Литературный кружок как эффективное средство формирования системы универсальных учебных действий. Школьный литературный кружок: программа, описание, темы

Вообще же аристократы не совсем дружелюбно смотрели на сближение с писателем – разночинцем. В конце 40-х годов в московском салоне Оболенских, принимавших писателей, приходилось отражать нападки за прием разночинцев. Д.Д.Оболенский вспоминал: « Выезжая в свет, матушка выдерживала иногда и нападки за прием у себя литераторов. Как теперь помню, один великосветский господин, встретив выходившего В. П. Боткина, спросил у матушки: « что, вы у него чай покупаете?» (Боткин торговал чаем), на что матушка отвечала: « Нет, подаю ему чай».
Группа торгового направления имела ряд собственных объединений – не салоны, а вечера. Их характерной чертой является производственный характер: они группируются вокруг редакторов отдельных литературных журналов и вместе с ними образуют союзы, участвуя в журнальной борьбе. Таковы, например, пятницы Воейкова, настроенные крайне враждебно к четвергам Греча, объединявшим редакционных сотрудников булгаринских и гречевых изданий. С конца 20-х по конец 40-х годов характер редакционных собраний меняется. Если к концу 20-х годов писатели – профессионалы, как Воейков, пользовались своими вечерами для литературной эксплуатации своих гостей, то в 30-х годах встречаются зачатки идеологических редакционных объединений («Московский наблюдатель», своего рода кооперативное издание), пышным цветком расцветших в либеральном « современнике». Намечается распад кружков и салонов как крупного литературного фактора. Появляется понятие « литературного чтения», сначала домашнего (оно восходит к чтениям Кукольника в 30-х годах), потом (1859–1862) и публичного.

Основной интерес для публики сосредоточивается не на самом произведении, а на авторе и авторском чтении. Публике любопытно посмотреть и послушать писателя. Кружки, салоны и вечера, в которых помимо мнений происходит еще коллективное обсуждение, а иногда и изменение литературных произведений, в которых беседа затрагивает основные литературные принципы и устанавливает новые литературные ценности, - эти кружки можно назвать кружками диалогического типа. Таковы «Дружеское Литературное общество», Арзамас, кружок любомудров. В 30-х годах появляется новый тип литературных объединений – монологический. Тут господствует единая писательская личность, объединяющая вокруг собственных интересов своих литературных адептов. Новую волну литературно значимых кружков находим лишь к концу ХIХ века и в начале ХХ века, в эпоху символистов и акмеистов, на средах Вяч.Иванова, в цехе поэтов Гумилева, в бурных выступлениях футуристов и их теоретика «Опояза».

Литературные кружки в школе бывают двух типов: литературоведческие и творческие, объединяют они школьников разных возрастов.

Учащиеся 5–7 классов на занятиях кружка знакомятся с произведениями внепрограммными. Например, многих из них привлекают сказки. Можно посвятить занятия сказкам русских писателей - В. А. Жуковского, В. Ф. Одоевского, П. П. Ершова, В. И. Даля и других. Во время занятий руководитель кружка читает текст художественного произведения, он же или кто‑нибудь из участников рассказывает об авторе и о самом произведении, прослушиваются грамзаписи чтения мастеров художественного слова, музыка, просматриваются иллюстрации.

В литературном кружке для старшеклассников тоже прослушивают записи исполнителей - чтецов и музыку, знакомятся с картинами и иллюстрациями, связанными с темой занятий. Но главная форма работы - доклад одного из участников или нескольких содокладчиков. Ребята знакомятся с основами теории литературы, принципами литературоведческого анализа, фактами истории литературы.

Кружковцы делают обзоры книжных новинок, статей литературных журналов и газет. Этот материал дает богатую почву для докладов и диспутов. Очень увлекательны и полезны встречи с писателями и критиками.

На занятиях литературного кружка учащиеся знакомятся с творчеством писателей, не включенных в школьную программу, например поэзией Н. А. Заболоцкого, Я. В. Смелякова, М. А. Светлова, прозой К. А. Федина, К. Г. Паустовского, Ф. А. Абрамова. Программа занятий может включать классические народные литературные произведения («Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели, эпос «Давид Сасунский», творения А. Навои, стихи Я. Райниса и др.), а также сочинения зарубежных писателей («Песнь о моем Сиде», «Песнь о Роланде»).

Готовя доклады о писателях, используйте биографии, вышедшие в серии «Жизнь замечательных людей». Если темой занятий кружка окажется творчество классиков дореволюционной России, то отличным пособием явятся литературные портреты писателей, принадлежащие перу М. Горького, В. А. Гиляровского, А. Алтаева, К. Г. Паустовского и других. Много интересных сведений дадут литературоведческие рассказы И. Л. Андроникова, рассказы о книгах Н. П. Смирнова-Сокольского.

Литературный кружок может поставить своей задачей анализ отдельно взятого литературного жанра в определенный период, например: «Поэзия декабристской эпохи» или «Жанр рассказа в период Великой Отечественной войны». Могут изучаться произведения одного жанра разных эпох, например новеллы М. Сервантеса, П. Мериме, О. Генри, А. П. Чехова и других писателей или комедии Лопе де Вега, У. Шекспира, Ж. Б. Мольера, А. Н. Островского, Б. Шоу.

Одна из интересных тем - проблема художественного перевода. Показать, что творчество писателей-переводчиков - это искусство, можно, сопоставив разные переводы одних и тех же стихов, например монолога Гамлета «Быть или не быть» у М. Л. Лозинского, А. Л. Радлова, Б. Л. Пастернака. Очень ярким по теме художественного перевода окажется сопоставление переложений «Слова о полку Игореве» В. А. Жуковского, Л. А. Мея, А. Н. Майкова, Н. А. Заболоцкого.

