Российская федерация на рубеже xxi века. Европа на рубеже XX—XXI веков: Проблемы экономики

«Шоковая терапия». К 1992 г. в России, ставшей самостоятельным государством после распада СССР, переход к рыночной экономике считался неизбежным. Частичные меры по «вживлению» элементов рынка в экономику лишь усугубляли кризис в стране. Осложняла ситуацию дезинтеграция экономики бывшего СССР. Повседневными явлениями стали пустые прилавки магазинов, бесконечные очереди. Социальная напряженность нарастала.

Руководство России во главе с Б. Н. Ельциным единственный выход из критического положения видело в макроэкономической стабилизации -- достижении баланса между платежеспособным спросом и предложением товаров. Был взят курс на «шоковую терапию». Идеологом и основным проводником этой политики стал Е.Т.Гайдар, получивший пост вице-премьера в правительстве.

Реформаторы полагали, что рынок сам создаст оптимальную структуру экономического развития. Уверенность их команде придавала и позиция Запада. Правительство рассчитывало на получение крупных кредитов от Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР).

В общественном сознании преобладало представление о недопустимости государственного вмешательства в экономику. Однако серьезным специалистам было очевидно, что в условиях системных преобразований роль государства, напротив, должна неуклонно возрастать.

Программа стабилизации экономики состояла во введении свободной торговли, отпуске цен, приватизации государственной собственности. С января 1992 г. цены на большинство товаров были отпущены. Планировалось, что они возрастут в 3 - 5 раз, но на деле цены очень быстро увеличились в 100 и более раз и продолжали расти. Правительство пошло на резкое сокращение важнейших государственных расходов. Значительно упало финансирование армии, снизился до опасной черты государственный оборонный заказ, что поставило на грань краха самые наукоемкие производства. До крайне низкого уровня упали социальные расходы.

Безудержный рост цен и последовавшее за ним обнищание значительной части населения заставили весной 1992 г. пойти на повышение зарплат. Началась безудержная инфляция.

Приватизация и ее особенности в России. Важным направлением в политике правительства стала приватизация промышленности, розничной торговли и сферы обслуживания. В результате приватизации в 1992 г. в руки частных предпринимателей перешло более 110 тыс. промышленных предприятий, что привело к утрате государством ведущей роли в экономике. Однако приватизация сама по себе, без продуманной структурной и инвестиционной политики, не могла повысить эффективность производства.

Во-первых, в приватизации политические цели доминировали над экономической целесообразностью. Власть стремилась к форсированному созданию класса собственников, который укрепил бы политический режим. Именно поэтому за бесценок «своим» раздавались предприятия и целые отрасли. Новые хозяева, не вложившие в приобретаемую собственность значительных средств, не были заинтересованы в обновлении производства.

Во-вторых, приватизация не получила всенародной поддержки. Символом равных возможностей в создании своего бизнеса, по замыслу реформаторов, должен был стать приватизационный чек - ваучер, который каждый гражданин получал бесплатно и мог свободно им распорядиться. Для определения стоимости ваучера стоимость подлежащих приватизации предприятий в ценах 1984 г. разделили на количество граждан. В результате ваучер оценили в 10 тыс. рублей. Ваучеры выдали всем гражданам России в конце 1992 г. До конца 1994 г. ваучеры можно было обменивать на акции приватизируемых предприятий. Однако в 1994 г. на 10 тыс. рублей можно было купить всего два килограмма колбасы. В условиях обнищания и экономической безграмотности люди либо продавали ваучеры, либо помещали их в инвестиционные фонды. Большинство этих фондов изначально создавались как мошеннические структуры и не собирались выплачивать вкладчикам никаких денег.

С конца 1995 г. начался новый этап приватизации, связанный с так называемыми залоговыми аукционами и приватизационными сделками. В ходе залоговых аукционов срочно созданные финансовые группы предоставляли правительству России кредит, получая под залог этих денег акции государственных предприятий, прежде всего топливно-энергетического сектора. Реальная цена акций многократно превышала стоимость кредитов, а сами деньги для кредитов финансовые группы получили от того же государства. Возвращать кредиты правительство не собиралось, и акции перешли в собственность «кредиторов». Естественно, участниками подобных мошеннических операций могли стать лишь люди, близкие к организовавшим эти операции правительственным чиновникам.

Результаты приватизации. В 90-е гг. спад производства и технологическое отставание приняли в России опасные размеры. Отечественные товаропроизводители очень быстро утратили контроль над 50% национального рынка, который был занят импортными товарами.

Доля государственной собственности в экономике стала незначительной. Однако задуманной модернизации производства и общества, в результате которой было бы снято отчуждение личности от собственности, не произошло. Напротив, приватизация привела к глубокому расколу общества. Лишь 5 % населения страны получили контроль над собственностью, приносящей прибыль. Ведущее место среди них заняли представители бюрократического аппарата, распоряжавшиеся приватизацией. По бросовым ценам скупили богатства страны и представители «теневой» экономики и криминала. В России сложился чрезвычайно узкий, но могущественный слой собственников, получивших название олигархи.

Снижение социальной защищенности граждан России привело к серьезным демографическим последствиям. Убыль населения России достигла почти 1 млн. человек каждый год.

К 1996 г. объем промышленности сократился по сравнению с 1991 г. в два раза. Экономику и социальную устойчивость в стране позволяла поддерживать лишь продажа за рубеж сырья. Правда, удалось несколько стабилизировать финансовую ситуацию, остановить падение курса рубля. В 1997-1998 гг. спад производства замедлился, в некоторых отраслях наметилось оживление.

Однако 17 августа 1998 г. произошел так называемый дефолт, вызвавший катастрофическое падение курса рубля, разорение многих банков, многократный рост цен, увеличение безработицы. Вместе с тем кризис имел и положительные последствия. Сократился ввоз из-за рубежа промышленных и продовольственных товаров, что способствовало росту отечественного производства. Дополнительным благоприятным фактором стало быстрое увеличение с этого времени цен на нефть на мировом рынке. Поэтому с 1999 г. в России начался подъем экономики. Он продолжался до кризиса 2008 г. Однако этот рост почти полностью зависел от мировых цен на нефть, доходы подавляющей части населения, несмотря на некоторое их увеличение, оставались крайне низкими.

Общественно-политическое развитие в 1991 --1993 гг. Экономическая политика президента РСФСР Б.Н.Ельцина в начале 90-х гг. вела к росту социальной напряженности в обществе и обострению политической борьбы. С весны 1992 г. авторитет оппозиционных сил быстро рос. Постепенно главным центром оппозиции стали Съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР.

В 1992 -1993 гг. неоднократно происходили столкновения между оппозиционными демонстрантами и милицией и внутренними войсками. Призрак гражданской войны витал над Россией. 21 сентября 1993 г. Ельцин приостановил деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Одновременно вышел Указ о поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации. Верховный Совет своим постановлением от 22 сентября 1993 г. признал указ президента недействительным, как противоречащий Конституции. Руководство Верховного Совета заявило об отстранении Ельцина от власти. Исполняющим обязанности президента был назначен генерал А.В.Руцкой, вице-президент Российской Федерации. Белый дом, где обосновался Верховный Совет, был блокирован силами Министерства внутренних дел и спецслужб.

В Москве противники Ельцина организовали демонстрации. Поскольку телевидение тенденциозно освещало события, 3 октября защитники Белого дома предприняли попытку овладеть Останкинским телецентром, но она оказалась неудачной: по собравшимся в Останкине людям был открыт огонь.

4 октября по приказу Ельцина войска стали расстреливать из танков здание Белого дома. Несколько сот человек были убиты, многие ранены. К вечеру депутаты покинули здание, руководство Верховного Совета было арестовано.

Основным итогом событий осени 1993 г. стал демонтаж системы советской власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, которая была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., президент получил полномочия формировать правительство, вносить законодательные инициативы, распускать органы законодательной власти в оговоренных случаях, издавать указы по ключевым политическим вопросам. Законодательным органом власти выступал двухпалатный парламент -- Федеральное собрание. Оно состояло из Совета Федерации, представленного субъектами Федерации, и Государственной думы, депутаты которой избирались как по избирательным округам, так и по партийным спискам.

