Легкие танки. Изменения в ветке лёгких танков: США Легкие американские танки

Комфортная стрельба, достойный обзор и прочие мелочи заработали американским машинам репутацию гибких и простых в использовании. Лёгкие танки также следуют этому принципу в полной мере. Ни в одной другой ветке исследований вы не найдёте таких же своеобразных и универсальных машин, как M41 Bulldog и T49. Кстати, во время теста мы получили огромное количество отзывов о них. Принимая их во внимание, мы решили сохранить отличительные черты этих машин: магазинную систему заряжания и гаубицу. Это лишь малая часть того, что имеют в своём арсенале американские лёгкие танки.

Сегодня мы рассмотрим каждую машину и отдельно остановимся на новом топовом ЛТ — танке Sheridan. Поехали!

Содержимое доступно при бо́́льшей ширине окна браузера.

Игровой процесс

Благодаря удачному сочетанию скорости, манёвренности и огневой мощи танк M24 Chaffee (V уровень) может носиться по карте, меняя фланги в зависимости от того, где он нужен. Отличный обзор и маскировка позволяют этому танку быть одинаково эффективным, как в «активной», так и в «пассивной» разведке. При этом он оставался уязвимым для огня соперников, если попадал под обстрел, выживаемость машины, особенно под огнём танков VIII уровня, была невелика. Хорошая новость в том, что после перехода на стандартные уровни боёв (±2) этот быстрый «американец» не будет встречать их в случайных боях. Кроме того, мы внесли изменения в ТТХ танка, чтобы они лучше соответствовали уровню машин противника, однако сохранили его отличительные черты.

Быстрый и компактный, M7 всегда «игрался» как лёгкий танк, замаскированный под средний. В обновлении 9.18 этот танк официально станет ЛТ V уровня. Он получил стандартный набор «светляка»: хорошую маскировку, более мощный двигатель, чтобы вовремя добираться до ключевых позиций на карте, а также значительно улучшилась точность орудия. Скорострельность же, ради баланса, была снижена.

Как и другие лёгкие танки VI уровня, T37 не будет играть против «девяток», что значительно повысит его влияние на исход боя. Машина сохранит свою скорость и станет отличным «светляком» и танком огневой поддержки, способным поддержать атаку точной стрельбой и оттягиванием на себя внимания противника, чтобы союзники могли пойти в прорыв.

Двигатель T21 стал мощнее, сведение происходит быстрее, а точность стала лучше. Однако эти улучшения будут сбалансированы снижением скорострельности. Большой угол склонения орудия позволяет играть от рельефа, хороший обзор обеспечит «свет» союзникам, а повышенная скорость даст возможность совершать фланговые манёвры и быстро добираться на позиции.

Если вы когда-либо «катались» на Т71 (VII уровень), вам знакомы неприятные ощущения от встречи с такими машинами, как Maus, ИС-7 или T57 Heavy. Сочетание барабана на 6 снарядов, хорошей маскировки и подвижности делает Т71 опасным противником для машин того же уровня, но не для «десяток». Однако против «десяток» после перехода к стандартному уровню боёв ±2 этот танк больше играть не будет и в полной мере сможет проявить себя при правильном использовании. Чтобы сбалансировать машину, бронепробиваемость бронебойных снарядов была слегка снижена.

Легендарный M41 Walker Bulldog переходит на уровень выше, получит прибавку к прочности и мощности двигателя. Он сможет выполнять разные роли в зависимости от текущей ситуации: передавать разведданные, играя роль как «активного», так и «пассивного» «светляка», закручивать безбашенные ПТ или уничтожать артиллерию. Также у него по-прежнему остаётся орудие с магазинной системой заряжания, но при этом количество снарядов снизилось с 10 до 6.

В равной степени «фановый» и сложный, танк T49 переходит на IX уровень и получит прибавку к прочности, мобильности и обзору. Средняя бронепробиваемость кумулятивных снарядов, печально известная точность и скорострельность мощной 152-мм «фугасницы» остались без изменений. Так в чем же «фан»? Правильный ответ: в ОФ-снарядах. Заряжаете такой, перебегаете от куста к кусту, выжидаете момента для захода с фланга и стреляете по «Гриллям» и «Бат-Шатам» противника.