Задача литературно-творческого кружка - развить образное мышление, художественный вкус, понимание литературы. Участники не только слушают и обсуждают свои произведения. Стихи, рассказы, очерки, произведения любого жанра являются лишь отправным пунктом для дальнейшей работы, обязательный элемент которой - литературная учеба. Кружковцы знакомятся с основами теории литературы (литературные направления, жанры, содержание и форма художественных произведений, теории стиха, типы стихосложения в частности). Без этих знаний молодой автор рискует принять за оригинальное давно уже существовавшее в литературе. От этого самообмана предохраняет знакомство с творческой лабораторией писателей, с процессом создания произведений от черновиков до различных «беловых» вариантов. В ходе изучения этого процесса станет ясно, как работал автор над композицией, языком, образом-персонажем, деталью. В ходе наблюдения над процессом создания стихов и прозы выявится и значение нравственного (этического) начала для художественного творчества.

Кружок в школе организует радиопередачи, сатирические листки, его участники - активные деятели стенной печати и школьных вечеров.

В работе рассматриваются вопросы, связанные с эффективным использованием таких форм внеклассной работы как литературный кружок. Актуальность работы объясняется тем, что в рамках реализации новых образовательных стандартов работа с обучающимися в литературном кружке открывает большие возможности как учителю, так и его воспитанникам. Правильно организованная работа современного кружка предполагает использование огромного количества современных методов и методик, направленных на развитие и совершенствование системы универсальных учебных действий обучающихся. Это, несомненно, обогащает багаж знаний ученика и способствует его саморазвитию и самосовершенствованию.

I. Литературный кружок и современные технологии

Руководство литературным творчеством играет огромную роль для нравственного и идейного воспитания школьников. Именно в литературном творчестве человек определяет свое отношение к жизни, свое место в ней. Литературное творчество – всегда форма общения, поэтому в процессе его развивается коллективизм и гражданственность, ответственность. Организация литературного кружка, как правило, преследует цель не только помочь обучающимся глубже усвоить школьную программу, но и расширить круг чтения детей, их знания по литературе, искусству.
«Цель работы литературно-творческого кружка – расширение жизненного опыта школьников, вовлечение их в соответствующую их интересам творческую среду, развитие общего творческого потенциала и специальных литературно-творческих способностей. В литературно-творческий кружок принимаются дети, обнаруживающие склонности к литературному творчеству в любом жанре. В задачу кружка не входит подготовка профессиональных литераторов, однако квалифицированное руководство и творческая среда способствуют эффективному развитию школьников с ярко выраженной литературно-творческой одаренностью» .
В рамках реализации новых федеральных образовательных стандартов работа в литературном кружке во многом поможет педагогу в формировании и расширении системы универсальных учебных действий обучающихся. В последнее время перед литературными кружками открываются исключительно широкие возможности для межпредметных связей. Это литературно-исторические и историко-литературные, литературно-критические кружки, внеклассная работа по изучению взаимосвязей литературы с другими видами искусства. Например, кружок по литературному краеведению. В рамках этого кружка прослеживается связь основного предмета с историей, краеведением, географией. Деятельность здесь имеет познавательный характер: она направлена на расширение представлений не только о художественной литературе края, но о его культуре, искусстве, фольклористике, музыке (например, литературно-музыкальные композиции).
В литературно-историческом или историко-литературном кружках изучают творчество какого-либо одного писателя или же литературу определенного исторического периода. В литературно-критическом кружке дети учатся критическому осмыслению прочитанных текстов, в рамках занятия могут быть запланировано обсуждение наиболее интересных новинок литературы за прошедший год.
Углубленному изучению школьниками теории литературы будут способствовать занятия кружка по какой-либо одной литературно-теоретической теме (Например: «Развитие русского стихосложения», «Особенности русского романтизма», «Индивидуальный стиль Л.Н. Толстова», «Жанровое и стилистическое многообразие современной поэзии»).
В рамках занятий на литературном кружке может использоваться огромное количество современных методов и методик.

1. Эвристическая беседа коммуникативной направленности). «Один из словесных методов обучения. С точки зрения уровня и характера познавательной деятельности учащихся беседа относится к числу частично-поисковых методов обучения. Свое название эвристическая беседа получила от греч. эвристика – «отыскиваю, открываю». Сущность эвристической беседы состоит в том, что мастер путем постановки перед учащимися определенных вопросов и совместных с ними логических рассуждений подводит их к определенным выводам, составляющим сущность рассматриваемых явлений, процессов, правил и т. п. Коллективная беседа создает атмосферу общей заинтересованности, что в значительной степени способствует осмыслению к систематизации знаний и опыта учащихся, положительно влияет на развитие мышления учащихся, прежде всего творческого мышления» .

2. Постановка и обсуждение проблемных вопросов (развитие блока регулятивных действий). Включает действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: 1. целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); 2. планирование - определение последовательности действий; 3. прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения; 4. рефлексия – возвращение к поставленной цели занятия, анализ достигнутого, анализ собственных результатов и впечатлений от занятия.

3. Индивидуальная и коллективная исследовательская деятельность (развитие блока универсальных учебных действий познавательной направленности). «Работа литературного кружка нацелена на максимальное развитие самодеятельности учащихся. Поэтому основная форма занятий – подготовка членами кружка при помощи руководителя докладов, их обсуждение (желательно заранее готовить и содокладчиков и оппонентов).. Включает в себя подготовку презентаций и выступлений (докладов) по заданной теме. Направлена на стимулирование исследовательских способностей, уточнение и развитие теоретических знаний

4. Коллективная и индивидуальная творческая работа, творческие мастерские (блок личностных и коммуникативных универсальных учебных действий).
Устная работа, направленная на выполнение определенного задания, с привлечением знаний и навыков по другим школьным предметам. «В технологии мастерских главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы. Результативность выражается в овладении учащимися творческими умениями, в формировании личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию. Мастерская – это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников» . Значительное место в работе кружка занимает массовая работа: подготовка читательских конференций и диспутов, руководство литературными отделами, выпуски газет и т.д.

