Наречия в которых не пишется мягкий знак. Урок Правописание наречий

Конспект урока

по русскому языку

в 5 классе

разработан в соответствии

с требованиями ФГОС

с использованием современных образовательных

технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационная технология)

Разработала

Поважнюк С.А., учитель

русского языка

и литературы

"Школа-гимназия №3"

города Армянска.

Армянск

2016

Цель урока: познакомить учащихся с орфограммой "Мягкий знак после шипящих на конце наречий".

Задачи:

обучающие:

формировать навык написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.

формирование способности различать данную орфограмму в наречиях и других самостоятельных частях речи.

формировать у учащихся навыки и умения самостоятельной работы.

активировать словарный запас учащихся.

развивающие:

развивать умение логически излагать свои мысли, используя литературный язык.

развивать умения аргументировать, доказывать, выделять главное, сравнивать, обобщать.

воспитательные:

воспитание и развитие личностных компетенций учащихся;

формирование коммуникативных умений и навыков учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

Развивать навыки владения основными орфографическими, лексическими, грамматическими нормами русского языка;

Умение на практике применять теоретические знания.

Личностные: обогащать объем словарного запаса и усваивать грамматические средства для свободного выражения мысли, а также развивать способность к самооценке.

Метапредметные результаты :

регулятивные УУД : целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД:

Принимать участие в работе парами;

Формулировать собственное мнение и позицию;

Формировать умение грамотно строить устное монологическое высказывание.

Тип занятия: изучение нового материала.

Используемые методы: с ловесные; наглядно-иллюстративные; ИКТ; элементы проблемного обучения; учебный и творческий практикум, сопоставительный анализ.

Средства обучения: мультимедийные средства, раздаточный материал, учебник «Русский язык. 5 клас с ». Часть 2. Авторы: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын. (М.: Просвещение, 2014);

Ход урока

1 . Организационный момент. Эмоциональный настрой

Начинаем наш урок!

Очень хочется, чтоб впрок

Он пошел вам, и тогда

Будем грамотны всегда!

Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня активно поработаем, совместной работой порадуем себя и наших гостей.

2. Актуализация знаний.

Сегодня у нас необычный урок, потому что мы отправляемся в экспедицию. Что обозначает это слово? Кто мне подскажет? (ответы учащихся).

Точное лексическое значение этого слова мы можем узнать по словарю.

- Скажите, а в каком словаре подаётся лексическое значение слова?

- С толковым словарём русского языка С.И.Ожегова работала... (имя ученицы).

В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова подаётся такое объяснение:

Экспедиция - это поход, поездка отряда со специальным заданием.

- Итак, отряд - это мы все, кто находится в нашем классе.

Наше задание - подробнее разобраться в русском правописании и, по возможности, сделать интересные открытия.

Участники экспедиции должны знать о предмете поиска , а подскажет нам его герой книги Н.Носова Незнайка . Он тоже хочет с нами отправится в экспедицию, поэтому приготовил нам задание.

- Внимательно послушайте и определите о какой части речи будет повествоваться.

Инсценизация.

Незнайка : - Я невзлюбил эту часть речи еще задолго до того, как узнал о ней. Всю жизнь она меня преследует: «Стой прямо, сиди ровно, говори правильно по-русски, пиши красиво, считай верно, делай всё аккуратно и на совесть, поступай по-товарищески», - только и слышу я ежечасно. Всё это непросто выполнить. А кому понравится слышать о том, что тебя видят насквозь?

А мне приятнее носиться вскачь, лежать горизонтально и тихо-тихо (достаёт пульт) щелкать пультом телевизора и листать каналы телеэкрана, которых видимо-невидимо. (М.Н.Енина)

- Что же это за часть речи, от которой нет покоя? ( Наречие).

- Как вы определили? (вопросы, слова, которые указывают на признак действия)

- Какие словосочетания с наречиями запомнили? (стой прямо, сиди ровно, говори правильно, носиться вскачь, лежать горизонтально )

- Итак, предмет поиска - наречие. ( СЛАЙД 1)

- Ребята, возьмём с собой Незнайку?

