Методы эйдетики на занятиях по истории. Приемы эйдетики в учебной деятельности дошкольников

Многие родители сталкиваются с тем, что их ребенок совсем не хочет учиться. Плохая успеваемость и нежелание ходить в школу, конечно же, вызывают у них бурю возмущения, и все эти негативные эмоции обрушиваются на бедного малыша. Перед тем, как наказывать его за очередную двойку, задумайтесь – возможно, причина такого поведения ребенка не его лень или нежелание учиться, а виной всему является плохая память?

Каждый день ему нужно запоминать большой объем пресной и не всегда интересной информации, слушать учителя на уроках, а потом еще готовить домашнее задание: выучить стих, запомнить несколько формул по математике и подготовить перевод текста на иностранном языке. И чем старше становится ребенок, тем больше нагрузка в школе.

В придачу к этому еще добавляются экзамены. Весь процесс обучения превращается в сплошную зубрежку. Запомнить всю необходимую информацию таким способом довольно сложно. Это требует неимоверных усилий и высокой концентрации внимания.

Если ребенок, потратив несколько часов на то, чтобы запомнить какую-то информацию, на следующий день не может ничего вспомнить и получает неудовлетворительную оценку, то это может надолго отбить у него желание в следующий раз вообще что-то учить. Поэтому очень важно выяснить причину плохой успеваемости вашего ребенка и помочь ему справиться с этой проблемой.

В этом вам поможет эйдетика. Чаще всего весь школьный материал ориентирован на логическое мышление и механическую память, поэтому он представляет собой сухую, сжатую информацию, которая очень плохо усваивается нашим мозгом. Тогда как ребенку ближе всего образное мышление. Ведь малыш с самых первых лет жизни лучше всего запоминает яркие, интересные образы. Существует даже такой вид образной памяти, как эйдетизм, благодаря которой мы легко запоминаем все яркое и примечательное, а потом можем все это с легкостью вспомнить, когда нам это понадобится.

Эйдетика – это методика, которая разработана специально для развития памяти и образного мышления.

Принцип ее работы заключается в следующем: любую информацию можно представить в виде ассоциативных образов, которые очень быстро запоминаются и с такой же легкостью могут потом воспроизводиться. С помощью этой методики можно выучить и запомнить что угодно, будь то номера мобильных телефонов, иностранные языки и т.д.

Особенно эйдетика полезна для детей, так как она способствует их всестороннему развитию, улучшению памяти и повышению концентрации внимания, и при этом сам процесс запоминая представляет собой веселую и увлекательную игру, а это значит, что учеба будет приносить им только сплошное удовольствие.

Для того чтобы вы лучше всего смогли разобраться во всех особенностях этой методики, мы можем вам порекомендовать следующие книги:

  1. «Как развить хорошую память?» Эта книга очень хорошо подойдет для маленьких детей, так как в ней много веселых историй про животных и героев из разных мультиков. Ваш ребенок будет развивать свое воображение и научится запоминать стихи и сказки с помощью пиктограмм. Также в книге представлены планы занятий и различные психологические игры, которые учителя могут использовать в своей работе.
  2. «Как развивать внимание?» В этой книге вы найдете множество полезных советов и упражнений, которые помогут вам развить ваше внимание и научат вас выделять главное и запоминать только то, что нужно.
  3. «Как запоминать слова?» Если у вас есть проблемы с правильностью написания каких-то слов, то эта книга специально для вас. В ней представлены различные способы и приемы, которые основаны на вашей фантазии и воображении. Благодаря ним вы сможете запомнить до 120 слов и научитесь писать их грамотно.
  4. «Как запоминать английские слова?» С помощью этой книги изучение иностранного языка станет простым и увлекательным занятием не только для вас, но и для вашего ребенка. В этом издании есть много методов и советов как лучше всего запоминать новые слова. К тому же подобраны уже готовые ассоциации к каждому английскому слову, благодаря которым вы легко и быстро овладеете новым для вас иностранным языком.

Эйдетика – это методика, которой можно пользоваться в любом возрасте, но особенно она придется по душе маленьким детям. В отличие от скучных и неинтересных программ обучения, эйдетика представляет собой веселую игру. Поэтому эту методику можно применять для развития детей от 2 лет. Если вы с самого детства научите своего малыша запоминать всю новую информацию таким способом, то в будущем ваш ребенок будет хорошо учиться и будет с удовольствием ходить в школу.

Для того чтобы вы смогли самостоятельно освоить эту методику для начала можете выполнить со своим малышом следующие упражнения:

  • Запомнить цифры. Для этого нужно попросить ребенка представить каждую цифру в виде разных образов. Например, «1» – это Буратино с длинным носом, «2» — лебедь, «3» — двугорбый верблюд, «4» — перевернутый стул и т.д. Чтобы малыш запомнил последовательность цифр можно придумать увлекательную историю, где главными героями будут Буратино, лебедь и т.д. Таким же способом можно научить ребенка запомнить ваш номер мобильного телефона. Согласитесь, что это очень полезная для него информация.
  • Запомнить буквы. Каждую букву алфавита можно представить в виде разных образов. Малышу очень понравится, если вы нарисуете портрет буквы, придумаете для нее биографию, пусть у нее будет свой характер, и при этом она будет издавать свой характерный звук. Таким образом, весь алфавит можно представить как сказочную страну, в которой живут веселые жители – буквы.
  • Запомнить слова. Чтобы малыш мог с легкостью запомнить и воспроизвести любую последовательность слов, нужно придумать интересный рассказ, в котором слова будут стоять в той же последовательности, что и в задании. Будет просто замечательно, если ребенок проявит свою фантазию и сам придумает этот рассказ.
  • Запомнить стих. Дети очень хорошо запоминают яркие картинки, поэтому чтобы ребенок легко смог запомнить нужное стихотворение, его нужно нарисовать. Конечно, некоторые слова у вас не получится изобразить на листе бумаги, но глядя на этот рисунок, ребенок сможет вспомнить ключевые слова и их правильную последовательность.
  • «Что изменилось?» Поставьте перед малышом различные предметы. Это могут быть игрушки, кубики, предметы быта. Пусть он назовет их и попытается запомнить. А затем накройте эти предметы и переставьте местами. Попросите малыша расставить игрушки в том же порядке, как и раньше. Чтобы он смог справиться с этим заданием, с самого начала придумайте историю с этими предметами.

