Поучение об обуздании языка. Афонский старец о том, как управлять языком Как обуздать свой язык православие

Библия - Божье Слово – открывает нам, какую огромную роль играет язык в нашей судьбе. Все слова, исходящие из наших уст, влияют на различные сферы нашей жизни, принося туда либо благословение, либо проклятие.

КОНСПЕКТ ПРОПОВЕДИ

Важно понимать: духовная зрелость человека измеряется тем, насколько хорошо он умеет контролировать свой язык: «…ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак.3:2).

Далее на примерах Апостол Иаков помогает нам увидеть, как управлять тем, что может показаться нам неуправляемым: «Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! (Иак.3:3-5)

Рассмотрим подробнее каждый пример. «Вот, мы влагаем удила в рот коням , чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их» (Иак.3:3).

КОНЬ . Когда садишься верхом, начинаешь понимать силу и власть лошади над всадником. Но когда ты влагаешь ей в рот удила, то уже ты получаешь власть над ней: теперь ты можешь управлять её движением и ехать туда, куда хочешь ты, а не она.

«Вот, и корабли , как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий» (Иак.3:4).

КОРАБЛЬ . Однажды пастора Рика пригласили на экскурсию по военному кораблю. Судно было таких невероятных размеров, что и целого дня не хватило, чтобы осмотреть его целиком! Наконец, поражённый масштабом увиденного пастор Рик поинтересовался, как вообще возможно управлять таким гигантом. Ответ был поразительно прост – этот великан управляется при помощи маленького штурвала! Независимо от размеров, любой корабль направляется туда, «куда хочет кормчий».

В следующем стихе Иаков даёт нам понять, что же в нашей жизни является этим «пультом управления»: «…так и язык – небольшой член, но много делает…» (Иак.3:5).

А вот во второй части стиха звучит предостережение: «…Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!» (Иак.3:5).

ОГОНЬ опасен тем, что может сразу вырваться из-под контроля. Вспоминая о страшных пожарах, уничтоживших огромные лесные массивы или заселённые территории с жилыми домами, мы понимаем: всё началось с маленькой искорки – и вдруг огонь стало невозможно остановить!

Иаков подчёркивает: легче лошадь заставить повиноваться всаднику, проще кораблём управлять, но огонь – быстро выходит из-под контроля! И чтобы погасить разбушевавшийся огонь, потребуется очень много воды! А потом ещё сгоревшее в огне надо будет восстанавливать. Поэтому лучше предотвратить пожар, чем устранять его последствия!

В 6-м стихе Апостол предупреждает нас об опасности, которая подстерегает тех, кто «выпускает огонь на свободу» – позволяет себе бездумно и безответственно использовать слова: «И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак.3:6).

Когда ты не контролируешь, что говоришь, то это похоже на пожар в степях, на просторах – разрушение почти невозможно остановить. Источник этого разрушения – геенна, но ты сам своим языком можешь либо позволить, либо запретить аду уничтожить твою судьбу!

«Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим…» (Иак.3:7)

ДИКИЕ ЗВЕРИ, ПТИЦЫ, даже РЕПТИЛИИ, – все они поддаются дрессировке.

«…а язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда» (Иак.3:8).

ЯДОВИТАЯ ЗМЕЯ. Практически не поддаётся дрессировке. Она очень быстро атакует: бросается всем телом, и когда бьёт кого-то, вонзает в жертву свои зубы и впрыскивает яд – чистый протеин, от которого начинается разложение плоти. Даже удар ядовитой змеи настолько опасен, что может привести к смерти.

Вот так же опасен наш язык! Язык не желает «поддаваться дрессировке»! Иногда ты хочешь что-то сказать, а Дух Святой останавливает: «Стоп, не говори этого!» Ты пытаешься сдержаться, но бывает срываешься, и потом жалеешь, что не промолчал. Необходимо отдать контроль Духу Святому. Иногда самая большая победа – просто промолчать.

«Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен. И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои – благоразумным» (Прит.17:27,28).

В этих стихах говорится об умном человеке, который научился закрывать свои уста и молчать! Маленькая искорка может привести к огромному пожару, и надо быть очень зрелым, чтобы сказать себе: «Для меня сейчас лучше уйти!»

«Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая [вода]? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не [может] изливать соленую и сладкую воду» (Иак.3:10-12).

Не должно так быть, чтобы из одного и того же источника текла и горькая и сладкая вода. У каждого из нас такое случается. Но Апостол Иаков желает, чтобы мы поняли: не следует мириться с этим, надо принять решение не позволять языку выходить из-под контроля. Зрелый христианин скажет: «Я буду контролировать свой язык!» Но как?

