Уклад жизни царской семьи. Царская Семья: реальная жизнь после мнимого расстрела Отречение Николая II

Распорядок дня

«Весь внешний и духовный уклад домашней жизни царской семьи представлял собой типичный образец чистой, патриархальной жизни простой русской религиозной семьи, - вспоминал М. К Дитерихс. - Вставая утром от сна или ложась вечером, каждый из членов семьи совершал свою молитву, после чего утром, собравшись по возможности вместе, мать или отец громко прочитывали прочим членам положенные на данный день Евангелие и Послания.

Равным образом, садясь за стол или вставая из-за стола после еды, каждый совершал положенную молитву и только тогда принимался за пищу или шел к себе. Никогда не садились за стол, если отец чем-нибудь задерживался: ждали его».

В этом семействе чередование различных занятий также было регламентировано, и соблюдался режим достаточно строго. Но не настолько строго, чтобы стать для детей невыносимым. Распорядок дня не тяготил царевен и царевича.

Когда императорская семья пребывала в Царском Селе, ее жизнь носила более семейный характер, чем в других местах, приемы были ограничены из-за плохого самочувствия императрицы. Свита во дворце не жила, поэтому за столом семья собиралась без посторонних и совершенно запросто. Дети, подрастая, обедали вместе с родителями. Пьер Жильяр оставил описание зимы 1913/14 года, проводимой семьей в Царском Селе. Уроки с наследником начинались в 9 часов с перерывом между 11 часами и полуднем. В этот перерыв совершалась прогулка в карете, санях или автомобиле, затем занятия возобновлялись до завтрака, до часу дня. После завтрака учитель и ученик всегда проводили два часа на воздухе. Великие княжны и государь, когда бывал свободен, присоединялись к ним, и Алексей Николаевич веселился с сестрами, спускаясь с ледяной горы, которая была устроена на берегу небольшого искусственного озера. В 4 часа дня уроки возобновлялись до обеда, который подавался в 7 часов для Алексея Николаевича и в 8 для остальных членов семьи. День заканчивали чтением вслух какой-нибудь книги.


Праздность была абсолютно чужда семье последнего императора. Даже после ареста, совершившегося в Царском Селе, Николай Александрович с семейством всегда были при деле. По словам М. К Дитерихса, «вставали в 8 часов утра; молитва, утренний чай всех вместе... Гулять разрешалось им два раза в день: от 11 до 12 часов утра и от 2 с половиной до 5 часов дня. В свободное от учебных занятий время государыня и дочери шили что-нибудь, вышивали или вязали, но никогда не оставались без какого-либо дела. Государь в это время читал у себя в кабинете и приводил в порядок свои бумаги.

Вечером, после чая, отец приходил в комнату дочерей; ему ставили кресло, столик, и он читал вслух произведения русских классиков, а жена и дочери, слушая, рукодельничали или рисовали. Государь с детства был приучен к физической работе и приучал к ней и своих детей. Час утренней прогулки император обыкновенно употреблял на моцион хождения, причем его сопровождал большей частью Долгоруков; они беседовали на современные переживавшиеся Россией темы. Иногда вместо Долгорукова его сопровождала какая-нибудь из дочерей, когда они поправились от своей болезни.

Во время дневных прогулок все члены семьи, за исключением императрицы, занимались физической работой: очищали дорожки парка от снега, или кололи лед для погреба, или обрубали сухие ветви и срубали старые деревья, заготавливая дрова для будущей зимы. С наступлением теплой погоды вся семья занялась устройством обширного огорода, и в этой работе с ней вместе принимали участие некоторые офицеры и солдаты охраны, уже привыкшие к царской семье и стремившиеся выказывать ей свое внимание и доброжелательство».

Об этом же пишет и Жильяр, рассказывая о заключении царской семьи в Тобольске: «Император страдал от недостатка физического труда. Полковник Кобылинский, которому он на это жаловался, приказал привезти березовые стволы, купил пилы и топоры, и мы могли теперь заготовлять дрова, в которых так нуждались на кухне, а также в доме для топки наших печей. Эта работа на открытом воздухе являлась для нас большим развлечением за время нашего пребывания в Тобольске. Великие княжны в особенности горячо пристрастились к этому новому спорту».

Здесь нужно отметить, что такими занятиями, как, например, прополка сорняков в огороде, великие княжны не гнушались и до ареста. Старшие же дочери в последние годы царствования их отца, во время Первой мировой войны, были загружены до предела. Императрица всегда прилагала все усилия к тому, чтобы оказать реальную пользу ближним, и привлекала детей к делу благотворительности. Об этом следует, рассказать подробнее.

Благотворительность

В комментариях к дневниковым записям и переписке императрицы Александры Феодоровны мы читаем, что она в течение первых лет замужества, рожая с перерывами в два года детей и сама их нянча, в то же время курировала крупные благотворительные акции семьи: мастерские, школы, больницы, план реформирования тюрем. Собственное состояние императрицы было небольшим, и для проведения своих благотворительных акций ей приходилось урезать личные расходы. Во время голода 1898 года она дала на борьбу с ним из личных средств 50 тысяч рублей - восьмую часть годового дохода семьи. Это сверх и помимо обычных благотворительных дел.

