Самый старый город средняя азия история пенджикент. История Пенджикента

Иногда его называют "Помпеи Востока" - его далеко не самое крупное, в общем-то вполне провинциальное городище Кайнар скрывает в себе едва ли не больше предметов древнего искусства и быта, чем вся остальная Согдиана, вместе взятая, и даже самаркандский Афросиаб тут не годится Пенджикенту в подмётки. Пенджикнетские древности развезены по музеям - своим, душанбинским, петербургским, и в этом посте попробую собрать из старых фресок пазл той красивой, солнечной и очень жизнелюбивой страны на перекрёстке всех дорог, которой представляется при взгляде на них торговая Согдиана.

Пенджикент - город по среднеазиатским меркам молодой, ровесник старейшего города России (если без учёта Крыма) Дербента: его первые крепостные стены были воздвигнуты в 5 веке. Не был Пенджикент никогда и большим городом - его вторая, расширенная крепость 6 века охватывала всего 13 гектар, втрое меньше , до размеров которого он не дотягивал даже с предместьями и кладбищам, при том и Афросиаб-то охватывал не весь Самарканд. Пенджикент стоял на высоком холме, рассечённом оврагом, на левом берегу которого возвышалась цитадель, а правый занимали жилые кварталы, столь тесные, что многие их улицы были крытыми, а единственные деревья росли во дворах двух городских храмов. И как дохристианская Русь была страной тотально деревянной, так и доисламская Согдиана, даром что опережала её в развитии на два порядка, строилась сплошь из сырца и самана. Унылые внешне мечети с великолепными расписными потолками внутри, так запомнившиеся мне - в сущности, именно отголосок доисламских представлений о прекрасном: хоть храмы, хоть дворцы, хоть дома богатых купцов и сановников снаружи представляли собой безликие глиняные сараи, но с фантастически красивыми фресками, скульптурами и барельефами внутри. Как Помпеи или гробница Тутанхамона, Пенджикент дал миру столько археологических находок отнюдь не по причине своих размеров и богатств, а просто некий случай пощадил здесь то, чего не пощадил в других городах, включая столицу. Археологи извлекли из пенджикентских руин натуральную энциклопедию согдийской жизни - чрезвычайно многочисленные фрески:

Как уже говорилось, в Пенджикенте было два храма, стоявших на городской площади стеной к стене - зороастрийский и языческий местного культа природных стихий. Это и немудрено: Согдиана была государством довольно рыхлым, представляя собой не империю, а конфедерацию княжеств, регулярно становившихся вассалами более грозных держав, коими чаще всего оказывались зороастрийский Иран или языческие каганаты кочевников. Но это была скорее опека, чем порабощение: армия сюзерена обеспечивала согдианцам мир, а согдианцы на торговых путях преумножали свои и сюзереновы богатства. Здесь была относительная религиозная свобода, зороастризм не уничтожил местные культы, а лишь постепенно их вытеснил, и языческий храм Пенджикента опустел за сотню лет до арабского нашествия. Воины Халифата под чёрными знаменами, планомерно уничтожавшие доисламское наследие, увидели его просто кучей оплывшей глины и прошли мимо, и фрагменты древнего убранства в этой глине дождались археологов из далёкого Ленинграда. Например, запечатленная на кадре выше едва ли не единственная в Пенджикенте каменная скульптура, судя по стилю сделанная мастерами . Рыбы и водяные чудища олицетворяют Намик, он же Сугд, он же Зерафшан - реку, питавшую город.

Из того же храма - и другие фрески этого зала в характерной бело-красной гамме. Свои устройством оба храма не так уж сильно отличался от среднеазиатских мечетей: на площадь выходил айван с росписями, за ним сменяли друг друга два расписных двора (из них - фрески с кадра выше), и на западной стороне второго находилось собственно светилище без восточной стены, на озарённой рассветным солнцем "сцене" которого перед собравшимися во дворе прихожанами выступали жрецы. Оттуда - вот эта фреска оплакивания божества умирающей и воскресающей природы, и обратите внимание, что здесь два типа людей - белые согдианцы и смуглые тюрки. За святилищем-"сценой" же неприметная дверь вела в "святую святых" храма, где было всегда темно и стояла статуя верховного божества.