Со временем ваш ребенок сам научится придумывать эти рассказы, представляя их в своем воображении.

Преимущества эйдетики, по сравнению с другими методиками обучения, будут заметны уже после первого занятия.

  • Во-первых, любую информацию можно представить, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.
  • Во-вторых, в качестве учебных материалов можно использовать абсолютно любые вещи: любимые игрушки, книжки, различные предметы быта и т.д.
  • В-третьих, сам процесс обучения происходит в виде игры и проходит в очень радостной и веселой атмосфере.

Главный принцип эйдетики: развитие воображение + получение положительных эмоций = запоминание нужной информации.

Благодаря этой методике ваш ребенок будет всесторонне развитым и уверенным в себе, сможет быстро находить правильное решение и придумывать новые оригинальные идеи. Будущее ваших детей – в ваших руках!

Уже много лет я работаю преподавателем,стараясь отдавать предпочтение тем методам работы, которые позволяют получать знания легко и интересно. Работая в школе с учащимися начальных классов,я применяю одно из направлений практической психологии, которое называется эйдетика.

Эйдетика - это развитие внимания, памяти, мышления, воображения, интуиции, творческих способностей. В наше время современному человеку приходится работать с лавиной информации. Для того,чтобы чувствовать себя комфортно в этом информационном потоке, важно знать инструменты для работы с информацией.

Эйдетика и является таким инструментарием, упорядоченным набором методов и упражнений, которые помогают овладеть осмысленным использованием своего воображения для отображения какой - либо информации. Знание эйдетики дает каждому еще больше шансов, еще больше возможностей в своем развитии и духовном росте. Это очень здорово!

В работе со своими учениками я выбираю такие методы эйдетики, которые легко адаптируются к школьной программе. Они описаны в книге "Магия памяти" Игоря Матюгина, автора этой уникальной методики. На моих уроках всегда присутствует творчество и фантазия, смех и шутки.

Основные приемы эйдетики

Я считаю, что детям на уроках должно быть радостно! Нестандартные приемы вызывают у детей позитивные эмоции,учат видеть образами,фантазировать,мыслить творчески. Образное мышление сохраняется у учеников на всю жизнь, цифры и буквы становятся уже не просто сухими знаками, они имеют запах, вкус, цвет, разговаривают и движутся. Фантазия и воображение делают детей раскрепощенными и естественными, такими же становятся и их мысли, таким образом, раскрывается их творческий потенциал.

1. Одним из самых любимых учениками методов эйдетики является метод пиктограмм . Дети получают большое удовольствие и удовлетворение от выполненных заданий. Пиктограмма - это изображение, передающее рисунком какую-то информацию. Пиктограммы очень хорошо использовать при обработке текстов и стихотворений.

На уроках чтения они полезны как с точки зрения запоминания слов, так и с точки зрения развития художественного мышления. Сначала читается все произведение от начала до конца, затем по строчкам или по частям плана. После этого ученик рисует пиктограмму к каждому отрывку. Затем я продолжаю читать, а ребенок слушает и опять рисует. При этом рисунок должен напоминать текст.

После такого упражнения учащийся вдумывается в суть каждого слова, просит объяснить новое и непонятное,так как чтобы нарисовать схему понятия,нужно хорошо все представить. При этом пиктограмма не требует умения хорошо рисовать, она схематична, выполняется очень быстро и помогает легко запомнить и пересказать сюжет.

Интересно то, что пиктограммы помогают запоминать информацию без лишнего напряжения, без механического зазубривания. материал запоминается осмысленно и сознательно. Составляя пиктограммы, ребёнок размышляет над лексическим значением каждого отдельного слова, целой фразы, строки (если речь идёт о стихотворении), рассуждает о прямом и переносном значении слов, анализирует их, подбирает слова, созвучные данным.

2. При изучении умножения использую такие техники:

- "С нулем" - существует упражнение, называемое "Шляпа фокусника". Если накрыть ею любой предмет, зайца или букет цветов, мы увидим только шляпу. Вот так же ноль, накрывая, как шляпа, любое число - дает ноль.

Техника умножения на один называется "Зеркало" . Кого мы увидим в зеркале, если посмотрим в него? Свое отражение, то есть себя.Точно также любое число, посмотрев на единицу в зеркало, увидит себя.

Мне, как учителю начальных классов, знакомство с методами эйдетики дало очень многое. Их использование позволяет рационализировать урок и получить наилучший результат. Эйдетика дает возможность с помощью памяти,воображения и неординарного мышления изучать различные школьные предметы. В общем эти методы оптимизируют сознательное восприятие и усвоение учебной программы, вырабатывая навыки активного творческого мышления.