На X уровне появится новый танк Sheridan . Усиленный экранами, он способен делать всё то же, что и T49, но гораздо лучше. Как и у предшественника, на выбор доступно два орудия: 105-мм и 152-мм. Фугасные снаряды всё так же более предпочтительны для 152-мм орудия. В отличие от Т49, фугас, выпущенный из Sheridan, поразит цель с более высокой вероятностью и отправит слабо бронированного противника в Ангар благодаря повышенной комфортности стрельбы. Если вы не желаете полагаться на случай и предпочитаете иметь стабильный и предсказуемый результат, просто установите альтернативное 105-мм орудие.

Правила замены и компенсации

Модули: Если у вас есть машины, которые в обновлении 9.18 изменят свой уровень и исследованы до топовых модулей, после перехода все модули останутся исследованными.

Экипаж останется обученным на ту же машину: экипаж, обученный до 100%, высаживается в Казарму и переобучается до 100% на ту же машину, на которой и находился до обновления. Если у вас есть экипаж, обученный до 100% на лёгкий танк, который переходит на уровень выше, но самой машины на момент выхода обновления в Ангаре нет, экипаж всё равно будет переобучен на тот же самый ЛТ, «переехавший» на уровень.

Эмблемы и камуфляж: Эмблемы и камуфляж, приобретённые за золото для танков, которые переходят с VIII на IX уровень, будут сняты. Однако переживать не стоит: их полная стоимость в золоте будет возмещена. Временные эмблемы и камуфляж для танка, который переходит на уровень выше, также будут удалены. В этом случае компенсация выдаётся в кредитах, а сумма будет пропорционально рассчитываться из оставшегося времени. Уникальные эмблемы и камуфляж остаются: они будут сняты с машины, но вы сможете повторно нанести их на любую технику.

Недавно был выпущены обзоры изменений в ветках лёгких танков и . Следите за новостями на форуме и в ближайшее время ожидайте появления новых статей о глобальной перебалансировке лёгких танков Китая и Германии.

Читайте статью, посвящённую , чтобы ознакомиться со всеми деталями обновления 9.18: в частности, о новом балансировщике, новой механике для артиллерии и изменениях в ветках лёгких танков. Участвуйте в тестировании всех этих изменений и сообщите нам своё мнение !

Light tank M3 Stuart.

Танк был создан в 1940 году на базе так называемого "кавалерийского" М1 и легкого М2А4. Боевая машина имела следующую компоновку: силовое отделение расположено в задней части корпуса, боевое отделение и отделение управления - в средней его части, трансмиссия и ведущие колеса находятся в носовой части. В ходовой части использованы 4 малых попарно сблокированных опорных катка на борт и подрессоренные направляющие колеса. Корпус и башня изготовлены из катаной листовой брони методом сварки и клепки.

Вооружение танка состояло из 37-мм пушки, спаренной с 7,62-мм пулеметом и трех 7,62-мм пулеметов, установленных в носовой части корпуса - двух в бортовых отсеках и одного рядом с водителем. Управление огнем из пушки и спаренного с ней пулемета осуществлялось с помощью телескопического прицела, механизмы наводки пушки были механическими. Кроме базовой модели М3, выпускались ее модификации М3А1 и М3А3. Они имели круглые башни без командирской башенки и оснащались системами стабилизации пушки в вертикальной плоскости. На выпущенной в 1942 году последней модификации М3А3 из трех носовых пулеметов сохранен лишь пулемет, установленный рядом с водителем. Корпус этой модификации уже был выполнен с рациональным наклоном броневых листов, при его изготовлении применялась в основном сварка. В машинах всех модификаций устанавливались радиостанции и переговорные устройства. Танки серии М3 использовались в качестве основного вооружения разведывательных подразделений. В 1943 году М3 был заменен в производстве

Бронетанковая техника Фотоальбом часть 2 Брызгов В.

АМЕРИКАНСКИЙ ЛЕГКИЙ ТАНК М3 "СТЮАРТ"

Разработан в 1939 году. Выпускался серийно с 1940 г. Состоял на вооружении армии США, поставлялся в СССР. Использовался в боях второй мировой войны.

Тактико-техническая характеристика

Масса, т. 12,7

Численность экипажа, чел 4

Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм.. 4445x2465x2490

Вооружение

пушка, шт. 1

калибр, мм. .. 37

боекомплект, выстрелов 103

пулемет, шт.. 5

калибр, мм.. . 7,62

боекомплект, патронов.. . 14000

Броневая защита, мм

лоб корпуса.. .. 38

Мощность двигателя, л.с 250

Скорость максимальная, км/ч.48

Запас хода по шоссе, км.. 130

Глубина водных преград, преодолеваемых вброд, м 0,8

Особенности конструкции

База – оригинальная.

