Отдых военнослужащих в частях постоянной боевой готовности. Постоянная боевая готовность

Понятие о боевой и мобилизационной готовности.

Боевая готовность - это такое состояние Вооруженных Сил, при котором они способны в любой момент и в самых сложных условиях обстановки отразить и сорвать агрессию противника, откуда бы она не исходила и какие бы для этого средства и способы не использовались, в том числе и ядерное оружие .

Боевая готовность - это способность подразделений и частей к приведению в боевую готовность в кратчайшие сроки, в любое время суток, при любых климатических условиях и обстоятельствах и при угрозе применения противником оружия массового поражения.

Приведение воинской части в высшие степени боевой готовности проводится теми командирами (начальниками), которым предоставлено это право Министром обороны Республики Казахстан.

Мероприятия при приведении в высшие степени боевой готовности подразделяются на: боевыеи учебные.

Приведение воинской части в высшие степени боевой готовности проводится в целях подготовки ее к выполнению боевой задачи. При этом выводится в район сосредоточения весь личный состав воинской части с положенным ему вооружением, военной техникой и другими материальными средствами.

Порядок приведения воинской части в высшие степени боевой готовности определяется планом, разрабатываемым штабом под непосредственным руководством командира воинской части и утверждаемым старшим командиром (начальником).

В нем должны быть предусмотрены:

Кто имеет право на приведение части в высшие степени боевой готовности, порядок оповещения подразделений, а также оповещения и сбора офицеров, военнослужащих Вооруженных Сил;

Действия дежурного по воинской части и других лиц суточного наряда;

Район сбора воинской части, пункты сбора подразделений и порядок вывода в них личного состава и военной техники;

Организация комендантской службы при выходе в район сбора или в район сосредоточения.

Проверка боевой готовности проводится в целях проверки подготовки подразделений, умения органов управления части обеспечить выполнение мероприятий при приведении части в высшие степени готовности или выходе части (подразделения) на учения, при стихийном бедствии , для тушения пожара и решения других задач. При этом воинская часть (подразделение) действует согласно разработанному плану с установленными ограничениями.

Все военнослужащие должны твердо знать порядок действий воинской части (подразделения) при приведении в высшие степени боевой готовности, в части их касающейся.

Во всех случаях при объявлении высших степеней боевой готовности личный состав должен действовать быстро и организованно, соблюдая маскировку.

Основные требования, предъявляемые к боевой готовности:

Постоянная готовность подразделений и частей к выполнению боевых задач в установленные сроки;

Поддержание в части и подразделении высокой воинской дисциплины;

Высокое морально-психологическое состояние личного состава;

Высокая полевая выучка личного состава;

Исправность оружия, боевой техники, их постоянная готовность к боевому применению.

Боевая готовность достигается:

1. Организацией и поддержанием службы войск в строгом соответствии с требованием боевых уставов.

2. Тщательным планированием боевой и мобилизационной готовности и своевременным внесением в план необходимых изменений и уточнений.

3. Высокой боевой и полевой выучкой личного состава подразделений, офицеров и штабов.

4. Укомплектованностью соединений, частей и подразделений вооружением, боевой и автомобильной техникой и запасами материальных средств, правильным их содержанием, эксплуатацией и хранением.

5. Целеустремленной работой по идеологическому воспитанию военнослужащих и привитию всему личному составу высоких моральных качеств. Проведением систематических тренировок в действии подразделений и частей по установленным степеням боевой готовности и управлению ими, предельно четким знанием обязанностей всем личным составом.

В Вооруженных Силах РК действует четыре степени боевой готовности:

Боевая готовность - «ПОСТОЯННАЯ» ;

Боевая готовность - «ПОВЫШЕННАЯ» ;

Боевая готовность - «ВОЕННАЯ ОПАСНОСТЬ» ;

Боевая готовность - «ПОЛНАЯ».

Боевая готовность «ПОСТОЯННАЯ» - это такое состояние Вооруженных Сил, подразделений и частей, при котором войска находятся в пункте постоянной дислокации, занимаются повседневной деятельностью, содержатся по штатам и табелям мирного времени и способны в установленные сроки перейти в высшие степени боевой готовности.

Выделенные части и подразделения несут боевое дежурство и выполняют задания согласно планам.

6. В частях и штабах осуществляется круглосуточное дежурство, соединения и части всех родов войск выделенными силами несут боевое дежурство.

7. Боевая техника, вооружение, содержатся в постоянной боеготовности в соответствии с нормами и порядком, установленными приказом, директивами МО РК.

8. Материально-технические средства хранятся на складах или на машинах в готовности к выдаче и вывозу в районы сосредоточения в соединениях и частях сокращенного состава.

9. Боеприпасы, горюче-смазочные материалы и др. материально- технические средства хранятся установленным порядком на складах.

10. Оборудование пунктов приема личного состава и техники содержатся в готовности к погрузке и вывозу в район отмобилизования.

Боевая готовность «ПОВЫШЕННАЯ» - это промежуточное состояние между постоянной боевой готовностью и состоянием военной опасности, вводимая для проведения ряда мероприятий, направленных на сокращение сроков приведения соединений и частей в высшие степени боевой готовности к выполнению поставленных им задач.

При этой степени боевой готовности:

В штабах всех степеней и военкоматах устанавливается круглосуточное дежурство генералов и офицеров из числа руководящего состава.

Устанавливается охрана и оборона в гарнизоне важных объектов, штабов и командных пунктов, выставляются дополнительные посты, организуется патрулирование.

Соединения, части и подразделения, находящиеся на полигонах и в районах учения возвращаются в свои гарнизоны.

По дополнительному распоряжению личный состав вызывается из отпусков и командировок.

Вооружение и боевая техника приводятся в боевое состояние.

Приписной состав, проходящий сборы, автомобильная техника, поставленная из народного хозяйства, задерживаются в войсках до особого распоряжения.

Увольнение лиц, выслуживших сроки действия службы, приостанавливаются.

Войсковые запасы материально-технических средств загружаются в боевые машины и автотранспорт.

Излишествующие запасы (сверх подвижных) материально- технических средств, казарменный фонд, учебная техника и имущество готовятся к передаче.

Время приведения штабов, соединений и учреждений в боевую готовность «повышенная» устанавливается не более 4 часов.

Боевая готовность «ВОЕННАЯ ОПАСНОСТЬ» - это такое состояние, при котором выведенные в районы сосредоточения соединения, части и подразделения в короткие сроки приводятся к выполнению задач в соответствии с их предназначением. Приведение частей и соединений в боевую готовность «Военная опасность» осуществляется по боевой тревоге.

Соединения и части постоянной готовности и органы управления частями связи, охраны и обслуживания доукомплектовываются по штатам военного времени и приводятся в готовность к выполнению боевых задач, а сокращенного состава, кадра и вновь формируемого принимают из запаса организационное ядро и готовятся к отмобилизованию.

При этой степени боевой готовности:

1. Соединения, части всех родов войск по боевой тревоге выходят в район сосредоточения (для каждого соединения, части, учреждения подготавливаются 2 района, удаленные не ближе 25-30 км от пункта постоянной дислокации, один из которых секретный (не оборудованный в инженерном отношении).