Разделы: Начальная школа

“Эйдос” по-гречески образ. Эйдетизм является разновидностью образной памяти, выраженной в сохранении ярких, наглядных образах предметов по прекращению их воздействия на органы чувств. Обладающий эйдетизмом человек не воспроизводит в памяти воспринимавшиеся им предметы, а продолжает как бы видеть их. Эйдетической способностью в разной мере обладают все люди, но именно дети способны быстрее и ярче находить эйдетические образы. Именно в начальной школе у детей преобладает образная память. Такую психическую особенность можно с успехом использовать для запоминания правописания словарных и других трудных для написания слов.

Суть этого метода в том, чтобы с помощью рисунка-ассоциограммы, слова-подсказки или мини-сказки придумать такой образ, чтобы трудное в написании слово легко вспоминалось, и дети были уверены, какую именно букву в нем надо писать. Имея придуманную ими же опору, дети ошибок в таких словах не делают. Со временем навык сокращается, и запоминаемое слово легко вспоминается уже без придуманного образа. Вот почему важно применять эйдетику при первом же знакомстве со словарным словом.

Эйдетика (здесь занятия моего кружка) включает в себя систему игровых упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, воображения. В играх и упражнениях используется присущая каждому ребенку способность к воображению. Дети быстро и с энтузиазмом входят в игру со своим воображением, даже не подозревая о том, какие сложные задания они порой выполняют. При внешней развлекательности упражнения основаны на современных научных представлениях о структуре внимания и памяти. Но приемы эйдетики можно использовать и без занятий на кружке, а непосредственно на уроке.

В этом более всего ценен учебник “Азбука” Н.В Нечаевой, К.С.Белоусец по системе общего развития Л.В.Занкова. Игры: “На что похоже буква”, “Расшифруй эти жесты”, “Превращения слов”, “Как образуются слова”, “Дорисуй букву”, “Измени одну букву – изменится слово”, загадки, кроссворды, шарады, ребусы учат детей образно мыслить, сравнивать, находить отличия, превращать один предмет в другой. Таким образом, они знакомятся с самыми простыми приемами эйдетики и мнемотехники, а самое главное учатся творчески мыслить, то есть нестандартно, нешаблонно, что и необходимо для развития эйдетизма.

Играя, дети привыкают внимательно вглядываться в каждое слово, рассматривая его с разных сторон. Поэтому, когда я в первом классе предложила им запомнить написание слова заяц, у них появилась масса интереснейших идей. Например, одни сразу увидели, что сама буква Я очень похожа на зайца, если ей пририсовать ушки, носик, глазки и хвостик. Другие настаивали, что надо придумать мини-сказку: “Жил-был заяц-хваста. Он очень любил хвастаться и всегда говорил: “Я - самый храбрый, я - самый быстрый, я - самый умный! Я, я, я…”. А вот третьи, уже с моей помощью, нарисовали ребус Яц (за буквой я спряталась буква ц). И так можно фантазировать до бесконечности, используя различные приемы эйдетики и мнемотехники. Например, уже будучи во втором классе дети придумали более пятнадцати способов, как запомнить правильное написание слова город. И это не предел.

Порой у детей появляется самостоятельная спонтанная потребность придумать образ для запоминания написания трудного слова. Даже если этот образ неправильный, опираясь на него, можно легко привести детей к правильному выводу. Например, при обращении к словарному слову пассажир, дети сразу видят легко выделяемое слово жир. Возникает проблемная ситуация (у Занкова это коллизия): что именно в этом слове надо запоминать. И мы с детьми приходим к выводу, что “и” здесь не опасное место, а вот “асса” надо запомнить. Затем постепенно мы приходим к составлению мини-сказки: пассажир перед поездкой берет билет в кассе. Получается ребус. Дети обязательно должны его нарисовать. Это может быть их домашним заданием.

Теперь у детей есть на что опереться для правильного написания этого слова.

С помощью этих методов мне удалось повысить качество знаний учащихся по русскому языку с 68% до 76%. А при аттестации на высшую категорию мои ученики третьего класса в присутствии областной экспертной комиссии написали проверочный диктант с результатом 96% качества.

Такого результата я добилась благодаря использованию опорных, или как мы с детьми их называем слов-подсказок (не путать с проверочными словами).

“Подсказка-образ” должен быть ярким, смешным,нереальным, фантастическим, даже несуразным, например, сал ют из сал а. Лучше, если дети представят какое-то действие, запах, включат тактильные и вкусовые ощущения (этому я их учу на кружке). Например, мини-сказка: “Женщи на варит щи . Она хорошая хозяйка. Дома вкусно пахнет щами. Они горячие. Идет пар. Семья любит кушать щи”.

Кроме всего прочего, у детей вырабатывается большое внимание к слову, его структуре, составу, этимологии. Дети видят слово с разных сторон. Они учатся думать, рассуждать, дискуссировать над словом. Но могут встречаться и ошибки при подборе слов-подсказок, дети могут путать слова-подсказки и проверочные слова, например, думая, что белая и береза – это родственные слова. Но я поясняю детям (и делаю это терпеливо много раз, пока дети не перестают путать), что слово-подсказка это не родственное слово, а просто подходящее к данному слову слово-образ. При умелом направлении мыслительного процесса у детей все недоразумения легко устраняются, а в споре рождается истина.

Приемы и методы запоминания слов я разделила на несколько групп:

1. Фонетические ассоциации (по схожести звучания). Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.