3. Мотивация учебной деятельности.

Очень часто в экспедиции возникают трудности, и участники похода должны научиться их с честью преодолевать. Вот и у нас первое испытание.

Решить лингвистическую задачу. ( СЛАЙД 2)

1. Привлеч(?) товарища;

2. Долго помниш(?);

3. Лесная глуш(?);

4. Пахуч(?) весной;

5. Открыты настеж(?).

- Написание слова в каком из словосочетаний вы не можете объяснить?

- Какова тема нашего урока?

4. Постановка задач.

Попробуйте сформулировать тему урока (обучающие формулируют тему урока). (СЛАЙД 3)

Тема урока: Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Откройте тетради, запишите число, тему урока.

Какую проблему мы будем с вами исследовать? (обучающиеся формулируют задачи урока: различать данную орфограмму в наречиях и других самостоятельных частях речи; выработать навык написания мягкого знака на конце наречий; совершенствовать орфографические навыки; расширять словарный запас и развивать речь).

5. Работа над новым материалом .

- Экспедиции снаряжаются, чтобы сделать новые открытия. Мы тоже можем совершить открытие для себя, если, конечно, постараемся. Думаю, без труда справимся с новым заданием: мы будем исследовать орфограмму.

Наблюдение над материалом, побуждающий к открытию новых знаний.

На доске появляется запись: (СЛАЙД 4)

ПОДУМАЙ

настежь уж

на о тмашь замуж

навзничь невтерпёж

сплошь

вскачь

Какой частью речи являются эти слова? (это наречия).

Докажите, что это наречия? (неизменяемая часть речи, отвечает на вопрос как? обозначает признак действия...)

После каких шипящих написан мягкий знак? (это ч, ж, ш )

У скольких слов мягкого знака нет? (у трёх)

После какой буквы в словах уж, замуж, невтерпёж нет мягкого знака? (после буквы ж ).

Как называются слова, которые не подчиняются правилу ? (слова - исключения.)

ВЫВОД: - Итак, ребята, наша экспедиция только что провела лингвистическое исследование какой орфограммы?

(Мягкий знак после шипящих в конце наречий).

- Кто из вас постарается сформулировать правило о написании мягкого знака после шипящих у наречий? (Во всех наречиях после шипящего пишется мягкий знак. Исключение составляют только три наречия: уж, замуж, невтерпёж ).

Чтобы убедиться в правильности сделанного вывода прочитаем правило в учебнике на стр. 71. Может быть что-то не сказали. Проверим.

(Дети открывают учебники и один из уч-ся читает правило вслух).

ВЫВОД: наше исследование закрепим рифмовкой. (СЛАЙД 5)

Вставьте необходимые ключевые слова из правила и запишите вывод:

«Во всех наречиях ты … найдешь, кроме … слов: … , … , …».

Ключевые слова: мягкий знак, трёх, уж, замуж, невтерпеж.

(СЛАЙД 6)

Правила написания наречий запомнить легко:

Во всех наречиях ты мягкий знак найдёшь, кроме трёх слов: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ.

Запишите эту рифмовку себе в тетрадь.

6. Закрепление изученной орфограммы.

Орфограмму " Мягкий знак после шипящих в конце наречий" мы исследовали. А теперь (для полного исследования) нам надо усовершенствовать орфографические навыки на изученное правило.

Задание 1. Выполнить упражнение 418, стр.71. Читаем задание. Выполняем 1 предложение как образец, следующие по вариантам:

У доски работают 3 уч-ся (записывают В-1: 4,5 В-2: 6 предложения, обосновывают орфограмму).

ВЫВОД: все ли наречия записали с мягким знаком? В каком предложении наречие записали без мягкого знака? (6 предл.) Почему? (исключение). Во всех наречиях пишем после шипящих "ь", кроме исключения. Синтаксическая роль наречия в предложении... обстоятельство.

- Ребята, как вы думаете, почему уж, замуж, невтерпёж пишутся без мягкого знака? ( варианты ответов учащихся).

