в своем трактате «Рассуждение об искусстве переговоров, или Прекрасный посол» впервые ввел понятие дипломатического корпуса и расширил представления о дипломатии и функциях лиц, профессионально занимающихся дипломатией, сделав упор на их нравственных качествах3. Со временем сущность понятия дипломатии претерпела эволюцию: от хитрости, расчетливости и обмана - до искусства вести переговоры во внешних сношениях, а позднее - до отождествления с международной политикой и официальной деятельностью глав государств и загранпредставительств по осуществлению целей и задач внешней политики, защите интересов государства и его граждан за рубежом4.

И экономическая дипломатия возникла не сразу. Прошли тысячи лет, прежде чем она превратилась в самостоятельную область теории и практики международных отношений. Так, отечественный исследователь и политолог Т. В. Зонова, например, отождествляет торговлю с экономической дипломатией, считая, что в существовании экономической дипломатии как таковой нет ничего принципиально нового, только раньше ее называли торговой5. Французский ученый и дипломат Ги Каррон де ла Каррьер также придерживается подобного мнения о том, что экономическая дипломатия существовала издавна, именовалась торговой дипломатией, а теперь лишь обновилась6. Российский экономист Д. А. Дегтерев связывает возникновение экономической дипломатии в современном ее понимании лишь с концом XIX века, когда вслед за Англией в Министерствах иностранных дел ведущих европейских держав того времени стали появляться торговые отделы и коммерческие атташе7.

Следует заметить, что экономическая дипломатия в исторической ретроспективе обязана и примитивному обмену товарами, и развитию торговли, международных отношений, государства и политики. Колыбелью экономической дипломатии как явления международной жизни стала Европа благодаря первым постоянным посольствам в Италии, на территории которой еще до середины XV века возникло несколько городов-государств, имевших между собой тесные экономические связи.

Торговые отношения между государствами не могли развиваться исключительно на основе визитов отдельных консулов - официальных лиц, направляемых правителем за границу, чтобы торговать. Назрела необходимость изучать рынок, защищать интересы промышленников и купцов своей страны за границей. Особенно интенсивно занимались экономическими вопросами венецианские послы. Изучали экономическое положение страны пребывания, ее финансовое дело, активно использовали информацию и влияние венецианских купцов. Отечественные и зарубежные исследователи сошлись на том, что внешняя политика средневековых государств имела коммерческие цели и служила безопасности сухопутных и морских путей сообщения, доступности рынков и свободе заключения торговых сделок.

В первой половине XVII века французский мыслитель Эмерик Крюсе отводил весьма важную роль международной торговле, полагая, что в улучшении благополучия людей купец более полезен, чем солдат. В связи с этим он говорил о строительстве дорог, установлении единой системы мер и весов, единой денежной системы8. Именно развитие товарно-денежных отношений в Европе послужило толчком к зарождению в этот период политической экономии9, которая позднее, в следующем столетии, сформировалась в самостоятельную науку благодаря экономисту Адаму Смиту и английскому финансисту Давиду Рикардо. По мнению Ги Каррона де ла Каррьера, это были первые заложенные камни к возникновению и постановке проблем экономической дипломатии10.

Зарождению в Европе экономической дипломатии как явления на международной арене и осуществления внешнеэкономической политики государств способствовал ряд объективных причин в середине XVIII века. Одной из таких причин стал международный энергетический кризис. Всемирная история свидетельствует о том, что до 1600 года в Европе широко использовали в качестве энергетического сырья торф. Затем ему на смену пришли хворост и древесные поленья. Однако к 1750 году все леса там оказались вырубленными. Кризис способствовал поиску новых видов топлива. Таким сырьем оказался коксующийся уголь, который в изобилии был обнаружен в недрах земли. Повсеместно развернулась добыча угля в шахтах, что позволило свершиться промышленному перевороту11.

В первой половине XVIII века европейские монархии были истощены военными конфликтами, опустошившими государственную казну. С середины XVIII столетия среди французских просвещенных умов распространилось убеждение, что коммерческие и торговые связи, как и извлекаемая государствами от этого выгода, могут стать эффективным средством прекращения международных конфликтов. Парижский мирный договор, подписанный в Версале 10 февраля 1763 года между Англией, Францией и Испанией, как и другие мирные соглашения того периода между европейскими странами, закрепили Вестфальскую систему межгосударственных отношений в Западной Европе12. Это дало повод к развитию экономической дипломатии как явления на международной арене. Международным дипломатическим языком почти на два столетия стал французский, заменив классическую латынь. Французский философ Шарль Монтескье утверждал, что мир является естественным следствием коммерции, ибо занимающиеся совместным прибыльным делом два государства слишком зависят друг от друга, чтобы воевать. А французские реформаторы провозгласили XVIII столетие «веком торговли», пришедшим на смену эпохе войн13. В странах Европы консула стали считать государственным служащим.

Быстрое экономическое развитие, стремительный рост капиталистических отношений, колониальное противоборство европейских стран в XVIII веке, а самое главное - слияние интересов политики и экономики государства - все это явилось, пожалуй, прообразом «примитивной экономической дипломатии». В этот период государственный деятель Великобритании Уильям Питт (1708–1778) заявил, что британская политика - это британская торговля14. Внешняя политика и международные торговые отношения стали для британцев единым целым, как, впрочем, и не только для них. К тому же сама торговля и колониальная политика отдельных государств часто провоцировали международные конфликты.

В этот период традиционные методы производства больше не могли удовлетворять потребности внутреннего рынка из-за дороговизны и нерентабельности. Именно к 1750-м годам проявили себя и последствия «мягкой» индустриализации без возведения гигантских заводов, которые могли бы изменить окружающую среду и дестабилизировать общество. Это стало настоящей «промышленной революцией». Свою позитивную роль сыграла и «демографическая революция», способствовавшая росту населения в Европе; а также развитие банковской системы, рыночная конкуренция, переработка сырьевых товаров, колониальная торговля, инвестиционные потоки. Все это придало особую остроту экономическим проблемам государств на протяжении следующего столетия. Именно в тот период произошло изменение общественного мышления в сторону экономического развития15.

О создании теории экономической дипломатии тогда еще никто не задумывался. Миром, по утверждению французского философа и экономиста Пьера Жозефа Прудона (1809–1865), правила политическая экономия, а экономические отношения между странами были призваны восторжествовать над политическими конфликтами и национальным соперничеством16.

Подписание 9 июня 1815 года Заключительного (Генерального) акта Венского конгресса закрепило мир в Европе после наполеоновских войн и укрепило «дипломатию посредством конференций» или конференционную дипломатию в международных отношениях17. Генеральный акт содержал и особые статьи, которые касались экономических взаимоотношений между европейскими странами. В связи с этим были установлены правила сбора торговых пошлин при пересечении сухопутных границ и судоходства по пограничным и международным рекам, определялись принципы свободного судоходства, в приложении говорилось о запрещении торговли неграми. Нововведения по «Венскому регламенту» стали нормой международного права и надолго вошли в дипломатическую практику.

Примерно к середине XIX века вопросы торговли в посольствах некоторых европейских стран вновь стали играть большую роль, хотя сопротивление дипломатов было упорным и длилось еще несколько десятилетий. Соединенные Штаты, получившие независимость в конце XVIII века, наоборот, недооценивали в то время значение дипломатии в международных торговых отношениях, считая, что кораблестроители, купцы, нефтяные компании могут самостоятельно вступать в переговоры с иностранными государствами, и для этого вполне достаточно одного консула, который занимался бы продвижением экономических интересов за границей.

