Урок классный час на тему "урок нравственности". Классный час мои нравственные ценности Кл час для студентов вопросы нравственности

Задачи :

  • формировать систему знаний, умений, определяющих эстетическое отношение к действительности;
  • формировать нравственные идеалы на положительных примерах;
  • умение самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности, умение налаживать отношения с людьми;
  • формировать способности воспитывающего влияния на других людей.

Форма : пресс-конференция.

Организационная подготовка : класс разбивается на микроколлективы, столы по кругу.

Оформление : “Цветок счастья счастья”; музыкальные композиции.

Плакаты :

  • “Чем человек умнее и добрее, тем больше добра он замечает в людях” (Б.Паскаль);
  • “Возвышай себя миром души и красотой чувств!” (А.П.Чехов) и другие.

Ход мероприятия

Всё, что прекрасно - нравственно. (Г.Флобер)

Учитель: Знаете ли вы, что такое нравственность? Какие нормы и правила, определяющие обязанности человека по отношению к обществу, вы могли бы назвать?

Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений.(П.Гольдбах).

Нравственность - наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтоб совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей (Гольвеций).

Учитель: Мораль и нравственность – понятия-синонимы. Мораль в переводе с латинского так и означает “нравственность”.

Мораль – система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, включает в себя общечеловеческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, гуманизм, доброту, милосердие, честность, преданность, честь, достоинство, уважение к старшим и многое другое.

Учитель: Существует ли моральный кодекс? Кто следит за его соблюдением? Каким образом нормы морали распространяются в обществе?

В отличие от норм права, где за соблюдением закона надзирают специальные государственные органы, нормы морали официально нигде не зафиксированы и в течение столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну, от старшего поколения младшему. Их можно встретить в народном творчестве: легендах, сказках, песнях, пословицах.

Контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти полностью зависит от личного выбора каждого.

Учитель: Как называется наука о нравственности?

Наука о нравственности называется этикой. Она говорит о том, как жить, какие поступки совершать, как относиться к людям.

Учитель: Все вы, конечно, помните строчки из стихотворения В.Маяковского: “Крошка сын к отцу пришёл и спросила кроха: Что такое хорошо и что такое плохо?” Как бы вы объяснили это мальчику?

Каждый человек должен знать, что в мире есть вещи мерзкие, гнусные, и испытывать к ним отвращение, негодование. Поступать плохо – это значит:

Мозговой штурм:

  • наедине с самим собой поступать не так, как поступал бы на глазах людей;
  • лениться и бездельничать;
  • быть жадным, корыстолюбивым, негостеприимным;
  • требовать у отца и матери того, что не заслужил трудом;
  • лицемерить, говорить не то, что думаешь и чувствуешь;
  • давать пустые обещания, нарушать слово;
  • заискивать перед тем. Кто сильнее тебя;
  • наушничать, доносить на товарища;
  • малодушничать, уходить от ответственности за свой поступок;
  • проходить равнодушно мимо человеческой беды, горя;
  • употреблять свою силу, физическое превосходство во зло;
  • отступать перед опасностью из стремления сохранить покой, благополучие;
  • молчать, когда надо говорить, и говорит, когда надо молчать;
  • пустословить, произносить всуе святые имена;
  • смеяться над увечными;
  • не любить и обижать животных;
  • не считаться с мнением родителей, не заботиться о них.

Испытывать негодование к этим мерзким вещам, не поступать подобным образом – “хорошо”, это нравственная доблесть. Быть в какой-то мере сопричастным к ним – “плохо”, это подлость, измена, предательство, грех, по мнению верующих людей. Хорошее считать обязательным – вот одно из самых мудрых правил воспитания нравственности.

Учитель: Какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей жизни? Почему?

Весь нравственный закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя (Апостол Павел)

В 1887 году Л.Н.Толстой в письме Р.Ролану так писал о нравственных правилах: “Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл и вытекающее из него счастье, разрешает все затруднения”.

Учитель: Сегодня многие жалуются на упадок нравственности. В чём он, по-вашему, выражается в наибольшей степени? Что следует предпринять:

Размышление:

  • в озлоблении людей;
  • в разобщении по политическим и идейным мотивам;
  • в эгоизме (каждый сам по себе);
  • в росте преступности;
  • в исчезновении элементарной культуры поведения;
  • в утрате идеологической и ценностной ориентации;
  • в том, что порвалась связь поколений и мн. др.

Наша моральная проблема – это безразличие человека к самому себе (Э.Фромм).

Учитель: Припомните человека, который вызвал у вас сильное нравственное отвращение. За какие проступки и общие свойства личности вы его осуждали? Страдают ли окружающие от безнравственности такого человека?

Каждый человек – отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, таков он и есть (Цицерон).

Учитель: Можно ли страдать от собственной безнравственности? Подумайте, способны ли вы, если никто не узнает:

  • украсть что-то у соседа по парте;
  • съесть конфеты, которые мама отложила к празднику;
  • подать нищему, нуждающемуся в лечении, сделать благотворительный взнос;
  • написать анонимное письмо.

Учитель: На основании этого сделайте выводы относительно своего морального облика. Как отличить нравственный поступок от безнравственного?

Отличить поступок нравственный от безнравственного очень просто: если вы хотите, чтобы все люди поступали так же, значит, этот поступок – нравственный. А если не хотите, значит, безнравственный.

Индивидуальные задания микроколлективам.

1. Разделите лист на две колонки. Заполните их примерами нравственных и безнравственных поступков. Сопоставьте их с мнением товарищей.

2. Рассмотрите утверждения. Обоснуйте собственную точку зрения.

1) Между человеком и животным нет различия. Душевные явления человека совершаются так же, как у животного.