2.Время окончания выхода из военных городков с момента объявления боевой готовности не должно превышать:

Из боеготовности «Постоянная»

Из боеготовности «Повышенная»

3.Время приведения соединений, частей в районах сосредоточения в готовность к выполнению устанавливается:

а) без доукомплектования до штатов военного времени:

Из боеготовности «Постоянная»

Из боеготовности «Повышенная»

б) с доукомплектованием до штатов военного времени - не более 12 часов.

4.Время получения, организованного ядра и развертывания пункта приема личного состава (ППЛС) и пункта приема техники (ППТ) не должно превышать 8 часов.

5.Все виды вооружения и боевой техники приводятся в готовность к боевому применению.

6.Личному составу выдаются патроны, гранаты, стальные шлемы, противогазы, дозиметры, противохимические пакеты и аптечки индивидуальные.

7.Увольнение лиц выслуживших установленные сроки действительной службы и очередной призыв молодого пополнения приостанавливается.

Боевая готовность «ПОЛНАЯ» - это состояние наивысшей готовности соединений и частей, выведенных в назначенные районы, выполнивших весь комплекс мероприятий по переводу с мирного на военное положение, включая полное отмобилизование и непосредственную подготовку к боевым действиям, обеспечивающих организованное вступление в бой и успешное выполнение полученной задачи.

При этой степени боевой готовности:

1. Ha командных пунктах осуществляется круглосуточное дежурство полных смен боевых расчетов.

2. Соединения и части сокращенного состава, кадров и вновь формируемые укомплектовываются по штатам военного времени, осуществляется боевое слаживание и приводятся в полную боеготовность.

3. Соединения и части подготавливаются к выполнению задач по оперативному предназначению.

4. Время приведения соединений и частей постоянной готовности

«Полная» - установить:

а) без укомплектования до штатов военного времени.

Из боеготовности «Постоянная»

Из боеготовности «Повышенная»

б) с доукомплектованием до штатов военного времени из боеготовности

«Постоянная» - не более 12 часов

5.Сроки развертывания до штатов военного времени и приведения в боеготовность «Полную» - соединения, части и учреждения сокращенного состава, кадра и вновь формируемые определяются мобилизационными планами.

Боевая готовность «Повышенная», «Военная опасность», «Полная» в Вооруженных Силах вводится Министерством обороны или от его имени Председателем Комитета начальников штабов.

Приведение войск в различные степени боеготовности в зависимости от обстановки могут осуществляться последовательно или сразу в высшие, минуя промежуточные. В боеготовность «Военная опасность», «Полная» войска приводятся по боевой тревоге.

При внезапном нападении на территорию Республики Казахстан право приводить подчинённые войска в боевую готовность «Полная» представляется Министру обороны РК, командирам объединений, соединений и частей, в районах дислокации и в полосе ответственности которых произведено нападение, с немедленным докладом по инстанции.

Боевая готовность подразделений и частей

УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ:- знать, что такое боевая готовность, чем она достигается

Уметь определять степени боевой готовности и ихсодержание действовать при их введении;

Воспитывать способность мобилизовать подчиненных на

поддержание высокой боевой готовности.

Общие организационно- методические указания

Занятие проводится в тактическом классе в составе учебного взвода

Форма проведения- лекция

Занятие начать с объявления темы и учебных целей занятия, проверить подготовленность студентов к занятию и увязать пройденный материал с содержанием настоящего занятия. Для чего в течении 10 мин. провести летучку по теме « Правила ведения рабочей карты командира, сокращенные обозначения, применяемые на картах, схемах и в других документах».

В ходе лекции уделить внимание уяснению обучаемыми понятий, что такое боевая готовность, чем она достигается. Дать под запись степени боевой готовности и их содержание.

В конце занятия подвести итоги, ответить на вопросы, возникшие входе занятия, дать задание на самоподготовку.

Время:2 часа.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ Введение...............................................................................................5 мин.

1. Понятие о боевой готовности. Чем достигается постоянная боевая

готовность подразделений и частей..................................................5 мин.

2. Степени готовности, и их содержание. Обязанности военнослужащего потревоге. Экипировка............................................................10 мин.

3. План подъема подразделения по тревоге. Порядок выхода личного состава в парк, на склад, впунктсбора..................................25 мин.

4. Объем и последовательность выполнения работ по приведениювооружения в боевую готовность...............................................40 мин.

Заключительная часть....................................................5 мин.

Задание на самоподготовку

1. Изучить теоретический материал лекции.

2. Быть в готовности в начале последующего занятия в течении 10 мин. написать летучку по теме «Степени боевой готовности и их содержание».

Литература: Методические пособие по обучению артиллерийских частей и подразделений действиями при приведении их в боевую готовности.

Введение

Кардинальная смена нашим государством своего внешнеполитического курса обусловила ликвидацию противостояния в мире двух примерно равных по военно-стратегическому потенциалу военно-политических группировок. Это послужило причиной определенного ослабления международной напряженности и снижения опасности возникновения войны, позволило говорить об окончании периода «холодной войны». Но в мире еще не сложилось гарантий необратимости позитивных процессов в ослаблении международной напряженности. Далеко еще не устранена возможность нового витка обострения в будущем противоборства государств и их коалиций за достижение своих экономических, политических, социальных и других интересов. Остаться в стороне в этом противоборстве нам, вряд ли, удастся. В этих условиях мы, проводя активную миролюбивую политику, вынуждены в то же время поддерживать свою оборону на уровне современных требований, укреплять боевую мощь Вооруженных Сил. Выполнению этой задачи во многом определяется высокой бдительностью, постоянной боевой готовности соединений, частей, подразделений.

1. ПОНЯТИЕ О БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ. ЧЕМ ДОСТИГАЕТСЯ ПОСТОЯННАЯ БОЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И ЧАСТЕЙ.

Под боевой готовностью военная наука понимает способность частей и подразделений различных родов войск в предельно короткие сроки осуществить всестороннюю подготовку, организованно вступить в бой с противником и при любых условиях обстановки выполнить поставленную задачу.

Боевая готовность- количественное и качественное состояние войск, определяющее степень их готовности в любых условиях обстановки начать решительные боевые действия всеми имеющимися у них силами, средствами и успешно выполнить боевую задачу.

Высокая боевая готовность- главный качественный показатель состояния войск и сил флота. Она определяет степень военной бдительности личного состава, его подготовленности к выполнению боевых задач в любой момент, даже в самых неблагоприятных условиях, в том числе и с применением противником ракетно-ядерного оружия. Такая готовность не может носить временный, сезонный характер или же застыть на каком-то определенном уровне.

В боевой готовности нет и не может быть второстепенного, несущественного. Здесь все имеет свое совершенно определенное значение, все жизненно важно. Это и понятно. Ведь речь идет о святая святых- безопасности нашей великой Родине. И тут не может быть места даже отдельным фактам благодушия и беспечности воинов, малейшего притупления бдительности и недооценок имущества реальной опасности.

Боевая готовность охватывает все новые стороны жизни и деятельности Вооруженных Сил, в ней, как в фокусе, сосредоточены огромные усилия и материальные затраты народа на оснащение армии современным оружием и техникой, сознательность, обученность и дисциплина всех военнослужащих, искусство командного состава и многое другое. Она является венцом воинского мастерства в мирное время, предопределяет победу в войне.