Общая компоновка – трансмиссия размещена в носовой части корпуса, силовая установка – в кормовой.

Вооружение – пушка и спаренный пулемет оснащены телескопическим прицелом; два пулемета размещены в боковых нишах корпуса; механизмы наводки пушки механические. Защита – корпус и башня изготовлены из брони высокой и низкой твердости, крыша и днище – из неброневой стали; установлена ручная противопожарная система.

Шасси – двигатель – семицилиндровая звезда воздушного охлаждения; трансмиссия – механическая коробка передач соединена с двигателем карданным валом; механизм поворота – двойной дифференциал; подвеска пружинная, блокированная; направляющее колесо подрессоренное; установлены радиостанция и танковое переговорное устройство.

Из книги История танка (1916 – 1996) автора Шмелев Игорь Павлович

Американский легкий танк М3 «Стюарт» Легкий танк М3 был развитием М2А4. Увеличение толщины брони и, следовательно, массы потребовало усиления ходовой части. Ленивец большого диаметра был опущен на землю для увеличения длины опорной поверхности гусеницы. В ходовой части

Из книги Бронетанковая техника Фотоальбом часть 2 автора Брызгов В.

Американский легкий танк М5 С июля 1943 года стал выпускаться улучшенный вариант легкого танка М3, получивший обозначение М5 (модификации М5 и М5А1). На первый взгляд они походили на М3, однако получили новые силовую передачу и двигатель, несколько измененные корпус и башню,

Из книги автора

Американский средний танк М3 В июне 1940 года американское командование заказало промышленности новый средний танк, являвшийся развитием малосерийного М2 с усиленным вооружением и бронированием. Поскольку не было опыта установки в башне 75-мм пушки, ее разместили в корпусе

Из книги автора

Американский средний танк М48 «Патгон»III У этого танка, созданного в 1951 году, длинная предыстория. Еще в мае 1941 года американцы решили создать танк, который был бы сильнее «Шермана». В 1943 – 1944 годах построили опытные образцы 30-тонных танков. Один из них, Т26ЕЗ, в сентябре 1944

Из книги автора

Американский легкий танк М41 («Уокер Бульдог») В ходе войны в Корее (1950 – 1953 гг.) американцы использовали для разведки легкий танк М24 («Чеффи»), принятый на вооружение в 1944 году (боевая масса 18 т, 75-мм пушка с начальной скоростью бронебойного снаряда 620 м/с). Танк обладал весьма

Из книги автора

Американский основной боевой танк М60 Новый танк, созданный в 1959 году, был развитием танка М48 и отличался от него вооружением, силовой установкой и бронированием. С 1960 года он выпускался серийно фирмой «Крайслер».На нем сохранили компоновку М48, многие узлы и детали обоих

Из книги автора

Американский легкий танк M551 «Шеридан» Потребность в аэротранспортабельном танке привела к разработке к 1954 году лег кого танка Т92. У него было много интересных конструктивных решений, но он оказался сложным в производстве и на вооружение не поступил. С конца 50-х годов при-

Из книги автора

АМЕРИКАНСКИЙ СРЕДНИЙ ТАНК М3 "Генерал Ли" Разработан в 1938 году. Выпускался серийно с 1939 г. Состоял на вооружении армии США, поставлялся в СССР. Использовался в боях второй мировой войны, в региональных конфликтах.Тактико-техническая характеристикамасса, т. .

Из книги автора

АМЕРИКАНСКИЙ ЛЕГКИЙ ТАНК М3 "СТЮАРТ" Разработан в 1939 году. Выпускался серийно с 1940 г. Состоял на вооружении армии США, поставлялся в СССР. Использовался в боях второй мировой войны.Тактико-техническая характеристикаМасса, т. 12,7Численность экипажа, чел 4Габаритные размеры

Из книги автора

АМЕРИКАНСКИЙ СРЕДНИЙ ТАНК М 4А4 "ШЕРМАН" Разработан в 1941 году. Выпускался серийно с 1942 г. Состоял на вооружении армий США и Великобритании, поставлялся в СССР; после 1945 года состоял на вооружении армий многих государств Западной Европы и Азии. Использовался в боях второй