2) Между душой и телом нет различия. Душа есть некоторая деятельность тела.

3) Между мужчиной и женщиной нет различия. Женщина есть как бы безбородый мужчина меньшего роста.

4) Между нравственностью и стремлением к счастью нет различия.

5) Нравственно то, что ведёт к благополучию.

6) Между прекрасным и полезным нет различия. Прекрасно только то, что ведёт к некоторой пользе.

7) Всё новое считается прекрасным. Всё старое считается никуда не годным, отжившим.

3. Ребята, давайте создадим “Цветок счастья”, на лепестках которой вы напишите главные ценности, необходимые вам для удовлетворения жизнью. В сердцевине цветка поместим главную ценность. Но прежде мы послушаем стихотворение М.Андронова, в котором говорится о главной жизненной ценности. Какая она? (Главная жизненная ценность – сама жизнь).

По тропинке той, что шла к реке, под поникшей веткой тополиной,
Бился голубь в детском кулаке на виду у стаи голубиной.
Бился голубь, голубь был живой, а его кормилец восьмилетний
В пыль уткнулся мёртвой головой и закат в селе не видел летний.
А закат был от пожаров рыж. Бился голубь, как в тиски зажатый,
Как хотел он взвиться выше крыш, как хотел взлететь к семье крылатой!
Жизнь и смерть! Сплелись в один клубок. Мальчик был убит фашистской миной.
Он лежал в пыли, а голубок сердцем рвался к стае голубиной.

“Цветок счастья”: любовь, вера, надежда, мечта, патриотизм, верность, доверие, добро, духовность, память, терпение, правда, свобода, совесть, счастье, честь, достоинство, воспитание, самовоспитание, самоконтроль, общественная активность, ответственность, инициативность, организованность, милосердие.

По мнению И.Канта, есть две основополагающие ценности – “звёздное небо над головой и моральный закон во мне”.

А.П.Чехов говорил: “Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически”. Давайте, ребята, жить по законам нравственности, помнить о жизненных ценностях и тогда мы сохраним цельность души, её чистоту и незапятнанность, обретём право жить, не опуская глаз.

Классный час на тему: «Простые нормы нравственности»

Беседа:

    Как Вы думаете, что имел в виду поэт Расул Гамзатов, когда писал такие строчки:

Он мудрецом не слыл,

Он храбрецом не слыл,

Но поклонись ему:

Он человеком был.

    Что значит быть человеком по отношению к окружающим тебя людям?

    Должны ли существовать определенные правила общения между людьми?

Эти правила, конечно, существуют, и называются они простыми нормами нравственности.

Простые нормы нравственности возникли и возникают постоянно, действуют в силу жизненной необходимости, потому что множество людей с разными взглядами, вкусами, настроениями, мыслями, знакомые и незнакомые, старые и молодые вступают в контакты между собой. Простые нормы нравственности, если люди их ис­пользуют, помогают им сгладить, а порой и избежать разных конфликтных ситуаций.

Человеческое общество выработало элементарные нормы нравственности, то есть простые нормы поведения людей, но каждый народ имеет и свои специфические нормы нравственности. Эти нормы проявляются в повседневной жизни чело­века ежечасно, везде и во всем. Простыми они называются не только за свою про­стоту и всем понятную необходимость, но и за то, что с верности этим нормам начинается становление нравственной жизни человека. Эти нормы считаются общечеловеческими ценностями.

Самая главная норма требует от нас уважения к другим людям. Соблюдение этого требования – необходимое условие совместной деятельности людей.

    В чем же может выражаться уважение человека к другим людям?

Формы выражения уважения многообразны: честность и правдивость, справедливость, вежливость и тактичность, уважение к своему и чужому времени, признание своего и чужого труда, внешняя опрятность и чистота, заботливое отношение к физически слабым людям, нетерпимость к поведению, которое разрушает добрые человеческие отношения и унижает человеческое достоинство.

Итак, показателем нравственности человека являются его дела, деятельность, то есть жизненная практика.

Одним из важных требований нравственной практики человека является единство слова и дела, выражающееся в понятиях честности и правдивости.

    Как Вы думаете, в чем разница этих понятий?

Честность – это нравственное требование общества к человеку поступать в соответствии с принятыми нравственными нормами и выполнять свои обещания.

Правдивость – это нравственное требование говорить правду.

Те, кто живет по выгоде, используя принцип «Не обманешь – не проживешь», делают и поступают, как хотят, без всяких нравственных норм, у них слова часто расходятся с делом.

Порядочный человек – человек, который дорожит своим достоинством и считает своим долгом прожить жизнь честно, несмотря на трудности.

Вежливость и тактичность – это такие формы поведения человека, в которых отражается приветливость, доброжелательность, умение думать о чувствах других людей в любой ситуации.

Уважение к чужому времени – умение не «убивать его попусту», не отвлекать людей по пустякам, стараться быть точным в назначенных встречах. Все люди по-разному ценят время и по-разному его расходуют.

Опрятность и аккуратность – особый вид выражения уважения человека к самому себе и окружающим людям. Грязь, неряшливость, небрежность во внешнем виде и в жилище говорит о внешней культуре человека.

Уважение к людям старшего поколения – это одна из общечеловеческих норм морали. Уважение к старшему поколению возникло в глубокой древности, когда люди поняли ценность человеческого опыта и мудрость старшего поколения.

    Как Вы думаете, что значит уважать людей старшего поколения?

Подытоживая сказанное вами, можно сказать, что уважать старшее поколение – это значит:

    Быть благодарными и признательными за жизнь и все то, что создано их трудом в обществе.

    Сознавать необходимость и готовность учиться всему лучшему, что есть у них, прислушиваться к советам.

