Почему называют раб божий. Раб Божий или Сын Божий!? Опыт построения русской Теологии Освобождения Ч I

Тут тонкость перевода. Дело в том, что в патриархальных обществах, таких как иудейское, и, например, русское, периода до появления христианства и развития мощного государства, "раб" был нечто иное, чем бессловесная тягловая рабочая сила, например египетских "государственных рабов", строивших бессмысленные пирамиды. "Раб", в данном случае, это - "работник", "труженик". Часто это фактический член семьи, пусть и с иными правами. Но согласитесь, что совсем по иному звучит: "труженик Бога", тот, кто трудится ради Него на земле, и любви к Нему, и его делу. Сегодня для нас "раб Божий" прежде всего бессловесность. Для современника автора это было не так. Смысл слова изменился, и сейчас мы понимаем это слово иначе, чем то, что вкладывал в него автор, создавая текст.

Роман Хмелевский прав. Но скопирую старый свой ответ тоже:

"Раб" - это всего лишь "работник" исходно. Русские очень долго не знали рабства, как явления, когда человека считают безвольной вещью, поэтому и соответствующее негативное значение мы даем этому слову "обратным ходом", вкусив крепостничества б.Морозовой и т.п.

Например на английском вместо "раб Божий" - "слуга Божий" (the servant of God). Или смотри титул папы римского - Servus Servorum Dei.

Родство же слов "раб" и "ребенок" утверждается учеными:

Слово:раб,

Ближайшая этимология: род. п. -аґ, рабаґ, ж., рабыґня. Заимств. из цслав., ср. ст.-слав. рабъ doаloj (Остром., Зогр., Клоц., Супр. и др.; см. Вондрак, Aksl. Gr.2 346 и сл.); исконно русской является форма *робъ; см. ребеЁнок, роб

Слово:роб

Ближайшая этимология: "слуга, раб", др.-русск. робъ, также роба "служанка, рабыня", робя, род. п. робяте "дитя", см. ребеЁнок, раб.

Этимологический словарь Фасмера

И ещё ответ иудея Даниэля Алиевского:

Это очень простая ошибка. Вы пытаетесь подогнать текст Святого Писания под современные обычаи, а нужно, наоборот, стараться понять язык Библии в контексте Библии. Слово, которое переводится как "раб", это просто "эвед", от слова "авода", "работа". В том языке, на котором говорили древние евреи - и на котором написана Библия - у этого слова нет негативной коннотации, как у нас нет такой коннотации у слова "работник". Естественно, не нужно пытаться переводить Библию, заменяя "раба" на "работника" - это значительно обеднит и принизит смысл исходного текста - но нужно попытаться вникнуть в истинный смысл слов Писания. Говоря о "рабах Бога", Писание выражает максимальную степень преданности Всевышнему, полное и самоотверженное служение. Нечто абсолютно положительное, а вовсе не отрицательное.

Если брать первоисточник (а не "смешной перевод Гоблина"), там можно увидеть не только существительное "эвед", но и глагол "лаавод" в контексте служения Б-гу. Книга Шемот глава 7:

шлах эт ами ве-яавдуни бе-мидбар

То есть "отпусти народ мой, и они будут служить [Б-гу] в пустыне"
Дословно получается, что люди - не "рабы Б-жьи", а "служащие Б-гу " или в более развернутом переводе "исполняющие предписанное Б-гом "

Видео для привлечения внимания к тексту:-)

Ответить

Прокомментировать

"...нужно попытаться вникнуть в истинный смысл слов Писания. Говоря о "рабах Бога", Писание выражает максимальную степень преданности Всевышнему, полное и самоотверженное служение" - в каком месте Писания говорится о "рабах Бога"?

Этот образ употребляется в разных смыслах. "Все рабы Божии по природе, ибо и нечестивый Навуходоносор Божий раб, а вот Авраам, Давид, Павел и подобные им – рабы по любви к Богу". (Свт. Феофан Затворник)

Т.е. в широком смысле все люди рабы Бога, поскольку их природа подчинена созданным Богом законам.