5. Выразительное чтение, анализ стихотворений, определение тематики и проблематики и др. (блок предметных универсальных учебных действий, определяется содержанием учебной дисциплины –литература). Расширение теоретических знаний по литературе. На занятиях – в конце или начале – полезно уделять несколько минут отзывам учеников о недавно прочитанных ими книгах, что помогает развивать эстетическое восприятие художественных текстов. В рамках этой работы возможно применение технологий критического мышления. Например, составление «банка идей», синквейна. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Таким образом, занятия в кружках по литературе, несомненно, способствуют самовоспитанию, идейно-эстетическому воспитанию и самовыражению учащихся. Но успех во многом зависит и от деятельности учителя. «На занятиях кружка по литературе особенно важно создать атмосферу доверия: только в такой атмосфере возможно творческое самораскрытие личности. Исключительная роль здесь принадлежит учителю. Если он выберет правильную позицию, дети не только будут активными на занятиях, но и станут прекрасными помощниками на уроках литературы» .

II. Пример занятия «Стихотворения о родной природе в рамках кружка «Литературное краеведение»

Структура занятия:

Раздел 1. Планируемые образовательные результаты.

Предметные:

Литература:

В результате урока обучающиеся смогут:

  • выразительно прочитать художественные произведения (стихотворения или прозу);
  • сформулировать основную мысль произведений;
  • отметить особенности пейзажной лирики;
  • усовершенствовать навыки анализа литературного произведения, умения систематизировать художественные явления, объединенные одной темой;
  • найти средства художественной выразительности, которые поэт/писатель использует для создания образов (по заданной теме).

Межпредметные:

  • расширить представления по географии (реки Волгоградской области);
  • освежить в памяти некоторые моменты по истории области (Сталинградская битва).

Метапредметные:

Познавательные:

  • находить достоверную информацию из дополнительной литературы, во Всемирной сети Интернет;
  • владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать в художественном тексте концептуальную информацию, анализировать и обобщать предоставленную информацию;
  • сравнивать объекты (художественные произведения на одну тему);
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • предоставлять информацию в разных формах (в виде презентации, фотографии, устного выступления).

Регулятивные:

  • определять цели, выделять проблемную ситуацию или проблемный вопрос в учебной и жизненно-практической деятельности;
  • выбрать средства достижения цели в группе;
  • работать по алгоритму (маршрутному листу);
  • оценивать степень достижения цели занятия;
  • усовершенствовать умение привлекать знания из различных областей для решения поставленной задачи.

Коммуникативные:

  • излагать свое мнение (в диалоге, полилоге), аргументируя его документальной и литературно-художественной информацией;
  • организовать работу в группе (распределять роли участников группы, определять задачи каждого члена коллектива, задавать вопросы, выработать стратегию команды для успешного достижения цели);
  • находить компромисс при выполнении задания в группе;
  • использовать ИКТ для достижения своих целей.

Личностные:

  • вырабатывать бережное отношение к природе;
  • осознавать себя патриотом своей малой родины;
  • осознавать целостность мира через эстетическое восприятие художественных текстов и красоты природы родного края;
  • вырабатывать уважительно-доброжелательное, толерантное отношение друг к другу.

II. Организационная структура занятия

Рассчитано на два часа в рамках рабочей программы «Литературное краеведение Волгограда». Предполагается, что занятие втрое или третье после уяснения учениками задач литературного краеведения. Внеурочная подготовка: до начала занятия ребятам предлагается самостоятельно прочитать на выбор несколько произведений писателей и поэтов Волгоградской области, подготовить презентации

1. Актуализация знаний. (Эвристическая беседа)

Приветствие.

Учитель: Сегодняшнее занятие я бы хотела начать с того, что я прочитаю вам стихотворение.

Чтение наизусть стихотворение учителем:

Нина Щербакова

Люблю Заволжья степи
золотые:
Поля, поля, поля – за горизонт,
И жаворонка утреннего звон
Люблю,
и сумерки вечерние густые.

И тополь у дороги одинокий,
Он как-то по-особенному
строг,
Как будто пыль
со всех степных дорог
Лист тяготит,
И ветер жжет жестокий.

Люблю ромашку
в простеньком наряде.
Она и в зной, и в суховей
цветет.
Любое время дня к лицу идет
Ромашке этой
С солнышком во взгляде.

Я васильки люблю
в степных оврагах –
Они небесной синевы синей,
И рядом с ними
дышится вольней –
Земля им рада и душа им
рада.

Из сердца льются в мир
слова простые:
И у него есть песенный
сезон,
Когда поля, поля – за горизонт,
Когда Заволжья степи –
золотые.

– Ребята, что вы можете сказать об этом стихотворении? Какова его тема? Что можно узнать об авторе, прочитав это стихотворение? Что влияет на настроение лирической героини?

Ответы учеников . Предполагается, что они скажут о том, что автор родился на территории Волгоградской области, и что основная тема – красота природы Поволжья.

Учитель: Молодцы. Я бы хотела зачитать вам цитаты. «Жизнь, история, природа, культура, быт, нравы края становятся для писателя источником вдохновения. Великие произведения искусства неотрывны как от эпохи, так и от местности, их породившей и наложившей на них неизгладимый отпечаток», – отмечает Н.А. Милонов . «Литературное краеведение, – по мнению Н. Травушкина, – это та же история литературы, но отличающаяся особым отбором и группировкой материала. В литературном краеведении сложились и плодотворно развиваются разнообразные работы, посвященные жизни и творчеству известного писателя связи с историей и бытом данного края» . Ребята, как вы понимаете эти строки?

Размышления учеников.

2. Этап целеполагания

Учитель: На прошлом занятии мы с вамиговорили о том, какие цели и задачи имеет литературное краеведение. Давайте назовем их еще раз.

Ответ обучающихся. Правильно, молодцы. Значит, можно сказать, что одной из задач литературного краеведения можно назвать изучение творчества местных авторов. Вы готовили доклады и презентации о волгоградских поэтах и писателях. Как вы думаете, чем же сегодня на занятии мы будем заниматься?

Ответы учеников . Обучающиеся, исходя из вышесказанного, делают вывод, что цель занятия – определить основные темы в творчестве поэтов и писателей Волгоградской области, в частности поговорить о стихотворениях о природе.

