Дикие животные обитающие в наших лесах. Развитие речи

Лена Рафалович
Инновационная педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании

Материал отражает состояние, проблемы и перспективы развития инновационной педагогической деятельности в современном дошкольном образовании. Рассмотрены приоритетные направления деятельности дошкольных групп в учреждении образования.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационные технологии, анализ

Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к работе дошкольных групп. Необходимо работать в условиях трансформации образовательной и информационной среды, гибкого вариативного режима работы, поиска новых педагогических приемов работы. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению образования перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использовании и распространении новшеств (новых метода, методики, технологии, программы).

Исследование нововведений в области дошкольного образования представлены в работах Н. Н. Кошеля, А. В. Хуторского, Т. М. Коростелёвой, Л. С. Ходонович, В. Т. Кудрявцева, Н. Михайленко, Н. Коротковой и др.

Как отмечает белорусский учёный Н. Н. Кошель, сегодня происходит пересмотр понимания перспектив человека. Высокий уровень динамики научно-технических и социально-экономических процессов требует рассматривать инновационную деятельность как образ жизни современного общества .

Учёный А. В. Хуторской считает необходимым различать такие понятия, как новшество и нововведение. Под педагогическим новшеством автор понимает некую идею, метод, средство, технологию или систему, а нововведение, по его определению, – это процесс внедрения и освоения этого новшества. При этом он подчёркивает единство трёх составляющих инновационного процесса: создание, освоение и применение новшеств .

Источником инноваций, по признанию учёных, является проблема, решить которую инновационно – значит изменить систему, привести её в соответствие с желаемой моделью. Если изменения имеют качественный характер, то в результате решения проблемы происходит развитие системы. Общая цель инновационной деятельности в ДОУ – улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования . Сегодня инновационную деятельность следует рассматривать как одно из приоритетных направлений развития дошкольного образования. Инновационное дошкольное образование можно определить как процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам образовательных услуг и технологий путём практического использования нововведений.

Белорусский исследователь проблем дошкольного воспитания Т. М. Коростелёва акцентировала внимание на необходимости коренным образом менять взгляд общественности на отношение к детям, на их воспитание, которое не сводится только к кормлению, обеспечению игрушками и т. д. .

Н. Михайленко и Н. Короткова изложили свой взгляд на основные направления осуществления гуманизации и повышения эффективности педагогического процесса в детском саду:

Обновление формы и содержания обучающих занятий – от фронтальных к работе с небольшими подгруппами;

Насыщение жизни детей искусством, ориентирующим на общечеловеческие нравственные ценности;

Преобразование предметной среды и жизненного пространства в групповой комнате в целях обеспечения свободной самостоятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и склонностями .

Предлагая перечисленные направления гуманизации, специалисты, по их собственным словам, пытались дать некоторую опору для действий воспитателей в период перехода от жёстко нормированной работы к вариативности и творчеству . Изменения по указанным направлениям осуществимы были уже в рамках работы по действующей в то время «Программе воспитания и обучения в детском саду».

В 1995г. инновационное движение в Беларуси ознаменовалось созданием такой глобальной, стратегической инновации, как национальная программа дошкольного образования нового поколения «Пралеска» (под руководством Е. А. Панько и А. И. Васильевой, которая была направлена на «охрану детства» (Л. С. Выготский, обеспечение условий для саморазвития, творчества детей, проявления уникальности каждого воспитанника с опорой на национальную и общественную культуру.

С 2011г. в республике действует Учебная программа дошкольного образования, реализация содержания которой обеспечивает разностороннее развитие и саморазвитие личности ребенка, формирование у него нравственных норм и приобретение социального опыта, готовности к успешному переходу на следующий уровень образования.