Среди участников экспедиции находятся языковеды , которые и объяснят эти исключения. (Опережающее домашнее задание).

Ученица 1: объяснить исключения замуж, невтерпёж можно следующим образом: эти наречия произошли от существительных муж и терпёж , которые относятся ко второму склонению и пишутся без мягкого знака.

Ученица 2: интересен другой факт: наречие настежь образовано от предлога на и существительного второго склонения стеж (устаревшее), которое обозначает «крюк, столб», однако это слово не стало исключением и пишется в современном русском языке с мягким знаком.

ВЫВОД: - Благодарим языковедов за историческую справку. Теперь мы не только знаем, как пишутся эти слова, но можем обосновать их написание.

Но иногда мы допускаем ошибки в произношении наречий, чтобы этого избежать предлагаю орфоэпическую разминку.

(Словосочетания записаны на доске.)

Задание 2 . Орфоэпическая разминка.

Прочитайте правильно, поставив ударение в наречиях:

пиши крас и вее, сядь уд о бнее, вытри д о чиста, взглянуть м е льк о м. ( м е льк о м - допускается 2 варианта, но 1-й - более правильный ).

ВЫВОД: надеюсь в дальнейшем вы будете следить за своей речью и речью одноклассников, чтобы не допустить нарушений в произношении.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (проверка на внимание и знание материала)

Сейчас я буду называть слова с шипящими на конце. Если мягкий знак есть в слове, то встают девочки , если его нет - мальчики . Приготовились.

Встаешь (д), малыш, ночь (д), замуж, играешь (д), много туч, печь (д), нож, навзничь(д), гонишь(д), уж, хорош, вскачь (д), горяч.

Физкультминутка дала возможность проверить вас на внимание и знание материала. Усовершенствовать орфографические навыки на изученное правило мы будем и дома. Откройте дневники запишите домашнее задание: (запись на доске) стр.71, выучить правило; письменное задание по выбору учащихся: упр. 419 (объясняю); составить лингвистическую сказку "Мягкий знак в словах после шипящих "

Продолжаем работу экспедиции: совершенствовать орфографические навыки. Мягкий знак очень капризный житель страны Грамматика. Вот и сегодня он убежал от некоторых частей речи и спрятался в других словах. Помогите найти беглеца.

Задание 3 . «Отыщите беглеца!».

Выписать слова с мягким знаком .

- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте, верно ли выполнено задание. Не допущены ли ошибки в правописании? Выставьте отметки. Исправления и выставление отметок делайте карандашом.

Правильные ответы на доске : беречь, прочь, на о тмашь, вскачь, навзничь, сплошь - 6слов. Обратить внимание на ударение в слове «на о тмашь».

Критерии оценивания записаны на листах раздаточного материала по теме: "Мягкий знак после шипящих на конце наречий" .

"5" - 0;

"4" - 1 ;

"3" 2-3;

"2" - 4 и больше.

ВЫВОД: Подымите руку, кто не сделал ни одной ошибки. Молодцы! Поставьте на полях карандашом «5» . Кто допустил 1 ошибку? Поставьте на полях карандашом «4». Я надеюсь, что в следующий раз ошибок не будет вовсе.

Итак, ребята, правильно выполненная работа подводит нас к тому, что мягкий знак после шипящих пишем в глаголах и наречиях, кроме уж, замуж, невтерпёж.

Как и любое исследование - утомительно. Предлагаю послушать музыку. Непросто музыку, а музыку... ВЕСНЫ. Слышали?!

Учащиеся слушают МУЗЫКУ ВЕСНЫ - релаксация.

- Какое настроение навеяла музыка? С каким праздником она ассоциируется? (праздником весны - 8 Марта, день, когда мы поздравляем своих милых, дорогих и любимых женщин).

Задание 4. Творческая работа.

Предлагаю ребятам составить несколько предложений, которые могут быть включены в текст поздравления с праздником 8 Марта.

Используйте словосочетания с наречиями:

искренне желаю, сердечно поздравляю, живи счастливо, сияет ярко, удивительно красиво. (дети могут вводить свои словосочетания с наречиями).