В Европе с помощью дипломатов создавались многочисленные торговые компании, определялись сферы влияния одних государств над другими, договаривались о предоставлении эксклюзивных прав на эксплуатацию недр. С началом глобализации, в эпоху колониальных захватов, сразу за войсками колонизаторов шли торговцы, а дипломаты спешили закрепить за метрополией новые приобретения в форме концессионных соглашений или договоров18.

В тот период имело место реформирование внешнеполитических институтов некоторых государств. Так, во внешнеполитическом ведомстве Сардинского королевства во главе с правителями Савойского дома в 1850 году появилось Управление по коммерции и консульским делам, которое вскоре было разделено на два отдела - коммерческий и консульский. Впоследствии эта реформа легла в основу Министерства иностранных дел объединенной Италии. Коммерческие департаменты с корпусом коммерческих атташе возникали во внешнеполитических ведомствах и загранпредставительствах Англии, Франции, Германии, Австро-Венгрии, Испании и Бельгии. В Российской империи на смену Коммерц-коллегии еще в конце XVIII века пришло Министерство коммерции. Торговая и финансовая политика постепенно превращалась в составную часть профессиональной дипломатии.

В ходе двух мировых войн роль дипломатии и экономического сотрудничества особенно возрастала. Закупка вооружений, военного обмундирования, поставки продовольствия и другие вопросы политики и экономики на международной арене постоянно находились в центре внимания правительств и внешнеполитических институтов прежде всего воюющих государств. В этот период стала экономизироваться международная политика.

После 1945 года к конференционной дипломатии и экономической дипломатии на двусторонней основе прибавились коллективная дипломатия, отражавшая позиции отдельных групп стран, и дипломатия на многосторонней основе путем участия в международных организациях с заключением многосторонних соглашений между государствами, или дипломатия международных организаций.

В 1946 году вышла в свет в переводе на русский язык книга «Дипломат» известного французского дипломата и ученого Жюля Камбона, который удостоился не только высоких постов в дипломатической службе своей страны, но даже был избран за свои научные труды членом французской «Академии бессмертных». В упомянутой книге, выпущенной первоначально в Париже в 1926 году (то есть когда он уже стал академиком), Жюль Камбон утверждал, что «внешняя политика - не дело чувства. Ее задача - согласовывать случайные факты с постоянными законами, управляющими судьбами нации. Эти законы существуют, но от нас они не зависят. Интересы народов не меняются. Их определяют природа, географическое положение и собственный характер народов. Таким образом, история повторяется». Теория и практика экономической дипломатии показывают, что этот тезис не выдержал испытания временем.

В действительности история не повторяется, в том числе и потому, что экономический компонент мирового сообщества находится в постоянном развитии, и в огромной степени эти перемены обусловлены сознательной политической деятельностью с использованием многообразных методов и форм экономической дипломатии. Учиться такой науке и овладевать искусством соответствующей практики - важная задача.

Мир находился в поиске равновесия и решения макроэкономических проблем. Свободный товарообмен, конвертация основных денежных валют, рыночные экономические отношения, глобализация мировых процессов, а также противоборство двух общественно-политических систем побуждало мировое сообщество находить приемлемые формы сотрудничества между капиталистическими и социалистическими странами в обход политического противостояния. Таковой стала экономическая дипломатия XX века, политический фактор всегда оставался при этом довольно сильным.

Доминирование сбалансированного, комплексного подхода к экономической и политической деятельности страны в обеспечении интересов государства на мировой арене в последней четверти XX века явилось основной причиной «очередной волны» экономической дипломатии как в практическом осуществлении внешней политики, так и в теоретическом плане. Регулирование правовых вопросов международной жизни до сих пор происходит с помощью специальных документов, принятых на основе норм и принципов международного права, прежде всего Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года, а также постановлений Совета Безопасности ООН, положений ВТО и других международных организаций.

Как особый, приоритетный вид дипломатии экономическая дипломатия находится в области пересечения внешней политики, внешнеэкономического курса и внешнеэкономической деятельности государства и является средством реализации внешней политики государства.

Экономическая дипломатия является весьма многогранной и включает ряд видов или отраслевых составляющих, различающихся специализированными сферами приложения, характером и содержанием решаемых задач, спецификой средств и методов дипломатического воздействия, другими экономическими признаками и особыми чертами. Это дипломатия авиационная, арктическая, атомная, военная, гуманитарная, космическая, морская, продовольственная, сельскохозяйственная, торговая или коммерческая, транспортная, туристическая, финансовая. В том числе инвестиционная, кредитная, инвестиционно-кредитная, долговая. Это и дипломатия экологическая, энергетическая, в том числе нефтяная, газовая, нефтегазовая, энергоресурсная19.

Таким образом, экономическая дипломатия является особым, приоритетным видом дипломатии. Между ними наблюдается самая активная связь, поскольку базой для экономической дипломатии служит традиционная дипломатия со всем своим арсеналом приемов, средств и методов.

Экономическая дипломатия - это важнейшее средство внешней политики, определяющее оптимальный и наиболее благоприятный выбор государством своих методов при принятии политических решений, основанных на общности экономических и стратегических интересов двух и более стран, общечеловеческих ценностях и международном праве.

В концентрированном виде появление нового качества экономической дипломатии, выражающегося в расширении сфер национального экономического интереса, можно найти в работе В. И. Ленина «Тетради по империализму», в которой приведены конспекты многих книг, представляющих значительный интерес для характеристики мирового хозяйства и мировой политики конца XIX и начала XX века.

С середины XVIII столетия по начало второго десятилетия XXI века - периода зарождения экономической дипломатии по наши дни - глобально и качественно менялась международная среда как сфера использования экономической дипломатии. На международной арене развивалась и сама экономическая дипломатия: совершенствовался арсенал ее средств и методов, расширялась ее ресурсная база, создавалась соответствующая инфраструктура. В результате этого экономическая дипломатия эволюционировала и на каждом последовавшем этапе решала все более сложные задачи. Основным критерием экономической дипломатии стало слияние, взаимное проникновение политики и экономики государства в осуществлении его внешнеэкономического курса и всей внешнеполитической деятельности в целях обеспечения своих стратегических и экономических интересов дипломатическими средствами.

При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические, информационные факторы. Россия в этот период способствует формированию идеологии становления многополярного мира. Вторая мировая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США. Эта структура рассчитана на односторонние, прежде всего военно-силовые решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.

В 1902 году в Лондоне вышла книга Ф. Маккензи «Американские интервенты», в которой анализировалось влияние американских прямых инвестиций за рубежом, в том числе на область политики и дипломатии, таких компаний, как «Отис элевейтор», «Зингер», «Дженерал электрик». «Экономические силы раньше или позже, но неизбежно находят свое выражение в области политической. Поэтому вопрос о том, когда факт помещения капиталов за границей изменит внешнюю политику, является только вопросом времени», - такое заключение содержится в переведенной в 1920-е годы на русский язык книги «Дипломатия доллара» американских авторов С. Ниринга и Д. Фримэна. В этой книге подробно рассказывается, как с помощью политических, экономических и военных средств в то время создавались за рубежом «зоны жизненных интересов» США на Ближнем Востоке, в Латинской Америке, на Дальнем Востоке.

