«Здоровье и выбор профессии. Профессия и здоровье


Цель:

  • дать определение понятию “здоровье”, раскрыть взаимосвязь здоровья и выбора профессии, объяснить учащимся необходимость учёта состояния своего здоровья при выборе профессии, использовать разнообразные формы и методы закрепления и проверки знаний учащихся.


Э. Асадов - « Счастливый человек...»

Кто и какой счастливый человек?

Я лично так бы на вопрос ответил:

Счастливец тот, кто получил на век

Две песни - две любви на белом свете.

Не надо шуток и «уймите страсти»!

Не двоеженство! Не об этом речь!

Да, две любви. И каждую сберечь

Как раз и будет настоящим счастьем!

Нет, далеко не все и не всегда

Могли б сказать: «Люблю свою работу,

Готов трудиться до седьмого пота

И счастлив от любимого труда!»


  • "Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне".



Здоровье?

  • По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недугов.



Для подростков до 18 лет существуют следующие льготы в процессе их трудовой деятельности:

  • а) сокращенная продолжительность рабочего времени: – в возрасте от 16 до 18 лет – не более 36 часов в неделю; – в возрасте от 14 до 15 лет – не более 24 часов в неделю;
  • б) увеличение времени отдыха: – работникам моложе 18 лет предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью один календарный месяц;

  • в) предоставление отпуска в первый год работы независимо от времени непрерывной работы на данном предприятии, то есть до истечения 11 месяцев: отпуск предоставляется в любое удобное время, непредставление отпуска запрещается;
  • г) понижение нормы переноски и передвижения тяжестей: предельные нормы переноски не должны превышать 4,1 кг;
  • д) запрещается привлечение подростков до 18 лет к тяжёлым работам и работам с вредными условиями труда, в выходные дни и ночное время.

В трудовом кодексе отмечено,

  • что при трудоустройстве лиц моложе 18 лет обязательно предусмотрено прохождение медицинского осмотра, без этого документа администрация не вправе принять на работу подростка. А также рабочим и служащим моложе 18 лет заработная плата при сокращенной продолжительности ежедневной работы выплачивается в таком же размере, как и работникам соответствующей категории при нормальной продолжительности ежедневной работы.

Забота государства

  • о здоровье работающих подростков и молодежи не должна расцениваться ими как возможность избегать напряженного труда. Посильный труд оказывает положительное влияние на развитие организма, служит одним из лучших показателей профилактики и лечения многих заболеваний.

  • Некоторые профессии и специальности подвержены каждодневному воздействию на организм человека так называемых профессионально-производственных факторов.
  • Вопрос: Перечислите, какие вы знаете профессионально-производственные факторы

Разные профессии предъявляют неодинаковые требования к состоянию здоровья человека

  • По своему влиянию на организм человека все профессии и специальности можно условно разделить на шесть групп

Первая группа

  • включает профессии, в условиях, работы которых полностью отсутствуют неблагоприятные производственные факторы. Таких профессий много: продавец промышленных товаров, менеджер, модельер и т.д. Эти профессии и специальности могут быть рекомендованы всем лицам, имеющим склонность и способности.

Профессии второй группы

  • (повар, продавец овощей и фруктов) отличает непостоянное или умеренное воздействие какого-либо одного неблагоприятного производственного фактора (например, повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности). Следовательно, эти профессии могут быть рекомендованы только тем, у кого хорошо развиты терморегуляция, нет заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, отсутствует склонность к простудным заболеваниям.

Третья группа

  • включает профессии и специальности, для которых характерно воздействие не одного, а нескольких неблагоприятных производственных факторов. К таким профессиям можно отнести, к примеру, ткачиху (повышенная температура воздуха, запыленность, интенсивный постоянный шум), обувщика (запах клея, шум). Значит, лицам с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов слуха данные профессии не могут быть рекомендованы

К четвертой группе

  • относятся профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда, например, сталевар, шахтер, водолаз и другие. К таким работам допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста, уровень физического состояния организма у данных работников должен быть очень высок.

Пятая группа

  • это профессии и специальности, связанные с деятельностью, которая проходит чаще всего в обычных условиях, но предметы труда требуют особо бережного отношения со стороны работников. Это относится к таким профессиям, как воспитатель детского сада, кондитер, фармацевт и другие.

Шестая группа

  • это профессии и специальности, требующие повышенного напряжения определенных органов (органов зрения – чертёжник, сборщик микросхем; органов слуха – настройщик музыкальных инструментов, органов обоняния. Если человек здоров, то может выбирать любую профессию. Если у него имеются какие-либо отклонения в состоянии здоровья, то при выборе профессии их необходимо учитывать. В этом случае необходимо посоветоваться с врачом-профконсультантом.