Бесчисленное количество раз, сама часто недомогая, императрица ездила из Царского Села в Санкт-Петербург навещать больных. Будучи сама доброй матерью, она особенно сочувствовала горестям других матерей. Люди, которых она хорошо знала, и те, которые едва знали ее, все были уверены, что найдут со стороны Александры Феодоровны теплое сочувствие своим бедам.

С особой теплотой вспоминают об Александре Феодоровне ее близкие подруги Анна Танеева и Юлия Ден. Они были именно подругами царицы, а не придворными дамами, близко соприкасались с семьей императора и оставили о ней бесценные записи. Танеева много помогала императрице в благотворительных начинаниях, к которым постоянно привлекались и царские дети. Рассказ Анны Танеевой очень интересен. «Воспитанной в Англии и Германии императрице, - писала она, - не нравилась пустая атмосфера петербургского света, и она все надеялась привить вкус к труду. С этой целью она основала Общество рукоделия, члены которого - дамы и барышни обязаны были сработать не менее трех вещей в год для бедных. Сначала все принялись за работу, но вскоре, как и ко всему, наши дамы охладели, и никто не мог сработать даже трех вещей в год. Идея не привилась. Невзирая на это государыня продолжала открывать по всей России дома трудолюбия для безработных, учредила дома призрения для падших девушек, страстно принимая к сердцу все это дело...

Описывая жизнь в Крыму, я должна сказать, какое горячее участие принимала государыня в судьбе туберкулезных, приехавших лечиться в Крым, Санатории в Крыму были старого типа. Осмотрев их все в Ялте, государыня решила сейчас же построить на свои личные средства в их имениях санатории со всеми усовершенствованиями, что и было сделано. Часами я разъезжала по приказаниям государыни по больницам, расспрашивая больных от имени государыни о всех их нуждах. Сколько я возила денег от ее величества на уплату лечения неимущим! Если я находила какой-нибудь вопиющий случай одиноко умирающего больного, императрица сейчас же заказывала автомобиль и отправлялась со мной, лично "привозя деньги, цветы, фрукты, а главное, обаяние, которое она всегда умела внушить в таких случаях, внося с собой в комнату умирающего столько ласки и бодрости. Сколько я видела слез благодарности! Но никто об этом не знал: государыня запрещала мне говорить об этом.

Императрица соорганизовала четыре больших базара в пользу туберкулезных в 1911 - 1914 годах; они принесли массу денег. Она сама работала, рисовала и вышивала для базара и, несмотря на свое некрепкое здоровье, весь день стояла у киоска, окруженная огромной толпой народа. Полиции было приказано пропускать всех, и люди давили друг друга, чтобы получить что-нибудь из рук государыни или дотронуться до ее платья; она не уставала продавать вещи, которые буквально вырывали из ее рук Маленький Алексей Николаевич стоял возле нее на прилавке, протягивая ручки с вещами восторженной толпе. В день "белого цветка" императрица отправлялась в Ялту в шарабанчике с корзинами белых цветов; дети сопровождали ее пешком. Восторгу населения не было предела. Народ, в то время не тронутый революционной пропагандой, обожал их величества, и это никогда нельзя забыть...


Государыня любила посещать больных - она была врожденной сестрой милосердия; она вносила с собой к больным бодрость и нравственную поддержку. Раненые солдаты и офицеры часто просили ее быть около них во время тяжелых перевязок и операций, говоря, что "не так страшно", когда государыня рядом. Как она ходила за своей больной фрейлиной княжной Орбельяни! Она до последней минуты жизни княжны оставалась при ней и сама закрыла ей глаза. Желая привить знание и умение надлежащего ухода за младенцами, императрица на личные средства основала в Царском Селе школу нянь. Во главе этого учреждения стоял детский врач доктор Раухфус.

При школе находился приют для сирот на пятьдесят кроватей. Также она основала на свои средства Инвалидный дом для двухсот солдат - инвалидов Русско-японской войны. Инвалиды обучались здесь всякому ремеслу, для каковой цели при доме имелись огромные мастерские, Около Инвалидного дома, построенного в царскосельском парке, императрица устроила целую колонию из маленьких домиков в одну комнату с кухней и с огородиками для семейных инвалидов. Начальником Инвалидного дома императрица назначила графа Шуленбурга, полковника Уланского Ее Величества полка.

Кроме упомянутых мной учреждений, государыня основала в Петербурге школу народного искусства, куда приезжали девушки со всей России обучаться кустарному делу. Возвращаясь в свои села, они становились местными инструкторшами. Девушки эти работали в школе с огромным увлечением. Императрица особенно интересовалась кустарным искусством; целыми часами она с начальницей школы выбирала образцы, рисунки, координировала цвета и так далее. Одна из этих девушек преподавала моим безногим инвалидам плетение ковров. Школа была поставлена великолепно и имела огромную будущность...

Все, кто страдал, были близки ее сердцу, и она всю себя отдавала, чтобы в минуту скорби утешить человека.

К рассказу преданной подруги императрицы практически нечего добавить. Из этого рассказа, а также из множества других воспоминаний совершенно очевидно, что дети разделяли бескорыстные материнские труды, направленные на помощь людям. Так было и в мирное время, но особенно в тяжкие дни Русско-японской и Первой мировой войн. Залы Зимнего Дворца ее величество обратила в мастерские, собрала сотни знатных дам и девиц, организовала рабочую общину. Сама неутомимо работала, и все дочери брали с матери пример, усердно шили и вязали, не исключая и великую княжну Ольгу Николаевну, не любившую рукодельничать. Только одно Харбинское депо получило от Зимнего Дворца до двенадцати миллионов разных вещей.