Однако как показало исследование В. Т. Кудрявцева, ни одна базисная образовательная программа не может полностью удовлетворить нужд конкретного вида учреждения дошкольного образования. В. Т. Кудрявцев не только проанализировал опыт, проблемы инновационного дошкольного образования, но и наметил стратегию его развития, которую сам же апробировал экспериментальным путём. Плоды своих размышлений учёный представил в цикле статей . Кудрявцев считает образование инновационным, если его можно назвать развивающим.

В последние годы рядом белорусских учёных были созданы инновационные педагогические технологии (О. Н. Анцыпирович, Л. Д. Глазырина, Д. Н. Дубинина, И. В. Житко, А. А. Петрикевич, В. А. Силивон, Н. С. Старжинская, Е. А. Стреха, Л. С. Ходонович, В. Н. Шебеко и др.) . Данные технологии направлены на формирование у детей позитивной национально-культурной идентификации, предполагающей осознание себя как частицы определённой нации, понимания самоценности каждого народа, его языка и культуры, воспитания толерантности. В качестве обобщённой базовой модели технологий выступает личностно-ориентированная модель образования. В каждой из технологий чётко прослеживается опора на культуротворческую функцию детства как механизм освоения культуры. В качестве основных педагогических средств технологий среди прочих выделяются образцы литературного, музыкального фальклора, народные игры, национальные игрушки. Такая позиция обеспечивает ребёнку дошкольного возраста «врастание» в национальную культуру, её сопереживание, осмысление и понимание .

В настоящее время созданы новые типы, виды и профили дошкольных образовательных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

Общая цель инновационной деятельности в дошкольном образовании –улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования.

Предварительный проблемный анализ организации воспитания и образования детей в нашем учреждении образования, анкетирование родителей и педагогов, а так же изучение опыта по внедрению инноваций в дошкольные учреждения разных видов и типов помогли нам определить направления, характер, масштаб и проблематику наших нововведений.

Наше учреждение образования комбинированного вида, дошкольное образование обеспечивается на уровне освоения содержания образовательной программы дошкольного образования и образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, что предполагает организацию коррекционной работы. Воспитательно–образовательный процесс построен таким образом, чтобы компенсировать речевые недостатки детей, полностью устранить их к моменту обучения ребёнка на первой ступени общего среднего образования.

Приоритетными направлениями для развития инновационной деятельности наших дошкольных групп были определены:

Организация новых форм дошкольного образования: сезонной игровой площадки, группы кратковременного пребывания.

Участие в реализации республиканского экспериментального проекта «Апробация модели формирования национально-культурной идентичности у учащихся в рамках деятельности учреждения образования как социокультурного центра»

В рамках данного проекта на протяжении 2015/2016 учебного года я работала над формированием национально-культурной идентичности у воспитанников в рамках деятельности образовательной услуги сверх базового компонента «Детское ручное ткачество».

Организация проектной деятельности, способствующей поиску самостоятельных решений, формированию творческой личности.

Уже несколько лет в своей деятельности я использую метод проектов. За это время разработаны и реализованы ряд проектов, как долгосрочных, так и короткосрочных: «Я – маленькі грамадзянін Рэспублікі Беларусь», «Люби и знай родной свой край», «Хлеб – всему голова» и другие. Опыт работы по проектной деятельности неоднократно представлялся перед педагогами района. Одна из работ – «Баба Яга: добро или зло?.

Использование технологии развития связной речи

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка можно считать богатство его речи, что и предусматривает данная технология.

Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе.

Используются мультимедийные дидактические пособия для развития детей дошкольного возраста в организованной деятельности под руководством педагога, создаются интерактивные презентации, создана собственная страничка на сайте сайт, где я планирую в дальнейшем размещать консультации для родителей, творческие отчеты, открытые мероприятия и т. д.

Использование метода «музейной» педагогики с целью активизации познавательного интереса воспитанников.

Музей учреждения образования дает возможность включить детей в познавательную деятельность, помогает развивать их творческую активность, приобщает их к культурному наследию. Часто в образовательном процессе используется метод «музей в чемодане». Отобранные предметы и материалы помещаются в чемодан. К ним можно прикоснуться, потрогать. Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своего народа.