Общественно-политическое развитие в 1994--1999 гг. 12 декабря 1993 г. одновременно с голосованием по Конституции состоялись выборы в Государственную думу. На выборах были представлены разные силы. Блок «Выбор России» во главе с Е. Т.Гайдаром опирался на поддержку государственных структур. В целом его отличала либеральная направленность. Однако основным носителем либерального сознания в нашей стране был не слой собственников, а интеллигенция, что определило своеобразные черты российского либерализма: оторванность от здравого смысла, чрезмерное преувеличение значения свободы в сфере потребления. «Выбор России» имел значительный успех на выборах 1993 г., но на выборах 1995 г. не смог попасть в парламент. Осенью 1993 г. сформировался блок «Явлинский -Болдырев-Лукин» («Яблоко»), стоящий на позициях умеренного либерализма. По общефедеральному списку на выборах 1993, 1995, 1999 гг. блок получил около 7-10% голосов. Лидеры «Яблока» подчеркивали, что курсу Ельцина можно противопоставить не только коммунистическую альтернативу, но и демократическую.

Активную деятельность развернула Либерально-демократическая партия России (ЛДПР; лидер В.В.Жириновский). Опираясь на искусную демагогию и популизм, партия Жириновского в 1993 г. заняла 70 мест в парламенте. На последующих выборах представительство ЛДПР в парламенте сократилось.

Значительную поддержку населения на выборах в 1993, 1995, 1999 гг. получила Коммунистическая партия РФ (КПРФ) под руководством Г.А.Зюганова. Идеалом партии стало новое видение социализма, построенного на принципах многоукладной экономики; восстановление СССР; укрепление обороноспособности страны. Постепенно влияние КПРФ снижалось.

Выборы в Государственную думу в 1995 г. показали растущую роль оппозиции в политической жизни страны. Напряженной была президентская предвыборная кампания 1996 г. Первый тур, не определивший кандидатуру президента, состоялся 16 июня; второй - 3 июля 1996 г. Во втором туре борьба развернулась между Б.Н.Ельциным и Г.А.Зюгановым. Было объявлено о победе Б. Н. Ельцина.

В период 1995 -1999 гг. власти решали проблемы финансовой стабилизации во многом путем массовых задержек зарплат, пенсий. В результате в 1997 -1998 гг. большого размаха достигло забастовочное движение.

Усиливалась угроза распада Российской Федерации. К этому вел рост сепаратизма среди руководителей национальных республик, что сопровождалось притеснением русского населения. Особенно опасное положение сложилось в Чечне, которая превратилась в источник преступности для всей России. Попытка Центра восстановить конституционную законность и правопорядок привела к военно-политическому кризису в Чечне в 1995 -1996 гг. (первая чеченская война). Ожесточенные бои были во многом неудачны для российской армии из-за непоследовательности центральных властей, поддержки сепаратистов из-за рубежа и даже в российских СМИ, включая телевидение. В результате с 1996 г. Чечня фактически стала независимым бандитским государством.

После кризиса 17 августа 1998 г. президент Ельцин вынужден был выдвинуть на пост премьер-министра Е.М.Примакова, за которого проголосовали и члены думской оппозиции. Новому правительству, экономический блок в котором возглавил коммунист Ю. Д. Маслюков, удалось добиться роста промышленности, спада социальной напряженности. В мае 1999 г. попытка Думы отстранить от власти Ельцина привела к отставке правительства Примакова.

Летом 1999 г. боевики из Чечни совершили нападение на Дагестан. Вновь развернулись боевые действия на Северном Кавказе. Они были успешными для российской армии, которая во многом учла опыт первой чеченской кампании. Власти пресекли попытки СМИ развернуть прочеченскую пропаганду. При участии населения Дагестана боевики были выбиты из республики. Осенью 1999 г. в России произошли чудовищные террористические акты - взрывы жилых домов в Москве, Буйнакске, Волгодонске. Их связали с действиями чеченских террористов. Началась антитеррористическая операция на территории Чечни (вторая чеченская война). К середине 2000 г. войска заняли почти всю территорию республики, разгромили основные силы сепаратистов. Ответственность за вторую чеченскую кампанию взял на себя В.В.Путин, назначенный премьер-министром 9 августа 1999 г. Успех боевых действий привел к росту популярности Путина.

В декабре 1999 г. состоялись очередные парламентские выборы. Второе место после КПРФ занял блок «Единство», созданный властями накануне выборов и заявивший о безоговорочной поддержке Путина. Вместе с другими проправительственными силами «Единство» составило большинство в Думе. 31 декабря 1999 г. Ельцин заявил о сложении с себя обязанностей президента. Исполняющим обязанности главы государства стал Путин. На президентских выборах 26 марта 2000 г. он одержал победу.

Россия в начале XXI в. В начале XXI в. реформы продолжились. Было признано, что залогом их успеха является укрепление государственной власти. Было создано семь федеральных округов во главе с полномочными представителями президента, законодательство республик, краев, областей приведено в соответствие с федеральными законами. Был установлен новый порядок формирования первой палаты Федерального собрания -- Совета Федерации. Он теперь состоит не из глав, а из представителей регионов. Принят закон о партиях, целью которого стало повышение их ответственности и роли в жизни общества. Утверждение Думой в декабре 2000 г. герба, гимна и флага России было призвано консолидировать общество, так как в них соединены символы дореволюционной, советской и современной России. На парламентских выборах 2003 г. победу одержала пропрезидентская партия «Единая Россия». Она же завоевала подавляющее большинство в Думе на выборах в декабре 2007 г. В марте 2004 г. Путин был второй раз избран Президентом Российской Федерации.

Осуществлялись налоговая, судебная, пенсионная, военная и другие реформы, был решен вопрос об обороте сельскохозяйственных и других земель. До 2008 г. продолжался рост российской экономики. Начало повышаться и благосостояние населения.

Успехи в экономике позволили В. В. Путину выступить инициатором принятия национальных проектов. Были разработаны четыре таких проекта: «Здоровье», «Качественное образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие аграрно-промышленного комплекса». На реализацию проектов были выделены значительные средства. Главной целью новых программ является повышение качества жизни и социальной защиты жителей России.

Большое внимание уделялось решению демографической проблемы - быстрой убыли населения России в результате повышенной смертности и малой рождаемости («русский крест»). По инициативе В.В.Путина с 2007 г. были увеличены пособия на детей до 3 лет, а за рождение второго ребенка женщинам будут начислять так называемый «материнский капитал».

Реальной угрозой для России, как и для многих других стран, остается терроризм. Эта угроза во многом связана с напряженной обстановкой в Чечне. О серьезности проблемы свидетельствуют захват в заложники зрителей спектакля «Норд-Ост» в октябре 2002 г., взрывы на рок-фестивале летом 2003 г. и в метро в 2004 и 2010 гг. в Москве, в аэропорту Домодедово в 2011 г. Взрывы происходили и в других городах. Чудовищный по своей жестокости теракт произошел в сентябре 2004 г., когда террористы захватили школу в городе Беслане в Северной Осетии. В результате этой трагедии погибли 330 человек, в большинстве дети.

Рост угрозы терроризма заставил В. В. Путина принять меры по дальнейшему усилению центральной власти. С конца 2004 г. был изменен порядок избрания глав регионов России. Теперь они избираются членами региональных законодательных органов по представлению президента. В Государственную думу стали избирать только по партийным спискам, проходной барьер увеличен до 7 %. В мае 2009 г. был принят закон о том, что часть депутатских мандатов будет передаваться «малым» партиям, набравшим менее 7 % (но не менее 5 %) голосов. Одновременно создана Общественная палата Российской Федерации. Позже был увеличен срок полномочий Думы (5 лет) и президента (6 лет).