«Августейшая семья не ограничивалась денежной помощью, но жертвовала и своими личными трудами, - свидетельствует инок Серафим (Кузнецов) в книге «Православный царь-мученик». - Сколько руками царицы и дочерей было вышито церковных воздухов, покровов и других вещей, рассылаемых военным, монастырским и бедным церквам. Мне лично приходилось видеть эти царские подарки и иметь даже у себя в далекой пустынной обители». Александра Феодоровна сама писала государю во время Первой мировой войны: «Выставка-базар действуют очень хорошо. Наши вещи раскупаются прежде, чем они появятся; каждой из нас удается ежедневно изготовить подушку и покрышку».

До петровских времен занятие рукоделием как раз и было главным делом цариц и царевен, но работа супруги и дочерей императора в качестве медицинских сестер оказалась начинанием неслыханным, вызвавшим изумление и нарекания в светском обществе. Было совершенно непонятно, зачем императрице это нужно. Ее обвиняли в лицемерии, не представляя, что лихорадочная деятельность в госпитале, по воспоминаниям очевидцев, не прекращалась с раннего утра до поздней ночи. Вставали государыня и ее старшие дочери рано, ложились иногда в два часа ночи. Когда прибывали санитарные поезда, императрица и великие княжны делали перевязки, ни на минуту не присаживаясь с 9 часов иногда до 3 часов дня. Во время тяжелых операций раненые умоляли государыню быть рядом, умирающие просили ее посидеть возле кровати, подержать им руку или голову, и она невзирая на усталость успокаивала их целыми часами.


Кроме работы в Царском Селе, Александра Феодоровна иногда с государем, а иногда одна с двумя старшими дочерьми посещала учреждения Красного Креста в западных и центральных городах России. Великим княжнам часто приходилось сопровождать государыню в поездках по России, они посещали военные госпитали, ездили в Ставку. «Великие княжны очень любили эти поездки в Могилев, - писал П. Жильяр, - всегда слишком короткие, как им казалось: это вносило небольшую перемену в их однообразную и суровую жизнь. Они пользовались там большей свободой, чем в Царском Селе.

Станция в Могилеве была очень далеко от города и стояла почти в поле. Великие княжны пользовались своими досугами, чтобы посещать окрестных крестьян и семьи железнодорожных служащих. Их простая и безыскусственная доброта побеждала все сердца, и, так как они очень любили детей, их всегда можно было видеть окруженными толпой ребятишек, которых они собирали по дороге и закармливали конфетами».

Но обыкновенно, по словам Т. Мельник-Боткиной, «во время войны и без того скромная жизнь царской семьи проходила одинаково изо дня в день за работой». Как же непохож был уклад жизни этой удивительной семьи на то, что можно было увидеть в семьях современной им знати и тех, кто за этой знатью тянулся! Мудрено ли, что так светское общество ненавидело святое семейство, жизнь которого была им немым укором и примером, следовать которому не хотели.

Образование

Поскольку время императора Николая было всецело отдано государственным делам, образованием детей заведовала Александра Феодоровна. Пьер Жильяр, вспоминая первые свои уроки с Ольгой и Татьяной, которым было тогда соответственно десять и восемь лет, так описывал отношение императрицы к учебным занятиям дочерей: «Императрица не упускает ни одного моего слова; у меня совершенно ясное чувство, что это не урок, который я даю, а экзамен, которому я подвергаюсь...

В течение следующих недель императрица регулярно присутствовала на уроках детей... Ей часто приходилось, когда ее дочери оставляли нас, обсуждать со мной приемы и методы преподавания живых языков, и я всегда поражался здравым смыслом и проницательностью ее суждений». Жильяр явно был удивлен таким отношением государыни и «сохранил совершенно отчетливое воспоминание о крайнем интересе, с каким императрица относилась к воспитанию и обучению своих детей, всецело преданная своему долгу». Он рассказывает о том, что Александра Феодоровна хотела внушить дочерям внимательность к наставникам, «требуя от них порядка, который составляет первое условие вежливости... Пока она присутствовала на моих уроках, я всегда при входе находил книги и тетради старательно расположенными на столе перед местом каждой из моих учениц. Меня никогда не заставляли ждать ни одной минуты».

Не один Жильяр свидетельствует о таком внимании государыни к учебным занятиям детей. Софи Бухсгевден также пишет: «Ей нравилось присутствовать на уроках, обсуждать с учителями направление и содержание занятий». Да и сама Александра Феодоровна рассказывала императору в письме: «Дети начали свои зимние уроки. Мария и Анастасия недовольны, но Беби все равно. Он готов еще больше учиться, так что я сказала, чтобы уроки продолжались вместо сорока пятьдесят минут, так как теперь, слава Богу, он гораздо крепче».