Второй храм исправно действовал до арабского вторжения и потому от него почти ничего не осталось. В то смутное время правителем Пенджикента был Деваштич, используя преимущества города в естественной крепости грамотно игравший на противоречиях народов равнины, вступая в союз то с арабами, то с кочевниками, то с китайцами. К концу своего правления он был фактическим правителем Согдианы, державшим в заложниках детей самаркандского ишхида (царя), но в итоге доигрался: в 722 году арабы взяли Пенджикент, а вскоре и сам Деваштич был пленён выше по долине (см. прошлую часть) в крепости Абаргар на горе Муг да казнён через распятие, в памяти местных народов так и оставшись последним борцом за независимость Согдианы. Но удивительно, что сам Пенджикент ещё несколько десятилетий оставался зороастрийским городом, и например в 750-м году был построен дом богатого аристократа или купца, чей огромный Синий зал, или Зал с Рустамом, ныне так же находится в Эрмитаже:

Скорее всего, эти фрески - лишь копии иллюстраций давно сгоревших книг. Большая их часть, те что на синем фоне - явно из персидского эпоса "Шахнаме", и посвящены его герою Рустаму.

В тусклых серых вставках под ними - сюжеты басен, сказок, житейских историй, от культуре к культуре принимавшие облик то басен Эзопа, то анекдотов о Ходже Насреддине, и под каким-то своим названием фигурировавшие и в древних Иране с Тураном.

Но какие же выразительные лица! Благодаря отсутствию табу на изображения лиц, согдийская древность местами кажется ближе и понятнее, чем мусульманское Средневековье. Кстати (мой домысел), у других персонажей согдианских фресок я ни разу не видел бород - уж не арабы ли здесь изображены в образе бесов?

Ещё несколько сюжетов, и я даже не знаю, что к ним пояснять. Так жила ушедшая Согдиана:

Такие лица были у её людей:

И мир её здесь наивным, добрым и жизелюбивым, а жизнь в нём - простой и размеренной. Есть в этих фресках что-то от советских мультфильмов:

На кадре выше по-видимому фигурирует алтарь-очаг. Солнце и огонь в зороастризме олицетворяли божетсвенную благодать хварны , а потому домовые алтари зороастрийцев представляли собой что-то вроде каминов:

Ещё немного фресок из душанбинского Музея древностей (а вот пафосному Национальному музею достались лишь копии):

Но то ли сами фрески здесь сохранились хуже, чем те, что в Эрмитаже, то ли просто свет не тот:

С дальней фрески переснят заглавный кадр:

Деревянный мужик на заднем плане - божество Мехра-Ахуро. Он не из Пенджикента, а найден существенно выше в горах близ Айни, где стоял, видимо, в каком-то сельском или гарнизонном храме.

Встречались здесь, конечно, и воинственные сюжеты - но без того героического надрыва, что хотя бы в соседней Уструшане. Согдиана была страной купцов, а не воинов.

Там же и другие находки. В центре - оссуарии, то есть ларцы с костями: зороастризм уже не кажется столь светлым и солнечным, если вспомнить о его погребальных обрядах - нечистую мёртвую плоть нельзя было придавать ни святому огню, ни чтимой земле, поэтому мёртвых на специальных Башнях Молчания (одну из таких я показывал в Хорезме) оставляли на растерзание зверям и птицам. Но кости их собирали да складывали в оссуарии, и так как потерять часть костей было дурным знаком - те кто побогаче нанимали специальных людей, извлекавших скелеты из плоти. Кладбища здешних городов представляли собой скорее колумбарии, и ларцами с них переполнены все крупные среднеазиатские музеи: оссуарий - пожалуй, базовая единица здешней древности. Здесь же, на заднем плане, скульптура, подписанная как Шива и Паравати - культ Шивы в Бактрии и Согдиане был на самом деле весьма распространён, да и фреска с кадра выше подозрительно похожа на изображение этого грозного четырёхрукого бога:

