Почему расформировывают воинские части. Про воинские знамена и их утрату

формировании воинской части. Ликвидация

войскового хозяйства при расформировании

воинской части.

Формирование воинской части осуществляется на основании директивы Министра Обороны РК, в которой указываются:

    на какую воинскую часть (соединение) возлагается формирование;

    сроки формирования;

    порядок укомплектования личным составом, вооружением, военной техникой и другими материальными средствами;

    порядок выделения земельных участков, казарменно-жилищного фонда и квартирного имущества.

Вновь формируемым воинским частям для размещения личного состава, вооружения, боевой и другой техники и материальных средств выделяется казарменно-жилищный фонд и земельные участки, необходимые для размещения в стационарных условиях и организации учебных центров (лагерей), стрельбищ, полигонов, аэродромов, автомобильных дорог, складов, казарм, парков, танкодромов и других нужд.

Отвод земельных участков производится в соответствии с законом.

Потребность в складской площади для хранения имущества определяется исходя из установленных норм содержания запасов текущего снабжения, неприкосновенных запасов и правил хранения отдельных видов материальных средств.

Помещения для бань, прачечных и хлебопекарен отводятся и оборудуются в тех случаях, когда нет возможности использовать аналогичные объекты других ведомств и коммунальные.

Командиру воинской части запрещается изменять назначение занимаемых зданий (помещений), производить перестройку и перепланировку, перенос или разборку существующих и возведение новых построек без разрешения квартирно-эксплуатационных органов.

Прием казарменно-жилищного и лагерного фонда, коммунальных сооружений и земельных участков, отводимых для воинских частей, производится представителями воинской части и представителями квартирно-эксплуатационных органов района (гарнизона) по актам и описям. Для этой цели приказом начальника гарнизона назначается комиссия.

Вновь формируемая воинская часть в период формирования обеспечивается материальными и денежными средствами частью- формирователем. На самостоятельное обеспечение материальными и денежными средствами вновь формируемая воинская часть переходит после окончания формирования ее служб.

Зачисление на обеспечение производится управлениями регионального командования на основании приказа командующего об окончании формирования и донесений воинской части о полученных в период формирования материальных и денежных средствах.

Для получения необходимых материальных средств распоряжениями соответствующих Департаментов Министерства обороны и Генерального штаба сформированная воинская часть прикрепляется к окружным складам и базам поставщиков.

Офицеры, прибывшие в формируемую воинскую часть для прохождения службы на должностях заместителей командиров и начальников служб, обязаны ознакомиться с директивами и общим планом формирования, а также изучить штатный состав своей части. После этого они разрабатывают, планы работы на период формирования части в планах кроме общих вопросов, предусматриваются комплектования служб и подразделений тыла младшими специалистами, проведенных занятий по специальной подготовке с офицерами и младшими специалистами, распределение и оборудование помещений казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений и подготовка их к работе, заведение дел и документов учета, инструктаж командиров и старшин подразделений о порядке обеспечения личного состава и другие необходимые мероприятия.

Воинская часть (соединение) расформировывается на основании директивы (приказа) вышестоящего командира (командующего), в которой указываются:

    срок расформирования;

    время закрытия текущего счета и окончания обревизования воинской части (соединения)

    порядок передачи личного состава, вооружения, техники и других материальных средств части;

    порядок передачи казарменно- жилищного фонда, коммунальных сооружений, земельных участков и квартирного имущества;

    порядок сдачи дел и документов, подлежащих хранению, и порядок уничтожения дел и документов на месте;

    порядок уничтожения печатей и штампов;

    сроки представления акта ликвидационной комиссии.

Расформирование воинской части и ликвидации войскового хозяйства возлагаются на командира. Командир и его заместитель по тылу остаются в воинской части до завершения ее расформирования и организуют охрану освобождаемых зданий и сооружений военных городков со всем оборудованием и квартирным имуществом до передачи их другой воинской части или квартирно-эксплуатационной части района (гарнизона). Начальники служб остаются в воинской части до завершения ликвидации своих служб.

Для контроля за освобождением установленного порядка расформирования и точным выполнением директивы (приказа) вышестоящего командира (командующего), а также для оказания помощи командиру части при ликвидации войскового хозяйства приказом вышестоящего командира (командующего) назначается ликвидационная комиссия.

Ликвидационная комиссия в своей деятельности подотчетна лицу, назначившему ее, и в своей работе руководствуется действующими законоположениями.

Ликвидационная комиссия обязана:

    проверить фактическое наличие и качественное состояние материальных средств;

    составить ведомость наличия и качественного состояния материальных средств, в которой указать количество числящихся и фактически имеющихся в наличии материальных средств по каждой службе в отдельности, и вывести недостачи и излишки;

    проверить состояние расчетов с поставщиками и состояние претензионных дел;

    проверить правильность погашения записей по книге учета недостач;

    проконтролировать правильность обеспечения материальными и денежными средствами и аттестатами убывающих из состава части подразделений, команд и отдельных военнослужащих;

    проверить правильность состояния заключительных отчетов по всем службам.

Каждая служба расформировываемой воинской части обязана отчитаться за все числящиеся за ней материальные средства перед вышестоящим органом и представить заключительный отчет: наличие материальных средств на первое число отчетного периода, расход материальных средств (с начала отчетного периода по день расформирования), данные о наличии материальных средств на день расформирования.

