Храм деметры в элевсине. Храм деметры

Храм богини Деметры в Элевсине

Однодневные экскурсии из Афин.
Рекомендуемые места для посещения достопримечательностей, расположенных около греческой столицы.

Расположение: северо-запад от Афин.

Город Элевсин

Современный Элевсин - индустриальный город, расположенный на расстоянии 23 километров от Афин. Внешний облик города ничем не напоминает его прославленное прошлое, и несведущий в истории посетитель вряд ли остановит на нем свой взгляд. Между тем его история, мифы о почитаемых в Элевсине богах и божествах и территория археологических раскопок представляют большой интерес.

Богиня Деметра и её дочь Персефона

Элевсинский культ был посвящен главным образом Деметре - богине природы, весны и землепашества. Как почти все мифы, миф о Деметре и ее дочери Персефоне аллегоричен. Основной его темой является весеннее возрождение природы после "смерти" во время суровой зимы и извечная мечта человека о бессмертии. Согласно гимну VII века до Р.Х., некогда земля разверзлась и появившийся из ее недр бог подземного царства Аид похитил юную Персефону, унес ее в свои владения и сделал ее своей женой. Крик Персефоны был услышан ее матерью, которая в ужасе бросилась ее разыскивать. После девяти дней и ночей бесплодных скитаний Деметра вышла к дворцу Элевсинского царя Келея, и осталась там, храня в тайне свое настоящее имя, в роли воспитательницы царевича. Когда, наконец, ее тайна была раскрыта, Деметра повелела, чтобы в ее честь был воздвигнут храм, и затворилась в нем, оплакивая утрату дочери. На следующий год по всей земле ни одно семя не дало ростка, и встревоженный Зевс отправил к Аиду Гермеса. Дело разрешилось путем компромиса: одну треть года Персефоне было суждено жить в царстве Аида, а остальное время с матерью. Таким образом, обрадованная Деметра позволила растениям и цветам опять появиться на свет и земле вновь обрести плодородие.

Элевсинские мистерии

Празднества, имевшие это название, были действительно таинством. Наиболее важные его моменты столь бдительно хранились в тайне, что и по сей день мы очень мало знаем о культе Деметры, несмотря на то, что он существовал около пятнадцати столетий и посвященные в него люди исчислялись тысячами. Великие Элевсинские мистерии начинались обычно у Элевсинской стены. Оттуда пускалась путь к Афинам величественная процессия во главе с верховной жрицей и священными символами культа Деметры. Мистерии завершались церемонией почитания мертвых, после которой афиняне могли вернуться в свои дома. В IV веке от Р.Х. Элевсинские мистерии были упразднены по приказу византийского императора Феодосия.

АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ
Большая часть территории, по которой вы можете свободно прогуливаться в наши дни, была в древности доступна только посвященным в мистерии. Обратите особое внимание на находящиеся в центре руины Телестерия (помещения, где происходили церемонии таинства), известного также как Святилище Мистерий.

МУЗЕЙ
В музее Элевсины экспонируются находки раскопок в святилище и на западном кладбище.

Советуем обратить внимание на:
- протоаттическую элевсинскую амфору (650 год до Р.Х.), на верхней части которой изображен Одиссей, ослепляющий циклопа Полифема, а на корпусе - Персей, отсекающий голову Медузы;
- на Кору с фронтона Священного Дома (480 год до Р.Х.);
- на статую бегущей молодой девушки, оглядывающейся налево.

КАК ДОБРАТЬСЯ ДО ЭЛЕВСИНА
На машине: по национальному шоссе Афины-Коринф.
На автобусе: №880, с остановки на улице Панепистимиу, около Офталмиатрио (глазная больница).

Примерно в 580г. до н.э. в городе Пестум (Посейдония) на севере за агорой был построен храм, посвящённый богине Афине. В XVIII в. считалось, что храм был посвящён Деметре, однако, позже нашли вотивные статуэтки и рельефы с изображениями атрибутов богини Афины.

В 520-510 гг. храм перестраивали древние римляне и посвятили его Миневре. Храм представлял собой периптер (14,53х32,87). Храм имеет каноническое соотношение колонн 6х13, которое будет распространено в греческой архитектуре через 50 лет. Портик пронаоса украшали 6 ионических колонн, две сохранившиеся от них капители самые древние на всей территории Италии. Снаружи с восточной стороны находился алтарь. Характерной особенностью этого сооружения является дорический фриз, состоящий из блоков известняка, каждый блок – с двумя метопами и выемкой для триглифа.