Следующий по объёму пласт после фресок - деревянные барельефы и скульптуры, лучше всего сохранившееся в разрушенных войнами домах, где они успели обуглиться, о не успели сгореть в пепел, когда были засыпаны рухнувшими глиняными сводами. Большинство из них остались от парадных залов, по совместительству домовых храмов богатейших горожан:

В облике здешних вещей читаются то Греция, то Персия, то Индия, то Китай. Но это так закомерно для страны на величайшем в истории перекрёстке всех дорог, торговые документы которой разлетелись от Бельгии до Японии.

У согдианцев был весьма богатый пантеон и бестиарий, и множество образов сказочных зверей я показывал ещё в Афросиабе. Вот, в теракотовом исполнении люди-птицы да верховный бог Адбаг.

Да лев-стражник Киртимукка с самоуверенным лицом альфа-самца:

Сосуды - керамические и бронзовые:

А это - не сосуд, а световой люк в потолке богатого дома, олицетворявший видимо пантеон небесных светил:

Напоследок поднимемся туда, где всё это было найдено - на городище Кайнар, занимающее высокие холмы южнее Пенджикента. Раскопки здесь начались в 1946 году, и не прерывались с той поры ни на один сезон, даже в начале 1990-х - гражданская война не доходила из-за гор и до этой долины. Работали здесь в основном ленинградцы - начал Александр Якубовский , а более всего известен Борис Ильич Маршак , возглавлявший экспедицию в 1978-2006 годах, до самой смерти. Жизнь на Кайнаре замерла в 770-е годы, что возможно было связано с оскудением источников или изменением русла Зерафшана - люди покидали не так давно построенные дома да переселялись в низину:

Доехать на Кайнар нетрудно - через городище раз в 10-20 минут проходят маршрутки от базара до кишлаков-предместий, да и пешком это минут 20 ходьбы из центра города:

Въезд на Кайнар - по оврагу, отделяющему от основной части городища высокую цитадель. В истории известны три последних правителя Пенджикента - согдиец Чамукьян, тюрок Чегин Чор Бильге, сын Бычута, и уже знакомый нам Деваштич, сын Йодхештака, правивший здесь в 708-22 годах.

Фрески дворца на цитадели, сделанные по уже знакомой нам схеме "эпос и вставки житейских сюжетов". В правом нижнем углу обратите внимание на псоглавцев:

У живых лица сбиты, у мёртвой - не тронуто. Остальное было отдано арабами на откуп времени, и время пощадило большие фрагменты:

В глубине городища - музей, рядом с ним могила Бориса Маршака:

Дверь музея оказалась заперта, но в вахтовом домике звучал телевизор и трое таджиков - мужчина, женщина и молодой парень - пили чай. Парня тут же послали открывать на музей и проводить экскурсию. Единственный зал музея стилизован под богатый местный дом - глиняные стены на четырёх колоннах, только вместо светового упола - окна и люстра:

Экспонаты словно сложены в ожидании комиссии, которая распределит их по столичным музеям, и сами порой весьма интересны - в центре, например, пара колонн очага-алтаря, больше похожих на трубы:

Целое одеяние согдианца, причём видимо не очень-то знатного. Хотя обусловленный природой быт простолюдинов от эпохе к эпохе и от цивилизации к цивилизации менялся куда медленнее, чем быт богачей. Крестьяне всего мира ходят в мешковатых серых одеждах из грубой ткани, питаются кашей из того, что лучше всего растёт, трудятся инструментами, форму которых определяют задачи, и даже глинобитная мазанка на Зерафшане не так уж отличалась от мужицкой хаты в украинских степях.