Удалось нормализовать ситуацию в Чечне. Наряду с военными мероприятиями там предпринимались меры по налаживанию мирной жизни, созданию органов управления. Были уничтожены виднейшие деятели террористического подполья. На референдуме в 2003 г. население Чечни приняло Конституцию, устанавливавшую основы государственности республики и закреплявшую ее нахождение в составе России. В Чечне прошли выборы президента, парламента. Правда, террористические акты стали происходить в других, прежде относительно спокойных, республиках Северного Кавказа (Дагестан, Кабардино-Балкария).

На президентских выборах в марте 2008 г. поддержанный В.В.Путиным Д.А.Медведев, по данным Центризбиркома, набрал более 70% голосов избирателей. После вступления в должность нового президента премьер-министром был назначен В.В.Путин. Формулируя свою программу, Д.А.Медведев предложил в ближайшие годы сосредоточить усилия на четырех направлениях: институтах, инфраструктуре, инновациях, инвестициях. Однако со второй половины 2008 г. Россия ощутила на себе последствия мирового экономического кризиса. В условиях резкого спада производства, роста безработицы, падения цен на нефть и газ власти принимают меры по укреплению экономики.

Россия на международной арене в конце XX - начале XXI в. После распада СССР международное положение России резко ухудшилось. Страна практически вернулась к границам XVII в., уменьшились ее население, экономический и военный потенциал. Российское руководство во главе с Б.Н. Ельциным стремилось к укреплению отношений с США и другими западными странами. При этом продолжалась характерная для последних лет перестройки практика односторонних уступок со стороны России. Проводником этой политики стал министр иностранных дел А. В.Козырев. Досрочно были выведены остатки российских войск из Германии. В январе 1993 г. между Россией и США был подписан Договор по СНВ-2. По нему обе стороны обязывались сократить свой стратегический ядерный потенциал на две трети, однако фактически Россия сокращала намного больше, чем США. Со второй половины 90-х гг. Россия стала участвовать во встречах лидеров ведущих стран («Большая восьмерка»).

Тем временем США все более явно претендовали на роль мирового лидера. В 1997 г., несмотря на возражения России, было принято решение о вступлении в НАТО 10 новых членов - стран Восточной Европы. В 1999 г. страны НАТО под надуманными предлогами напали на Югославию. Одновременно многие международные организации при поддержке западных правительств пытались вмешиваться во внутренние дела России, в частности в ее отношения с Чечней, что напоминало ситуацию вокруг Косова.

Все это привело к переменам во внешней политике России. Руководство страны заявило о приверженности идее многополярного мира, где ни одна из стран не может быть абсолютным лидером. Расширялись и углублялись связи с Китаем, Индией, Ираном, странами Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. Отношения же с США в 1999 г. значительно ухудшились, а отношения с НАТО были заморожены. Премьер-министр России Е.М.Примаков, летевший с визитом в США, узнав о начале бомбардировки Югославии, приказал развернуть свой самолет назад.

Совместное противостояние международному терроризму после терактов 11 сентября 2001 г. способствовало улучшению отношений России с США и НАТО. Однако Россия в начале XXI в. строит свои отношения с другими странами, исходя прежде всего из своих национальных интересов. Этому благоприятствует и решение проблемы внешнего долга России.

Политика Джорджа Буша-младшего, нацеленная на усиление гегемонии США, подрыв роли ООН и норм международного права (вторжение в Ирак без решения ООН), вызывала возражения российского руководства, настаивавшего на мирном урегулировании конфликтов.

Расширение НАТО, решение о размещении элементов американской системы противоракетной обороны в Чехии и Польше вынудили Россию к ответным шагам. В 2007 г. она объявила мораторий на исполнение Договора об ограничении вооруженных сил в Европе. Нормализация российско-американских отношений началась лишь после прихода к власти в США президента Б.Обамы.

Российская дипломатия при В.В.Путине продолжала действовать на всех направлениях. В 2001 г. был подписан российско-китайский договор о дружбе и сотрудничестве. Отношения партнерства установлены с Монголией, Вьетнамом, Индией, Ираном, многими другими странами. Возобновились отношения на высшем уровне с Кубой и КНДР. Большее влияние в мире приобрела Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), созданная Россией, Китаем, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном в 2001 г. Позже о своем стремлении вступить в ШОС заявили такие страны, как Индия, Пакистан, Иран и др. Во взаимоотношениях со странами СНГ России пришлось решать запутанный клубок проблем. После образования независимых государств на постсоветском пространстве между ними начались конфликты (армяно-азербайджанская война), в некоторых из них вспыхнули гражданские войны (Таджикистан, Молдавия, Грузия). В эти войны оказались зачастую втянуты российские войска, находившиеся в странах СНГ. Во многом благодаря усилиям российской дипломатии большинство конфликтов удалось пригасить и прекратить кровопролитие.

В рамках СНГ было заключено немало договоров о сотрудничестве, соглашений о взаимодействии. Однако в основном они остались нереализованными. Лишь в военной сфере сохраняется некоторое сотрудничество между некоторыми странами СНГ. В целом же все бывшие республики СССР идут собственным путем.

Со второй половины 90-х гг. между отдельными странами стали заключаться союзы. Так, в 1998 г. оформился политический союз между Грузией, Украиной, Узбекистаном, Азербайджаном, Молдавией (ГУАМ). Позже Узбекистан вышел из него. Сама аббревиатура ГУАМ свидетельствует о проамериканской позиции данной организации (остров Гуам - владение США в Тихом океане). Неким противовесом ГУАМу стал Таможенный союз между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. Впоследствии этот союз трансформировался в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) в составе России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана. Новый договор между Белоруссией, Казахстаном и Россией о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза был подписан в 2007 г. Летом 2010 г. этот таможенный союз вступил в действие. С 1997 г. идет создание союзного государства России и Белоруссии.

Серия «цветных революций» или их попыток, осуществленных спецслужбами США в ряде стран СНГ (Грузия, Украина, Узбекистан, Киргизия), заставила российское руководство искать новые подходы в решении проблем в рамках СНГ. Нападение Грузии на Южную Осетию в 2008 г. было отражено вооруженными силами России. После этого Российская Федерация признала независимость Южной Осетии и Абхазии.

Культура России в конце XX -- начале XXI в. С 90-х гг. резко сократилась государственная поддержка культуры, упал культурный уровень населения. Вместе с тем появились новые возможности для творчества и самовыражения.

Для литературы начала 90-х гг. во многом характерны растерянность, ностальгия по прежней жизни, сильному государству, каким был Советский Союз. В произведениях появляются новые герои - безработные, беженцы, бомжи, «новые русские», бандиты. Постепенно серьезную литературу потеснили произведения «легкого жанра» - детективы, женские романы, фэнтези. Вместе с тем продолжали выходить книги признанных авторов: В.Г.Распутина («Россия молодая»), Л.Н.Леонова («Пирамида»), В.П.Астафьева («Прокляты и убиты») и др. Популярностью пользовались и произведения молодых писателей-постмодернистов, например В.О.Пелевина («Чапаев и Пустота», «Generation "П"» и др.).

В 90-е гг. острейший кризис, связанный с отсутствием финансирования и конкуренцией со стороны американских фильмов, переживал российский кинематограф. Лишь немногие картины, снятые в тот период, пользовались популярностью у зрителей. Среди них: «Окно в Париж» Ю.Б.Мамина, «Ширли-мырли» В.В.Меньшова, «Брат» и «Брат-2» А.О.Балабанова и др. В 1995 г. премии «Оскар» Американской киноакадемии был удостоен фильм Н.С.Михалкова «Утомленные солнцем», а в 1996 г. специальным призом Каннского кинофестиваля отмечен фильм С.В.Бодрова «Кавказский пленник».

«Открытие Запада» обернулось не только знакомством с лучшими сторонами его культуры, но и с хлынувшим в страну потоком низкопробных поделок, что закономерно привело к размыванию многих черт традиционной для россиян морали.

В начале XXI в. наметилось возрождение ряда сфер культуры. Особенно наглядно это видно на примере кинематографа. Российские режиссеры, использовав новые приемы создания популярной кинопродукции, сумели вернуть зрителей в кинотеатры на отечественные фильмы. Первым российским блокбасте-ром стал «Ночной дозор» (2004 г., реж. Т.Н.Бекмамбетов), следом появился «Турецкий гамбит» (2005, реж. Д.Файзиев).