Некоторые противники канонизации царской семьи возмущались, как могли православные родители, имеющие возможность выбирать наставников для своих детей, назначить учителями к ним иностранцев, инославных. Вновь обратившись к воспоминаниям A. А. Танеевой, посмотрим, ошиблась ли в этом августейшая чета:
«Старшим учителем, который заведовал их образованием, был некий П. В. Петров. Он назначал к ним других наставников. Кроме него, из иностранцев были Mr. Gibbs, англичанин, и Mr. Gilliard. Первой их учительницей была госпожа Шнейдер, бывшая раньше учительницей великой княжны Елизаветы Феодоровны. Она же потом обучала русскому языку молодую государыню и так и осталась при дворе. У Трины - так ее называла государыня - был не всегда приятный характер, но она была предана царской семье и последовала за ней в Сибирь. Из всех учителей дети их величеств больше всего любили Gilliard"a (Пьера Жильяра. - М.К.), который сначала учил великих княжон французскому языку, а после стал гувернером Алексея Николаевича; он жил во дворце и пользовался полным доверием их величеств. Mr. Gibbs"a тоже очень любили; оба последовали в Сибирь и оставались с царской семьей, пока большевики их не разлучили».

Даже после отречения государя от престола и ареста всей семьи, не зная, что ожидает всех их в будущем, августейшие родители решили, что дети не должны прерывать учебу. «По мере выздоровления их высочества принялись за уроки, но так как учителей к ним не допускали, за исключением тоже арестованного Жильяра, то эти обязанности ее величество разделила между всеми. Она лично преподавала всем детям Закон Божий, его величество - Алексею Николаевичу географию и историю, великая княжна Ольга Николаевна - своим младшим сестрам и брату английский язык, Екатерина Адольфовна - арифметику и русскую грамматику, графиня Генне - историю, доктору Деревенько было поручено преподавание Алексею Николаевичу естествознания, а мой отец занимался с ним русским чтением. Они оба увлекались лирикой Лермонтова, которого Алексей Николаевич учил наизусть; кроме того, он писал переложения и сочинения по картинам, и мой отец наслаждался этими занятиями» (Т. С. Мельник-Боткина).

Развлечения

То, что царские дети никогда не сидели без дела, вовсе не значит, что они вообще не отдыхали. Детские игры государыня тоже считала делом, причем делом весьма важным: «Просто преступление - подавлять детскую радость и заставлять детей быть мрачными и важными... Их детство нужно по мере возможности наполнить радостью, светом, веселыми играми. Родителям не следует стыдиться того, что они играют и шалят вместе с детьми. Может, именно тогда они ближе к Богу, чем когда выполняют самую важную, по их мнению, работу».

Родителей, которые захотят послушаться мудрого совета императрицы Александры Феодоровны, эти слова могут предостеречь сразу от двух ошибок. Первая: у взрослых есть склонность резко ограничивать ребячьи забавы, при этом часто забывают, что дети есть дети и нельзя постоянно приносить их игру в жертву занятиям, пусть даже самым важным. Вторая ошибка: пустить ребенка на самотек, не интересуясь его занятиями в часы досуга, как, например, делают многие мамы, разрешая детям часами напролет играть в компьютерные игры. Организовать детскую игру ненавязчиво и мудро - большой талант. К счастью для себя, царские дети не знали компьютеров и у них были мудрые, любящие родители, всегда готовые разделить их забавы, а потому и отдых великих княжон и наследника всегда был веселым и здоровым.

Если бы сейчас родители сами играли с детьми или хотя бы просто вдумывались, во что играют и как развлекаются их чада, можно было бы избежать многих бед. Это не преувеличение. Что такое для ребенка игра? Акт творчества, познания, первые уроки жизни. Нормальная детская игра развивает ребенка, учит его принимать решения, быть самостоятельным. Правда, это не значит, что детские игры надо строго регламентировать. Иначе родители, испугавшись впасть в две первые ошибки, совершат третью - станут постоянно вмешиваться в игру ребенка «со своей взрослой колокольни», желая сделать ее правильной и «развивающей».

О том, что ее величество не из-за «педагогических принципов», но от сердца испытывала потребность разделять досуг детей, говорит выдержка из ее письма к старшей дочери: «И то, что любящая вас старушка мама всегда болеет, также омрачает вам жизнь, бедные дети. Мне очень жаль, что я не могу больше времени проводить с вами и читать, и шуметь, и играть вместе, но мы должны все вытерпеть». Совершенно искренний вздох!


Царь Николай, как уже было упомянуто, тоже очень любил проводить время с детьми, играя и развлекаясь с ними. «Во время дневных прогулок государь, любивший много ходить, обыкновенно обходил парк с одной из дочерей, но ему случалось также присоединяться к нам, и с его помощью мы однажды построили огромную снеговую башню, которая приняла вид внушительной крепости и занимала нас в продолжение нескольких недель» (П. Жильяр). Благодаря Николаю Александровичу его дети полюбили физические упражнения. Сам государь, по рассказу Юлии Ден, любил бывать на свежем воздухе, он был отменным стрелком, превосходным спортсменом. У него были чрезвычайно сильные руки. Излюбленным его развлечением являлась гребля. Он любил байдарку и каноэ. Когда императорская семья отдыхала в финских шхерах, государь проводил на воде целые часы.