К заключительному отчету по каждой службе прилагаются:

    выписка из книги учета недостач по незаконченным делам;

    копии аттестатов на имущество, убывшие из воинской части с личным составом и подразделениями;

    перечень незаконченных претензионных дел с приложением копий претензионного материала;

    неиспользованные полностью или частично бланки документов, строго учета (книжки аттестатов, чековые требования и др.);

    объяснительная записка, характеризующая состояние материальных средств службы, учета и отчетности по службе;

    выписка из акта ликвидационной комиссии в части, касающейся каждой отдельной службы.

Заключительный отчет в трехдневный срок рассматривается вышестоящим органом и при отсутствии претензий принимается и выдается справка о принятии отчета.

При наличии недостач, излишков или порчи материальных средств командир части назначает административное расследование, и виновные привлекаются к ответственности в установленном порядке.

После сдачи заключительного отчета и получения справки дела по службам приводятся в порядок и подготавливаются к сдаче в архив или на уничтожение.

Штампы, сургучные и мастичные печати после снятия оттисков и составления акта уничтожаются установленным порядком в присутствии ликвидационной комиссии.

Ликвидационная комиссия по окончании расформирования воинской части составляет в произвольной форме ликвидационный акт.

В акте отдельными разделами указываются: куда и в каком составе (количестве) передан личный состав (военнослужащих срочной службы, прапорщики, офицеры, рабочие и служащие), куда, в каком количестве и состоянии переданы вооружение, боевая техника, имущество и другие материальные средства, а также казарменно-жилищный фонд, коммунальные сооружения, земельные участки, квартирное имущество и оборудование, секретное делопроизводство, документы учета.

К акту прилагаются справки управлений (отделов) регионального командования по каждой службе, а также отдельные акты на переданные или уничтоженные установленным порядком имущество и документы.

Ликвидационный акт составляется в одном экземпляре, утверждается вышестоящим командиром (командующим) и представляется по команде.

размер шрифта

Действующая редакция

ПРИКАЗ Министра обороны СССР от 22-02-77 105 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ВОЙСКОВОМ (КОРАБЕЛЬНОМ) ХОЗЯЙСТВЕ ВООРУЖЕННЫХ... Актуально в 2018 году

2. ЛИКВИДАЦИЯ ВОЙСКОВОГО ХОЗЯЙСТВА ПРИ РАСФОРМИРОВАНИИ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ (СОЕДИНЕНИЯ)

724. Воинская часть (соединение) расформировывается на основании директивы (приказа) вышестоящего командира (командующего), в которой указывается:

Срок расформирования;

Время закрытия текущего счета и окончания обревизования воинской части (соединения);

Порядок передачи личного состава, вооружения, техники и других материальных средств части (соединения);

Порядок передачи казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений, земельных участков и квартирного имущества;

Порядок сдачи дел и документов, подлежащих хранению, и порядок уничтожения дел и документов на месте;

Порядок уничтожения печатей и штампов;

Сроки представления акта ликвидационной комиссии.

725. Расформирование воинской части (соединения) и ликвидация войскового хозяйства возлагаются на командира части (соединения). Командир части (соединения) и его заместитель по тылу остаются в воинской части (соединении) до завершения ее расформирования и организуют охрану освобождаемых зданий и сооружений военных городков со всем оборудованием и квартирным имуществом до передачи их другой воинской части (соединения) или квартирно-эксплуатационной части района (гарнизона). Начальники служб остаются в воинской части (соединении) до завершения ликвидации своих служб.

726. Для контроля за соблюдением установленного порядка расформирования и точным выполнением директивы (приказа) вышестоящего командира (командующего), а также для оказания помощи командиру части (соединения) при ликвидации войскового хозяйства приказом вышестоящего командира (командующего) назначается ликвидационная комиссия.

Ликвидационная комиссия в своей деятельности подотчетна лицу, назначившему ее, и в своей работе руководствуется действующими законоположениями. Расформирование воинской части (соединения) и ликвидация войскового хозяйства осуществляются по плану, разрабатываемому ликвидационной комиссией совместно с командиром воинской части (соединения) и утвержденному командиром (командующим), назначившим эту комиссию.

727. Исходя из объема и содержания работы, ликвидационная комиссия обязана:

Проверить фактическое наличие и качественное состояние материальных средств в воинской части (соединении);

Составить ведомость наличия и качественного состояния материальных средств, в которой указать количество числящихся и фактически имеющихся в наличии материальных средств по каждой службе в отдельности, и вывести недостачи и излишки;

Проверить состояние расчетов с поставщиками и состояние претензионных дел;

Проверить правильность погашения записей по книге учета недостач;

Проконтролировать правильность обеспечения материальными и денежными средствами и аттестатами убывающих из состава воинской части подразделений, команд и отдельных военнослужащих;

Проверить правильность состояния заключительных отчетов по всем службам.

Проверка законности использования воинских перевозочных документов должна быть произведена органами военных сообщений, а в исключительных случаях - ликвидационной комиссией с составлением акта.

728. Каждая служба расформировываемой воинской части (соединения) обязана отчитаться за все числящиеся за ней материальные средства перед вышестоящим органом и представить заключительный отчет.