    Суметь взять в руки эстафету лучших дел на благо обществу и людям.

    Быть терпимым к вкусам и привычкам старших, не навязывать им своих.

    Заботиться об их здоровье, самочувствии, о быте и отдыхе.

Итак, подведем итог. Каждый из нас живет среди людей, то есть в обществе, и для того, чтобы всем было комфортно, приятно жить в этом обществе, необходимо следовать простым нормам нравственности, а именно: уважать других людей, быть честным, правдивым, порядочным, вежливым, аккуратным человеком, уважать чужое время, проявлять уважение к людям старшего поколения, родителям и друзьям.

Мы живем в многонациональном государстве, поэтому человек высокой нравственной культуры будет уважать и людей других национальностей, терпимо и уважительно относиться к их обычаям и правилам общения.

Иванова Наталья Васильевна

Классный час о современном представлении о нравственности. Задачи: 1) обсудить с учащимися нравственные понятия, определить их содержание и значение для человека,2) способствовать пониманию роли роли данных понятий для формирования личности человека, 3) развивать потребности в самопознании и саморазвитии учащихся, 4) воспитывать уважительное отношение к человеку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НРАВСТВЕННОСТИ.

НРАВСТВЕННОСТЬ И КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ , ЧУЖАЯ БОЛЬ.

Задачи:

1)Обсудить с учащимися нравственные понятия, определить их содержание и значение для человека.

2) Способствовать пониманию роли данных понятий для формирования личности человека.

3)Развивать потребность в самопознании и саморазвитии.

4) Воспитывать уважительное отношение к людям, являющим собой пример проявления нравственных поступков

ВСТУПЛЕНИЕ.

ВЕДУЩИЙ: В любом обществе существуют свои нравственные идеалы и ценности, представления о добре и зле, о справедливости. В латинском языке термин «мораль» означает «нравственный».

Мораль представляет собой нормы, установленные обществом, выполнение которых обеспечивает общественное мнение.

ДОСКА: Мораль- нравственные правила поведения, основанные на представлениях людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости, долге, чести, совести.

ВЕДУЩИЙ: Высокоморальным (нравственным) считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим, доброжелательного к людям независимо от их социального положения, национальности, происхождения, вероисповедания.

Моральными человеческие отношения можно назвать в том случае, если в них присутствует чувство ответственности за себя и готовность прийти на помощь людям в трудную минуту, не подразумевая никакой выгоды.

Вывод: 1)Человечество с древности задумывалось, что такое добро и зло.

2)Во все времена добро ценилось, а зло вызывало неприятие.

3) мораль и право регулируют поведение человека в обществе. Нарушение моральных норм наказывается общественным мнением и заставляет человека испытывать угрызения совести.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ВЕДУЩИЙ: Что в себя включают нравственные качества человека?

Моральные нормы фактически однородны во всех религиях, касаются они отношение людей к другим людям, богатству, труду, болезни, смерти и т.д.

(классифицируем понятия)

ДОСКА: подобрать пары слов по противоположности понятий.

Нравственные понятия: умеренность- излишество,(1)

Нестяжание- сребролюбие,(2)

Кротость-гнев,(3)

Жизнелюбие-уныние,(4)

Смирение- тщеславие, (5)

Великодушие- зависть, (6)

Доверчивость- подозрительность,(7)

Трудолюбие- безделье, (8)

Самостоятельность- зависимость,(9)

Любовь- ненависть,

Верность-предательство

ВЫВОД: ДОБРОДЕТЕЛИ- ПОРОКИ

(попробуйте дать определение некоторым качествам, что это такое?)

ОБСУЖДЕНИЕ: о каких добродетелях или пороках говорится в высказывании?

1)–умеренность-здоровье души

Бери от жизни все

8)-кто не работает- тот не ест

Работа – последнее прибежище в жизни для тех, кто больше ничего не умеет

7)-просите- и дадут вам, ищите- и найдете, стучите –и откроют вам

Каждого незнакомца считай вором

3)На добро отвечать добром –дело каждого, на зло добром- дело отважного

Гнев слаще меда

5)не стремись быть первым во вселенной

Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе.

9)- не стоит прогибаться под изменчивый мир

Один в поле не воин

4)оптимист видит возможность в каждой опасности, пессимист видит опасность в каждой возможности

2) –рука дающего не оскудеет

Деньги отпирают все двери

6)-великодушные люди не меняют своего настроения в зависимости от своего благополучия или своих несчастий

Нам мало добиться успеха, надо еще, чтобы друзья наши потерпели крах.

ВЕДУЩИЙ:

1)Народная мудрость всегда показывает нравственные ориентиры жизни человека, наставляет его на верный путь.

2)Человеческая добродетель нашла свое выражение в русских народных пословицах.

Вопросы: о чем эти пословицы, что они нам советуют?

Добро поощряй, а зло порицай

1) в себе поощряй добро, отвергай, старайся не допускать недобрые мысли, не совершать плохих поступков, стремись избавиться от плохих поступков.

Истинное добро всегда просто

Жизнь дана на добрые дела.

Каков есть- такова и честь

Добрым быть- добрым и слыть

Спеши делать добро

Делай хорошее для других- сам станешь лучше

Что в другом не любишь- того и сам не делай.

ВЕДУЩИЙ:

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ НАПРЯМУЮ ЗАВИСИТ ОТ ТОГО, КАКИМ НРАВСТВЕННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ОБЛАДАЕТ ЧЕЛОВЕК, КАКОВЫ ЕГО МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ.