Внешних развлечений, вроде выездов, балов, царские дети практически не знали. Они сами придумывали себе занятия, кроме игр на воздухе, прогулок и физических упражнений, - например, организовывали домашние театральные постановки. Эти маленькие пьесы всегда становились радостным событием, давали и детям и родителям душевное отдохновение даже в трагические дни их заключения. Великие княжны очень любили решать головоломки. А царевич Алексей, как любой мальчишка, собирал в карман всякие мелочи - гвозди, веревки, и так далее - самые интересные игрушки.

Большой радостью были для царских детей летние поездки в шхеры или в Крым. Во время этих небольших путешествий матросы учили детей плавать. «Но и кроме купания, в этих поездках было много радостного: катание на шлюпках, поездки на берег, на острова, где можно было возиться, собирать грибы. А сколько интересного на яхтах и судах, их сопровождавших! Гребные и парусные гонки шлюпок, фейерверк на островах, спуск флага с церемонией» (П. Савченко).

Вся семья любила животных. Кроме собак и кота, у них был осел Ванька, с которым очень любил играть цесаревич. «Ванька был бесподобное, умное и забавное животное, - вспоминает П. Жильяр. - Когда Алексею Николаевичу захотели подарить осла, долго, но безрезультатно обращались ко всем барышникам в Петербурге; тогда цирк Чинизелли согласился уступить старого осла, который по дряхлости уже не годился для представлений. И вот таким образом "Ванька" появился при дворе, вполне оценив, по-видимому, дворцовую конюшню. Он очень забавлял нас, так как знал много самых невероятных фокусов. Он с большой ловкостью выворачивал карманы в надежде найти в них сладости. Он находил особую прелесть в старых резиновых мячиках, которые небрежно жевал, закрыв один глаз, как старый янки».

Так проводили досуг четыре дочери и сын императора Николая II. Их игры и развлечения, способствуя жизнерадостности, нисколько не нарушали детской непосредственности, укрепляли дружбу детей с родителями. Эта тесная дружба способствовала единению семьи не только в радости, но и в горе, когда в заточении святое семейство явило даже враждебно относящимся к ним людям удивительный пример любви и сплочения перед лицом смертельной опасности.

Сначала Временное правительство соглашается выполнить все условия. Но уже 8 марта 1917 генерал Михаил Алексеев сообщает царю, что он «может считать себя как бы арестованным». Через некоторое время из Лондона, ранее давшего согласие на то, чтобы принять семью Романовых, приходит оповещение об отказе. 21 марта бывший император Николай II и вся его семья были официально взяты под стражу.

Немного более чем через год, 17 июля 1918 года, последняя царская семья Российской империи будет расстреляна в тесном подвале в Екатеринбурге. Романовы подвергались лишениям, все ближе и ближе приближаясь к своему мрачному финалу. Давайте посмотрим на редкие фото членов последней царской семьи России, сделанные за некоторое время до казни.

После Февральской революции 1917 года последнюю царскую семью России по решению Временного правительства отправили в сибирский город Тобольск, чтобы защитить от гнева народа. За несколько месяцев до этого царь Николай II отрекся от престола, в результате чего более трехсот лет правления династии Романовых прервались.

Романовы начали свое пятидневное путешествие в Сибирь в августе, накануне 13-го дня рождения цесаревича Алексея. К семи членам семьи присоединились 46 слуг и военный эскорт. За день до того, как добраться до пункта назначения, Романовы проплывали мимо родной деревни Распутина, чье эксцентричное влияние на политику могло внести свою мрачную лепту в их скорбный финал.

Семья прибыла в Тобольск 19 августа и начала жить в относительном комфорте на берегах реки Иртыш. В Губернаторском дворце, где их разместили, Романовых хорошо кормили, и они могли много общаться друг с другом, не отвлекаясь на государственные дела и официальные мероприятия. Дети ставили пьесы для родителей, и семья часто выбиралась в город на религиозные службы - это была единственная разрешенная им форма свободы.

Когда в конце 1917 года большевики пришли к власти, медленно, но верно началось ужесточение режима царской семьи. Романовым запретили посещать церковь и вообще покидать территорию особняка. Вскоре с их кухни исчезли кофе, сахар, сливочное масло и сливки, а солдаты, приставленные для их защиты, писали непристойные и оскорбительные слова на стенах и заборах их жилища.

Дела шли все хуже и хуже. В апреле 1918 года прибыл комиссар, некий Яковлев, с приказом перевезти бывшего царя из Тобольска. Императрица была непреклонна в своем желании сопровождать мужа, но у товарища Яковлева были и другие приказы, которые все усложнили. В это время царевич Алексей, страдающий гемофилией, из-за ушиба начал страдать параличом обеих ног, и все ожидали, что его оставят в Тобольске, а семья разделится на период войны.

Требования комиссара о переезде были непреклонны, поэтому Николай, его супруга Александра и одна из дочерей, Мария, вскоре покинули Тобольск. В конце концов они сели на поезд, чтобы проехать через Екатеринбург в Москву, где находилась штаб-квартира Красной армии. Однако комиссара Яковлева арестовали за попытку спасти царскую семью, а Романовы сошли с поезда в Екатеринбурге, в самом сердце территории, захваченной большевиками.

В Екатеринбурге к родителям присоединились и остальные дети - всех заперли в доме Ипатьева. Семью разместили на втором этаже и полностью отрезали от внешнего мира, заколотив окна и поставив у дверей стражу. Романовым разрешали выходить на свежий воздух всего на пять минут в день.

