Диагностика психологического состояния пожилого человека. Оценка состояния пожилых людей

Первый год жизни ребенка дается родителям достаточно нелегко. Иногда семейные пары не могут избежать бытовых конфликтов в этот сложный период. Число ссор растет, как снежный ком, и наступление развода становится вполне очевидным. Возможен ли развод с ребенком до года — давайте разберемся во всех тонкостях вопроса.

Семейный кодекс о процедуре

Взаимоотношения между супругами, а также родителями и их детьми регулируются нормами семейного права. Семейный кодекс РФ подробно дает ответы на все возникающие в этой сфере вопросы. Развод с ребенком до 1 года возможно, но закон устанавливает некоторые ограничения на этот счет.

Ограничения

  • Муж инициатором развода при таких обстоятельствах быть не может . Об этом напрямую указывает . Даже при самом сильном желании супруга официально прекратить брачные отношения ему придется подождать, когда малышу исполнится год. Исключение составляет лишь случай, когда жена письменно дает свое согласие на бракоразводный процесс. Без такого согласия судебный орган принять иск о разводе от мужа не может.
  • Расторгнуть брак при наличии грудного ребенка, как и при детях другого возраста до 18 лет, удастся только через суд. В органах ЗАГС это сделать не получится даже по обоюдному согласию мужа и жены. При расторжении супружеских отношений всегда затрагиваются интересы совместных детей, поэтому суд выступает в этом деле своего рода контролирующим органом, отвечающим за защиту прав несовершеннолетних.

Особенностью развода с маленьким ребенком до года является то, что возбудить процесс расторжения семейного союза может только жена. Порядок принятия судом решения о разводе при наличии грудного ребенка общий, как и по всем бракоразводным делам.

Часто одновременно с направлением иска о разводе супруга подает заявление о взыскании алиментов не только на содержание малыша, но и на собственное обеспечение. Такое право матери предоставляет статья 90 Закона. В декрете женщина лишена возможности самостоятельно зарабатывать деньги, все личное время уходит на заботу о малыше, а выплачиваемое пособие не позволяет в должной степени удовлетворить собственные нужды. Кто должен материально обеспечивать свою семью во время декрета, как не законный муж? Именно поэтому законодатель предоставил жене такую возможность требовать от своего супруга материального содержания до наступления малышу трех лет.

Особенности

Таким образом, бракоразводный процесс при наличии детей до года имеет следующие особенности:

Как развестись, когда ребенку нет года? Алгоритм действий.

Пошаговый алгоритм о том, как проходит процедура развода с ребенком до года.

Сбор документов

Если женщиной принято окончательное решение о разводе, то первым шагом является сбор пакета документов, который необходимо будет представить в суд. К ним относятся:

  • исковое заявление;
  • паспорт заявителя;
  • свидетельство о браке;
  • квитанция об оплате пошлины.

Подлинники представляются судье вместе с копиями. После изучения бумаг, судья возвращает оригиналы документов истцу. В иске важно отразить все имеющие значения моменты для рассмотрения дела: Ф.И.О. мужа и жены, места их фактического проживания и прописки, дату вступления в брак, дату рождения ребенка с ссылками на подтверждающие документы, причину развода.

Другие действия

  • После сбора документов оплачивается госпошлина. Размер ее составляет 650 рублей. Реквизиты можно взять в суде или на его официальном сайте.
  • Иск вместе с собранными документами направляется в суд. Пункт 4 статьи 29 Гражданского Процессуального Закона предоставляет в порядке исключения отличную возможность молодой маме подать иск по своему месту жительства. Причины тому понятные: на попечении матери круглосуточно находится грудной ребенок, и добраться до судебного участка мужа иногда ей бывает проблематично.
  • Вопросы о разводе призван рассматривать мировой судья. Все представленные документы тщательно им изучаются. Если муж и жена согласны на расторжение союза, то в течение месяца суд принимает утвердительное решение. Если же супруг напрочь отказывается от развода, то процесс может затянуться и до трех месяцев. Суд дает супругам время подумать в целях сохранения семьи.
  • Выданное на руки судебное решение, а точнее выписка из него, направляется в ЗАГС для выдачи свидетельства о прекращении брачных отношений. На этом этапе бывшими мужем и женой, каждыми по отдельности, оплачивается пошлина 650 рублей за выдачу подтверждающего документа.

Семейные отношения считаются официально прекращенными после вступления в законную силу судебного решения о разводе, т.е. по истечении 10 суток.

Как решается вопрос с алиментами?

Одновременно с подачей иска в суд о разводе мама может направить иски о взыскании и на . Ничего не мешает ей сделать это во время пребывания брака. Закон разрешает взыскание алиментов в браке.

В добровольном порядке

Статья 80 Семейного Закона предусматривает для родителей возможность оформить соглашение об обязанности выплачивать алименты на ребенка. При обоюдном согласии они могут воспользоваться таким способом. Соглашение обязательно заверяется в нотариальной конторе и имеет юридическую силу. В этом документе определяется вид выплат, их регулярность, сроки оказания материальной помощи, указываются реквизиты для перечисления денежных средств, могут отражаться также форс-мажорные обстоятельства. Размер выплат на ребенка по соглашению родителей не может быть ниже процента от дохода, который устанавливался бы по суду.

Через суд

При отсутствии желания родителей составить соглашение об алиментных обязательствах мать ребенка вынуждена обратиться в суд для . В суде важно документально подтвердить нуждаемость ребенка в оказании отцом финансовой поддержки. Представляются также документы, свидетельствующие о материальном положении обоих родителей. Перечень направляемых в судебный орган документов таков:

  • исковое заявление;
  • паспорт заявителя;
  • свидетельство о рождении малыша;
  • свидетельство о браке (или разводе);
  • справка о совместном проживании с ребенком;
  • справка о заработке матери;
  • справка о заработке отца.

Закон не предусматривает оплату пошлины за подачу иска по алиментам.

Мировой суд рассматривает дело в течение месяца. Размер алиментов по общему правилу на одного ребенка составляет 25% от всех доходов отца, – 33%, – все 50%. Применяются также и исключения, когда назначается твердая сумма в денежном эквиваленте. К таким случаям относятся следующие:

  • когда отец не имеет официального заработка;
  • когда получаемый доход не регулярный;
  • когда отец получает доход в иностранной валюте;
  • иные случаи, когда тяжело доказать размер получаемой прибыли.

Вынесенное решение направляется в службу приставов, где формируется исполнительный лист и отправляется работодателю ответчика.

Взыскать алименты на ребенка можно не только с зарплаты родителя, но и с его дохода от предпринимательской деятельности, с получаемых дивидендов, прибыли от сдачи в аренду недвижимости, и даже с пенсий. При образовании у отца задолженности по выплатам на содержание ребенка алименты могут удерживаться с его доходов до 70% каждый месяц. Закон защищает интересы детей всеми средствами и способами.

При достижении ребенком совершеннолетия выплаты прекращаются. Представители политических партий неоднократно выходили с инициативой о продлении сроков выплат алиментов до 24 лет ребенку в связи с получением им образования по очной программе. Однако принятые попытки до настоящего времени не увенчались успехом.

Алименты на содержание матери ребенка

Помимо взыскания алиментов на своего ребенка, жена может требовать алиментов на собственное обеспечение. Для этого в суд направляется иск. Вместе с иском представляются документы, свидетельствующие о нуждаемости и материальном положении супруги. Госпошлину по такому делу также как и при взыскании алиментов на ребенка, оплачивать не нужно.

Выплаты на содержание матери судом назначаются всегда в твердой денежной сумме. Размер устанавливается в каждом случае индивидуально. Если одной матери малыша назначается с учетом материального положения 8000 рублей, то другой определяется сумма в 10000 рублей. Каких-либо пределов по назначению размеров выплат закон не устанавливает. Взыскать алименты на собственное содержание женщине возможно только при наличии факта официальной регистрации брака. Если отношения не зарегистрированы в органах ЗАГС, то требовать финансовой поддержки на себя от отца ребенка не получится. Сожительство лишает женщину, как юридических обязанностей, так и прав. Подать на алименты супруге можно во время брака, а также после развода.

Срок взыскания алиментов на жену – до наступления малышу трех лет. Исключение составляет лишь вступление бывшей супруги в новый брак.

Таким образом, бракоразводный процесс имеет свои тонкости в правовом аспекте. При соблюдении всех установленных законом ограничений и предписаний супруги развестись все-таки могут. Взыскание алиментов на ребенка до года, а также на его маму производится по общим правилам.

Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении дел, связанных с бракоразводными процессами и выплатой алиментов. Подготовка документов, в т.ч. помощь в составлении брачных контрактов, претензий по взысканию неустоек и т.д. Более 5 лет юридической практики.

Существующая в настоящее время социально-демографическая тенденция к увеличению количества пожилых людей в общей массе населения страны рождает необходимость планомерной работы социальных служб с данной категорией граждан.

Прекращение или ограничение трудовой деятельности для человека, вышедшего на пенсию, серьезно меняет его ценностные приоритеты, образ жизни и общение, часто становится причиной психологических проблем, свойственных именно пожилым людям.