А в узком смысле верующие называют себя рабами Бога, в качестве декларации своей свободы. Ведь раб был подотчетен только хозяину. Значит раб Творца свободен от всех земных господств. Прежде всего, христиане имеют ввиду свободу от страстей, тлена, смерти, которую даровал Христос.

Также о рабстве Богу говорят в контексте ступеней духовного развития. Так, по авве Дорофею, на этапе рабства человек служит Богу из страха наказания и постепенно приходит к этапу наемника, ожидающего воздаяния, после чего доростает наконец до этапа сыновства, на котором служит Богу из чистой бескорыстной любви.

Иисус по писанию пришел к детям израилевым, значит сказаное относится к детям израилевым! вы не ребенок израиля, а значит к вам это не относится! моё мнение в том, что Иисус - это образ момента понимания людьми, что то, что насаждалось Римской империей - например коррупция и тд., стало чуждо для них! но власть держится на тех, кого можно купить, ведь без них власть будет полностью принадлежать наРоду, а значит им будет трудно управлять! поэтому образ распятия Иисуса (Исы) - это как образ покорения людей христианством, хотя христианство и Иисус никогда не были единым целым, вспомните слова: храм там, где я! то есть бог внутри меня! а христианство и другие религии заставляют искать бога не в себе, а в з-Дань-иах (как сказал вчера Патриарх)

Ответить

Прокомментировать

Так рабы мы или дети Всевышнего?

В библейских источниках рабство описано было до потопа, рабовладельческая система сложилась с античных времен. И уже тогда появилось понятие «раб». Жизнь раба полностью зависела от воли его хозяина. Значит и священные писания, в которых люди называются рабами Всевышнего, отражают временной континиум гораздо позже того, как слово «раб» стало известно и употребляемо. И устраивать разного рода инсинуации по поводу понятия «раб» или другого понятия, вкладываемого в это слово, просто похоже на изворачивание и выкручивание.

С другой стороны, раз мы-дети Всевышнего, то как мы можем быть его рабами? Спросите сами у себя, вы считаете, что ваш ребенок (у кого он есть) –ваш «РАБ»?

Из уст некоторых верующих можно услышать, что мы Его(Всевышнего) рабы, потому что ОН(Всевышний) взял на себя наши грехи.

И что? За это ОН(Всевышний) может наказывать нас, своих любимых детей ПОТОПАМИ, заливать нас горящей лавой, замораживать льдами и т.п.?

А вы, своих детей за их провинности, тоже топите в корыте с водой? Жжете огнем? Отрубаете руки и ноги, или вырываете языки?

Как же нас ЛЮБЯТ!!!

Те же говорят, что это тело смертно и посредством его ОН(Всевышний) наказывает нас! А вот ДУША- бессмертна! Согласен! Пусть так! Раз ОН(Всевышний) решил нас воспитывать таким образом, т.е. через умерщвление плоти или её истязание, то ДУША, которая в нас находится, должна получать ОПЫТ и помнить, что так дурно поступать, за что было наказано тело, больше НЕЛЬЗЯ!

Но почему тогда, души наши не помнят прошлого опыта и опять наступают на те же грабли! И опять ОН(Всевышний) вынужден нас вразумлять «отрывая нам головы».

Как же нас, любимых детей своих, рабов своих, ЛЮЮЮЮБЯЯЯЯЯТ!!!

ТАК все же мы рабы или любимые дети?

Может переводчики что-то напутали? Может перевели не так? Или не то?

Хочу быть ЕГО (Моего Отца Небесного) ЛЮБИМЫМ сыном! Не могу смириться с тем, что я его «РАБ»! Хочу быть Его верным помощником, другом, наследником! Раз сын наследует все, что ему завещает Отец, то так и должно быть! Или нет?

Отец мой Небесный! Ответь мне!

Ответить

Раб Божий -
1) человек, верующий в Единого и Истинного , сознающий свою зависимость от Него как от Творца и Промыслителя, принимающий Его власть как власть Небесного Царя, стремящийся угождать Его ) ();
2) (в Ветх. Зав., мн. ч) представители ветхозаветного ();
3) (в Нов. Зав., мн. ч.) христиане ().