Уровень боевой готовности соединений и частей находится в большой зависимости от:

Боевой подготовки войск в мирное время

Мобилизационной готовности соединений и частей сокращенного состава и кадра

Профессиональной подготовки командиров и штабов

Исправного состояния техники и вооружения

Обеспечности материальными ресурсами

Состояния дежурных средств, находящихся на боевом дежурстве

Основу боевой готовности войск и сил флота составляют высокая боевая выучка личного состава, умение воевать по- современному, добиваться решительной победы над сильным, хорошо вооруженным и обученным врагом. Эти качества формируются и отрабатываются до мастерства в ходе учений, занятий, тренировок, тренажей по тактической, технической, тактико- специальной подготовки.

Овладение наукой побеждать никогда не было простым и легким делом. Теперь, когда огневая и ударная мощь армии и флота неизменно возросла, когда коренным образом изменился характер боя, достигнуть высокой полевой, воздушной и морской выучки стало делом еще более сложным, требующим огромных усилий всего личного состава подразделения, части, корабля, повседневного, напряженного труда каждого воина. Поэтому первостепенная задача в повышении боевой готовности в современной военно- политической обстановке- учиться военному делу настоящим образом. Это означает- с полной отдачей духовных и физических сил изучать вверенное оружие и боевую технику, отрабатывать до высокого мастерства и автоматизма все приемы их применения в различных, в том числе и экстремальных условиях, на отлично выполнять все нормативы.

Речь идет также о необходимости настойчиво и неустанно закаляться физически, воспитывать в себе такие качества, как мужество, стойкость, выносливость, дисциплинированность и исполнительность.

Чтобы по-настоящему овладеть воинским мастерством, солдату, матросу нужно эффективно использовать каждую минуту занятий, учений, активно и решительно действовать в различных видах боя, днем и ночью, в сложных географических, климатических и метеорологических условиях, до предела сокращать время при выполнении учебно-боевых задач и нормативов.

Учиться упреждать противника в открытии огня, поражать его на максимальной дальности при применении им средств радиоэлектронной борьбы, как обычного, так и ядерного оружия. Добиваться, чтобы каждый выстрел, пуск ракеты был поражающим. Вырабатывать прочные навыки практического решения вопросов боевого обеспечения, в том числе и таких, как ведение противоздушной разведки, защита от оружия массового поражения. Все это и есть наглядные показатели боевой готовности, способных одержать победу не числом, а умением. Не следует забывать о том, что успех обычно сопутствует настойчивым, которые не бояться трудностей, не ищут легких путей в овладении боевыми специальностей, считают делом чести заслужить все высшие знаки воинской доблести.

Большую роль в достижении этой цели играет повышение классной квалификации, освоение смежных специальностей, достижение полной взаимозаменяемости на боевом посту, в расчете, экипаже, отделении.

Высококлассные специалисты намного эффективнее используют Боевые возможности вооружения техники. Они редко допускают поломки, быстрее устраняют неисправность, у них шире не только технический, но и тактический кругозор. Поэтому борьба за высокую классность - это элемент борьбы за высокую боевую готовность.

Достижение высокого воинского мастерства - это не пожелание, не просьба, а непреложное требование. Оно продиктовано характером военных приготовлений вероятного противника, возможностями современного оружия. Поэтому противопоставлять противнику нужно отработанное до автоматизма мастерство, такую личную выучку, чтобы не была потеряна не одна секунда, в бою не было ни одного лишнего движения.

Постоянная боевая готовность солдата, матроса немыслима без крепких морально-боевых качеств.По мере развития военного дела усложняются задачи, стоящие перед воинами. Увеличивается их объем, качественно изменяется характер ратного труда, растут морально, морально-психологические и физические нагрузки. А это требует роста сознательности личного состава.

Уровень боевой готовности находится в прямой зависимости от состояния воинской дисциплины, уставного порядка, исполнительности.

Коллективный характер оружия, повышение роли взаимодействия повлекли за собой требования к точности в боевой работе каждого специалиста, четкая организация боевой подготовки, незыблемость расписаний занятий, распорядка дня, уставной порядок воспитывают личный состав в духе обязательности, помогает делать военную службу не только школой боевого мастерства, но и замечательной школой физической закалки, дисциплинированности и организованности, школы мужества. Необходимость крепить дисциплину, поддерживать строгий порядок, сверять каждый свой шаг с уставными требованиями - долг каждого солдата и матроса. Если воин по-настоящему глубоко проникся пониманием огромной личной ответственности, которая возложена на него народом за безопасность священных рубежей Отчизны, то он будет делать все необходимое, чтобы боеготовность постоянно поддерживалась на должном уровне.

Вывод : Не смотря на некоторое потепление отношений между государствами в мире многие страны продолжают наращивать военный потенциал. В создавшейся обстановке Вооруженные Силы России должны поддерживать высокую боевую готовность, необходимую для защиты Отечества.

2. СТЕПЕНЬ БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ. ОБЯЗАННОСТИ ВОЕНОСЛУЖАЩЕГО ПО ТРЕВОГЕ. ЭКИПИРОВКА

В Вооруженных Силах России следующие степени боевой готовности:

1. Боевая готовность«Постоянная»

2. Боевая готовность«Повышенная»

3. Боевая готовность«Военная опасность»

4. Боевая готовность«Полная»

Боевая готовность «постоянная» - повседневное состояние войск, укомплектованность личным составом, вооружением, бронетанковой техникой и транспортом, обеспеченность всеми видами материальных средств и способных в установленный для них срок перейти в боевую готовность «повышенную», «военную опасность» и «полную».

Части и подразделения находятся в местах постоянной дислокации. Организовывается боевая подготовка по плану боевой подготовки, проводятся занятия согласно расписания занятий, строгое выполнение распорядка дня, поддержание высокой дисциплины, все это оказывает значительное влияние на уровень боевой готовности в мирное время.

Боевая готовность «повышенная» - состояние войск при которой они в минимальные короткие сроки могут быть приведены в боевую готовность «военная опасность» и «полную» без выполнения боевых задач.

При боевой готовности «повышенная» выполняется следующий комплекс мероприятий:

Офицерский состав и прапорщики переводятся, при необходимости, на казарменное положение

Отменяются все виды сборов, отпуска

Все подразделения возвращаются в расположение

Техника текущего довольствия снимается с кратковременного хранения

АКБ устанавливаются на технику ТД

Учебно-боевая техника и вооружение загружаются боеприпасами

Усиливается наряд

Устанавливается круглосуточное дежурство ответственных офицеров штабов

Проверяется система оповещения и сигнализации

Прекращается увольнение в запас

Архивы готовятся к сдаче

Оружие и боеприпасы выдаются офицерам и прапорщикам

Боевая готовность «военная опасность» - состояние войск, при котором они готовы к выполнению боевых задач. Сроки приведенияподразделений в боевую готовность «военная опасность» зависят от многих факторов (климат, время года и тд.). Личный состав получает оружие и противогазы. Вся техника и вооружение выводятся в запасной район.

Части сокращенного состава и кадры, которые комплектуются по мобилизационному плану офицерами, прапорщиками, сержантами и солдатами действительной службы, а также личным составом запаса, осуществляют прием организационного ядра, подготовку к выводу техники, вооружения и материальных средств в запасной район, развертывание пунктов приема приписного состава.

В состав организационного ядра входят офицеры кадра и запаса, водители, механики-водители, военнослужащие дефицитных специальностей, крайне необходимых для обеспечения организационного приема приписного состава и техники с народного хозяйства.

Боевая готовность «полная» - состояние наивысшей степени боевой готовности войск, при которой они способны приступить к выполнению боевых задач.