С другой стороны, это очень разнообразная категория населения, потому что пожилые люди различаются как характерологическими особенностями, так и статусом и состоянием: это могут быть люди одинокие и проживающие в семьях, с различными хроническими заболеваниями и практически здоровые, ведущие активные образ жизни и малоподвижные, интересующиеся происходящим во внешнем мире и погруженные в себя.

Для успешной работы с названной категорией населения социальному работнику важно быть в курсе не только социально-экономического положения, но и иметь представление об особенностях характера, состояния человека, чтобы уверенно выстроить программу поддержки в каждом конкретном случае.

Комплекс психодиагностических методик для социальной работы открывает широкие диагностические возможности для последующей организации помощи пожилым людям. Одними из основных диагностических инструментов являются взаимодополняющие методики, определяющие уровень социальной изолированности и фрустрированности личности.

Социальная изолированность - это вынужденное длительное пребывание человека в условиях ограничения или даже отсутствия социальных контактов . При социальной изоляции происходит потеря смысла жизни, что, в свою очередь, может быть причиной деградации личности и неадекватного поведения. Высокий уровень социальной фрустрированности обусловлен невозможностью удовлетворения потребностей в разных сферах отношений в социуме. Соответственно, выявление критического уровня по двум названным параметрам нацеливает на работу, которая помогает преодолеть социальные стереотипы старости, ориентирующие человека на бездеятельность, разрыв контактов и вызывающие дистресс, а вместе с ним упадок жизненных сил.

Не менее значимыми являются исследования субъективного благополучия пожилых людей в комплексе с изучением личностных особенностей и проявлений различных состояний. На уровень субъективного благополучия влияют два фактора: внутренний, связанный с особенностями личности, и внешние условия: доходы, проблемы здоровья, наличие или отсутствие работы, отношения в социуме, досуг, условия проживания и другое. Как правило, внутренние факторы зачастую оказывают большее влияние на ощущение субъективного благополучия, нежели внешние, поэтому важно, не только определить уровень субъективного благополучия, но и исследовать личностные структуры, которые могут создавать негативные установки и мешать осмысленному отношению к жизни. Так с помощью опросника Кеттелла можно сосредоточиться на данных об эмоционально-волевых проявлениях личности, а также об особенностях межличностного взаимодействия. В числе других значимых факторов можно выявить тенденции к депрессии, неконтролируемому поведению и т. д.

Не менее важные диагностические данные, помогающие сделать полный личностный анализ, получаем с помощью методик, изучающих состояние и отдельные эмоциональные проявления (Цветовой тест Люшера, САН, шкала тревожности Спилбергера-Ханина и др.)

В частности, при диагностике пожилых людей необходимо иметь представление о проявлениях тревожности. Личностная тревожность определяет во многом поведение человека и его склонность воспринимать большинство ситуаций как угрожающие, если еще при этом и стратегии преодоления стрессовых ситуаций не являются конструктивными, то появляется огромная вероятность эмоциональных и невротических срывов, а также психосоматических заболеваний.

Диагностика психического и социального статуса людей пожилого и старческого возраста наиболее часто проводится по следующим методикам :

Американские специалисты Р. Аллен и Ш. Линди разработали очень простой тест для определения вероятной продолжительности жизни. Для того чтобы проверить свои перспективы, надо к исходным цифрам (70 для мужчин, 78 для женщин) прибавить (или вычесть из него) соответствующее число лет, отвечая на ряд вопросов.

2. Шкала самооценки и оценки тревожности (Ч. Спилбергер) - данная методика более подробно будет рассмотрена во второй главе.

3. Методика «Мотивация аффилиации» (А. Меграбян и М. Ш. Магомед-Эминов).

Методика (тест) А. Мехрабиана в модификации М. Ш. Магомед-Эминова. Предназначена для диагностики двух обобщенных устойчивых мотиваторов, входящих в структуру мотивации аффилиации, -- стремления к принятию (СП) и страха отвержения (СО). Тест состоит соответственно из двух шкал: СП и СО.

Если сумма баллов по шкале СП больше таковой по шкале СО, то у испытуемого выражено стремление к аффилиации, если же сумма баллов меньше, то у испытуемого выражен мотив «страх отвержения». При равенстве суммарных баллов по обеим шкалам следует учитывать, на каком уровне (высоком или низком) оно проявляется. Если уровни стремления к принятию и страха отвержения высокие, это может свидетельствовать о наличии у данного испытуемого внутреннего дискомфорта, напряженности, так как страх отвержения препятствует удовлетворению потребности быть в обществе других людей.

1. Тест «Эгоцентрические ассоциации»

Цель: определение уровня эгоцентрической направленности личности пожилого человека. Тест состоит из 40 незаконченных предложений.

Цель обработки и анализа - получение индекса эгоцентризма, по которому можно судить об эгоцентрической или неэгоцентрической направленности личности испытуемого. Обрабатывать результаты имеет смысл тогда, когда испытуемый полностью справился с заданием. Поэтому в процессе тестирования важно добиваться того, чтобы были закончены все предложения. В случае, когда более десяти предложений не закончены, обрабатывать бланк тестирования нецелесообразно. Индекс эгоцентризма определяют по количеству предложений, в которых имеются местоимение первого лица единственного числа, притяжательные и собственные местоимения, образованные от него («я», «мне», «мой», «моих», «мною» и т. п.). Учитываются также продолженные, но не законченные испытуемым предложения, содержащие местоимения, и предложения, в которых имеется глагол первого лица единственного числа.

2. Методика «Склонность к одиночеству»

Данная методика представляет собой фрагмент теста А.Е. Личко Она измеряет склонность к одиночеству.

Под склонностью к одиночеству понимается стремление избегать общения и находиться вне социальных общностей людей.

Текст опросника состоит из 10 утверждений. Испытуемый должен отметить на листке ответов, согласен он или нет с тем или иным положением.

Чем больше положительная сумма баллов, тем больше выражено стремление к одиночеству. При отрицательной сумме баллов такое стремление у него отсутствует.

3. Изучение мудрости (P. Baltes и др)

Пол Балтес продемонстрировал границы резервных способностей пожилых людей. В его исследовании пожилых и молодых людей со сходным уровнем образования просили запомнить длинный перечень слов, например, 30 существительных, расположенных в строго определенном порядке.

Для того, чтобы оценить объем знаний, связанных с мудростью, П. Балтес просил участников эксперимента разрешить дилеммы, подобные этой: «Пятнадцатилетняя девочка хочет немедленно выйти замуж. Что ей следует сделать?» Пол Балтес просил участников исследования продумать проблему вслух. Размышления испытуемых записывали на кассету, расшифровывали и оценивали на основании того, насколько они содержали пять основных критериев знаний, связанных с мудростью: фактические (реальные) знания, методологические знания, жизненный контекстуализм, ценностный релятивизм (относительность ценностей), а также элемент сомнения и способы разрешения неопределенности. Затем ответы участников эксперимента были ранжированы согласно объему и типу связанных с мудростью знаний.

Определение проблемных зон с помощью психодиагностики - это всего лишь первый шаг для выстраивания стратегии помощи пожилым людям. Даже в случае, если диагностика дает оптимистический прогноз и адаптивные показатели: сохранение социальных контактов, низкий уровень фрустрации, оптимизм и другое - система социальной поддержки должна включать развивающие методы для решения потенциальных проблемных ситуаций.

Выводы к I главе

Таким образом, психодиагностика - это не только направление в практической психодиагностике, но и теоретическая дисциплина.

Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза - описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.

Психодиагностика осуществляется на основе специальных методов. Может входить составной частью в эксперимент или выступать самостоятельно, как метод исследования либо, как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование.

Психодиагностика понимается двояко:

В широком смысле - сближается с психодиагностическим измерением вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психодиагностическому анализу, выступая, как выявление и измерение его свойств;

В узком смысле, более распространенном - измерение индивидуально - психодиагностических свойств личности.

В психодиагностическом обследовании можно выделить 3 основных этапа:

· Сбор данных.

· Переработка и интерпретация данных.

· Вынесение решения - психодиагностический диагноз и прогноз.

Психодиагностика как наука определяется, как область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

В настоящее время созданы и практически используются множество психодиагностических методов.

Самую общую схему классификации психодиагностических методов можно представить в виде следующей схемы:

Рис. 1. Классификация психодиагностических методов

Наиболее часто используются следующие методы психодиагностики людей пожилого возраста:

1. Тест «Перспектива продолжительности жизни" (Р. Ален. Ш. Линди)

2. Шкала самооценки и оценки тревожности (Ч. Спилбергер)

3. Методика «Мотивация аффилиации» (А. Меграбян и М.Ш. Магомед-Эминов).

4. Тест «Эгоцентрические ассоциации»

5. Методика «Склонность к одиночеству»

6. Изучение мудрости (P. Baltes и др)

Из этой статьи вы узнаете:

    Почему своевременная диагностика в пожилом возрасте так важна

    Каких врачей нужно проходить в обязательном порядке всем пожилым людям

    Что делать после диагностики заболевания

Пожилой возраст всегда сопровождается процессами естественного старения организма. Регенерация клеток и обмен веществ замедляются, ткани организма изнашиваются, органы начинают работать с нарушениями.