Рабство Богу – в широком смысле верность Божественной воле, в противоположность рабству греху.
В более узком смысле состояние добровольного подчинения своей воли Божественной ради страха наказаний, как первая из трёх ступеней веры (наряду с наемником и сыном). Святые отцы выделяют три уровня подчинения своей воли Богу – раб, подчиняющийся Ему из-за страха наказания; наемник, работающий за плату; и сын, которым руководит любовь к Отцу. Состояние сына есть наиболее совершенное. По словам св. апостола Иоанна Богослова: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви » ().

Христос не называет нас рабами: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями.. .» (). Но мы говорим о себе так, имея в виду добровольное согласование своей воли с Его благой волей, ведь мы знаем, что Господь чужд всякого зла и неправды и Его благая воля ведёт нас к блаженной вечности. То есть страх Божий для христиан — это не животный страх, а священный трепет перед Творцом.

Всякий, делающий грех, есть раб греха ().
Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете ().
Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными ().
Раб, призванный в Господе, есть свободный Господа… ()
Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. ()
«Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» ().

Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?
Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная. ()

Почтенно ли быть рабом Божиим? Сила в этом или слабость?

Вспомним и Тайную Вечерю. Господь Сам препоясался, посадил учеников Своих, подошел и стал служить им, и умыл им ноги. (). Посмотрим на положение «доброго раба» в Евангелии, унизительно ли оно? Унизительно ли быть рабом Такого Царя, рабом Божиим?

Толкование данного Евангельского отрывка:
Для такого слуги сам Господь становится слугой. Ибо сказано: «и посадит их, и, подходя, станет служить им». Господин в этой притчи – Христос Сын Божий (как Личность неимеющий начала, рожденный и рожающийся от Отца прежде всех веков, как свет рождается от света, и не может источник света быть без самого света, но если источник света вечный, то свет исходящий из него вечный, не имеет начала, но рождается вечно и непрерывно). Он, восприняв человеческую природу как бы невесту и соединив с Собой, сотворил брак, прилепившись к ней в плоть едину. Возвращается Он с небесного брака, открыто пред всеми, при кончине вселенной, когда придет с неба во славе Отца. А также возвращается невидимо и неожиданно являясь во всякую пору, при кончине (при смерти) каждого в частности. Блж Феофилакт.

«Блаженны рабы те…» Этим приточным изречением Господь хочет указать на несомненность праведного воздаяния, какое получат при открытии славного Царства Мессии все верные Его слуги: господин сам таким рабам окажет столько же внимания, сколько и они ему, так и Мессия достойно вознаградит бодрствующих Своих рабов. ).

«И если придёт во вторую стражу, и в третью стражу придёт, и найдёт их так, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придёт вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, придёт Сын Человеческий. Тогда сказал Ему Пётр: - Господи! К нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем? Господь же сказал: - Кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдёт поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его». ().

(Изъяснение понятия первой, второй, третьей «стражи» – различный возраст человека: первая – юность, вторая – мужество, а третья – старость. Итак, блажен тот, кто в каком бы то ни случилось возрасте найден будет бдящим, а не беспечным относительно добродетели).

«Если же раб тот скажет в сердце своём: «Не скоро придёт господин мой», - и начнёт бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, то придёт господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечёт его, и подвергнет его одной участи с неверными. Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут». ()

Любовь Царя Небесного к Своим рабам. Мера любви Божьей

«Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». ().

«Я - пастырь добрый. Пастырь добрый душу свою полагает за овец. Наемник, а не пастырь, тот, кому овцы не свои, видит, как волк приходит, и оставляет овец и бежит (и волк их похищает и разгоняет), потому что он наемник, и нет ему дела до овец. Я -пастырь добрый, и знаю Моих, и знают Меня Мои. Как знает Меня Отец, знаю и Я Отца; и душу Мою полагаю за овец. И другие овцы есть у Меня - не из этого двора, и тех Мне надлежит привести, и голос Мой они услышат, и будет одно стадо, один Пастырь. Потому любит Меня Отец, что Я полагаю душу Мою, чтобы снова принять ее. Никто не брал ее от Меня, но Я полагаю ее Сам. Власть имею положить ее, и власть имею снова принять ее. Эту заповедь Я получил от Отца Моего». ().