3. Создание проблемной ситуации

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами попытаемся ответить на вопрос, как же может влиять на творчество писателей и поэтов местность, они выросли. И сделаем это на примере творчества волгоградских авторов. Скажите, каких авторов вы читали? (Ответы учеников.)

Задание: Создание банка идей: «Основные темы и идеи в произведениях волгоградских поэтов»

Учитель: Давайте с вами создадим «Банк идей». Каждый из вас получит сейчас пустую схему (Приложение 1 ). По ходу нашего занятия вы можете самостоятельно расширять свои познания, записывая свои идеи в наш «банк». Я буду также фиксировать ваши предложения. Скажите, какие темы вы можете назвать в тех произведениях, которые вы прочитали?

Ответы учеников. Учитель фиксирует их на доске/слайде или плакате. Среди основных назовут – тема малой родины, природы, возможно – Сталинградской битвы. По ходу занятий «банк идей» дополняется, т.е. к каждой теме подписывается «подтема», или проблема (Приложение 1 )

Учитель: Предлагаю поэтапно поговорить о каждой теме. Послушаем музыкальную композицию.

Звучит любая музыкальная композиция про реку Волгоградской области (например, В. Высоцкого «Как по Волге-Матушке»)

Учитель: Ребята, вам понравилась песня? О какой реке она? А какие еще реки вы знаете на территории Волгоградской области? Какое их хозяйственное значение?

Ответы учеников . Дети кратко рассказывают о реках и их значении. Предполагается, что дети называют наиболее известные реки – Волга, Дон, Медведица, Хопер.

Учитель: Как вы знаете, красоту природы всегда воспевали поэты и писатели в своих произведениях. Вот послушайте стихотворение о реке Дон, автор которого – А.С. Пушкин (чтение стихотворения наизусть учителем).

Блеща средь полей широких,
Вон он льется!.. Здравствуй, Дон!
От сынов твоих далеких
Я привез тебе поклон.
Как прославленного брата,
Реки знают тихий Дон;
От Аракса и Евфрата
Я привез тебе поклон.
Отдохнув от злой погони,
Чуя родину свою,
Пьют уже донские кони
Арпачайскую струю.
Приготовь же, Дон заветный,
Для наездников лихих
Сок кипучий, искрометный
Виноградников твоих.

Учитель: Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Как вы думаете, почему поэты обращаются к этой теме?

Ответы учеников. Учитель дополняет и поясняет, что чаще всего писатели и поэты рисуют в своих произведениях природу и те края, которые им особенно дороги. И, конечно же, в первую очередь это те места, где они родились. Так в лирике возникает образ малой родины.

Задание 2. Анализ стихотворений о природе.

Учитель: Теперь давайте разделимся на группы. Каждая группа получит «Маршрутный лист» с заданием. Начнем наше путешествие! (Примерны маршрутный лист в Приложении 2 , произведения учитель выбирает сам).

4. Этап планирования

Ученики изучают маршрутный лист, обговаривают план работы, распределяют свои роли в команде.

5. Этап открытия новых знаний

Учитель: Какой же образ природы создается в этих стихотворениях?

Ответ учеников: Образ родной реки.

Далее ученики анализируют художественные тексты, опираясь на вопросы, предложенные в маршрутных листах (каждая команда размышляет по очереди). Ребята могут выбрать одного отвечающего, или отвечать по очереди на поставленные в маршрутном листе вопросы. Пока дети отвечают, на экране показываются реки, о которых идет речь.

Учитель: Ребята, посмотрите, как красивы и разнообразны стихотворения, которые мы с вами проанализировали! Как много средств художественной выразительности используют поэты для того, чтобы передать красоту рек, передать чувства восхищения природой! Давайте с вами тоже попытаемся выразить наши чувства к тем рекам, о которых мы говорим и сделаем это с помощью синквейна (технология критического мышления)

Ученикивспоминают, что такое синквейн, и каждая команда предлагает свои варианты синквейна о реках .

Учитель: Ребята, а какие еще образы, помимо рек, рисуют в своих стихотворениях поэты Волгоградской области? Не забываете пополнять банк идей!

Ребята выразительно читают, рассказывают наизусть различные стихотворения о природе волгоградских поэтов.
Далее делается вывод по теме, происходит плавный переход к следующему занятию, ведь ребята делают акцент, что тема природы не единственная в творчестве волгоградских авторов. Домашним заданием может стать подготовить доклады о Борисе Екимове, Татьяне Брыксиной и др. писателей Волгограда.

III. Заключение

Таким образом, в рамках занятия в литературном кружке можно развить у обучающихся многие УУД, как личностные, так и коммуникативные. В рамках занятий на литературном кружке может использоваться огромное количество современных методов и методик.

Список литературы:

1. Еремина О.А. Литературный кружок в школе. 5-6 классы / О.А. Еремина. – М.: Просвещение, 2012, с.143
2. Лакоцепина, Т.П. Современный урок. Часть 6 (интегрированные уроки) / Т.П. Лакоцепина. – М.: Изд-во Учитель, 2008.
3. Милонов, Н.А. Литературное краеведение / Н.А. Милонов. – М.: Просвещение, 1975. – С. 10.
4. Развитие творческих способностей детей в объединениях юных журналистов и литературно-творческих объединениях / сост. В.О. Тануйлова. – Ростов-на-Дону, 2002, 105 с.
5. Травушкин, Н. От жизни к образам. Некоторые вопросы литературного краеведения // Волга. – 1966. – №5. – С. 163.
6. http://osvarke.info/229-yevristicheskaya-beseda.html . Информационный сайт для мастеров и преподавателей спецдисциплин.

Литературная жизнь России этого периода развивалась бурно, в среде литераторов и политиков главным был вопрос: Какой быть России? Монархия? Республика? Каким быть литературному языку? Ведь язык Пушкина так отличается от языка Державина. Русский литературный язык был создан в начале XIX века. Литературные общества, кружки позволяют увидеть общее поступательное развитие русской литературной общественной мысли. Самое раннее из таких объединений – «Дружеское литературное общество», возникшее в январе 1801 года. Далеко не случайно это литературное общество возникает в Москве, которая в начале XIX века являлась средоточием лучших литературных сил той эпохи.