Авторы приводят изречение «За капиталом следует флаг» и в подтверждение делают следующий вывод: «В период между 1870 годом и началом Первой мировой войны армия и флаг составляли самую значительную статью расходного бюджета каждой из главных европейских стран. Организацией военного аппарата преследовались две цели: во-первых, страны, пославшие сюда военную силу, хотели при ее помощи играть более или менее активную роль в политической жизни тех стран, где у них были крупные экономические интересы, и во-вторых, защищать собственность капиталистов в случае нападения на них конкурентов, готовых вытеснить их своим капиталом». Так что речь, как видим, шла о большем, чем элементарное продвижение торговых интересов.

Экономическая дипломатия приобрела, таким образом, не только черты национального явления, но также геополитические параметры.

Следовательно, экономическая дипломатия представляет собой сплав экономики и политики, доведенный до уровня принятия и реализации управленческих решений. С их помощью осуществляется сотрудничество и соперничество в современном мире, определяются формы и методы развития и совершенствования рыночной экономики, становящейся важным фактором общественного развития и решения ключевых проблем экономического и социального прогресса.

Примечания:

1 Сатоу Э. Руководство по дипломатической практике. - М., 1961. С. 12; Попов В. И. Современная дипломатия: теория и практика. Часть 1: Дипломатия - наука и искусство / ДА МИД РФ. - М., 2000. С. 13.

2 Савойский А. Г. Экономическая дипломатия современной России в отношении США на международной арене: Монография. 2-е изд. - М. - Пятигорск, 2011. С. 11–12.

3 Pequet A. Discours sur l’art de négocier ouParfait ambassadeur. - Paris, 1737; Пеке А. Рассуждение об искусстве переговоров. - М., 2004.

4 Савойский А. Г. Экономическая дипломатия как средство внешней политики (на примере экономической дипломатии России в отношении Соединенных Штатов Америки: 1992–2008 гг.): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. полит. наук: 23.00.04. - М., 2009. С. 10.

5 Зонова Т. В. Роль экономического фактора в истории дипломатии // Внешнеэкономические связи. 2005, № 6.

6 Carron de la Carrière, G. La diplomatie économique: Le diplomate et le marché. - Paris, 1998. P. 17, 272.

7 Дегтерев Д. А. Экономическая дипломатия: экономика, политика, право. - М., 2010. С. 14.

8 Трактаты о вечном мире / Сост. И. Андреева, А. Гулыга. - СПб., 2003. С. 60.

9 Впервые данный термин был введен французским экономистом А. Монкретьеном в 1615 году.

10 Carron de la Carrière, G. La diplomatie économique: Le diplomate et le marché. P. 53.

11 A la découverte de l’Europe. - Luxemburg, 2008. P. 25.

12 Протопопов А. С., Козьменко В. М., Елманова Н. С. История международных отношений и внешней политики России (1648–2000) / Под ред. А. С. Протопопова. - М, 2001. С. 37, 46–47.

13 Зонова Т. В. Роль экономического фактора в истории дипломатии.

14 Попов В. И. Современная дипломатия: теория и практика. С. 117, 469.

15 Mironov B. Les villes de Russie entre l’Occident et l’Orient, 1750–1850 // Économies, sociétés, civilisations, Mai - Juin 1991, № 46; Bairoch P. Urbanization and the Economy in Preindustrial Societies: The Findings of Two Decades of Research // Journal of European Economic History, Fall 1989, № 18; Olivier J.-M. Résumé… de la thèse: Société rurale et industrialisation douce… Université de Toulouse 2 - Le Mirail, 1998 // Le Monde, 24.11.2006; Population and Industrialization: The evolution of a concept and its practical application / Ed. and with an Introduction by N. L. Tranter. - London, 1985.

16 Зонова Т. В. Роль экономического фактора в истории дипломатии.

17 Градобитова Л. Д. Экономическая дипломатия Скандинавских стран. - М., 1982. С. 3.

18 Орнатский И. А. Экономическая дипломатия. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1985. C. 3.

19 Савойский А. Г. Экономическая дипломатия как средство внешней политики (на примере экономической дипломатии России в отношении Соединенных Штатов Америки: 1992–2008 гг.): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. полит. наук: 23.00.04. - М., 2009. С. 9.

ШАФИЕВ Руслан Мустакимович,

профессор Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, доктор экономических наук, советник государственной гражданской службы 1-го класса

ШАФИЕВ Руслан Мустакимович,

профессор Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, доктор экономических наук, советник государственной гражданской службы 1-го класса

Экономическая дипломатия представляет собой деятельность государственных институтов с привлечением общественных и предпринимательских структур, применением знаний современных экономических, политических, правовых наук и инструментов, методов и форм современной дипломатии, использованием двусторонних и многосторонних институтов в целях реализации национальных экономических интересов на мировой арене, направленной на устойчивое и стабильное развитие социально ориентированной рыночной экономики страны. В более краткой форме это можно выразить так: Экономическая дипломатия - это деятельность по реализации национальных экономических интересов на мировой арене и защита экономической безопасности дипломатическими методами.

Согласно более комплексному определению, под экономической дипломатией понимают совместную деятельность ее акторов - государства, общественных и деловых кругов - по защите национальных экономических интересов на международной арене, использующая инструментарий традиционной и современной дипломатии, комплекс внешнеэкономических институтов, региональных и многосторонних структур. Конечная цель экономической дипломатии - повышение международной конкурентоспособности страны .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    Лекция Посла Франции в России г-на Жана Де Глиниасти.

    Татьяна Монтян Новое интервью

Субтитры

История

Современная система экономической дипломатии начала формироваться в эпоху Возрождения , совпавшей с частичной глобализацией европейского рынка за счет расширения торговых связей между странами. В связи с этим забота о продвижении собственных товаров и, как следствие, экономических интересов государства, стала входить в обязанности внешнеполитических ведомств. В эту эпоху эффективность коммерческой дипломатии на практике доказал контролер финансов и советник французского короля Людовика XIV Жан-Батист Кольбер , который благодаря умению договариваться с кредиторами и грамотному внешнеэкономическому курсу сумел преодолеть последствия затратной милитаристской политики короля .

Экономическая дипломатия претерпела существенные изменения после экономического кризиса 1929 года и Второй мировой войны . Многие из особенностей, возникших в послевоенную эпоху, характерны и для сегодняшней экономической дипломатии. Так, в послевоенный период появляются новые акторы международных экономических отношений, прежде всего - международные организации (Международный валютный фонд , Международный банк реконструкции и развития). Кроме того, обилие торговых соглашений и участие государств сразу в нескольких международных экономических организациях уменьшают как вероятность сепаратных, односторонних шагов отдельных государств, так и роль государства в международных экономических отношениях в целом, давая простор для действий других акторов.

Современная экономическая дипломатия отличается дина­мизмом, наступательным характером, значительной открыто­стью, расширением и усложнением используемого инструмен­тария. Различные уровни экономической дипломатии - дву­сторонний, многосторонний, региональный и межрегиональный - все более тесно взаимодействуют и дополняют друг друга, создавая благоприятные возможности для эффек­тивного обеспечения национальных интересов в условиях гло­бализации. Экономическая дипломатия сегодня - это важнейший ры­чаг укрепления международной конкурентоспособности стра­ны, получения выгод и конкурентных преимуществ на мировом рынке.