729. Заключительный отчет должен отражать: наличие материальных средств на первое число отчетного периода, расход материальных средств (с начала отчетного периода по день расформирования), подтвержденный оправдательными документами, данные о наличии материальных средств на день расформирования.

730. К заключительному отчету по каждой службе прилагаются:

Выписка из книги учета недостач по незаконченным делам;

Копии аттестатов на имущество, убывшее из воинской части с личным составом и подразделениями;

Перечень незаконченных претензионных дел с приложением копий претензионного материала;

Неиспользованные полностью или частично бланки документов строгого учета (книжки аттестатов, чековые требования и др.);

Объяснительная записка, характеризующая состояние материальных средств службы, учета и отчетности по службе расформировываемой воинской части (соединения);

Выписка из акта ликвидационной комиссии в части, касающейся каждой отдельной службы.

731. Заключительный отчет по каждой службе в отдельности подписывается председателем ликвидационной комиссии, всеми ее членами, начальником службы и представляется через командира воинской части (соединения) вышестоящему органу - управлению (отделу) военного округа или начальнику службы соединения (если воинская часть материальные средства получала через склады соединения).

732. Начальник вышестоящего органа обязан в трехдневный срок по получении заключительного отчета рассмотреть и при отсутствии претензий принять его и выдать справку воинской части (соединению) о принятии отчета.

При наличии недостач, излишков или порчи материальных средств командир части (соединения) назначает административное расследование и виновные привлекаются к ответственности в установленном порядке.

733. В тех случаях, когда воинская часть (соединение) прекращает свое существование в связи с переформированием в другую воинскую часть (соединение), передача материальных средств производится применительно к правилам передачи, установленным для расформировываемых воинских частей (соединений), но без составления заключительных отчетов по службам. Передача в этом случае оформляется актом, в котором дается характеристика состояния учета и отчетности по каждой службе в отдельности и указывается соответствие фактического наличия материальных средств данным учета. Акт представляется вышестоящим органам.

734. После сдачи заключительного отчета и получения справки от вышестоящего органа о передаче материальных средств начальники служб воинской части (соединения) приводят в надлежащий порядок дела по службам и подготавливают их к сдаче в архив или на уничтожение.

735. Вся документация расформировываемой воинской части (соединения), подлежащая хранению в архиве, сдается в установленном порядке. Остальные документы уничтожаются путем сожжения с оформлением акта.

736. Штампы, сургучные и мастичные печати после снятия оттисков и составления акта уничтожаются установленным порядком в присутствии ликвидационной комиссии.

737. Ликвидационная комиссия по окончании расформирования воинской части (соединения) составляет в произвольной форме ликвидационный акт.

В ликвидационном акте отдельными разделами указывается: куда и в каком составе (количестве) передан личный состав (солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики, мичманы, офицеры, рабочие и служащие); куда, в каком количестве и состоянии передано вооружение, боевая техника, имущество и другие материальные средства, а также казарменно-жилищный фонд, коммунальные сооружения, земельные участки, квартирное имущество и оборудование, секретное делопроизводство, документы учета.

К акту прилагаются справки управлений (отделов) военного округа по каждой службе, а также отдельные акты на переданное или уничтоженное установленным порядком имущество и документы.

Кроме того, к ликвидационному акту прилагается справка о сдаче обеспечивающему органу неиспользованных бланков и копий воинских перевозочных документов, которым не истек срок хранения, а также отчет и акт последней проверки воинских перевозочных документов.

738. Ликвидационный акт составляется в одном экземпляре, утверждается вышестоящим командиром (командующим) и представляется по команде.

В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 23, ст. 2750; 2009, № 15, ст. 1779; 2010, № 19, ст. 2291; 2016, № 18, ст. 2499) приказываю:

2. В своей деятельности воинские части руководствуются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны, в том числе Единым типовым уставом.

3. Учредителем воинской части является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя воинской части осуществляет Министерство обороны.

4. Полномочия собственника имущества осуществляет Министерство обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Права юридического лица воинская часть приобретает с момента внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.

6. Воинская часть имеет печать установленного образца, иные необходимые для уставной деятельности печати и штампы, бланки со своим наименованием, от своего имени приобретает и осуществляет гражданские права, несет гражданские обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.

7. Для учета операций, осуществляемых воинской частью в рамках бюджетных полномочий, в территориальном органе Федерального казначейства открываются лицевые счета, а при наличии разрешения, выданного в установленном порядке, - счета в учреждениях Центрального Банка Российской Федерации или иных кредитных организациях.

8. Организационная структура воинской части определяется штатом воинской части, утверждаемым в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

9. Воинская часть выполняет работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и обеспечивает защиту указанных сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Сведения о наименовании, месте нахождения, филиалах и представительствах воинской части указываются в Едином государственном реестре юридических лиц.

II. Предмет, цели и виды деятельности воинской части

11. Предметом и целями деятельности воинской части является выполнение задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, по подготовке к вооруженной защите и вооруженной защите Российской Федерации.