Багаж – носильщик на вокзале говорит: “Ага , тяжелый бага ж!”

Базар – ба бы на ба заре

Береза – бе лая бе реза

Билет – автобус сигналит: “Би-би , купи би лет!”

Герой – Ге на – ге рой (или у ге роя ге рб на щите)

Деревня – де д в де ревне

Железо – желе зо режу еле-еле

Запад – на запад е солнце пад ает

Инженер – Жен я – инже нер

Капуста – дождик поливает кап усту: кап, кап

Комната – комнат а у Нат ы

Лопата – лоп ата лоп нула

Магазин – мага зин под названием “Ага ”; маг в магазине продает маг и-маг и

Мебель – мебел ь бел ая

Пассажир – Пасса жир дал пас Са ше; пасса жир берет билет в касс е

Паук – у па ука па па

Пенал – пен ал моют пен ой

Ребята – реб ята решают реб ус

Сапоги – Са ша в са погах

Собака – жила-была со бака, она любила спать, ее прозвали Со ня

Тарелка – тар елка-это тар а

Улица – на улиц е встречаю знакомые лиц а

Чувство – ув ажай чужие чув ства

2. В слове спряталось другое слово.

Богатство – бог дал бог атство

Валенки – валенки у Ленки

Сверкает – в новом платье сверка ет Верка

Вдруг – друг-друг а

Гореть – гор е гор еть!

Горизонт – гори, зонт ! /нарисуй этот фантастический сюжет/

Лисица – братец Лис

Облако – на облак е лак

Пловец – плов ец плывет в плов е

Ракета – в рак ете рак

Соловей - соло вей поет соло

Трамвай - трам вай съело чудовище – ам!

Ужин – ужи на ужи н?

3. Графичекие ассоциации /по схожести изображения/ Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках.

4. Состав слова.

Воскресенье – приставка вос-

Автобус, автомобиль – корень авто-

Агроном – корень агро-

Понедельник – приставки по- и не-

Пятница – суффикс –иц-

Девочка – суффикс –очк-

Весело, хорошо, быстро, скоро, налево, направо – суффикс –о-

5. Разъяснение лексического смысла слова, углубление в этимологию слова.

Аптека – там продает лекарства А йболит, а в “Оптике” – очки, похожие на букву о

Погода – погод у наблюдают по год ам

Спасибо – значит спаси /спас/ тебя Бог !

Библиотека – библи я

Сегодня – сего дня (при Петре I)

Урожай – земля рож ает урож ай

6. Нахождение проверочного слова.

Берег – брег /у Пушкина/

Лисица – лис

Ботинки – боты

Воскресенье – воскрес

Впереди – перед, передний

Пшеница – пшёнка

7. Подкрепление слов, которые трудно проверить.

Суть – подкрепить словами подсказками те слова, которые можно проверить родственными словами. Но в силу различных обстоятельств дети затрудняются в подборе таких проверочных слов.

Например, в просторечии встречаются слова котит, котишься вместо катит, катишься. Подкрепляем его словом-подсказкой Катя. Мини-сказка: Катя катит мяч, шар. Еще пример, в просторечии встречаются слова коч-коч вместо кач-кач. Мини-сказка: качаться – это качка, а не кочка!

Сколько проблем со словом шёл и другими родственными словами с этой же буквой ё. С помощью эйдетики предлагаю решить эту проблему раз и навсегда!

Шел – шедший – можно так, но дети забывают это проверочное слово. А можно иначе. Букву Ё, вернее ее точки, запомним как следы от обуви, напоминающие кругляшки точек. Можно даже объявить конкурс на лучший рисунок-ассоциограмму. Я так и сделала. У детей было множество идей. Они превращали букву ё в пешехода, и она ходила сама, оставляя круглые следы. Идей было очень много, и все они были разные.

8. Игра со словами: поиграй со словом, понаблюдай, как оно звучит, если в нем переставить ударение.

9. Как звучат слова в других языках.

10.Составление ребусов.

Восемь – во7

Заяц - Яц (за буквой я буква ц)

(отгадка: волк)

(Катя и Коля аккуратные)

(в субботу две сестрички Барбара и Бабетта идут в гости)

Таких способов запомнить словарные слова, я уверена, у каждого учителя накоплено сотни. Я лишь попыталась обобщить свой 19 летний опыт учителя, который творчески подходит к своей работе, постоянно ищет разные подходы в обучении. Попробуйте эти приемы, вы не представляете, как это интересно и увлекательно! Сколько различных эмоций выплескивают дети в таком творческом поиске! Ищите, творите! Именно творчество в работе, использование приемов и методов эйдетики и мнемотехники помогает моему самовыражению в профессии. Я иду на урок, как артист выходит на сцену. Мы творим с детьми на уроке, забывая о серьезности происходящего. А заучивание словарных слов превращается в увлекательную игру. Результатом такой работы является 100% запоминание словарных слов, что дает учение без принуждения. А к этому стремится каждый учитель.

Разделы: Школьная психологическая служба

В XXI веке поток информации настолько велик, что переработать и запомнить его может только человек, обладающий экстраординарными способностями. В этой связи, одна из наиболее ярких актуальных проблем современного образования – воздействие информационного стресса на здоровье детей.

Одним из ее решений может стать обучение детей умению грамотно обрабатывать информацию. И здесь не обойтись без развития памяти.

Память – один из самых основных процессов психики человека, та основа, на которой творит мозг, это возможности человека, его мышление.