Керамика - почти такую же я видел в музеях Самарканда:

И только фрески, за исключением пары мелких фрагментов, тут в основном репродукции:

Вот так примемерно был устроен Пенджикент в последние десятилетия своего существования. Позже заброшенный город долго стоял над жилыми районами в низине, да со врменем осел, оплыл, порос травой и превратился в луг.

Музей стоит напротив хорошо заметного на схеме "бастиона":

Сама угловая башня могли выглядеть так:

А с башни открывается вот такой вид, и рытый-перерытый Кайнар на фоне Туркестанского хребта - пожалуй, самое зрелищное городище Средней Азии:

Обычно среднеазиатские городища - это бесформенные глинянные лепёхи, где ненамётанный глаз в принципе не различит большинства признаков древнего города. Здесь же - скорее что-то сродни и , к не в пример лучше раскопанным в силу долговечности своих камней античным городищам Средиземноморья.

Вдали - городские стены над обрывом:

Главная улица, ведущая от башни к двум храмам, стоявшим стена к стене:

Лица древнего города, словно воплотившиеся в его руинах боги:

Здесь ходили люди, от которых не осталось теперь наверное даже костей. Люди со странными именами, со светлой кожей и чёрными волосами, в цветных "античных" платьях. Рождались, росли, умирали; торговали, уходили в караванные экспедиции и в войны, возвращались в шелках или в глиняных оссуариях. Молились богам, считали деньги, слали письма дальним адресатам.

А потом исчезали в пыли веков:

На краю городища, у крутого обрыва, куда того и глядит сдует ветер - глубокие раскопы более древних домов и осколки керамики:

Как не вспомнить тут среднеазиатского поверья, что умершие люди становятся глиной?

У подножья Туркестанских гор блестит Зерафшан. От городища до него - зелёные махалли и кварталы:

За 70 лет археологами была обследована лишь половина городища, порядка 150 построек. А значит здешняя глина явит нам ещё немало сюжетов исчезнувшей Согдианы и её обитателей.
Озеро Искандеркуль.
Ягнобская долина. Дорога.
Ягнобская долина. Затерянная Согдиана.
Каратегин и Памир - посты будут.
. Обзор и оглавление.

ПЕНДЖИКЕНТ - го-род на край-нем за-па-де Тад-жи-ки-ста-на, в Со-гдий-ской области.

Население свыше 40,0 тысяч человек (2013 год). Рас-по-ло-жен в Зе-рав-шан-ской до-ли-не, на высоте около 900 м, на ле-во-бе-ре-жье реки Зе-рав-шан. Че-рез Пенджикент про-хо-дит ав-то-до-ро-га, со-еди-няю-щая Са-мар-канд (Уз-бе-ки-стан) с ав-то-до-ро-гой Таш-кент - Ду-шан-бе. Аэ-ро-порт.

Да-та ос-но-ва-ния Пенджикент не-из-вест-на. С середины XVIII века в со-ста-ве Бу-хар-ско-го эми-ра-та, в октябре 1920 - сентябре 1924 годов - Бу-хар-ской на-род-ной со-вет-ской рес-пуб-ли-ки, в сентябре - октябре 1924 года - Бу-хар-ской советской со-циа-ли-стической рес-пуб-ли-ки, в 1924-1929 годы - Таджикской АССР в со-ста-ве Узбекской ССР, за-тем Таджикской ССР (в октябре 1939 - мар-те 1962 годов и с декабря 1970 года в Ле-ни-на-бад-ской области, в 2000 году пе-ре-име-но-ва-на в Со-гдий-скую). В 1930-х годах в Пенджикенте по-строе-ны несколько круп-ных промышленных пред-при-ятий: вин-за-вод, та-бач-но-фер-мен-тационная фаб-ри-ка и другие. Ста-тус го-ро-да с 1953 года. С 9.09.1991 года в со-ста-ве Рес-пуб-ли-ки Тад-жи-ки-стан.