Использование в физкультурно-оздоровительной работе игровых «часов», «часов двигательной активности».

Один раз в неделю во второй половине дня во всех дошкольных группах проводятся «часы» двигательной активности (в старшей группе, игровые «часы» (в средней группе). Эти занятия пользуются у детей большим интересом, воспитывают любовь к двигательной активности.

В перспективе:

1. Создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в образовательной и коррекционно-образовательной работе дошкольных групп.

2. Выстраивание более тесного сотрудничества с родителями (законными представителям) воспитанников и социальными партнерами.

3. Внедрить технологию портфолио дошкольника с целью сопровождения дошкольников по ндивидуальным образовательным маршрутам, базирующихся на личностно-ориентированном подходе к каждому воспитаннику. Это позволит и родители воспитанников, и педагогическим работникам стать активными участниками образовательного процесса.

4. Введение режима самоконтроля, самооценки и профессиональный контроль специалистов за конечными результатами (педагог-психолог наблюдает за психическим развитием детей; старший воспитатель, инструкторы по ФК, врач, медицинская сестра – за здоровьем детей и их физическим развитием; учителя-дефектологи – за результатами коррекционной работы и т. д.).

Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. Однако не всё новое прогрессивно. Прогрессивно только то, что эффективно, вне зависимости от того, когда возникло. Новое считается более эффективным, чем старое, если его применение позволяет получить более высокие результаты оптимальным путём.

Успешная организация и реализация инновационного процесса зависит от педагогического коллектива, от осознания ими инновационной идеи, так как в условиях инновационного режима идёт активный процесс личностного самоопределения педагога, происходят изменения в характере взаимоотношений между сотрудниками дошкольного учреждения.

Этот процесс достаточно длительный и сам по себе он не может произойти. Необходима целенаправленная работа:

Теоретическая и практическая подготовка педагогов к инновационной деятельности;

Методическая помощь в разработке инновационных и экспериментальных проектов;

Информационно-аналитическая деятельность о состоянии инновационной деятельности в системе дошкольного образования региона;

Издательская деятельность, которая поможет реализовать потребность педагогов в информированности по вопросам инновационной деятельности;

Выявление, изучение, обобщение, распространение ППО инновационной деятельности.

Литература:

1. Беляев, В. И. Избранное. Сб. науч. трудов [текст]/В. И. Беляев. – М. : Ваш полиграфический партнёр, 2010. – 430 с.

2. Карасцелёва, Т. М. Ад апладысментаў устрымаемся / Т. М. Карасцелёва // Пралеска. – 1991. - №5. – С. 3.

3. Кошель, Н. Н. От инноваций в образовании к образованию в интересах устойчивого развития / Н. Н. Кошель // Кіраваннеў адукацыі. – 2009. №1. – С. 10-16.

4. Кудрявцев, В. Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития / В. Т. Кудрявцев // Дошкольное образование. – 1997. - №№ 7,10,12; 1998. - №№ 5,10, 11,12.

5. Михайленко, Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания / Н. Михайленко, Н. Короткова // Дошкольное воспитание. – 1992. -№ 5-6. – С. 17-27.

6. Слободчиков, В. Детский сад вчера, сегодня, завтра / В. Слободчиков // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 8. – С. 88-94.

7. Современные технологии дошкольного образования: пособие / Н. С. Старжинская, О. Н. Анцыпирович, Д. Н. Дубинина [и др. ]. – Минск: БГПУ, 2012. – 180с.

8. Ходонович, Л. С. Инновации в дошкольном образовании Беларуси: сравнительно-педагогический анализ / Л. С. Ходонович // Кіраванне ў адукацыі. – 2004. - № 5.- С. 28-38.

9. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика – рычаг образования // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – 10 сентября.

Эмма Мачукова
Инновационные технологии в ДОУ по ФГОС

Инновационные технологии в ДОУ по ФГОС

Современный педагог - это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой составляющей.