12. Воинская часть с учетом функциональной принадлежности осуществляет деятельность в области обороны, в том числе:

поддержание постоянной боевой и мобилизационной готовности;

организация и осуществление боевого дежурства, подготовка и проведение учений, тренировок и иных мероприятий в соответствии с утвержденными планами и в порядке, установленном в Министерстве обороны;

охрана и оборона важных государственных и военных объектов, объектов на коммуникациях и специальных грузов;

подготовка к проведению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, а также их осуществление;

участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и восстановление объектов специального назначения;

участие в обеспечении режимов военного и чрезвычайного положения;

использование, размещение вооружения, военной техники и другого военного имущества, а также обеспечение их сохранности;

организация и осуществление всех видов боевого, технического, тылового, финансового и правового обеспечения;

осуществление образовательной деятельности по основным образовательным программам (основным программам профессионального обучения) и дополнительным образовательным программам (дополнительным профессиональным программам);

осуществление медицинской деятельности;

участие в отражении агрессии против Российской Федерации и ее союзников, нанесении поражения войскам (силам) агрессора, принуждении его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и ее союзников;

участие в исследованиях и экспериментальных разработках, связанных с применением радиоактивных и химических веществ;

участие в контроле за соблюдением Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

13. Воинская часть осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие приносящие доход виды деятельности:

разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация вооружения и военной техники, а также реализация продуктов утилизации вооружения и военной техники;

разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом;

деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом, воздушным транспортом, автомобильным транспортом;

погрузочно-разгрузочная деятельность;

предоставление железнодорожных путей необщего пользования и оказание услуг по подаче, расстановке, перемещению, уборке вагонов на железнодорожных путях необщего пользования;

деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом;

сбор, хранение лома черных, цветных металлов;

образовательная деятельность по основным образовательным программам (образовательным программам дошкольного образования, основным программам профессионального обучения) и дополнительным образовательным программам (дополнительным профессиональным программам);

оказание услуг в области защиты информации;

деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения;

подготовка и сдача лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней предприятиям-переработчикам в соответствии с заключенными договорами и распорядительными документами органов военного управления.

Доходы, полученные воинской частью от приносящей доход деятельности, поступают в федеральный бюджет.

Право воинской части осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается при окончании действия разрешения (лицензии).

14. Воинская часть с учетом своей функциональной принадлежности может осуществлять иные виды деятельности на основании приказа Министра обороны Российской Федерации.

III. Организация деятельности и управление

15. Воинскую часть возглавляет командир, компетенция, порядок назначения на должность и освобождения от должности, порядок деятельности и ответственность которого определяются законодательством Российской Федерации, правовыми актами Министерства обороны.

16. Командир воинской части:

отвечает за постоянную боевую и мобилизационную готовность воинской части, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние личного состава и безопасность военной службы, внутренний порядок, планирование и выполнение мероприятий по защите государственной тайны, обеспечение режима секретности, состояние и сохранность вооружения, военной техники и другого военного имущества;

управляет воинской частью на принципах единоначалия;

несет персональную ответственность за выполнение воинской частью возложенных на нее задач и функций;

осуществляет материальное, техническое, финансовое, правовое, бытовое и медицинское обеспечение;

осуществляет руководство войсковым хозяйством воинской части и участвует в обеспечении воинской части совместно с соответствующими органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации материальными средствами по установленным нормам;

представляет интересы воинской части в организациях, государственных органах и судах;

несет ответственность за организацию ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и хранения документов бухгалтерского учета;

несет ответственность за несоблюдение требований бюджетного законодательства Российской Федерации;

устанавливает обязательный для соблюдения регламент служебного времени;

контролирует выполнение подчиненными подразделениями, военнослужащими, работниками возложенных на них задач, функций и обязанностей;

издает в пределах своей компетенции приказы и иные правовые акты, касающиеся деятельности воинской части, контролирует их выполнение;

заключает в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственные контракты, иные договоры (соглашения), подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, от имени Российской Федерации;

обеспечивает своевременную и в полном объеме выплату личному составу денежного довольствия (заработной платы) и иные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, безопасные условия труда, меры социальной защиты подчиненного личного состава;

реализует иные полномочия, предоставленные законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми и правовыми актами Министерства обороны, а также актами вышестоящего командира.

17. Взаимоотношения командира и личного состава из числа военнослужащих регулируются общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495 , и нормативными правовыми актами Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе.

Взаимоотношения командира и работников, возникающие на основе договора (контракта), регулируются трудовым законодательством Российской Федерации и коллективным договором.

18. Коллективные трудовые споры (конфликты) между командованием воинской части и трудовым коллективом рассматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

IV. Имущество и финансовое обеспечение

19. Имущество закрепляется за воинской частью на праве оперативного управления или предоставляется ей в безвозмездное пользование собственником имущества.

20. Имущество воинской части находится в федеральной собственности.

21. Воинская часть в отношении закрепленного за ней на праве оперативного управления имущества осуществляет права владения, пользования им в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника имущества и назначением имущества.

Воинская часть не вправе без согласия собственника имущества отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, переданным ей в безвозмездное пользование или закрепленным за ней собственником имущества, а также приобретенным этой воинской частью за счет денежных средств, выделенных ей собственником имущества на приобретение такого имущества.