Части сокращенного состава и кадра приступают к приему приписного состава и техники с н/х. Подразделения комплектуются по мобилизационному плану личным составом запаса до полной штатной численности военного времени. Ответственность за качественное комплектование подразделения военнообязанными возлагается на командира и районного военного комиссара, которые обязаны постоянно изучать и знать личный состав, приписанный из запаса. Командир части согласует с военным комиссаром сигналы и порядок отправки команд на пункт приема личного состава.

ППЛС состоит из следующих элементов:

Отделение явки и приема команд

Отделение медицинского осмотра

Отделение распределения

Отделение выдачи средств защиты

Отделение санобработки и экипировки.

До прибытия в подразделение военнообязанные заносятся в штатно-должностные списки и получают соответствующее вооружение.

Поставка недостающей автомобильной техники в подразделение осуществляется непосредственно с предприятий и организаций со штатными водителями.

Для организационного приема техники с н\х вблизи части развертывается пункт приема техники, который состоит из:

Отделение сбора прибывающей техники

Отделение приема техники

Отделение распределения и передачи принятых машин.

После получения личного состава и техники производится боевое слаживание подразделений. Основными задачами боевого слаживания подразделений являются:

Повышение боевой готовности подразделений путем слаживания подразделений и их подготовка к боевым действиям,

Совершенствование личным составом запаса военных знаний и полевой выучки, приобретение твердых практических навыков в выполнении обязанностей,

Привитие командирам практических навыков в умелом руководстве подразделениями.

Боевое слаживание производится в четыре периода.

Первый период - прием личного состава и формирование подразделений. Выполнение упражнения контрольных стрельб из закрепленного вооружения и вождение машин. Слаживание отделений (расчетов). Изучение штатного вооружения и техники.

Второй период: слаживание взводов на тактических занятиях батарей.

Третий период: слаживание батарей на тактических учениях дивизиона.

Четвертый период: тактические учения с боевой стрельбой.

Таким образом, мы видим, что боевая готовность «полная» - состояние наивысшей степени боевой готовности войск.

Степени боевой готовности и порядок действия личного состава включают в себя большое количество мероприятий и жестко регламентированы временем. Ввиду этого каждый военнослужащий должен знать свои обязанности и в совершенстве их выполнять.

По команде дежурного «Рота, подъем, Тревога», каждый военнослужащий обязан быстро подняться, одеться, получить личное оружие: противогаз, ОЗК, вещевой мешок, стальной шлем, теплые вещи (в зимнее время) и действовать согласно боевого расчета. В вещевом мешке должно быть:

Плащ-накидка

Котелок

Фляжка, кружка, ложка

Белье нательное (по сезону)

Портянки

Фурнитура

Бумага для писем, конверты, карандаши

По тревоге военнослужащий доукомплектовывает вещевой мешок туалетными принадлежностями. Приписной состав экипируется на ППЛС в отделении экипировки и санобработки.

3В. ПЛАН ПОДЪЕМА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ТРЕВОГЕ. ПОРЯДОК ВЫХОДА ЛИЧНОГО СОСТАВА В ПАРК, НА СКЛАД, В ПУНКТ СБОРА.

Войска по тревоге с развертыванием частей и подразделений снятием техники и вооружения с хранения, выходом всей техники в районы могут быть подняты только распоряжения командующего войсками округа и выше.

В целях поддержания высокой боевой готовности, командир полка имеет право поднять по тревоге один дивизион (батальон), а командир дивизиона (батальона) - одну батарею (роту).

План подъема по тревоге разрабатывает штаб части на основе решения командира полка на приведение полка в боевую готовность. В дивизионе (батарее) на основании этого плана разрабатывается «График приведения в боевую готовность», в котором отражаются мероприятия и время их проведения на все степени боевой готовности. В батарее (роте), кроме того составляется боевой расчет по вооружению и технике, по личному составу и его экипировке. Успешные действия подразделений возможны только в том случае, если каждый военнослужащий будет твердо знать, умело и добросовестно выполнять требования и обязанности, предусмотренные планом подъема по тревоге, графиком приведения в боевую готовность, боевым расчетом знать свое место, порядок действий при приведении в различные степени боевой готовности. Командиры обязаны уточнять расчеты, распределения техники иобъявлять их ежедневно на вечерних поверках.

В боевых расчетах указывают, кто что делает в случае объявления тревоги. Например, сколько человек и кто именно от роты, какая машина выделяется на погрузку боеприпасов батальона или полка. Или кто из солдат выносит боевые патроны из ружейной комнаты, любое другое имущество роты, кто отвечает за светомаскировку окон и т.д. Сигнал «Тревога» в подразделение поступает по системе оповещения «Шнур» и дублируется по телефону. Система оповещения «Шнур» представляет собой централизованную проводную систему оповещения от дежурного по полку ко всем подразделениям полка. Пульт управления системой «Шнур» находится в комнате дежурного по полку, а в подразделениях звуковое и световое табло оповещения. Это дает возможность оповещать все подразделения одновременно в минимальные сроки.

Приняв сигнал «Тревога», дежурный по роте поднимает весь личный состав (если сигнал поступил ночью) или отправляет для оповещения подразделения посыльных к местам проведения ротных занятий. Оповещает офицеров роты, отправляет к дежурному по части выделяемые от подразделения команды.

В целях организационного выхода подразделения в назначенный район в подразделении существует определенный порядок выхода личного состава. Первыми после подъема получают оружие посыльные и убывают по команде дежурного по роте (батарее) за офицерами, прапорщиками и сверхсрочнослужащими, проживающими за пределами части. Затем оружие получают механики-водители, водители и под командой техника роты (батареи), или командира отделения следуют в парк.

В частях сокращенного состава водители получают АКБ с аккумуляторной и готовят технику, предназначенную на кадровый состав, т.е. снимают ее с консервации.После погрузки материальных средств техника выводитсяв район сосредоточения.

4В. ОБЪЕМ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО ПРИВЕДЕНИЮ ВООРУЖЕНИЯ В БОЕВУЮ ГОТОВНОСТЬ.

При повседневной деятельности частей сокр. состава вооружение, боеприпасы и техника хранятся в парках (хранилищах) складах. Оптические приборы, радиостанции хранятся на складах, АКБ к машинам и к приборам - в отапливаемых помещениях. Для снятия техники с хранения и приведения ее в готовность к боевому применению, на каждый образец вооружения и техники имеется технологическая карта, в которой полностью раскрыт перечень работ, выполняемых при снятии с хранения.

Перечень работ, выполняемых при снятии с хранения гаубицы Д-30

1. Удалить парафинированную и ингибитированную бумагу с уравновешивающего механизма, сектора подъемного механизма, направляющих люльки и опорной прокладки станка.

2. Удалить с казенной части орудия ткань «500» и слой парафинированной и ингибитированной бумаги; снять полихлорвиниловые чехлы с дульной части и прицельных приспособлений; открыть затвор, снять контрольные листы бумаги с дульной и казенной части ствола и удалить бумагу «УНИ» из канала ствола.

3. Очистить канал ствола от смазки. Осмотреть ствол.

4. Произвести неполную разборку затвора, чистку и осмотр его деталей., определить выход бойка ударника. Собрать затвор, проверить его действие в собранном виде.