Однако пожилых людей, которые ведут здоровый образ жизни и тщательно следят за своим самочувствием, нельзя назвать «старыми»: если ничего не болит и организму оказывается своевременная поддержка, можно наслаждаться активной жизнью. Но для того, чтобы достичь этого состояния, необходимо принимать определенные меры, прежде всего - регулярно подвергаться медицинским обследованиям. Давайте разберемся, из чего складывается диагностика пожилого возраста, что она даети с какой периодичностью нужно обследоваться.

Как часто должна проводиться медицинская диагностика организма людей пожилого возраста

Оптимальная периодичность посещения врача для полного осмотра и сдачи всех лабораторных анализов - один раз в год. В пожилом возрасте диагностику желательно проходить еще чаще - как минимум раз в полгода (в том случае, если самочувствие в целом приемлемое, нет острых патологических признаков и каких-либо серьезных хронических заболеваний). Она необходима для выявления болезней на ранних стадиях, когда они еще не проявляются в виде заметных симптомов и легко поддаются лечению.

Любая диагностика начинается с посещения терапевта. По итогам первичного осмотра этот врач намечает план обследования и дает направления на основные анализы. Если в организме возникли какие-либо нарушения или отклонения, это тоже в первую очередь заметит терапевт и направит пожилого пациента к более узким специалистам.

Какие обязательные процедуры должна включать диагностика организма человека пожилого возраста

    Осмотр кожных покровов;

    Измерение параметров тела (прежде всего, роста и веса);

    Лабораторные анализы мочи и крови;

    Лабораторный анализ кала (при диагностике заболеваний у детей кал проверяют на яйца глистов, у людей пожилого возраста - на содержание крови);

    Измерение давления;

    Подсчет пульса;

    Электрокардиограмма;

    УЗИ брюшной полости;

    Флюорография легких;

    Для женщин - маммография.

По итогам диагностики пожилому пациенту могут быть выданы следующие рекомендации: дополнительно обследовать какой-либо орган или систему организма, приступить к лечению, изменить образ жизни.

Кардиологическая диагностика в пожилом возрасте

Сердце и сосуды - одна из жизненно важных систем в человеческом теле, от которой зависит не только здоровье, но и сама жизнь человека. Поэтому диагностике сердечно-сосудистой системы следует уделить внимание в первую очередь, и особенно актуально это в пожилом возрасте. Ежедневная нагрузка на сосуды и сердце очень велика, и чем старше человек, тем выше у него риск возникновения заболеваний этих органов (при наличии вредных привычек ситуация осложняется еще больше и требует постоянного врачебного наблюдения).

Типичные для пожилого возраста сердечно-сосудистые патологии - это воспаления, симптомы стенокардии, гипертония и т. д. Перечень возможных проблем довольно велик, поэтому диагностика заболеваний сердца у пожилых людей всегда является комплексной и включает в себя различные исследования функционирования сердца и кровеносной системы:

    Наблюдение за артериальным давлением в норме (оптимальный вариант - суточное холтеровское мониторирование);

    УЗИ сердца и сосудов;

    МРТ сердца;

    ЭХО-кардиография.

Эти меры дают возможность всесторонне исследовать состояние «мотора» и выявить все отклонения в его работе.

Диагностика организма людей пожилого возраста у флеболога

Нижние конечности - еще одна высоконагруженная часть тела, которая с возрастом становится все больше подверженной болезням. Особенно это касается кровеносных сосудов - ножных вен и капилляров, которые нередко поражает варикоз, тромбофлебит и т. д. Профилактика венозных болезней и обнаружение патологических изменений на ранних стадиях крайне важны в пожилом возрасте. При наличии таких симптомов, как тяжесть в ногах, отеки, боли, следует пройти обследование у флеболога. Флебологическая диагностика включает в себя:

    Физикальное обследование;

    Ультразвуковое исследование ножных вен;

    Компьютерную томографию и магнитно-резонансную томографию сосудов нижних конечностей;

    Электрокардиографию;

    Ультразвуковое ангиосканирование, дуплексное сканирование;

    Тесты на тромбофилию;

    Флебоманометрию.

Все эти меры диагностики направлены на обнаружение тромбов в кровеносных сосудах. Тромбы представляют опасность не только для здоровья и внешности (торчащие варикозные вены никого не украшают), но и для жизни пациента пожилого возраста.

Диагностика организма людей пожилого возраста на предмет гормонального фона

Посещение врача-эндокринолога - еще один важный этап профилактической диагностики заболеваний в пожилом возрасте. Нарушения обменных процессов и гормонального фона, к сожалению, довольно частое явление, а последствия их непредсказуемы. Болезни щитовидной железы, образование зоба, избыточный вес, гипокальциемия, сахарный диабет и ряд других серьезных патологий возникают вследствие сбоев и отклонений в работе эндокринной системы.

Обследование у эндокринолога включает в себя, помимо обычного осмотра и выяснения анамнеза, следующие процедуры:

    Лабораторный анализ крови (на гормоны);

    Диагностику щитовидной железы посредством МРТ, УЗИ, КТ;

    При необходимости - пункцию щитовидной железы;

    Глюкозотолерантный тест;

    Определение уровня гемоглобина в крови.

Диагностика организма людей пожилого возраста у уролога

Все люди, достигшие пожилого возраста, нуждаются в регулярной диагностике состояния мочевыводящей системы. Процессы естественного старения и износа сказываются на почках, которые отфильтровывают отходы жизнедеятельности организма и токсины, и на мочевом пузыре. Дополнительную нагрузку на почки дает прием ряда лекарств, вредные привычки, хронические заболевания.

Для пожилых мужчин обследование у уролога важно еще по другой причине - из-за необходимости наблюдения за состоянием простаты и профилактики различных болезней мочеполовых путей, которые тоже подвержены патологическим возрастным изменениям.

Урологическая диагностика в нашей клинике включает в себя следующие исследования:

    Рентген почек и мочевого пузыря;

    Цистоскопию;

    Уретроскопию;

    УЗИ почек, мочевого пузыря и других мочевыводящих органов;

    Цистоуретрографию;

    Ретроградную пиелографию;

    Для мужчин - лабораторный анализ секрета предстательной железы.

Неврологическая диагностика организма в пожилом возрасте

Следующий этап комплексной диагностики состояния здоровья человека в пожилом возрасте - обследование у невролога . Негативные возрастные изменения могут привести к таким серьезным поражениям нервной системы, как болезнь Альцгеймера, рассеянный склероз, ишемия и невралгия. Эти заболевания на начальных стадиях иногда протекают бессимптомно, и выявить их может только врач. Если этого не сделать и запустить болезнь, изменения могут стать необратимыми и привести к заметному ухудшению качества жизни в пожилом возрасте, вплоть до потери трудоспособности. Поэтому обследование организма должно проводиться регулярно. Даже если не удастся полностью вылечить обнаруженные патологические процессы в нервной системе, их можно приостановить, вовремя помешав развитию болезни.

Пожилые пациенты, обследуемые неврологом, должны пройти следующие процедуры:

    Рентгенографию, МРТ и КТ;

    Электроэнцефалографию;

    Миографию;

    МР-ангиографию;

    Дуплексное сканирование сосудов шеи и головы.

Диагностика репродуктивной системы в пожилом возрасте

Люди старше 50 лет обычно очень скептически относятся к необходимости посещать уролога или гинеколога , рассуждая таким образом, что в пожилом возрасте уже можно забыть об интимной стороне жизни, нечего беспокоиться о состоянии репродуктивной системы и тратить время на диагностику соответствующих болезней. На самом деле беспокоиться есть о чем. У пожилых представителей обоих полов нередко развиваются патологические процессы в органах малого таза, сопровождаемые сильными болями, воспалениями и кровотечениями. У мужчин это простатит и иные заболевания мочеполовой сферы, у женщин - миома матки (согласно статистике, 25 % пожилых пациенток с этим диагнозом попадают в медицинское учреждение на той стадии болезни, когда миома уже начинает кровоточить).

В наше время довольно часто диагностируются онкологические заболевания половых органов. Эти коварные болезни, представляющие опасность для жизни человека, могут длительное время протекать скрытно, без каких-либо внешних признаков. Обнаружить их можно лишь в процессе диагностики в соответствующих отделениях медицинских учреждений. Профилактика злокачественных опухолей - уже сама по себе вполне весомая причина посещать гинеколога или уролога ежегодно, особенно людям пожилого возраста, чье состояние здоровья осложняется многими факторами.

Кажется, что иметь хорошее самочувствие в пожилом возрасте - недостижимая цель, но это вовсе не так! Ежегодная плановая медицинская диагностика, своевременное лечение патологий, здоровый образ жизни и следование врачебным рекомендациям - это эффективные способы ее достичь.

Диагностика онкологических заболеваний в пожилом возрасте

Заболеваемость населения раком приобретает все более массовый характер и превращается в одну из животрепещущих проблем населения планеты. Раковые опухоли сопровождали человечество на протяжении всей его истории, но лишь в XX веке (а точнее - во второй его половине) эти патологии стали вызывать серьезное беспокойство ученых. Количество больных той или иной разновидностью рака стало стремительно увеличиваться, а по смертности рак сейчас занимает второе место (на первом остаются сердечно-сосудистые заболевания).