Как вы думаете,

  • что будет, если все молокозаводы мира вдруг устроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртом? Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль.


Примерные списки профессии :

  • Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, нефтяник, пластический хирург.
  • Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, прачка, ямщик.
  • Профессии всегда нужные: врач, учитель, дворник, строитель, шофер, парикмахер, милиционер, пекарь, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик.
  • Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный.


  • *Знания о профессиях, рынке труда
  • *Мнение сверстников
  • *Склонности, интересы
  • *Способности
  • *Здоровье
  • *Мнение родителей, семьи
  • *Позиция учителей, психологов, врачей
  • *Уровень притязаний и самооценка
  • *Личный профессиональный план (план карьеры).

Профессиональной деятельности человека

  • Профессия- это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
  • Специальность- вид занятий в рамках одной профессии.
  • Квалификация- это уровень профессионального мастерства.
  • Должность- это место, занимаемое человеком в организации.
  • Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.


  • Самая зеленая - садовод, лесник, цветовод
  • Самая сладкая – кондитер.
  • Самая денежная – банкир, боксер, модель.
  • Самая волосатая – парикмахер.
  • Самая детская – воспитатель, педиатр, учитель.

  • Самая смешная – клоун, пародист.
  • Самая общительная – журналист, экскурсовод, учитель, массовик-затейник.
  • Самая серьезная – хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог.
  • Самая опасная – сапер, каскадер.
  • Самая бумажная – бухгалтер, экономист, библиотекарь.


ВРАЧ

  • Гуманность
  • Тактичность
  • Интуиция
  • Ответственность
  • Точность
  • Собранность
  • Сила воли
  • Информированность
  • Образованность
  • Жизнерадостность
  • Милосердие

УЧИТЕЛЬ

  • Любовь к детям
  • Гуманность
  • Образованность
  • Терпение
  • Находчивость
  • Самосовершенствование
  • Эрудированность
  • Интуиция
  • Воспитанность
  • Информированность
  • Коммуникабельность
  • Милосердие

ЮРИСТ

  • Честность
  • Порядочность
  • Эрудированность
  • Знание законов
  • Непредвзятость
  • Информированность
  • Тактичность
  • Ответственность
  • Собранность
  • Коммуникабельность
  • Интуиция

ЭКОНОМИСТ

  • Терпение
  • Собранность
  • Информированность
  • Коммуникабельность
  • Точность
  • Образованность
  • Находчивость
  • Тактичность
  • Интуиция
  • Ответственность
  • Порядочность
  • Умение оперировать цифрами
  • , информацией

Домашнее задание

Оценить уровень своего физического развития, выполнив упражнения 1,2,3.

  • Упражнение 1. Потягивание. Выполните подтягивание на прямых руках с паузой 1-2 секунды без рывков и маховых движений ногами, поднимая подбородок выше уровня перекладины.
  • Упражнение 2 . Бег. Пробегите 100 метров по беговой дорожке стадиона или по ровной дорожке с любым покрытием с высокого старта. Бег на 1000 метров проводится на пересеченной местности (кросс).

«Здоровье и выбор профессии»

Лекция предназначена для родителей учащихся 7-11 классов, классных руководителей , учителей технологии, ответственных за профориентационную работу в общеобразовательных учебных заведениях.

Основная цель проведения лекции:

выработать ответственное отношение к здоровью детей и понимание необходимости содействия профессиональному выбору подростков с учетом физиологических особенностей организма.

В лекции раскрыты современные трактовки понятия здоровья, показана взаимосвязь различных физиологических аспектов с профессиональным самоопределением, указаны некоторые медицинские ограничения в выборе профессии.

Здоровье и выбор профессии

Во все эпохи и у всех народов здоровье людей и особенно здоровье молодого поколения – детей и подростков – было главным богатством нации. Ее золотым запасом .

На исходе ХХ века, когда все человечество столкнулось с целым рядом социальных, психологических, демографических, экологических и других проблем, вопросы сохранения и укрепления здоровья встали перед всеми живущими на планете в полный рост.

Большинство из нас понимают здоровье как отсутствие болезней. Но этот традиционный взгляд на здоровье довольно примитивен. Есть более глубокое толкование данного понятия. Так, в Большой Медицинской Энциклопедии утверждается: «Здоровье – такое состояние организма человека, когда функции всех организмов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения»

Наиболее широкое признание получено определение здоровья, приведенное в Уставе Всемирной организации здравоохранения еще в 1946 г.: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»

Составляющими здоровья являются следующие компоненты:

соматическое здоровье – определяется функционированием органов и систем организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, выделительной, эндокринной и т. д.