В современных условиях педагог, прежде всего, исследователь, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, научным психолого-педагогическим мышлением, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, а также, потребностью в профессиональном самовоспитании.

Отсюда следует, что качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства, способный к внедрению инноваций .

Внедрение инноваций в работу дошкольного учреждения является важным условием реформирования и совершенствования системы дошкольного образования. Развитие детского сада не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений, новшеств, при этом содержание образования должно ориентироваться на индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост, развитие способностей (К. Ю. Белая, А. Г. Асмолов и др.) . А воспитать творческую, самодостаточную личность может только талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития.

Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология , в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Основные виды инновационных технологий ,

применяемых в ДОУ.

К числу современных образовательных технологий можно отнести :

Здоровьесберегающие технологии ;

технологии проектной деятельности;

технологии исследовательской деятельности;

Развивающие технологии ;

Коррекционные технологии ;

Информационно-коммуникационные технологии ;

Личностно-ориентированные технологии ; игровые технологии .

1. Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания.

Основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.

Здоровьесберегающие технологии могут быть по-разному реализованы. В зависимости от целей :

Они могут быть направлены на сохранение здоровья и реализовываться медицинским персоналом : контроль за питанием, мониторинг здоровья, обеспечение здоровьесберегающей среды;

Они могут быть направлены на физическое развитие ребенка посредством различных видов гимнастик (дыхательная, пальчиковая, ортопедическая, закаливания, динамических пауз, стретчинга, альтернативных способов - например, хатха-йоги;

Они могут знакомить с культурой здоровья;

Они могут обучать здоровому образу жизни через коммуникативные игры, игровые сеансы, логоритмику, физкультурные занятия;

Они могут быть коррекционными и реализовываться на сеансах различного вида терапий (арт-, сказко-, цвето-) .

2. Технологии проектной деятельности

Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель - работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

Проекты различаются :

по количеству участников : индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;

по продолжительности : краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;

по приоритетному методу : творческие, игровые, исследовательские, информационные;

по тематике : включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.

Учебные проекты можно классифицировать следующим образом :

1. «Игровые» - занятия, которые проводятся в группе в форме игры, танцев, увлекательных развлечений.

2. «Экскурсионные» - проекты, целью которых является всестороннее и многогранное изучение окружающего мира и социума.

3. «Повествовательные» , посредством которых детишки учатся объяснять свои чувства и эмоции при помощи речи, вокала, письма и т. д.

4. «Конструктивные» , направленные на то, чтобы научить ребенка создавать собственным трудом полезные предметы : построить скворечник, посадить цветок и др.

Инновационные образовательные технологии в ДОУ способствуют физическому и психологическому развитию ребенка, помогают ему обрести веру в себя и в собственные силы, стать самостоятельным и ответственным. Мальчики и девочки играючи познают мир, а полученные знания стараются применять на практике.

3. Технологии исследовательской деятельности

Внедрение инновационных технологий в ДОУ предполагает , кроме всего прочего, использование педагогами так называемой исследовательской деятельности. Что это означает? Прежде всего, речь идет о том, что усилия воспитателей направлены в первую очередь на то, чтобы сформировать у детей исследовательский тип мышления.

Основной целью исследовательской деятельности является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.

Для этого в процессе обучения дошкольников педагоги прибегают к таким распространенным методам, как : постановка проблемы, ее всесторонней анализ, моделирование, наблюдение, экспериментирование, фиксация результатов, поиск решений и выбор лучшего из них.

Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности :

Наблюдения;

Дидактические игры;

Моделирование ситуаций;

Трудовые поручения, действия.

Инновационные педагогические технологии в ДОУ помогают «наставникам» найти подход к каждому отдельному ребенку, учитывать его особенности, черты характера и склад ума, и превращать занятия в увлекательное и необыкновенное «приключение» . Благодаря этому родителям больше не приходится уговаривать своих любимых чад идти в детский сад. Малыши с удовольствием посещают ДОУ и с каждым днем обогащают свой пока еще небольшой багаж знаний.