«Дружеское литературное общество» выросло из студенческого кружка, состоявшего из

воспитанников Московского университета и университетского Благородного пансиона. В это общество входили Андрей и Александр Тургеневы, Кайсаров, В.Жуковский, А.Войков, С.Родзянка, А.Ф.Мерзляков. В их лице заявило о себе новое поколение писателей. Участников «Дружеского литературного общества» характеризовали общие устремления: горячая заинтересованность в судьбах России, ее культуры, вражда к косности, желание посильно содействовать развитию просвещения, идея гражданского и патриотического служения Родине. «Дружеская общность» легла в основу этого объединения, собраниям общества были присущи неофициальный, непринужденный тон, атмосфера горячих споров, предвосхищающих организационные формы «Арзамаса», основное ядро которого составили участники «Дружеского литературного общества».

Как дружеский кружок молодых литераторов-единомышленников начинало свою деятельность и «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств», созданное в Петербурге в 1801 году. Участниками «Вольного общества» стали Языков, Ермолаев, Пнин, Востоков, они стремились заявлять о себе во всеуслышание, стремились добиться официального признания: Пнин явился автором трактата «Опыт о просвещении относительно к России». Трактат был представлен Александру I и заслужил «высочайшее одобрение». Участники «Вольного общества» мечтали о развитии просвещения и общественных реформ в России. Члены общества издавали альманах «Свиток муз» (1802-1803). В 1804-1805 годах членами общества стали К.Батюшков, А.Мерзляков, Н.Гнедич, В.Л.Пушкин. В 1812 году «Вольное общество» прекращает свою деятельность, но в 1816 году деятельность общества была возобновлена, во главе его был новый Президент – Измайлов. Этот период деятельности «Вольного общества» назван «Измайловским». Членами Измайловского общества были К.Рылеев, А.Бестужев, В.Кюхельбекер, А.Раевский, О.Сомов. Будущие декабристы стремились активно воздействовать на современное им общественно- литературное движение. «Союз Спасения» и «Союз Благоденствия» сначала ориентируются на «Вольное общество». «Московское общество любителей русской словесности» просуществовало более 100 лет. Созданное при Московском университете, оно включало в свои ряды преподавателей, московских литераторов и просто любителей словесности. «Московское общество любителей русской словесности» было учреждено в 1811 году, в целом позиция общества тяготела к классицизму, защитниками принципов которого были организаторы и руководители общества (в особенности А.Ф.Мерзляков). Временем наивысшего литературного расцвета для общества был 1818 год, когда, по свидетельству Дмитриева, в его работе участвовали видные петербургские поэты: Жуковский, Батюшков, Ф.Глинка.



В 1811 году возникло литературное общество «Беседа любителей русского слова» (1811-

1816), объединение петербургских литераторов. Организатором и главою «Беседы» был адмирал Шишков, защитник классицизма, автор известного «Рассуждения о старом и новом слоге российского языка» (1803). Адмирал Шишков, не будучи сам литератором, возглавил известных литераторов России: членами «Беседы» были Державин, Крылов. Заседания общества были торжественны: фраки, бальные костюмы. Литераторы читали новые произведения. Крылов и Державин были своеобразным украшением «Беседы». Русский язык, с точки зрения «Беседчиков»,

должен развиваться по национальной традиции, основой языка должны стать старинные летописи, а все европейские кальки необходимо уничтожить и заменить русским вариантом. «Беседчики» выступили против того, чтобы русский язык развивался в духе европейских языков, так как он имеет свое национальное русло. Шишков – теоретик и защитник «старого слога»; данная тенденция была направлена прежде всего против европейских традиций русского Просвещения. «Беседчики» были яростными защитниками всего русского и национального от «разрушающего воздействия» западноевропейской культуры.

Однако процесс европеизации русской духовной культуры обогатил ее огромным количеством новых общественных и философских идей, эстетических и нравственных представлений, художественных форм, без освоения которых ее дальнейшее развитие и самоопределение было невозможно. Центральным вопросом в литературной борьбе «дней Александровых прекрасного начала» стал вопрос о литературном языке, или «слоге». После выхода в свет «Рассуждений о старом и новом слоге российского языка» защитника классицизма Шишкова не утихала полемика о русском литературном языке вплоть до начала 20-х годов XIX века. Этой полемикой и характеризуется размежевание и борьба двух основных идейно-эстетических тенденций русской литературы. Белинский назвал этот период «карамзинским периодом». Одна из них была представлена «карамзинистами», приверженцами «нового слога». Николай Карамзин возглавил литературное общество «Арзамас». «Карамзинисты», в отличие от «Беседчиков», видели другой путь развития и продолжали европейские традиции русского Просвещения, «построили» свой этикет общения, встреч, все они были моложе «Беседчиков». Самым молодым из них был Александр Пушкин. Каждый из членов общества «Арзамас» имел прозвище, носили прозвища из баллад В.Жуковского: Василий Пушкин именовался – «Чуб», Михаил Орлов – «Рейн». Это было своеобразное «братство», в котором не было никакой иерархичности, и где царили свобода, равенство и братство. Арзамасцы были в своем представительстве чрезвычайно пестрыми, в общество входили и политические деятели. Литературное общество «Арзамас» на первых порах противостояло «Беседе», и арзамасцы многое сделали для развития русского литературного языка, по мнению членов общества, русский язык должен развиваться в лоне других европейских языков должен вбирать черты других языков. «Беседчики» были классицистами, «арзамасцы» – сентименталистами и романтиками, следовательно, сам стиль был другим. Там, где классицисты писали: «Взошла луна»; сентименталисты, предромантики напишут: «Взошла геката». Таким образом, вычурность, изысканность стиля были им присущи, именно это и вызывало нарекание со стороны «беседчиков»; все эти баталии стали литературными. Важное обстоятельство культуры того времени состояло в том, что в сфере интеллектуального общения разговорным языком не только «света», но и всех образованных людей был язык французский, и ничего общего с «галломанией», космополитизмом, пренебрежением к народу это в основе своей не имело. Причина была в огромном разрыве между духовными запросами образованных слоев русского общества и семантическим строем русского языка. Проблема русского языка была чрезвычайно актуальной, так как русский язык был языком бытового общения, он не допускался в высшую культурную сферу: по-русски невозможно было сказать так же красиво, изящно, как по-французски: не было эквивалента. Пушкин в 30-е годы XIX века пишет жене Натали письма на французском языке. Вот почему образованные люди России, литераторы и поэты, стремятся создать тот язык, который вобрал бы «строгость английского, философичность немецкого», изящество французского.