§ физическое здоровье – способность человека к физической нагрузке;

§ душевное (психическое) здоровье человека определяется следующими показателями: ориентация в пространстве, времени; память; внимание; контроль своего поведения, мыслей, чувств; частота и интенсивность общих положительных эмоций;

§ социальное здоровье – характеризуется частотой общения с друзьями, близкими людьми, т. е. количеством и качеством социальных связей.

Помимо здоровья индивидуального различают здоровье населения как понятие статистическое. Оно характеризуется комплексом демографических показателей: рождаемостью, смертностью, детской смертностью, уровнем физического развития, заболеваемостью, средней продолжительностью жизни.

Существует 4 признака здоровья:

1) Отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;

2) Нормальный уровень функционирования органов и систем;

3) Высокая степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям,

отсутствие наклонности к заболеванию;

4) Соответствие физического и психического развития возрасту.

В зависимости от степени соответствия состояния организма этим признакам, дети и подростки распределяются на 5 групп:

Здоровые и практически здоровые дети относятся к I и II группам, больные составляют III и IV группы в разной степени проявления и компенсации болезни. Дети V группы здоровья не посещают детские учреждения общего профиля. Они воспитываются и обучаются в санаторных учреждениях, лесных школах.

I группа здоровья – дети и подростки с нормальным развитием и нормальным уровнем функций;

II группа – здоровые дети и подростки, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям;

III группа – дети и подростки, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями;

IV группа – дети и подростки, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями.

На 1993 год на начало обучения приходилось 14% здоровых детей; детей, имеющих хронические заболевания – 35% . Т. е. 51% детей, имеют различные (не хронические) заболевания.

За время обучения

§ патология зрения возрастает в 5 раз;

§ нарушение органов пищеварения – в 3 раза;

§ нервно-психические расстройства – в 2 раза;

§ нарушение осанки встречаются у каждого 4 ребенка;

Отстают от своего биологического возраста - 36% детей 15-летнего возраста. Аллергические заболевания за период обучения в школе возрастают в 4 раза.

Возросли показатели заболеваемости детей за последние 10 лет:

§ рак – на 78%

§ заболевания нервной системы – на 59%

§ заболевания мочеполовой системы – 300% (в 3 раза)

§ заболевания органов пищеварения – 700% (в 7 раз)

§ заболевания костно-мышечной системы – на 60%

§ число врожденных пороков развития возросло на 75%

Всего заболеваемость возросла на 40%

От чего же зависит наше здоровье?

Факторы, которые влияют на здоровье, весьма разнообразны. Прежде всего действует так называемый генетический фактор – внутренний фактор здоровья, получаемый с рождением. Это то "наследственное", которое в дальнейшем можно или приумножить, или растерять.

Большое влияние на здоровье оказывает окружающая среда . А она делится на физическую (воздух, почва, вода, транспорт, предприятия и т. д.) и социальную (типы социальных перемен в обществе, безработица , разгул насилия и пр.)

Влияние социальной и психологической среды на здоровье – "психологическое загрязнение" – не менее острая проблема, чем физическое загрязнение. Это воздействие так называемых стрессовых ситуаций, а они начинают нас преследовать с самого раннего возраста.

По данным исследований в Омских школах 1/3 подростков в обычных условиях (не экзамен или контрольная работа) находятся в состоянии стресса.

Действие перечисленных факторов на наше здоровье велико. Тем не менее, еще в большей степени наше здоровье зависит от образа жизни. Что под этим понимают? Это прежде всего двигательная активность человека. Коварнейшим врагом человека является гиподинамия. Если человек ведет малоподвижный образ жизни, то есть совершенно не занимается физическими упражнениями, любит много поесть, курит, часто употребляет спиртное, то к 40 годам он рискует получить инфаркт миокарда или инсульт.

Воспитать здоровое поколение могут только те педагоги, которые прикладывают усилия, прежде всего для формирования собственного здорового образа жизни, обеспечивают соблюдение следующих принципов:

1. Сбалансированное питание с низким содержанием холестерина и жиров, поддержание оптимальной массы тела.

2. Оптимальная физическая активность с частотой тренировок 3 раза в неделю, длительностью 20-69 мин.

3. Использование различных видов закаливания.

4. Умение познать себя, резервы своего организма.

5. Оптимизм, умение радоваться жизни

6. Умение справиться со стрессами, расслабиться.

7. Наличие минимума гигиенических и медицинских знаний по предупреждению заболеваний, оказанию первой помощи при травмах и несчастных случаях .

8. Профилактика опасного поведения (в смысле заражения СПИДом, венерическими заболеваниями, получения травм, отравлений).

9. Исключение самолечения, своевременное обращение к врачу, проведение прививок и медицинских осмотров.

10. Личная гигиена и гигиена жилища.

Самый трудный шаг – выработать в себе и своих воспитанниках желание изменить свой образ жизни.