(Можно показать открытку с 8 Марта для развития творческого воображения).

Прослушать несколько работ, обратить внимание на правильность выполнения задания.

ВЫВОД: Молодцы, я надеюсь, что наш урок не прошёл впрок. В предложениях вы использовали наречия, которые играют немаловажную роль в поздравлении, делая его образнее, поэтичнее. Я надеюсь, что ваши искренние поздравления мамам, бабушкам подарят им поистине праздничное весеннее настроение.

- Ребята, нам осталось провести итоговое исследование, которое поможет сформулировать орфограмму " Мягкий знак после шипящих в разных частях речи".

Задание 5. Определить в каких частях речи пишем мягкий знак после шипящих, а в каких нет. Обоснуйте свой ответ.

Доч.., ноч.., навзнич.., мяч.., туч.., горяч.. , свеж..

береч.., вскач.., пишеш.. .

Работа в группах.

1-я группа: выписать слова-существительные, объяснить орфограммы

( дочь, ночь, мяч, туч)

2-я группа: выписать слова- прилагательные, объяснить орфограммы

(хорош, скрипуч, горяч, свеж)

3-я группа: выписать глаголы и наречия, объяснить орфограммы

(беречь, пишешь, навзничь, вскачь).
Капитаны выходят к доске и делают выводы (по какому принципу выписывали слова) :

1-я группа: Вывод: дочь, ночь, мяч, туч;

женский род, единственное число, 3-е склонение - пишем мягкий знак;

мужской род; множественное число - мягкий знак не пишем.

2-я группа : Вывод: хорош, скрипуч, горяч, свеж;

в кратких именах прилагательных мягкий знак не пишем никогда.

3-я группа : Вывод: беречь, пишешь, навзничь, вскачь;

неопределенная форма: беречь; пишешь - 2-е лицо, единственное число; во всех наречиях ты мягкий знак найдёшь, кроме трёх слов: уж, замуж, невтерпёж.

Группы оценивают друг друга: 2группа оценивает 1 группу, 3группа. - 2 гр., 1группа - 3 гр.

ВЫВОД: Итак, ребята, какую орфограмму вы исследовали? ("Мягкий знак после шипящих в разных частях речи"). Мы подвели итог в написании мягкого знака в существительных, кратких прилагательных, глаголах и наречиях.

7. Рефлексия.

Наша экспедиция отлично справилась с орфографическими открытиями и возвращается домой. Но поставим точку в нашей экспедиции только тогда, когда запишем свои исследования в Книгу открытий.

На партах есть листы "Исследования в написании наречия" . Запишите, какие открытия для себя сделали вовремя экспедиции.

- Итак, ребята, вовремя экспедиции вы достигли поставленной цели?

Где эти знания вам могут пригодиться?

Активным ли был Незнайка в экспедиции? Как бы вы его оценили?

Незнайка, тебе понравилась работа исследователей? Кого бы назвал более активным и оценил на отлично?

Отметки за урок.

Учитель: класс сегодня работал:

ОТЛИЧНО

ПРЕКРАСНО

ЗАМЕЧАТЕЛЬНО.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Практические задания.

1. Упражнение 418, стр.71. Читаем задание. Выполняем 1 предложение как образец, следующие (4,5,6 предложения) - по вариантам:

В-1: 4-5 предложение, определить синтаксическую роль наречия.

В-2: 4-6 предложение, определить синтаксическую роль наречия.

2. Орфоэпическая разминка. Поставить ударение в словах.

Пиши красивее, сядь удобнее, вытри дочиста, взглянуть мельком.

3. «Отыщите беглеца!»

Задание. Выписать слова с мягким знаком .

Грош?, береч?, проч?, наотмаш?, вскач?, скрипач? , тысяч?, навзнич?, сплош?

Критерии оценивания:

"5" - 0;

"4" - 1 ;

"3" 2-3;

"2" - 4 и больше.

4. Составь несколько предложений, которые могут быть включены в текст поздравления с праздником 8 Марта. Используйте словосочетания с наречиями.