Еще одной особенностью современной экономической дипломатии является то, что важные решения, влияющие на мировую экономику, зачастую принимаются в результате договоренности неформальных объединений ведущих экономик мира (группы , G7 (G8) , G10 , WP3) .

Концепция экономической дипломатии Республики Узбекистан (проект основных положений) разработана в 2013 году в рамках реализации совместного проекта МИД Узбекистана и Программы развития ООН в Узбекистане «Развитие национального потенциала для продвижения и эффективного использования экономической дипломатии». Автор проекта Концепции: Мавланов И.Р., заведующий кафедрой Практическая Дипломатия Университета мировой экономики и дипломатии Республики Узбекистан, доктор экономических наук.

Структура экономической дипломатии

Выделяются три основных составляющих современной экономической дипломатии:

Акторы экономическом дипломатии

Акторами экономической дипломатии называют её действующие субъекты.

Для современной экономической дипломатии характерны традиционные акторы, которые действуют в классической дипломатии, а также традиционные субъекты экономических отношений. Среди них - профессиональные дипломаты , внешнеполитические ведомства , представительства государств в других странах (посольства , консульства), а также министерства экономики и финансов, сельского хозяйства и другие.

Акторами, чья деятельность характерна исключительно для экономической дипломатии, являются, например, торговые представительства , в чьи задачи входит представление внешнеэкономических интересов государства за рубежом .

Кроме этого, для современной экономической дипломатии характерны и новые типы акторов: неправительственные организации, местные власти, промышленные и торговые объединения, а также отдельные фирмы и предприниматели .

Средства и методы экономической дипломатии

Основные методы экономической дипломатии вытекают из ее основных задач по укреплению позиции государства в мировой экономике. В статье Павола Бараная, руководителя торговой и экономической секции посольства Словакии в Латвии, они приведены следующим образом:

  • Аналитический метод заключается в сборе соответствующим ведомством информации об экономической ситуации в целевой стране, о структуре и степени открытости её рынка, инвестиционном климате, структуре импорта и экспорта и т. д. Анализ этой позволяет выстроить стратегию взаимодействия с данным государством.
  • Создание директив для присутствия на рынке . Использование этого метода делает возможным создание благоприятных условий для деятельности экономических акторов в целевой стране. В рамках этого метода могут использоваться такие традиционные методы дипломатии, как проведение выставок, круглых столов, переговоров и др. Помимо этого, метод требует привлечения экспертов, поскольку обычный дипломат может не обладать соответствующей квалификацией для грамотного проведения указанных мероприятий.
  • Метод «сыгранности» предполагает слаженную работу дипломатических и экономических ведомств, экспертов и других заинтересованных сторон с целью добиться баланса между экономической и политической составляющей экономической дипломатии и максимально поспособствовать развитию торгово-экономических отношений между двумя странами.

Экономическая и торговая дипломатия

Исторически первой формой внешних экономических контактов была торговля. Необходимость регулирования торговли между государственными образованиями привела к появлению торговой дипломатии . Тем не менее, в связи с развитием международных экономических отношений и появлением новых институтов торговая дипломатия перестала быть тождественной экономической . Так, торговая дипломатия государства решает вопросы, связанные с торговой политикой государств, и включает в себя обсуждение возможности и условий доступа товаров и услуг на внутренние рынки государств, с которыми ведутся переговоры, а также обеспечивает доступ товаров и услуг этого государства на свой внутренний рынок . Таким образом, понятие экономической дипломатии шире с точки зрения ее целей, круга решаемых вопросов и, как следствие, средств и методов.

Точки зрения на экономическую дипломатию

Многие исследователи экономической дипломатии убеждены, что экономика является одной из главных форм межгосударственного взаимодействия и имеет больший потенциал влияния, чем военная сила. По мнению Л. М. Батурина из Южно-Уральского государственного университета , фактор силы в отношениях между государствами в последнее время уступает экономическим факторам, в связи с чем роль экономической дипломатии в наши дни выше, чем когда-либо . При этом он отмечает, что классическая двухсторонняя экономическая дипломатия значительно эффективнее многосторонней, так как избавлена от процедурных вопросов и позволяет решать вопросы напрямую.

Французский экономист и дипломат Ги Каррон де ла Каррьер считает, что экономическая дипломатия является единственным эффективным методом влияния на экономические отношения между государствами, в то время как политические рычаги влияния на экономику показывают себя как ненадежные . При этом он не отрицает эффективность влияния экономики и экономической дипломатии на политику и отношения между государствами.

Доктор экономических наук Университета мировой экономики и дипломатии И.Р.Мавланов предлагает свою методологию исследования современной экономической дипломатии, которая должна включать:

Ссылки и примечания

  1. Баранай, Павол. Современная экономическая дипломатия. - 23.03.09. Актуальные проблемы экономики.
  2. Мавланов И.Р. Экономическая дипломатия. - Университет мировой экономики и дипломатии. - Ташкент: Университет мировой экономики и дипломатии, 2007. - С. 54. - ISBN 978-9943-340-06-0 .
  3. Мавланов И.Р. Экономическая дипломатия Индии в условиях трансформации мирового порядка. - Университет мировой экономики и дипломатии. - Ташкент: Университет мировой экономики и дипломатии, 2010. - С. 115-116. -

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ДИПЛОМАТИИ

Возникновение и определение термина «дипломатии». Основные формы и методы.

Дипломатия в том смысле, в каком мы понимаем ее сейчас, появилась с развитием производительных сил, с появлением общественного сознания и первых, сначала зачаточных, юридических норм. Считается, что слово «дипломатия» происходит от греческого слова dípl?ma , которым в Древней Греции называли сдвоенные дощечки с нанесёнными на них письменами, выдававшиеся посланцам в качестве верительных грамот и документов, подтверждавших их полномочия. Буквально это слово означало «удваиваю» от способа, которым они складывались. Отсюда происходит слово «Дипломатия». Самостоятельно это слово начали употреблять с конца XVI века. Первый случай употребления слова дипломатия в Англии относится к 1645 году.

В Дипломатическом словаре (главный редактор — министр иностранных дел СССР А. А. Громыко) даётся такое определение: «Дипломатия — принципиальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государства, а также по защите прав и интересов государства за границей».

Виды(формы) дипломатии

Политика умиротворения

Суть данной разновидности дипломатии состоит в умиротворении, то есть нежелании обострять или разжигать противоречия, которые существуют между странами. Данная разновидность дипломатии предполагает различные уступки по малозначительным и не принципиальным вопросам противоположной стороне. Чаще всего примером данной дипломатии называют политику Англии и Франции накануне Второй мировой войны, когда они пытались противостоять агрессивным устремлениям Гитлера .

Дипломатия канонерок

Суть дипломатии канонерок состоит в демонстрации силы для достижения своих внешнеполитических целей. Получила своё наименование от слова «канонерка» — небольшого корабля с серьёзным артиллерийским вооружением.

Долларовая дипломатия

Данная разновидность дипломатии предполагает использование экономических методов (например, кредитов) для достижения своих целей.

Публичная дипломатия

Под публичной дипломатией понимаются действия, направленные на достижение целей национальной внешней политики путём установления долгосрочных отношений, изучения общественного мнения за рубежом, информирования зарубежной аудитории с целью лучшего понимания ценностей и институтов собственного государства за рубежом.