Из книги автора

АМЕРИКАНСКИЙ ЛЕГКИЙ ТАНК М-24 "ЧАФФИ" Разработан в 1943 году. Выпускался серийно с 1944 г. Состоял на вооружении армий США, Канады, Великобритании; после 1945 года поставлялся во Францию, Италию, Турцию, Иран, Японию. Использовался в боях второй мировой войны.Тактико-техническая

Из книги автора

АМЕРИКАНСКИЙ СРЕДНИЙ ТАНК M46 "ПАТТОН-1" Разработан в 1948 году. Выпускался серийно с 1948 по 1952 гг. Состоял на вооружении армии США. Использовался в боях в Корее.Тактико-техническая характеристикаМасса, т. 44Численность экипажа, чел 5Габаритные размеры (длина х ширина х высота),

Из книги автора

АМЕРИКАНСКИЙ ЛЕГКИЙ ТАНК М 41 "УОККЕР БУЛЬДОГ" Разработан в 1949 году. Выпускался серийно с 1950 г. Состоял на вооружении армий США, ФРГ и государств Ближнего Востока. Использовался в боях в Южном Вьетнаме, на Ближнем Востоке.Тактико-техническая характеристикаМасса, т..

Из книги автора

АМЕРИКАНСКИЙ ОСНОВНОЙ ТАНК М48А3 Разработан в 1958 году. Выпускался серийно с 1958 по 1964 гг. Состоял на вооружении армии США и армий других стран НАТО, а также Израиля. Использовался в боях в Южном Вьетнаме и на Ближнем Востоке.Тактике -техническая характеристикаМасса, т..

Из книги автора

АМЕРИКАНСКИЙ ОСНОВНОЙ ТАНК M60A1 Разработан в 1962 году. Выпускался серийно с 1962 по 1980 гг. Состоит на вооружении армий США, Ирана, Израиля, Италии, Иордании, Судана, Саудовской Аравии, Сомали, Южной Кореи, Испании, Турции. Использовался в боях в Южном Вьетнаме и в региональных

Из книги автора

АМЕРИКАНСКИЙ ОСНОВНОЙ ТАНК М 485А5 Разработан в 1975 году. Выпускался серийно с 1975 по 1980 гг. Состоял на вооружении армии США и армий других стран НАТО, а также Израиля. Использовался в боях на Ближнем Востоке.Тактико-техническая характеристикаМасса, т. 47,6Численность экипажа,

Легкие американские танки

После того, как закончилась Первая мировая война, американская армия была существенно сокращена. В 1919 году американский танковый корпус был официально расформирован Штабом сухопутных сил. С этого момента развитием и направлением танковых войск занимался американский Штаб сухопутных сил. Задача перед танками ставилась следующая: облегчение непрерывного движения солдат во время атаки. Все усилия по созданию бронированных машины было направлено на разработку легких (максимум 5 тонн веса) и средних танков (максимум 15 тонн веса). Вес танков был регламентирован в соответствии с грузоподъемностью американских военных мостов и сооружений. Так как США очень скудно финансировала создание танков для армии в течении 20-х годов, в год армия могла строить не более двух опытных танков в год. В 1931 году одной из опытных машин был танк T1E4, который принял следующую компоновочную схему: в задней части танка располагался двигатель, спереди стояла трансмиссия и бортовая передача. Позднее эту компоновку брали как образец для последующих танков США.

Американский легкий боевой танк М1. Американские танки времен Второй мировой войны

В 1927 году в Америке были созданы маленькие механизированные части, в состав которых входили легкие пехотные танки легкого класса. Скорее всего, это было создано глядя на аналогичные английские танковые формирования.
Но с приходом в 1931 году в Штаб армии США генерала МакАртура политика механизации
армии США сильно изменилась. Он решил, что во время всеобщей механизации, традиционная американская кавалерия, которая будет укомплектована броневиками и танками, может существенно повлиять на ход боя и развитие успеха. Теперь кавалерия США шаг за шагом оснащалась танками. В обход принятого акта об Национальной обороне, новые кавалерийские танки стали называть «боевыми машинами». А легально вести работы по созданию танков могла лишь пехота США.
В период с 1934 по 1935 года американские конструкторы создали еще несколько опытных танков обозначающихся как T2, T2E1, T2E2.

Все эти танки были созданы, взяв за основу, опять же британский танк «Виккерс-Армстронг». Тем более, англичане неплохо преуспели в танкостроении.