В древности капители и гейсоны были декорированы растительной орнаментикой и рельефами, расписанным яркими красками и украшенными золоченой бронзой. Триглифы и метопы, выполненные из песчаника, также были расписаны синими и красными красками. Звёзды из песчаника и золочёные розетки украшали кессонированный потолок.

В этой постройке гармонично сочетались дорический и ионический ордер. Постройка характерна для завершающего периода архитектуры архаики в Посейдонии.

С южной стороны целлы были найдены христианские погребения. В средние века на территории Пестума находилось поселение, покинутое в IX в. Храм использовался как христианская церковь.

Рядом с храмом Афины стоит колонна. Это единственное, что осталось от постройки VI в.

Гёте и Винкельман считали этот храм шедевром античной архитектуры.

СВЯТИЛИЩЕ ДЕМЕТРЫ ПОД АНАПОЙ
Очень интересен проект Фонда Археология - раскопки на найденном осенью 2010 года в поселке Вестник неподалеку от Анапы святилища элевсинских богинь Деметры и Коры-Персифоны .

В осуществлении проекта приняли участие сотрудники и волонтеры Фонда, а также ученые Института Археологии РАН, Южно-Российского Центра археологических исследований. Раскопки дали сенсационные результаты. Святилище было построено на территории, которая традиционно считалась местом расселения местных варварских племен. Найденные в 2010 году остатки храма были датированы 6 веком до н.э.
Интересные конструкции выявила и дальнейшая расчистка фундамента. Археологи и волонтеры нашли прекрасно сохранившийся водосток, построенный из вертикально стоящих каменных плит и полукруглой черепицы, образовавшей сточный желоб. По словам начальника Восточно-Боспорской археологической экспедиции кандидата исторических наук Николая Сударева, подобные конструкции очень неожиданны в такой глухой провинции античного мира, каковой до сих пор считали территории вокруг современного хутора Вестник.
Святилище построено в лучших традициях греческой архитектуры этого времени. Площадь найденного сооружения внушительна, порядка 200 квадратных метров. Вероятно, имелись 4 колонны, при входе (снаружи) располагался алтарь. К алтарю вела выложенная камнем дорожка-вымостка. Конечно, сохранились только фундаменты, но зато они сохранились целиком, как и первые ряды кладки, которые позволяют судить о качестве и архитектуре постройки. Уже сейчас понятно, что здание было покрыто расписной штукатуркой, перекрыто черепицей редкого для Боспора лаконского типа. И еще одно открытие — до сих пор производства черепицы в столь раннее время на территории Боспора зафиксировано не было! Позднее, в V веке здание перестраивалось — появлялись внутренние стены, заново перекрывалась крыша (уже обычными для Боспора плоскими черепицами — керамидами). И опять собственного производства! А в начале IV века здание, по каким-то причинам прекращает свое существование.
Этот комплекс уникален не только для нашей страны (античных храмов VI-V веков до н.э. на территории нынешней России больше нет), но и для бывшего СНГ, где остатков ранних храмов такой сохранности тоже нет. Подобные сооружения существуют только на территории Греции и Южной Италии, где вокруг них сформированы крупные туристические центры (Агридженто, Селинунт и т.д.)
Масштабы найденного античного культового комплекса слишком велики для того, чтобы при имеющихся ресурсах обеспечить его элементарную сохранность, не говоря уже о дальнейшем развитии комплекса, который подвергается ежедневному грабежу, как со стороны «черных археологов», так и местного населения, использующего археологические памятники в качестве материала для строительства фундаментов и сараев. Кроме того, те памятники, которые уже найдены археологами, испытывают недостатое финансирования на охрану и музеефикацию. Поэтому обнаруженный памятник пришлось временно законсервировать, то есть обратно закапывать, чтобы сохранить от разрушения и разграбления. А затем вновь раскапывать...

Понятно, что помимо раскопок этого культового сооружения нужно организовывать на его базе музейный комплекс. Подобный объект может стать уникальным туристическо - экспозиционным центром мирового масштаба.
Можно добавить, что Анапский район и Таманский полуостров - это единственный в России регион, где ярко и полно представлена античная цивилизация. Здесь 25 веков назад были основаны греческие города-колонии - Гермонаса, Фанагория, Горгиппия и многие другие, которые были очагами древнегреческой культуры.