Память - это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения, узнавания, воспроизведения.

В большинстве образовательных учреждениях методики занятий с детьми в основном опираются на логическое мышление и механическую память. В младших классах школы: таблица умножения, правила и пр. В средних и старших классах к этому добавляются даты, формулы, схемы, слова и фразы иностранного языка и большой объем информации, которую нужно запоминать и пересказывать. Возникает вопрос: Как это все запомнить?

Мы изучили различные методы запоминания и обработки информации и всерьез заинтересовались школой эйдетики.

Система эйдетики - память без границ. "Эйдос" в переводе с греческого - "образ". Эйдетизм - это способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Большинство людей умеют это делать. Когда они вспоминают какой-либо предмет, они как бы видят его, чувствуют, иногда даже ощущая цвет или запах. Способность мыслить образами изначально была присуща человеку, и только с развитием цивилизации он приучил себя запоминать не только картинку, образ, но и абстрактный символ в виде слова или цифры.

Немного истории этого направления

Эйдетика - разрабатывалась на протяжении 20–40-х гг. XX в. в Германии, в марбургской психологической школе Э. Йеншем и его единомышленниками (В. Йеншем, О. Кро, А. Рикелем, Г. Фишером и другими) теория, предметом изучения которой был эйдетизм - особый вид образной памяти человека.
В нашей стране в течение примерно десяти лет, с середины 20-х до середины 30-х гг., отечественные ученые (психологи, педологи, психиатры) с большим интересом и вниманием изучали эйдетические идеи марбургской психологической школы, критически их осмысливая, подвергая эмпирической и экспериментальной проверке. Наиболее крупными специалистами в вопросах эйдетики были П.П. Блонский, Л.С. Выготский и А.Р. Лурия. Однако затем в силу ряда обстоятельств (вырождение эйдетики в Германии в расистскую, ненаучную теорию, запрет в СССР в 1936 г. педологии, Великая Отечественная война) эйдетические исследования в нашей стране были полностью свернуты.
В настоящее время эйдетика может представлять научный интерес, а также иметь практическую значимость при описании и объяснении развития и функционирования эйдетизма как специфического вида памяти, познавательной способности и свойства личности.

Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам природы. Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшаются взаимоотношения ребенка с окружающими.

Еще одно важное преимущество эйдетического обучения - ребенок учится радостно. Радость обучения, так же, как и радость труда, делает ребенка более здоровым. Объясняется это тем, что когда человек находится в состоянии радостного, позитивного напряжения, в его организме вырабатывается природный стимулятор эндорфин, который способствует повышению иммунитета и работоспособности.

Таким образом, в основу программы развития памяти мы взяли систему эйдетики и основные мнемонические техники: цепной метод, акровербальный метод и метод мест.

Рассмотрим их более подробно.

Цепной метод строится на цепных ассоциативных связях. Ассоциации играют важнейшую роль в любом процессе обучения. Одна вещь влечет за собой другую, так что ассоциации помогают различным образам упорядочивать все элементы поступающей информации. Сознательно придумывая какие-то ассоциации и отыскивая в заранее предусмотренных случаях, тем самым мы усиливаем контроль над записью информации в памяти, отчего шансы на воспоминание возрастают. Прочному сохранению материала в памяти помогает упорядоченная сеть ассоциаций. Поиск ассоциаций быстро превращается в увлекательную игру.

Акровербальный метод (“акро” - край, “вербо” - слово). Придумывание стишков, шуточных фраз, в которых зашифрована какая-либо информация.

Метод мест основан на зрительных ассоциациях: нужно ясно представить себе предмет, который предполагается запомнить, и объединить его образ с образом определенного места, который легко извлекается из памяти. Этот метод требует отказа от поиска логических ассоциаций – ведь сама система запоминания основана на ассоциациях, диктуемых последовательностью предметов и мест.

Данная программа направлена на различный возраст, она покажется интересной и окажется результативной, как для детей младшего школьного возраста, так и для старшеклассников. Различными будут лишь организационные моменты.

Занятия можно проводить как “в кругу”, так и за партами. Главная основа занятий – эмпатия, доверительное общение учеников с психологом, ведь им придется рассказывать свои ассоциации, делиться сокровенным.

Цель программы: развитие образной памяти (образ – идеальное отражение материального мира в сознании человека).

Задачи:

  1. Формировать умение запоминать многозначные числа, имена, телефоны, даты, тексты по абзацам.
  2. Изучить основные мнемонические техники (цепной метод, акровербальный метод, метод мест).
  3. Развитие воображения, эмоциональной сферы.

Основные темы программы по развитию памяти с элементами эйдетики:

1.“Основные мнемонические техники”

2.“Цепной метод”

3.“Акровербальный метод”

4.“Метод мест”

5.“Запоминание телефонов”

6.“Запоминание исторических дат”

7.“Запоминание фамилий и имен”

8.“Запоминание цифровой информации”

9.“Запоминание текстовой информации”

10.“Техника запоминания стихотворений, художественных текстов”

Приведу пример занятия с элементами эйдетики, на котором раскрывается суть цепного метода.

Цель: научить запоминать текстовую информацию

  • научить запоминать текстовую информацию,
  • научить учитывать индивидуальные особенности.
  • Оборудование: релаксационная музыка, листочки, плакат с изображениями слов.

1. Организационный момент.

Ребята, я очень рада прийти в ваш класс, когда я вижу ваши глаза, я уверенна, что урок наш пройдет интересно!

2. Релаксационная пауза “Отображение”.