Соблюдение этих принципов поможет сделать выбор профессии для подростков более свободным. Ведь состояние здоровья школьников является одним из важнейших факторов, влияющих на профессиональное самоопределение.

Около 30% подростков имеют ограничения по здоровью в выборе профессии.

Когда ребята выбирают профессию, необходимо учитывать не только их способности, интересы и склонности, но и условия труда, медицинские противопоказания по разным профессиям.

Существует ряд медицинских противопоказаний по условиям труда при различных заболеваниях:

Туберкулез

Хроническая пневмония

противопоказания – неблагоприятные метеорологические условия, наличие токсических веществ, пыли; значительное физическое напряжение, все виды электро-магнитных излучений (например, в работе программиста)

противопоказания - нервное и физическое напряжение, неблагоприятные метеорологические условия, раздражающие токсические вещества, газы, пыль, вещества-аллергены

Ревматизм

противопоказания – неблагоприятные метеорологические условия, токсические вещества

Гипертоническая реакция

противопоказания – повышенная температура, токсические вещества, значительное нервное напряжение, эмоциональное напряжение. Разрешены все специальности техникумов и ВУЗов, кроме геологоразведочных и нефтедобычи.

Юношеская гипертония

противопоказания – шум, вибрация, вынужденный конвейерный ритм, подъем на высоту, значительное физическое и нервное напряжение.

Артериальная гипотония

противопоказания – повышенная температура воздуха, токсические вещества, подъем на высоту.

Хронический гастрит

противопоказания – неблагоприятные метеорологические условия, токсические вещества, вибрация, вынужденная поза, значительное физическое и нервное напряжение.

Хронические заболевания почек и мочевыводящих путей

противопоказания – неблагоприятные метеорологические условия, вынужденная поза, значительное физическое напряжение

Эндокринные заболевания

противопоказания – неблагоприятные метеорологические условия, вынужденный ритм работы, нервное и физическое напряжение

противопоказания – неблагоприятные метеорологические условия, работа на высоте, токсические вещества

Геморрагические диатезы, гемалитическая анемия

противопоказания – неблагоприятные метеорологические условия, токсические вещества, повышенная опасность травматизма

Деформация позвоночника

противопоказания – постоянное вынужденное положение тела, поднятие тяжестей

Плоскостопие

противопоказания – длительное пребывание на ногах, подъем и перенос тяжестей, статистическое напряжение

Полиартрит

противопоказания – неблагоприятные метеорологические условия, токсические вещества, вынужденное положение тела, напряжение суставов

Заболевания ЦНС без изменений интеллекта и двигательных функций

противопоказания – неблагоприятные метеорологические условия, значительное физическое и эмоциональное напряжение, вынужденный ритм, работа на высоте

Эпилепсия

все выше названные противопоказания + шум, вибрация, опасность травматизма.

Профессиональная пригодность и выбор профессии

Сегодня мы с вами рассмотрим такой немаловажный фактор при выборе профессии – как здоровье. Ответим на вопрос, как взаимосвязано здоровье и профессиональная пригодность, каковы требования, предъявляемые профессиями к состоянию здоровья.

Человеческий организм представляет собой сложную систему, удивительная слаженность, целесообразность, мудрость и практичность которой изумляет.

Скажите, что вы понимаете под термином «здоровье»

Правильная, нормальная деятельность организма определяется понятием “здоровье”. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недугов.

Может ли профессия оказать неблагоприятное воздействие на здоровье человека?

В чём это выражается?

В ходе его обсуждения учащиеся приходят к выводу, что при выборе профессии необходимо учитывать состояние своего здоровья.

Профессиональная пригодность - совокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда.

Одной из наиболее часто совершаемых ошибок в выборе профессии является незнание, переоценка или недооценка физических данных, состояния здоровья. Правильный выбор профессии, прежде всего, связан с учётом состояния здоровья. Если трудовая деятельность соответствует физическим возможностям человека, то она благоприятно сказывается на его общем состоянии. И наоборот, если профессия, специальность не соответствует его физическим данным, это может привести к резкому ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, а порой к её полной потере.

В целях сохранения здоровья граждан в трудовом кодексе РФ приняты следующие положения.

Трудовой кодекс

Т.е. подростки от 14 до 16 лет могут работать не более 24 часов в неделю, а от 16 до 18 – не более 36 часов (ст. 92 ТК РФ).

Также установлена сокращенная продолжительность ежедневной работы (смены) (ст. 94 ТК РФ), которая не может превышать:

для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - 5 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 7 часов;

для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет - 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 3,5 часа;

Основной массив прав подростка в сфере труда содержится в главе 42 ТК РФ: ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ В ВОЗРАСТЕ ДО ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ.