НА ДОСКЕ:

Те, кто не испытывал стыда, уже не люди. (Древнее изречение)

Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты. (Л. Бетховен)

Когда критикуешь чужое, чувствуешь себя генералом. (А.П. Чехов)

Доброта- качество, излишек которое не вредит. (Дж. Голсуорси)

Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека. (Саади)

ВЕДУЩИЙ:Мы поговорим сегодня о том, что такое - “Чужая боль”. В чем заключает умение человека чувствовать чужую боль?

1)Боль - само чувство, телесное страдание …, чувство горя, страданий душевных.

(В.И. Даль. “Толковый словарь живого великорусского языка”)

2)Боль - ощущение страдания

(С.И. Ожегов. “Словарь русского языка”)

3) Больно… У меня болит… Это понятно каждому. Это испытал каждый. А вот когда болит не у меня, а у другого… Какие мы, когда сталкиваемся с чужой болью?

ВЫВОД: В каждом маленьком случае, В каждом горе и счастье

Мир приучен к сочувствию,Мир приучен к соучастию.

Равнодушие не свойственно Каждой клетке моей!

Презираю спокойствие Закрытых дверей.

ВЕДУЩИЙ: Даниил Храбровицкий в пьесе “Пока бьется сердце” писал:

"Человека можно убить не ракетой, не бомбой – зачем? Элементарной черствостью, хамством и безразличием к его судьбе! Может быть, в этом причина всего? Вот откуда все происходит! Вот почему не выдерживают сердца!… А мы … тысячи фармакологических средств … Тончайшие операции … А если это совершенно в другом? В нас? В человеке?"

Вопрос ко всем:

А как думаете вы? Может ли ваше слово причинить боль другому человеку? Как это происходит? Как не допустить этого?

(обсуждение)

ВЫВОД: Человек только тогда может сочувствовать общественному несчастью, если он сочувствует какому – либо конкретному несчастью каждого отдельного человек

ВЕДУЩИЙ: КАКИЕ ПРИМЕРЫ ДУШЕВНОЙ ЧУТКОСТИ, УМЕНИЯ ПОЧУВСТВОВАТЬ ЧУЖУЮ ФИЗИЧЕСКУЮ ИЛИ ДУШЕВНУЮ БОЛЬ КАК СВОЮ ВЫ МОГЛИ БЫ ПРИВЕСТИ ИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Фрагмент из книги А. Грина “АЛЫЕ ПАРУСА”(можно фильма)

“Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное – получить пятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии.

Новая душа будет и у него и у тебя. Когда начальник тюрьмы сам выпустит заключенного, когда миллиардер подарит писцу виллу … , а жокей хоть раз попридержит лошадь для другого коня, которому не везет, - тогда все поймут, как это приятно, как невыразимо чудесно.

Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и …. вовремя сказанное

нежное слово. Владеть этим – значит владеть всем”.

ВЕДУЩИЙ:

Все мы очень разные. Но каждый из нас --человек. И человечество существует до тех пор, пока существует человечность. Человечности нужно учиться.

Очень хочется верить, что сегодняшний разговор для вас не пройдет бесследно, что отныне каждый почаще будет вспоминать строчки поэта Вадима Шефнера:

Будь же сам к себе построже,

И добрее к прочим людям, -

Ведь и ты шагаешь тоже

По тропинкам чьих-то судеб.

Список литературы:

1)Школьный психолог №5 2010г.

2)Воспитание школьников №2,3,10 за 2010г.

3) Кравченко А. И. Певцова Е. А. Обществознание. Учебник для 6 класса «Русское слово» 2009г.

4)Дереклеева Н. И. Классные часы по теме «Нравственность» 5 за знания 2007г

5) Диспут «Чужая боль» (интернет).


Классный час

Тема: Нравственные отношения в семье

Цель: осознать, что семья – это люди, связанные чувством и ответственностью друг за друга. Забота о родителях.

План:

1. Беседа на тему «Семья и семейные отношения».

2. Рассказы детей о своей семье.

3. Обобщение учителя.

4. Правила общения в семье.

5. Деловая игра «Отношения в семье».

6. Тест.

7. Легенда «Родной очаг»

Ход занятия

Добрый день, мои роднульки!

Мы не виделись давно.

Все такие красотульки,

Вот бы снять вас всех в кино!

Подросли, серьёзней стали,

Но не будем долго ждать.

В нашем доме, в нашем классе

Разговор пора начинать!

На первом классном часе этого года мне хотелось бы поговорить с вами о том, что всегда в вашем сердце, мысль о чем согревает в трудные минуты, где вас всегда поддержат и любят, безусловно. О чем я говорю? (Семья)

Когда появилось слово семья!

Когда то о нём не слыхала Земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам,

Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила, - Я.

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила, - Я.

Кто пищу сготовит о, радость моя?

И Ева всё так же ответила, - Я.

Кто платье сошьёт, постирает бельё,

Меня приласкает, украсит жильё?

Я, Я – тихо молвила Ева,

Я, Я … - сказала она знаменитых семь Я.

Так на Земле появилась семья.

-Дети, что такое семья? (Люди, которые живут вместе.)

- Зачем создается семья?

В одиночку жить очень неуютно, холодно. Семья - это защита, продолжение рода. Главное в семье - дружба, внимание друг к другу и понимание друг друга, взаимная помощь.

На доске записано слово: СЕМЬЯ.

- Давайте всмотримся в это слово. Что интересного в нем вы видите? (Это слово можно прочесть как СЕМЬ «Я»).

- Как вы думаете, это случайное совпадение?

Я думаю, что это не случайно.

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

Не важно, семь или три «Я» в слове семья. Важно, что все вместе. И самые сильные и самые от­ветственные в семье - это взрослые. Они заботятся о том, чтобы в доме была еда и все необходимое: они воспитывают детей: лечат их; занимаются с ними, играют и гуляют; заботятся о бабушках и дедушках; поддерживают порядок и чистоту в доме; делают очень много самой разнообразной работы.