Не допускается совершать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за воинской частью на праве оперативного управления, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных воинской части из федерального бюджета, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

22. Земельные участки предоставляются воинской части в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

23. Контроль за использованием имущества, предоставленного воинской части в безвозмездное пользование или находящегося в оперативном управлении воинской части, осуществляется собственником имущества.

24. Собственник имущества, закрепленного за воинской частью, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вооружение, военная техника и иное имущество, находящееся в оперативном управлении воинской части, при необходимости решения задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, может изыматься и передаваться другим воинским формированиям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

25. Финансовое обеспечение деятельности воинской части осуществляется за счет средств федерального бюджета на основании бюджетной сметы.

26. Воинская часть в установленном порядке осуществляет бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, администратора доходов бюджета и администратора источников финансирования дефицита бюджета.

27. Воинская часть ведет бухгалтерский (бюджетный) учет, составляет и представляет бухгалтерскую (финансовую), статистическую и иную отчетность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

28. Воинская часть отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть обращено взыскание. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам воинской части от имени Российской Федерации несет Министерство обороны.

V. Реорганизация и ликвидация

29. Реорганизация (ликвидация) воинской части осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

30. Решение о реорганизации (ликвидации) воинской части принимается Министром обороны Российской Федерации.

31. Реорганизация (ликвидация) воинской части, созданной в качестве юридического лица, осуществляется в случае переформирования (расформирования) объединения, соединения или воинской части.

32. Ликвидация воинской части считается завершенной, а воинская часть - прекратившей свое существование в качестве юридического лица с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

VI. Контроль за деятельностью воинской части

33. Контроль за деятельностью воинской части осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны, в том числе путем проведения инспекторских, итоговых и контрольных проверок, ревизий финансово-хозяйственной и других видов деятельности уполномоченными должностными лицами.

34. Внутренний контроль за деятельностью воинской части и ее структурных подразделений осуществляют командир и иные уполномоченные должностные лица воинской части. Для проверки деятельности воинской части и подчиненных подразделений командиром воинской части создаются комиссии, действующие на основании положений о них, утверждаемых командиром воинской части.

_____________________________

* Далее в тексте настоящего приложения, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Единый типовой устав управлений объединений, управлений соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, созданных в качестве юридических лиц, - Единым типовым уставом; Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны; управления объединений, управления соединений, воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, созданные в качестве юридических лиц в форме федеральных казенных учреждений с наименованиями, состоящими из слов «Войсковая часть» и пятизначного числового обозначения, - воинскими частями.

** Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 47 (1 ч.), ст. 5749; 2008, № 43, ст. 4921; 2011, № 4, ст. 572; 2011, № 18, ст. 2595; 2011, № 31, ст. 4714; 2013, № 3, ст. 171; 2014, № 27, ст. 3754; 2015, № 13, ст. 1909.

Обзор документа

Утвержден единый типовой устав управлений объединений и соединений, а также воинских частей ВС РФ, созданных в качестве юрлиц. Он является учредительным документом юрлиц, создаваемых в форме федеральных казенных учреждений.

Уже существующие воинские части будут использовать устав при внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, а вновь созданные воинские части - представлять при регистрации юрлица.

В уставе определены предмет, цели и виды деятельности воинской части, закреплены положения об управлении имуществом и финансовом обеспечении. В разделе об организации деятельности и управлении перечислены полномочия командира воинской части. Урегулированы вопросы реорганизации и ликвидации, а также контроля за деятельностью воинской части.

Наличие отдельного устава для конкретной воинской части не предполагается.

В настоящей статье автором будет проанализирована сложившаяся в настоящее время ситуация с переформированием военных организаций при переходе Вооруженных Сил Российской Федерации к новой структуре, к новому облику, а также законность увольнения при этом лиц гражданского персонала в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации - далее ТК РФ).

Поводом для написания настоящей статьи послужила неопределенность в вопросе правового положения воинской части (иной военной организации)*(1) после завершения мероприятий по ее переформированию.

Как известно, с конца 2008 г. Вооруженные Силы Российской Федерации в очередной раз подвергаются реформированию. В середине октября 2008 г. Министр обороны Российской Федерации изложил на коллегии Министерства обороны Российской Федерации, свое видение реформы армии. Одним из элементов изменения перспективного облика Вооруженных Сил Российской Федерации является переход на трехзвенную систему военного управления: округ - оперативное командование - бригада.

Вооруженные Силы Российской Федерации, исходя из принципов единоначалия и централизации, имеют строго определенную систему подчинения и состоят из различных военных организаций. Согласно ст. 11 Федерального закона "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона "Об обороне" личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала. Лица гражданского персонала вносят весомый вклад в поддержание боеготовности и обеспечение повседневной деятельности войск.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О штатной численности Вооруженных Сил Российской Федерации" от 1 января 2008 г. N 1 с 1 января 2008 г. штатная численность Вооруженных Сил Российской Федерации установлена в количестве 2 019 629 единиц, в том числе военнослужащих - 1 134 800 и лиц гражданского персонала - 884 829 единиц. Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1878сс с 1 января 2016 г. штатная численность Вооруженных Сил Российской Федерации определена в количестве 1 884 829 единиц*(2), при этом количество лиц гражданского персонала осталось прежним, сокращению подлежит лишь количество воинских должностей.