в) предоставление отпуска в первый год работы независимо от времени непрерывной работы на данном предприятии, то есть до истечения 11 месяцев: отпуск предоставляется в любое удобное время, непредставление отпуска запрещается;

г) понижение нормы переноски и передвижения тяжестей: предельные нормы переноски не должны превышать 4,1 кг;

д) запрещается привлечение подростков до 18 лет к тяжёлым работам и работам с вредными условиями труда, в выходные дни и ночное время.

Посильный труд оказывает положительное влияние на развитие организма, служит одним из лучших показателей профилактики и лечения многих заболеваний.

Некоторые профессии и специальности подвержены каждодневному воздействию на организм человека так называемых профессионально-производственных факторов.

Вопрос: Перечислите, какие вы знаете профессионально-производственные факторы отрицательно влияющие на здоровье человека (Ответы учащихся: температурные перепады, повышенная влажность, шум, вибрации, воздействие токсичных веществ, запыленность).

Разные профессии предъявляют неодинаковые требования к состоянию здоровья человека.

Цель:

  • дать определение понятию “здоровье”, раскрыть взаимосвязь здоровья и выбора профессии, объяснить учащимся необходимость учёта состояния своего здоровья при выборе профессии, использовать разнообразные формы и методы закрепления и проверки знаний учащихся.

Задачи:

Познавательные:

а) определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины;
б) умело руководствоваться статьями Трудового кодекса РФ, в которых говориться о заботе государства по охране здоровья трудящихся;
в) показать умения правильно соотносить состояние своего здоровья с требованиями избираемой профессии;
г) ознакомить учащихся с медицинскими противопоказаниями к различным группам профессий.

Развивающие:

а) совершенствовать умение самостоятельно добывать знания (работа с учебником и другими источниками);
б) систематизировать и творчески перерабатывать знания (заполнение таблиц, анкет, индивидуальных карт и т.д.);
в) отрабатывать навыки ведения дискуссии, умение аргументировано изложить свою позицию;
г) проявлять коммуникативные умения работы в группе.

Воспитывающие:

а) формировать чувство ответственности за выбор дальнейшего образовательного и профессионального маршрута;
б) показать формирование в сознание учащихся целостной картины будущей профессиональной карьеры.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

Категориальный аппарат урока. Основные понятия и термины, используемые на данном уроке: здоровье; группы профессий по влиянию на них производственных факторов; противопоказанные профессионально-производственные факторы; уровень физического развития.

Материалы, необходимые для проведения урока: учебное пособие, Трудовой кодекс РФ, индивидуальные карточки, “Анкета здоровья”, компьютерная презентация.

  1. Твоя профессиональная карьера: учебник для 8-9 кл. – П.С.Ларнер, Г.Ф.Михальченко, А.В. Прудило и др. под редакцией С.Н.Чистяковой М.: Просвещение, 2007;
  2. Технология 9 класс: материалы к урокам раздела “Профессиональное самоопределение” по программе В.Д. Симоненко- составитель А.Н.Бобровская – Волгоград, 2005;
  3. Прощицкая Е.А. Здоровье и профессиональная пригодность. //Школа и производство № 3, 1994;
  4. Профориентационный тренинг для старшеклассников/ под редакцией Н.В.Афанасьевой – СПб: Речь, 2007.

По типу данный урок можно отнести к комбинированному, который представляет собой соединение элементов теоретического и практического занятий. Эффективность урока во многом зависит от активных методов обучения, применяемых на уроке. Они позволяют ученикам объединить свои знания и умения в групповой работе, проявить коммуникативные навыки, творчески поработать над заданиями и поучаствовать в дискуссии, выразив и аргументировав свою позицию.

Рассмотрим ход урока в его логической последовательности по этапам (см. Приложение 1 ).

Организационное начало урока

(по звонку учащиеся заходят в класс и рассаживаются по своим местам): Здравствуйте, ребята, мне очень приятно видеть Вас сегодня на нашем занятии, где мы продолжим разговор о профессиях, а конкретно о том, что следует учитывать при выборе будущей профессии. Ведь именно от этого будет зависеть успех вашей дальнейшей профессиональной деятельности. Как и всякий другой выбор – выбор будущей профессии – это принятие решения при большом количестве альтернативных вариантов и необходимости учитывать различные факторы.

Сообщение темы и целей урока

Сегодня мы с вами рассмотрим такой немаловажный фактор при выборе профессии – как здоровье. Ответим на вопрос, как взаимосвязано здоровье и профессиональная пригодность, каковы требования, предъявляемые профессиями к состоянию здоровья.