4. Развивающие технологии

В традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.

5. Коррекционные технологии

Их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды : сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.

6. Информационно-коммуникационные технологии

Бессмысленно отрицать тот факт, что современный мир значительно отличается от времен молодости наших бабушек и дедушек, и даже родителей. Сегодня уже весьма сложно представить себе, что еще в совсем недалеком прошлом не заходило и речи о том, чтобы использовать какие-либо инновационные технологии в ДОУ . Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наш «продвинутый» век. Нынче такими передовыми технологиями , как компьютер, планшет или интерактивная доска не удивит ни одного дошколенка. Ситуация, когда ребенок бы не знал, что такое компьютер, практически нереальна. Информационная эра диктует свои правила игры, игнорировать которые невозможно. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. Использование ИКТ на занятиях и в воспитательном процессе имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Например, благодаря увлекательным программам, разработанным с целью обучить ребенка чтению, математике, максимально развить его память и логическое мышление, дошкольника удается заинтересовать и привить ему любовь к знаниям. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Анимационные компьютерные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, заставляют малыша буквально примкнуть к монитору, позволяют сконцентрировать внимание и сосредоточенно наблюдать за происходящим. Дети легко запоминают новую информацию, а затем обсуждают ее в группе.

Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.

В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.

При этом вследствие компьютерной неграмотности педагоги могут допускать ряд ошибок. Например, перегружать занятие слайдами, быть недостаточно компетентны в вопросах компьютерной грамотности из-за отсутствия соответствующего опыта.

7. Личностно-ориентированные технологии

Использование личностно-ориентированных, а также игровых технологий способствуют развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Основной акцент делается на личности ребенка и его специфических особенностях.

Цель личностно-ориентированной технологии – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.

В зависимости от способностей ребенка, педагог подбирает обучающие игры, которые помогут максимально раскрыть и развить талант малыша. Здесь нет места авторитаризму, навязыванию мнения и обезличенному подходу к воспитаннику. В группе, как правило, царит атмосфера любви, взаимоуважения и сотрудничества.

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий.

8. Игровые технологии

Игровые технологии - вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

При этом игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те,

Которые помогают выделять характерные признаки предметов : то есть учат сравнивать;

Которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;

Которые учат ребенка отделять вымысел от реального;

Которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.

Следует упомянуть технологию «ТРИЗ» (теорию решения изобретательных задач, ставящей во главу угла творчество. ТРИЗ облекает сложный материал в легкую и доступную для ребенка форму. Дети познают мир с помощью сказок и бытовых ситуаций.

Предпосылки и источники становления инноватики в дошкольном образовании обусловлены ходом общественного развития и образовательной политики в целом: инновационными процессами в экономике, производстве и других сферах жизни (XIX-XX вв.), демократизацией общественной жизни, гуманизацией отношений участников образовательного процесса, творчеством субъектов взаимодействия в образовании, поисковой, инновационной, экспериментальной деятельностью образовательных учреждений.

Термин «инновация» появился в исследованиях культурологов XIX в и первоначально обозначал введение некоторых элементов одной культуры в другую и изучение их отношений.

В начале XX в инноватика формируется как наука о нововведениях, изучающая закономерности технических нововведений в материальном производстве.

Развивается она как отражение потребностей в деятельности по разработке, внедрению новых услуг, идей в основные сферы человеческой активности.

В.А.Сластенин, Л.С.Подымова В науке выделяют три типа исследований инноваций:

Изучение фактов, способствующих/препятствующих нововведениям;

Исследование инновационного процесса;

Управлением инновационным процессом;

Анализ инновационных ситуаций/оценка степени риска, эффективности.

Инноватика складывалась как междисциплинарная область (на стыке философии, психологии, социологии, экономики, культурологи).