С распадом СССР, Югославии, Чехословакии число суверенных государств значительно возросло. Причем процесс образования новых государств вряд ли завершен, тенденция к самоопределению народов проступает все более явственно, что грозит целостности многих государств.

Вопрос о роли ООН как гаранта мирового порядка всё чаще в международных отношениях ставится под сомнение. В 1990-е годы ООН предприняла несколько крупных миротворческих акций. Под эгидой ООН была проведена операция "Буря в пустыне". Ирак, совершивший неприкрытую агрессию против соседнего Кувейта, был в начале 1991 года разгромлен силами, состоящими в основном из американских войск. В 1993 г. американцы под эгидой ООН вмешались в гражданскую войну в Сомали и ввели туда свои войска. Агрессия НАТО против суверенной Югославии в 1999 г. серьезно подорвала роль ООН как гаранта мира.

Со второй половины 90-х гг. XX в. основными проблемами на пути укрепления международной безопасности становятся расширение военно-политического блока НАТО на восток, включение в него новых членов из бывших социалистических стран Восточной Европы, развертывание системы ПРО вдоль западной границы России. Происходит новая поляризация международного сообщества, усиливается военно-политическая конфронтация между Россией и рядом ведущих мировых держав (прежде всего, США).

Среди проблем, которые предстоит решить мировому сообществу, первоочередными являются также те, которые связаны с необходимостью погасить очаги имеющихся конфликтов. Все большую озабоченность мирового сообщества вызывают конфликты в бывших республиках СССР - Грузии, Молдове, армяно-азербайджанские столкновения из-за Нагорного Карабаха. Сpeди них наиболее опасным является межэтнический и межконфессиональный конфликт в бывшей Югославии. Другая проблема - поддержание режима нераспространения ядерного оружия. Помимо пяти признанных ядерных держав (США, Россия, Англия, Франция и Китай), сейчас ядерные амбиции имеют еще ряд стран - Индия, Пакистан, Израиль, Северная Корея. К этому списку, возможно, вскоре присоединится Иран.

После террористического акта в США 11 сентября 2001 г. силы НАТО оккупировали Афганистан для борьбы с радикальным мусульманским движением Талибан. В Афганистане был установлен лояльный коалиционным силам режим Хамида Карзая. Несмотря на то, что война длится уже более 10 лет, силам НАТО не удалось разгромить движение Талибан, опирающееся на организацию пуштунских племен. Афганистан в настоящее время является главным производителем наркотиков в мире.

В 2003 г. США с целью поиска оружия массового поражения, не получив санкции ООН, вместе с союзниками вторглись в Ирак и свергли режим Саддама Хусейна. Европа в вопросе поддержки американской агрессии в Ираке раскололась. Военную интервенцию поддержали Великобритания, Италия, Испании и восточноевропейские страны, против выступили Франция, Германия и Россия. В Ираке началась и продолжается до сих пор гражданская война, осложненная иностранной оккупацией, межэтническими и межконфессиональными противоречиями.

8-12 августа 2008 г. между Россией и Грузией произошел военный конфликт. Попытка Грузии взять под свой контроль территорию непризнанной Южной Осетии привела к «пятидневной» войне между Россией и Грузии. Итогом конфликта стало признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, выход Грузии из СНГ, обострение отношений с США.

С конца января 2011 г. в ряде арабских стран прокатилась волна антиправительственных выступлений, закончившихся сменой правящих режимов в Тунисе, Египте, Йемене, Ливии. 19 марта 2011 г. Франция, Великобритания и США приняли участие в военной интервенции против Ливии для свержения режима Муаммара Каддафи. В августе 2011 г. войска Переходного национального совета Ливии при поддержке войск упомянутых западных стран овладели столицей Триполи. В октябре 2011 г. Каддафи погиб.

Уже более года продолжаются антиправительственные выступления в Сирии, начавшиеся в феврале 2011 г. Общественное мнение большинства западных стран настроено враждебно по отношению к президенту Сирии Башару Асаду. Однако Россия и Китай в международных отношения выступают против военного вмешательства в сирийские дела. Следует заметить, что Россия и Китай уже несколько лет по многим международным проблемам занимают согласованную позицию.

Современный мир, переживший в XX веке две мировые войны и испытавший в конце века международную разрядку, в начале XXI века вновь, как и в начале прошедшего столетия, замер в тревожном ожидании.

Контрольные вопросы для самопроверки знаний по разделу:

1. В чем причины начала Первой Мировой войны?

2. Расскажите об основных событиях Первой мировой войны.

3. Укажите причины зарождения фашизма в Италии и Германии.

4. Что понимают под «новым курсом» Рузвельта?

5. Перечислите результаты большевистской модернизации России.

6. Каковы причины начала Второй Мировой войны?

7. В чем заключается всемирно-историческое значение победы советского народа в 1945 году?

8. Укажите причины, основные события и итоги «холодной войны».

9. Почему произошел распад колониальной системы?

10. Выделите и охарактеризуйте основные этапы в развитии КНР.

11. Определите причины распада СССР.

12. В чем специфика экономических реформ в России в 1991-2012 гг.?

13. Что привело к объединению Европы в Европейский союз?

14. Каковы особенности внешней политики России 1991-2012 гг.?

15. Каковы результаты политических преобразований в периоды правления В.Путина и Д.Медведева?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В учебном пособии «Всемирная (синхронная) история» представлена история человечества с древнейших времен до современности в наиболее знаковых событиях. Курс отражает поступательное развитие истории от самых ранних (локальных) цивилизаций и до современного, охваченного глобализацией, мира.

Возможно, студенты согласятся с интерпретацией событий, изложенных авторами, а, может быть, обоснуют собственное представление о них, тем более, что на одни и те же факты истории могут быть противоположные точки зрения, обусловленные разными причинами – личностью человека, его мировоззрением, количеством доступной ему информации.

Хронологическая таблица.

4–5 млн. лет назад – IV тыс. до н.э.

Первобытно-общинный строй

4–5 млн. лет до н.э. – I тыс. лет до н.э.

Каменный век

II тыс. до н.э. – I тыс. до н.э.

Бронзовый век

С I тыс. до н.э.

Железный век

Конец 4 тыс. до н.э.

Появление первых цивилизаций, создание первых государств на Земле

Древний Восток

Около 3000 до н.э.

Образование Древнеегипетского царства

Около 2750-2330 до н.э.

Раннединастический период Шумера

1792-1750 до н.э.

Правление Хаммурапи в Вавилоне

1650-1580 до н.э.

Правление гиксосов в Египте

Около 1650-1200 до н.э.

Хеттское царство

1360 до н.э.

Религиозная реформа Эхнатона

1290 до н.э.

Битва при Кадеше

934-609 до н.э.

Новоассирийское царство

626 до н.э.

Образование Нововавилонского царства

551-479 до н.э.

Годы жизни Конфуция

539 до н.э.

Падение Нововавилонского царства. Территориальный рост Персидской державы

525 до н.э.

Завоевание персами Египта

Древняя Греция

Около 1200 до н.э.

Осада Трои

Около 1100 до н.э.

Переселение дорийцев под руководством Гераклидов на Пелопонесс

776 до н.э.

Первые Олимпийские игры

621 до н.э.

Законы Драконта

594 до н.э.

Реформы архонта Солона в Афинах

510 до н.э.

Реформы Клисфена

490 до н.э.

Сражение при Марафоне

480 до н.э.

Сражения при Фермопилах и Саламине

479 до н.э.

Сражения при Платее и Микале

478 до н.э.

Создание Делосского морского союза под руководством Афин

449 до н.э.

Каллиев мир между греками и персами

431-421 и 415-404 до н.э.

Пелопонесская война между Афинами и Спартой

371 до н.э.

Сражение при Левктрах

338 до н.э.

Сражение при Херонее

336–323 до н.э.

Правление Александра Македонского

334 до н.э.

Начало похода Александра Македонского в Персию

333 до н.э.

Сражение при Иссе

332 до н.э.

Александр Македонский захватывает Финикию и Египет

331 до н.э.