Мама и папа, муж и жена. А еще есть слово супруги . Вы, на­верное, слышали его, хотя оно редко употребляется и звучит как ста­ринное.

В давние времена, когда еще не было ве­лосипедов и машин, но были лошади. Как это ни странно, слово подпруга и слово супруги - родственные слова. подпруга - дер­жит, поддерживает, удерживает седло. А супруги - вместе дер­жат, поддерживают дом, семью. Правда, ведь интересно

- А теперь я предлагаю вам рассказать о своей семье.

- Учитель обобщает.

- Даже ваши короткие рассказы подсказывают нам, что каж­дая семья, большая или маленькая, непохожа на другую (как и люди); каждая семья интересна по-своему, у каждой семьи своя история. Это история о том, как встретились ваши мамы и папы. Конечно, грустно, если в семье иногда оказывается только мама или только папа. Вы уже достаточно большие и знаете, что так бывает. Но и в этих семьях ваши мама и папа когда-то встретились.

- А можно ли считать, что с них началась семья?

Дети вспоминают о бабушках и дедушках и тоже включают их в состав семьи.

- А как называются родители ваших бабушек и дедушек? Пра­бабушки и прадедушки.

- Как называют старших по отношению к младшим? Предки.

- А как называют младших по отношению к старшим? Потомки.

Верно. А все вместе - все предки и все потомки – составляют род.

. Семья – люди связанные кровными узами, чувством и ответственностью друг за друга.

В семейном кругу мы с вами растём.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из этой семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

- Какие слова ассоциируются со словом семья: (на каждую букву).

С– сильная, смелая, славная, современная, счастливая.

Е – единая, единственная.

М – милая, многодетная, мечтательная, музыкальная.

Я – яркая, ясная.

- Как вы думаете, какие правила общения в семье должны c уществовать? Согласны ли вы с ними?

Правила общения в семье:

    уважать друг друга;

    стараться не огорчать их учебой или поступками;

    честно признаваться в совершенных проступках и мужест­венно выносить наказание;

    учитывать возможности семейного бюджета в своих требованиях к родителям в покупке вещей и исполнении своих желаний;

    помогать родителям;

    не держать обиду на родителей;

    уметь их прощать.

- Какие бы правила вы еще добавили?

Деловая игра «Отношения в семье»

Класс делится на группы. Определяется жюри. Каждой группе да­ется задание. Определяется время для выполнения задания. Выполнив задание, каждая группа выходит к доске и обсуждает данную ситуацию. Все ребята могут задавать вопросы и высказывать свои мнения.

Задание первой группе:

Мать Лени с ночи занемогла: расходилось больное сердце, трудно стало дышать. Хорошо бы глоток воды да форточку открыть. Но подняться не было сил. Разбудить Леню? Нет, не стоит его беспо­коить. Пусть мальчик спит. На рассвете мама поднялась через силу, приготовила Лене завтрак, проводила в школу. Леня и не заметил, что мама очень больная и держит руку на сердце. Леня очень бодрый от­правился в школу. Мама беспокоилась, что не сможет приготовить сы­ну свежий обед. Время шло к полудню, а сердце не унималось. Пить, так хочется пить. Хорошо бы сейчас чашку горячего чаю. Скорее бы Леня пришел. Когда сын вернулся, мама задремала, сын шумно во­шел, бросил портфель и мимоходом спросил: «Ты что, с работы или выходная?» Не дождавшись ответа, юркнул в кухню.

- Обеда нет? - послышался недовольный голос Лени.

- Разогрей там вчерашний суп и поставь, пожалуйста, чайник.

- Нет, нет, мам, я тороплюсь. У нас сегодня девочка заболела, а мы пойдем навестить.

Леня стал торопливо одеваться. Хлопнув дверью, сын умчался, а мама осталась, и так ей хотелось горячего чаю!

- Оцените, хорошо или плохо поступил Леня.

- Как ты считаешь, уважает ли он свою маму? Внимательно ли он к ней относится? Чутко?

- Что бы ты сделал на его месте?

Задание второй группе:

У мамы был выходной. Она решила сделать уборку в доме. Вы­терла пыль, все убрала. Ей осталось вымыть полы. Сын был в школе. Когда мама взяла ведро, швабру и тряпку, раздался звонок. Мама от­крыла дверь. На пороге стоял сын Леша и четверо его одноклассников.

- Мам, мы все хотим есть и идем играть в футбол с мальчишка­ми из другого двора.

Не обращая внимания на маму, ребята гурьбой зашли на кухню, забыв поздороваться. Алеша достал хлеб, разрезал, намазал маслом и раздал ребятам. Все стали обсуждать предстоящий матч.

- Оцените, хорошо или плохо поступили ребята. Почему?

- Как ты считаешь, уважает ли Леша свою маму?

- Уважительно ли отнеслись ребята к маме Алеши?

- Что бы ты им посоветовал?

Задание третьей группе:

Мама была на работе. Попросила дочку к ее приходу убрать квартиру. Лена с подружками после школы пришла домой. Поели все, что оставила мама. Открыли мамин шкаф. Стали надевать туфли, платья и играть всякие сценки. Девочки так увлеклись, что не замети­ли, что у одного туфля сломался каблук. Потом они быстро собрались, побросали все вещи и ушли домой, оставив Лену убирать квартиру. В это время пришла мама.

- Хорошо или плохо поступили девочки и почему?

- Как ты считаешь, уважают ли девочки родителей?

- Уважают ли девочки себя?