Плоть (в данном случае – необузданные эмоции) хочет вмешиваться, воровать твой мир! Молитва на языках позволяет Святому Духу взять под контроль наши эмоции и, значит, язык. Ведь сложно одновременно молиться на языках и при этом говорить гадости кому-то. Надо выбрать – поступить правильно. Мы должны применить власть, и нам нужна помощь Святого Духа.

Библия говорит, что это признак зрелости – умение управлять языком. Ядовитая змея не может остановиться в броске. Но у нас есть Дух Святой, поэтому мы можем остановиться вовремя!

Помни: ты создан по образу Творца, Который Своим Словом сотворил небеса и землю. Твоим словам Он придал такую же силу – твои слова либо созидают тебя, либо разрушают. Твоя судьба, здоровье, взаимоотношения, финансы – все сферы твоей жизни, нуждаются в созидательной силе твоих слов. Поэтому, говори только то, что Библия говорит о тебе: созидай свою жизнь Словами Творца!

Священник Иоанн Павлов

16. О грехах языка и слова

Есть в Новом Завете одно место, где апостол Иаков рассуждает о грехах слова. Там говорится, что язык, хотя и малый член в человеческом теле, но часто он делает много зла. Язык назван у апостола разжигаемым от геенны огнем, прикрасой неправды и исполненным смертоносного яда злом, которое до конца укротить никто из людей не может. Из этих слов хорошо видно, братия и сестры, насколько серьезны грехи нашего языка. И это совершенно неудивительно: ведь дар слова есть один из высших Божиих даров человеку, а потому и грехи, извращающие этот дар, есть грехи очень нехорошие.

Человек - существо словесное, в отличие от бессловесных животных. Даже само имя «человек» некоторые производят от слова «словек» - то есть словесное существо. Но главное даже не в этом, а в том, что наш Бог и Создатель есть Бог Слово. «Слово» - это одно из имен Божиих. «В начале было Слово», - читаем мы в Евангелии. И по этой причине грехи языка и слова есть грехи тяжкие, ибо они относятся лично к Нему, к ипостасному Слову, ко второму Лицу Троицы.

Дар слова есть таинственный дар, и мы знаем, что слово может обладать великой силой. Сама наша вселенная, как известно, была сотворена словом Божиим. «Словом Господа сотворены небеса», - говорит царь и псалмопевец Давид. И вот этот дар слова, данный нам, мы можем использовать как во благо, так и во зло. Бог дал его человеку, чтобы он использовал его во благо. Но увы, очень часто мы используем его именно во зло. И конечно, к этому всегда нас пытается склонить диавол, который хорошо знает, что грехи слова очень опасны и гибельны для человека. Что же это за грехи? Попробуем коротко перечислить основные из них.

Первый такой грех есть празднословие. Празднословие - это когда мы много говорим ни о чем, расточая дар слова на суету и пустоту. Люди грешат этим грехом постоянно, бывают готовы празднословить с кем угодно и где угодно - дома ли, на работе, в гостях или, например, в храме. Многие способны часами разговаривать по телефону. Совершенно очевидно, что большая часть таких разговоров относится именно к празднословию, ибо это разговоры в прямом смысле ни о чем, - по народной пословице: говорит весь день до вечера, а послушать нечего. Однако Божественный дар слова слишком велик, чтобы расточать его бездумно, бесцельно и бессмысленно. Такое бесцельное расточение является грехом. В Евангелии Христос говорит, что за каждое праздное слово на последнем Суде люди дадут ответ. Как же мы будем отвечать за наши праздные слова? Ведь таких слов у нас окажутся целые моря или океаны?

Кроме того, празднословие крайне пагубно сказывается на духовной жизни человека. Оно опустошает душу и изгоняет из нее Благодать Божию. Святые отцы приводили такое сравнение: если в натопленной бане часто открывать дверь, то жар быстро улетучивается. Так бывает и у нас: приходит в душу Благодать, например, через молитву или Причастие, но мы, предаваясь празднословию, быстро ее выбалтываем, и душа снова становится пустой...

Если бы грехи слова ограничивались одним только празднословием, то это было бы полбеды. Однако за празднословием следует и к нему легко примешивается целый ряд других грехов, и часто грехов тяжких. Таких, например, как осуждение. Ведь очень часто именно оно бывает главной темой наших разговоров. Мы привыкли осуждать всех и вся: родственников, соседей, начальников, сослуживцев, политиков и кого угодно. Между тем многие святые отцы, например преподобный Амвросий Оптинский, говорят, что из всех заповедей Евангелия самой важной является заповедь «не судите». Осуждение ненавистно Богу, оно есть как бы донос на своего ближнего. Осуждая, мы обвиняем перед Богом того или иного человека, доносим на него. И этим мы уподобляемся диаволу, о котором сказано в Писании, что он клевещет перед Богом на людей день и ночь, то есть является доносчиком. Господь дал нам заповедь, чтобы мы любили друг друга, а мы, вместо этого, осуждаем и доносим Ему друг на друга. Причем почти всегда эти доносы бывают ложными, по той простой причине, что наш суд о каком-либо человеке в большинстве случаев является ошибочным, неверным.