Этому есть несколько объяснений. Прежде всего, это изменение демографической ситуации - повышение средней продолжительности жизни людей на планете. Злокачественные новообразования чаще всего поражают лиц пожилого и старческого возраста: у людей от 60 лет и старше диагностика выявляет рак в 75 раз чаще, чем у людей до 30 лет (причем некоторые локализации дают еще более значительную разницу). Согласно усредненным показаниям статистики, первичные онкобольные - это мужчины в возрасте около 61,8 года и женщины в возрасте примерно 62,8 лет. Таким образом, рак приобретает статус геронтологической проблемы и одной из главных опасностей для пожилых людей.

Злокачественные опухоли могут развиться в любых органах и тканях, присутствующих в человеческом организме. Онкологическая классификация насчитывает порядка 200 различных диагнозов, объединяемых понятием «рак ».

Симптоматика раковых заболеваний крайне разнообразна. Проявления онкологии во многом определяются локализацией и клинической формой опухоли, ее стадией, наличием предраковых и хронических заболеваний. Не последним фактором является и возраст пациента. Вызванные пожилым возрастом изменения в организме приводят к вторичной иммунной недостаточности - ослаблению защитных сил организма и его способности бороться с патологиями. Из-за этого, во-первых, люди преклонного возраста заболевают раком чаще, чем молодые, и, во-вторых, клиническая картина болезни у них менее выражена и более запутанна, что затрудняет диагностику и определение анамнеза. Злокачественные новообразования могут вообще никак не проявляться и до поры до времени развиваться бессимптомно. Иногда патологические процессы бывают слабо проявлены, и по внешним признакам их легко спутать с другими заболеваниями и поражениями - от бронхита до аппендицита или аденомы простаты.

Вот почему своевременное обращение к врачу при любых странных и непривычных симптомах (даже если они кажутся совершенно безобидными) всегда остается важной рекомендацией для пожилых людей. Своевременная диагностика рака играет ключевую роль в его лечении и профилактике и нередко определяет исход всей болезни. Фактор времени, санитарная грамотность пожилого человека и его общая культура, ответственное отношение к собственному здоровью - именно они играют основную роль в борьбе с онкологическими заболеваниями.

Даже если подозрение на рак не подтвердится, регулярно проходить профилактические осмотры в пожилом возрасте необходимо в любом случае - симптомы могут быть вызваны другими заболеваниями. Тем, кто страдает хроническими болезнями, следует постоянно наблюдаться у врачей и подвергаться диагностике, даже если самочувствие нормальное и нет каких-либо особых жалоб.

Лечение предопухолевых заболеваний - клиническая (вторичная) профилактика рака!

    В случае рака легкого вначале проявляются основные первичные симптомы - высокая температура, одышка, болезненные ощущения в грудной клетке, кашель, отделение мокроты с кровью. Их легко спутать с проявлениями простуды или бронхита, поэтому обязательно проводят фибробронхоскопию и делают рентгеновские снимки грудной клетки.

    Новообразования желудка обычно проявляют себя в виде потери аппетита и резкого похудения, слабости, вялости, бледности (из-за анемии), повышенной температуры. Возможны местные симптомы, такие как болезненные ощущения за грудиной, в эпигастральной области, проблемы с глотанием, тошнота и рвота, отрыжка, тяжесть и вздутие в желудке. Наличие опухоли диагностируется посредством рентгенографии и фиброгастроскопии.

    Главный симптом рака молочной железы - собственно опухоль. Она может быть незаметна визуально и не прощупываться, а может сопровождаться изменением формы молочной железы (втягиванием соска, внезапно появившейся асимметрией, возникновением плотных участков кожи), пористостью кожных покровов, необычными выделениями или изъязвлениями соска, мокнутиями. Диагностикой рака молочных желез занимается маммолог.

    Появление новообразований толстой кишки, как правило, выражается в нарушениях стула, наличии в нем гноя или крови, болях и вздутии в нижних отделах кишечника. Диагностика осуществляется посредством колоноскопии, ирригоскопии, исследования прямой кишки ректоскопом или пальцами.

    Рак мочевого пузыря определяется по наличию типичного симптома - гематурии (высокому содержанию крови в моче), которая впоследствии сопровождается болями и расстройствами мочеиспускания.

    Рак предстательной железы может вообще никак не заявлять о себе в течение длительного промежутка времени. Для диагностики этой патологии следует обращаться к урологу.

Мнение о том, что рак - это приговор, весьма распространено. Хуже всего то, что люди, разделяющие данную точку зрения, избегают обращения к врачам, вместо этого пытаясь заниматься диагностикой самостоятельно и испытывая на себе разные рискованные методы самолечения. В результате упускается драгоценное время, которое могло бы быть потрачено на борьбу с болезнью, и патология прогрессирует.

Только врачи-онкологи, вооруженные современными методиками и инструментами, могут проводить диагностику опухолей и назначать лечение! Тем более в случаях, когда речь идет о людях пожилого возраста, здоровье которых и так хрупко, и выявление патологий у них затруднено наличием разных хронических заболеваний.

Многие пациенты пожилого и преклонного возраста были успешно вылечены от рака благодаря комбинированной терапии и своевременному проведению хирургических операций. Так что онкологические заболевания излечимы, если диагностика и терапия была начаты не слишком поздно.

Однако любую болезнь лучше и проще все-таки предупредить , нежели лечить, когда она уже проявилась. Профилактике всегда предшествует проведение полной комплексной диагностики организма. Это может быть общее обследование в тех случаях, когда явных проблем и жалоб у пациента нет, либо диагностика отдельных органов и систем организма, в которых уже есть какие-то патологии, протекающие бессимптомно.

Полная плановая диагностика организма, проводимая регулярно, - это один из верных способов достичь хорошего состояния здоровья и сделать пожилой возраст золотой порой жизни, ее расцветом и периодом раскрытия всех возможностей.

ВВЕДЕНИЕ

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

1 Понятие и задачи психодиагностики

2 Понятие и задачи психодиагностики

ПСИХОДИАГНОСТИКА ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

1 Работа психолога с пожилыми людьми в центре социального обслуживания

2 Психологический статус пожилого человека как компонент комплексной реабилитации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы . В населении не только нашей страны, но и всего мира в течение последних десятилетий увеличивается доля пожилых людей. Этот демографический процесс, характерный для индустриально развитых стран, имеет глубокие социальные и экономические последствия. Социализация человека в любом обществе протекает в условиях, для которых характерно наличие многочисленных опасностей, оказывающих негативное влияние на развитие индивидуума. Поэтому объективно часть населения становится или может стать жертвой неблагоприятных условий социализации.

В пожилом возрасте формируются психологические особенности личности человека, которые необходимо учитывать при разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации. В этом возрасте складывается жесткий внутренний порядок структуры личности, и люди по-разному реагируют на свои внутренние трудности. Некоторые пожилые люди, отрицая существование проблем, подавляют свои стремления, которые доставляют им неудобства, и отвергают их как нереальные и невозможные. Приспособление в этом случае достигается за счет положения уровня притязаний. Негативной стороной является отрицание того, что требует усилий. Пожилой человек постепенно может привыкнуть к такой ориентации, действительно отказаться от необходимого и действовать так, как если бы потребности не существовало.

С точки зрения гуманистической психологии, важнейшее условие самореализации (в любом возрасте), личностного роста и психического здоровья - это позитивное принятие человеком себя, которое возможно только при безусловном позитивном принятии со стороны значимых других. По-видимому, для пожилых людей принятие себя связано с безусловным позитивным принятием своего жизненного пути (семьи, профессии, досуга, жизненных ценностей и другого). Для большинства пожилых практически исчерпаны возможности сколько-нибудь серьезных изменений в жизни. Но пожилой человек может бесконечно много работать над собой в идеальном плане, внутренне. Именно в этом ему необходима психологическая помощь, его ведущей деятельностью становится внутренняя работа по принятию своего жизненного пути. Нельзя забывать, что пожилые люди являются «хранителями огня», носителями нравственных норм и ценностей общества. Не зря в передовых культурах преобладала поддержка престарелых и уважение к ним.

Психологические процессы, хотя и отличаются в пожилом возрасте некоторой ригидностью и немного замедлены по сравнению со зрелым возрастом, все же обеспечивают необходимый уровень жизненной активности. Умственные способности пожилых людей гораздо выше, чем это принято считать. В житейском плане пожилые люди при благоприятном старении умеют находить разрешения конфликтных и сложных жизненных ситуаций.

Для того, чтобы выяснить потребности в психологической помощи и наличия у пожилых людей психологических ресурсов проводятся различные исследования.

Практическая психодиагностика - это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психологов. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей.

Разработанность темы . Данная тема недостаточно хорошо разработана в трудах отечественных ученых и исследователей. Исследование механизмов психической жизни в пожилом возрасте только начинается в полной мере, но уже первые работы показывают, что этот путь позволит не только лучше понять причины отклонений, но и помочь в их коррекции, ускорить и оптимизировать адаптацию пожилых людей к новому возрастному периоду, а также хотя бы частично преодолеть те негативные факторы, которые связаны с отрицательной оценкой своего жизненного пути.