Задание четвертой группе:

Был дождь. Все играли в футбол, и Антон пришел домой весь грязный. Не раздеваясь, прошел в свою комнату. Всю грязную одежду сложил в угол и сел делать уроки. Он устал, и уроки делать не хоте­лось, мамы долго не было. Он стал смотреть телевизор. Папа пришел с работы и застал Антона спящим у телевизора. Уроки были не сделаны, одежда засохла в углу.

- Оцените, хорошо или плохо поступил Антон и почему?

- Уважает ли Антон своих родителей?

- Уважает ли Антон себя?

- Как нужно было поступить в такой ситуации?

Задание пятой группе:

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

- Подержи мои коньки, - крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

- Это твоя бабушка?

- Нет, - ответил мальчик.

- Мама? - удивилась подружка.

Нет!

- Ну, тетя или знакомая?

- Нет же, нет! - ответил ей мальчик. - Это просто старушка!

- Хорошо или плохо поступил мальчик?

- Уважают ли эти ребята старших людей?

- Уважают ли они себя?

- Как думаешь, почему девочка задавала эти вопросы? Как она поступила бы?

Вывод

Мы рассмотрели некоторые жизненные ситуации, которые показывают отношения в семье. Вы заметили, что отношения в семье могут складываться по – разному. Погода в доме в основном зависит от вас. Вы можете развеять тучи, которые омрачают настроение в вашем доме (улыбка, добрые дела).

Бытует такая пословица: Добрые дети – дому венец, худые дети - дому конец. Сейчас вы младшие школьники, но скоро приобретёте другой статус, вы будете школьниками среднего звена. Вы должны будете уметь принимать правильные, ответственные решения в жизненных семейных ситуациях. Насколько вы готовы это делать мы сейчас и посмотрим.

Психологи придумали разные вопросы, чтобы определить какие-либо отношения. Они называются тестами. Поставь напротив каждого вопроса знак «+» или знак «-» в зависимости от того, положительный или отрицательный ответ ты даешь.

Тест

1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родн ым (запиской, по телефону, через товарищей)?

2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой, а тебя отправляют на улицу или в кино, «чтобы ты не крутился под ногами»?

3. Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру не своими, а ма­нными глазами: нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?

4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев, сестер?

5. Свои нужды (купить коньки, мяч) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или о тцу и когда собираются приобрести ее?

6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполня­ть какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе?

7. Мама угощает тебя апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?

8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание оставаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или может быть, молча, сидишь с кислым и недоволь ным лицом)?

9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться каким-то тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор?

10. Стесняешься ли ты дома, в гостях подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?

Если ты очень хороший сын или дочь, знаки у тебя должны стоять на полях такие: «+ - - + + + + - - - ». Если картина получилась противоположная, тебе надо всерьез задуматься, каким ты растешь человеком. Если же есть некоторые совпадения, не огорчайся. Дело вполне можно поправить.

Одна из заповедей гласит - Почитай отца своего и мать – да будет тебе благо (долг, уважение, внимание).

Легенда «Родной очаг»

Это было давным-давно,

В позабытые предками годы.

Когда жили еще племенами

И везде были чистыми воды.

Там в долине прекрасной,

Что ее не окинешь и взором,

Жило племя людей,

А кругом были яркие горы.

Цепь лесистых бугров и зеленых лугов

Дополняли красоты долины.

На охоту изо дня в день

Уходили в горы мужчины

Родной их очаг - уют и тепло –

Не гаснул ни ночью, ни днем.

В любое ненастье манил он к себе

Ярким красным огнем.

Мужчины, спускаясь в долину с гор,

Видя родной очаг,

Знали, что дома все хорошо,

И прибавляли шаг.

Спокойно и мирно тянулись года,

Но за солнечным днем приходит ненастье.

И вот неожиданная беда

Унесла у людей счастье.

Горе застало племя врасплох:

В горах на охоте были мужчины –

Разрушили варвары вся и все.

Потух их очаг родимый.

Ничто не светит мужчинам вдали –

И стала их поступь тяжелой,

Тревогой сердца их были полны,

Никто не обмолвился словом.

О, где ты, огонь очага?!

Багровый ночью, синеватый при свете дня,

"Отец, страж и спаситель

Даже в самые тяжкие времена.

И вдруг, о, чудо! Слабый огонь

Из уголька возгорается.

Одной из женщин он был сохранен,

Значит, счастье в дом возвращается.

И снова дышит родной очаг.

Звонко смеются дети.

А вот малыш сделал первый шаг

Как жить прекрасно на свете!

Храните, люди, семейный очаг,

В нем сила ваша и крепость –

Это было, это есть и сейчас,

И это так будет вечность.

Настоящая семья обязательно имеет нравственные принципы, законы, традиции. Назовите качества, которые очень важны для человека, а воспитываются они именно в семье.

Дети получают лепестки и крепят подходящие лепестки к серединке цветка на доске. (На лепестках написаны положительные и отрицательные качества.)

Что должно быть в настоящей счастливой семье, прочитайте. (Доброта, верность, отзывчивость, взаимопомощь, любовь, уважение, терпение)

Почему вы не выбрали лепестки со словами: зависть, агрессия, грубость, эгоизм, ненависть?

Пусть этот получившийся цветик – семицветик принесет вашим семьям лишь только хорошее.

1 уч. Семья – это счастье, любовь и удача,

2 уч. Семья – это летом поездки на дачу.

3 уч. Семья – это праздник, семейные даты,

4 уч. Подарки, покупки, приятные траты.

5 уч. Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

6 уч. Мечты о хорошем, волнение, трепет.

7 уч. Семья – это труд, друг о друге забота,

8 уч. Семья – это много домашней работы.

9 уч. Семья – это важно!

10 уч. Семья – это сложно!

11 уч. Но счастливо жить одному невозможно!