Далее учитель ставит перед учащимися проблемный вопрос: Может ли профессия оказать неблагоприятное воздействие на здоровье человека? В чём это выражается? В ходе его обсуждения учащиеся приходят к выводу, что при выборе профессии необходимо учитывать состояние своего здоровья. Скажите, что вы понимаете под термином “здоровье”? (Ответы учащихся: отсутствие болезней, хорошее самочувствие, отличное настроение и др.).

Объяснение новой темы

Человеческий организм представляет собой сложную систему, удивительная слаженность, целесообразность, мудрость и практичность которой изумляет. Правильная, нормальная деятельность организма определяется понятием “здоровье”. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недугов.

Одной из наиболее часто совершаемых ошибок в выборе профессии является незнание, переоценка или недооценка своих физических данных, состояния здоровья. Правильный выбор профессии, прежде всего, связан с учётом состояния здоровья. Если трудовая деятельность соответствует физическим возможностям человека, то она благоприятно сказывается на его общем состоянии. И наоборот, если профессия, специальность не соответствует его физическим данным, это может привести к резкому ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, а порой к её полной потере.

Затем учитель рассказывает о законодательстве по охране здоровья работающих подростков, зачитывает выдержки из статей Трудового кодекса РФ. Для подростков до 18 лет существуют следующие льготы в процессе их трудовой деятельности:

а) сокращенная продолжительность рабочего времени: – в возрасте от 16 до 18 лет – не более 36 часов в неделю; – в возрасте от 14 до 15 лет – не более 24 часов в неделю;

б) увеличение времени отдыха: – работникам моложе 18 лет предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью один календарный месяц;

в) предоставление отпуска в первый год работы независимо от времени непрерывной работы на данном предприятии, то есть до истечения 11 месяцев: отпуск предоставляется в любое удобное время, непредставление отпуска запрещается;

г) понижение нормы переноски и передвижения тяжестей: предельные нормы переноски не должны превышать 4,1 кг;

д) запрещается привлечение подростков до 18 лет к тяжёлым работам и работам с вредными условиями труда, в выходные дни и ночное время.

Кроме того, в трудовом кодексе отмечено, что при трудоустройстве лиц моложе 18 лет обязательно предусмотрено прохождение медицинского осмотра, без этого документа администрация не вправе принять на работу подростка. А также рабочим и служащим моложе 18 лет заработная плата при сокращенной продолжительности ежедневной работы выплачивается в таком же размере, как и работникам соответствующей категории при нормальной продолжительности ежедневной работы.

Необходимо обратить внимание учащихся на то, что забота государства о здоровье работающих подростков и молодежи не должна расцениваться ими как возможность избегать напряженного труда. Посильный труд оказывает положительное влияние на развитие организма, служит одним из лучших показателей профилактики и лечения многих заболеваний.

Некоторые профессии и специальности подвержены каждодневному воздействию на организм человека так называемых профессионально-производственных факторов. Вопрос: Перечислите, какие вы знаете профессионально-производственные факторы? (Ответы учащихся: температурные перепады, повышенная влажность, шум, вибрации, воздействие токсичных веществ, запыленность).

Разные профессии предъявляют неодинаковые требования к состоянию здоровья человека. (Затем учитель переходит к рассказу о группах профессий по медицинским противопоказаниям). По своему влиянию на организм человека все профессии и специальности можно условно разделить на шесть групп (показ слайдов презентации) (см. Приложение 2 ).

Первая группа включает профессии, в условиях, работы которых полностью отсутствуют неблагоприятные производственные факторы. Таких профессий много: продавец промышленных товаров, менеджер, модельер и т.д. Эти профессии и специальности могут быть рекомендованы всем лицам, имеющим склонность и способности.

Профессии второй группы (повар, продавец овощей и фруктов) отличает непостоянное или умеренное воздействие какого-либо одного неблагоприятного производственного фактора (например, повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности). Следовательно, эти профессии могут быть рекомендованы только тем, у кого хорошо развиты терморегуляция, нет заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, отсутствует склонность к простудным заболеваниям.

Третья группа включает профессии и специальности, для которых характерно воздействие не одного, а нескольких неблагоприятных производственных факторов. К таким профессиям можно отнести, к примеру, ткачиху (повышенная температура воздуха, запыленность, интенсивный постоянный шум), обувщика (запах клея, шум). Значит, лицам с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов слуха данные профессии не могут быть рекомендованы.

К четвертой группе относятся профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда, например, сталевар, шахтер, водолаз и другие. К таким работам допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста, уровень физического состояния организма у данных работников должен быть очень высок.

Пятая группа – это профессии и специальности, связанные с деятельностью, которая проходит чаще всего в обычных условиях, но предметы труда требуют особо бережного отношения со стороны работников. Это относится к таким профессиям, как воспитатель детского сада, кондитер, фармацевт и другие.