В начале июля 1918 года советские власти начали готовиться к казни царской семьи. Обычных солдат в карауле заменили представители ЧК, и Романовым разрешили последний раз сходить на богослужение. Проводивший службу священник позже признался, что никто из семьи не произнес ни слова во время службы. На 16 июля - день убийства - было заказано пять грузовиков с бочками бензидина и кислоты, чтобы быстро избавиться от тел.

Рано утром 17 июля Романовых собрали и рассказали им о наступлении Белой армии. Семья поверила, что их просто переводят в маленький освещенный подвал ради их же защиты, ведь скоро здесь будет небезопасно. Приближаясь к месту казни, последний царь России прошел мимо грузовиков, в одном из которых скоро будет лежать его тело, даже не подозревая, какая страшная судьба ждет его жену и детей.

В подвале Николаю сказали, что сейчас его казнят. Не поверив собственным ушам, он переспросил: «Что?» - сразу после чего чекист Яков Юровский застрелил царя. Еще 11 человек спустили курки, заливая подвал кровью Романовых. Алексей выжил после первого выстрела, но его добил второй выстрел Юровского. На следующий день тела членов последней царской семьи России сожгли в 19 км от Екатеринбурга, в селе Коптяки.

Российская Империя. 1914 год.

2-ое место в мире по объему ВВП (после США),
- 4-ое место в мире по общему объему промышленного производства,
- 5-ое место в мире по уровню жизни. – темпы роста промышленного производства – 1-ое место в мире.
- темпы роста национального дохода – 1-ое место в мире.
- темпы роста производительности труда – 1-ое место в мире.
- уровень концентрации производства – 1-ое место в мире.
- объем золотого запаса – 3-е место в мире.
- одна из самых твердых в мире валют – русский золотой рубль.
- крупнейший в мире экспортер нефти,
- крупнейший в мире экспортер продукции текстильной промышленности,
- один из крупнейших в мире производителей продукции цветной и черной металлургии,
- один из крупнейших в мире производителей продукции машиностроения.
- одна из крупнейших в мире стран по объему добычи угля.
- одна из самых больших в мире протяженность железных дорог. Одни из самых высоких в мире темпы строительства железных дорог.
- крупнейший в мире экспортер зерновых культур, льна, яиц, молока, масла, мяса, сахара и пр. Урожаи зерновых на 1/3 больше урожаев Аргентины, США и Канады вместе взятых.
- практически решенный земельный вопрос (80% земли в европейской России и 100% земли в Сибири было в руках крестьян на правах собственности или аренды). Повышение плодородности земли и количества урожаев, активное внедрение новых орудий труда, например, тракторов, новых видов плугов и т.д.
- самое развитое социальное законодательство в мире – к примеру, заработки русских рабочих выше заработков европейских, уступая (в мире) только заработкам американским. Закон о социальном страховании был принят прежде всех европейских государств и США.
- одни из самых низких уровней налогов среди европейских стран (ниже Великобритании, Франции, Австро-Венгрии и Германии, ниже русских налоги были только в Италии).
- самые быстрые в мире темпы демографического роста (за годы правления Николая II население увеличилось примерно на 60 млн. человек).
- быстро развивающаяся грамотность. В частности, успешно функционирующее с 1908 г. всеобщее начальное образование, в 1918 г. планировали ввести и всеобщее среднее. Самое большое количество девушек-студенток среди всех европейских стран.
- бурно развивающаяся система здравоохранения. По количеству врачей Россия находится на 2-ом месте в Европе и на 3-е в мире.
- одна из сильнейших армий в мире, которая, к тому же, быстро развивается. Лучшие в мире винтовки Мосина, одни из лучших в мире пулеметы «Максим» и одни из лучших в мире полевые орудия калибра 76 мм. Самый большой авиационный флот в мире. Лучшие в мире эсминцы и одни из лучших в мире линкоры, лучшие в мире мины и тактика минных постановок.
- самый крупный в мире речной торговый флот.
- выпуск одних из лучших в мире паровозов.
- потребление алкоголя на душу населения ниже, чем в основных европейских странах.
- нет никаких проблем с инфляцией и безработицей, поскольку и та, и та практически полностью отсутствуют.
- уровень преступность ниже, чем в США и странах Западной Европы.

Первые мысли об отъезде из Царского Села возникли у Августейших узников еще в начале марта 1917 года, но потом через графа Бенкендорфа было сообщено, что «мы останемся здесь довольно долго» (запись Императора от 11 марта) . 11 июля 1917 года вновь появляется запись в дневнике Николая II о том, что Керенский сообщил о возможном отъезде семьи на юг «ввиду близости Ц<арского> Села к неспокойной столице» . Надежду на то, что их перевезут в Крым, в Ливадию, Царская семья сохраняла почти до самого отъезда, в то время как Керенский уже изменил свое решение и обратил внимание на города Западной Сибири. Позднее он вспоминал, что идея о Тобольске пришла к нему случайно. Узнав, что город подходит к этой «миссии» по всем параметрам, Керенский принял окончательное решение. Об этом решении не должен был знать никто, это было тайной государственной важности. Но вскоре тайна была «по секрету» поведана всему Петрограду. Поползли разнообразные слухи о том, что Царя увозят из Александровского дворца то ли в Кострому, то ли в Тобольск.