(Музыка.) Встаньте парами, и под плавную музыку мы будем двигаться, повернитесь друг к другу лицом, первый вариант ведущий, второй повторяет, а теперь наоборот!

3. Новое знание.

А умеете ли вы легко запоминать слова по порядку?

Давайте проверим!

Я диктую 10 слов, вы их запоминаете:

мандарин, лампочка, стул, снег, тополь, яхта, песок, медуза, водоросли, ковер.

А сейчас, поставьте цифру 1 и напишите по порядку эти слова.

Посмотрите (на доске) эти 10 слов и запомните их:

сирена, камин, турник, бутылка, джин, елка, магнитофон, плот, отопление, улыбка.

Поставьте цифру 2 и запишите, сколько вы запомнили. Посчитайте сколько слов под цифрой 1, а под цифрой 2, в каком случае слов больше? Если под цифрой один, значит у вас ведущий слуховой анализатор, т.е. ваши ушки лучше запоминают, чем глаза, поэтому получите мою памятку, она вам поможет лучше запоминать! А если больше слов под цифрой 2, значит у вас ведущий зрительный анализатор, т.е. ваши глаза лучше запоминают, чем уши, поэтому получите мою памятку, она вам поможет лучше запоминать!

Итак, прочтем вашу памятку:

Если у тебя хорошо развита зрительная память:

1. Помни о том, что тебе лучше всегда иметь перед глазами тот материал, с которым ты работаешь. Чем чаще ты его будешь видеть, тем быстрее и лучше запомнишь.

2. Во время решения задачи имей всегда перед глазами текст задачи или краткое условие.

3. При заучивании стихотворений и разных текстов читай материал сам и столько раз, сколько тебе необходимо, а не проси об этом кого-либо.

4. При заучивании правил составляй опорные таблицы к правилу, которыми можно было пользоваться дома и на уроках.

Если у тебя хорошо развита слуховая память:

1. При заучивании различных правил, стихотворений и других текстов вам будет легче запомнить, если кто-то станет читать вслух, а вы будете внимательно слушать.

3. После прочтения можно попробовать повторить вслух прочитанное.

4. Релаксация “Я самый хороший!”.

Выполним упражнение “Я самый хороший!”.

Итак, скажите шепотом “Я самый хороший!”, а теперь громче, еще громче!

Молодцы, вы действительно самые хорошие!

5. Новое знание.

А теперь интересно ли вам, как запоминать при помощи воображения слова по порядку?

Итак, запомним первые 10 слов по порядку!

(Играет музыка.) Послушайте мою историю и постарайтесь ее увидеть как мультик, визуализировать! Призовите на помощь воображение!

Итак, закройте глаза, представьте себе, мандарин - оранжевый, круглый, сладкий, шершавый, мы начинаем чистить его и внутри оказывается лампочка , мы разглядываем ее и вместо нитей накаливания видим стул , на негопадает снег , мы берем в руки снежинки, любуемся ими, подбрасываем вверх… и на голову нам падает тополиный пух, мы поднимаем голову и видим большой, могучий тополь, который растет ввысь и превращается в мачту яхты, яхта плывет по синему прекрасному морю и врезается в песок , села на мель, услышьте скрежет яхты о песок! На песке лежит медуза , греется на солнце, вокруг ее шеи как шарф обмотана водоросль, неожиданно количество водорослей увеличивается, они заполняют все пространство и сплетаются в причудливый ковер…

Итак, я читаю слова, а вы вспоминаете мою историю.

6. Проверка.

Запишите эти слова…

7. Домашнее задание.

Попросите дома родителей продиктовать вам 10 слов, а вы удивите их, запомнив все нашим секретным способом!

8. Подведение итогов.

Что вы запомните из сегодняшнего занятия? Будете ли вы пользоваться этими приемами!

Положите на левую руку то, что вы получили сегодня от занятия, а на правую – то, что вложили в него и аплодируйте себе!!!

Список литературы:

Андреев О.А., Хромов Л.Н. Доминанта 2000 года. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1997.

2. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Тренировка внимания. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1997.

3. Бьюзен Т. Суперпамять - Пер. с англ.; Худ. обл. М. В. Драко. – 2-е изд. – Мн.: ООО “Попурри”, 2001.

4. Бузан Т. Скоростная память. – Пер. с англ., 1998.

5. Хенкок Дж. Самоучитель по развитию памяти. // М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

6. Матюгин И.Ю. Чекаберия Е.И. Запоминание цифр, телефонов, исторических дат.-М.: Эйдос, 1995.

7. Матюгин И.Ю. Чекаберия Е.И. Запоминание лиц и имен. -М.: Эйдос, 1994.

«Однажды маленький лягушонок упал в глубокую яму. Конечно, он тут же начал карабкаться наверх – ведь он был позитивный лягушонок. Его друзья стояли у края ямы. Сверху им было хорошо видно, как глубока яма, как гладки ее отвесные стены и как безнадежны усилия их друга. «Перестань! – кричали они ему, – не трать силы! У тебя все равно ничего не получится!». Но лягушонок продолжал карабкаться. Он падал, поднимался и начинал вновь. «Ты все равно погибнешь! – плакали друзья, – не надо так себя мучить!». Они махали ему, пытались докричаться, а он все не оставлял своих попыток. Наконец, он смог продвинуться чуть вверх, нащупал уступ, схватился за случайную травинку и – выпрыгнул! Он тут же бросился к изумленным наблюдателям. «Друзья! – закричал он, – спасибо вам! Я видел, как вы старались мне помочь! Я не мог услышать ваших советов – слова уносил ветер, но ваша поддержка спасла меня. Без нее, без вашей веры в меня, я никогда бы не смог спастись!»