Народная дипломатия

Под народной дипломатией в широком смысле этого слова понимается исторически непрерывный процесс общения, взаимного познания народов, взаимовлияния и взаимообогащения культур.


Челночная дипломатия

Челночная дипломатия — одно из средств мирного разрешения споров между государствами путём серии переговоров с участием третьего государства (посредника) и на основе выдвинутых им условий.

Экономическая дипломатия

Экономическая дипломатия, или торговая дипломатия — это направление дипломатической работы, в основе которых лежат торгово-экономические отношения.

Цифровая (электронная) дипломатия (англ. «digital diplomacy», e-diplomacy) - использование возможностей сети интернет и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для решения дипломатических задач. В рамках цифровой дипломатии используются новые медиа, социальные сети, блоги и тому подобные медиаплощадки в глобальной сети. Главные цели цифровой дипломатии - продвижение внешнеполитических интересов, информационная пропаганда через Интернет.

Политическое обеспечение национальных интересов разного типа позволяет определить перечень различных «видов дипломатии» : контакты и переговоры через обычные двусторонние дипломатические каналы; многосторонние конференции ad hoc; консультативная дипломатия; дипломатия новых инструментов и форм (через специализированные агентства и функциональные организации); парламентарная дипломатия (Лига Наций и ООН); дипломатия парламентариев (международные связи органов законодательной власти); культурная дипломатия и информационная деятельность; экономическая дипломатия (финансовая помощь, займы, инвестиции, торговля); дипломатия технической помощи; дипломатия в военной сфере; дипломатия разоружения и ограничения вооружений; разведывательная дипломатия; дипломатическая деятельность частных групп и отдельных людей.

Экономическая дипломатия, как и дипломатия в целом, осуществляется на определенных уровнях. В зависимости от количества участников, от характера их взаимодействия можно выделить следующие виды (уровни) экономической дипломатии.

  • 1. Экономическая дипломатия на многостороннем уровне является в настоящее время весьма распространенным способом реализации политики государства. Центральной многосторонней структурой в современном мире является Организация Объединенных Наций (ООН), которая определяет «правила игры» экономической дипломатии всех стран. Глава IX Устава ООН называется «Международное экономическое и социальное сотрудничество», где определено, что ООН содействует:
    • ? повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;
    • ? разрешению международных проблем в области экономической, социальной деятельности и др.; международному сотрудничеству в области культуры и образования;
    • ? всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех членов мирового сообщества.

Многосторонняя дипломатия в условиях глобализации характеризуется рядом определяющих тенденций.

Во-первых, ведущие многосторонние организации получили право расширить свои возможности (мандата) при обсуждении повестки дня на международных переговорах за рамки традиционно обсуждаемых вопросов. Так, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в последние годы обсуждает такие нетрадиционные для нее аспекты, как экологическая и продовольственная безопасность, старение населения, борьба с коррупцией и др.

Во-вторых, многосторонняя экономическая дипломатия стала более представительной с точки зрения стран-участниц. Так, на момент создания Всемирной торговой организации ВТО в 1995 г. ее членами являлись 125 государств, к 2015 г. их число увеличилось до 161.

В-третьих, расширение мандата и увеличение числа участников привело к многочисленным попыткам реформирования институтов многосторонней экономической дипломатии. Так, у ВТО есть документ под названием «Будущее ВТО», где содержатся предложения по организационному реформированию.

В-четвертых, экономическая дипломатия в целом и многосторонняя в частности приобрела открытый всемирно-публичный характер. Так, многие развитые страны мира часто выступают с предложениями, обращенными ко всему мировому сообществу. Как правило, такие обращения затрагивают глобальные проблемы хозяйственного, социального, экологического развития.

В-пятых, увеличивается взаимодействие различных организаций и форумов. Так, ВТО взаимодействует с МВФ, Всемирным банком, ООН, ЮНТКАД и др.

В-шестых, увеличивается уровень публичности и прозрачности многосторонней дипломатии, что обеспечивается ее открытостью для СМИ и оперативным размещением информации на официальных сайтах международных организаций.

К новым явлениям многосторонней экономической дипломатии отнесены:

  • ? увеличение представительства стран в многосторонних институтах;
  • ? расширение мандата основных многосторонних организаций за рамки традиционно обсуждаемых вопросов;
  • ? возрастающая открытость и публичность деятельности организаций, усиление взаимодействия между организациями в целях повышения легитимности принимаемых решений, осуществления крупномасштабных совместных инициатив и координации практических мер;
  • ? меняющаяся пространственная конфигурация двусторонней экономической дипломатии.
  • 2. В условиях глобализации наряду с многосторонней экономической дипломатией все большее значение приобретает плюрилатеральная дипломатия. В центре ее внимания находятся специфические региональные проблемы; однако плюрилатеральная дипломатия отличается от региональной тем, что она может ставить вопросы межрегионального развития и осуществляется на уровне интеграционных объединений и объединений интеграционного типа.

В деятельности интеграционных объединений главную роль играет экономическая дипломатия, направленная на процесс поиска компромиссов, взаимных уступок при формировании общего рынка, экономического союза. Наиболее сложным и конфликтным становится переговорный процесс, когда речь заходит о передаче ряда полномочий наднациональным органам и утрате части национального суверенитета. Именно поэтому большинство интеграционных объединений не идут дальше создания зоны свободной торговли.

Самая успешная интеграционная группировка в американском регионе - Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА). До ее недавнего времени успешным интеграционным объединением являлся Европейский союз, однако события последних лет свидетельствуют о серьезных противоречиях в его финансовой политике и в искусственном сдерживании потенциальных возможностей европейского бизнеса для сотрудничества с Россией, в то время как дипломатические ограничения, вызванные принятием экономических санкций в отношениях с Россией, приводят к нарушению единства среди членов объединения.

Объединения интеграционного типа не ставят своей целью собственно интеграцию, они взаимодействуют по какому-либо конкретному вопросу или сосредотачивают свои усилия на реализации какого- либо конкретного проекта.

Характерные примеры таких объединений: организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), БРИКС, Совет государств Балтийского моря (СГБМ), Арктический совет (АС) и т.п.

Помимо блоковой экономической дипломатии, которая реализуется в рамках интеграционных объединений, существуют другие устойчивые форматы плюрилатеральной дипломатии:

  • ? «тройки», «четверки», объединяющие государства, которые имеют широкую зону совместных интересов, например: Западноевропейская «тройка» (Франция, Германия и Россия) и «четверка» (Франция, Германия, Испания, Россия), которые в свое время успешно сотрудничали над реализацией торгово- экономического сотрудничества России и ЕС, и возврат к этому взаимовыгодному процессу необходим;
  • ? различные неформальные саммиты и неправительственные институты плюрилатеральной дипломатии, которые содействуют официальной дипломатии, например: помощь общеазиатскому интеграционному процессу оказывает такая неправительственная организация как Тихоокеанский экономический совет;
  • ? торговое направление; примером может служить деятельность Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) по регулированию мирового нефтяного рынка.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что плюрилатеральная экономическая дипломатия реализуется в самых различных формах.

3 .Двусторонняя дипломатия зачастую оказывается действеннее многосторонней и плюрилатеральной экономической дипломатии, так как она по своей сути гибче двух остальных видов экономической дипломатии, поскольку не требует многочисленных и трудоемких согласований различных сторон. С другой стороны, двусторонняя дипломатия дополняет многостороннюю и плюрилатеральную, поскольку, с одной стороны, служит основой для последующих договоренностей на многостороннем и плюрилатеральном уровнях, а с другой - переводит в практическую плоскость результаты многосторонней и плюрилатеральной дипломатии.