5. Очистить механизм прицельных приспособлений от смазки, произвести их осмотр. Проверить соответствие установок угломера и отражателя установкам контрольной выверки. Если они отличаются от установок зафиксированных при полной выверке прицельных приспособлений более, чем 0-02, произвести выверку нулевых установок и нулевой линии прицеливания.

6. Проверить состояние и работу приборов освещения («Луч») и т.д.

7. Проверить течь, а при необходимости и количество жидкости в противооткатных устройствах.

8. Проверить крепление боеприпасов в тягачах и подготовить орудия к походу. Проверить экипировки командиров отделений, взводов, батарей и штабов дивизионов. Провести сверку приборов управления огнем в батареях и дивизионе.

9. Для ВУС 030600: в батареях ПТУР, вооруженных боевыми машинами 9П148, осмотреть и проверить работу аппаратуры управления, пакеты направляющих, подъемно-поворотных механизмов, гидроподъемников, электропривода, визира, системы блокировок, источников питания артиллерийской части. БМ. В комплексе9К2 (9К3) проверить целостность корпуса, пульта, приборов и состояние штепсельных разъемов. Проверить чистоту контакта штепсельного разъема аккумуляторных батарей 2ФГ-400 и напряжение батарей. Осмотреть визир 9Ш16 (9Ш19) и проверить работу стойки крепления визира «по-боевому».

10. Аккумуляторы ко всем видам боевой техники и приборы ночного видения привести в рабочее состояние.

11. Боеприпасы орудий учебно-боевой группы загрузить на тягачи.

Снятие машин с хранения

Машины, находящиеся на кратковременном хранении, снимаются по плану эксплуатации. Машины длительного хранения разрешается снимать по специальному письменному распоряжению. О снятии машин с хранения делается отметка в паспорте.

Работы по снятию с хранения в условиях ограниченного времени выполняются в две очереди.

К работам первой очереди относятся работы, позволяющие пустить двигатель и вывести машину из парка:

Снятие с машины чехла из бумаги (брезента) и удаление пломб;

Установка аккумуляторных батарей (отключение проводов подзарядки малыми токами и подсоединение провода «массы» к клеммам аккумуляторных батарей);

Заправка топливных баков и заполнение топливом системы питания;

Заправка системы охлаждения;

Подготовка двигателя к пуску;

Снятие картонных щитов со стекол кабины;

Снятие герметизирующих чехлов с выпускной трубы, воздухоочистителя и генератора;

Провертывание коленчатого вала карбюраторных двигателей вручную;

n пуск двигателя, проверка его работы, включение системы централизованной подкачки шин, доведение давления в шинах до нормы, снятие машин с подставок, освобождение рессор от разгрузочных колодок.

Работы второй очереди выполняются в районе сосредоточения, на остановках или привалах. К ним относятся:

Укладка ковриков на пол кабины;

Очистка инструмента от консервационной смазки и укладка его на место;

После снятия машин с хранения необходимо произвести контрольный пробег.

Таким образом, боевая готовность подразделения складывается из боевой готовности каждого военнослужащего, а боевая готовность части из готовности подразделений. Основное условие боевой готовности полка - боевая слаженность отделений, расчетов, экипажей, взводов, рот (батарей), батальонов (дивизионов).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Подвести итог занятия, сделать краткий опрос слушателей, дать задание на самоподготовку.

Литература:1. Методическое пособие по обучению артиллерийских частей и подразделений при приведении их в боевую готовность.

2. Эксплуатация армейских машин. Стр. 79

Преподаватель подполковникМарчук

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой,

заслушав заключение судьи О.С. Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина И.А. Маркова, установил:

1. Согласно статье 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 данной статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели; при невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску; порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы (пункт 1); боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени; дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением о порядке прохождения военной службы; военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха; порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (пункт 3).

При этом та же статья предусматривает, что военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, дополнительный отдых в соответствии с пунктами 1 и 3 данной статьи не предоставляется (пункт 3.1). Конституционность этого законоположения оспаривается в жалобе гражданина И.А. Маркова, проходившего военную службу по контракту в звании старшего прапорщика в войсковой части 6832, которая, как следует из представленных материалов, с 1 января 2007 года относится к воинским частям постоянной готовности, переведенным на комплектование воинских должностей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

В 2003-2012 годах И.А. Марков, будучи в служебных командировках в Чеченской Республике, Республике Ингушетия и Республике Дагестан, принимал участие в боевых действиях (общий срок его участия в боевых действиях составил 445 суток). С 14 октября 2013 года он был досрочно уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе), и с 1 ноября 2013 года исключен из списков личного состава воинской части.

Полагая, что при увольнении расчет с ним произведен не полностью - не выплачена денежная компенсация взамен предоставления дополнительных суток отдыха за период нахождения в служебных командировках и участия в боевых действиях, И.А. Марков обратился к командиру войсковой части 6832 с заявлением о расчете и выплате данной компенсации, однако в удовлетворении заявления ему было отказано.

Архангельский гарнизонный военный суд решением от 21 января 2014 года, оставленным без изменения апелляционным определением Северного флотского военного суда от 19 марта 2014 года, отказал И.А. Маркову в удовлетворении заявления об оспаривании действий командира воинской части, связанных с изданием приказа об исключении его из списков личного состава воинской части без обеспечения денежным довольствием в полном объеме и с отказом в выплате указанной компенсации. Определением судьи Северного флотского военного суда от 21 мая 2014 года И.А. Маркову отказано в передаче его кассационной жалобы для рассмотрения в заседании суда кассационной инстанции.

В судебных постановлениях, в частности, указывалось, что в соответствии с пунктом 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статьей 221 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495) военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, дополнительный отдых в случае привлечения их к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также участия в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, не предоставляется; поскольку войсковая часть 6832 с 1 января 2007 года отнесена к частям постоянной готовности, отсутствуют основания для предоставления И.А. Маркову дополнительных дней отдыха, а следовательно, исключается и возможность выплаты денежной компенсации за эти дни; кроме того, И.А. Марков, обратившись в суд 9 января 2014 года, пропустил как предусмотренный статьей 196 ГК Российской Федерации общий срок исковой давности в отношении требования о выплате компенсации за период с 2003 года по 9 января 2011 года, так и установленный статьей 256 ГПК Российской Федерации срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании действий должностного лица; каких-либо доказательств уважительности причин пропуска этого срока он не представил.

По мнению заявителя, пункт 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» допускает неравенство военнослужащих, поскольку ставит тех из них, кто проходит военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, в худшее положение по сравнению с иными категориями военнослужащих в вопросах реализации права на дополнительный отдых или получение денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха при привлечении к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, и тем самым противоречит статьям 2, 7, 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1), 55, 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты «в» и «м») Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, в частности в постановлениях от 26 декабря 2002 года № 17-П, от 17 мая 2011 года № 8-П и от 21 марта 2013 года № 6-П, отмечал, что военная служба, заключая контракт о прохождении которой, гражданин реализует конституционное право на свободное распоряжение своими способностями к труду и на выбор рода деятельности, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции.

Особый характер военной службы как отдельного вида федеральной государственной службы обусловлен ее специфическим назначением - защищать государственный суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации, обеспечивать безопасность государства, отражать вооруженное нападение и выполнять задачи в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, что, согласно части первой статьи 26 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», составляет существо воинского долга, предопределяющего содержание общих, должностных и специальных обязанностей военнослужащих.