Цель курсовой работы - рассмотреть психодиагностику пожилых людей.

Исходя из заданной цели были определены следующие задачи :

изучить понятие и задачи психодиагностики;

рассмотреть методики психодиагностики;

на примере геронтологического центра раскрыть психологический статус пожилого пациента как компонент комплексной реабилитации;

проанализировать работу психолога с пожилыми людьми в центре социального обслуживания.

Объект курсовой работы - общая психология

Предмет - психодиагностика пожилых людей.

При написании курсовой работы были использованы монографии авторов, учебники и учебные пособия, материалы периодических изданий «Психология зрелости и старения», «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Работник социальной службы», Социальное обслуживание» и др.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения. В конце работы приводится список использованной литературы.

1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

.1

Вопрос о том, «кто есть кто» - это первый вопрос, который задает себе психолог, начиная работать с клиентом. Понять и определить неповторимые личностные особенности клиента, его способности мотивы действий поможет одна из областей психологической науки - психодиагностика.

Слово «психодиагностика» означает буквально «постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного решения о наличном состоянии человека в целом или о каком-либо взятом психологическом свойстве.

Обсуждаемый термин неоднозначен, и в психологии, сложилось два его понимания. Одно из определений понятия «психодиагностика» относит его к специальной области психологических знаний, касающейся разработки и использования в практике различных психодиагностических средств. Психодиагностика в этом ее понимании является наукой, в русле которой ставятся следующие общие вопросы:

.Какова природа психологических явлений и принципиальная возможность их научной оценки?

.Каковы сложившиеся на данный момент времени общие научные основания для принципиальной познаваемости и количественной оценки психологических явлений?

.В какой мере применяемые в настоящее время средства психодиагностики соответствуют принятым общенаучным, методологическим требованиям?

.Каковы основные методические требования, предъявляемые к различным средствам психодиагностики?

.Каковы основания достоверности результатов практической психодиагностики, включая требования, предъявляемые к различным условиям проведения психодиагностики, средствам обработки полученных результатов и способов их интерпретации?

.Каковы основные процедуры конструирования и проверки научных методов психодиагностики, включая тесты?

Второе определение термина «психодиагностика» указывает на специфическую сферу деятельности психолога, связанную с практической постановкой психологического диагноза. Здесь решаются не столько теоретические, сколько сугубо практические вопросы, относящиеся к организации и проведению психодиагностики. Она включает в себя:

.Определение профессиональных требований, предъявляемых к психологу как к психодиагносту.

.Установление перечня знаний, умений и навыков, которыми он должен обладать для того, чтобы успешно справляться со своей работой.

.Выяснение минимума практических условий, соблюдение которых является гарантией того, что психолог действительно успешно и профессионально овладел тем или иным методом психодиагностики.

.Разработка программ, средств и методов практической подготовки психолога в области психодиагностики, а также оценки его компетентности в этой области.

Оба комплекса вопросов - теоретические и практические - тесным образом взаимосвязаны.

Практически психодиагностика используется в самых разных областях деятельности психолога: и тогда, когда он выступает как автор или участник прикладных психолого-педагогических экспериментов, и тогда, когда он занят психологическим консультированием или психологической коррекцией. Но чаще всего, по крайней мере в работе практического психолога, психодиагностика выступает как отдельная, вполне самостоятельная сфера деятельности. ЕЕ целью становится постановка психологического диагноза, т.е. оценка психологического состояния человека.

Точная психодиагностика в любом психолого-педагогическом научном эксперименте предполагает квалифицированное оценивание степени развитости психологических свойств.

Специалист, занимающийся психологическим консультированием, прежде чем давать какие-то советы клиенту, должен поставить правильный диагноз, оценить суть психологической проблемы, волнующей клиента. При этом он опирается на результаты индивидуальных бесед с клиентом и наблюдения за ним. Если психологическое консультирование представляет собой не разовый акт, а серию встреч и бесед психолога с клиентом, помогая ему решать свои проблемы и одновременно контролируя результаты своей работы, то дополнительно возникает задача осуществления «входной» и «выходной» психодиагностики, т.е. констатации положения дел в начале консультирования и по завершении работы с клиентом.

Еще более настоятельной, чем в процессе консультирования, психодиагностика является в практической психокоррекционной работе. Дело в том, что убедиться в эффективности предпринятых психокоррекционных мер в данном случае должен не только психолог или экспериментатор, но и сам клиент. Последнему нужно иметь доказательства того, что в итоге проведенной совместно с психологом работы в его собственной психологии и поведении действительно произошли важные позитивные перемены. Это необходимо делать не только для того, чтобы заверить клиента в том, что он не зря потратил время (и деньги, если работа платная), но и для того, чтобы усилить психокоррекционный эффект воздействия.

Научная и практическая психология решает ряд типичных для нее задач. К ним относятся следующие:

.Установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения.

.Определение степени развитости данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях.

.Описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо.

.Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей.

Все четыре перечисленные задачи в практической психодиагностике решаются или каждая в отдельности, или комплексно в зависимости от целей проводимого обследования. Причем практически во всех случаях, за исключением качественного описания результатов, требуется владение методами количественного анализа.

Практическая психодиагностика - это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психологов. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства. В основе работы психолога-диагноста должен лежать принцип «Не навреди!».

Таким образом, психодиагностика есть достаточно сложная область профессиональной деятельности психолога, требующая специальной подготовки. Совокупность всех знаний, умений и навыков, которыми должен обладать психолог-диагност, настолько обширна, а сами знания, умения и навыки настолько сложны, что психодиагностика рассматривается как особая специализация в работе профессионального психолога.

1.2 Понятие и задачи психодиагностики

В психологии существует множество классификаций психодиагностических методик. В качестве примеров можно привести наиболее известные из них.

Классификация С.Л. Рубинштейна (1945 г.)

Основные методы исследования:

.Наблюдение прямое (за человеком), косвенное (за продуктами деятельности человека), внешнее (объективное).

.Эксперимент лабораторный (смоделированный); естественный (во время профессиональной деятельности); вспомогательный (анкета, беседа); по обучению.

Особые методы исследования:

.Генетический (сравнение между разными возрастными группами).

.Сравнительный (между нормой и патологией).

Классификация Б.Г. Ананьева (1977 г.)

Организационные методы:

.Сравнительный метод (сравнение различий в пределах одного возраста).

.Лонгитюдный (сравнение различий по одному какому-либо признаку в пределах довольно большого промежутка времени).

Эмпирические методы:

.Обсервационные - методы наблюдения и самонаблюдения.

.Экспериментальные - лабораторный, естественный, обучающий, полевой.

.Праксиметрические - анализ деятельности и ее продуктов.

.Моделирования (математическое, кибернитическое).

.Тесты.

.Биографический (анализ фактов и событий жизни).

Методы обработки экспериментальных данных:

.Количественные.

.Качественные

Методы интерпретации:

.Генетический - определение закономерностей изменений.

.Структурный - изучение взаимосвязей между свойствами личности.

Психодиагностические методики подразделяют:

по форме ответа - на устные и письменные;

по количеству обследуемых - на индивидуальные, групповые;

по однородности (неоднородности) задач - на гомогенные и гетерогенные;

по ориентации - на скорость, на мощность, на диагностику межличностных отношений;

по компетентности - на одиночные и тестовые батареи;

по назначению - на общедиагностические, профессиональной пригодности;

по влиянию диагноста на получаемые результаты - на объективные и субъективные.

Остановимся более подробно на последней классификации.

Все существующие методики можно разделить на объективные и субъективные. В объективных методиках влияние диагноста на результаты минимально, а в субъективных - результат напрямую зависит от опыта и интуиции психолога.

К объективным методикам относятся:

Приборные, психофизиологические, в которых приборы определяют дыхание, пульс, биотоки мозга.

Рассматривая психофизиологические методы диагностики, необходимо сказать, что это направление возникло в нашей стране и еще не в полной мере вошло в мировую практику психодиагностики. Основой этих методик стала отрасль в психофизиологии, которая изучает особенности протекания психических процессов у человека. Эти особенности выражаются в работоспособности, помехоустойчивости, переключаемости и других показателях протекания психических процессов.

Данный тип методик отличается от других тем, что не содержит оценок, так как нельзя сказать, что одни свойства нервной системы лучше, а другие хуже.

Аппаратурные поведенческие, регистрирующие скорость реакции, точность, координацию.

Они являются наиболее надежными. Но из-за сложности и громоздкости их используют чаще всего в научно-исследовательской работе и для доказательства точности бланковых методик.

.Тесты-опросники, в которых выбирается ответ из предложенных вариантов, описывая индивидуальные способности или предпочтения личности.

.Методики самооценки, в которых испытуемый сам оценивает какие-либо объекты (себя, свою жизнь в прошлом, в будущем, знакомых, окружающий мир).

Среди субъективных методик выделяют:

.Наблюдение, опрос. Они позволяют получать обширную информацию о человеке, о межличностных отношениях в семье, на производстве. При кажущейся простоте эти методы диагностики требуют особого искусства.