На юго-восточной ок-раи-не современного Пенджикента - руи-ны сог-дий-ско-го го-ро-да то-го же наз-ва-ния - древ-не-го Пенджикента (площадь 13,5 га), уни-каль-но-го па-мят-ни-ка до-ис-лам-ской куль-ту-ры Средней Азии (ны-не му-зей-за-по-вед-ник). Го-род су-щест-во-вал с V века до 780-х годов, в 1-й четверти VIII века был раз-ру-шен арабскими за-вое-ва-те-ля-ми ; к 730-740-м годам от-но-сит-ся пос-лед-ний рас-цвет Пенджикента, но к концу VIII века он окон-ча-тель-но за-пу-стел. Си-сте-ма-тическое ар-хео-ло-гическое изу-че-ние его на-ча-то в 1946 году А.Ю. Яку-бов-ским, про-дол-же-но А.М. Бе-ле-ниц-ким, Б.И. Ма-р-ша-ком, В.И. Рас-по-по-вой и другими. (с 1997 года Эр-ми-таж пуб-ли-ку-ет еже-год-ные от-чё-ты о рас-коп-ках в Пенджикенте). Древ-ний Пенджикент со-сто-ял из не-сколь-ких час-тей. Ядром его был ок-ру-жён-ный сте-на-ми шах-ри-стан с уз-ки-ми ули-ца-ми и квар-тала-ми сплош-ной за-строй-ки (мно-го-ком-нат-ные 2-этаж-ные до-ма из сыр-цо-во-го кир-пи-ча и пах-сы, с вход-ны-ми ай-ва-на-ми; ба-за-ры с мас-тер-ски-ми ре-мес-лен-ни-ков и лав-ка-ми). В цен-тре шах-ри-ста-на - 2 хра-ма (об-раз-цы ме-ст-ной куль-то-вой ар-хи-тек-ту-ры V-VII веков). К за-па-ду от городских стен - ци-та-дель Ку-хан-диз (площадь 2,5 га) с трой-ным поя-сом ук-ре-п-ле-ний, жи-лой баш-ней и двор-цо-вым ком-плек-сом, за-лы ко-то-ро-го бы-ли ук-ра-ше-ны на-стен-ны-ми рос-пи-ся-ми и резь-бой по де-ре-ву. К вос-то-ку от го-ро-да рас-по-ла-га-лись за-го-род-ные усадь-бы с 2-этаж-ны-ми до-ма-ми. К югу - нек-ро-поль, с на-зем-ны-ми скле-па-ми-нау-са-ми, в ко-то-рых хо-ро-ни-ли в ос-суа-ри-ях кос-ти умер-ших. В Пенджикенте най-де-ны мно-го-численные из-де-лия гон-чар-но-го , ме-тал-ло-об-ра-ба-ты-ваю-ще-го, стек-ло-де-ла-тель-но-го и других ре-мё-сел, а так-же несколько ты-сяч брон-зо-вых и се-реб-ря-ных арабских и со-гдий-ских мо-нет. От-кры-тые в Пенджикенте уни-каль-ные мно-го-фи-гур-ные на-стен-ные рос-пи-си клее-вы-ми крас-ка-ми, гли-ня-ная (рель-еф-ный фриз) и де-ревянная (рель-е-фы, ка-риа-ти-ды) скульп-ту-ра пред-став-ля-ют со-бой яр-кие па-мят-ни-ки мо-ну-мен-таль-но-де-ко-ра-тив-но-го искусства Со-гда. По сти-лю и со-дер-жа-нию искусство Пенджикента свя-за-но с ху-дожественной куль-ту-рой других го-ро-дов и рай-онов Средней Азии (Аф-ра-си-аб, Ва-рах-ша, Шах-ри-стан, Ба-ла-лык-Те-пе, Ад-жи-на-Те-пе), Ира-на, Аф-га-ни-ста-на, Ин-дии.