Искренне желаю, сердечно поздравляю, живи счастливо, сияет ярко, удивительно красиво.

5. Работа в группах. Провести итоговое исследование: в каких частях речи пишем мягкий знак после шипящих, обоснуйте свой ответ.

Доч.., ноч.., навзнич.., мяч.., туч. хорош.., сплош.., скрипуч.., горяч.. , свеж..

береч.., стереч.., вскач.., пишеш.., читаеш..

1-я группа: выписать слова-существительные, объяснить орфограммы.

2-я группа: выписать слова- прилагательные, объяснить орфограммы.

3-я группа: выписать глаголы и наречия, объяснить орфограммы.

6. Подберите к наречиям, которые заканчиваются на шипящий, глаголы; составьте словосочетания:

В-1: вскачь, невтерпёж.

В-2: замуж, на о тмашь.

Фамилия ______________ имя ____________

Исследования в написании наречия.

Допишите предложения.

1. В наречиях мягкий знак пишем...

2. Мягкий знак не пишем в таких наречиях: ... ... ...

3. Чаще всего наречия зависят от...

4.В предложении обычно наречие выступает...

5. Свою работу я оцениваю на... , потому что...

Мягкий знак на конце наречий всегда пишется после шипящих ч и ш .

После ж мягкий знак не пишется. Исключение: настежь .

Например: (уйти) прочь ; (ударить) наотмашь ; (выйти) замуж ; (открыть окно) настежь (искл.).

Таблица. Наречия, оканчивающиеся на шипящую

Повторение. Мягкий знак после шипящих на конце разных частей речи

Глагол

На конце глаголов после шипящих всегда пишется мягкий знак. Это касается всех глагольных форм:

Глаголов во 2-м лице единственного числа настоящего времени: читаешь , смотришь ;

Глаголов в повелительном наклонении: режь , ешь , мажь ;

Глаголов в неопределённой форме: жечь , печь , стеречь .

Имя прилагательное

Прилагательные в краткой форме, оканчивающиеся на шипящие, никогда не имеют мягкого знака на конце. Например: могуч , свеж , хорош .

Имя существительное

Мягкий знак на конце существительных после шипящих пишется только в словах женского рода 3-го склонения. Например: дочь , ложь , вещь .

Все остальные существительные, оканчивающиеся на шипящие, пишутся без мягкого знака:

Существительные мужского рода 2-го склонения в именительном падеже.

Например: камыш, товарищ, ландыш;

Существительные женского рода 1-го склонения во множественном числе в родительном падеже: (много) груш, туч, луж .

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
  1. Дидактические материалы. Раздел «Наречие» ().
  2. Наречие как часть речи ().
  3. Наречие как часть речи ().
  4. Части речи в русском языке ().
  5. Культура письменной речи. Наречие ().

Домашнее задание

Упражнение № 265. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. Определите, к какой части речи (в какой форме) относятся слова; вставьте, где это необходимо, мягкий знак.

1. Линюч.., горяч.., свеж.., пахуч.., хорош...

2. Дач.., задач.., туч.., рощ...

3. Назнач.., умнож.., намаж...

4. Стрич.., печ.., жечь, убереч...

5. Муж.., пейзаж.., камыш...

6. Мелоч.., тиш.., глуш...

7. Едеш.., спиш.., молчиш...

8. Вскач.., настеж.., замуж.., невтерпеж...

Задание № 2. Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.

1. Настеж... ворота тяжелые (Бл.). 2. Уж... сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только все не впрок (Крыл.). 3. Ты напроч... уходишь, чужая (Нар.). 4. Под гору вскач..., а как на гору - хоть плачь (Посл.). 5. Офицер ударил Остапа наотмаш... хлыстом поперек лица (Пауст.). 6. До горизонта, до самого края, сизая, серо-зеленая, сплош... ходит, крутыми валами играя, июньская рожь (В. Бок.). 7. Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лег, играя, навзнич... на песок (Л.). 8. Мы шли дорогой, сплош... покрытой бурыми прошлогодними листьями (Купр.). 9. Как ни часто приходилось молодице невтерпеж..., под косой трава валилась, под серпом горела рожь (Н.).