12 уч. Всегда будьте вместе, любовь берегите,

13 уч. Обиды и ссоры подальше гоните,

14 уч. Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Вместе: Какая хорошая эта семья!

Учитель: Семья - это то, что никогда не выйдет из моды, это самое дорогое, что есть у человека, это то, что не купишь за деньги, и то, что дает силы и огромную поддержку. Семья - это большое счастье, и многие люди готовы отказаться от богатства и престижной работы, только чтобы не расставаться со своей семьей.

С 2008 года в России 8 июля официально отмечается очень важный и красивый праздник – Всероссийский день семьи, любви и верности.

Закончить мне бы хотелось пожеланием:

Семейная радость

Счастливые лица!

Желаю всем семьям

Любовью светиться!

Пусть в семьях весёлый

Звучит детский смех,

Добрый и радостный

Праздник для всех!

Любовь процветает

Кругом по Земле!..

Мир вашему дому

И в каждой семье!

«УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ: МОРАЛЬ. ЭТИКА. МИЛОСЕРДИЕ»

Каждый учитель и родитель задумывался над тем, какими выходят во взрослую жизнь их ученики и дети. Готовы ли они в полной мере служить гуманистическим идеалам мира и добра? Смогут ли составить свои нравственные убеждения, которые сформировались у них в семье и в школе? Будут ли защищать слабых, помогать нуждающимся, уважать старших, беречь родных и близких? Эти и другие вопросы морально-нравственного воспитания подрастающего поколения всегда остаются актуальными для нас педагогов и для наших родителей.

Этика (с греческого – привычка, нрав) – философская наука, объектом изучения которой является мораль.

Слово «мораль» означает в современном языке примерно то же самое, что и нравственность.

И слово «этика» первоначально означало то же, что и «мораль» и «нравственность». До сих пор говорят об этике поведения, этике офицера, о педагогической этике и т.д., имея в виду, главным образом, моральные нормы и нравственные отношения, которые сложились в той или иной сфере общественной жизни.

Тот содержательный смысл, который вкладывается в нравственный идеал, существенно зависит от миропонимания людей. Поведение человека тогда оказывается нравственным, благочестивым, законным, когда оно согласуется с законом, естественной необходимостью.Происходит углубление и изменение представлений о нравственном идеале человека. Наряду с естественной необходимостью поведением человека управляют обычаи людей, установления культуры, всё то, что составляет невещественную природу. И эта «вторая природа» предстаёт как результат выбора и продукт творчества, активности самого человека. Она рукотворна и создана самим человеком. А, это означает, что нравственности можно научиться.

Нравственность – это то, что относится ко «второй природе», к культурному пласту человеческой жизнедеятельности, к тому, что характеризует человека как общественное, а не природное существо.

Моральными качествами человека являются те, которые характеризуют его с точки зрения способности жить в обществе. Они формируются в практическом общении и совместной деятельности людей. Это мужество, умеренность, щедрость, правдивость, дружелюбие, справедливость и дружба и т.д. Вырабатывая в себе эти качества, человек становится нравственным. И в этом смысле нравственно все то, что служит укреплению общества и государства.

Нравственность направлена на самого человека, на развитие заложенных в нем способностей, особенно его духовных сил, на совершенствование его жизни, т.е. на достижение человеком высшего блага, на реализацию им смысла своей жизни и её назначения.

Аристотель доказывает, что в сфере деятельности человек сообразует свое поведение и образ жизни с нравственным идеалом, с представлениями о добре и зле.

Родившийся ребенок ни морален, ни аморален. И тем и другим он может стать лишь в обществе, в коллективе, в семье, в общении. Нравственность пропитывает каждый шаг человека. Она формирует у него представления о ценности жизни и её смысле. Под влиянием воспитательных воздействий общества на человека, а также целенаправленных педагогических воздействий, человек становится личностью. Чем нравственнее он, тем сильнее в нем индивидуальность, тем интереснее он для окружающих.

Давно уже стало доброй традицией школы забота о ветеранах нашего микрорайона. Школьники приглашают их на классные часы, беседы, участвуют в совместной деятельности. С огромной охотой и ответственностью готовятся к праздничным концертам, куда приглашают ветеранов, бабушек, дедушек и родителей. Всё это позволяет не прерывать связей между поколениями, сохранять традиции и воспитывать в детях доброе, уважительное отношение к старшим, гордость за их и свои дела.

В этом году сами дети выступили с инициативой посетить близлежащий детский дом № 32 (Варшавское шоссе, дом 143 «В»). Посмотреть, как живут его воспитанники, узнать, чем нужно им помочь, и подарить мягкие игрушки, свои поделки, а главное - просто пообщаться. Так родилась идея акции «Милосердие» в нашей школе и появился особый интерес учащихся к проблеме гуманного отношения к окружающим. Отсюда возникла и необходимость расширения тематики классных часов морально-этической, духовно-нравственной направленности, которые мы и назвали «Уроки нравственности», что предполагает цикличность.

И для нас , педагогов, родителей, это особенно важно и ценно, потому что дети сами прочувствовали наболевшие вопросы нашего общества. А нам остается только искать новые формы и методы, чтобы этот интерес у них не угас.

Цели и задачи классного часа

    Способствовать усвоению понятий «мораль», «этика», «доброта», «чуткость», «милосердие», «гуманность», «альтруизм»;

    Способствовать развитию нравственного самосознания;

    Развитию доброжелательного, милосердного отношения к людям;

    Способствовать расширению кругозора.

Форма: час общения (практикум)

Подготовительная работа:

    Сбор материала для изучения на классном часе (тексты и иллюстрации);

    Подбор пословиц, поговорок, цитат по теме;

    Подготовка детей для чтения стихов наизусть;

    Отработка художественного чтения отрывка;

    Музыкальное оформление;

    Подбор материалов для стенда.