Е.А. Нарышкина, вышедшая к тому моменту из заключения, уже под 16 июля, то есть примерно за две недели до отъезда, писала: «Кн. Палей мне сказала, что обычно хорошо осведомленный англичанин сообщил им вчера, будто обитатели Александровского дворца в ночь с четверга на пятницу взяты и увезены в Тобольск! Я энергически возражала, но подобные слухи доказывают, что эта идея носится в воздухе» . Среди слухов ходила версия об Ипатьевском монастыре в Костроме.

«Увозят… в один из дальних губернских городов… А мы-то так рассчитывали на долгое пребывание в Ливадии!»

Тема отъезда волновала и самих узников: «Все мы думали и говорили о предстоящей поездке; странным кажется отъезд отсюда после 4-месячного затворничества» . Они собирают вещи и всё еще надеются на отъезд в Ливадию. Дня за три им сообщили, что их увозят «не в Крым, а в один из дальних губернских городов в трех или четырех днях пути на восток! Но куда именно, не говорят, – даже комендант не знает. А мы-то так рассчитывали на долгое пребывание в Ливадии» , – пишет Государь.

31 июля, в день отъезда, своего брата посетил великий князь Михаил Александрович, но говорили они всего 10 минут и при Керенском. Процесс выезда из Царского Села занял длительное время и завершился в 5–6 часов утра.

Доехав до Тюмени, семья пересела на пароход «Русь», доставивший ее до места назначения.

С переездом в Тобольск резких изменений не произошло, но жизнь тем не менее стала иной. В первую очередь это связано с самим домом, куда поселили Царскую семью. Это был двухэтажный особняк на окраине города, прежде принадлежавший губернатору, а теперь заброшенный, пустой и абсолютно не подготовленный для жизни. Несчастное Временное правительство, только пережившее «июльский кризис», теснимое большевиками и в целом нажившее себе море проблем в социально-экономической, политической и военной сферах, было не слишком расторопно в деле переезда Царской семьи. Обустройство дома заняло около недели, в течение которой Царская семья вынуждена была проживать на борту судна «Русь». «Дом пустой, грязный, и ничего не подготовлено для того, чтобы провести в нем ночь. Снова на борту судна, до тех пор, пока не подготовят всё в нашем доме и всех остальных домах» , – запишет в дневнике Императрица. Только 13 августа появилась наконец возможность заселиться в губернаторский дом, вызывавший впечатление неуютного и пустого. «13 августа. Воскресение. <…> Многие комнаты еще не отделаны и имеют непривлекательный вид. <…> Все имеет старый заброшенный вид» , – писал Государь.

Царская семья заняла весь второй этаж дома, на первом поселились прислуга и караульные, там же располагалась столовая. Часть служащих обосновалась в соседнем доме напротив, так называемом «доме Корнилова». На обустройство жилища ушло достаточно много времени. Так, 20 сентября прибыл барон Боде, который привез из Царского ковры, шторы и др. «26 сентября. Вторник. <…> После чая разбирали вновь привезенные ковры и украсили ими наши комнаты» , – читаем в дневнике.

При морозе в 22 градуса в кабинете Государя и его дочерей было +10°С

То и дело случались различные неприятности вроде поломки канализации, разбитых из-за ветра стекол и др. В начале декабря в некоторых комнатах почти не было отопления. При морозе в 22 градуса в кабинете Государя и его дочерей было +10°С, «поэтому днем и до ночи сижу в черкеске пластунской» .

В первое время пребывания в Тобольске быт семьи был не установлен. С августа до начала сентября уроков не было, все силы Царской семьи были брошены на благоустройство дома и приусадебной территории. Во дворе поставили качели. Частым развлечением стали игры: домино, кости, «городки», «безик», зимой была сооружена ледяная горка. Единственное, что никогда не прекращалось, – это посещение Царской семьей богослужений. «Такое душевное утешение в переживаемое время!» – писал Государь 22 октября в дневнике после принятия Святых Даров. Кстати, в отличие от Царского Села, здесь им было разрешено бывать в городской церкви. Хотя посещение Благовещенского храма было одним из любимых событий семьи, но часто под предлогом мнимой опасности узникам отменяли эту «привилегию».

Вначале служба велась в одном из залов губернаторского дома. Сюда приходили монахини из Иоанновского монастыря в качестве певчих и священник из Благовещенской церкви.

Сразу по прибытии дом был освящен: «В 12-ть молебен, 4 монашки из Иоанновского монастыря пели. Игуменья дала Н. образ Св. Иоанна Максимовича» . Сначала служил священник Алексий Васильев. Николай II так отзывался о нем: «Нам всем очень нравится священник, который служит у нас; поют четыре монахини» .

«Ходили на службу в собор… благодарна за то, что была в настоящей церкви, за 6 месяцев впервые»

Первое богослужение в храме семья посетила в пятницу 8 сентября – на праздник . Посещение церкви, находящейся вне стен губернаторского дома, было, по-видимому, очень серьезным действом, потому как к нему местная власть готовилась не один день. Судя по тому, насколько велико было число охраны, расположившейся вдоль пути, по которому шла Царская семья в храм, можно предположить, что власти видели в этом немалый риск. «В 12 ходили на службу в Благов<ещенский> соб<ор> пешком, я на своем кресле, через городской сад; солдаты расставлены на всем пути, толпа там, где переходили улицу. Очень неприятно, но, однако, благодарна за то, что была в настоящей церкви, за 6 месяцев [впервые]» , – запишет Императрица. Царской семье позволяли посещать только ранние службы. «Мы присутствовали исключительно на ранних обеднях, – вспоминал учитель французского языка П. Жильяр, – почти одни в этой церкви, едва освященной несколькими восковыми свечами» .