Романтизм

Русский романтизм явился органической частью общеевропейского романтизма, который был движением, охватившим все сферы духовной жизни общества. Романтизм принес раскрепощение личности, человеческого духа, творческой мысли. Романтизм не отвергал достижений предшествующих эпох, он возник на гуманистической основе, вобрав в себя многое из того лучшего, что было достигнуто эпохой Возрождения и веком Просвещения. Важнейшим принципом эстетики романтизма стала идея самоценности личности. Романтизм был открытием дотоле неведомого поэтического мира прекрасного, явился своеобразным стимулом расцвета искусств. Романтическое движение началось в 1790-х годах в Германии (Шеллинг, Тик, Новалис, Гете, Шиллер); с 1810-х годов – в Англии (Байрон, Шелли, В.Скотт, Блейк, Вордсворт), и вскоре романтическое движение охватывает всю Европу, в том числе Францию. Романтизм – явление сугубо историческое, не сведенное к единым или даже однозначным началам. Это явление по-разному понимали и толковали сами романтики. Романтизм не просто направление в литературе – это прежде всего миропонимание, мировосприятие. Для романтизма свойственно противопоставление мечты и действительности, идеала и реальности. Реальной, отвергаемой действительности романтизм противопоставляет некое высшее, поэтическое начало. Антитеза «мечта – действительность» становится у романтиков конструктивной, она организует художественный мир романтического произведения, является характерной и определяющей для романтического искусства. Антитеза «мечта – действительность» вызвала романтическое искусство к жизни, она лежит в самых его истоках. Отрицание сущего, реально данного является мировоззренческой предпосылкой романтизма.

Романтизм как направление не случайно возник на грани XVIII и XIX веков. В «Исповеди сына века» (исповеди романтика) Мюссе назвал две причины, породившие трагическое и вместе с тем романтическое двоемирие его современника: «Болезнь нашего века происходит от двух причин: народ, прошедший через 1793 и 1814 годы, носит в сердце две раны…» Потрясения революции и потрясения наполеоновских войн во Франции поставили перед каждой отдельной личностью и обществом в целом множество острейших и неразрешимых вопросов, заставили пересмотреть прежние понятия и ценности. Мюссе писал: «Это было какое-то отрицание всего небесного и всего земного, отрицание, которое можно назвать разочарованием или, если угодно, безнадежностью». С точки зрения романтика, мир раскололся на «душу» и «тело», резко противостоящие друг другу и враждебные. Вопреки самым светлым надеждам и ожиданиям, революция не отменила векового угнетения человека человеком, буржуа внесли с собой в жизнь принципы наживы и материальной выгоды. Великие ожидания сменились на не менее великие разочарования. Пошлость буржуазной действительности стала восприниматься как пошлость жизни вообще, поэтому вполне закономерным оказывалось безусловное и абсолютное отрицание действительности. Романтики не в доводах разума, а в поэтическом откровении видели ближайший путь к истине. Новалис писал: «Поэт постигает природу лучше, нежели разум ученого». Из романтического отрицания действительности возникает и особенный романтический герой. Подобного героя не знала прежняя литература. Это герой, находящийся во враждебных отношениях с обществом, противопоставленный прозе жизни, противопоставленный «толпе». Это человек внебытовой, необыкновенный, беспокойный, одинокий и трагический. Романтический герой – воплощение романтического бунта против действительности, в нем заключен протест и вызов, реализована поэтическая и романтическая мечта, не желающая смириться с бездуховною и бесчеловечною прозою жизни. Из романтического отрицания мира вытекает и стремление романтиков ко всему необычному, всему тому, что выходит за пределы отвергаемой реальности. По словам Г.Поспелова, все романтики «искали свой романтический идеал за пределами окружающей их реальной действительности, все они так или иначе противопоставляли «презираемому здесь» неопределенное и таинственное «там». Жуковский искал свое «там» в потустороннем мире, Пушкин и Лермонтов – в вольной, воинственной или патриархальной жизни нецивилизованных народов, Рылеев и Кюхельбекер – в героических, тираноборческих подвигах древности».

Романтические поэты и писатели, в большинстве своем, тяготели к истории, обращались к историческому материалу в своих произведениях. Романтики, обращаясь к истории, видели в ней основы национальной культуры, ее глубинные источники. Романтики не только дорожили историческим прошлым, но и основывали на нем свои универсальные социальные и исторические концепции. Однако существенным и подлинным для них был не столько сам исторический факт, сколько поэтическое толкование факта, не историческая действительность, а историческое и поэтическое предание. По отношению к историческому материалу романтики чувствовали себя достаточно свободными, относились к истории свободно и поэтически. Романтики в истории искали не быль, а мечту, не то, что было, а желаемое, они не столько изображали исторический факт, сколько конструировали его в соответствии со своими общественными и эстетическими идеалами. Все это обусловило следующие черты романтизма: романтический культ поэта и поэзии, признание исключительной роли поэзии и поэтического начала в жизни, утверждение высокого, исключительного, жизненного призвания поэта. С точки зрения романтиков, поэт сродни жрецу и

пророку, он философ и провидец. Романтики выдвигали принцип творчества, основанного на вдохновении, утверждали приоритет гения в искусстве. В романтическом искусстве больше всего

ценилась свободная поэтическая индивидуальность.