В Евангелии Христос неоднократно говорил, что Он пришел на землю не для того, чтобы «Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Евангелие от Марка, глава 10, стих 45).

Как описывается положение раба Божия в Евангелии

Чтобы даровать вечную жизнь Своим рабам, Царь наш Себя умалил (истощил), и Сам принял образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек». ()

Толкование текста: Сам Себя добровольно обхитил, - опустошил, Свое с Себя сложил, совлекшись видимой славы и величия, свойственных Божеству и Ему, яко Богу, принадлежащих. В сем отношении некоторые умалил разумеют: сокрыл славу Своего Божества. «Бог по естеству, имея равенство со Отцом, сокрыв достоинство, избрал крайнее смирение» ().

Следующие слова объясняют, как Он Себя умалил. - Зрак раба приим,- то есть приняв на Себя естество тварное. Какое же именно? Человеческое: в подобии человечестем быв. Не получило ли от сего естество человеческое какого-либо отличия? Нет. Как все люди, таков и Он был: образом обретеся якоже человек.

Образ раба принял. Кто? Тот, Кто есть во образе Божий сый, - Бог по естеству. Если Он принял, яко Бог, то и по принятии пребыл Бог, приявший зрак раба. Зрак раба - не признак, а норму раба. Слово: раба - употреблено в противоположность Божеству в словах: во образе Божии сый. Там образ Бога означает норму Божеского естества, Творческое Божество; здесь зрак раба означает норму раба - естества, работного Богу, тварного. Зрак раба приим - приняв тварное естество, которое, на какой бы степени ни стояло, всегда есть работно Богу. Из сего что следовало? То, что безначальный - начинается; вездесущий - определяется местом, вечный - проживает дни, месяцы и годы; всесовершенный - возрастает возрастом и разумом; всесодержащий и всеоживляющий - питается и содержится Другими; всеведущий - не ведает; всемогущий - связывается; источающий жизнь - умирает. И все сие проходит Он, естеством Бог сый, принятым Им на Себя естеством тварным. Свят. .

Итак, Христово самоуничижение - самое прекрасное проявление любви (). Когда Христос пришёл в грешный мир, Он не имел богатств и славы (), подвергся насмешкам, искушениям и мучениям (), переносил страдания по человеческому естеству (), во всем уподобившись человеку кроме греха (), испытал богооставленность (), был осужден как преступник, претерпел смерть и погребение (), взяв на Себя наши грехи () и восстановив человеческую природу для обновленной жизни с Богом (). Так и христиане, желая жить по Евангелию, отрекаются себя и несут крест свой с радостью (), не увлекаясь благами мира сего, привилегиями, богатством, удовольствиями.

Раб Божий – это воин Христов и усыновленный сын Бога Отца, сотелесник Христа – Бога по естеству

Человек, принимая Крещение, именуется не просто рабом, но воином Христовым. В крещении из его сердца изгоняется нечистый дух, который находился в нем от рождения до Крещения. И он вступает в победоносные ряды воинов Христовых. Бог не может быть не победителем, и воины Христа – победители, т.к. обладают бесконечной силой Несотворенного Бога.

Против кого воюет Христов воин, отвечает св. ап. Павел: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» ().

Именно против хитростей демонов, их козней советует святой Павел нам как воинам Христовым стоять бодро: «станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие». ().

Скажу больше: в Крещении человек усыновляется Богу, и дерзает называть Бога Творца всего мира своим Отцом. «Отче наш», так обращаются рабы Божии к своему Великому Царю Несотворенному Богу.
«Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Иду к Отцу Моему и Отцу вашему». ()

Что же ожидает рабов Божиих, что им уготовано?

«Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ().

«Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» ()

«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют». ().