Соответственно, целями поддержания боеспособности воинских подразделений на высоком уровне, выполнения задач по обеспечению обороны страны и безопасности государства предопределяется и возможность введения особых, отличных от предусмотренных для иных категорий государственных служащих правил прохождения службы, в том числе в части реализации военнослужащими права на отдых.

Вместе с тем, осуществляя в соответствии со статьями 59 (часть 2) и 71 (пункты «м» и «т») Конституции Российской Федерации правовое регулирование отношений, связанных с прохождением военной службы, федеральный законодатель обязан обеспечивать баланс между конституционно защищаемыми ценностями, публичными и частными интересами, соблюдая при этом вытекающие из Конституции Российской Федерации принципы справедливости, равенства и соразмерности, а вводимые им нормы должны отвечать критериям определенности, ясности, недвусмысленности и согласованности с системой действующего правового регулирования.

2.1. Закрепленное в Конституции Российской Федерации право каждого на отдых (статья 37, часть 5), включающее в себя и предусмотренное статьей 24 Всеобщей декларации прав человека право на досуг и разумное ограничение рабочего дня, призвано гарантировать восстановление человеческого организма после нагрузок, связанных с работой (службой), чем не только обеспечивается дальнейшее эффективное исполнение возложенных на лицо трудовых (служебных) обязанностей, но и сохранение физического и психического здоровья человека, интеллектуальное и нравственное развитие личности. Право на отдых создает предпосылки и для реализации иных прав и свобод человека, в частности права на охрану здоровья, права на образование, права на участие в деятельности общественных объединений, прав в сфере физической культуры и спорта и др.

Будучи направленным на обеспечение каждому гражданину возможности восстановить способность к производительному труду или иной общественно полезной деятельности, посредством которой реализуется право на труд, конституционное право на отдых имеет универсальный характер, и особенности военной службы, хотя они и допускают установление специальных правил (механизмов) реализации данного права, тем не менее не предполагают его чрезмерного и некомпенсируемого ограничения.

2.2. Соединения и воинские части постоянной готовности комплектуются военнослужащими, заключившими контракт о прохождении военной службы и тем самым добровольно приступившими к осуществлению соответствующей профессиональной деятельности. Служебные обязанности военнослужащих соединений и частей постоянной готовности направлены на достижение особых результатов боевой подготовки, что позволяет им в любое время незамедлительно приступить к выполнению возложенных на них задач.

Таким образом, само по себе закрепление для данной категории военнослужащих повышенных требований, обусловленных в том числе интенсивностью мероприятий боевой подготовки и влекущих определенные особенности реализации права на отдых, равно как и установление для них специальных правил и форм компенсации при выполнении обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени, т.е. при привлечении к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также участии в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, отличающихся от тех правил и форм компенсации, которые предусмотрены для иных категорий военнослужащих, не означает нарушения их прав и не может рассматриваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации их ограничение.

Определение форм компенсации военнослужащим повышенных нагрузок при необходимости выполнения ими обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени - прерогатива законодателя и уполномоченных им органов исполнительной власти, которые могут для воинских подразделений, выполняющих специальные задачи, предусмотреть в качестве компенсации соответствующие денежные выплаты (например, повышение оклада, особую надбавку или доплату в составе денежного довольствия и др.) или иные предоставления взамен дополнительных дней отдыха, однако в силу универсального характера конституционного права на отдых они не вправе, регламентируя служебное время и время отдыха военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вводить такие правила, которые предусматривали бы выполнение обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени без какой-либо компенсации.

Наличие у органов государственной власти, реализующих полномочия в сфере военной службы, обязанности в той или иной форме компенсировать военнослужащим выполнение обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени ранее уже отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях. Так, применительно к правовой ситуации, связанной с обеспечением военнослужащему права на компенсацию за исполнение им обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в период командировки, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что исключение из Перечня мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих (утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 года № 492), пункта 8, предусматривавшего в числе указанных мероприятий нахождение в служебных командировках, само по себе не означает, что привлечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени может осуществляться без соответствующей компенсации (Определение от 24 июня 2014 года № 1366-О).

3. В целях создания необходимых условий для реализации лицами, проходящими военную службу по контракту, права на отдых федеральный законодатель в статье 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрел ряд положений гарантийного характера, которые закрепляют общую продолжительность еженедельного служебного времени и определяют механизм предоставления им дополнительных суток отдыха как в случае привлечения к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, так и при участии их в боевом дежурстве (боевой службе), учениях, походах кораблей и других мероприятиях, проводимых при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, устанавливая в случае участия в таких мероприятиях также возможность выплаты по просьбе военнослужащего вместо предоставления дополнительных суток отдыха денежной компенсации в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха (пункты 1 и 3).

В исключение из указанных правил военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, согласно пункту 3.1 данной статьи дополнительный отдых в соответствии с пунктами 1 и 3 данной статьи не предоставляется. При этом в силу абзаца первого пункта 4 той же статьи военнослужащим указанных соединений и воинских частей предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно; в соответствии с абзацем вторым данного пункта дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни, а при привлечении их в эти дни к исполнению обязанностей военной службы отдых предоставляется в другие дни недели.

3.1. Оспариваемый заявителем пункт 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был введен Федеральным законом от 26 апреля 2004 года № 29-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленным на создание законодательных основ для перехода к комплектованию соединений и воинских частей постоянной готовности военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и на совершенствование боевой готовности указанных соединений и воинских частей, а фактически - на реализацию положений Федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004-2007 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 года № 523.

С тем чтобы компенсировать указанной категории военнослужащих дополнительные ограничения и нагрузки, обусловленные характером военной службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности, в том числе связанные с участием в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, этим же Федеральным законом пункт 4 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был дополнен положением, согласно которому таким военнослужащим дополнительно выплачивалась дифференцированная надбавка за особые условия боевой подготовки в размере, устанавливаемом Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Тем самым для указанной категории военнослужащих была введена особая форма компенсации в связи с выполнением ими обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени, отличающаяся как от компенсации, предоставляемой в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, при привлечении к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, так и от предусмотренной пунктом 3 данной статьи компенсации за участие в мероприятиях, проводимых при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

Выбор такой формы компенсации, обусловленный особенностями прохождения военной службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности и относящийся к сфере дискреции федеральных органов государственной власти, осуществляющих правовое регулирование военной службы, не может рассматриваться как произвольный и противоречащий конституционному принципу равенства.

3.2. Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно пунктом 6 его статьи 100, пункт 4 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был изложен в новой редакции и не содержал более упоминания о специальном компенсационном механизме для военнослужащих воинских частей постоянной готовности.

В то же время пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 года № 808 «О порядке и размерах выплаты денежных компенсаций вместо ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом и вместо предоставления права на бесплатный проезд к месту использования основного отпуска и обратно, а также выплаты надбавки за особые условия боевой подготовки военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности» предусматривалась выплата дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки, конкретный размер которой устанавливался Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба) в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 февраля 2004 года № 56 «Об установлении ежемесячной надбавки за особые условия боевой подготовки отдельным категориям военнослужащих внутренних войск МВД России» были определены размеры ежемесячной надбавки за особые условия боевой подготовки военнослужащим внутренних войск Министерства внутренних дел России (к которым относился и заявитель). Этот приказ, как следует из его содержания, был издан во исполнение статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 года № 523 «О Федеральной целевой программе «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004-2007 годы», чем подтверждается тождественность установленной им надбавки дифференцированной надбавке за особые условия боевой подготовки.