Романтизм – сложное историко-литературное явление: Жуковский понимал романтизм иначе, чем Рылеев. Отрицая жизнь в тех формах, в которых она существовала, романтики либо уходили в себя, творили в себе свой «антимир», мир мечты и поэзии (романтизм Жуковского); или же романтики бросали вызов современному обществу, бунтовали против него, утверждая одновременно высокие права человеческой личности на свободу и активное, героическое начало в человеке (романтизм поэтов-декабристов). Русский романтизм – это вполне самобытное явление. На развитие русского романтизма оказало огромное влияние национальное самосознание. Однако романтизм в России развивался не обособленно, он находился в тесном взаимодействии с европейским романтизмом, хотя и не повторял его. Русский романтизм был частью романтизма общеевропейского, следовательно, не мог не принять некоторых его родовых свойств и примет. В процессе становления русского романтического сознания и русского романтического искусства участвовал и общий опыт романтизма европейского. Но вместе с тем для появления романтизма в России, помимо общих причин, были и причины свои собственные, внутренние, обусловившие индивидуальные формы русского романтизма, его особенности. Аполлон Григорьев писал: «Романтизм, и притом наш, русский… романтизм был не простым литературным, а жизненным явлением, целой эпохой морального развития, эпохой, имевшей свой особенный цвет, проводившей в жизни особое воззрение… Пусть романтическое веяние пришло извне, от западной жизни и западных литератур, оно нашло в русской натуре почву, готовую к его восприятию, и потому отразилось в явлениях совершенно оригинальных…» Русский романтизм был связан с западными литературами и западной жизнью, но не определялся ими вполне и всецело, у него были и свои особенные истоки. Если европейский романтизм был социально обусловлен идеями и практикой буржуазной революции, то источники романтической настроенности и романтического искусства в России следует искать прежде всего в Отечественной войне 1812 года, в ее последствиях для русской жизни и русского общественного самосознания. Именно тогда появляется почва и для декабристских, и для романтических настроений.

Литературные общества и кружки, возникшие в начале XIX в., позволяют увидеть глубинные, внутренние процессы, зачастую не выходящие на поверхность литературной жизни, но тем не менее весьма существенные в общем поступательном развитии русской литературно-общественной мысли.

Самое раннее из таких объединений — «Дружеское литературное общество», возникшее в январе 1801 г., незадолго до известных событий 11 марта (убийства Павла I группой заговорщиков из числа его ближайшего окружения).

В условиях деспотического режима организация подобного кружка выявила тягу молодого поколения к общественно полезной деятельности. Участник «Дружеского литературного общества» А. Ф. Мерзляков писал: «Сей дух, быстрый и благотворительный, произвел весьма многие частные ученые собрания литературные, в которых молодые люди, знакомством или дружеством соединенные, сочиняли, переводили, разбирали свои переводы и сочинения и таким образом совершенствовали себя на трудном пути словесности и вкуса».

5 Собрания эти базировались на тесном дружеском единении и общности литературных влечений. Камерное по форме общество, однако, не ограничивало свою деятельность решением узко понимаемых эстетических задач.

«Дружеское литературное общество» далеко не случайно возникает в Москве, которая в начале XIX в. являлась средоточием лучших литературных сил той эпохи. Здесь жил Карамзин, а сами участники общества принадлежали к тем литературным кругам, которые концентрировались вокруг маститого писателя.

Тяготение к карамзинизму становится исходной позицией для большинства его членов. Вырастая из студенческого кружка, состоявшего из воспитанников Московского университета и Университетского Благородного пансиона (Андрей и Александр Тургеневы, А. Воейков, А. Кайсаров, С. Родзянка, В. А. Жуковский), оно включало в свои ряды преподавателя университета А. Ф. Мерзлякова.

Остальные только начинали свою литературную деятельность. Однако в их лице заявило о себе новое поколение писателей, не удовлетворенных общим направлением современного им литературного развития и искавших новые формы приобщения писательского труда к насущным нуждам российской действительности начала XIX в.

Общественная ситуация, сложившаяся в эти годы, требовала более решительного вторжения литературы в разные сферы русской жизни. Наиболее радикальные члены общества (Андрей Тургенев, А. Кайсаров) проходят стремительную эволюцию, пересматривая свое отношение к карамзинизму, что дало серьезные основания современному исследователю расценить их позицию как один из ранних путей формирования декабристской идеологии в России.

Другие сохраняют верность принципам карамзинизма (такова позиция Жуковского и Александра Тургенева). Однако участников общества характеризовали прежде всего не различия, а общие устремления: горячая заинтересованность в судьбах России и ее культуры, вражда к косности и общественному застою, желание посильно содействовать развитию просвещения, идея гражданского и патриотического служения родине.

Так раскрывается и конкретизируется понятие «дружеской общности», легшей в основу этого объединения, состоявшего из молодых энтузиастов, горячих поборников справедливости, ненавистников тирании и крепостного права, исполненных сочувствия к беднякам.

Собраниям общества присущи неофициальный, непринужденный тон и атмосфера горячих споров, предвосхищающих организационные формы «Арзамаса», основное ядро которого составили участники «Дружеского литературного общества».

Как дружеский кружок молодых литераторов-единомышленников начинало свою деятельность и «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств», возникшее в Петербурге 15 июля 1801 г. и просуществовавшее значительно дольше «Дружеского общества».

Оно было вызвано к жизни той же общественной атмосферой, питалось тем же энтузиазмом и преследовалоблизкие, хотя и не тождественные цели. Названное сначала «Дружеским обществом любителей изящного» и вскоре переименованное, оно объединяло лиц разночинного происхождения, интересовавшихся не только литературой, но и другими видами искусства: живописью, скульптурой.

В составе общества со временем оказались скульпторы (И. И. Теребенев и И. И. Гальберг), художники (А. И. Иванов и др.), а также представители разных отраслей научного знания: археологии, истории и даже медицины (А. И. Ермолаев, И. О. Тимковский, Д. И. Языков и др.).