Мягкий знак на конце наречий всегда пишется после шипящих ч и ш .

После ж мягкий знак не пишется. Исключение: настежь .

Например: (уйти) прочь ; (ударить) наотмашь ; (выйти) замуж ; (открыть окно) настежь (искл.).

Таблица. Наречия, оканчивающиеся на шипящую

Повторение. Мягкий знак после шипящих на конце разных частей речи

Глагол

На конце глаголов после шипящих всегда пишется мягкий знак. Это касается всех глагольных форм:

Глаголов во 2-м лице единственного числа настоящего времени: читаешь , смотришь ;

Глаголов в повелительном наклонении: режь , ешь , мажь ;

Глаголов в неопределённой форме: жечь , печь , стеречь .

Имя прилагательное

Прилагательные в краткой форме, оканчивающиеся на шипящие, никогда не имеют мягкого знака на конце. Например: могуч , свеж , хорош .

Имя существительное

Мягкий знак на конце существительных после шипящих пишется только в словах женского рода 3-го склонения. Например: дочь , ложь , вещь .

Все остальные существительные, оканчивающиеся на шипящие, пишутся без мягкого знака:

Существительные мужского рода 2-го склонения в именительном падеже.

Например: камыш, товарищ, ландыш;

Существительные женского рода 1-го склонения во множественном числе в родительном падеже: (много) груш, туч, луж .

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
  1. Дидактические материалы. Раздел «Наречие» ().
  2. Наречие как часть речи ().
  3. Наречие как часть речи ().
  4. Части речи в русском языке ().
  5. Культура письменной речи. Наречие ().

Домашнее задание

Упражнение № 265. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. Определите, к какой части речи (в какой форме) относятся слова; вставьте, где это необходимо, мягкий знак.

1. Линюч.., горяч.., свеж.., пахуч.., хорош...

2. Дач.., задач.., туч.., рощ...

3. Назнач.., умнож.., намаж...

4. Стрич.., печ.., жечь, убереч...

5. Муж.., пейзаж.., камыш...

6. Мелоч.., тиш.., глуш...

7. Едеш.., спиш.., молчиш...

8. Вскач.., настеж.., замуж.., невтерпеж...

Задание № 2. Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.

1. Настеж... ворота тяжелые (Бл.). 2. Уж... сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только все не впрок (Крыл.). 3. Ты напроч... уходишь, чужая (Нар.). 4. Под гору вскач..., а как на гору - хоть плачь (Посл.). 5. Офицер ударил Остапа наотмаш... хлыстом поперек лица (Пауст.). 6. До горизонта, до самого края, сизая, серо-зеленая, сплош... ходит, крутыми валами играя, июньская рожь (В. Бок.). 7. Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лег, играя, навзнич... на песок (Л.). 8. Мы шли дорогой, сплош... покрытой бурыми прошлогодними листьями (Купр.). 9. Как ни часто приходилось молодице невтерпеж..., под косой трава валилась, под серпом горела рожь (Н.).

Конспект урока.

Маркеловой Анны.

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

7А класс.

Тип урока – объяснение .

Цели урока :

Образовательные : 1) словарный диктант по теме «Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных»;

2)формирование навыка правописания Ь после шипящих на конце наречий;

3) повторение орфограмм № .

Развивающая : 1) Развитие внимания, мышления, памяти, монологической речи.

Воспитывающая: 1) Формирование мотивированности на активное

усвоение учебного материала.

План: 1) Организационный момент – 1 минута;

2) словарный диктант – 5 минут;

3) опрос – 5 минут;

4)объяснение нового материала – 5 минут;

5) закрепление нового материала – 20 минут

6) итог – 5 минут;

7) домашнее задание – 4 минуты.

1. – Здравствуйте, ребята. Кто сегодня отсутствует?

2. – На прошлом занятии я задавала вам выучить наречия, написание которых не регулируется правилом. Сейчас проверим, насколько хорошо вы выполнили это задание. Доставайте листочки, подписывайте их.