На современном этапе двусторонняя экономическая дипломатия обладает рядом специфических черт:

  • ? двусторонняя экономическая дипломатия занимается не только отдельными вопросами торгово-экономического сотрудничества; она направляет свои усилия на формирование эффективной среды для развития такого сотрудничества (заключаются соглашения о стратегическом сотрудничестве);
  • ? двусторонняя дипломатия все чаще используется как инструмент решения проблем, которые не были урегулированы на многостороннем и плюрилатеральном уровнях;
  • ? в повестке дня двусторонних переговоров растет число вопросов, которые выходят за рамки двустороннего сотрудничества; например, разрабатываются совместные проекты с третьими странами;
  • ? произошел пространственный сдвиг в двусторонней экономической дипломатии, т.е. теперь взаимодействуют не только государства одного региона, но и государства, географически отдаленные друг от друга;
  • ? само понятие «двусторонняя дипломатия» стало несколько условным, поскольку все чаще одной из сторон такой дипломатии выступает интеграционное объединение или же обе стороны являются объединениями государств.

Иные формы и направления двусторонней экономической дипломатии включают рамочные договоренности о торгово-экономическом сотрудничестве, соглашения о глобальном стратегическом партнерстве, более узкие отраслевые и функциональные соглашения.

В совокупности двусторонняя, региональная и многосторонняя экономическая дипломатия образуют эффективный механизм, позволяющий влиять на глобальные процессы в интересах отдельных стран, групп государств и мирового сообщества в целом, сдерживать эскалацию торгово-экономических конфликтов и перерастание их в острые межгосударственные кризисы. Вместе с тем экономическая дипломатия в случае непродуманного и импульсивного ее применения может стать деструктивным фактором для мирового хозяйства, нарушающим его целостность. Поэтому важнейшей задачей является встраивание национальных интересов в общий контекст обеспечения устойчивого развития региональной и глобальной экономики.

В настоящее время получают развитие гибкие «сетевые» формы участия в международных экономических отношениях и, как следствие, появление категории «сетевая дипломатия», концепция которой еще недостаточно полно разработана политической наукой. Перед сетевой дипломатией стоит задача постоянно находить наиболее оптимальную форму участия в различного рода союзах, обеспечивать необходимую на данном этапе скорость интеграционных процессов в целях обеспечения государству достойного места в мировом сообществе. В условиях роста информационного фактора в международных отношениях практическую значимость имеет и опыт Германии по развитию такой формы экономической дипломатии, как имиджевая экономическая дипломатия, которая включает в себя комплекс мероприятий по созданию и поддержанию положительного имиджа страны за рубежом и инвестиционного климата внутри страны.

Экономическая дипломатия, ее содержание, цели, средства и механизмы зачастую понимаются в разных странах по-разному. Различные политические партии и общественные силы трактуют вопрос об обеспечении интересов национального бизнеса, исходя из своих конкретных интересов. Но есть и общие важные черты, которые характеризуют национальный интерес и национальную безопасность, что не абстракция, но вполне реальная область, в которой даже противостоящие друг другу внутри страны политические организации объединяются на общей национальной платформе.

Следовательно, современная экономическая дипломатия - это, прежде всего, высокоорганизованная и эффективная система продвижения национальных экономических интересов на международной арене. В этой связи важно понимание, что в настоящее время в международной дипломатической практике существуют разнонаправленные подходы к реализации национальных интересов той или иной страны.

Один из них - это национальные интересы мировой державы, выступающей за многостороннее управление международными процессами. Альтернативный подход - национальные интересы мировой державы, выступающей за доминирование и единоличное лидерство в мировом сообществе. Оба эти подхода разъяснены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Экономические цели трактуются в каждом из этих подходов по-разному, тем более что выразительница первого из них (Россия) находится на стадии преодоления серьезных экономических трудностей и кризисных явлений. Различный характер носят и экономические цели, которые ставятся перед дипломатической службой. Важен комплексный вариант, в котором происходит «сплав» различных представительных интересов двух держав.

Выступая за развитие экономического сотрудничества, Россия всегда исходила из того, что ее внешняя политика не может приобрести рыночный характер, и это принципиальное различие не меняет того факта, что взаимодействие экономики и политики на мировой арене - важное условие для обеспечения на ней положения, подобающего государству мирового значения. В задачи дипломатии входит: обеспечение наилучших, наиболее выгодных условий для участия национальной экономики в мировом хозяйстве; повышение удельного веса своей страны в мировой экономике; усиление возможностей для оказания эффективного влияния своего государства на международные отношения; политическое содействие отечественному бизнесу в его деятельности за рубежом, в обеспечении его доступа к находящимся за рубежом потенциальным ресурсам и рынкам; создание наилучших условий для развития человеческого потенциала своей страны; соблюдение национальных интересов и обеспечение национальной безопасности. В этой области экономика и политика действуют в одном русле, т.е. по дипломатическим каналам.

Как свидетельствует зарубежный опыт, в основе успешной экономической дипломатии лежат три главных компонента: наличие государственной внешнеэкономической стратегии, адекватных для ее реализации институтов и механизмов, необходимых финансовых ресурсов.

Институциональное обеспечение экономической дипломатии представлено в большинстве стран системой тесно взаимодействующих государственных, полугосударственных и негосударственных учреждений во главе с министерствами иностранных дел и министерствами, отвечающими за осуществление внешнеэкономической политики. Важная роль в реализации целей и задач экономической дипломатии принадлежит комплексу специализированных организаций и структур, отвечающих за осуществление торговой политики страны и ведение торговых переговоров; призванных содействовать устойчивому развитию в глобальном масштабе, а на деле способствующих продвижению национальных экономических интересов развитых стран на рынках развивающихся государств, поддерживающих внешнеэкономическую деятельность.

Инфраструктура экономической дипломатии характеризуется двумя основными компонентами:

  • а) организационная «инфраструктура», включающая международные организации и другие постоянно действующие политические и экономические институты, оказывающие прямое и косвенное воздействие на динамику торгово-экономических отношений;
  • б) программная инфраструктура, обеспечивающая процесс оформления договорно-правовых документов и стандартов таких отношений.

Особо следует выделить материальную базу инфраструктуры экономической дипломатии, определяющую возможности стран и в международных организациях, и в степени эффективности использования других международных каналов сотрудничества.

Как правило, это:

  • ? реальные экономические позиции данной страны, определяющие ее место и роль в мировом хозяйстве (объемы ввезенных и вывезенных инвестиций; размеры экспорта и импорта; масштабы валютных резервов и операций и др.);
  • ? современные виды вовлеченности национальных факторов производства в мировые торгово-экономические связи через посредство ТНК (распределение фирм согласно «индексу транснационализации» их активов, продаж, занятых).