Современный Пенджикент за-страи-вал-ся по ген-пла-ну 1972 года (архитектор С.Д. Исае-ва): но-вые жи-лые квар-та-лы, гос-ти-ни-цы и другие. Сре-ди со-хра-нив-ших-ся па-мят-ни-ков - кир-пич-ная ку-поль-ная ме-четь Мир-за-Алим-Дод-хо (XVI век) на ниж-ней реч-ной тер-ра-се, квад-рат-ная в пла-не, с Г-об-раз-ной ку-поль-ной га-ле-ре-ей. Мав-зо-лей по-эта Ру-да-ки (1958 год).

Таджикский от-кры-тый университет, пе-да-го-гический институт. Ис-то-ри-ко-крае-ведческий му-зей имени Ру-да-ки (1958 год; ар-хео-ло-гическое со-б-ра-ние).

Круп-ней-ший ор-га-ни-за-ци-он-ный и эко-но-мический центр Зе-рав-шан-ской до-ли-ны. Ос-но-ва городской эко-но-ми-ки - пе-ре-ра-бот-ка ме-ст-ной сельско-хозяйственной про-дук-ции: в ок-ре-ст-но-стях Пенджикента вы-ра-щи-ва-ют зер-но-вые куль-ту-ры (главным образом рис), та-бак, яб-ло-ки, аб-ри-ко-сы, пер-си-ки, шел-ко-ви-цу, ви-но-град, ово-щи и кар-то-фель.

Ве-ду-щее промышленное пред-при-ятие - «Зе-рав-шан» («За-раф-шон»), круп-ней-шее в Тад-жи-ки-ста-не по до-бы-че зо-ло-та (так-же до-бы-ва-ет-ся се-реб-ро), в его со-ста-ве - аф-фи-наж-ный за-вод. Про-изводство строй-ма-те-риа-лов, стек-ло-та-ры. Кус-тар-ное про-изводство гон-чар-ных из-де-лий (так называемая галь-чин-ская по-су-да).

Близ Пенджикента - Зе-рав-шан-ский (Са-разм-ский) при-род-ный за-каз-ник.

Дополнительная литература:

Скульп-ту-ра и жи-во-пись древ-не-го Пянд-жи-кен-та. М., 1959;

Бе-ле-ниц-кий А.М., Рас-по-по-ва В.И. Древ-ний Пенд-жи-кент. Душ., 1971.

Таджикистан всегда славился своими уникальными историческими и архитектурными памятниками, а также древними городами, обладающими неповторимой атмосферой старины и умиротворения. Один из таких городов - Пенджикент, который является центральным городом одноименного района в Согдийской области. Где находятся ? Главной водной артерией является прекрасная река Зарафшан. Первые упоминания о Пенджикенте были найдены в исторических документах, датирующихся 5 столетием до нашей эры. Сегодня в Педжикенте проживает порядка 50 тысяч человек, в основном таджики, исповедующие исламскую религию. В этом удивительном древнем городе находятся многие ценнейшие архитектурные памятники и прекрасные природные ландшафты.

Достопримечательности Пенджикента

Очень популярно среди туристов древнее поселение Саразм, в котором обосновались люди в 4-2 тысячелетии до нашей эры. Городище находится в 15 км от Пенджикента на берегу реки Зарафшан. Они имели хорошо налаженные и крепкие связи с другими народами Ближнего Востока и Средней Азии. Саразм являлся культурным, политическим и торговым центром Азии и древнего Согда. При раскопках были обнаружены различные каменные и металлические изделия, а также драгоценные украшения. До наших дней сохранились остатки строений поселения: дворца, цитадели, некрополя. Совсем близко находятся величественные Фанские горы, походы в которые регулярно организовываются с июня по октябрь. Кроме того, на реке Зарафшан организована отличная туристическая база для активного отдыха.

Последние материалы раздела:

Как сохранить очищенные зубчики чеснока?
Как сохранить очищенные зубчики чеснока?

Содержимое Многие овощеводы сталкиваются с проблемой - урожай вырастили, а как сохранить его не знают. Чесночные головки не исключение. Из большого...

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...