Мало-помалу, еле-еле, до упаду, вовсю, вначале, насквозь, по двое, получше, в упор, с разбегу, с глазу на глаз, всмятку, исподтишка, точь-в-точь, на миг, по-дружески, напротив, вдвое, сгоряча, вничью, поочерёдно, чересчур, вплотную, вдребезги, зачастую, всласть, на ура, в открытую, под уздцы, вприкуску, вмиг.

3. – Мы постепенно подходим к концу изучения такой сложной и относительно молодой части речи, как наречие. Поэтому нам необходимо вспомнить всё, что мы о ней уже знаем (спрашиваю правила).

4. – Запишите число, классная работа, новую тему «Мягкий знак после шипящих на конце наречий». На странице 122 стихотворение Я. Козловского «Исключение из правил». Запишите его в свои тетрадки. Итак, какие 3 исключения нам предстоит запомнить?

- Уж, замуж, невтерпёж.

А само правило, как будет звучать исходя из стихотворения?

- На конце наречий после шипящих всегда пишем Ь.

Сравним наше правило с правилом в учебнике. «После ж Ь пишется только в слове настежь» - какой из этого можно сделать вывод, очень полезный для нашего правописания?

- Только 4 наречия пишутся с буквой ж на конце, остальные с буквой ш .

5. - Теперь, чтобы запомнить это простое правило и научиться применять его на практике, выполним 263 упражнение у доски. По заданию необходимо составить с выделенными словосочетаниями простые предложения с однородными членами.

Всадники мчатся вскачь и на лету делают трюки. (Повеств., невоскл., двусоставное, распростр., осложнено однородными сказуемыми)

Трюк - эффектный искусный маневр или технический приём, как правило, опасный или невыполнимый для неподготовленного человека.

Поля, дороги были сплошь усыпаны перезревшим зерном. (Повеств., невоскл., двусоставное, распростр., осложнено однородными подлежащими ).

Поделите свой листочек напополам: слева напишите предложение

Уж замуж невтерпёж!

Подчеркните ж двумя чертами. А в правую, что тогда напишем?

- Настежь.

Верно. Подчеркните орфограмму, как в образце в учебнике. Написание Ь после шипящих на конце наречий не представляет особой трудности, а вот написание остальных частей речи нам нужно вспомнить. Выполним упражнение 265 устно, чтобы вспомнить то, что мы уже знаем, и чтобы вам было легче справиться с домашним упражнением.

6. – Когда после шипящего на конце наречия пишется Ь?

-Всегда, кроме наречий уж, замуж, невтерпёж.

Сплошь, настежь, наотмашь – какое слово оканчивается на звонкий согласный звук?

- Они все оканчиваются на глухой согласный, но слово настежь пишется с буквой ж .

7. – Выучить все параграфы по теме «Наречие», упражнение 266. Обратите внимание, что 2 клетки у вас останутся пустыми.

Цель урока:

Познакомиться с новой орфограммой «Буква Ь после шипящих на конце наречий»

Повторение написания Ь после шипящих в различных частях речи ;

развитие устной и письменной речи ;

воспитание интереса к предмету .

Оборудование и материал :

Учебник , раздаточный материал (карточки и кроссворд ), компьютер с медиа - проектором и презентация ).

Ход урока :

1. Орг . момент .

2. Разминка

Встречаеш рассвет, золотая рож, шалаш сторожа, интересная вещ, достич цели, лес дремуч,

кустарник колюч, зажеч костер, назнач дежурного.

Разминка (ответ)

Встречаешь рассвет, золотая рожь, шалаш сторожа, интересная вещь, достичь цели, лес дремуч,

кустарник колюч, зажечь костер, назначь дежурного.

3. Осложненное списывание

Помощ(?), стереч(?), горяч(?), спряч(?), много туч(?), съёжиш(?)ся, дремуч(?), пустош(?), съеш(?)те, разденеш(?)ся, шалаш(?), плющ(?), запряч(?), полноч(?), отреж(?)те, чертеж(?), улыбнёш(?)ся, береч(?), мимо рощ(?), свеж(?), кирпич(?), из груш(?), ландыш(?), пахуч(?), замаж(?)те, монтаж(?), меч(?), стрич(?), много луж(?), удилищ(?), с плеч(?).