Что помогло лягушонку выбраться из сложной ситуации? Вера в себя? Вера в поддержку своих друзей? Безусловно, выручила его способность мыслить позитивно….Ведь, лягушонку и в голову не пришло, что друзья могли пожелать ему плохого – ведь это был позитивный лягушонок…

А что же такое позитивное мышление?

Позитивное мышление – это наша жизненная позиция, высказывания и мышление, основанные на описании событий или процессов в позитивном ключе.

Залог современного успешного человека- это способность мыслить позитивно, выбирая и акцентируя свое внимание в любой ситуации только на позитивные моменты. Не страдать по поводу неудач и сделанных ошибок, а способность анализировать, исправлять и двигаться дальше!

Факт – событие нейтральное, а как мы будем к нему относится – это всего лишь наш выбор. Хотим, добавим факту позитива и будем радоваться и смеяться, а хотим так усугубим этот же факт, что рыдать и хандрить будем долго. Мне важно научить моих школьников не огорчаться и « не залипать» на ошибках, а находить быстрые способы решения проблемы или их исправления…

В любой религии, в фольклоре любого народа присутствует борьба сил добра и зла, положительных и отрицательных героев, позитивного и негативного восприятия действительности. Собственно говоря, таким образом, решался важнейший для человечества вопрос: как относиться к реальной жизни? Воспринимать ее, как высшее благо, как бесценный дар, относиться ко всему происходящему с благодарностью или не принимать ее, считать злом, наказанием, посланным человеку? Говорят, что рай и ад существуют на земле, и каждый из нас сам выбирает, в каком мире ему жить. Те, кто из всего, что происходит вокруг, выбирают только негативное – всю жизнь живут в аду, а те, которые выбирают позитивное – в раю.

Вся история развития цивилизации подсказывает нам, что в мире человеческих эмоций и оценок, в мире добра и зла, позитива и негатива выигрывает тот, кто выбирает для себя в качестве постоянного ориентира позитивный взгляд на все, что с ним происходит. Это позитивное отношение стало основой мышления людей, активно работающих над улучшением жизни, стремящихся к её познанию, к её развитию.
Мы работаем с детьми, формируем и тренируем их навыки быстрого, выразительного чтения, правильного арифметического счета, навыки грамотного письма, логическое мышление и многое другое, хотя я считаю акценты нужно расставлять и делать именно на формирование позитивного мышления, ведь это есть залог их успеха в жизни! Почему?
Позитивное мышление - это эффективный инструмент для достижения успеха в любом деле.
Впустив в свою жизнь позитивное мышление, легче будет добиваться результатов, потому что негативное мышление тормозит любой прогресс в делах.
Человек с позитивным подходом к жизни ориентирован на действия, на проявление активности, в отличие от пессимистов, которые не умеют, да и не хотят выкарабкаться из своих проблем, позитивное мышление придает веру в себя, в своих близких, друзей, а так же он есть мощный фактор оздоровления всего организма.
На протяжении многих столетий восточные мудрецы говорят, что позитивное мышление - путь к исцелению духовных, физических и эмоциональных недугов человека .
Как же привлечь позитивное мышление в свою жизнь, можно ли научиться мыслить позитивно? И как научить этому своих учеников?
Безусловно, только на своем опыте и на свое примере, на своих знаниях, которые я получала непосредственно, в процессе саморазвития, посещая различные тренинги.
Так, я открыла для себя тренинги по ЭЙДЕТИКЕ (методы запоминания информации), которые развивают не только образное и ассоциативное мышление у школьников, но и развивают способность фантазировать и представлять позитивно. Ведь наша память эффективнее удерживает и сохраняет ту информацию, которая яркая, необычная, нестандартная. Чем больше ребенок фантазирует, придумывает, тем больше он создает образов, в процессе чего память ребенка улучшается…Сейчас мои второклассники легко могут повторить 20 слов в том же порядке, в котором их услышат, создавая веселые последовательные цепочки.

К примеру игра « ТЕЛЕВИЗОР»:
КАРЛСОН                 СТУПЕНЬКИ
ДИВАН                   МОРЕ
АРБУЗ                   БЕГЕМОТ
РУЧЕЙ                   ЮБКА
САКВОЯЖ               КОРСЕТ
АПЕЛЬСИНЫ             ШАРИК
КУРИЦА                 ЗЕМЛЯ
ДЖИНСЫ                МОРОЖЕНОЕ
ЛЯГУШКА                КЛЮКВА
САПОГИ                 УШИ

Составляем цепочку образов: КАРЛСОН улегся диван , на диване лежит арбуз , из арбуза течет ручей сока, по ручью плывет саквояж , из саквояжа посыпались апельсины , апельсин схватила курица и т.д.