Посещение городской церкви хоть и стало утешением для семьи Императора, но осознание своей несвободы было особенно остро здесь, в далеком губернском городе Западной Сибири. «Здесь чувство сидения взаперти гораздо сильнее, нежели было в Ц<арском> С<еле>» , – пишет Государь в дневнике от 26 августа.

По-прежнему по вечерам продолжалось чтение книг, которые теперь читали вслух не только Николай II, но и Татищев, Долгоруков, Боткин. Недалеко от дома находился заброшенный садик – «скверный огород», как его назвал Государь. На этом участке Николай II занимался заготовкой дров для дома и сделал небольшой пруд для уток. «Много были на воздухе; наполнял пруд для уток и пилил дрова для нашей ванны» . Пилка дров вскоре стала всеобщим занятием, превратившись для дочерей Императора в своеобразный спорт. После разрушения солдатами ледяной горки в начале 1918 года это стало их единственным развлечением. Александра Федоровна в это время занималась рукоделием, рисовала или писала письма.

Еще одним занятием, доставлявшим удовольствие семье Императора, было их общение с караульными солдатами. Вплоть до смены состава в начале 1918 года княжны и Император могли свободно заходить в помещение караула, разговаривать и играть с солдатами. «Великие княжны с чарующей простотой любили говорить с этими людьми, которые, как и они, чувствовали себя еще связанными с прошлым», – вспоминал П. Жильяр.

С приходом к власти большевиков условия содержания Царских узников стали меняться. В январе 1918 года их содержание сократили до 600 руб. на человека, вычитаемые из их личного состояния, из рациона убрали масло и кофе как продукты роскоши, состав караула был изменен: на смену добродушным солдатам пришли хамоватые и беспринципные «красные».

Уроки у Царских детей начались с середины сентября: «28 сентября. Четверг. С начала недели у детей пошли по утрам занятия; продолжаю уроки истории и географии с Алексеем» . Преподаваемые предметы остались теми же. 8 октября была допущена до преподавания детям К.М. Битнер: «10 октября. Вторник. <…> Приехавшая сюда два дня назад Клавдия Михайловна Битнер передала мне письмо от Ксении. Она сегодня начала заниматься с детьми, кроме Ольги, по разным предметам» . Занятия велись с 9 до 11 часов утра и продолжались после вечернего чая до 6 часов . В связи с увеличением числа уроков прогулка теперь заканчивалась в 4 часа. Расписание занятий тоже претерпело в связи с этим некоторые изменения. Александра Федоровна по-прежнему преподавала Марии, Татьяне и Алексею Закон Божий, а Татьяне – немецкий. Императрица уже не конспектирует подробно содержание всех уроков. Это связано, должно быть, с ухудшением ее здоровья.

Вообще во время этого путешествия на Восток и пребывания в Тобольске здоровье членов всей семьи заметно изменилось к худшему. В большей степени это видно по состоянию Императрицы. В дневниках, написанных в Царском, практически не встречаются жалобы Александры Федоровны на свое здоровье; ее боли в сердце, которые, очевидно, обозначаются в дневнике значком сердца, начались во время путешествия – 5 августа, затем продолжились вечером 8-го. 9 августа сердечные боли, по-видимому, начались у Марии, вследствие чего у нее поднялась температура. К переезду в дом княжна почти поправилась. Вплоть до октября Александра Федоровна не пишет о сердечных приступах. Они возобновились только в конце октября и причиняли боли три дня подряд – с 19 по 21 октября, потом прекратились. Помимо болей в сердце Императрица страдала зубной и головной болями и производной от них бессонницей. Эти болезни продолжались попеременно с конца августа по сентябрь. 17 октября приехал из Крыма дантист Кострицкий, у которого проходили лечение Государь и Государыня.

Цесаревич Алексей за описываемое время тоже болел часто. 25 августа у него обнаружился легкий бронхит с болями в ухе, 29 августа он поправился. Затем с середины октября у мальчика заболела и распухла нога, а еще через несколько дней – рука и вторая нога.

Бытовую жизнь Царской семьи в Тобольске нельзя назвать идиллической или безоблачной. В целом распорядок дня сохранился, но здесь жизнь текла медленнее и скучнее. И потому всё короче становятся дневниковые записи, чаще появляются слова: «День прошел как обычно». При этом отношения с «властями» стали хуже и контроль ужесточился. Впрочем, контроль касался только Царской семьи, на свободу приближенных Государя власти еще не посягали. Служащие могли свободно передвигаться по городу, заходить к Венценосцам в удобное время; так, часто к Наследнику приходил Коля Деревенько – сын лейб-хирурга В.Н. Деревенько. Это во многом позволяло семье узнавать, что происходит «в мире». А тем временем в Петрограде произошли события, предрешившие судьбу Царской семьи и России: 25 октября к власти пришли большевики.

Последние материалы раздела:

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....