Осуждением словесные грехи не заканчиваются. Грех осуждения легко переходит у нас в прямое злословие, и тогда мы начинаем оскорблять, обзывать и ругать людей бранными словами, забывая, что за все это нам угрожает в прямом смысле геенна огненная. Ибо написано в Евангелии: кто скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Бывает, что в порыве гнева человек доходит до того, что проклинает других людей, и подчас даже самых близких. Проклятие - это страшное дело, особенно в тех случаях, когда родители проклинают детей. Такое проклятие может иметь действие, враг может как бы поймать безумное слово отца или матери и через него получить право и доступ к человеку для своей деятельности, которая всегда несет с собой зло и разрушение. Увы, имеется немало примеров из жизни, подтверждающих справедливость сказанного.

Следующий, также очень распространенный грех языка, - это сквернословие. Кто же вынуждает тебя сквернословить, о человек? Неужели тебе нельзя говорить по-человечески, без гнусных матерных слов и выражений? И ведь люди часто сквернословят без всякой видимой причины, даже и не для красного словца, а просто так, по скверной безмозглой привычке. Нужно ли говорить, что сквернословие и матерная брань - это тяжкий грех? Ведь если даже за праздное слово нам будет непросто отвечать перед Богом, то как мы ответим за скверные и матерные слова?

Еще из грехов языка следует упомянуть грехи лжи и лицемерия. Как и грех осуждения, ложь и лицемерие также по своей сути являются самыми что ни на есть диавольскими грехами, ибо эти качества глубоко присущи диаволу, названному в Евангелии отцом лжи. Он также есть и отец лицемерия, потому что, будучи ангелом тьмы, всегда принимает вид Ангела света. И тот человек, который привык врать и лицемерить, должен знать, что этим он уподобился диаволу и сроднился с ним.

Итак, мы коротко перечислили грехи языка. Как видно, среди них действительно есть много грехов нехороших и тяжких. Еще раз скажем: слово - это великий Божий дар, а любой великий дар, в зависимости от того, как им пользоваться, может стать причиной и великого блага, и великого зла. Вот и слово - оно может созидать, а может разрушать, может лечить, а может убить, может нести благословение, а может проклятие. Будем же всегда об этом помнить, братия и сестры, будем очень внимательны и осторожны в том, как мы пользуемся словом. Постараемся обуздать наш язык и не допускать, насколько возможно, совершения тех грехов, о которых мы говорили. Конечно, обуздать свой язык бывает очень непросто, и апостол Иаков прямо говорит, что это дело принадлежит совершенным. Но мы ведь как раз и призваны к христианскому совершенству, призваны Самим нашим Господом и Создателем. Поэтому если потрудимся и приложим усилия, то Господь нам будет помогать, и мало-помалу мы научимся использовать дар слова так, как и нужно его использовать, - во благо и во спасение. Аминь.

Все, наверняка, слышали выражение Язык мой - враг мой . И это правда. Иногда нам случается говорить такое, о чем впоследствии мы горько жалеем. Мы злимся на собственный язык и думаем, как бы его обуздать. В серии занятий "Язык мой…" мы поговорим о том, как перестать воевать с собственным языком, как превратить его в своего самого лучшего друга, как находить общий язык с разными людьми независимо от пола и темперамента.

"Слово, сказанное от сердца, попадает прямо в сердце".

Занятие 1. Как подружиться с собственным языком.

Сегодня мы разберемся с природой языка. Для начала вспомним чеховского "Хамелеона". Обстоятельства достаточно курьезны - некая собака укусила мастерового за палец (он ткнул ей горящей сигаркой в нос), и они не меняются, меняется ситуативная окраска обстоятельств (собака может быть либо непонятно чьей, либо генеральской). Ну и как тут быть бедному полицейскому надзирателю Очумелову?

Гм!.. Хорошо... - говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. - Хорошо... Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафую его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать!.. Елдырин, - обращается надзиратель к городовому, - узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Не медля! Она наверное бешеная... Чья это собака, спрашиваю?

Это, кажись, генерала Жигалова! - говорит кто-то из толпы.

Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем... Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? - обращается Очумелов к Хрюкину. - Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь... известный народ! Знаю вас, чертей!