Многие добровольно лишают себя почести звания «раба Божия», не желая очистить грязь со своей души в Крещении, Исповеди и Причастии, или отрекаясь от Христа, и исполняя свои прихоти, угождая своим страстям, они становятся рабами «простых сапожников» – мерзких, нечистых бесов, падших ангелов, именно они являются хозяевами всех нерабов Божиих.

Итак, призываю всех христиан достойно нести почетное звание раба Божия — Вседержителя всего мира, звание воина Христова, и не потерять божественное усыновление данное нам даром.
Храни всех Христос!

Раб Божий — сложности перевода

Из книги «Современный библейский перевод Теория и практика»

Верующий человек в Библии называет себя слугой/рабом Божьим. Для той культуры это было вполне обычное название, которое не содержало никаких негативных коннотаций, рабом называл себя низший при обращении к высшему, пусть даже это были царь и его приближенный. Свобода для нас - абсолютная ценность, так что в нашей современной культуре слово раб связано с бесправием и унижением, да и слово слуга не намного лучше (только, в отличие от слова раб, оно не образует устойчивого словосочетания со словом Божий). Может быть, лучше сказать служитель Божий ? Но это выражение в свою очередь связано с клерикальным подтекстом: так можно назвать некоего очень важного епископа, но не простого верующего. Идеального решения нет. В алтайском языке есть два слова: кул «раб» и j алчы «работник» (от j ал «плата»). Оба не понравились части читательской аудитории: первое звучит слишком приниженно, второе намекает на наличие платы. Было решено переводить глагольно: j алчы болуп «будучи слугой», что, по словам читателей, смягчало негативный эффект от второго слова.

На полях стоит заметить, что для людей библейской эпохи свобода просто не была базовой ценностью, как для нас. В Библии практически нигде не говорится о ней как о необъемлемой принадлежности всякого человека (такое понимание характерно скорее дли греко-римского мира), мы читаем на ее страницах не столько о свободе , сколько об освобождении или избавлении (от рабства, болезни, несчастий или даже смерти). Для сравнения: сегодня принято говорить о здоровье как основной ценности (здоровый образ жизни и проч.), тогда как в более традиционных обществах речь идет скорее о выздоровлении в случае болезни, а обычное состояние человека вовсе не воспринимается как болезненное (в отличие от современной манеры врачей называть всех своих пациентов «больными»). Это не значит, что в древности болели реже и менее тяжело (скорее как раз наоборот!), но значит, что восприятие здоровья и болезненности отличалось от современных. Точно так же и свое подчинение Богу, царю или обычному начальнику люди не воспринимали как нечто унизительное, требующее немедленного вмешательства.

Все это можно попытаться разъяснить в словаре, а еще лучше - в отдельной статье, но что делать в переводе? Вот основные варианты.

  • Использовать самое основное и традиционное обозначение: раб Божий. Велик риск неверного понимания, но сохраняется традиционный концепт.
  • Смягчить это выражение подбором иных слов: слуга/служитель Божий. Решение компромиссное, со всеми плюсами и минусами.
  • Постараться переформулировать само выражение: кто верно служил Богу. С одной стороны, такой оборот звучит гладко, но ого трудно применять последовательно, к тому же так разрушается «титульность» оригинала: например, в 1Тит. 1:1 апостол Павел с самого начала говорит о себе, что он «раб Божий» (δοῦλος θεοῦ), и это заставляет читателя сразу вспомнить о подобном именовании Моисея ().

Что значит Раб Божий?

Ра́бство Бо́гу – в широком смысле верность Божественной воле, в противоположность рабству греху.

В более узком смысле состояние добровольного подчинения своей воли Божественной ради страха наказаний, как первая из трёх ступеней веры (наряду с наемником и сыном). Святые отцы выделяют три уровня подчинения своей воли Богу – раб, подчиняющийся Ему из-за страха наказания; наемник, работающий за плату; и сын, которым руководит любовь к Отцу. Состояние сына есть наиболее совершенное. По словам св. апостола Иоанна Богослова: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1Ин. 4:18).