.Анализ продуктов деятельности человека (личных писем, сочинений, дневников, фотодокументов, орудий труда). Одним из способов изучения подобных источников является контент-анализ (анализ содержания).

.Ролевые игры. В процессе игры человек проявляет свои личностные качества. Это дает основание поставить диагноз.

.Проективные методики. От других их отличает нестандартность процедуры проведения и толкования. Чтобы хорошо работать с проективными методиками, психологу-практику надо помимо высокой профессиональной классификации творчески мыслить, иметь особый подход к каждому случаю, интуицию.

Наиболее распространенная на сегодняшний день методика психодиагностики - тесты. Но прежде чем перейти к ее описанию, хочется сказать несколько слов о методе наблюдения.

Во внешнем виде, поведении проявляется многое, что происходит у него внутри. За едва заметными движениями рук, глаз, тела психолог-диагност должен видеть характер, настроение, стремление исследуемого. Одежда, манера говорить, построение фраз также могут сказать о человеке многое. Задача наблюдателя как раз и заключается в том, чтобы увидеть и обобщить это многое.

Тесты - наиболее надежный метод в психодиагностике. Тест - проба, испытание, стандартизированное исследование различных, прежде всего личностных характеристик человека, предполагающее выполнение им определенных заданий.

По форме проведения тесты бывают индивидуальными и групповыми; устными и письменными; бланковыми, аппаратурными и компьютерными; словесными и несловесными. Любой тест состоит из нескольких частей. В его состав входит инструкция, тестовая тетрадь с заданиями, стимульный материал (если это необходимо), бланк, шаблон для обработки данных.

Результаты теста сопоставляются с нормами, которые, в свою очередь, определяют опытным путем. Нормой считают уровень статистически среднего человека. Результаты, сравнивая с нормами, называют низкими, средними или высокими.

Качество теста определяется такими характеристиками, как надежность, валидность, достоверность.

Таким образом, психодиагностика - раздел психологического знания и психологической практики, формирующийся на стыке фундаментальных отраслей психологии с практическими запросами жизни.

В самом общем понимании психодиагностика - это наука и практика постановки психологического диагноза, под которым понимается распознавание отклонения от нормального психического функционирования и развития, а также определение психического состояния либо конкретного объекта (индивида, семьи, малой группы), либо той или иной психической функции или процесса у конкретного лица.

2. ПСИХОДИАГНОСТИКА ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

.1 Работа психолога с пожилыми людьми в центре социального обслуживания

Для того, чтобы пожилой человек чувствовал себя полноценным членом общества, необходимо его участие в общественной жизни, поддержание индивидуальных, семейных и других связей. Считается, что наиболее важны для человека две сферы: общение и повседневная деятельность. К сожалению, очень многие пожилые люди в силу различных причин бывают лишены этого. В результате возникает психологический дискомфорт, и чувство дезориентированности в условиях современной жизни. Поэтому для решения психологических проблем и возрастных трудностей пожилых людей в центрах социального обслуживания организуются психологические службы. Работа психолога сегодня в основном ведется именно с этой категорией граждан.

Осознание нового жизненного статуса в преддверии старческого возраста, понимание смысла своей новой жизни, состояния, во многом обусловливает структуру эмоциональных переживаний пожилых людей. Отсюда вытекают задачи, которые должен решать психолог, работающий с пожилыми и престарелыми людьми в центре социального обслуживания:

повышение общего фона настроения;

повышение самооценки;

формирование позитивного образа старости как времени для внутреннего покоя, развития, сознания важности прожитой жизни;

обсуждение всего хорошего, что имеется в актуальной жизненной ситуации.

Помощь психолога предполагает как индивидуальную, так и групповую работу.

Психолог, в ходе индивидуального консультирования пожилых людей обращающихся за помощью в центр, раскрывает им понятие удовлетворенности жизнью в старости, условия ее достижения, а так же условность понятия «счастливая старость»; он объясняет пожилому человеку, что есть другое понятие - «успешное старение». Оно предполагает постоянное приложение усилий для совладания с утратой или недостаточными проявлениями многих сторон жизни, присущих процессу старения. Психолог побуждает к постоянной и разумной активности, адекватным физическим и умственным упражнениям, которые обеспечивают пожилого человека необходимыми навыками борьбы с недугами, способствуют решению основных задач возрастного развития и сопровождаются переживанием удовлетворения жизнью в этом возрасте.

Бывают случаи, когда пожилому человеку необходима психологическая помощь, но он не решается прийти к психологу в силу каких-то внутренних причин, барьеров. Он гораздо увереннее чувствует себя дома. В этом случае эффективность психологической консультации в домашних условиях будет гораздо выше.

Процедура возрастно-психологического консультирования строится с учетом особенностей личности клиента и его стратегии адаптации к возрастным изменениям. Для того, чтобы учесть все особенности необходима процедура тестирования. Здесь может возникнуть еще одна проблема. В ходе практики работы с пожилыми людьми выяснилось, что у людей старше 65-68 лет возникают определенные трудности. Это и повышенная психологическая утомляемость, замедленность восприятия, реакции и мышления, и слабая мотивация деятельности. Все это влияет на данные тестирования. Заметны также изменения и в эмоциональной сфере: сосредоточенность на своих интересах, подозрительность, вследствие чего результаты не всегда достоверны. Поэтому этот метод диагностики личности проводится крайне редко. Из опыта работы стало понятно, что гораздо эффективнее использовать психодиагностическую беседу с пожилыми людьми. Главное очень деликатно направлять ее в нужное русло, и мы многое можем узнать о человеке.

Особенностью работы с пожилыми людьми является принцип активации и реактивации ресурсов клиента, так как невостребованные функции угасают. В этом случае психолог центра эмоционально воздействует на своих клиентов, говоря о том, что в каждом человеке, не смотря на кажущуюся немощность, заложен огромный потенциал, и он в состоянии решить свои проблемы даже, даже бы, в безвыходных ситуациях. В этом случае помогают и определенные техники психотерапии.

Основным видом психотерапии пожилых людей является общение с ними. Этот метод работы универсален и используется практически во всех случаях контакта с клиентами. Любой пожилой человек нуждается в собеседнике, он ждет сочувствия, ласковых слов, ободрения, внимания и желания его слушать. Поэтому нужно всегда найти время для общения, вселить надежду и веру, стремление к жизни.

Психотерапия может быть рациональной, использующей метод убеждения. В этом случае работа психолога центра сводится к беседам с больными и пожилыми людьми, во время которых разъясняется причина заболевания и характер имеющихся нарушений. Психолог призывает пожилого человека изменить свое отношение к волнующим событиям окружающей обстановки, перестать фиксировать свое внимание на имеющихся психологических симптомах. Достоинство этого метода заключается в том, что пожилой человек активно участвует в процессе, который укрепляет его интеллект, открывает возможность изменить свои взгляды и установки. Как показала практика, этот метод достаточно эффективен в работе с пожилыми людьми, недавно вышедшими на пенсию, то есть в возрасте от 55 и до 65 лет.

Еще одной, не мене эффективной техникой в практике психодиагноста может явиться работа с воспоминаниями. Для людей, вступивших в период старения, этот метод является наиболее эффективным способом индивидуального мотивирования жизненной активности и формирования толерантного отношения к старению и неизбежности смерти. Этот метод так же универсален и подходит для работы с совершенно разными пожилыми людьми. Это могут и достаточно активные клиенты, так и лежачие больные. Эта техника имеет несомненную коммуникативную, диагностическую и коррекционную ценность и направлена на то, чтобы дать человеку возможность осознать, как его прошлое определило его настоящее и продолжает влиять на него.

В работе с воспоминаниями как показывает работа с пожилыми людьми, очень важно возвращение, и неоднократное, к позитивным воспоминаниям о событиях, в которых появились сильные цельности личности, самоуважения и психологического здоровья

Одна из самых больших проблем людей пожилого возраста - это потеря смысла жизни. Результат - депрессия, агрессивный настрой и другие отклонения в поведении. В этом случае использует логотерапию. Эта техника не предлагает и не «прописывает» смыслов. Важно дать понять клиенту, что не человек ставит вопрос о смысле жизни - сама жизнь ставит вопрос перед ним, а человеку приходится постоянно отвечать на него, не словами, а действиями.

Очень положительный эффект имеет тренинговая работа с пожилыми людьми.

Не секрет, что многие люди до сих пор имеют весьма смутное представление о том, чем именно занимается психолог. Не всегда люди знают о том, что такое психологическая проблема и в каких случаях помощь профессионала просто необходима. Но даже тогда, когда человек имеет определенное представление о необходимости психологической помощи, существует много субъективных факторов, блокирующих потребность обратиться к психологу. Для того, чтобы психологическая служба была востребована необходимо, чтобы люди, в том числе и пожилые, знали не только о ее существовании, но и о самой сути услуг, которые она предоставляет. Без распространения этих знаний ее эффективность будет снижаться.

Таким образом, задача психолога в работе с пожилыми людьми - воспринимать их до не изолированно, вне их жизненного пути, а напротив понимать, что их нынешнее состояние есть отражение многоаспектного, многослойного и поэтапного, непрекращающегося процесса становления личности. Самое главное - каждый пожилой человек есть личность и как личность имеет самоценное значение. Важно донести это до пожилого человека, чтобы он понял, что самоценность человека должна быть сохранена полностью и у него появляется шанс вновь приобрести потерянную гармонию, причем на более высоком уровне.