Сражение при Гавгамеле, взятие Вавилона

311 до н.э.

Раздел империи Александра Македонского между пятью диадохами

305 до н.э.

Основание Александрийской библиотеки

Древний Рим

753 до н.э.

Основание Рима Ромулом. Начало царского периода Рима

509 до н.э.

Свержение Тарквиния Гордого и установление республики

445 до н.э.

Закон Канулея, разрешающий смешанные браки патрициев и плебеев

264-241 до н.э.

Первая пуническая война

218-202 до н.э.

Втора пуническая война

216 до н.э.

Битва при Каннах

202 до н.э.

Битва при Заме

149-146 до н.э.

Третья пуническая война

133 до н.э.

Аграрная реформа Тиберия Гракха

Установление диктатуры Суллы в Риме

73-71 до н.э.

Восстание Спартака

Фарсальская битва

Убийство Цезаря в Риме

Битва при Акции

31 до н.э. - 14 н.э.

Правление Октавиана Августа. Переход от республики к империи

Правление императоров династии Юлиев-Клавдиев

Постройка в Колизея в Риме

Правление императора Траяна

Правление императоров династии Северов

Эпоха «солдатских» императоров в Римской империи

Начало правления Диоклетиана. Переход от принципата к доминату

Констатин I разрешил свободную проповедь христианства в Римской империи

Перенос столицы Римской империи из Рима в Константинополь

Объявление имератором Феодосием I христианства единственной государственной религией

Раздел Римской империи на Западную с Римом и Восточную с Константинополем

Расселение германских племен на территории Римской империи и возникновение Франкского, Вестготского, Лангобардского и других государств

Расселение славян на Балканском полуострове, Среднем Подунавье, междуречье Одера, Эльбы и Восточно-Европейской равнине

Падение Западной Римской империи

Правление Хлодвига в Галлии

Правление Юстиниана в Восточной Римской империи

Начало проповеди Мухаммедом новой религии в Мекке

Основание первого Болгарского царства ханом Аспарухом

Разгром франками арабов при Пуатье

Правление Карла Великого

Коронация Карла Великого в Риме императорской короной

Раздел империи Карла Великого между его потомками по Верденскому договору

Призвание варягов (Рюрика, Синеуса и Трувора) в Новгород

Правление Альфреда Великого

Объединение Новгородской и Киевской земель в Древнерусское государство

Образование Священной Римской империи германской нации

Крещение Руси

Раскол христианской церкви на католическую и православную

Нормандский герцог Вильгельм Завоеватель захватил Англию

Папа Римский Урбан II объявил крестовый поход для освобождения Иерусалима

Первый крестовый поход

Взятие крестоносцами Иерусалима

Второй крестовый поход

Третий крестовый поход

Четвертый крестовый поход

Взятие крестоносцами Константинополя. Образование Латинской империи.

Начало образования Монгольской империи

Крестовый поход детей

Великая хартия вольностей

Битва русских и половецких войск с монголами на реке Калке

Вторжение монголо-татар на Русь

Победа русских войск над немецко-шведскими захватчиками

Образование Золотой Орды

Открытие парламента в Англии

Битва при Куртрэ

Созыв Генеральных штатов во Франции

«Авиньонское пленение» пап

Столетняя война

Битва при Креси

Битва при Пуатье

Великий мартовский ордонанс во Франции

Жакерия во Франции

Ацтеки основали город Теночтитлан

Битва на реке Воже

Куликовская битва

Татары под руководством Едигея разгромили литовские войска Витовта на реке Ворскле.

Грюнвальдская битва

Битва при Азенкуре

Церковный собор в Констанце осудил на смерть Яна Гуса

Жанна д"Арк сняла английскую осаду с Орлеана и короновала Карла VII в Реймсе

Флорентийская уния

Захват турками Константинополя. Падение Византии

Начало книгопечатания в Европе

Война Алой и Белой розы в Англии

Стояние на реке Угре - свержение ордынского ига на Руси

Испанцы захватили последнее мавританское государство - Гранаду. Завершение Реконкисты.

Открытие Х.Колумбом Америки

Открытие Д.Каботом о.Ньюфаундленд

Судебник Ивана III

Выступление М.Лютера (95 тезисов) – начало Реформации

Первое кругосветное путешествие экспедиции Магеллана

Крестьянская война в Германии

Венчание Ивана Грозного на царство

Судебник Ивана IV

Завоевание Казанского ханства

Аугсбургский мирный договор

Ливонская война

Опричнина

Религиозные войны между католиками и гугенотами во Франции

Буржуазная революция в Нидерландах

Смутное время в России

Крестьянская война под предводительством Ивана Болотникова

Тридцатилетняя война в Европе

Смоленская война

Английская буржуазная революция

Освободительная борьба украинского народа против польского гнета (Переяславская рада)

Вестфальский мир

Установление военной диктатуры в Англии (протекторат О.Кромвеля)

Русско-польская война

Русско-шведская война

Реставрация монархии в Англии

«Славная революция» в Англии

Северная война

Война за испанское наследство

Основание Петербурга

Семилетняя война

Русско-турецкая война

Победы России над Турцией при Кагуле и Чесме

Первый раздел Польши

Война за независимость английских колоний в Северной Америке

Принятие декларации о независимости в США

Принятие Конституции в США

Русско-турецкая война

Великая французская революция

Принятие Декларации прав человека и гражданина во Франции

Второй раздел Польши

Третий раздел Польши

Участие русской армии под командованием А.В.Суворова и русского флота под командованием Ф.Ф.Ушакова в антифранцузской коалиции

Русско-иранская война

Провозглашение Наполеона Бонапарта императором Франции

Гражданский кодекс Наполеона

Создание Рейнского союза в Германии

Русско-турецкая война

Подписание Тильзитского мира

Война России со Швецией

Отечественная война России с Францией

Бородинская битва

«Битва народов» под Лейпцигом

Битва при Ватерлоо

Провозглашение независимости Венесуэлы

Революция в Испании

Начало борьбы греков против турецкого ига

Провозглашение независимости Испании

Освобождение Бразилии от португальского гнета

Восстание декабристов в России

Июльская монархия во Франции

Революции в Германии, Австро-Венгрии, Италии

Вторая империя во Франции

Крымская война

XIX, 60–70-е

Буржуазные реформы в России

Отмена крепостного права в России

Гражданская война в США

Отмена рабства в США

Основание I Интернационала

Образование Северогерманского союза

Революция «Мейдзи» в Японии

Франко-прусская война

Провозглашение Германской империи

Парижская коммуна

Русско-турецкая война

Военный союз Германии с Австро-Венгрией

Присоединение Италии к Австро-Германскому союзу Образование Тройственного союза

Англо-французское соглашение. Начало формирования Антанты

Русско-японская война

Первая русская революция в России

Англо-русское соглашение о влиянии в Азии. Оформление Антанты

Первая мировая война

Разгром русскими войсками австрийцев в Галицийской битве.

Битва на Марне

Бои под Верденом

Брусиловский прорыв

1917, 27 фев.

Февральская революция в России

Великая Октябрьская социалистическая революция в России

Подписание Брест-Литовского мира. Выход России из Первой мировой войны

Гражданская война и иностранная военная интервенция в Советской России

Подписание Версальского мирного договора

Кронштадтский мятеж

Образование СССР

Мировой экономический кризис

Приход Гитлера к власти в Германии

Всупление СССР в Лигу Наций

Подписание Антикоминтерновского пакта между Германией и Японией

Мюнхенское соглашение

Расчленение Чехословакии

Начало Второй мировой войны

Начало Великой Отечественной войны

Тегеранская конференция

Открытие Второго фронта

Ялтинская конференция

Создание Организации Объединенных Наций (ООН)

Безоговорочная капитуляция фашистской Германии

1945, 2 сен.