Язык мой - враг мой! Прав, ох, как прав был Мартин Лютер, когда сказал: "Чтобы узнать, какие плоды на дереве, его нужно потрясти". В минуты потрясений язык - особенно четкий барометр. Стоп-стоп-стоп!!! С этого места поподробнее... Какой барометр, о чем мы вообще говорим?

ОК. Давайте по порядку.

Итак, принцип действия языка. Лучше и подробнее всего он описан в Послании Апостола Иакова. Я не буду приводить библейский текст полностью - каждый может открыть Библию и прочесть его (Иак. 3:1-12). Но советую обратить пристальное внимание на восьмой стих: "а язык никто из людей укротить не может: это - неудержимое зло". Вот это да! Да это же отличная новость! Поскольку, это занятие невозможное (Иаков дважды говорит об этом), следовательно, стоит перестать заниматься бесполезным делом, ибо повторение одних и тех же действий с надеждой на другой результат - признак безумия. Вздохните глубоко и чувствуйте себя хорошо - с языком бороться не нужно! По причине неуместности действий.

Иаков в качестве иллюстраций приводит в пример лошадей и корабли, но мы не станем разбирать эти примеры, потому что большинство слабо представляет себе управление кораблями и конями. Поэтому переведем все на более современные рельсы. КАМАЗ! Отличный пример! Современный Иаков сказал бы так: "КАМАЗ - о-о-очень тяжелая машина, ее невозможно остановить или пытаться удержать. Но КАМАЗ не самостоятелен! Его поведение на дорогах зависит от водителя. Если водитель нормален, трезв и добропорядочен - все отлично, КАМАЗ никому не причинит вреда, но если за рулем пьяный маньяк... Все ховайтесь!".

Золотые слова! И почему никто не читает их буквально, так же как и другие слова того же Иакова: "течет ли из одного источника сладкая и горькая вода?"

Разберемся с источниками. Во-первых, что такое источник. Как геолог, я бы сказала, что это естественный выход на земную поверхность подземных вод. Т.е., то, что находится внутри под давлением, выливается наружу , как только найдет подходящее отверстие. Или подходящий повод.

Другими словами, пытаясь обуздать язык - мы, как бы, пытаемся заткнуть отверстие в земной коре. Смысл? То, что внутри под давлением, найдет себе другой повод выйти наружу. Следовательно, имеет смысл обратить внимание на то, что под давлением. Сладкая или горькая вода?

Вопрос, таким образом, упирается в то, чтобы заменить внутреннее содержимое или состояние, как вам удобнее. А язык? А язык не враг, он всего лишь озвучка того, что внутри.

Все просто - не боритесь с языком, лучше займитесь своими мозгами, своим мировосприятием, своими отношениями с Богом, наконец.

Ведь слова вторичны по отношению к мыслям. А сам человек есть то, что есть его мысли. И все наши неудачи и несчастья - это, ни что иное, как сигнал о том, что мы находимся в дисгармонии с окружающим миром, а причина этому - негативные или просто бесполезные мысли, блуждающие в нашем сознании . И если мы хотим изменить свою жизнь в лучшую сторону, то нам надо сначала изменить своё мышление. Изменив мышление, мы изменим себя, а как следствие - окружающий нас мир .

Что нужно делать? Послушать мудрых людей:

  1. Апостол Павел "Наконец, братья мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что любезно, что достославно, о том помышляйте"
  2. Моисей "Берегись, чтобы не вошла в сердце твоё беззаконная мысль"
  3. Йоги Остерегайтесь невоздержанности в мыслях. За мыслями своими следите строго. Отвергнув все дурное в мыслях, стремитесь чистой мыслью к совершенству"
  4. Не знаю, кто, но очень правильно подтвердил: Следите за своими мыслями, они становятся вашими словами. Следите за своими словами, они переходят в . Следите за своими привычками, они формируют ваш характер. Следите за своим характером, ибо он определяет вашу судьбу"
  5. Марк Аврелий "Наша жизнь такова, какой ее делают наши мысли"

Как это можно воплотить на практике?



Последние материалы раздела:

К чему иногда снятся вши в волосах Что означает если снятся вши в голове
К чему иногда снятся вши в волосах Что означает если снятся вши в голове

Вши — одни из самых неприятных, противных и вредоносных существ . Увидеть их — событие безрадостное, у многих людей один их вид вызывает...

К чему снятся дождевые черви
К чему снятся дождевые черви

Черви – наяву, при одном только взгляде на этих существ возникает чувство содрогания и брезгливости, даже если есть понимание, что это такая же...

Настройка страховых взносов в 1с 8
Настройка страховых взносов в 1с 8

Эту статью я решила написать в стиле «вопрос-ответ», собрав наиболее часто встречающиеся вопросы, связанные со страховыми взносами в программе 1С...