При создании танков Т2 для конструкторов было выдвинуто требование: легкие танки для кавалерии нужно выполнять на основе легких пехотных танков. Это нужно было делать в экономических соображениях. Параллельно с танком Т2 велись разработки и создание танка Т5 (Рок-Айлендский арсенал). Отличались они подвеской: на Т5 стояла подвеска с вертикальными спиральными пружинами, на T2 стояла подвеска состоящая из листовых полуэллиптических пружин. Позже, танк Т5 был модернизирован и получил название T5E2, также она была известна как М1. В 1937 году этот танк приняли на вооружение кавалерии Америки. Танк получился довольно неплохим для тех лет: максимальная скорость танка составляла 45 км/ч, масса составляла 9,7 тонн, экипаж состоял из 4 человек. На вооружении танк имел два пулемета (12,7 мм и 7,62-мм)в башне, один (7,62 мм) пулемет в лобовом листе. Позже была создана модификация М2, которая имела направляющее колесо (для улучшения проходимости и увеличения длины опорной поверхности).
Летом 1940 года армия США, в связи с накалившейся политической обстановкой в мире, решает формировать новые танковые войск. Теперь в армии не было различий между кавалерией и танковыми частями пехоты. Танки М1 и М2 приняли на вооружение и переименовали как M1A1 и M1A2.
Хоть эти танки и не получили боевого применения во Второй мировой войне, в Форт Ноксе их все же использовали в качестве учебных.

Опыт при создании танков M1A1 и M1A2 очень помог американским конструкторам для создания следующих поколений боевых танков армии США.

Модификации танков М1 и М2.

Танк M1A1: первый серийный танк, всего выпустили 17 танков;
Танк M2: модификация предыдущего танка. На танке была установлена усовершенствованная башня. Также, был заменен бензиновый двигатель на радиальный дизельный. Позже этот танк переименовали в M1A1. Всего было изготовлено 7 танков. Из отличий от предыдущей модификации танка было опущенное на грунт направляющее колесо.

Помимо модификаций танков М1 и М2, существовали и промежуточные танки. Танк М1Е1 был прототипом для всей серии. Танк М1Е2 - являлся пртотипом для танка М1А1. Танк М1А1Е1 являлся прототипом танка М2. НА танке М1Е3 впервые были протестированы усиленные непрерывные гусеницы, а позднее, на этих танках испытали резинометаллические гусеницы. Между прочим, американцы до сих пор устанавливают на свои танки резинометаллические гусеницы, может за дороги свои боятся, или комфорт любят при езде...

Тактико-технические характеристики американского легкого танка М1:

Экипаж........4 человека (башенный стрелок из пулемета, пулеметчик лобового пулемета, компандир и механик-водитель);
Масса танка...........9 тонн;
Длина..........4,17 м;
Ширина..........2,16 м;
Высота.........2,4 м;
Вооружение....... два 7,62-мм пулемета, один 12,7-мм пулемет ;
Бронирование танка: от 6 до 16 мм.;
Двигательная установка: ...W670 “Continental”, мощностью 250 л.с.;
Максимальная скорость хода танка......45 км/ч;
Подвеска........с вертикальными спиральными пружинами;
Дальность действия танка......160 км.;

К началу Второй мировой войны американская армия располагала двумя типами легких танков. На вооружении пехоты состояло 292 танка модификаций М2А2 и М2АЗ. Это были двухбашенные машины с 7,62-мм пулеметом в одной и 12,7-мм — в другой башне. В строю моторизованных кавалерийских частей находилось 112 боевых машин М1 и М1А1. Точно такое же вооружение размещалось в одной башне. Конструктивно подобные танки имели одинаковую ходовую часть, состоявшую применительно к одному борту из четырех опорных катков. Сблокированные попарно в две балансирные тележки, они подвешивались на вертикальных буферных пружинах. Ходовая часть и была, пожалуй, главным достоинством этих, ничем особенно не примечательных и к 1939 году порядком устаревших боевых машин. Ее работоспособность поражала! В ноябре 1934 года танк Т5 (прототип М1) совершил испытательный пробег от арсенала Рок-Айленд до Вашингтона протяженностью 1450 км. При этом средняя скорость составила 48 км/ч! Стартовав 14 ноября, капитан Т. Никсон и Дж. Проске уже через три дня достигли Вашингтона, побив все рекорды скорости для гусеничных машин. Впоследствии эта конструкция ходовой части использовалась на всех американских танках вплоть до 1945 года. Боевые действия в Европе показали бесперспективность чисто пулеметного вооружения, что заставило ускорить разработку нового легкого танка с артиллерийским вооружением.