Таким образом, правовое регулирование, действовавшее в период 2004-2011 годов, предусматривало компенсацию военнослужащим, проходящим службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности, при выполнении обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени посредством установления и выплаты им дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки. Данная надбавка, как указано в ответе на запрос Конституционного Суда Российской Федерации, полученном из войсковой части 6832, ежемесячно выплачивалась И.А. Маркову в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2011 года в размере 3 300 рублей.

3.3. В связи с проведенной в 2011-2012 годах комплексной реформой денежного довольствия военнослужащих и вступлением в силу с 1 января 2012 года Федерального закона от 7 ноября 2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», принятым с целью формирования новой системы денежного довольствия с упорядоченным набором дополнительных выплат, коэффициентов и надбавок к денежному довольствию военнослужащих, подзаконные акты, устанавливавшие надбавки за особые условия боевой подготовки, утратили силу. Между тем подход законодателя, при котором особенности прохождения военнослужащими военной службы по контракту, в том числе особые условия службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности (связанные, помимо прочего, с необходимостью выполнения обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени), подлежат учету при определении размера их денежного довольствия, не изменился.

Так, в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по воинскому званию), месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (дополнительные выплаты), а согласно части 34 той же статьи помимо предусмотренных ею выплат Президент Российской Федерации и (или) Правительство Российской Федерации могут устанавливать иные выплаты в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых военнослужащими.

В качестве одной из дополнительных выплат военнослужащим частью 18 статьи 2 названного Федерального закона предусмотрена ежемесячная надбавка за особые условия военной службы, которая устанавливается в размере до 100 процентов оклада по воинской должности и правила выплаты которой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 1073. Указанная ежемесячная надбавка предоставляется, в частности, военнослужащим, проходящим службу в соединениях (воинских частях, подразделениях) специального (особого) назначения, в разведывательных соединениях (воинских частях, подразделениях) по перечню, утверждаемому государственным органом, и др. Материалы, дополнительно полученные Конституционным Судом Российской Федерации, свидетельствуют о том, что такую надбавку получал и И.А. Марков - в размере 100 процентов оклада по воинской должности (17 500 рублей), а в целом его денежное довольствие в результате проведенного реформирования системы денежного довольствия военнослужащих увеличилось почти в 2,5 раза.

Кроме того, как видно из жалобы и приложенных к ней судебных решений, право на получение денежной компенсации взамен дней отдыха И.А. Марков связывает с участием в боевых действиях в период командировок на территорию Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Между тем за участие военнослужащего в боевых операциях законодательством о военной службе предусмотрены особые компенсационные выплаты в повышенном размере на основании специальных нормативных актов. Так, определенным категориям военнослужащих, в том числе военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту и командированным на территорию Северо-Кавказского региона России, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1174 «О дополнительных выплатах отдельным категориям военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти» (как это было закреплено и ранее действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации») к денежному содержанию предусматриваются дополнительные выплаты. В соответствии со справками Министерства внутренних дел Российской Федерации и войсковой части 6832 о составе денежного довольствия И.А. Маркова в 2012 году за выполнение задач в составе Объединенной группировки войск на территории Северо-Кавказского региона России ему за каждый месяц пребывания в командировке было выплачено дополнительное денежное довольствие в размере, сопоставимом с его месячным денежным довольствием.

Следовательно, нет оснований полагать, что с отменой дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки положение заявителя ухудшилось и что особенности прохождения военной службы в воинской части постоянной готовности остались неучтенными в новой системе денежного довольствия военнослужащих.

4. Таким образом, пункт 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» сам по себе не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя, поскольку - как в системе утративших силу положений нормативных правовых актов, так и в системе действующего правового регулирования - при определении размера денежного довольствия военнослужащих он предполагает учет особых условий службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности, связанных в том числе с необходимостью выполнения обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени.

Разрешение же вопроса о том, в какой степени установленные действующими нормативными правовыми актами надбавка за особые условия службы и иные выплаты, предоставляемые военнослужащим, проходящим службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, компенсируют отмену дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки, как связанное с проверкой обоснованности предусмотренных этими нормативными правовыми актами размеров указанных выплат, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 36, пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Признать жалобу гражданина Маркова Ивана Александровича не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» итогового решения в виде постановления.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Обзор документа

Согласно Закону о статусе военнослужащих контрактники могут привлекаться к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени. Это компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае невозможности такой компенсации предоставляются дополнительные сутки отдыха. Дополнительными сутками отдыха компенсируется и участие в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Вместо этого может выплачиваться компенсация. Однако указанный дополнительный отдых не предоставляется тем, кто служит в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных на комплектование контрактниками.

Конституционность этих положений оспаривал гражданин, который служил в одной из таких воинских частей и которому отказали в выплате компенсации взамен дополнительных суток отдыха. По его мнению, приведенные нормы допускают неравенство военнослужащих.

Конституционный Суд РФ не принял жалобу к рассмотрению, пояснив при этом следующее.

Для контрактников, которые служат в соединениях и воинских частях постоянной готовности, установлены повышенные требования, влекущие определенные особенности реализации права на отдых. Это обусловлено в т. ч. интенсивностью мероприятий боевой подготовки.

Правовое регулирование, действовавшее в 2004-2011 гг., предусматривало для таких военнослужащих дифференцированную надбавку за особые условия боевой подготовки. Заявитель получал ее ежемесячно.

В 2011-2012 гг. была проведена комплексная реформа денежного довольствия военнослужащих. Но и сейчас при определении размера денежного довольствия учитываются особые условия службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности, связанные в т. ч. с необходимостью выполнения обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени.

Так, для контрактников предусмотрена ежемесячная надбавка за особые условия военной службы (до 100% оклада по воинской должности). Данную надбавку получал и заявитель. При этом в целом в результате реформы его денежное довольствие увеличилось почти в 2,5 раза.

Следовательно, нет оснований полагать, что с отменой дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки положение заявителя ухудшилось. И что особенности службы в воинской части постоянной готовности остались неучтенными в новой системе денежного довольствия военнослужащих.

  • Уровень боевой подготовки личного состава;
  • Уровень морально-психологической подготовки военнослужащих;
  • Подготовленность командиров и штабов к предстоящим боевым действиям;
  • Техническое состояние штатной боевой техники и вооружения и его соответствие современным требованиям;
  • Уровень укомплектованности формирований личным составом;
  • Наличие материальных резервов любого плана для ведения боевых действий.

Мероприятия для поддержания боевой готовности

Ниже приводится список внутренних мероприятий в Вооружённых силах для поддержания боевой готовности :

  • Постоянная боевая подготовка по всем её видам обучения:
    • Строевая подготовка;
    • Тактическая подготовка;
    • Физическая подготовка;
    • Огневая подготовка;
    • Инженерная подготовка;
    • Химическая подготовка;
    • И другие виды подготовки;
    • Занятия по боевому слаживанию .
  • Проведение командно-штабных учений (оперативная подготовка);
  • Проведение военных учений;
  • Морально-психологическая воспитательная работа с личным составом;
  • Социально-правовая работа с личным составом и профилактика правонарушений в воинской среде;
  • Работа над мотивацией личного состава (финансовые поощрения и перспективы карьерного роста);
  • Техническое обслуживание боевой техники и вооружений;
  • Постоянный контроль органов контрразведки;
  • Периодическое проведение строевых смотров воинских частей;
  • Периодическая проверка боевой готовности соединений и воинских частей;
  • Поддержание необходимого уровня материальных резервов любого плана для ведения боевых действий.