Помощь, стеречь, горяч, спрячь, много туч, съёжишься, дремуч, пустошь, съешьте, разденешься, шалаш, плющ, запрячь, полночь, отрежьте, чертеж, улыбнёшься, беречь, мимо рощ, свеж, кирпич, из груш, ландыш, пахуч, замажьте, монтаж, меч, стричь, много луж, удилищ, с плеч.

4. Правило по теме

На конце наречий Ь пишется после Ч и Ш.

После буквы Ж мягкий знак пишется только в слове настежь.

Например: сплошь, навзничь, уж, замуж, невтерпёж

Известно, что после шипящих,

В конце наречия стоящих,

Как правило мы пишем мягкий знак.

К примеру:

«Темень сплошь».

К примеру:

«Навзничь ляг».

А если кто запамятовал всё ж,

Пока точки не поставил,

Что случай: «уж».., «замуж»…, «невтерпёж»

Есть жизнеисключение из правил.

Работа с учебником страницы 33-34

5. Закрепление.

Мчатся вскач(?), открывается настеж(?), сплош(?) усыпано, выйти замуж(?), уйти проч(?), ударить наотмаш(?), упасть навзнич(?).

Мчатся вскачь, открывается настежь, сплошь усыпано, выйти замуж, уйти прочь, ударить наотмашь, упасть навзничь.

6. Работа по карточкам.

Карточка 1

десять тысяч (Р. п. мн. ч.);

оставшаяся мелочь (ж. р.);

ждать невтерпёж (нар., искл.);

пресечь (глагол) попытку;

ответ исчерпывающ (кр. прил.);

известный скрипач(м. р.);

отрежьте по линии (глагол);

место стрельбищ (Р. п. мн. ч.);

обнаружена течь (ж. р.);

рухнул навзничь (нареч.);

добрый чуваш (м. р.);

обеспечьте (глагол) охрану.

Карточка 2

раскрытие краж(Р. п. мн. ч.);

материал линюч (кр. прил.);

никогда не забудешь (глагол);

вернулся за полночь (нареч.);

хорошо смажьте (глагол);

не купить калош (Р. п. мн. ч.);

деревянный гараж (м. р);

какая-то блажь (ж. р.);

выйти замуж (нареч.,искл.);

сведущ (кр. прил.) в данном вопросе;

смышленая мышь (ж. р.);

последний матч (м. р.);

оплату отсрочьте (глагол);

залечь (глагол) в засаде.

1. Оставшаяся мелочь, пресечь попытку, отрежьте по линии, обнаружена течь, рухнул навзничь, радуешься, обеспечьте охрану – 7.

2. Никогда не забудешь, вернулся за полночь, хорошо смажьте, какая-то блажь, смышленая мышь, оплату отсрочьте, залечь в засаде – 7.

7. Физминутка

Раз - подняться, подтянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за стол тихонько сесть.

8. Заполните кроссворд, вписав в него наречия

1. Проучишь, хранилищ, наотмашь, угрожающ;

2. Замуж, тягач, задач, могуч;

3. Прочь, страж, тягуч, льешь;

4. Наследуешь, перережьте, заискивающ, невтерпеж;

5. Училищ, вскачь, толочь, помощь;

6. Молодежь, забудешь, отрежьте, навзничь;

7. Настежь, передач, блестящ, бородач.

Ответ на кроссворд


9. Найдите пару:


Проверка

1. Настежь

3. Бег галопом

4. Навзничь

4. Вверх лицом

5. Наотмашь

5. Размахнувшись

6. Невтерпеж

6. Невыносимо

7. Стать чьей - нибудь женой

10. Домашнее задание

Творческое задание:

Составить 8 предложений с изученной орфограммой «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»

11. Подведение итогов.

Последние материалы раздела:

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....