Капитуляция Японии

Потсдамская конференция

Создание Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ)

Образование Китайской Народной республики (КНР)

Организация Североатлантического Договора (НАТО)

Создание Организации Варшавского Договора

Организация Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС)

Заключение договора по ПРО между СССР и США

Ввод советских войск в Афганистан

Начало перестройки в СССР

Избрание М.С.Горбачева президентом СССР

Декларация о государственном суверенитете России

Избрание Б.Н.Ельцина президентом России

Деятельность Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП)

Подписание соглашения в Беловежской пуще о распаде СССР

Подписание Маастрихтского договора о создании Европейского союза

Политический кризис между президентом и Верховным Советом России привел к фактической ликвидации советской власти в стране и многочисленным жертвам

Принятие на референдуме в России новой конституции

Первая чеченская война, завершившаяся подписанием Хасавюртским соглашением 31 августа 1996 г.

Ликвидация (при поддержки НАТО) государствеености сербских анклавов на территории Хорватии и Боснии и Герцеговины

Агрессия НАТО против Югославии в поддержку независимости автономного края Косово

Нападение чеченских боевиков на Дагестан, ввод федеральных войск на территорию Чечни - начало второй чеченской войны

Террористический акт в США

Начало военных действий НАТО в Афганистане

Выход США из договора по ПРО

Началась Иракская война

Российско-грузинский вооруженный конфликт в Южной Осетии и Абхазии («5-дневная война»)

Начало мирового финансового кризиса

Начало военной операции Франции, Великобритании, США и их союзников против Ливии

На рубеже XX-XXI веков складывается качественно новая геополитическая, цивилизационная и экономическая ситуация, обусловленная влиянием целого ряда факторов.

Распад СССР и системы социализма привели к преобразованию биполярной системы мирового порядка в однополярную. В основе такого порядка рост могущества США – единственной оставшейся сверхдержавы. Гегемония США основана на их военном и экономическом превосходстве, которое опасно имперским всевластием, склонностью к силовому диктату и доминированию абсолютного меньшинства над абсолютным большинством, которое ощущает безальтернативность будущего.

При отсутствии реальных сдержек и противовесов США открыто пренебрегают международным правом, уставом ООН и мнением международного сообщества. Наиболее явно эти тенденции проявились при агрессии США против Югославии в 1999 г. и Ирака в 2003 г.

Однако агрессивная и неуклюжая американская политика (достигшая своего апогея при Джордже Буше-младшем ) привела к целому ряду негативных последствий для международной безопасности и самих США:

1. В результате непродуманного силового вмешательства в Ираке и Афганистане, а также попытки реализации проекта «Большой Ближний Восток» (смена неугодных США и Западу режимов и установления их контроля за регионом под прикрытием «демократизации»), возникла дуга нестабильности от северной Африки до Афганистана и Пакистана. Этот регион, населённый преимущественно мусульманами, стал питательной средой для международного терроризма и исламского радикализма. Что, в свою очередь, является серьёзным дестабилизирующим фактором для ситуации в Турции, Арабских странах, Иране, Пакистане, Средней Азии и мире в целом. Ситуация усугубляется мировым финансово-экономическим кризисом.

2. Угроза американского вторжения подтолкнула Иран и Северную Корею к стремлению овладеть ядерным оружием, поскольку только наличие такого оружия может служить гарантией от агрессии со стороны США. А такое стремление в свою очередь неминуемо приводит к постоянным кризисам в отношениях между этими странами и Западом.

3. Американская угроза способствовала сплочению иранского общества вокруг радикальных исламистов. С другой стороны, свержение иракского режима и дестабилизация Афганистана привели к усилению влияния в этих странах шиитского Ирана. В результате Иран вновь превращается в лидера исламской революции. Ситуация особенно опасна в случае овладения этой непредсказуемой страной ядерными технологиями и возможным союзом с Аль-каидой и другими исламскими экстремистами.

4. Агрессия США и НАТО в Югославии, с последующей оккупацией Косово, привели к фактическому геноциду сербов. Кампания систематической травли, вооружённых нападений, угроз, уничтожения национальных святынь при попустительстве миротворцев из НАТО привела к почти полному вытеснению сербов с их исторических территорий и фактическому превращению Косова в государство албанских националистов. Дальнейший распад Югославии (в 2006 г. Черногория провела референдум о независимости и отделилась от Сербии, Косово при поддержке запада в 2008 г. в одностороннем порядке провозгласило свою независимость) способен ещё больше дестабилизировать самый взрывоопасный в Европе регион, существенно усилить в нём фактор исламского радикализма, реанимировать идею «Великой Албании» и создать опасный прецедент силового передела границ. Пример Косова спровоцировал обострение ситуации на Кавказе, где Грузия, надеясь на поддержку Запада, попыталась силой подчинить себе формально входящие в её состав и провозгласившие себя суверенными бывшие советские автономии. В результате в 2008 г. независимость Абхазии и Южной Осетии признала Россия, а затем и некоторые другие страны. Данным примерам могут последовать Приднестровье, Нагорный Карабах, Сербская Республика, входящая в состав Боснии и Герцеговины, Иракский Курдистан, Турецкая Республика Северного Кипра и т. д.



5. Ненависть к США, вызванная их политикой, способна спровоцировать резкое усиление противостояния цивилизаций и контрнаступление исламского мира.

Согласно неписаному закону: действие всегда рождает противодействие. Недовольство американским диктатом привело к стихийному отталкиванию от единственной сверхдержавы, поиску сдержек и противовесов.

Так самостоятельным центром силы постепенно становится Европейский Союз (ЕС), включающий в себя уже 28 государств Европы (ещё ряд стран стоит на очереди). Его экономическая мощь сопоставима с США: доля ЕС в общемировом валовом продукте составляет 19,8 %, а США – 20,4 %. Европе уже не нужна американская защита от мифической или реальной «советской угрозы», поэтому она проводит всё более самостоятельную внешнюю политику, рассматривая США скорее как экономического конкурента. Всё более расходятся и мировоззренческие подходы США и ЕС. В частности, США делает ставку на военную силу, а ЕС на политические средства. На этой почве возможно его сближение с Россией. Так во время Иракского кризиса действовала евротройка: Россия, Германия и Франция, противостоящая США. Однако впоследствии ЕС постарался помириться с США и в Украинском кризисе 2004 г. был с Россией уже по разные стороны. То же самое произошло и во время конфликта на Кавказе в августе 2008 г. В то же время, экономические и политические интересы России и ЕС во многом совпадают.

Сама Россия постепенно также становится мощным центром силы и фактором международной политики. Характерно, что в 2006 г. Россия возглавила «большую восьмёрку» крупнейших индустриальных стран мира и Совет Европы. Отказываясь от односторонней ориентации на США и Запад, она восстанавливает прежние связи и развивает новые. Ещё при премьерстве Е. М. Примакова была высказана идея «стратегического треугольника» Индия – Китай – Россия, способного стать серьёзным противовесом американской гегемонии и расширению НАТО. Мощным политическим фактором становится и Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС), в которую входят Россия, Китай, Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан в качестве полноправных членов, а также Индия, Пакистан, Иран и Монголия в качестве наблюдателей. Активно взаимодействует Россия и с исламским миром. Таким образом, у России появляется широкое поле для манёвра, позволяющее ей эффективно защищать свои интересы и существенно влиять на мировой политический процесс.

Самый серьёзный вызов США может составить Китай. По прогнозам, к 2020 г. Азия, ведомая КНР будет производить 40 % мирового валового продукта, а ВНП Китая достигнет 20 триллионов долларов. При этом США окажутся лишь на втором месте с ВНП, равным 13,5 триллионов долларов. Сопоставима будет и военная мощь двух стран. Серьёзными центрами силы становятся также Япония и, в потенциале, объединённая Корея.

Население Индии уже превысило 1,1 миллиарда человек и, по прогнозам демографов, к середине XXI века Индия может обойти по этому показателю Китай и выйти на первое место. По ВНП эта страна уже вышла на четвёртое место в мире, и её экономический и военный потенциалы продолжают расти. Следует отметить, что Индия, как и соседний с ней Пакистан, недавно стали ядерными державами.

Постепенно осознаёт свою силу и единство исламский мир. Знаковым событием для него стал процесс освобождения Израилем захваченных арабских территорий, что воспринимается мусульманами как победа в справедливой многолетней борьбе. Страны этого региона располагают огромными экономическими (в первую очередь запасами нефти) и человеческими ресурсами. Они всё более недовольны своим местом в мировом порядке, а американское вторжение в Афганистан и Ирак воспринимают как «новый крестовый поход против Ислама».