Первые экземпляры легкого М2А4 сошли со сборочной линии завода «Америкен Кар энд Фаундри» в мае 1940 года. Производство его завершилось в марте 1941 года после выпуска 365 машин. Еще десять в апреле 1942 года изготовила фирма «Болдвин Локомотив Уоркс». М2А4 нес в себе черты как предвоенных американских танков (архаичными для 1940 года были, например, пять примитивных смотровых лючков по периметру башни), так и легких боевых машин периода второй мировой войны. Не оставив заметного следа в истории танкостроения, М2А4 стал важной вехой в истории американской армии. С его появлением совпало создание танковых войск армии США. Это знаменательное событие произошло 10 июля 1940 года. Первым командующим был бригадный генерал Адна Чаффи, а штаб-квартирой и поныне является Форт-Нокс. 15 июля 1940 года началось формирование 1-й и 2-й танковых дивизий, на вооружение которых в основном и поступали М2А4. Эти соединения стали первыми из шестнадцати американских танковых дивизий, сформированных в ходе второй мировой войны. (Практически все танки и САУ союзников подробно показаны в документальном фильме"Танки союзников")

Танки М2А4 использовались в основном для учебных целей. В бою им довелось побывать только один раз — в конце 1942 года на тихоокеанском острове Гуадалканал в составе 1-го танкового батальона морской пехоты. Четыре танка получила Великобритания по программе ленд-лиза.
Уже вскоре после выпуска первых машин началось проектирование улучшенной версии М2А4. Увеличили толщину брони до 38 мм, что повлекло за собой возрастание массы до 12т. Чтобы хоть как-то уменьшить удельное давление, ленивец положили на грунт. Такое решение позволило повысить устойчивость машины. Для более надежной защиты силовой установки подвергли переделке и кормовую часть корпуса.
Первый прототип был создан на базе М2А4 в арсенале Рок-Айленд, и 5 июля 1940 года его приняли на вооружение под обозначением «легкий танк М3». Первые серийные М3 фирма «Америкен Кар энд Фаундри» выпустила в марте 1941 года, сразу по окончании производства М2А4.

Конструктивно новая машина повторяла своих предшественниц, вобрав в себя целый ряд недостатков, присущих американским танкам 30-х годов. Так, ширина ее лимитировалась размерами стандартного американского наплавного моста предвоенных лет. Высокий и короткий корпус не позволил разместить в башне артсистему калибром крупнее 37 мм. Узкие гусеницы, заимствованные у более легких машин, обусловили высокое удельное давление и ограниченную проходимость по слабым грунтам.

К основным достоинствам танка Стюарт М3 следует отнести высокую эксплуатационную надежность и прекрасные динамические характеристики. Достаточно мощным было и вооружение, состоявшее из 37-мм пушки М6 и пяти 7,62-мм пулеметов «браунинг» М1919А4 (один спаренный с пушкой, второй курсовой, два в бортовых спонсонах и один зенитный).

В ходе серийного производства в конструкцию танка постоянно вносились изменения, главным образом технологические. Так, многогранная клепаная башня на машинах ранних выпусков уступила место аналогичной по форме, но сварной, а затем ее сменила так называемая «подковообразная» башня, боковые стенки которой состояли из одного гнутого броневого листа. На танках поздних выпусков корпус собирался с частичным использованием сварки. Со второй половины 1941 года на М3 устанавливался стабилизатор наведения 37-мм пушки в вертикальной плоскости.

В 1942 году в связи с нехваткой стандартных бензиновых авиамоторов «Континентал» W670-9A часть танков выпустили с дизельным двигателем «Гиберсон» Т-1020-4. Следует отметить, что дизельные танки не прижились в американской армии, они использовались главным образом в учебных целях и поставлялись на экспорт. Всего же с марта 1941 года по август 1942 года было выпущено 5811 танков М3, из них 1285 с дизелем.

В апреле 1942 года качалось производство модификации М3А1. Командирскую башенку заменили двумя люками треугольной формы. Ликвидировали пулеметы в спонсонах и вместо них разместили дополнительный боекомплект. (Что касается танков М3, то это часто осуществлялось в войсках.) До августа 1942 года М3А1 выпускался параллельно с М3. Производство его прекратилось в феврале 1943 года; всего было изготовлено 4621 единица, из них 211 с дизелем.