Оборудование:

    Очерк Д. Гранина «О милосердии».

    Стенд (фотографии: бездомные, беспризорники, пенсионеры, Беслан…).

    Толковый словарь Ожегова для раскрытия понятий «мораль», «этика», «доброта», «альтруизм»…

    Заготовки плакатов с определениями слов – понятий.

    Музыкальное сопровождение.

    Выставка литературы по теме классного часа.

Ход классного часа

    Организационный момент

    • формирование групп

      выбор (ответственного) руководителя группы

    Работа над нравственными понятиями

А) словарная работа

Вопрос классу:

    Как понимаете слова: - мораль

Этика?

    (ответы учеников)

(На доске закрепляются определения из словаря Ожегова - «мораль», «этика»)

    К какому аспекту жизни человека отнесем эти понятия?

(духовно – нравственному)

    Как вы понимаете значения слова «нравственность»?

(ответы детей)

    Вот такое толкование дает словарь – посмотрите на доску

Б) Подбор синонимов

    Какие качества характера человека мы можем отнести к нравственности?

(Опрос)

    работа со схемой:

НРАВСТВЕННОСТЬ

Гуманность, самоотверженность, доброта, отзывчивость, долг, сочувствие

(человечность), (альтруизм)

забота, честь, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь

    Как по-другому мы можем назвать эти слова во взаимосвязи со словом «нравственность»?

В) Художественный пересказ текста:

    Сегодня мы поговорим об одном из главных в наше время, на мой взгляд, нравственных понятий. А что это за понятия, ответите вы, прослушав пересказ очерка известного писателя Даниила Гранина.

(Ученик пересказывает текст)

Г) Беседа по содержанию

    Какую проблему поднимает Д. Гранин?

    По какому поводу собирается он бить тревогу?

    Об отсутствии какого нравственного начала в человеке тревожится? (милосердие).

    Как вы понимаете значение этого слова?

(несколько ответов)

    Где мы найдем синонимы к слову «милосердие» (см. «нравственность»)

    (Добавляем слово «милосердие» к теме классного часа).

Д) Подбор антонимов

    А сейчас я попрошу вас подобрать антонимы к слову «милосердие».

Милосердие. Антонимы: равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.

Е) Работа со стендом

(Подбор картинок: дети-беспризорники, сироты, пенсионеры, Беслан…).

    Беседа «Нужно ли милосердие в наше время?»

    • Каких же слов больше получилось синонимов или антонимов?

      Каких людей больше в нашей жизни? Отзывчивых или равнодушных?

      Нужно ли милосердие в наше время?

      В чем оно проявляется? Примеры.

      В чем причины людского равнодушия и невнимания?

      Можно ли воспитать милосердие в себе?

    Работа в группах

    • Чтобы ответить на некоторые из этих вопросов и наметить пути своих рассуждений, проработаем дополнительный материал, приготовленный мной и некоторыми вашими одноклассниками.

Задание группам : (в конвертах). (музыка), (тексты, фотографии, репродукции)

1группа

    Вспомнить притчи о блудном сыне и добром самарянине

    Какой нравоучительный смысл несет каждая? Чему учит?

2 группа

Мать Тереза

Императрица Александра Федоровна (стихотворение Есенина)

Движение сестер милосердия

Красный крест

Доктор Л. Рошаль

3 группа

    Вспомнить стихотворение И.С. Тургенева «Два бочага».

    Как вы его понимаете?

4 группа

    Как они понимают, что такое милосердие?

    Что вам понравилось в этих работах?

    Какой совет дает он читателю?

5 группа

    Обдумайте их. Объясните значение.

6 группа

    Составить памятку, жизненные правила, которые помогут нам жить так, чтобы милосердие согревало жизнь.

    Отчет групп о проделанной работе.

    Принятие за основу «жизненных правил», составленных учащимися.

    Ученик читает стихотворение Э. Асадова.

Падает снег, падает снег –

Тысячи белых ежат…

А по дороге идет человек,

И губы его дрожат.

Мороз под шагами хрустит, как соль.

Лицо человека – обида и боль.

В зрачках два черных тревожных

флажка

Выбросила тоска

Измена? Мечты ли разбитой зов?

Друг ли с подлой душой?

Знает об этом только он

Да кто-то еще другой.

Случилась катастрофа, пожар, беда –

Звонки тишину встревожат.

У нас милиция есть всегда

И «Скорая помощь» тоже.

А если просто падает снег

И тормоза не визжат,

А если просто идет человек

И губы его дрожат?

А если в глазах у него тоска –

Два горьких черных флажка?

Какие звонки и сигналы есть,

Чтоб подали людям весть?!

И разве тут может в расчет идти

Какой-то там этикет,

Удобно иль нет, к нему подойти,

Знаком ты с ним или нет?

Падает снег, падает снег,

По стеклам шуршит узорным.

А сквозь метель идет человек,

И снег ему кажется черным…

И если встретишь его в пути,

Пусть вздрогнет в душе звонок,

Рванись к нему сквозь людской поток.

Останови! Подойди!

    Классный руководитель предлагает учащимся продолжить работу по теме классного часа.

ПАМЯТКА «ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ»

(Перечень примерный, каждый кл.руководитель самостоятельно прорабатывает памятку с классом)

    Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.

    Умейте видеть достоинства людей, ценить их.

    Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.

    Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

    Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.

    Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.

    Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.

Последние материалы раздела:

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....

Что ли Что ли знаки препинания
Что ли Что ли знаки препинания

В пунктуации русского языка существует немало правил, с которыми непросто разобраться. Ведь знаки препинания не только определяют границы фраз и...