Даже Латинская Америка всегда считавшаяся «задним двором США», становится всё более самостоятельной. В этом регионе антиамериканские настроения как никогда сильны. Свидетельством этому является создание антиамериканского тройственного союза, куда вошли Куба, Венесуэла и Боливия. Симптоматично и возвращение к власти (причём путём победы на демократических выборах) лидера Сандинистской революции Д. Ортеги в Никарагуа. Другие страны этого региона также всё больше осознают свои отличные от американских интересы. Особенно следует отметить Бразилию, которую вместе с Россией, Индией, Китаем и ЮАР причисляют к наиболее динамично развивающимся странам (по первым буквам английского названия эти страны именуют БРИКС). Недавно страны БРИКС стали проводить совместные саммиты и выступать с совместными предложениями по реформирования мирового порядка. Характерно, что по количеству населения Бразилия уже вышла на пятое место в мире.

Помимо этого американской гегемонии объективно могут препятствовать следующие факторы:

1. Возможный отказ американского народа платить высокую цену за имперское всесилие. Благополучные американцы приветствовали «маленькие победоносные войны» в Афганистане и Ираке (особенно на фоне терактов 11 сентября 2001 г.). Однако постепенно выясняется, что никаких видимых результатов (кроме свержения одиозных режимов) нет. И по мере затягивания конфликтов и роста количества потерь недовольство войнами на другом конце земного шара среди американских граждан резко возрастает.

2. Отсутствие гарантированной солидарности союзников.

3. Организованное противостояние потенциальных жертв.

Таким образом, однополярный мир, появившийся после обвала системы социализма, неизбежно медленно, но верно дрейфует в сторону многополярного.

Переломным можно считать 2008 г., когда начавшийся в США мировой финансово-экономический кризис ещё больше подорвал претензии американцев на лидерство в мире. Более того, в августе 2008 г. Россия впервые после распада СССР применила военную силу за пределами своей территории не обращая внимание на реакцию Запада, что наглядно продемонстрировало конец однополярного мира. Символично, что в том же месяце Китай обошёл США по количеству наград на Пекинской олимпиаде.

В конце 1980-х годов, как и в целом в СССР, в Белоруссии формируется национальное движение, которое сначала ставило перед собой цель расширения прав республик, а затем — выхода из Советского Союза. В октябре 1988 года возник Белорусский народный фронт (БНФ), официальный учредительный конгресс которого прошёл в июне 1989 года. По итогам республиканских выборов, состоявшихся в марте 1990 года, коммунистическая партия Белоруссии хотя и сохранила власть, но ситуация в республике существенно изменилась.

Лидер компартии Н. И. Дементей был избран председателем Верховного Совета лишь во втором туре голосования. Для этого компартии пришлось пойти на сотрудничество с оппозицией на основе «предложения Дементея» от 12 июня 1990 года об обеспечении реального политического и экономического суверенитета и восстановлении независимости Белоруссии. 27 июля 1990 года Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете. Республика принимала активное участие в переговорах по подготовке нового союзного договора в 1990 и 1991 годов 25 августа 1991 года — после провала путча в Москве — была провозглашена независимость Белоруссии. 19 сентября 1991 года БССР была переименована в Республику Беларусь.

8 декабря 1991 года Белоруссия была одной из трёх республик, которые как государства — учредители СССР (1922 год) заявили о его роспуске и об учреждении Содружества Независимых Государств (СНГ).

15 марта 1994 года Верховный Совет принял конституцию Республики Беларусь, по которой она объявлена унитарным демократическим социальным правовым государством.

В июле 1994 года состоялись выборы первого президента Республики Беларусь. Победу на них одержал А. Лукашенко. В 1996 году он инициировал проведение референдума по изменению конституции с целью существенного расширения полномочий президента и продления срока его полномочий. Депутаты Верховного Совета, избранные в 1995 году, начали процедуру импичмента президента. Российская делегация во главе с председателем Совета Федерации Федерального Собрания РФ Е. С. Строевым выступила в роли посредника в урегулировании политического кризиса. Было подписано соглашение, в соответствии с которым депутаты отказывались от продолжения процедуры импичмента вплоть до подведения итогов референдума, результаты которого, согласно решению Конституционного суда, должны были иметь консультативный характер.

Референдум состоялся 24 ноября 1996 года. Ссылаясь на его результаты, Лукашенко нарушил достигнутую при посредничестве России договорённость. До конца 1996 года он сформировал новый парламент — Национальное собрание. Первый состав его нижней палаты он назначил сам из числа лояльных ему депутатов Верховного Совета, избранных в 1995 году. Первый срок полномочий Лукашенко был продлён до 7 лет, то есть до 2001 года. В 2001 году Лукашенко вновь был избран президентом страны.

С самого начала своего президентства Лукашенко начал массированное давление на негосударственные СМИ и политическую оппозицию. С завершением формирования властной «вертикали» в конце 1990-х годов оппозиция была окончательно вытеснена из органов государственной власти. Лица, занимающиеся оппозиционной деятельностью, лишились возможности поступить на государственную службу.

17 октября 2004 года и 28 сентября 2008 года состоялись очередные парламентские выборы. В обоих случаях ни один из кандидатов от оппозиции не был избран в парламент. В 2004 году одновременно с парламентскими выборами по инициативе Лукашенко состоялся референдум, на котором было отменено положение конституции, не позволявшее одному и тому же лицу занимать пост президента страны более двух сроков подряд.

19 марта 2006 года состоялись третьи выборы президента Республики Беларусь, победителем которых вновь был объявлен А. Лукашенко.

Ч то произошло с нашей страной в конце XX – начале XXI вв.? Как объяснить произошедшие изменения? Насколько они были обоснованы? Можно ли это объяснить с научных позиций? Постараемся приблизиться к истинному пониманию этих процессов, проанализировав имеющуюся историографию.

В современной исторической и социологической литературе по этой проблеме, в настоящее время, господствуют две научные концепции. Одна — это концепция, характеризующая процессы второй половины1980–1990-х гг. XX в. как революционные.

Вторая — концепция так называемой трансформации (или трансформационной эволюции).

Если говорить о первой концепции, то большинство ученых понимают революцию как радикальное изменение основ политического, экономического и социального строя, перемену основ государственности. Одна из самих развернутых и логически обоснованных характеристик социальной революции в России на рубеже XX – начала XXI вв. дана современными российскими экономистами И.В.Стародубровской и В.А. Мау.

Авторы считают, что в конце XX в. в России произошла полномасштабная социальная революция, предпосылками которой стали противоречия между новыми, постиндустриальными тенденциями и сложившейся в СССР жесткой институциональной структурой, ориентированной на задачи мобилизации ресурсов.

«Российская революция по своим основным характеристикам не имеет

принципиальных отличий от революций прошлого:

Кризис государства как исходный пункт революции;

Глубокая фрагментация общества;

Слабость государственной власти на всем протяжении революции;

Революционный экономический цикл;

Масштабное перераспределение собственности;

Движение революционного процесса от умеренных к радикалам и затем к термидору».

Вместе с тем, как отмечают данные авторы, российская революция имеет свои характерные особенности. «Основная специфика революционного процесса в России связана с ролью в нем насилия» . А именно, оно не было массовым и не носило стихийных разрушительных форм.

Ряд ученых института российской истории РАН (прежде всего А.Н. Сахаров, С.С. Секиринский, С.В. Тютюкин) считают, что в событиях 1990-х гг. на лицо были главные признаки революции, а именно, смена власти и форм собственности, а также элементы Гражданской войны, которая часто сопровождает революционные события (под этим можно понимать «криминальные разборки», события осени 1993 г., межнациональные конфликты и др.).

Что же касается движущих сил революции, то ими были, по-мнению историков, часть интеллигенции, представители «теневой экономики», часть партийно-государственной номенклатуры и национальной элиты при значительной пассивности большинства простых людей, которые отказали в доверии коммунистам, но не сумели разглядеть, чего же можно ждать от новых «демократических» властей.