Выполнить требование Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации о проведении сокращения в Министерстве обороны Российской Федерации было решено на четыре года ранее установленного срока: не к 2016 г., а к 2012 г.*(3) В связи с этим в Министерстве обороны Российской Федерации было принято решение о сокращении количества воинских частей. Если в Сухопутных войсках в 2008 г. насчитывалось 1 890 воинских частей, то после того, как армия окончательно перейдет на новый облик, там останется 172 части и соединения, т.е. Сухопутные войска "ужмут" практически в 11 раз. Примерно такая же участь ожидает другие рода и виды Вооруженных Сил. В Военно-Воздушных Силах из 340 частей останется 180. Военно-Морской Флот сократится почти вдвое - с 240 до 123 частей. Ракетные войска стратегического назначения "похудеют" чуть-чуть - с 12 до 8 частей, "космонавты" и десантники еще меньше - с 7 до 6 и с 6 до 5 воинских частей соответственно*(4).

В целях реализации указанных планов в штабы многих воинских частей и учреждений в 2009-2010 гг. были разосланы директивы о переходе на новые штаты. При этом, требования такого рода директив были по небрежности или специально сформулированы специфическим "военным языком", что породило множество разночтений и споров.
Ниже рассмотрим судьбу одного судебного спора, связанного с увольнением работницы военной организации, находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (в связи с ликвидацией организации).
Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению судебного спора, приношу свои извинения всей судебной системе Российской Федерации за категоричные высказывания, приведенные в настоящей статье. Это объясняется несогласием автора с правовой позицией Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации относительно происходящих в настоящее время структурных изменений организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и, как следствие, нарушением установленных ТК РФ прав работников указанных организаций. Принимаемые в последнее время судебные постановления, в том числе и высшими судебными инстанциями, заставляют меня усомниться в их законности, обоснованности и справедливости. В частности, приведенное в настоящей публикации мнение одного из судей Верховного Суда Российской Федерации, отраженное им в одном из своих определений по конкретной надзорной жалобе уволенного работника одной из воинских частей, позволяет сделать вывод о том, что судья, отказывая в истребовании соответствующего дела, вопреки требованиям ст.ст. 8 и 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), руководствовался не законом, а негласным указанием никому не известного "всесильного" должностного лица о том, чтобы ни в коем случае не создавать судебного прецедента об удовлетворении требований бывших работников военных организаций о восстановлении на работе при их увольнении в связи с "изменением облика Вооруженных Сил Российской Федерации".

При этом, следует отметить, что настоящая статья является сугубо личным мнением автора, которое, как и отдельные судебные постановления, также может быть ошибочным. В этом случае я готов признать "безосновательность" своих нижеприведенных аргументов, но только при условии обоснованного с позиции исключительно права (а не целесообразности и политики двойных стандартов) опровержения моих доводов.
Итак, бывшая работница одной из воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации обратилась в районный суд с исковым заявлением о восстановлении на работе и компенсации морального вреда в связи с незаконным увольнением. В обоснование требований в заявлении были указаны следующие обстоятельства:
В августе 2007 г. работнице войсковой части (отдельный батальон дивизии) был предоставлен отпуск по беременности и родам, а впоследствии - отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В период нахождения в указанном отпуске данная работница была уволена в связи с ликвидацией военной организации (отдельного батальона дивизии), так как с 1 июня 2009 г. отдельный батальон дивизии как самостоятельная войсковая часть прекратил свое существование и вошел в состав вновь сформированной на базе указанной дивизии бригады.

Здесь следует сделать небольшое отступление и пояснить для читателей, не связанных с армейской спецификой, терминологию.
В России к воинским формированиям относятся: подразделения, воинские части, соединения, объединения.