Христос не называет нас рабами: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями...» (Ин.15:14-15). Но мы говорим о себе так, имея в виду добровольное согласование своей воли с Его благой волей, ведь мы знаем, что Господь чужд всякого зла и неправды и Его благая воля ведёт нас к блаженной вечности. То есть страх Божий для христиан - это не животный страх, а священный трепет перед Творцом.

Все смущения этой фразой происходят от незнания Бога. Страшно быть рабом тирана, но ближе и роднее Бога у нас никого нет. Бог источник жизни, истины, любви, правды, всех добродетелей. Рабство предполагает труд, работу, а в контексте отношений с Богом – со-работничество, ведь Бог самодостаточен, ему нет необходимости в нашем труде. Разве унизительно быть в таком понимании рабом Любви, рабом Истины, рабом Милосердия, рабом Премудрости; рабом Того, кто ради Своего Творения добровольно восшел на Крест?

Дело в том, что наш разговорный язык очень отличается от языка Священного Писания, а такое понятие как «раб Божий» пришло к нам из Библии, к тому же из наиболее древней её части, которая называется «Ветхий Завет». В Ветхом Завете «раб Божий» – это титул царей и пророков Израиля. Называя себя «рабами Божиими», цари и пророки Израиля тем самым свидетельствовали, что они более никому не подвластны, они не признают над собой больше ничьей власти, кроме власти Бога – они Его рабы, у них своя особая миссия в мире. В Евангелии есть такая притча: о злых виноградарях. Там рассказывается о том, как господин насадил виноградник, призвал рабочих работать в этом винограднике, возделывать его, и каждый год он присылал к ним своих рабов, чтобы те посмотрели за работой, приняли отчетность. Этих рабов работники виноградника прогоняли, тогда он прислал к ним своего сына, сына они убили и после этого господин виноградника уже выносит свой суд. Так вот – обратите внимание – работают в винограднике не рабы, а наемные рабочие, а рабы представляют господина – это его доверенные лица, они сообщают волю господина рабочим. Этими рабами были пророки Израиля, которые сообщали волю Божию людям. Через пророков с людьми говорил сам Бог. Поэтому «раб Божий» – это очень высокий титул, который указывал на особые отношения между Богом и человеком, на особый духовный статус человека.

В Новом Завете титул «раб Божий» получил более широкое распространение, рабом Божьим стал называть себя каждый христианин, каждый крещеный человек, и многих людей, действительно, это шокирует. Но в нашем сознании, раб – это такое бесправное существо, закованное в цепи, и люди говорят – мы не хотим называть себя рабами, мы свободные граждане, да, мы верующие люди, но называть себя рабами мы не согласны! Если вдуматься, то рабом Бога в том смысле, в котором мы себе представляем рабство, быть просто невозможно, ведь рабство – это насилие над человеческой личностью, ну а Бог никого ни к чему не принуждает.

Ведь сама идея о том, что Бог может насильно кого-то подчинять – она абсурдна, потому что это будет противоречить замыслу Божьему о человеке. Ведь Бог сотворил человека совершенно свободным и человек хочет – верит в Бога, хочет – не верит в Бога, хочет – любит Бога, хочет – не любит Бога, хочет – исполняет то, что ему Бог говорит, а хочет – не исполняет то, что Бог ему говорит. Вот помните, в притче о блудном сыне – сын подходит к отцу и говорит ему: «Дай мне полагающуюся часть моего наследства, и я от тебя ухожу». И отец не препятствует, он даёт ту часть наследства, которая была положена младшему сыну и тот уходит. И вот сегодня, как и во все времена, масса людей отворачивается от Бога и уходит от него, и Бог их никак не принуждает быть с Собой, Он никак их за это не наказывает.

Он бережно относится к человеческой свободе, поэтому о каком рабстве тут вообще может идти речь? Вот кто действительно порабощает человека, так это дьявол. Человека порабощает грех и, однажды попав в орбиту притяжения зла, человеку бывает сложно выбраться из этого порочного круга. Вот мы знаем, каждый знает из своей собственной жизни – как сложно бывает преодолеть грех. И ты в нем раскаиваешься, ты приносишь покаяние, ты понимаешь, что этот грех мешает тебе жить, что он приносит тебе страдания, но вырваться вот из этих когтей дьявола у человека далеко не всегда получается. Только с помощью Божьей. Только милость Божия может вырвать человека из власти греха.