2.2 Психологический статус пожилого человека как компонент комплексной реабилитации

Формирование у пожилых людей достаточной психической гибкости на основе оценки психологического статуса позволяет правильно понять себя и окружающих, способствует адаптации к переменам. Особую важность приобретает механизм компенсации, прежде всего компенсации своих потерь - сил, здоровья, статуса, группы поддержки. В то же время ригидность, трудности переключения, возрастающие в этом возрасте, препятствуют развитию нормальной компенсации. Препятствием является сужение круга общения, загруженность других членов семьи, окружающих, что также не позволяет полностью реализовать этот механизм. В данном случае подразумевается доминирование какого-либо одного из этих механизмов, который начинает проявляться во всех, даже неадекватных для него ситуациях. Так, появляется нежелание новых контактов, даже боязнь их, стремление отгородиться от всех, в том числе и от близких людей, эмоциональная холодность, порой враждебность к ним. С этим связаны обидчивость, конфликтность, желание настоять на своем и в малом, и в большом. Отчуждение, уход и агрессии, часто проявляющиеся уже как деструктивность (например, участие в митингах, демонстрациях), являются важным показателем эмоциональной и личностной нестабильности, которые привели к фиксации на одном из непродуктивных механизмов психического функционирования.

В данной курсовой работе будет рассмотрена психодиагностика пожилых пациентов геронтологического центра «Уют».

Для исследования психологических защит пожилых пациентов геронтологического цента был выбран опросник Плутчика-Келлермана- Конте «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index, LSI).

психодиагностика пожилой реабилитация социальный

Психологические защиты%Проекция42,18Отрицание26,64Рационализация17,76Гиперкомпенсация13,32Замещение4,44Вытеснение4,44Регрессия2,22Компенсация2,22

Из таблицы 1 следует, что наибольшее число обследованных пациентов имеют ведущей психологическую защиту по принципу проекции (42,18%). Суть ее заключается в том неприемлемые чувства, желания и даже некоторые аспекты личности человек отчуждает от себя и приписывает кому-то другому. Проекция - это тенденция человека приписывать окружающей среде ответственность за то, что берет свое происхождение в нем самом. К проекции прибегают люди, когда встречаются с невозможностью принимать некоторые свои потребности и чувства, и потому приписывают их объектам окружающего мира. С миром человек устанавливает определенные отношения, характеризующиеся повышенной напряженностью (гнев, раздражение, страх, интерес, восхищение и т.д.).

В пожилом возрасте проекция часто проявляется как приписывание другим негативных эмоций или черт характера, которые невозможно признать в себе, то есть человек, человек сам имеющий патологические черты характера (например, раздражительность и обидчивость), замечает их в других.

Проекция может расцениваться как патологическая только в том случае, если она становится систематической, если она проявляется как постоянный и стереотипный механизм защиты и возникает вне всякой зависимости от реального поведения других людей в данный момент времени. Однако здоровая проекция необходима: именно она поможет установить контакт и понять другого человека. Вообразить себе, что чувствует другой, можно только встав на его место. Проекты на будущее - это проекции собственных фантазий.

Отрицание (к нему прибегают 26,64% участвующих в исследовании) - такая форма психологической защиты, которая характеризуется отказом от осознания определенных событий, переживаний и ощущений, которые были бы болезненны при их осознании, зачастую путем бегства в грезы, фантазии. Часто такой механизм возникает в отношении каких-то хронических или «страшных» заболеваний. Проще и менее болезненно убедить себя, что ты не болен, чем принять факт наличия болезни и приложить усилия к ее лечению, переживать, бояться не выздороветь. В связи с этим пожилые люди недостаточно внимательно относятся к рекомендациям врачей.

Значительно реже преобладают механизмы рационализации, гиперкомпенсации и замещения. Рационализация (преобладает у 17,76% обследованных) - форма психологической защиты, характеризующаяся рациональным объяснением человеком своих желаний и действий, которые в действительности обусловлены иррациональными влечениями, которые социально или личностно неприемлемы. Примером рационализации может быть преувеличение имеющихся ценностей, чтобы дискредитировать недосягаемое желание - «лучше синица в руках, чем журавль в небе». На ранних этапах развития личности рационализация - эффективный механизм защиты, но у пожилого человека излишне активное использование данного механизма может привести к неадекватному контролю поведения, к отсутствию правильного понимания себя в мире.

Гиперкомпенсация обозначена А. Адлером как особая компенсация, при реализации которой не просто происходит избавление от чувства неполноценности, но и достигается какой-то результат, позволяющий занять доминирующую позицию по отношению к другим, то есть при невозможности, к примеру, самостоятельно выполнять тяжелую работу по дому, но при сохранности мелкой моторики, некоторые пенсионерки начинают заниматься каким-либо видом рукоделья, достигая высокого уровня мастерства. Таким образом, 13,32 обследованных имеют преобладающей именно эту защиту.

Остальные психологические защиты - замещение, вытеснение, регрессия и компенсация - наименее распространены среди пожилых людей.

Для исследования ведущей стратегии выхода из конфликта используется методика «Стратегия выхода из конфликта».

Таблица 2 - Характеристика «Стратегия выхода из конфликта» у пациентов геронтологического центра

Стратегия%Компромисс28,86Избегание28,86Приспособление13,32Соперничество11,1Сотрудничество4,44

Из всех обследованных пациентов по 28,9% выбрали ведущей стратегией поведение в конфликте стратегию «компромисс» и стратегию «избегание». Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки. Она не только не портит межличностные отношения, но и способствует их положительному развитию. Компромисс может исчерпать конфликтную ситуацию при изменении обстоятельств, вызывающих напряженность.

Стратегия ухода (избегание) отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. По сути, это взаимная уступка. Стратегия применима, когда конфликт не имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации, либо когда предмет спора имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации, либо когда предмет спора имеет существенное значение для одной или обеих сторон, но субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный. Межличностные отношения при выборе данной стратегии серьезным изменениям не подвергаются.

Обе эти стратегии не приводят к разрешению конфликта и продуктивны только в определенных ситуациях. Однако в данном исследовании видно, что большинство опрошенных (57%) выбирают эти две стратегии как наиболее типичные стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Оба типа реагирования в конфликте достаточно «экономны» по эмоциональным «затратам». Их преобладание можно объяснить высокой ценностью сложившихся социальных связей в пожилом возрасте и ослаблению эмоционально-волевого компонента личности - не всегда хватает волевых усилий на достижение желаемой цели, поэтому пожилые люди прибегают к стратегиям, наименее болезненным, и приводящим к скорейшему выходу из конфликта.

Приспособление как способ разрешения конфликта, предпочитают 13,32%. Человек, придерживающийся данной стратегии, также стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая, то есть человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника. В данной стратегии приоритет отдается межличностным отношениям.

Иногда в такой стратегии отражается тактика решительной борьбы за победу. Уступка здесь может оказаться лишь тактическим шагом на пути достижения главной стратегической цели. Уступка может стать причиной неадекватной оценки предмета конфликта (занижение его ценности для себя). В этом случае принятая стратегия является самообманом и не ведет к разрешению конфликта.. Данная стратегия характерна для конформистской личности.

Детальный анализ данных по каждому пожилому человеку показал, что стратегия избегания характерна для тех, у кого преобладает «вытеснение» и «отрицание». У большинства обследованных - 61,52% с данной ведущей стратегией выраженный механизм «вытеснение»; 30,79% - «отрицание» и 7,69% - регрессия. Компромисс как способ конфликтного поведения характерен для людей с психологической защитой «рационализация», у 90% обследованных ведущей является эта психологическая защита.

Еще один компонент психодиагностики - уровень надежды. Надежда рассматривается как диспозиция личности, то есть как готовность к оценке возможного, возникающая при ожидании личностью какого-то важного и труднодоступного блага, а также готовность к последовательному поведенческому акту ради достижения этого блага.

При проведении анализа выбора стратегии поведения в конфликте и уровнем надежды так же прослеживается связь - пожилые люди, склонные добиваться желаемого, наиболее часто прибегают к стратегиям «компромисс» (47,74%) и соперничество (21,7%). Со стратегией «избегание» и со стратегией «приспособление» по 13,02%, со стратегией «сотрудничество» 4,34%. Те кто в равной степени склонен и к планированию, и к достижению поставленных целей чаще выбирают стратегию приспособления - 47, 87%, компромисс - 28,58%, сотрудничество и избегание по 14,29%. Соперничество не является ведущей стратегией поведения в конфликте ни для одного из тех, кто в одинаковой степени планирует и достигает поставленных целей.