На смену эллинской культуре пришла славянская - знаменитое княжество Тмутаракань , затем наступил тюркский период. Менялись эпохи и государства, но здесь, в этих городах, все это время непрерывно жили люди. Здесь как нигде можно проследить преемственность российской культуры, воочию увидеть ее древние многонациональные корни. Можно с уверенностью сказать, что и с точки зрения исторической, социальной и культурной географии это уникальнейший регион.

Через время экспедиция вновь вернулась к раскопкам. Первой нашли уникальную статуэтку - лик богини Деметры . Судя по масштабам курганов, - а они достигают высоты пятиэтажного дома, - это царские захоронения, аналогичные всемирно известным Семибратним курганам, располагающимся в непосредственной близости.

Поделиться статьей в соцсетях

Главный храм, посвященный богине Деметре - Телестерион, был построен в V веке до н.э. по проекту архитектора Иктина. Он мог одновременно вмещать несколько тысяч человек. В его центре находился анакторон - самая священная часть святилища. У входа в храм Деметры заканчивается Священная дорога, ведущая от Керамикоса в Афинах.

Элевсинские мистерии были одним из самых важных праздников в Древней Греции. Их проводили в течение 1500 лет, пока в 392 году языческий Элевсинский храм не был закрыт императором Феодосием, расчищавшим дорогу христианской вере, а спустя 4 года разрушен вестготами. Элевсинские мистерии - обряды инициации в культах богинь плодородия Деметры и Персефоны. Из всех обрядов древности Элевсинские мистерии считались наиболее важными.

Парадным входом в святилище служили Большие пропилеи, величественная мраморная колоннада, возведенная во 2 в. н.э. в подражание Пропилеям афинского Акрополя, построенным в 437-432 до н.э. Сооружение было поднято над площадью на 5 ступеней, по фасаду оно имело 6 колонн дорического ордена. Средний проем между колоннами был шире других, здесь и пролегал основной проход, по обеим сторонам которого стояли по 3 внутренних ионических колонны.

По легенде, бог подземного царства мертвых Аид похитил прекрасную Персефону - дочь богини плодородия Деметры. Долго скиталась Деметра по земле в поисках дочери, и привела ее дорога в Элевсин, где она, уставшая, села отдохнуть в пещере. Здесь богиню в образе старухи нашли дочери царя Келея и предложили ей кров.

Страшно горевала Деметра о своей дочери, и вместе с ней горевала вся земля - опустели поля, не цвели сады, не плодилась скотина. Узнал об этом Зевс и повелел найти Персефону. Когда же нашли ее в мрачном царстве Аида, попросилась Персефона наверх, повидаться с матерью. Отпустил ее Аид, но с условием, что она вернется. С той поры живет Персефона две трети года на земле с матерью Деметрой, а на 4 месяца возвращается к мужу Аиду в подземное царство. И тогда вся природа увядает вместе с тоскующей по дочери богиней Земли.

В благодарность за гостеприимство Деметра обучила детей Келея обрядам, которые нужно проводить, чтобы плодоносила земля. С тех пор дважды в год, весной и осенью проводились в Элевсине мистерии - праздники в честь богини Деметры. В Малых весенних мистериях мог принять участие каждый, кто говорил по-гречески и не запятнал рук кровью. А вот в Больших мистериях принимали участие только посвященные.

Осенние праздники в честь Деметры длились 9 дней - совершались обряды, жертвоприношения, устраивались шествия с факелами, танцы и спектакли. На 6-й день празднования огромная процессия отправлялась из афинского Керамика в Элевсин по Священной дороге. Кто-то шел пешком, а кто-то на колесницах, но перед городом, пересекая реку по узкому мосту, все становились участниками пешей процессии. Эта часть ритуала как бы говорила о том, что пересекая реку Стикс, отделяющую царство мертвых от царства живых, все становятся равны.

Последний этап мистерий проходили только избранные - они удалялись в закрытую от посторонних глаз часть храма Деметры и совершали таинство.

Последние материалы раздела:

Почему умер Сергей Есенин?
Почему умер Сергей Есенин?

Смерть Есенина. Много всего написано на эту тему. Охочие до сенсаций авторы часто дописывают хронику тех событий от себя, как будто находились...

Как сохранить очищенные зубчики чеснока?
Как сохранить очищенные зубчики чеснока?

Содержимое Многие овощеводы сталкиваются с проблемой - урожай вырастили, а как сохранить его не знают. Чесночные головки не исключение. Из большого...

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...