Боевое крещение М3 получили не под американским, а под английским флагом. Из 538 машин, выпущенных с апреля по июнь 1941 года, 280 отправили в Северную Африку, где 8-я английская армия ощущала острую нехватку бронетехники. В британской армии танки серии М3 (а впоследствии и М5) назвали «Генерал Стюарт» — в честь американского генерала, командовавшего кавалерией конфедератов во время гражданской войны в США. В зависимости от модификации танки назывались: М3 — «Стюарт I», М3 (с дизелем) — «Стюарт II», М3А1 — «Стюарт III», M3A1(c дизелем) — «Стюарт IV». Первые «Стюарты» получил в июле 1941 года 8-й Королевский ирландский гусарский полк. К ноябрю уже все три полка 4-й танковой бригады имели американские танки. 18 ноября 1941 года в восьми километрах от Габр-Салеха 8-й гусарский и 5-й королевский танковый полки этой бригады столкнулись с 5-м немецким танковым полком. В результате англичане потеряли 11, немцы — 7 машин. В декабре бригаду вывели в тыл и подвели некоторые итоги. Выяснилось, что за два месяца интенсивных боевых действий из 166 «Стюартов» 4-й танковой бригады по техническим причинам вышли из строя только 12 единиц. Англичане, постоянно мучившиеся со своими капризными танками, были в восторге. Да и вообще «Стюарт» им понравился. Что касается вооружения, бронирования и маневренности, то легкая американская машина ничем не уступала британским «тяжелым крейсерам» А9, А10 и А13. Единственное, что не устраивало англичан, так это маленький запас хода. Впрочем, уже следующие партии «Стюартов», поступавших в Великобританию, оборудовались двумя дополнительными бочками для топлива. Английские танкисты прозвали «Стюарт» по-солдатски грубовато и в то же время ласково — «миляга»

В Королевском танковом корпусе танки обеих модификаций — М3 и М3А1 — использовались в основном в Северной Африке и Бирме вплоть до конца 1943 года. Всего же с 1941 по 1943 год в Великобританию по ленд-лизу из США было отправлено 1829 и 1594 танков М3 и М3А1 соответственно. В этот же период 1676 единиц М3А1 получил Советский Союз.

Боевое крещение «Стюартов» в составе американской армии состоялось на Филиппинах в декабре 1941 года. 22 декабря пять М3 из 192-го американского танкового батальона столкнулись в джунглях с группой японских танков «Ха-Го». Результат оказался плачевным: американцы потеряли четыре машины. В последующем все находившиеся на Филиппинах «Стюарты» были захвачены японцами. В феврале 1945 года они вновь попали в руки американцев.
В составе 1-й и 2-й танковых дивизий армии США М3 и М3А1 использовались в 1942-1943 годах в Северной Африке, а в составе танковых батальонов корпуса морской пехоты — вплоть до 1944 года на островах Тихого океана. Причем морская пехота предпочитала танки, оснащенные дизелями.

Тактико-технические характеристики МЗ «Стюарт»
Боевая масса, т 12,428
Экипаж, чел. 4
Длина, мм 4531
Ширина, мм 2235
Высота, мм 2515
Клиренс, мм 420
Броня, мм 10-45
Скорость (по шоссе), км/ч 48
Запас хода (по шоссе), км 113
Подъем, град. 35
Высота стенки, м 0,61
Ширина рва, м 1,83
Глубина брода, м 0,91
Двигатели
Вариант Тип Модель Кол-во Мощность, л.с.
1 К «Континентал» W670-9A, 7-цилиндровый, звездообразный, воздушного охлаждения, мощность 250 л. с. при 2400 об/мин 1 250
Вооружение
Вариант Тип Калибр, мм Модель Кол-во Боекомплект / 1
Пушка 37 М5 1 103
Пулемет 7,62 «браунинг» М1919А4 5 8270

Страна-производитель США
Разрабочик «Америкен Кар энд Фаундри»
Кол-во выпущенных экземпляров 22743
Год принятия на вооружение 1941

Последние материалы раздела:

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....

Что ли Что ли знаки препинания
Что ли Что ли знаки препинания

В пунктуации русского языка существует немало правил, с которыми непросто разобраться. Ведь знаки препинания не только определяют границы фраз и...