Педагогическая инноватика развивается с конца 50-ых гг. XX в на Западе, с 80-ых гг. - в России. Следует отметить, что степень инновационности образования обусловлена уровнем развития общества и продиктована уровнем «неразвитости» образования. Другими словами, инновации возникают там и тогда, где и когда есть потребность в изменениях и возможность их реализации. Пространственно-временной континуум инновационного процесса охватывает накопленный потенциал в развитии образования и некоторые преграды (или угрозы) его стабильному функционированию. Следовательно, инновации решают определенное противоречие в образовании между функционированием как стабильным и эволюционным процессом и развитием как динамичным и революционным процессом. Существует и промежуточное состояние, когда стабилизационные результаты начинают дифференцироваться или же когда накопленные изменения стабилизируются (унифицируются). Индикатором возникающей ситуации становятся тенденции в образовании, определяющие вероятностную линию развития либо функционирования.

Основные понятия инноватики

Основными понятиями инноватики являются новшество, инновация, инновационный процесс, нововведение.

Новшество:

Идея, являющаяся для конкретного лица новой;

Средство (новый метод).

Р.Н.Юсуфбекова охарактеризовала педагогическое новшество как содержание возможных изменений, ведущих к ранее не известному состоянию, результату в области педагогической действительности, развивающих теорию и практику обучения и воспитания.

Инновация:

Обновление, изменение;

Введение чего-либо нового;

Процесс освоения новшества.

В.И.Сластенин и Л.С.Подымова отметили, что инноватика как наука изучает закономерности создания, освоения и распространения новшеств; в частности изучает феномен сопротивления новшествам.

Инновационный процесс - инновации, нововведения и условия, обеспечивающие успешность перевода системы в новое качественное состояние.

Инновация - содержательная сторона инновационного процесса (научные идеи и технологии их реализации).

А.И.Пригожин дал определение понятию нововведение: целенаправленное изменение, которое вносит в определённую социальную единицу (организацию, общество, группу) новые, относительно стабильные элементы.

В.И.Сластенин, Л.С.Подымова охарактеризовали это понятие как комплексный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшества, цель которого - удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к определенным качественным изменениям (способов обеспечения эффективности, стабильности и жизнеспособности).

А вот ещё несколько значений нововведения:

Механизм использования инновации (новшество и процесс введения его в практику);

Динамическая система, характеризующаяся как внутренней логикой (структура и этапы инновационного процесса), так и закономерным развитием во времени её взаимодействия с окружающей средой (жизненный цикл новшеств).

К нововведениям в сфере образования относят изменения:

В общественном положении образования и уровне финансирования системы;

В структуре системы образования;

Во внутренней организации образовательного учреждения;

В методах обучения;

В оборудовании образовательных учреждений и использовании информационных технологий в образовании;

В строительстве зданий и помещений для учебных занятий.

Изменение - замена одного на другое (перемена, вариация) как видимое отклонение от прежнего. Если отклонение происходит в лучшую сторону - это новшество.

Новшество и изменение в широком масштабе для всей системы - это реформа.

Новизна как критерий оценки исследования, ценность, свойство нововведения конкретно-исторична (абсолютно или относительно новое)

Показатели инновации:

А) нацеленность на решение актуальных проблем (педагогическая инновация содержит новое решение этой проблемы);

Б) возможность использования в широкой педагогической практике. Использование педагогических инноваций должно приводить к обновлению педагогического процесса, получению качественно новых (устойчивых) результатов. Эффективность - влияние реализованного потенциала на различные параметры системы, в которых реализуется инновация;

В) адаптируемость (вне зависимости от условий);

Г) наличие научной идеи;

Д) завершенность (степень реализации инновационного потенциала): в идеале переход от простого воспроизводства к расширенному.