Внешние условия влияющие на боевую готовность

Боевая готовность Вооружённых сил независимо от принадлежности к государству, зависит от следующих внешних факторов:

  • Достаточное финансирование военного бюджета ;
  • Положительный образ Вооружённых сил в общественном сознании , с целью привлечения кандидатов на воинскую службу;
  • Систематическое перевооружение войск современными типами вооружения и снаряжения;
  • Экономические возможности государства вести длительные полномасштабные боевые действия;
  • Возможности и состояние транспортной системы государства

Степени боевой готовности

В вооружённых силах различных государств устанавливается собственный перечень степеней боевой готовности . Им соответствуют различные режимы функционирования подразделений и воинских частей - из которых они могут приступить к выполнению боевой задачи в определённые сроки, установленные в документальном порядке и закреплённые в служебных инструкциях каждому военнослужащему по занимаемой им должности. При каждой последующей степени боевой готовности , время необходимое к готовности вести боевые действия - сокращается. Высшая степень боевой готовности означает, что конкретное формирование готово немедленно приступить к ведению боевых действий .
К примеру, в ВС СССР существовало 4 степени боевой готовности :

  1. Постоянная - представляла собой обычное повседневное функционирование воинских частей и соединений в мирное время, занятых боевой подготовкой и организацией непосредственного охранения , гарнизонной и караульной службы .
  2. Повышенная - характеризуется следующими мероприятиями: полный сбор личного состава, доукомплектация личного состава, проверка состояния техники и вооружений, занятия по боевому слаживанию, подготовка к передислокации, подготовка материальных резервов и транспорта.
  3. Военная опасность - мероприятия, проводимые после объявления боевой тревоги : выезд формирований в район сосредоточения, получение провизии и средств связи, боеприпасов и средств защиты, организация сторожевого охранения .
  4. Полная - выдвижение войск на позиции, получение боевых задач, развёртывание огневых средств, организация комендантской службы и боевого охранения .

Наименования установленных степеней боевой готовности всегда указывались прописными буквами и не склонялись.

Практический смысл введения степеней боевой готовности имеет две причины:

  1. Очерёдность мер по поэтапному развёртыванию войск, необходимое на развёртывание войск, мобилизацию военнообязанных, подготовку материальных резервов необходимых для ведения боевых действий, расконсервацию боевой техники и вооружения находящегося на складах и т. д..
  2. В том что Вооружённые силы любого государства не в состоянии при любом изменении внешней или внутренней политической обстановки, держать в постоянном напряжении как личный состав, так и мобилизовать на это финансовые и материальные средства.

Специфика степеней боевой готовности для некоторых родов войск

В современную эпоху, ввиду наличия у многих государств ОМП и средств доставки боеголовок дающие возможность внезапного масштабного применения способного в считанные минуты нанести непоправимый урон боевой единице, сухопутные части, авиация и флот должны быть постоянно готовы начать боевые действия. Для того, чтобы обеспечить это, в современных вооружённых силах практически всех государств мира предусматривается поддержание войск в степени постоянной боевой готовности , которая, в свою очередь, обеспечивается благодаря постоянной укомплектованности войск личным составом, вооружением, боеприпасами и прочих средств необходимых для скорейшего вступления в военные действия и выполнения боевых задач .
Но для обеспечения полной безопасности государства, для некоторых родов войск существуют особые степени боевой готовности, в которых периоды поэтапного развёртывания и сроки готовности к ведению боевых действий предельно сжаты, и для них фактически не предусмотрена градация по степеням боевой готовности - поскольку они постоянно находятся в полной боевой готовности :

  • Оперативный дежурный
  • Дежурный по гарнизону
  • Дежурный по части
  • Начальник караула
  • Начальник патруля
  • Дежурный помощник военного коменданта
  • Дежурный по контрольно-пропускному пункту
  • Дежурный по роте /батарее

Понятие об элитных войсках

С целью описать какие-либо войска как находящиеся в более высокой степени боеготовности по сравнению с остальными вооружёнными силами, в современной публицистике используется устойчивое словосочетание «элитные войска ».
К элитным войскам принято относить:

К примеру:
  • 45-й отдельный гвардейский полк специального назначения и т. п.;
  • Военные формирования охраны глав государств в некоторых государствах:
    • Республиканская гвардия Ирака и т. п.;
  • Формирования палубной авиации ;
  • Формирования

Вопрос:

Здравствуйте. Я служу в 15-й отдельной мотострелковой бригаде войсковой части 90600 (поселок Рощинский Самарской области). Бригада сто процентов на контрактной основе, согласно 221 статье внутреннего устава и статье 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (дословно) пункт 3.1. Военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (далее - соединения и воинские части постоянной готовности), дополнительный отдых в соответствии с пунктами 1 и 3 настоящей статьи не предоставляется!

Вопрос - а положена ли мне денежная компенсация за привлечение к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени (полевой выход 3 месяца)? И второй вопрос - если мне не положена денежная компенсация, то не является ли это нарушением моего Конституционного права согласно 2,3 (дискриминация), 5 пункта статьи № 37 Конституции Российской Федерации, Так как, например, контрактник на точно такой же должности в обычной бригаде получает (!) данную денежную компенсацию вместо предоставления дополнительных суток отдыха за привлечение к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Ваш ответ я жду с нетерпением.

С уважением, сержант к/с Тойганбаев Марат Закиржанович

Ответ Начальника управления надзора Главной военной прокуратуры, генерал-майора юстиции Александра Никитина:

Рассмотрев Ваше обращение, сообщаем следующее. С 5 февраля 2013 года Вы проходите военную службу по контракту в войсковой части 90600 в должности командира 1 отделения медицинского взвода. В соответствии с пунктом 3.1 статьи 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статьей 221 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, дополнительный отдых в случае привлечения их к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также участия в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, не предоставляется.

В связи с изложенным оснований для предоставления Вам дополнительных дней отдыха, а, следовательно, для выплаты денежной компенсации за эти дни, не имеется.
В качестве одной из дополнительных выплат военнослужащим частью 18 статьи 2 названного Федерального закона предусмотрена ежемесячная надбавка за особые условия военной службы, которая устанавливается в размере до 100 процентов оклада по воинской должности. Правила ее выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 1073.
В частности, данная ежемесячная надбавка предоставляется военнослужащим, проходящим службу в соединениях (воинских частях, подразделениях) специального (особого) назначения, и иным указанным категориям военнослужащих. Указанная надбавка выплачивается военнослужащим войсковой части 90600, в том числе и Вам.

Таким образом, пункт 3.1 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя, поскольку при определении размера денежного довольствия военнослужащих он предполагает учет особых условий службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности, связанных, в том числе, с необходимостью выполнения обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени.

Аналогичная позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2014 года № 2743-О "По жалобе гражданина Маркова И.А. на нарушение его конституционных прав пунктом 3.1 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Последние материалы раздела:

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....

Что ли Что ли знаки препинания
Что ли Что ли знаки препинания

В пунктуации русского языка существует немало правил, с которыми непросто разобраться. Ведь знаки препинания не только определяют границы фраз и...