Вот я приведу пример. Конечно, пример этот крайний, но зато он всем понятный. Посмотрите на наркомана – он ведь и рад бы стать здоровым человеком, он понимает, что эта болезнь ведет его к страданию, ведет его к скорой смерти, но он ничего сделать не может! Это самый настоящий раб, скованный цепями по рукам и по ногам, не его уже воля, он исполняет волю своего хозяина, он исполняет волю своего господина, он исполняет волю дьявола. И вот в этом смысле, посмотрите, от Бога человек может уйти легко, когда он хочет и Бог ему не препятствует, а вот вырваться от дьявола бывает очень-очень сложно!

Конечно, титул «раб Божий» – он используется только в сакраментальной жизни Церкви, в таком простом человеческом общении мы друг друга не называем рабами Божьими. Допустим, на службе я не говорю своему алтарнику: «Раб Божий Владимир, дай мне кадило», я его называю просто по имени. А вот когда совершаются церковные Таинства, то тогда мы добавляем вот этот титул «раб Божий». Например, «крещается раб Божий такой то», «причащается раб Божий такой то». Или молитва о здравии, или за упокой – тоже перед именем добавляется титул «раб Божий». И в данном случае – раб Божий – есть свидетельство веры этого человека в Господа Иисуса Христа и его намерения исполнять то, что Бог велит, потому что без веры человека и без его намерения следовать тому, что ему говорит Господь, любое Таинство будет профанировано.

Но вот, что еще важно понимать – раб Божий – не отражает сущность наших отношений с Богом, ведь через Боговоплощение Бог стал человеком, Он стал одним из нас, Он называл нас своими братьями, более того Он говорит: «Я не называю вас уже рабами, Я называю вас своими друзьями». Христос научил нас обращаться к Богу как к Отцу – «Отче наш», «Отец наш» – говорим мы в молитве. И между членами семьи есть обязательство друг к другу и, будучи детьми Божьими, мы свою любовь к своему Небесному Отцу проявляем тем, что служим Ему, исполняя Его заповеди. Как об этом сказал Сам Господь: «Если вы Меня любите, то вы будете соблюдать заповеди Мои!» Раб Божий, значит, служитель Божий. И поскольку в Новом Завете Бог открыл себя как Любовь, как Истина, как Свобода, то человек, дерзающий называть себя «рабом Божиим», должен понимать, что это обязывает быть его не служителем дьявола, не рабом греха, а служителем любви, истины и свободы.

Почему христиане называют себя рабами Бога? Ведь Бог дал людям свободу воли.

Отвечает священник Афанасий Гумеров:

Бог даровал людям свободу воли и ни у кого ее не отнимает. Иначе не было бы делающих зло и погибающих, потому что Господь всем желает спасения и всех призыват к святости: «Освящайте себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят» (Лев. 20: 7). Люди, исполняющие эту заповель и верующие в Своего Всеблагого Творца, становятся рабами (т.е. работниками) Божиими и творят Его всесовершенную волю. По слову апостола, обращенному к своим чадам: «мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение» (1 Кор.3: 9). Только на этом пути человек обретает подлинную, а не иллюзорную, свободу от власти над ним тления, диавола и ада: «познаете истину, и истина сделает вас свободнми» (Ин. 8: 32).

Человек, который не хочет жить по воле своего Творца, не желает быть рабом Божиим, отпадает от Источника Жизни и неизбежно становиться рабом греха, страстей, а через них и темных сил, враждующих против Бога. «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» (Рим. 6: 16). Третьего не дано. «Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная. Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.6:20-23). Христианин, вверивший себя в руки Господа, получает от Него (по мере духовного совершенства) великие дарования. «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Ин. 15: 7). Это доказано опытом святых.

Владислав, Омск

Почему мы «рабы Божьи», а не Его дети?