Серьезно на научном уровне проблемами истории современной России в контексте всемирно-исторических трансформаций занимается профессор МГИМО В.В. Согрин . Его исследования строятся на сочетании двух теоретико-методологических принципов — теории модернизации и цивилизационного ракурса, которые помогают в осмыслении современных исторических перепетий. К ним в качестве теоретического инструментария добавляется концепция социальной революции, термидора, конечно, историзм.

Анализ особенностей исторического развития В.В. Согрин строит, исходя из так называемой концепции «президентского синтеза», суть которой в разделении современной российской трансформации на периоды, совпадающие с пребыванием на верхнем этаже власти М. Горбачева, Б. Ельцина и В. Путина, и признании смены президента принципиально важным как для изменения характера российской модернизации, так и в целом истории современной России.

Основные взгляды В.В. Согрина по исследуемой теме, представленные по президентским периодам, сводятся к следующему.

В первый, горбачевский период реформаторства на рубеже 1980–1990-х гг. в стране произошла либерально-демократическая и одновременно антикоммунистическая революция, осуществившаяся ненасильственным путем при поддержке общества, что привело к краху перестройки, распаду СССР, к крушению государственно -бюрократического социализма и смене модели общественного развития. Во второй, ельцинский период, были проведены радикальные экономические, политические, социальные реформы. Они не привели, как обещали реформаторы, к процветанию России. Вместо обещанного народного демократического капитализма был создан чиновничье-олигархический капитализм. Правда, В.В. Согрин здесь оговаривается, что принципиально другой результат модернизации на этом этапе вряд ли был возможен.

Третий, путинский период, представляет собой самостоятельный вариант модернизации, сочетающий в себе принципы государничества (в политике) и рыночного либерализма (в экономике). Президентское правление В.В. Путина исследователь определяет как реформаторский авторитаризм. Хотя с исторической точки зрения этот вопрос все же остается открытым.

Что же касается характера российской революции новейшего времени, то здесь оценки также различные. Часть ученых и общественных деятелей считают, что в 1990-е гг. в России произошла буржуазная либерально-демократическая революция, направленная против авторитарно-бюрократического режима, тормозившего модернизацию общества. Академик Т.И. Заславская относит к ним В.А. Мау, Е.Т. Гайдара и др. Большая часть ученых характеризует её как социальную что, видимо, наиболее нейтрально с идеологических позиций. Ряд историков классифицируют её более негативно, называя номенклатурной революцией.

Среди российских обществоведов сторонников «революционной концепции» можно назвать: Л.М. Алексееву, М.А. Краснова, И.М. Кляшкина, А.А. Нещагина, Ю.А. Рыжова, Р.Г. Пихоя и др.

Наиболее аргументированным критиком концепции социальной революции в России в 1990-е гг. стала известный ученый, академик РАН Т.И. Заславская. По её мнению, в стране происходила не революция, а кризисная эволюция.

Этот тезис Т.И. Заславская обосновывает это следующими аргументами. Во-первых, новая элита, возглавившая российское общество в начале 1990-х гг., на три четверти состояла из прежней номенклатуры.

Во-вторых, массовые общественные движения не получили большого развития. Поэтому главным субъектом преобразований оставалась верховная власть.

В-третьих, на радикальной базе других социальных революций, как справедливо отмечал И.И. Клямкин, «решались проблемы большинства, а у нас этот вопрос не решался вообще и не решен до сих пор».

В-четвертых, в массовом сознании большинства россиян факт осуществления революции явно отсутствует.

В итоге Т.И. Заславская считает, что Россия «пережила не революцию, а долгую череду недостаточно подготовленных, противоречивых, можно сказать, судорожных реформ и прямых политических мер, вызвавших цепь политических и социально-экономических кризисов. Такой характер развития не соответствует понятиям ни революции, ни великих реформ». И его можно назвать кризисной трансформацией.

Понятие трансформации вошло в обиход общественных наук в 1950–1960-е гг. XX в. Как правило, сущностное значение данного понятия сводится к выражению радикальных структурных перемен, отражающих переход к качественно новому состоянию социальных систем.

Важный вклад в изучение названных дефиниций внес член-корреспондент Национальной академии наук республики Беларусь А.Н. Данилов, выпустив очень интересную работу «Переходное общество: проблемы системной трансформации». В этой работе и сделан ряд серьезных выводов.

Во-первых, теории трансформации как таковой пока не существует.

Во-вторых, А.Н. Данилов настаивает, что «пока происходит трансформация не от низшего к высшему, а от среднего, чреватого пороками и противоречиями к весьма среднему, преимущества которого никак не выявляются и резервы не используются».

С данными теоретическими выкладками белорусского ученого можно спорить, и это еще больше вызывает интерес к исследуемым проблемам.

В контексте рассматриваемых вопросов с Т.И. Заславской солидарен Д.В. Маслов, который считает, что понятие «трансформация» наиболее реально подходит к анализу социальных изменений, происходивших в России на рубеже XX–XXI вв. Преимущества в использовании данного понятия ему видятся в следующем:

Оно (понятие) не несет в себе идеологической нагрузки, чего особенно

трудно избежать, исследуя современную историю;

Понятие трансформации не обнаруживает жесткой детерминации в во просе о причинной связи между состоянием советской системы и её последующими изменениями;

И наконец, концепции трансформации получили определенное признание в науке.

Близкую к трансфомационно-эволюционной концепции высказывает современный исследователь Н.Н. Разуваева. По её мнению, « российская трансформация 1990-х годов не была революционным процессом, а представляла собой направляемую «сверху» кризисную и остро конфликтную общественную эволюцию».

Надо сказать, что в последнее время понятие трансформации употребляется чаще. Его широко применяют ученые, занимающиеся новейшей историей — А.С. Барсенков, О.Н. Смолин, Л.Н. Доброхотов и др.

Не противопоставляет понятия революция и трансформация известный разработчик данной проблематики академик РАН В.В. Алексеев. Он считает, что реформы и революции, знаменующие ключевые повороты исторического процесса, являются механизмами социальной трансформации.

Им также предложена интересная типология социальных трансформаций, включающая социальные трансформации локально-религионального уровня, перестройки институционального уровня, трансформации субсистемного , наконец, системного характера. Именно последние приводят к тотальной перестройке всего общества, радикальному изменению его структуры.

Само понятие трансформации более широкое. Оно может включать в себя другие понятия, такие как реформа, революция, и рассматривать их как вариант трансформации.

Вместе с тем, на наш взгляд, понятие «трансформация», это дефиниция социологии, а не собственно исторической науки. Бесспорно, что закономерности социологии применимы для анализа исторических процессов, поэтому считаем, что и понятия «социальная революция» и «трансформация» правомерно использовать в оценке общественных перемен в России на рубеже XX–XXI вв.

«Историческая оценка событий, произошедших в России в конце XX века как периода глубокой политической, социально-экономической и психологической трансформации общества, еще впереди. Но уже сейчас ряд учених классифицируют их как полномасштабную социальную революцию со всеми её характерными чертами. Радикально изменилась система политических институтов и социально-экономических отношений в обществе, внутри разных социальных групп и элит вскрылись глубокие разногласия по вопросам общественно-государственного устройства, вспыхнула борьба за передел собственности. Проявились обычные для периода революции слабость и неэффективность власти, политическая и финансовая нестабильность. Произошла смена власти. На смену союзной партийно-государственной элите пришла национально - религиональная. Была осуществлена десоветизация форм представительной и исполнительной власти.

Изменились формы собственности в результате разгосударствления и приватизации, что привело к баснословному обогащению элиты, близкой к власти. Все это сопровождалось элементами гражданской войны: вооруженное противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти осенью 1993 г., чеченская война и др. Таким образом, все атрибуты революции — на лицо. Специфика заключается в том, что её можно считать одной из первых революций постиндустриального общества, поэтому она отличалась ограниченным применением насилия, значительными компромиссами с элитами предшествующего режима .

В.В. КИРИЛЛОВ.

Последние материалы раздела:

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....