«Вольное общество» характеризуется пестротой своего социального состава: оно включает в свои ряды выходцев из среды мелкого чиновничества, духовенства и даже из купечества. Казанским купцом был, например, поэт Г. П. Каменев, автор «Громвала» (1804). Людьми безвестного происхождения являлись поэты и публицисты И. М. Борн и В. В. Попугаев, представители наиболее радикальной части «Вольного общества».

Из незаконнорожденных дворянских детей происходили И. П. Пнин и А. Х. Востоков, испытавшие с детских лет тяготы положения этой не столь уж малочисленной социальной прослойки, лишенной наследственных прав и вынужденной пробиваться в жизни собственными силами.

Недаром перу Пнина, «незаконного» сына, не признанного отцом, фельдмаршалом Н. В. Репниным, принадлежит такой волнующий документ, как трактат «Вопль невинности, отвергаемой законами» (1802), представляющий собою «замечательную по силе гражданского чувства критику семьи и брака в современном ему дворянском обществе».

Политический радикализм, повышенная общественная активность, демократизм социальных симпатий определяют «особое лицо» «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» в 1800-е гг. В отличие от «Дружеского литературного общества» его участники стремятся во всеуслышание заявить о своем существовании, добиваются официального признания и знаков внимания со стороны властей.

Так, оба известные трактата И. Пнина («Вопль невинности» и «Опыт о просвещении относительно к России») были представлены Александру I и заслужили «высочайшее одобрение». Автор, разумеется, добивался не наград, а практических, реальных результатов, надеясь с помощью властей осуществить широкую программу развития просвещения и общественных реформ в России.

Стремясь содействовать выполнению этой задачи, «Вольное общество» получает в 1803 г. официальное утверждение, а вместе с тем и право устраивать открытые заседания и выпускать свои труды. Члены общества издавали альманах «Свиток муз» (1802—1803), начали было выпускать журнал под названием «Периодическое издание „Вольного общества любителей словесности, наук и художеств“» (вышел в 1804 г., правда, лишь единственный егономер), активно сотрудничали в других повременных изданиях начала XIX в.

Интенсивная деятельность общества притягивала к себе прогрессивные силы художественного и литературного мира Петербурга и Москвы. В 1804—1805 гг. его членами стали К. Н. Батюшков, А. Ф. Мерзляков, С. С. Бобров, Н. И. Гнедич и др.

Наибольшее историко-литературное значение имел первый период деятельности общества (1801—1807), далеко не случайно совпавший с эпохой либеральных веяний. В конце 1800-х гг. оно переживает кризис, вызванный смертью (1809) одного из активнейших членов общества — И. П. Пнина (вносившего в его работу дух широкой общественной инициативы), а также напряженной внутренней борьбой, которая закончилась победой правого, «благонамеренного» крыла общества (Д. И. Языков, А. Е. Измайлов и др.).

Некоторое оживление в его деятельность вносит приход новых членов-карамзинистов (Д. Н. Блудова, В. Л. Пушкина и в особенности Д. В. Дашкова, ставшего в 1811 г. президентом общества). Они стремились придать обществу боевой, наступательный характер, обратить его против своих литературных противников — «славенофилов»-шишковистов.

Эти усилия наталкивались на упорное сопротивление консервативно настроенных членов Общества, приверженцев «высокого слога» русского классицизма.

«Усиленное и оживленное новыми членами общество положило издавать с 1812 года ежемесячный литературный журнал, — свидетельствует Н. Греч. — После жарких и упорных прений решили назвать его „Санктпетербургским вестником“.

Сначала дело шло довольно хорошо!.. Но уж с третьей книжки начались разногласия и раздоры. „Вестник“ был направлен прямо против славянофилов: это не нравилось некоторым членам, связанным почему-либо с партией Шишкова. Других давило превосходство ума и дарований одного из членов.

Сделали так, что он должен был выйти из общества». Речь идет о Дашкове, выступившем на одном из заседаний с язвительной «похвальной речью» графу Хвостову, столь же бездарному, сколь и плодовитому поэту-шишковисту. С уходом Дашкова «Вольное общество» постепенно угасает, а в 1812 г. и вовсе прекращает свою деятельность, с тем чтобы возобновить ее лишь с 1816 г. в значительно обновленном составе и во главе с новым президентом — А. Е. Измайловым.

В этот последний период вокруг общества (прозванного в среде литераторов Измайловским, по имени его президента, или Михайловским — по месту его заседаний) группируются мелкие литераторы, сотрудничающие в издаваемом им журнале «Благонамеренный». По замечанию В. Н. Орлова, в эти годы оно не оказывает сколько-нибудь существенного воздействияна литературное движение и остается «на периферии „большой“ литературной жизни».

Вступление в общество поэтов лицейского круга делает его выразителем новых тенденций литературного процесса, характерных уже для поэзии 1820-х гг. Существенными представляются уточнения, которые даются в связи с последним этапом работы этого общества в книге В. Г. Базанова «Ученая республика».

Исследователь справедливо отмечает, что в Михайловское (Измайловское) общество во второй половине 1810-х гг. входили не только «третьестепенные писатели», но и будущие декабристы, искавшие форм и путей активного воздействия на современное им общественно-литературное движение.

Созданию первых объединений декабристов-литераторов предшествует период вхождения будущих членов тайных обществ в некоторые литературные общества 1810-х гг.

«Декабристы учитывают прежние традиции и стремятся подчинить своему влиянию ранее созданные литературные общества», — подчеркивает исследователь, напоминая, что членами Измайловского общества были К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев, В. К. Кюхельбекер, А. Ф. Раевский (брат В. Ф. Раевского), О. М. Сомов и другие видные литераторы-декабристы.

Тайные политические организации («Союз Спасения», а затем и «Союз Благоденствия») сначала ориентируются на «Вольное общество словесности, наук и художеств», постепенно подчиняя своему влиянию и другие литературные объединения первой четверти XIX в.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Последние материалы раздела:

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....

Что ли Что ли знаки препинания
Что ли Что ли знаки препинания

В пунктуации русского языка существует немало правил, с которыми непросто разобраться. Ведь знаки препинания не только определяют границы фраз и...