Дивизия - отдельная воинская организация, основное тактическое соединение в различных видах Вооруженных Сил и родах войск. Дивизия состоит из полков или батальонов, а также частей и подразделений различных родов войск и специальных войск*(5).
Бригада как отдельное воинское формирование может выступать в качестве соединения (в случае, если в его состав входят отдельные воинские части) и в качестве воинской части (в случае, если она состоит из не обладающих признаками самостоятельности подразделений - батальонов, рот и пр.). В Сухопутных войсках бригада состоит обычно из нескольких батальонов (дивизионов) и подразделений специальных войск*(6).
Батальон может выступать в качестве самостоятельной воинской организации и в качестве структурного подразделения воинской части или соединения. Таким образом, батальон может организационно входить как в бригаду, так и в дивизию, а также быть самостоятельной воинской частью (отдельный батальон). Батальон в составе соединения не является самостоятельной военной организацией и выступает в качестве структурного подразделения воинского формирования (полка, дивизии, бригады).
Разъяснение специфической армейской терминологии необходимо для понимания сущности происходящих трансформаций при реформировании воинских организаций. В рассматриваемом случае тот батальон, где работала истица, до 1 июня 2009 г. был отдельным и являлся самостоятельной воинской частью в структуре военной организации государства. С 1 июня 2009 г. этот батальон и некоторые другие воинские части дивизии были расформированы, но с того же дня на их базе была создана бригада. Причем номер вновь сформированной войсковой части бригады остался тем же, что и у ее предшественницы - расформированной дивизии. На том же самом месте остались служебные кабинеты, здания, сооружения бывшей дивизии, которые с указанной даты были закреплены за созданной на месте дивизии бригадой. На прежнем месте осталась и военная техника. Личный состав новой бригады стал исполнять практически те же функции, что и при прохождении службы (работы) в частях дивизии. Финансовые лицевые счета, по которым финансировалась ранее из федерального бюджета дивизия с подчиненными ей частями, были переданы новой бригаде. Поэтому, делала вывод заявительница, произошла не ликвидация военной организации - отдельного батальона, где она ранее работала, а ее реорганизация.
Кроме того, как указывала истица, ни ее бывший работодатель - отдельный батальон, ни старший орган военного управления - дивизия не имели статуса юридических лиц. Вновь сформированная бригада также не является юридическим лицом. Поэтому в качестве ответчиков истица указала своего бывшего работодателя, вновь сформированную из частей бывшей дивизии бригаду и само юридическое лицо, куда организационно входили все указанные воинские части, - управление военного округа.
Поскольку истица не являлась военнослужащей, а нарушение ее трудовых прав не было связано с незаконным привлечением ее к юридической ответственности, незаконным применением в отношении ее мер пресечения, то к рассматриваемым правоотношениям не применяются правила о подсудности по выбору истца (ст. 29 ГПК РФ). Поэтому заявление было направлено в районный суд по месту нахождения ответчиков.
Суд первой инстанции установил факт нарушения командованием порядка увольнения работника. Но одновременно суд пришел к выводу о том, что "на момент рассмотрения дела войсковая часть - работодатель расформирована (ликвидирована), то есть восстанавливать истицу на работу некуда. Таким образом, требования истца о восстановлении на работе удовлетворению не подлежат".
Как видно, суд счел тождественными словосочетания "расформирование войсковой части" и "ликвидация войсковой части". А поскольку расформированный отдельный батальон не обладал статусом юридического лица, то суд сделал вывод, что в данном случае произошла ликвидация структурного подразделения юридического лица - управления военного округа. И поэтому сослался в решении на ч. 4 ст. 81 ТК РФ - в случае прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенного в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками этого подразделения производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации.
При рассмотрении данного спора в суде второй инстанции по кассационной жалобе истицы областной суд указал, что "данных о том, что войсковая часть, в которой работала истица, полностью ликвидирована, в материалах дела нет. Имеющаяся в материалах дела выписка из перечня организационных мероприятий, проводимых в Сухопутных войсках в 2009 г., подписана командиром бригады, который согласно пояснениям представителей ответчиков не имеет отношения к расформированному батальону. Следовательно, ответчиком не были представлены надлежащие доказательства того, что им были совершены действия по ликвидации батальона, как того требуют положения статей 62-63 ГПК Российской Федерации, а судом первой инстанции надлежащая оценка данным обстоятельствам не дана". Поэтому суд второй инстанции отменил вынесенное ранее по данному делу решение и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Однако в районном суде по результатам нового рассмотрения снова было вынесено решение об отказе в удовлетворении требований о восстановлении на работе. В основу решения суда были положены справки, выданные самим же ответчиком - управлением военного округа:
- о том, что при ликвидации (расформировании) батальона правопреемник по трудовым отношениям не назначался. Там же было указано, что ведомственными нормативными актами Министерства обороны Российской Федерации не предусмотрено правопреемство по трудовым отношениям при ликвидации (расформировании) воинских частей;
- о том, что архивные документы расформированного батальона приняты на хранение в архив штаба округа, в том числе ликвидационный акт.
Суд первой инстанции опять счел факт ликвидации военной организации доказанным. В решении суда было указано: "Доводы истца о том, что войсковая часть - бригада является правопреемником войсковой части батальона, не обоснованны, поскольку ничем не подтверждаются".
Довольно-таки странный вывод, по мнению автора, - возложить бремя доказывания и обоснования вида и сущности организационно-штатных мероприятий на истца.
В последующих жалобах на вынесенное судом решение были указаны следующие доводы о его незаконности.
Согласно разъяснениям, приведенным в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами Трудового кодекса Российской Федерации" от 17 марта 2004 г. N 2, обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения исков о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми расторгнут в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), обязанность доказать которое возлагается на ответчика, в частности, является действительное прекращение деятельности организации. Основанием для увольнения работников по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ может служить решение о ликвидации юридического лица, т.е. решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке (ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, во-первых, бремя доказывания действительности ликвидации воинской части - работодателя и отсутствия факта правопреемства должно быть возложено на ответчиков. Доказательств ликвидации войсковой части в деле действительно нет (кроме справки, составленной самой же организацией-ответчиком, и письма также от ответчика). А ликвидационный акт суд упорно истребовать не желал. Именно поэтому факт ликвидации военной организации доказанным не является.