Обеспечение экономических целей дипломатии характеризуется расширением ее функций в международной экономической области, отражая закономерный результат развития и модернизации структуры мировой экономики на всех уровнях: национальном, региональном, глобальном. Применительно к проблемным вопросам реализация функций, решаемых экономической дипломатией, сводится к следующему:

  • ? переход на уровень управления рынком, когда дипломатия из области чисто внешних, международных отношений шагнула вглубь каждой соответствующей страны;
  • ? обеспечение экономического управления национальными интересами за рубежом на всех стадиях: от соблюдения правил конкуренции до обеспечения конкретных интересов отдельных производителей на внутреннем и внешнем рынках;
  • ? создание условий для обеспечения национальной экономической безопасности государства во всех ее направлениях и проявлениях;
  • ? реализация возможностей экономической дипломатии как в обеспечении преимуществ равноправного сотрудничества, так и в направлении передела рынка, сфер собственности и влияния;
  • ? выработка и согласование «правил игры» на мировом рынке на основе разработки общих стандартов политико-правового режима, единого правового пространства;
  • ? обеспечение выхода на уровень развития человеческого потенциала, формируя черты социально ориентированной международной деятельности;
  • ? повышение роли координационной работы в процессе согласования экономических вопросов министерств иностранных дел и дипломатических представительств различных стран.

Инструменты и методы современной экономической дипломатии весьма разнообразны - от традиционных деловых переговоров до прямого лоббирования национальных интересов на глобальном рынке и проведения соответствующей, продвигающей нужное решение в практику и формирующей общественное мнение информационной политики. Инструменты, применяемые в экономической дипломатии, делятся на негативные (санкции) и позитивные (стимулы) и могут принимать множество форм. Наиболее известные экономические инструменты внешней политики - односторонние экономические санкции и разного рода «плата за лояльность» в виде экономической и военной помощи, предоставления доступа к рынкам и прЛ

Экономические инструменты внешней политики заняли видное место во внешнеполитическом арсенале экономически развитых государств после Второй мировой войны. В мире практически сформировался механизм экономической дипломатии, состоящий из всех известных приемов и методов, который используется для достижения договоренностей с другими странами о взаимных уступках на двусторонней и многосторонней основе.

Одним из специфических аспектов экономической дипломатии является мастерство ведения переговоров в целях предотвращения или урегулирования конфликтов в экономических отношениях, поиска компромиссов и взаимоприемлемых договоренностей, заключения соглашений в той или иной форме, предусматривающих расширение внешнеэкономического сотрудничества на основе равноправия и взаимной выгоды, насколько это возможно в условиях глобальной конкуренции.

Место экономической дипломатии во внешнеполитическом арсенале определяется тем, что государства осуществляют внешнюю политику и защищают свои национальные интересы с помощью разнообразных инструментов, которые можно разделить на несколько групп:

  • ? информационные (пропаганда, своевременная и правильно поданная информация);
  • ? «мягкая сила» (привлекательность собственной социально-экономической модели, национальная культура);
  • ? дипломатические (переговоры, соглашения и союзы);
  • ? силовые (угроза насилия, насилие);
  • ? экономические (товары, услуги и инвестиции);
  • ? монетарные (манипулирование доступом к рынкам).

Коренное различие между экономическими инструментами внешней политики и внешнеэкономической политикой государства состоит в том, что во внешней политике используются экономические методы для достижения неэкономических целей, а внешнеэкономическая политика, напротив, использует экономические и неэкономические инструменты для достижения экономических целей государства.

Современный экономический инструментарий внешней политики государств включает международную торговлю и экономические санк-

ции, создание региональных торгово-экономических блоков и режимов, управление международными финансовыми потоками, использование внешнего долга, прямых зарубежных инвестиций, оказание экономической и гуманитарной помощи, манипулирование деятельностью международных финансовых организаций. Финансовые инструменты внешней политики сегодня приобретают все большее значение по сравнению с торговыми.

Во многом эффективность экономической дипломатии зависит от достигнутого страной уровня экономического развития, от степени индустриализации ее экономики и развития научно-производственной базы, от наличия необходимых финансовых, человеческих, информационных и других ресурсов. Собственно, эти факторы и определяют весомость выдвигаемых страной требований.

В условиях усложнения международных экономических связей, обусловленных непредсказуемостью принимаемых решений на глобальном уровне ведущих государств мира, повышается роль институтов и механизмов государственной поддержки внешнеэкономической деятельности, которая реализуется посредством:

  • ? стимулирования экспорта и содействия привлечению прямых иностранных инвестиций в национальную экономику;
  • ? содействия и оказания поддержки акторам экономической деятельности в интересах повышения эффективности их деятельности на мировых рынках;
  • ? расширения ассортимента услуг, оказываемых отечественным предпринимателям - участникам внешнеэкономической деятельности;
  • ? создания специализированных интернет-порталов, содержащих доступную в режиме онлайн информацию для предпринимательского сектора;
  • ? укрепления региональной и зарубежной сети представительств;
  • ? использования инструментов экономической дипломатии для продвижения национальных интересов (включая лоббирование и сопровождение участия отечественных компаний в зарубежных тендерах, проектах, контрактах);
  • ? оказания помощи в преодолении различного рода барьеров на внешних рынках;
  • ? содействия формированию позитивного имиджа и улучшению инвестиционной репутации страны за границей;
  • ? увеличения финансирования мероприятий по развитию внешнеэкономической деятельности, в том числе реализуемых посредством экономической дипломатии.

Вместе с тем наряду с использованием наиболее перспективных приемов и методов экономической дипломатией проявилась тенденция к обострению противоречий в международной деятельности, характеризуемая особой позицией ряда стран и стремлением к групповой (блоковой) дипломатии, особенно со стороны развивающихся стран (что наглядно показал Доха-раунд ВТО). Наиболее предметно это выражено:

  • ? в имеющихся расхождениях в оценке приоритетности проблем и в подходах к их решению;
  • ? в возникновении специфических проблем - административно-технических (недостаточное участие представителей многих стран и деятельность рабочих групп в подготовке решений) и имплементационных (непринятие в национальном законодательстве согласованных на многостороннем уровне мер).

В настоящее время институты многосторонней дипломатии все чаще используются развитыми странами, прежде всего США, для публичного анонсирования крупномасштабных инициатив, формально имеющих прогрессивную направленность, но в первую очередь служащих обеспечению экономических интересов наиболее конкурентоспособных мировых держав.

Имеющиеся противоречия в международной экономической деятельности требуют новых, взвешенных подходов со стороны экономической дипломатии, направленных на разрешение имеющихся конфликтов с целью ограничения, с одной стороны, возможностей ТНК, использующих развивающиеся страны для получения сверхмонопольной прибыли, а с другой, недопущения реализации торгово-политических мероприятий правительствами зарубежных стран по чрезмерной либерализации или же неоправданной защите отдельных внутренних рынков в интересах недостаточно конкурентоспособных предпринимателей.

Становление экономической дипломатии в советское время задерживалось ввиду автаркического характера развития страны и преобладания в ней упрощенных форм торговой политики, базировавшихся на государственной монополии внешнеэкономической деятельности. Однако с переходом к рынку Россия уже мало чем отличается по задачам своей внешнеэкономической политики от остальных держав мира. Сформировавшись первоначально на базе двусторонних отношений государств, современная экономическая дипломатия переросла ныне в преимущественно многостороннюю. Это обуславливается как глобализацией рынков, так созданием и участием России в тех или иных интеграционных союзах и международных организациях.