Таким образом, из полученных диагностических данных можно сделать следующие выводы:

ведущими стратегиями поведения в конфликтной ситуации для пожилых людей являются стратегии «избегание» и «компромисс»;

наиболее выражены у большинства опрошенных деструктивные психологические защиты «проекция» и «отрицание»;

конструктивные психологические защиты («рационализация», «компенсация», «гиперкомпенсация») присутствуют лишь у 38%;

Пожилые люди, предпочитающие не только планировать, но и достигать поставленных целей, в качестве основной стратегии реагирования в конфликте выбирают стратегию «компромисс»;

пожилые люди, в равной степени склонные и к планированию, и к достижению поставленных целей чаще, выбирают стратегию «приспособление» (47,87%)

Для проведения более полного и развернутого анализа ситуации и выявления связей между стратегией поведения в конфликте и ведущей психологической защитой требуются дополнительные диагностические данные и наблюдения. Однако уже из полученных данных можно сделать вывод о том, что большинство пожилых людей имеют недостаточно развитые компенсаторные механизмы, в связи с чем склоны к депрессиям, немотивированной агрессии, болезням и низкой социальной активности. Для нормального процесса старения должен доминировать прежде всего адекватный и полный вид компенсации, то есть этот механизм должен функционировать так, чтобы пожилой человек не уходил в мнимую компенсацию (обычно в свою болезнь).

С этой точки зрения становится понятной важность обучения новым видам деятельности, развитие креативности, появления нового хобби и любых форм творчества, так с их помощью развивается полная компенсация.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, как определенная система прикладного знания психодиагностика позволяет психологу-практику совершенствовать свою работу с пожилыми людьми, эффективно решать свои профессиональные задачи.

Психодиагностика может использоваться и используется в различных областях социальной практики в ходе консультирования и оказания психотерапевтической помощи, для прогнозирования психологических последствий изменения среды обитания человека, при осуществлении самых различных видов социальной работы и т.д. В каждой из областей социальной практики, где осуществляется психодиагностика, существуют специфические условия использования психодиагностических средств, ставятся специфические психодиагностические задачи, используются специфические методы, составляющие предмет частных или специальных психодиагностик. Однако фундамент любой специальной психодиагностики образует решения более общих, в своем роде универсальных вопросов, составляющих предмет общей психодиагностики.

К таким вопросам можно отнести выявление методологических, теоретических и конкретно-методических принципов построения психодиагностического инструментария и принципов формулирования психодиагностических заключений; разработку методов и конкретных методик психодиагностики наиболее универсальных объектов, таких, например, как черты личности, способности, мотивы, сознание и самосознание, межличностные отношения; разрешение проблем.

Один из важнейших методологических принципов, на котором строится психодиагностика и который отличает ее от научного исследования, заключается в следующем. Психолог-исследователь ориентирован на поиск еще не установленных, «неизвестных закономерностей» и использует для их пока заранее определенных по какому-либо признаку «известных испытуемых», сознательно пренебрегая их индивидуальными отличиями и эмпирической целостностью. Для психодиагноста же, наоборот, именно эти индивидуальные отличия и эмпирическая целостность являются объектов интереса и выявления, он в процессе психодиагностики ориентирован на поиск уже установленных, «известных закономерностей» у «неизвестных обследуемых».

Основные требования к психодиагностическому инструментарию, к используемым для психодиагностики методикам и методам могут быть сформулированы следующим образом: используемые методики должны позволять собирать диагностическую информацию в относительно короткие, по сравнению с процессом ее «естественного» поступления, сроки; эта информация должна носить целенаправленный характер и как можно полнее отражать вполне определенные свойства диагностируемого объекта (пожилого человека), те или иные его особенности; информация должна быть представлена в виде, позволяющим ясно и однозначно дать количественное и качественное сравнение индивида с другими аналогичными объектами. Психодиагностическая информация должна быть полезна с точки зрения как построения прогноза развития, динамики состояния или ситуации, так и выбора средств вмешательства, коррекции.

Практическая психодиагностика также предполагает учет мотивации обследуемого и знание способов ее поддержания; психодиагност должен уметь оценивать состояние индивида в момент психодиагностики, должен владеть навыками сообщения информации обследуемому индивиду.

В контексте социальной работы психодиагностика применяется для выявления психологических особенностей и состояний клиентов социальных служб. При этом психодиагностика нацелена на то, чтобы позволить осуществить вмешательство в социальную ситуацию клиента наиболее полезным для него способом с учетом результатов психодиагностики.

Психодиагностика как процесс включает в себя определенные стали. На первой стадии осуществляет анализ и, как правило, переформулирование поступившего к нему запроса. Психолог как бы производит своеобразный перевод заявляемой клиентом проблемы с языка житейских, обыденных представлений на свой особый профессиональный язык и осуществляет постановку психологического диагноза.

На второй стадии психолог формулирует цели и задачи психодиагностики, производит оценку и выбор методов, приемов, условий и средств воздействия на пожилого человека, а если необходимо и возможно, то и на социальную ситуацию.

На третьей стадии психолог осуществляет намеченное им воздействие, которое может происходить в различных формах: беседа, консультация, игра, тренинг и пр.

В данной курсовой работе объектами психодиагностики выступали пожилые люди.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Гаврилова, Е.В. Психосоциальная работа с пожилыми людьми в центре социального обслуживания /Е.В. Гаврилова, О.И. Кононова //Работник социальной службы. - 2010. - №3. - С.82-99

.Глухова, И.Ю. Специфика образа старости в различных возрастных группах /И.Ю. Глухова, М.Н. Зыкова //Психология зрелости и старения. - 2008. - №1. - С.46-73

.Ежова, Н.Н. Рабочая книга практического психолога /Н.Н. Ежова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 314 с.

.Ермолаева, М.В. Значение жизненного пути в старости /М.В. Ермолаева //Психология зрелости и старения. - 2007. - №2. - С.58-82

.Калашников, И.Г. Психологический статус пожилого пациента как компонент комплексной реабилитации /И.Г. Калашников, Н.В. Тихонова, Н.И. Бондаренко //Социальное обслуживание. - 2010. - №6. - С.20-26

.Крайг, Г. Психология развития /Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.

.Миннигалеева, Г.А. Оказание психолого-педагогической помощи пожилым людям в Центре социального обслуживания: потребности и возможности _ /Г.А. Миннигалеева //Психология зрелости и старения. - 2003. - №1. - С.63-81

.Массон, Г.В. Отношение «личностный смысл - состояние экзистенциальной тревожности» в пожилом возрасте /Г.В. Массон //Психология зрелости и старения. - 2008. - №4. - С.80-85

.Масон, Г.В. Проблема организации исследования психических состояний у неработающих пожилых людей /Г.В. Масон //Психология зрелости и старения. - 2008. - №3. - С.42-49

.Настольная книга психолога ОСН /Под ред. Т.Г. Беляевой. - Горно_Алтайск, 2001. - 246 с.

.Немов, Р.С. Психология: учебник. В 3 кн. Кн.3. Психодиагностика /Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 632 с.

.Обозов, Н.Н. Психодиагностика личности /Н.Н. Обозов. - СПб.: Питер, 1998. - 426 с.

.Обозов, Н.Н.. Психология работы с людьми / Н.Н. Обозов, Г.В. Щекин. - Киев, 2000. - 416 с.

.Обозов, Н.Н. Словарь практического психолога /Н.Н. Обозов. - СПб.: Питер, 2001. - 316 с.

.Осипова, А.А. Общая психокоррекция. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 224 с.

.Психология для студентов вузов /Под ред. Е.Н. Рогова. - М.:ИКЦ «МарТ», 2005. - 560 с.

.Психосоциальные проблемы людей пожилого и старого возраста /С.С. Чернякова //Психология зрелости и старения. - 2005. - №3. - С.78-87

.Сапогова, Е.Е. Ностальгия по себе: экзистенционально-психологические пространства «кризиса старения» /Е.Е. Сапогова //Психология зрелости и старения. - 2009. - №3. - С.43-63

.Солодникова, И.В. К проблеме развития личности на этапах жизненного пути /И.В. Солодникова //Психология зрелости и старения. - 2008. - №4. - С.86-102

.Филозоп, А.А. Программа психолого-акмеологической помощи лицам пожилого возраста /А.А.Филозоп //Вестник психосоциальной и коррекционной работы. - 2009. - №2. - С.17-25

.Шатохина, В.А. Опыт работы с нарративами в консультировании людей пожилого возраста в системе социального обслуживания /В.А. Шатохина //Психология зрелости и старения. - 2009. - №4. - С.56-67

.Щелканова, Е.А. Программа социально-психологического сопровождения лиц старшего и позднего возраста (практика реализации в комплексном центре социального обслуживания населения) /Е.А. Щелканова //Работник социальной службы. - 2009. - №6. - С.84-96

Последние материалы раздела:

Что ли Что ли знаки препинания
Что ли Что ли знаки препинания

В пунктуации русского языка существует немало правил, с которыми непросто разобраться. Ведь знаки препинания не только определяют границы фраз и...

Проект по биологии иллюстрации рисунки фотографии
Проект по биологии иллюстрации рисунки фотографии

Науки о жизни идут по пути от крупного к мелкому. Совсем недавно биология описывала исключительно внешние черты животных, растений, бактерий....

Как приготовить стейк из индейки на сковороде
Как приготовить стейк из индейки на сковороде

Стейк из индейки – это большой кусок мяса, которому обрадуется любой рот. Птичку можно приготовить очень вкусно, если натереть подходящими...