Нелепица? Но именно она поможет вспомнить все! Если человек способен образно мыслить, то любую информацию он воспроизведет легко. Почему читая увлекательный роман или детектив, мы легко перескажем прочитанное? Потому что, пока читали, автоматически включалась визуализация. У детей образная память более развита, чем у взрослых, потому они и запоминают все быстрее и проще. Взрослые часто жалуются на возрастные ухудшения памяти, но на самом- то деле – когда они последний раз фантазировали, придумывали, креативили? А когда играли и вовлекали в процесс запоминания свою память? Для этого теперь есть записные книжки, мобильные телефоны. Это замечательно. Но при этом память не получает должной нагрузки и тренировки, она не задействована, и отсюда, как правило жалобы на незапоминание…

Игра « ТЕЛЕВИЗОР» при этом очень хорошо развивает аудиальную память. Как показали мои исследования, дети в большинстве случаев, воспринимают информацию визуально, либо кинестетически, а для запоминания «на слух» требуется особая подача материала. Потому зачастую один и тот же материал приходится преподносить по-разному, рассчитывая и на аудиалов, и на визуалов, и на кинестетов, подбирая не только соответствующие слова, но и специальные игры.

Запомните и воспроизведите увиденное:

После составления и воспроизведения цепочки слов (и как показали исследования- если в эту игру играть постоянно и систематически, то через 2 недели навык воспроизведения и представления будет столь устойчивым, что количество слов не будет иметь значения, хоть 100, хоть 200, а соответственно, любую информацию, которую ребенок будет получать аудиально, то ли на уроках биологии, то ли на уроках чтения, литературы воспроизведет легко и непринужденно, сэкономив время на выполнении домашней зубрежки) мы расширяем наши привычные рамки воображения, придумывая парадоксальные ассоциации к этим словам, причем все создается на позитиве: каким это не бывает? Курица в памперсах, море – высохшее посередине, головастики гигантские и т. д.

Моим ученикам очень нравятся такие игры, они придумывают всякие смешные ассоциации, хохочут, чем улучшают не только свою память, а т.ж. настроение и свою работоспособность. И таких упражнений в эйдетике много… Они разнообразны, эффективны, я применяю их и на математике, и на чтении, и на уроках русского и украинского языков, раз в неделю веду кружок «Скорочтение и скоромышление».
Так на уроке русского языка я использую эйдетические приемы для запоминания правописания словарных слов (метод созвучий) :

КАРТИНА – тина кароль поет о картине, (подбираем с детьми созвучные слова, такие, чтобы запоминаемая буква была хорошо и четко слышна)
СОНАТА – от сонаты клонит в сон,
ПИРАТ- пираты идут на пир,
МАГАЗИН – в магазине работает маг,
ОСИНА – в осине много ос,
ВИНЕГРЕТ – вино пьет негр и закусывает винегретом…
Дети любят, очень любят рисовать. Потому часто мы рисуем словарные слова, но так, чтобы в рисунке была хорошо прорисована запоминаемая буква.(графический прием )

К примеру:
ПАЛЬТО –рисую пальто и пуговицы на нем в виде буквы А
САПОГ – изображение сапога, подошва, подъем и каблук- контур буквы А
КОРЗИНА- рисунок корзинки, обвожу дно. Оно похоже на букву О
ЯГОДА – рисую на доске ягоду, цветным мелком обвожу ее. Это есть буква О.
Посмеявшись несколько минут, представив себе все эти веселые картинки, ребята, выполняя проверочный словарный диктант, все эти яркие связки припомнят и правильно напишут ту букву, правописание которой нужно было запомнить..
Сейчас, время большого потока информации. Успеть прочитать материал, еще обработать его, сохранить в памяти, воспроизвести и применять его в жизни – может не каждый… Почему дети тратят много времени на выполнение домашних заданий, особенно устных? А может ли ребенок после 5-тичасовых пересказов текстов, зазубриваний, заучиваний стихотворений чувствовать себя успешным и успевающим? Кто из учителей учит своих учеников рационально использовать свободное время и продуктивно работать с материалом, чтобы с минимальными временными и энергетическими затратами запомнить изучаемый материал? Почему мы не учим детей выбирать из текста ключевую информацию и обрабатывать именно ее?
Из своего педагогического опыта и наработок, одним из самых эффективных приемов запоминания является метод пиктограмм .
Пиктограмма -это схематический значок, рисунок, который содержит в себе некую информацию. К примеру, дорожные знаки, знаки-инструкции, значки в телефоне и компьютере и т.д.
Начиная с 1 класса, я ввожу этот метод. Сначала я говорю слова, дети схематично их рисуют. Работаем, составляем и рисуем коллективно:.

Потом, аналогично мы рисуем пиктограммки на мои предложения. Всем классом обсуждаем каким будет изображение, при чем я сознательно делаю рисунки карикатурно, легко и весело…

Две веселые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки
Только брызги вверх летят.

Хочу на трениниг!



Последние материалы раздела:

Приемы эйдетики в учебной деятельности дошкольников
Приемы эйдетики в учебной деятельности дошкольников

Многие родители сталкиваются с тем, что их ребенок совсем не хочет учиться. Плохая успеваемость и нежелание ходить в школу, конечно же, вызывают у...

В каком чине был Чацкий? И пр. об именах Ахиллов среди девушек. Глава I. Комплектование полка Переводы из полка
В каком чине был Чацкий? И пр. об именах Ахиллов среди девушек. Глава I. Комплектование полка Переводы из полка

Мать Надежды Дуровой явно страдала психопатией, и поэтому отец воспитание девочки поручил доброму и отзывчивому человеку - гусару Астахову....

Сожжение хатыни. Трагедия хатыни. Ильшат Мухаметьянов © ИА REGNUM
Сожжение хатыни. Трагедия хатыни. Ильшат Мухаметьянов © ИА REGNUM

Одним из наиболее скорбных эпизодов Великой Отечественной войны стало уничтожение фашистскими карателями жителей деревни Хатынь в Беларуси....