По мере укрепления и интернационализации операций отечественного частного бизнеса за рубежом официальной «государственной» дипломатии начинает противостоять «корпоративная» дипломатия при взаимном ослаблении ими потенциалов друг друга. Для преодоления сложившегося противостояния необходимо использовать альтернативные варианты взаимодействия дипломатического корпуса и представителей бизнеса - от разного рода консультативных советов до навыков политического лоббирования крупнейших проектов и сделок, а то и своеобразных форм «унии» работников этих сфер. Равным образом современная экономическая дипломатия становится еще и коллективной, так как открытая рыночная экономика втягивает в орбиту международных решений кроме внешнеполитических еще и широкий круг общехозяйственных или специализированных ведомств. Естественно, что в этих условиях экономическая дипломатия может быть как раздробленной и многоведомственной (по принципу «мы сами»), так и скоординированной, межведомственной.

Для современной России правомерна трехуровневая модель экономической дипломатии на постсоветском пространстве, предполагающая формирование интеграционного ядра, солидаризующейся и постепенно подтягивающейся к нему интеграционной периферии, а также выстраивание сугубо прагматичных, базирующихся исключительно на рыночных принципах отношений со странами, дистанцирующимися от России и реализующими альтернативные интеграционные проекты.

Объективно международно-правовая и экономическая реальности требуют значительной интенсификации экономической дипломатии России для повышения ее вклада в укрепление международной конкурентоспособности нашей страны. Россия же до последнего времени выступала как ограниченный в некоторой степени участник процессов глобализации, стремящийся вписаться в существующие правила игры и реагирующий на инициативы других стран, и только в последнее время пытающийся предлагать собственные решения и лоббировать их реализацию.

В настоящее время Россия располагает всем необходимым и достаточным для повышения эффективности экономической дипломатии на ключевых направлениях внешнеэкономических отношений нашей страны. Достоверная оценка имеющихся у России резервов и возможностей в этой области предполагает решение четырех основных групп проблем.

Первая группа проблем определяется противоречивым влиянием процессов глобализации на международные экономические отношения, что во многих случаях затрудняет достижение баланса интересов в мирохозяйственных связях и требует концептуального осмысления.

Вторая группа проблем связана с необходимостью адаптации экономической дипломатии к условиям глобализации, в том числе на многостороннем, плюрилатеральном и двустороннем уровнях, а также в плане повышения эффективности национальных институтов и механизмов экономической дипломатии.

Третья группа проблем связана с восприятием основополагающих принципов, институциональной среды и внешнего контекста реализации экономической дипломатии России, а также возможностей и путей ее активизации для повышения международной конкурентоспособности страны.

Четвертая группа проблем обусловлена поиском резервов и обоснованием конкретных действий в рамках основных функциональных направлений российской экономической дипломатии - общеэкономического (продвижение национальных интересов с использованием механизмов многосторонней, плюрилатеральной и двусторонней дипломатии, в первую очередь на высшем уровне), торгово-политического и интеграционного, инвестиционно-финансового, ресурсного (энергетического).

Таким образом, экономическая дипломатия в системе международных экономических отношений реально обеспечивает национальные интересы России в мировой экономике XXI в. с учетом ее исторического статуса мировой державы в современном мире.

  • Introduction in diplomace: the liberal arts approach / Ed. By Smith Simpson. Philadelphia, 1972. P. 29-31.
  • Бретерский М. Невоенные рычаги внешней политики России. Региональныеи глобальные механизмы. М., 2012. С. 78.
  • Лихачев А.Е. Экономическая дипломатия России в условиях глобализации: ав-тореф. дис.... д-ра экон. наук. М., 2006. С. 10.

Экономическая дипломатия - специфическая область современной дипломатической деятельности, связанная с использованием экономических проблем в качестве объекта и средства борьбы и сотрудничества в международных отношениях. Она становится наиболее важной сферой в системе современных международных экономических отношений и не для кого не секрет, что с каждым годом она будет занимать все более значимое место тоже не вызывает сомнений. Другими словами, она предполагает под собой дипломатические служебные действия, сконцентрированные на увеличении экспорта, привлечения иностранных инвестиций и участия в работе международных экономических организаций, то есть действия, сосредоточенные на подтверждении экономических интересов страны на международном уровне.

Цели экономической дипломатии:

Обеспечение внешнеэкономической безопасности, то есть предупреждение или предотвращение угроз для сбалансированного развития хозяйства вследствие нарушения внешнеэкономических связей. В частности, здесь речь идет о бесперебойном снабжении населения продовольствием и медикаментами, предприятий - энергетическими ресурсами и так далее. Однако роль экономической дипломатии не сводится к действиям в случае чрезвычайных ситуаций, она осуществляет данную деятельность в повседневных мероприятиях. Обеспечение стране условий международного экономического сотрудничества, способствующих повышению уровня и качества жизни ее населения. Экономическая дипломатия помогает расширять внешнеэкономические связи и их формы, что способствует решению внешнеполитических задач и стратегий государства.

Основными функциями современной экономической дипломатии являются:

а) продвижение национального экономического интереса на мировом рынке и обеспечение национальной экономической безопасности;

б) выполнение функций по реализации внешней экономической политики;

в) государственное содействие формам и методам участия национальных структур в международной экономике;

г) повышение роли экономических вопросов при проведении консультаций между посольствами, министерствами и т.д.

Экономическая дипломатия является относительно новой областью международной деятельности в сфере общественно-политических отношений. Это неотъемлемая часть современной науки и практики мировой экономики и международной экономической деятельности в международных отношениях.

Мировая экономика и международная политика выступают в данной дисциплине в едином блоке, меняясь местами в качестве субъекта и объекта. Политика экономизируется, экономика политизируется - такова суть этого процесса. Современной экономической дипломатии предшествовал период торговой дипломатии. За этот период союз дипломатии с экономикой приобрел черты всеобщего явления. Происходившие в мировой экономике изменения к концу 90-х гг. XX в. достигли той степени зрелости, которая получила название глобализации. Значение этих изменений особенно велико на фоне современных тенденций мирового развития, ставящих небывало сложные проблемы перед всем международным сообществом. Глобализация обретает новое качество, охватывая все больше сторон жизни человеческого общества, увеличивая географический охват и глубину воздействия на современную цивилизацию. Глобализация сфер международной безопасности, торговли, финансов, информационной сферы превращается в основной фактор, определяющий характер современных международных отношений, которые затрагивают непосредственно интересы каждого государства.

Экономическая дипломатия - явление комплексное. Она призвана обеспечивать защиту и продвижение в международных экономических отношениях экономических интересов стран или регионов, например в ЕС, причем помогать решать проблемы развития и совершенствования рынка в тех параметрах и формах, которые более соответствуют современным представлениям и взглядам на общество и экономику, чем это в состоянии сделать рынок.

Последние материалы раздела:

Проект по биологии иллюстрации рисунки фотографии
Проект по биологии иллюстрации рисунки фотографии

Науки о жизни идут по пути от крупного к мелкому. Совсем недавно биология описывала исключительно внешние черты животных, растений, бактерий....

Как приготовить стейк из индейки на сковороде
Как приготовить стейк из индейки на сковороде

Стейк из индейки – это большой кусок мяса, которому обрадуется любой рот. Птичку можно приготовить очень вкусно, если натереть подходящими...

Калорийность слоёной самсы Кулинарная азбука от А до Я
Калорийность слоёной самсы Кулинарная азбука от А до Я

Самса – это традиционная узбекская выпечка. Ее обязательно готовят из слоеного теста и мясной начинки. В среднеазиатских странах в качестве начинки...