В.И.Сластенин, Л.С.Подымова, А.И.Пригожин и др. исследователи выделяют специфику новшеств:

Педагогические новшества сохраняют все родовые черты инновации;

Объект воздействия и предмет деятельности - развивающаяся личность;

На возникновение и существование новшества влияет социальный заказ;

Необходима психологическая готовность педагогического сообщества к восприятию, принятию и реализации новшеств;

Существуют как идеальные продукты деятельности новаторов;

Наблюдается относительная растянутость инновационных процессов времени;

Целостный характер целей инновации;

Существующая зависимость инновационных процессов от социально-педагогических условий;

Сложность определения результатов инновации.

Требования к новшествам:

Сбалансированность целей с целями ДОУ;

Стабильность (относительная).

Классификация новшеств.

1. По уровню инновационного потенциала (формализованная шкала) :

· построение известного в другом виде - формальная новизна (фактическое отсутствие нового) - условная новизна;

· повторение известного с несущественными изменениями: частная новизна;

· уточнение, конкретизация уже известного;

· дополнение известного существенными элементами;

· создание качественно нового объекта.

2. По массовости:

· единичные;

· массовые.

3. По масштабу:

· частные;

· модульные;

· системные.

4. По новизне:

· абсолютно новые;

· относительно (субъективно) новые.

5. По типу возникновения:

· стихийные;

· целенаправленные.

6. По типу новшества:

· материально-технические;

· социальные (педагогические).

7. По характеру возникновения:

· внешние (заимствования, инициируемые органами управления);

· внутренние (ноу-хау).

8. По инновационному потенциалу:

· модификационные (изменение существующего);

· комбинаторные (сочетание элементов прежнего);

· радикальные (принципиально новые).

9. По характеру нацеленности на будущее:

· оперативные;

· стратегические.

10. По отношению к существующему:

· замещающие;

· открывающие;

· отменяющие;

· ретровведение.

11. По характеру получаемых результатов:

· ожидаемые (плановые);

· случайные (неплановые).

12. По своевременности:

· своевременные;

· несвоевременные;

· актуальные;

· нацеленные на будущее.

13. По завершенности:

· завершенные;

· незавершенные.

14. По процессу освоения:

· легко осваиваемые;

· трудно осваиваемые.

Такое обилие классификационных оснований затрудняет целостное восприятий новшества. Большинство классификаций появилось в процессе обобщения практики и теоретического осмысления проблемы. Тем не менее, необходимость классификации связана с возможностью более детального изучения отдельных аспектов инноваций и адекватного их восприятия. Необходимо так же определить три основные сферы, требующие инноваций в ДОУ:

1. управление учреждением;

2. структура воспитательно-образовательного и процесса;

Указанные сферы взаимодействуют посредством создания и освоения новшеств. Специфика управления инновационными процессами определяется областью их внедрения.

Ниже приводятся основные позиции в классификации новшеств, показаны связи основных аспектов инновационного процесса на содержательном и управленческих уровнях.

Области применения педагогических новшеств:

· методы;

· структура.

Масштаб изменений:

· частные;

· модульные;

· системные.

Потенциал:

· модификационный;

· комбинаторный;

· радикальный.

Характер возникновения:

· внутренний;

· внешний.

Способы возникновения:

· плановые;

· стихийные.

Область системы управления:

· ценностные ориентации;

· образ желаемой системы управления;

· состав, строение коллективного субъекта управления;

· изменения в ресурсном обеспечении;

· изменения в результатах обучения, воспитания.

Объект управления:

· новое в управлении ступенями образования;

· в управлении процессами основного и дополнительного образования;

· межпредметными связями;

· функциями ДОУ;

· внешними связями;

· педагогическими коллективами;

· технологиями обучения и воспитания.

Последние материалы раздела:

Как сохранить очищенные зубчики чеснока?
Как сохранить очищенные зубчики чеснока?

Содержимое Многие овощеводы сталкиваются с проблемой - урожай вырастили, а как сохранить его не знают. Чесночные головки не исключение. Из большого...

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...