В других странах, где присутствует православная вера, людей называют «дитя Божье», но только в России называют «раб Божий». Почему это так?

Доброго! Прочитав Ваш вопрос и «побегав» по интернету, обратился к знакомым, которые бывают в других государствах, называющих себя православными. Получилось из обзора и опроса, что название «дитя Божие» за рубежом не является повсеместным, скорее всего это традиция конкретного прихода или общины.

Вспоминая слова Христа:

Отныне не зову вас рабами, ибо раб не ведает, что делает господин его, но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин.15:15),

но при этом ранее:

Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви (Ин.15:10).

Можно вспомнить 1 Кор. 7:20-21: «...раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов ».

У Свт. Василия Великого и у других отцов Церкви есть мысль, что человек, воцерковляясь, т.е. приближаясь ко Христу, по «сути», а не «по названию», проходит три стадии:

  • Первая — это «раб». Рабом движет страх, он боится наказания. Раб Божий просит помощи у Владыки, чтобы избежать греха, обрести страх гнева Божия — для него это единственный способ перестать грешить. Это честная позиция, без лукавства и самообмана — ты просто признаешь, что ты раб своих страстей, по сути, ты раб у сатаны. Апостол Павел говорит: «Кто кому работает, тот тому и раб » (Рим. 6:16)
  • Вторая стадия — это «наемник», им движет желание получить награду за свои труды и духовные подвиги, воздержание, поклоны и др. Наверное, можно сказать, что при прекращении очевидных грехов, т.е. «преступлений Закона», появившаяся надежда на наследование Царства — это основная движущая сила на этом этапе.
  • И, наконец, последнее и, наверное, самое трудно достигаемое состояние — это Сыновство, когда человек отказался от своих страстей и предает себя на Волю Отца Небесного, истинное состояние, к которому человек и предназначен. Человеком движет Любовь ко Отцу, созданному Им Миру, всему, о чем Он имеет попечение. Желание помочь всякой твари Божией, боязнь огорчить любимого Отца — в этом и есть совершенство страха Божия, а не в нежелании «сковородок и кипящего масла».

Можно, краем глаза посмотреть на арабских принцев, ну или на наших «мажоров». «Нам все можно — наши родители решат все вопросы »!.. Данный нам дар «Чадом Божиим быти » (Ин. 1:12) есть и величайшая ответственность, необходимо и внутренне соответствовать званию. Мы можем быть усыновлены Богом через Христа, крещением. Спасение — это процесс, путь всей нашей жизни, а не единомоментное событие. Каждой минутой своей жизни мы можем осуществлять свое сыновство Богу (1 Ин. 3:1-10) или показывать, что мы «дети диавола » (см. Ин. 8:44). Выбор исключительно за нами. Раб Божий печется о своем Господине, не думая, как угодить еще кому-то. Получается ли у нас так? Может быть, все же не всегда? Наверное, каждый, вспомнив даже один день своей жизни, найдет что-нибудь неправильное. Называть-то мы можем себя по-разному, но есть опасность уже здесь ощущать себя «чадом» Божиим, в то время когда все остальные — «рабы». Но, пока не присмотришься к духовному качеству своей каждодневной жизни, совершенно согласен с Вами, «дитя Божие» — это именно я. Когда же приглядишься к себе — то нет...

Как себя называть, по-моему, дело не первостепенное. Важно ощущение ДАРА, который просто ДАР, а не наша заслуга. Вспоминается притча о блудном сыне, ушедшем, промотавшим наследство, но осознавшим свой грех и желавшим быть в наемниках у отца своего. Всемилостивый Господь нас примет, но хорошо бы, чтобы после всех наших «путешествий», даже «исправившись», мы помнили слова Христа:

Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10).

Дай Господи нам всем разума духовного, смирения и христианской любви к ближним и дальним!

Последние материалы раздела:

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....

Что ли Что ли знаки препинания
Что ли Что ли знаки препинания

В пунктуации русского языка существует немало правил, с которыми непросто разобраться. Ведь знаки препинания не только определяют границы фраз и...