Шестая группа – это профессии и специальности, требующие повышенного напряжения определенных органов (органов зрения – чертёжник, сборщик микросхем; органов слуха – настройщик музыкальных инструментов, органов обоняния. Если человек здоров, то может выбирать любую профессию. Если у него имеются какие-либо отклонения в состоянии здоровья, то при выборе профессии их необходимо учитывать. В этом случае необходимо посоветоваться с врачом-профконсультантом.

Практическая часть урока:

Учитель предлагает ребятам заполнить анкету здоровья, которая поможет соотнести состояние своего здоровья и профессии, которую им хотелось бы избрать (см. Приложение 3 ).

Физrekmnминутка

Релаксация (звучит тихая, приятная музыка):

Учитель предлагает немного отдохнуть. Расслабьтесь, закройте глаза. Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова… высокий, крепкий маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящим на скалистом острове. Ваши стены прочные, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днём и ночью, в хорошую и плохую погоду, посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Помните о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча, предупреждающего мореплавателей о мелях, являющегося символом безопасности для людей на берегу. А теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе – света, который никогда не гаснет.

Продолжается практическая часть урока:

Человеческая жизнь не стоит на месте, она очень сложная и иногда может преподнести человеку “подарок” в виде отклонений в состоянии его здоровья, что в свою очередь ограничит его в выборе профессии.

Однако следует иметь в виду, что не может быть абсолютной профессиональной непригодности. Природа человека многогранна, и каждый индивид обладает большим набором разнообразных качеств. Кроме того, растущему организму свойственна большая пластичность и возможность развития компенсационных механизмов. С полной уверенностью можно сказать, что каждый человек является профессионально пригодным к какой-либо профессии, необходимо только определить ее. Далее учащимся предлагается выполнить следующее задание: зная заболевание и противопоказанные профессионально-производственные факторы к этому заболеванию, вывести виды деятельности (профессии и специальности), которыми можно будет заниматься, имея такое заболевание (см. Приложение 4 ). При выполнении задания можете ссылаться на таблицу “Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях” (см. Приложение 5 ). (Учащиеся озвучивают таблицы).

Заключительная часть урока

Для закрепления и обобщения полученных знаний учащимся предлагается выполнить следующее задание: составить индивидуальную памятку по выбранной вами профессии, в которой отразить всё то, что необходимо для того, чтобы приблизиться к успеху в этой профессии (см. Приложение 6 ). Учащиеся получают рекомендации к здоровью по каждой профессии индивидуально. Несколько учащихся озвучивают свои памятки.

Подведение итогов урока

В заключение урока мне хочется сказать вам, ребята, следующее. Настоящий профессионал бережно относится к своему инструменту, будь то компьютер, скальпель, фотоаппарат или токарный станок. Наш организм – больше чем инструмент. И самое главное, он даётся нам один раз и на всю жизнь. Ваше здоровье – это один из факторов успешной профессиональной карьеры. Всё в ваших руках: ваше здоровье и ваша будущая карьера. Помните: всякое достижение когда-то казалось невозможным!

Домашнее задание

Предложить учащимся оценить уровень своего физического развития, выполнив упражнения 1,2,3.

Упражнение 1.
Потягивание. Выполните подтягивание на прямых руках с паузой 1-2 секунды без рывков и маховых движений ногами, поднимая подбородок выше уровня перекладины.

Упражнение 2.
Бег. Пробегите 100 метров по беговой дорожке стадиона или по ровной дорожке с любым покрытием с высокого старта. Бег на 1000 метров проводится на пересеченной местности (кросс).

Упражнение 3.
Плавание. Проплывите 100 метров вольным стилем, начав его прыжком со стартовой тумбочки. Поворот выполните касанием стенки бассейна любой частью тела.

Ваши результаты по каждому упражнению переведите в баллы от 1 до 10.Оценка в 5 баллов считается средней. Разумеется, для девушек допустимы более низкие оценки (см. Приложение 7 ).Чем больше баллов подростки получили, тем выше уровень их физического развития. Разумеется, при соответствующей тренировке они могут добиться улучшения результатов и здоровья в целом. Кстати, хорошее здоровье не повредит любому. Ведь от состояния здоровья зависит не только физическая, но и умственная работоспособность, настроение и способность к самообладанию.

Которая будет приносить удовольствие. Казалось, что тут ещё добавить? Но, выбирая род деятельности и взвешивая все «за» и «против» в пользу той или иной профессии, нельзя игнорировать один пунктик: она не должна причинять вред здоровью. И да, речь идёт не только о специальностях, представляющих реальную угрозу для здоровья ( , шахтёр, пожарник и др.), а обо всех без исключения. Почему это так важно?