Во-вторых, ликвидация организации возможна только без правопреемства. В рассматриваемом случае отдельный батальон перестал быть самостоятельным воинским формированием и вошел в состав бригады. Вместе с батальоном в состав бригады вошли и закрепленные ранее за этим батальоном материальные средства, имеющиеся у него вещные права и обязательства имущественного характера. Само же юридическое лицо - управление военного округа как существовало до проведения организационных мероприятий, так и осталось существовать после них. Поэтому, по мнению автора настоящей статьи, в данном случае имеет место реорганизация батальона путем присоединения его к вновь формируемой бригаде.
В свое время Верховный Суд Российской Федерации уже указывал, что необходимым условием правильного рассмотрения судами исков работников, уволенных администрацией по п. 1 ч. 1 ст. 33 КЗоТ (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), является выяснение того, в какой форме (ликвидации или реорганизации) прекратило свою деятельность предприятие (или организация), в котором это лицо работает. Верховный Суд признал незаконным увольнение работницы в связи с ликвидацией организации при фактическом переформировании филиала института в самостоятельный институт*(7).
Кроме того, ведомственными нормативными актами предписано производить расформирование воинских частей с указанием правопреемников. Такие требования содержатся в приказах Министра обороны Российской Федерации "О порядке увольнения работников при передислокации (выводе) воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации и выплате им пособий и компенсаций" от 5 октября 1992 г. N 170 и "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" от 25 марта 2000 г. N 145.
Сформированное законодателем в п. 3 ст. 11.1 Федерального закона "Об обороне" положение, согласно которому в случае переформирования (расформирования) объединения, соединения или воинской части Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется реорганизация (ликвидация) соответствующего юридического лица, содержит дефекты юридической техники. В указанной статье Закона речь идет лишь о военных организациях, являющихся юридическими лицами. Кроме того, неясно, всегда ли происходит ликвидация юридического лица, если в распорядительном документе о проведении организационных мероприятий указано о расформировании воинской части, или такая ликвидация только возможна, допускается.
Рассматривая кассационную жалобу повторно, областной суд по тем же самым доводам и обстоятельствам не усмотрел в решении суда первой инстанции каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, решение суда оставил без изменения. Более того, суд кассационной инстанции в кассационном определении указал: "из материалов дела усматривается и подтверждается в полном объеме обстоятельство ликвидации войсковой части, где работала истица, без наличия правопреемника". Между тем в материалах дела, несмотря на доводы кассационных и надзорных жалоб, отсутствовал, на взгляд автора настоящей статьи, самый необходимый для правильного разрешения спора документ - ликвидационный акт батальона. Отсутствовали в материалах дела и ликвидационный баланс, отдельный акт на переданные установленным порядком статьи бухгалтерского баланса.
В соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. И если ликвидационный акт является документом строгой отчетности, имеет подписи незаинтересованных членов комиссии, скреплен печатями, то письмо в суд о проведении ликвидации батальона без правопреемства поступило именно от ответчика по делу - от управления военного округа, заинтересованного в вынесении в его пользу решения суда. Следовательно, при разрешении данного спора в основу решения суда легло недопустимое доказательство - справка самого ответчика, при неисследовании ликвидационного акта.
Впоследствии надзорная инстанция областного суда оставила надзорную жалобу без удовлетворения.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации истице также было отказано в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации. Как указано в данном определении: "Доводы надзорной жалобы направлены на переоценку исследованных судом доказательств и обстоятельств, установленных на основании этой оценки. Между тем надзорная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела, а также переоценивать доказательства, исследованные судом первой либо кассационной инстанции".
Действительно, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ). И если недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, является основанием для отмены незаконного и/или необоснованного решения суда при рассмотрения дела в кассационном порядке (ст. 362 ГПК РФ), то вопрос о применении данной нормы в суде надзорной инстанции законодатель обошел стороной. Следовательно, у суда надзорной инстанции почти всегда имеется возможность отказать в пересмотре дела по мотиву отсутствия полномочий переоценки доказательств. Правильность вывода автора настоящей статьи косвенно подтверждается и данными статистики об уменьшении количества отмененных или измененных в порядке надзора судебных постановлений и росте стабильности судебных решений.
Вместе с тем, вышеизложенная цель отдельных представителей судебной власти не носит правового характера. При этом, следует заметить, что целесообразность и невмешательство судов надзорной инстанции в процесс исправления ошибок судов первой инстанции порождает произвол последних, что, безусловно, не способствует укреплению законности и правопорядка, а также формированию уважительного отношения к суду.
Возвращаясь к озвученной в начале статьи теме исследования, следует отметить, что "устоявшее" во всех судебных инстанциях России решение суда первой инстанции говорит о том, что расформирование воинской части означает ее полную ликвидацию, по крайней мере, в вопросах трудовых отношений. А учитывая то, что за последние два года переформированию путем слияния, выделения, присоединения подверглись почти все военные организации Вооруженных Сил Российской Федерации (см. численные данные о количестве подлежащих переформированию воинских частей, приведенные в начале статьи), продолжая аналогию судебного решения, можно вести речь о том, что почти все Вооруженные Силы Российской Федерации были ликвидированы (без правопреемства) и созданы заново. Однако такой вывод не соответствует действительности.

Г.А. Сафронов,
юрист

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Далее в настоящей статье под воинскими частями будут пониматься также соединения, учреждения и иные органы военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации.
*(2) Цит. по: Глухов Е.А. Переход на новый способ комплектования юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 3.
*(3) Рос. газ. 2008, 15 окт.
*(4) Там же.
*(5) Большой Энциклопедический словарь. М., 2000.
*(6) Там же. С. 85.
*(7) Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1993. N 10. С. 9.

Последние материалы раздела:

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....