Если профессия требует более хорошего здоровья, чем у тебя, в будущем она может спровоцировать возникновение заболеваний или обострение имеющихся. Поэтому, прежде чем рвануть навстречу мечте, задай себе вопрос: «А соответствует ли мой уровень здоровья выбранной профессии?» Не зря каждый абитуриент обязан пройти медкомиссию. Чтобы сориентировать тебя уже сейчас, вкратце пробежится по основным болячкам, которые являются стоп-сигналом при выборе профессии.

Приоритетный фактор при поиске занятия по своему здоровью — хронические заболевания

Зрение

Пожалуй, чаще всего противопоказания по профессиям связаны с этим органом чувств. Людям со слабым зрением стоит избегать выбора профессий, подразумевающих высокую нагрузку на глаза. К примеру, обладателям близорукости крайне нежелательно заниматься любой работой, где необходимо рассматривать мелкие детали или часто наклонять голову вниз (ювелир, часовщик, корректор). Игнорирование противопоказания приводит к прогрессированию близорукости. Если у человека нарушено цветовое зрение, он не сможет стать водителем транспорта.

Слух

Серьёзные проблемы со слухом закрывают путь в профессии, требующие постоянного общения или реагирования на какие-либо звуки ( , учитель, оператор справочной службы). Выбирая профессии, подразумевающие воздействие высокого шума и музыки (работа на производстве, на радио, концертная деятельность и др.), каждый рискует столкнуться с нарушением слуха.

Дыхательная система

При заболеваниях дыхательной системы (особенно это касается астмы) нежелательно работать в условиях повышенного содержания в воздухе пыли, дыма или химических веществ (строитель, агроном, зоотехник и др.).


Внимательно к выбору профессиональной деятельности стоит отнестись аллергикам

Опорно-двигательный аппарат

Людям с существенными нарушениями опорно-двигательного аппарата противопоказаны профессии с высокой двигательной активностью. К примеру, неправильная осанка и сильное плоскостопие — запрет для профессий, где приходится много времени проводить на ногах ( , продавец-консультант и др.).

Пищеварение

Усугубят гастрит, язву и другие заболевания желудочно-кишечного тракта профессии, связанные с физическим и нервным напряжением, а также с частыми командировками (репортёр, спортсмен, гид и др.) — в подобных условиях трудно соблюдать режим питания. Это же замечание касается и диабетиков.

Речевой аппарат

Наличие дефектов речи затрудняет путь в профессию типа «человек-человек» — такие недуги нежелательны при частом взаимодействии с людьми. Постоянное общение — нелёгкая задача для человека с плохой дикцией.

Иммунитет

Устойчивости к простудным заболеваниям требуют профессии, связанные с работой в некомфортных погодных условиях (геолог, археолог, строитель).

Нервная система

Ряд профессий предполагает ежедневное пребывание в нервном напряжении ( , учитель, следователь, и др.). Психосоматические расстройства, неврозы, болезни сердца, нервное истощение, стресс — всё это грозит представителям «нервных профессий».


Наш совет тебе — самостоятельно изучить медицинские противопоказания по выбранной профессии. Проходя медкомиссию, посоветуйся с врачом дополнительно, какие риски для здоровья предполагает интересующая тебя деятельность. Отнесись к этому серьёзно!

Если твоё здоровье не совсем соответствует выбранной профессии, не стоит отказываться от мечты сразу. Проанализируй, взвесь все «за» и «против». А вдруг твои заболевания — это только препятствие, которое нужно преодолеть, и ущерба здоровью они не приносят? Важно смотреть по ситуации.

Мир знает случаи, когда люди с речевыми дефектами становились телеведущими, а потерявшие зрение раскрывали художественный талант. Но для таких подвигов требуется упорство.


Алексей Маресьев — советский военный лётчик, прототип героя произведения Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны у него были ампутированы обе ноги. Несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо и продолжал летать с протезами

Но если профессия будет ухудшать твоё здоровье — лучше от неё отказаться. Астматик, выбравший работу на химическом производстве, может задохнуться прямо на рабочем месте. Грузчик с больным позвоночником — оказаться парализованным. Ювелир с сильной близорукостью — слепым. Игнорируя серьёзные заболевания, реально окончательно испортить здоровье или вообще лишить себя жизни. И не только себя, но и других: водитель рейсового автобуса с вегетативно-сосудистой дистонией [заболевание, при котором возможно резкое падение артериального давления — прим. ред.] рискует попасть в аварию, а хирург с дрожью в руках вряд ли готов спасать человеческие жизни.

Перепечатка материалов с сайта сайт возможна только с письменного разрешения редакции.

Последние материалы раздела:

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....

Что ли Что ли знаки препинания
Что ли Что ли знаки препинания

В пунктуации русского языка существует немало правил, с которыми непросто разобраться. Ведь знаки препинания не только определяют границы фраз и...